Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНОНИМНАЯ ГОМИЛИЯ (до 885), поучение в составе глаголического триодного Торжественника XI в. (Клоцев сборник - 12 листов в б-ке Городского музея г. Торенто (Италия), 23/2476; 2 листа в б-ке Музея земли Тироль, г. Инсбрук (Австрия), без принадлежащее, по мнению большинства исследователей, слав. первоучителю св. равноап. Мефодию . Текст А. г. скопирован с дефектного оригинала (не имеет заголовка и начала) и соединен в рукописи с окончанием переводного поучения в Неделю ваий (начинающегося словами: «От чудес на чудеса перейдем»). Первоначально текст А. г. (непосредственно за к-рым следует поучение свт. Иоанна Златоуста в Великий четверг) предназначался, по всей видимости, для произнесения в Великий вторник (тематически А. г. близка евангельским чтениям из Мф 24. 36, 26. 2 на этот день) или, что менее вероятно, в Великую среду. В сохранившейся части А. г. содержит наставление земным правителям о необходимости праведного суда в отношении подданных и о неукоснительном следовании евангельским заповедям как залоге правосудия, решительное осуждение языческих свадебных обычаев и браков между людьми, находящимися в отношениях духовного родства; эта часть завершается евангельской притчей о талантах. В языке поучения несомненно присутствуют моравизмы (къмотра, мъдлость, потьпга), лексика и терминология схожи с краткой редакцией «Закона судного людем» , принадлежность к-рого перу св. Мефодия общепризнана. Тема поучения близка 11-й гл. Пространного жития св. Мефодия (рассказу о вельможе, женившемся вопреки запрету архиепископа на своей куме). Предполагается, что А. г. не является переводом с греч., а написана на слав. языке для произнесения перед мораванами. Рано возникший дефект оригинала послужил препятствием для распространения А. г. уже в древнейший период, но текст неоднократно издавался начиная с 1836 г. и переведен на лат., словен., франц. и чеш. языки. Лит.: Kopitar B. Glagolita Clozianus. Vindobonae, 1836. Р. 166; Vondr á k V. Glagolita Clozv. Praha, 1893. Р. 46-50; Vaillant A. Une homélie de Méthode//Revue des études slaves. Р., 1947. Т. 23. p. 34-37; Grivec Fr. Duo sermones s. Methodii Thessalonicensis//ОСР. 1950. Т. 16. p. 440-448; Va š ica J. Anonymní homilie v rukopise Clozov//asopis pro moderní filologii. 1950. Т. 33. N 1. Р. 6-9; idem. Origine cyrillo-méthodienne du plus ancien code slave dit «Zakon sudnyi ljudem»//Bsl. 1951. Т. 12. S. 154-174; idem. Anonimní homilie rukopisu Clozova po stránce právní//Slavia. 1956. N 25. S. 221-233; idem. Literární památky epochy velkomoravské, 863-885. Praha, 1966, 19962. S. 70-73; Dost á l A. Clozianus: Codex palaeslovenicus glagoliticus. Praha, 1959. p. 10-11, 49-58, 127-144; Bl á hov á E. Homilie Clozianu a homiliáe Mihanoviova//Slavia. 1963. N 32. S. 1-16; Флоря Б. Н. Сказания о начале славянской письменности. М., 1981. С. 162-163; КМЕ. Т. 1. С. 80-82; СтБЛ. С. 28-29.

http://pravenc.ru/text/115654.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней " Христианское совершенство или Записки из кельи невидимых старцев " . Иером. Симон (Безкровный) Христианское совершенство или Записки из кельи невидимых старцев. Иером. Симон (Безкровный)   Новая книга старца «Христианское совершенство или Записки из кельи невидимых старцев» продолжает серию духовной литературы о Спасении. Иером. Симон (Безкровный) задается вопросом: Каковы пути возможного достижения христианского совершенства в современном мире?   Несмотря на то, что схоластическое богословие давно уже ответило, что это - невозможно. Тем не менее, не всех этот ответ удовлетворил. Подобно тому, как не удовлетворяли Мотовилова никакие поучения его современников или даже Отцов Церкви, пока не появилась беседа прп. Серафима о Святом Духе, сказанная на понятном нам языке и обращенная конкретно к нашему поколению.     «Господи, хорошо нам здесь быть...» Мф. 17:4 «Как величественны исполинские горы!» Свт. Николай Сербский «Полезно молиться на горах, а не в ущельях или в оврагах. Поэтому и Христос поднимался на горы и молился там. Наверху проясняется ум и оживают чувства» Прп. Паисий Святогорец Идеал христианского совершенства - жить Христом и во Христе, не прикасаясь к греховным мыслям, следуя словам Сына Божия, знающего сердца человеческие, знать которые свойственно одному лишь Богу: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши?»(Лк.24:36). Подобное одухотворенное состояние совершенства безгрешной души есть многовожделенная цель всякого монашеского сердца, доколе оно в великом духовном сражении за собственное спасение не облечется «силою свыше»(Лк.24:49). Невозможно разбавлять мирскую жизнь Христом, ни Христа разбавлять мирской жизнью. Рано или поздно для того, чтобы спастись, придётся сделать окончательный выбор: или всецело последовать за вечно любящим Христом в жизнь вечную, или остаться и погибнуть с этим гибнущим и преходящим миром. В этой непрекращающейся ни на миг духовной битве даже секунда - это цена вечности, чтобы успеть «прийти в познание истины». Помнящий о Боге становится благодатным, забывающий о Нем делается землей.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=3158

Голова церковних зв " Московського звершив Божественну в 25 березня 2014 р. 20:49 23 марта 2014 года, в неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, председатель  Отдела внешних церковных связей  Московского Патриархата митрополит  Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию на приходе Русской Православной Церкви в Цюрихе (Швейцария). Владыке Илариону сослужили настоятель прихода протоиерей Михаил Земан, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия иеромонах Иоанн (Копейкин) и протодиакон венского кафедрального собора во имя святителя Николая Виктор Шиловский. В завершение Литургии, после поклонения Честному Кресту, архипастыря приветствовал настоятель храма, от имени клира и прихожан поблагодарив Владыку за посещение собора и радость совместной молитвы. Затем председатель ОВЦС обратился к собравшимся с архипастырским словом: «Ваше Высокопреподобие, дорогой отец настоятель, дорогие отцы, братья и сестры! Прежде всего хотел бы передать всем вам благословение Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который в бытность председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата многократно посещал этот приход, созданный по его благословению и при его непосредственном участии. Прошло три недели Великого поста, и Святая Церковь для нашего с вами утешения и духовного укрепления износит на середину храма святой Крест Господень, чтобы мы поклонились ему, почерпнули от него силы, необходимые для совершения постного подвига, для несения нашего жизненного креста, о котором мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении. Сам Господь Иисус Христос, обращаясь к каждому из нас, сказал: «Кто хочет следовать за Мной, пусть возьмет крест свой и следует на Мною» (см. Мф. 16:24). Когда Господь Иисус Христос говорил эти слова, наверное, еще мало кто понимал, что такое Крест, который Он будет нести, и крест, который будет возложен на каждого христианина, ведь апостолы еще не видели Христа страждущим. Они видели Его ходившим по городам и селам, совершавшим чудеса, проповедавшим народу, но даже в страшном сне они не могли представить, что настанет час и Тот Божественный Учитель, с Которым они связывали все свои надежды, изможденный, униженный, оскорбленный, оклеветанный, израненный, будет на собственных плечах нести тяжелый деревянный крест, на котором Его распнут за грехи всего мира. Поэтому эти слова Господа обрели сакральный смысл только после Его Крестной смерти и Воскресения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3612191...

«И с ангелами собеседовал, и бесов видел» Памяти архимандрита Адриана (Кирсанова) Сегодня, на 40-й день, когда душа последнего, – как называют архимандрита Адриана (Кирсанова) , – псково-печерского старца, покинув земные пределы, переселилась на Небо, мы решили не просто опубликовать воспоминания о подвижнике, но привести некий практикум: как обращаться к старцам, что необходимо, чтобы Господь старцев являл, и, наконец, как самим подвизаться в их память . Архимандрит Адриан (Кирсанов). Фото: митрополит Тихон (Шевкунов) Почитание святого состоит в подражании ему. Святитель Иоанн Златоуст Как наши старцы старцами становились Тихон, митрополит Новосибирский и Бердский : – Еще будучи насельником Свято-Троицкой Сергиевой лавры, отец Адриан, по благословению духовника братии отца Кирилла (Павлова) , отчитывал бесноватых. Ух, я помню, приехали мы с бабушкой Екатериной Степановной да с одной из моих сестер в лавру, и я впервые увидел, как отец Адриан отчитывал. Заходим мы в подклет Успенского собора – а что там творится, мама родная! И гавкают, и матерятся... Мы тоже в сторонке встали, постояли на всякий случай. В 1974-м году, спустя 10 лет после того, как я впервые оказался в лавре, я вернулся туда, поступив в Московскую духовную семинарию. Помню, как мы, семинаристы, дожидались после службы или уже после братской трапезы отцов архимандрита Кирилла и батюшку Адриана. Они были между собой дружны, как-то тянулись друг к другу, мы часто видели их вместе. С преподобным преподобен будеши (Пс. 17, 26). Говорят: «Не ищите святых, ищите кротких». Вот старцы и имели такое устроение, простоту душевную, любовь к людям. Хотя какие отец Кирилл да отец Адриан тогда были старцы? Им всего-то в то время по 50 с лишним было. Но поскольку я тогда сам еще был слишком молод, мне они уже представлялись умудренными стариками, испытанными воинами Христовыми. Старцы Кирилл (Павлов) и Адриан (Кирсанов) Они были требовательными, прежде всего, к себе. Во всем себя ограничивали. Самопринуждали. Царствие небесное нудится [силою берется], и нуждницы [употребляющие усилие] восхищают е (Мф. 11, 12). Подвиг очищает сердце, – человек тогда приходит в состояние бесстрастия, и уже в свободное от скверны сердце нисходит благодать. Что сказал Христос апостолам в Своей прощальной беседе (Ин. 13, 31;16, 33)? Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам (Ин. 15, 3). Надо постоянно читать Священное Писание, – это и отличало старцев отца Кирилла и отца Адриана от многих других. Именно тем, кто очищен через Слово, Господь и заповедует: оставайтесь в городе Иерусалиме (Лк. 24, 49), – с обетованием: облечетесь силою свыше .

http://pravoslavie.ru/113520.html

Новости Папа Франциск опубликовал послание по случаю Дня людей с инвалидностью 04.12.2020 15:15 Фото с сайта Vatican News Ватикан, 4 декабря. Папа Франциск опубликовал  послание  по случаю Международного дня людей с инвалидностью, который в этом году посвящен теме «Отстроить еще лучше: на пути к инклюзивному и устойчивому миру после пандемии с учетом потребностей инвалидов». Папа пишет, что выражение «отстроить еще лучше» напоминает о доме из притчи, который может быть построен либо на камне, либо на песке, и делится своими мыслями исходя из этой притчи. Во-первых, дождь, ветры и реки, о которых идет речь в евангельском тексте (Мф 7,24-27; Лк 6,47-49) и которые угрожают стабильности дома, могут быть идентифицированы с «культурой отбросом», распространенной в наши дни: она проявляется в том, что людей больше не считают главной ценностью, которую следует защищать и уважать, особенно если это люди бедные или с ограниченными возможностями. За последние пятьдесят лет в мире были сделаны важные шаги навстречу людям с инвалидностью: человечество постепенно осознало достоинство каждого человека, и это привело к смелым решениям, благодаря которым в социальную жизнь были включены и люди с физическими или психическими проблемами. Однако на культурном уровне до сих пор существует немало явлений, фактически противоречащих этому подходу. Есть тенденция отвергать людей с инвалидностью, и причина кроется в нарциссическом, утилитаристском менталитете, не учитывающем того факта, что уязвимость – это состояние каждого человека. «На самом деле, есть люди с инвалидностью, даже тяжелой, которые, хотя и с трудом, но нашли путь позитивной жизни, богатой смыслом, – как есть и многие другие люди с " обычными возможностями " , которые тем не менее неудовлетворены, а иногда и впадают в отчаяние. Уязвимость относится к сущности человека», – пишет Папа. Поэтому так важно продвигать культуру жизни, и первый «камень», на котором можно отстроить мир после пандемии, – это инклюзивность. Пандемия сделала еще более заметными неравенство и неравноправие, характерные для нашей эпохи, от которых страдают самые слабые. «Никто не должен быть исключен. Сила цепи зависит от заботы о самых слабых ее звеньях», – подчеркивает понтифик.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. мчч.: Лит.: Ап.- Еф.6:10-17 Ев.- Лк.12:2-12 Богородицы: Утр.: Лк.1:39-49,56 Лит.: Ап.- Флп.2:5-11 Ев.- Лк.10:38-42,11:27-28 рядовое: Лит.: Ап.- Рим.15:30-33 Ев.- Мф.17:24-18:4 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь всем святым, глас 2 Апостоли, мученицы и пророцы,/святителие, преподобнии и праведнии,/добре подвиг совершившии и веру соблюдшии,/дерзновение имущии ко Спасу,/о нас Того, яко Блага, молите//спастися, молимся, душам нашим. Кондак всем святым, глас 8 Яко начатки естества, Насадителю твари,/вселенная приносит Ти, Господи, богоносныя мученики;/тех молитвами в мире глубоце//Церковь Твою, жительство Твое Богородицею соблюди, Многомилостиве. Тропарь за умерших, глас 2 Помяни, Господи, яко Благ, рабы Твоя,/и елика в житии согрешиша, прости:/никтоже бо безгрешен,//токмо Ты, могий и преставленным дати покой. Кондак за умерших, глас 8 Со святыми упокой,/Христе,/души раб Твоих,/идеже несть болезнь, ни печаль,/ни воздыхание,//но жизнь безконечная. мученикам Флору и Лавру Иллирийским Тропарь мученикам Флору и Лавру Иллирийским, глас 4 Преудобренную и богомудрую двоицу пресветлую/восхвалим, вернии, по достоянию,/Флора преблаженнаго и Лавра всечестнаго,/иже усердно Троицу несозданную ясно проповедасте всем,/темже пострадавше до крове,/и венцы пресветлыми увязостеся,//молитеся Христу Богу, да спасет души наша. Кондак мученикам Флору и Лавру Иллирийским, глас 8 Яко благочестия мученики и страдальцы Христовы Богомудрены,/вселенная преславно почитает Флора и Лавра днесь,/яко да улучим благодать и милость молитвами их//и избавимся бед и напастей, гнева же и скорби в День Судный. Молитва мученикам Флору и Лавру Иллирийским Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но Небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцах наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь. преподобному Иоанну Рыльскому

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-08-...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Лит.: Ап.- Флп.2:24-30 Ев.- Лк.11:9-13 Богородицы: Утр.: Лк.1:39-49,56 Лит.: Ап.- Флп.2:5-11 Ев.- Лк.10:38-42,11:27-28 мч.: Лит.: Ап.- Евр.11:33-12:2 Ев.- Мф.10:32-33,37-38,19:27-30 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь, глас 1 Спаси, Господи, люди Твоя/и благослови достояние Твое,/победы на сопротивныя даруя//и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство. Кондак, глас 4 Вознесыйся на Крест волею,/тезоименитому Твоему новому жительству,/щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/возвесели нас силою Твоею,/победы дая нам на сопостаты,/пособие имущим Твое оружие мира,//непобедимую победу. тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость» Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 4 Днесь пресветло красуется славнейший град Москва,/имея чудотворную икону Владычицы нашея Богородицы:/та бо, верным являющи чудеса,/низпосылает дары целебныя./Сего ради и мы с верою припадающе молимся,/и на Тоя пречистый образ взирающе,/яко истинную Самую зрим Владычицу нашу Приснодеву Богородицу,/и умильно глаголем:/воззри, Мати Божия, оком милости,/простри к нам руце Твои пречистыя,/якоже на иконе Твоей сие зрится,/и подаждь всем скорбящим радость,/больным от всех недугов исцеление и от бед избавление,//яко Ты еси скорая Предстательница о душах наших. Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 8 Ко источнику приснотекущему милосердия, Пречистей Деве Богородице,/притецем, людие вси, священницы же и иноцы,/мужие, и жены, и чада, здравии и болящии,/в покаянии вопиюще и умильно глаголюще:/Владычице, помози грешным рабом Твоим,/яви яко Благая славу Твою,/присно потщися умилосердитися на ны,/испросити очищение душ и телес наших/от Источника жизни нашея, Бога,//Егоже родила еси, едина Благословенная. Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 4

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-11-...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Виктору (Сергееву), епископу Глазовскому и Игринскому 31 августа 2014 г. 18:37 31 августа 2014 года, в неделю 12-ю по Пятидесятнице, за Божественной литургией в Преображенском кафедральном соборе г. Тамбова Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Виктора (Сергеева) во епископа Глазовского и Игринского ( Удмуртская митрополия ). По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Виктора на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Виктор! Всемогущий Господь, Иже в видении огненных язык, с небесе низпославый Пресвятаго Духа на святыя Своя ученики и апостолы (отпуст службы праздника Пятидесятницы), ныне сподобил и тебя получить сей великий дар — дар Пятидесятницы. Не по твоим заслугам, а по милости Божией ты сопричтен к сонму епископов Русской Православной Церкви. И не для самоутверждения и превозношения, а для сугубого и жертвенного служения другим ты возведен ныне в архиерейское достоинство. Посему в смирении склони главу свою пред Вседержителем и с благоговением внемли моему слову назидания. Еще совсем недавно ты исповедовал свою немощь, с душевным трепетом размышлял о грядущем избрании и поставлении во епископа, не знал, где и когда это совершится и как ты сможешь пережить свою личную пятидесятницу. Теперь же ты предстоишь перед Богом и нами, облеченный силою свыше (см. Лк. 24:49), облаченный в ризу радования и одежду нетления, препоясанный силою истины и увенчанный шлемом спасения (см. Еф. 6:17). Отныне начинается твое шествие по нелегкому пути, который предначертан тебе Пастыреначальником и по которому надлежит тебе идти. Поверь мне: не благоухающими розами устлан сей путь; он тернист, и многотруден, исполнен скорбей и даже страданий. Однако ты дерзай и не бойся, ибо с тобой, как и со всеми служителями алтаря, по неложному Своему обетованию пребывает Господь. Как во время совершения Литургии, так и теперь я вновь приветствую тебя словами: «Христос посреде нас» . В них — наше свидетельство о близости Бога к Своим последователям, каждый раз собирающимся вкупе во Имя Его (см. Мф. 18:20). И это не метафора и не поэтическое выражение литургических переживаний. В этом утверждении отражена суть Церкви, Ее Богочеловеческой природы, потому что действительно Христос невидимо всегда посреди нас.

http://patriarchia.ru/db/text/3717989.ht...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Нектарию (Селезневу), епископу Ливенскому и Малоархангельскому 9 сентября 2014 г. 17:46 9 сентября 2014 года за Божественной литургией в Троицком соборе в Калуге Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил хиротонию архимандрита Нектария (Селезнева) во епископа Ливенского и Малоархангельского. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Нектария на служение и вручил ему архиерейский жезл. Преосвященный епископ Нектарий! Днесь благодать Животворящего Утешителя Духа, просвещающая и освящающая, укрепляющая и вразумляющая, обильно излилась на твою главу. Сегодня сей храм стал малой Сионской горницей, ибо в нем совершилась твоя личная Пятидесятница: через возложение рук архипастырских и по молитвам Церкви Господь сопричислил тебя к великому сонму апостольских преемников. Теперь ты облечен , по слову Спасителя, силою свыше (см. Лк. 24:49). Одеянный в украшенную мантию, ты стоишь перед нами, ожидая напутствия на предлежащее тебе служение. Внемли же словам, которые мне повелевает преподать тебе древняя церковная традиция и долг Предстоятеля. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного (Мф. 5:16), — так Христос Спаситель обращается ко всем Его последователям, но прежде и более всего к тем из нас, кто поставлен учить других, обличать грехи, обезображивающие Божие творение. Потому неслучайно они произносятся в храме за архиерейской Литургией, а также в дни памяти святителей. Помни, что ты призван не только словом, проповедью, но и всей своей жизнью свидетельствовать и ближним, и дальним о Свете Истинном, явившемся в мир. Лишь тот, кто очистил себя от ржавчины ветхого человека, стал подражателем Господу нашему Иисусу, может преображать души человеческие верой Христовой, способен сам быть «светом сущих во тьме, путевождем слепых, наказателем немудрых, учителем младенцев, светильником в мире» (Чин наречения, исповедания и рукоположения архиерейского), как мы молились об этом в момент твоей хиротонии. Пусть белые одежды, в которые ты был сегодня облачен, напоминают тебе о необходимости непрестанно измывать свое сердце от всякой греховной скверны и нечистоты. На белом всегда видна даже малая грязь, поэтому и облекается святитель в белые одежды, свидетельствуя тем самым, что будет зорко в первую очередь относиться к самому себе, к своей жизни и мыслям, к своим делам и поступкам. Пусть на пути духовного возрастания тебя вдохновляет пример преподобного Нектария Оптинского, имя которого ты принял вместе с монашескими обетами. По слову сего старца, «заботься о том, чтобы твои расположения и поступки в жизни служили к славе Божией и назиданию ближнего» (Письма).

http://patriarchia.ru/db/text/3731902.ht...

Фото: mitropolia-lip.ru      Злой раб пьет, гуляет и веселится с пьяницами (см. Мф. 24, 49), но одной участи подвергается не с ними, а с лицемерами. Почему? «Пьяницы», вместе с которым злой раб проводит жизнь, — это не только те, кто имеет пристрастие к алкоголю. Пьяницами в притче названы люди мира сего, которые все силы употребляют на облегчение своего земного существования, на поиск комфорта. Каждый понимает его по-своему, порой диаметрально противоположно, но в любом случае эти люди стремятся получить от жизни удовольствие, наслаждение, как пьяница наслаждается вином. Первым человеком, который бросил все свои силы и способности исключительно на земное, плотское обустройство, был нераскаянный братоубийца и завистник — старший сын Адама Каин. Он видел смерть брата Авеля, но не задумался о том, что и ему предстоит пройти через нее. Каин еще был в состоянии слышать голос Божий, но пренебрег Его вразумлениями, поскольку Бог не вписывался в его иерархию ценностей. Потомками Каина Бог был вообще забыт «за ненадобностью». Их интересовали исключительно земные достижения. Именно в роду каинитов началось развитие цивилизации и ремесел, совершенствование орудий труда и смертоносного оружия, зародилось изобразительное искусство, музыка, поэзия — все для услаждения глаз и слуха как замена молитвы, духовной радости единства с Богом. Господь говорит о таких людях, что они полностью состоят из плоти и Дух Божий в них не может найти себе места (см. Быт. 6, 3). Святитель Кирилл Александрийский называет их «плотолюбцами». Современный плотолюбец может много знать и уметь, быть целеустремленным, пунктуальным, ценящим свое время. Он эрудирован, разбирается в марках, сортах и брендах, владеет несколькими языками, всегда в курсе книжных новинок, театральных постановок и кинопремьер. Это успешный, «упакованный» человек. Почему же Господь называет таковых «пьяницами»? Как пьяница опьяняет себя алкоголем, приходя в невменяемое состояние, так и люди мира сего опьяняются текущей жизнью с ее обманами и кумирами, с ее погоней за успехом, счастьем, удачей, здоровьем, долголетием. Добыв одно, плотолюбец тут же бросается за следующим и не насыщается. Подобно пьянице, который не может раз и навсегда насытиться вином, а постоянно желает новых и новых возлияний, ему надо иметь все больше и больше — у человека мира сего нет конца желаниям.

http://pravoslavie.ru/107812.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010