Мф.5:44 : искшающих (επηρεαζντων смешивая с πειρaζvτων); Мф.12:3 : не всте ли, οκ νγνωτε, вм. несте ли чьли; Мк.4:27 : не вм. растеть или продължатс, смешивая μηκνε(η)ται с μ κινε(η)ται; Мк.6:25 : не того: ξ ατς=сейчас; Лк.2:8 : производя от αλω вм. αλι- —20— ζομα, др. бдще (αλς свирель и νλ двор); Лк.3:23 : начинаем сыи, ρχμενος, принимая за страдательный; Лк.8:29 : отроки вм. путы, смешивая πδαις с παισι; Лк.24:51 и др.: ατς и οτος; Ин.4:14 : измнуемы вм. текущ, λλομνου, производя от λλοομαι; Лк.5:35 : не хотсте, ϑλησαν, вм. хотст, производя от неупотреб. ϑελω вм. ϑλω; Лк.7:17 : народу ропчющю, принимая родительный за самостоятельный, а не за зависящий от κουω; Лк.19:4 : се азъ вамъ го извожю вм. се извожд и вамъ вънъ т. е. γω прочитано за γ, а ξω за γω; Лк.20:25 : образа вм. звы, τπον; Лк.21:5 : на сндь, разделяя πρoς и φγιον; Деян.1:21 : насъ, φ’ μς, и не φ’ μν; Деян.5:11 : не может разоритис се вм. не можете разорити ( его?) ο δυνσεσϑε или ϑνασϑε καταλσαι ατος или ατ; Деян.5:42 : и живху, κα κατ’ οκον вм. и по домомь, въ домхъ; Деян.26:24, 26 : престени – не престану, смешивая μαινομαι с μνομαι; Иак.3:5 : вещныи ( огнь), смешивая λικην с λικν; Рим.5:18 : клтва, смешивая ρ с ρα; Флп.3:14 : назира, κατασκοπν вм. κατ σκπον; Евр.11:7 : устроити, κατασκευασαι вм. κατεσκευασε; Евр.11:28 : пост вм. коснеть, φγ вм. ϑγ; Евр.12:17 : юсте вм. всте, στ вм. στε; Евр.13:21 : свершити (и нек. створити), принимая καταρτισαι за неопределённое вм. повелительного; также нередкие смешения родительных от κοω с самостоятельными, ατς с οτος, времён и залогов, значения предлогов и проч. в) В своём письме писатель чудовского списка, обнаруживая «обычные особенности русского устава XIV века, имеет и другие, русскому уставу XIV века несвойственные: v в виде греческого ипсилона, омегу в виде двойного ω , необыкновенно частое употребление i , а особенно – огромное количество вязей, употреблявшихся в греческой скорописи; сверх того, писец расставил греческие ударения, чего нет в русских уставных текстах (с самыми незначительными исключениями), но обычно в греческой скорописи. Не следуя правописанию и грамматике болгарских рукописей того времени, с которыми, несомненно, был знаком, писец употребляет только те грамматические и орфографические черты, которые в той или другой степени свойственны русским, в частности московским текстам его времени и из которых не все были одинаково древними. Так, он писал рядом npi-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

2. «О словах: «Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия!» (Мф 26. 39)» (Opusculum 6; CPG, N 7697/6; PG. 91. Col. 65-68; Богословско-полемические сочинения. 2014. С. 336-338), написано в 640-642 гг. ( Sherwood. 1952. P. 44-45. N 64: в 641 - Larchet. Introd.//Opuscules. 1998. P. 43-49 (со ссылкой на: Léthel. 1979. P. 86); ок. 640-641 - Jankowiak, Booth. 2015. N 59). Адресат - анонимный монофелит. Толкование этого и следующего евангельского стиха встречается также в Opusc. 3, 7, 15, 16, 23, 24. В Opusc. 6 (вероятно, 1-м пространном толковании Гефсиманского моления в «богословских и полемических сочинениях») М. И. соединил свое толкование известного места из Слова свт. Григория Богослова ( Greg. Nazianz. Or. 30. 12. 6), уже затронутого им в Opusc. 4, с раскрытием учения о двух волях во Христе и характере их взаимодействия во время моления в Гефсимании. В этом сочинении М. И. продолжает одну из важных тем своей христологии и говорит о всецелой сращенности человеческой воли во Христе с божественной в силу ипостасного единства двух природ; эта тема развивается в контексте учения о «взаимообщении свойств» в др. «богословских и полемических сочинениях». 3. «Догматический томос, отправленный на Кипр диакону Марину» (Opusculum 7; CPG, N 7697/7; PG. 91. Col. 69-89; рус. пер.: Богословско-полемические сочинения. 2014. С. 339-351), написан ок. 642 г. ( Sherwood. 1952. P. 51. N 73) или ок. 640/41 г. ( Jankowiak, Booth. 2015. N 41), пространное антимонофелитское и антимоноэнергистское сочинение с явной ссылкой на знание Эктесиса ( Maximus Conf. Opusc. 7//PG. 91. Col. 77), но делающее акцент, как и письмо A, на проблеме действий. М. И. дает в нем свое толкование отрывков из сочинений св. отцов, которые моноэнергисты использовали в поддержку своего учения. Сочинение написано после Opusc. 6, но до Opusc. 20, близко по времени к Opusc. 8. Анализ см.: Беневич, Шуфрин. 2014. С. 32-46. 4. «Копия письма, написанного Максимом святейшему епископу господину Никандру, о двух энергиях во Христе» (Opusculum 8; CPG, N 7697/8; PG. 91. Col. 89-112; рус. пер.: Богословско-полемические сочинения. 2014. С. 352-364), датируется ок. 640 г. ( Sherwood. 1952. P. 43-44. N 61; ок. 640/41? - Jankowiak, Booth. 2015. N 60). Об адресате ничего не известно. Написано примерно в одно время с Opusc. 7, тематика сходная. Анализ см.: Беневич, Шуфрин. 2014. С. 32-46.

http://pravenc.ru/text/2561638.html

Что же говорит в проповедуемом посланными Евангелии и как, говорит, необходимо веровать слушающим? — Конечно, то — что знающий заповеди Христовы и исполняющий их и соблюдающий, тот является любящим Его; и что чрез терпение и стесненный и воздержанный образ жизни возможно стяжать спасение и что, если праведность наша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, мы не войдем в царство небесное (Мф.5:20). Ибо это — то, что (Господь) заповедал им возвещать в Евангельской проповеди.    Следовательно, тот — верующий, кто имеет тщание соблюдать божественные заповеди; не радящий же исполнять и соблюдать их, и даже не видящий ущерба в том, чтобы не соблюдать, и не хотящий путем покаяния вернуться к соблюдению божественных заповедей, такой не будет и числиться среди крещенных, хотя бы он и утверждал, что крестился. Ибо (Христос) говорит, что «растешет его полма, и часть его с неверными положит» (Мф.24:51). Но в отношении нас это еще пока находится в области угроз, поскольку Владыка человеколюбиво ожидает нашего покаяния; Иудеев же, для нашего вразумления, Он разделил здесь, и лишил родства с Собою и с Авраамом, говоря им: «Вы отца вашего диавола есте, и похоти отца вашего хощете творити» (Ин.8:44). И еще: — «Аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили» (Ин.8:39). А то, что они были от рода Авраама, кто не знает сего? Так что если различие в делах и нравах сводит на нет даже кровное родство, и по крови сыновей извергает от сыновства, то как же нас, которые не имеем кровного родства со Христом, различие в делах и нравах (между Ним и нами), не лишит божественного усыновления и не счислит с супостатом? Произнесенная на молебном пении, совершаемом в первый день августа    «Бог смерти не сотвори, ни веселится о погибели живых» (Прем.1:13). Если же Господь не сотворил смерть и не является виновником всех идущих вместе со смертью тягот, то откуда же у нас немощи и болезни и иные виды зла, из которых и смерть рождается? Откуда же и сама смерть? — Вследствие нашего, бывшего в начале, преслушания Богу; вследствие преступления данной нам Богом заповеди; вследствие нашего прародительского греха, бывшего в раю Божием.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

Ныне же будешь со Мною в раю — персидское по происхождению слово ‘сад, парк’, было использовано в переводе Семидесяти для передачи понятия ‘сад в Едеме’ (Быт 2:8), а также и просто в значении ‘сад’, ср. о грядущем утешении Сиона в Ис 51:3. Согласно еврейским представлениям в новозаветное время, рай скрыт от человечества до наступления грядущего века и может быть местом временного пребывания душ умерших праведников. Здесь этим словом означается полнота Божиего благословения, которая ныне же, то есть в день распятия, а не в день второго пришествия, ожидает покаявшегося разбойника. Ему будет дано больше, чем он просит. Смерть Иисуса Христа (23:44–49) Лука упоминает два знамения, сопровождавшие смерть Иису­са Христа — тьма по всей земле и разрыв завесы в храме, причем упоминание второго вынесено вперед сравнительно с Мк и Мф. Первое может быть понято как знак Божиего гнева на людей, отвергнувших Спасителя, хотя у Марка в контексте возгласа Мк 15:34, о котором не упоминает Лука, тьма выступает скорее как знак пережитого Иисусом ужаса отдаления Бога Отца. Второе знамение указывает на грядущее осуждение и разрушение храма (19:44). После этого Иисус возглашает громким голосом слова молитвы, которой благочестивые иудеи выражали перед сном доверие к Богу. Опуская при этом возглас о богооставленности, Лука единственный из всех Евангелистов свидетельствует о мирной кончине Иисуса; кроме того, сотник у Луки говорит не о том, что Иисус — Сын Божий (Мк 15:39), а о том, что Он — праведник (ст. 47), — заключительное указание на невиновность Распятого. Только у Луки рассказано об оплакивании Иисуса народом, возвращающимся с казни. Тьма стоит в течение трех часов; под всей землей может подразумеваться и окружающая местность. Ср. Иер 15:9; Мк 13:24; тот же мотив встречается в языческой литературе, например, у Вергилия (Георгики 1:463–464). Померкло солнце — ср. Иов 31:26; Ис 60:20; по мнению некоторых комментаторов, Лука здесь использовал образ солнечного затмения, которое случилось незадолго до того 24 ноября 29 г. по Р. Х.; в период пасхального полнолуния солнечного затмения в точном астрономическом смысле произойти не могло. Предполагают также, что Лука особо упоминает о солнце ввиду исполнения пророчества Иоил 2:31, ср. Деян 2:20.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

Об особенностях метафорического языка в данной евангельской перикопе см.: DeMar G . Last Days Madness: Obsession of the Modern Church. Powder Springs (GE), 1999. Р. 141–173; France R. T . The Gospel of Mark: A Commentary on the Greek Text. Grand Rapids (MI), 2002. P. 530–537. Об эсхатологических ожиданиях апостолов см.: Парахин С. А . Что спрашивали апостолы у Иисуса на Масличной горе? (Мф 24, 3; Мк 13, 4; Лк 21, 7)//Богословский вестник. 2022. 1 (44). С. 32–35. О том, что в Евангелиях «род сей» ( γενε ατη) используется исключительно для обозначения современников Иисуса, см.: DeMar G . Last Days Madness. P. 50–61; Gentry K. L . The Olivet Discourse Made Easy. Brentwood (CA), 2010. Р. 58–61; Sproul R . C. The Last Days according to Jesus: When Did Jesus Say He Would Return? Grand Rapids (MI), 1998. Р. 51–71; Russell J. S . The Parousia: A Critical Inquiry Into the New Testament Doctrine of Our Lord " s Second Coming. London, 2018. Р. 83–89. Аргументы в пользу того, что пришествие Сына Человеческого может указывать на разрушение Иерусалима, см.: France R. T . The Gospel of Mark. P. 534–535; Райт Н. Т . Иисус и победа Бога. М., 2004. С. 329–331. Все остальные богослужебные евангельские чтения эсхатологической речи Иисуса Христа на Масличной горе во всех синоптических Евангелиях начинаются с обозначения, что речь обращена к ученикам. Богослужебное Евангелие. С. 84–86. Там же. С. 78–83 Там же. С. 86–90. См.: Gentry K. L . The Olivet Discourse Made Easy. P. 67–77 (исследователь приводит 13 пунктов-аргументов в пользу того, что именно в этом месте происходит смена темы); Wilcoxson D . The Olivet Discourse Decoded: To Understand End-Times Prophecy, You Need to Know the Fulfillment of Messiah " s Olivet Discourse in Matthew 24, Mark 13 and Luke 21. Independently published, 2020. P. 94–97. Триодь Постная. Ч. 2. М., 2002. С. 405–410. Бухарев И., прот . Краткое толкование Евангелий, читаемых на Литургии во все воскресные и праздничные дни года. М., 1884; Болотина Д. И., Голосова О. Е . Евангелие дня. Толкования на Евангельские чтения церковного года. СПб., 2013; Виссарион (Нечаев) еп. Толкование на паремии: в 3 т. СПб., 1894.

http://bogoslov.ru/article/6191904

Скачать epub pdf I. «Господь Бог твой, Господь един есть» ( Втор.6:4 ; Иоан.1:1–4,15,26 ; Евр.1:1–10 ; 1Иоан.5:7 ), познаваемый во Отце, Сыне и Святом Духе; во Отце нерожденном, в рожденном безначально, безлетно, безстрастно Сыне – Слове, которое, сообщив помазание восприятому от нас, наименовано Христом, и в Духе Святом нерожденном, но исходящем от Отца. Это Бог единый, Бог истинный, Господь единый в трех Лицах, нераздельный по естеству, хотению, славе, власти, силе и всем свойствам божественным. Его одного возлюби, и Ему единому служи всем помышлением твоим, от всего сердца твоего и от всея силы твоея ( Втор.6:13 ; Мф.22:37 ; Мк.12:29–30 ; Лук.4:8,10,27 ). Да пребывают в твоем сердце глаголы и веления Его, да отражаются они в мыслях, словах и делах твоих, когда ты дома и в пути, когда отходишь ко сну и встаешь; непрестанно памятуй о Господе Боге твоем; страшись Его единого; не забудь о Нем и заповедях Его. За сие Он дарует тебе силу исполнять волю Его. Ибо он не требует от тебя ничего другого, кроме благоговения и любви к Нему и хождение во всех путях Его. Он – слава твоя, Он – Бог твой. Если тебе придется слышать о премирных духах безстрастных и безтелесных, о ниспавшем из лика их всезлобном духе, хитром и коварном обольстителе, не подумай, что они равночестны Богу. Созерцая величие небес, разнообразные движение небесных тел, сияние солнца, свет луны, мерцание звезд, благотворные дыхания ветров, производительные силы моря и суши, не боготвори их. Ибо все сие – слуги и создание одного Бога, словом Его воззванные из ничтожества к бытию. Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася. И так Его одного, Владыку и Содетеля мира, почитай Богом, с Ним соединяйся любовию, и Ему исповедуйся день и ночь в вольных и невольных согрешениях. Ибо Он щедр и милостив, долготерпелив, многомилостив и благ на век. Чтущим Его и поклоняющимся Ему, любящим и хранящим заповеди Его, Он обещает и дарует царствие небесное, нескончаемое, живот безсмертный и свет в невечернее наслаждение. Но Он и Бог ревнитель, Судие праведный и страшный отмститель. Нечествующим против Него, непокоряющимся Ему и отметающим заповеди Его блюдется наказание вечное, огнь неугасающий, мучение непрестающее, скорбь безутешная, одеяние из тьмы непроницаемой, страна мрака и стенаний, ужасный скрежет зубов и червь неусыпающий. Все это уготовал Он исконному злому отступнику, а с ним и всем прельщенным им, служившим ему и отвергшимся Творца своего в делах, словах и помышлениях ( Матф.24:51 , Матф.25:41 , Мк.9:44 , Ис.66:24 ). II.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Самый способ проявления вражды к Авелю свидетельствует о сродстве Каина с диаволом. Диавол лестью и коварством погубил Еву. И Каин также лестью и коварством вызвал Авеля в поле для его погубления. Диавол «человекоубийца бе искони» ( Ин.8:44 ), ибо «завистью диаволею смерть в мир вниде» ( ПремСол.2:24 ). «И Каин явился подражателем диавола, сделавшись братоубийцей» 693 . Таким образом, это один из знаменательных моментов в истории первобытной религии, впервые с очевидностью разделивший человечество на два основных течения: сынов противления и погибели и истинных чад Божиих; с тех пор оба этих направления общественной жизни или, по выражению бл. Августина, два града небесный и земной, ведут между собой непрерывную и деятельную борьбу, имеющую закончиться, в силу божественного первообетования, торжеством первого из них. О личности Авеля более ничего не говорится на протяжении всего Ветхого Завета, но она неоднократно упоминается в Новом Завете, Сам Христос Спаситель исчисление ветхозаветных пророков начинает с праведного Авеля (Мф.23:31–35; Лк.11:49–51 ), а ап. Павел поставляет его во главе ветхозаветных героев веры ( Евр.11:4 ) и указывает в обстоятельствах его смерти некоторую аналогию с крестной смертью Искупителя ( Евр.12:24 ). Этот намек апостола подробно развит в святоотеческой литературе, где личность Авеля получила типично прообразовательное значение по отношению к лицу Господа Иисуса Христа 694 . Все это прекрасно объясняет нам, почему личность Авеля была так популярна в первые века христианской эры: жертвоприношение Авеля, наравне с жертвами Адама и Мелхиседека, является одним из древних и наиболее распространенных памятников древнехристианской иконографии, украшающим собой стены катакомб и крышки саркофагов 695 . За совершением злодеяния не замедлил последовать и божественный суд над виновником его. По примеру суда над падшими прародителями и суд над преступным сыном их милосердый Судья начинает с призыва к покаянию. «И сказал Господь Каину: где Авель брат твой»? Сим вопросом Бог, очевидно, хочет пробудить совесть убийцы, вызвать его на чистосердечное и искреннее признание своей вины и на мольбу к Богу о помиловании.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/biblej...

1) «Авель есть пастырь и начальник пастырской жизни естественной: Иисус Пастырь и Пастыреначальник в жизни духовной» (сн. Ин. 10:11  и др. Евр. 13:20 ; 1Петр. 5:4 ). 2) «Авель приносит Богу жертву, без сравнения приятнейшую, нежели Каинова» ( Евр. 11:4 ): «Иисус приносит жертву крестную, единую достойную Бога и упраздняющую собой все жертвы обрядовые». ( Евр. 10 ). 3) Жертва Авеля сопровождается его мученичеством: жертва Иисуса сопутствуется Его смертью . 4) «Авель страждет от зависти первородного брата: Иисус страждет от ожесточения первенца народов, Израиля» (срав. Мф. 23:35  и Луки 11:51 ). 5) «Кровь Авеля говорит о нем через веру к милосердию Божию и невинностью своей вопиет против убийцы к правосудию Божию: кровь Иисуса вопиет к Отцу небесному (обратное отношение типа) о помиловании всего рода человеческого». Но срав. также и цитов. выше места Евангелий. 6) «Каин, убийца брата своего, делается изгнанником всей земли: народ, убивший Иисуса, становится пришельцем всех народов». 7) «Убийце Авеля оставляется жизнь, но со знамением осуждения и наказания: Израиль, распявший Христа, сохраняет свое бытие, но только для того, чтобы носить кровь его на себе и на чадах своих». Срав. цит. места Евангелий и Мф. 27:25 172 . 8) «Через Сифа восстановляется угасшее с Авелем праведное семя Адаму ( Быт. 4:25–26 ). И вот в этом семени, потомстве, новозаветное толкование указует еще светило (срав. Фил. 2:15 ) праведности Эноха, ( Быт. 5:24 ), по вере своей в грядущее спасение настолько угодившего Богу, что преложен был, не видев смерти, Евр. 11:5 , а своей праведной жизнью сделавшегося живым обличителем своих развращенных современников (Иуд. ст. 14–15) и образом покаяния для грядущих родов (Сираха 44:15; 49:16). В том и другом отношении, т. е. по вере и праведности, он, по смыслу толкования св. апостолов (срав. Иуды ст. 14 и Евр. 11:40–12:1  и дал.), служил пророчественным образом для новозаветного времени по силе того же свойства типа как 1Кор. 10:1–11 . «Как же верой преложен бысть Энох? Благоуждение Богу было причиной преложения и причиной благоугождения – вера. Ибо, если бы он не был убежден, что получит воздаяние, то как стал бы благоугождать?» 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Притча подала повод к знаменитым спорам между протестантами и католиками о том, что следует понимать под маслом в светильниках, веру или добрые дела. Протестанты, конечно, понимали только веру, а католики – добрые дела. Но, строго говоря, здесь не говорится ни о том, ни о другом. Думали даже, что здесь говорится о Святом Духе. Но все такие толкования мало относятся к делу. Сущность притчи, по-видимому, в том, что она составляет лишь «иллюстрацию к последней части речи Христа» ( Мф.24:44–51 ). Притча о десяти девах может быть в своих главных очертаниях кратко изложена так: будьте лично готовы, будьте готовы во всякое время, будьте готовы идти ко Христу прямо. К этому прибавим, что как притча о десяти девах, так и дальнейшая притча исторически имели огромное влияние на христианскую жизнь. Ни в какой другой религии мы не находим ничего подобного. Во всех других религиях, если можно так выразиться, постоянно заметен недостаток возбудителей или возбуждающих средств к деятельности, прогрессу и усовершенствованию. От этого во всех других религиях, кроме христианской, наблюдается постоянный застой, леность и косность. В противоположность этим недостаткам народной жизни Христос побуждает христиан к постоянному бодрствованию, и оно является одним из сильнейших двигателей всякого прогресса и усовершенствования. Тут бросается закваска в массу человечества. Тут возбуждается ничем не сдерживаемое и постоянное движение вперед, не останавливающееся и не успокаивающееся ни на какой мертвой точке. Приглашение к постоянному бодрствованию противно всякому застою и реакции. Но можно спросить: откуда же берется такая сила? Каков ее источник? Ответ Самого Христа на эти вопросы может представиться несколько странным. Бодрствуйте, не спите, будьте деятельны и разумны, не впадайте в леность... потому что не знаете ни дня, ни часа... Мотивом к бодрствованию является, таким образом, постоянное ожидание пришествия Сына Человеческого, хотя точно о времени этого пришествия никто не знает. Что за удивительный мотив! Кто мог выставить его, кроме истинного Мессии, Который говорил: «бодрствуйте», постоянно ждите Меня, «потому что не знаете», когда Я приду. Только огромный авторитет и достоинство явившегося на земле Мессии мог сообщить силу таким словам. Другие, может быть, только сказали бы: бодрствуйте до тех пор, когда я приду, а я приду в такой-то час. Не спите до моего прибытия, потом можете успокоиться. Так говорят хозяева своим слугам. Но Мессия говорит иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

    3:8. «Покаяние означает отвращение от греха. Известно, что сами фарисеи подвергали сомнению акт покаяния, если человек, предположительно совершивший покаяние, продолжал грешить. Ветхозаветные пророки описывали послушание Богу и будущее благословение Богом Своего народа как плод покаяния (метафора, понятная жителям аграрной страны; ср.: Ис. 5:2; 27:6; Ос. 10:1, 12,13; 14:7,8; Прит. 11:30,31).     3:9. Евреи были убеждены, что они уже спасены как народ, ведущий свое происхождение от Авраама. Вероятно, образ Бога, воздвигающего Себе народ из камней, представлялся еврейским слушателям ИоаннаКрестителя чем-то вроде языческого мифа (у греков есть подобные легенды), далекого от реальности, но эти слова подчеркивали, что Бог не нуждается в Израиле для осуществления Своего замысла (как и в Ам. 9:7; ср.:Быт. 1:24; 2:9). Некоторые исследователи видят здесь игру слов: «дети» и «камни» созвучны в арамейском языке.     3:10. В еврейской литературе деревья иногда символизируют Израиль; в Ветхом Завете деревья используются в притчах о суде над народами (Ис. 10:33,34; Иез. 31:2—18; Ам. 2:9) или Израилем (Ис. 10:18,19; Иер. 11:16;Иез. 15:6). Древесина крупных деревьев (напр., ливанского кедра) использовалась в строительстве, а древесина тонкоствольных фруктовых деревьев Палестины шла либо на изготовление мелких предметов, либо, как здесь, на топливо.     3:11. Рабы высокопоставленных лиц нередко имели более высокий статус, чем свободные. Раб (в отличие от ученика, который также служил учителю) носил за хозяином обувь; Иоанн утверждает, что недостоин быть даже рабом Христа.    Пророки предсказывали, что Дух Божий изольется на праведных, когда Бог утвердит Свое Царство в Израиле (Ис. 44:3; Иез. 39:29; Иоил. 2:28). А нечестивцам они угрожали огнем (Ис. 26:11; 65:15; 66:24; Иер. 4:4; 15и др.). В Мф. 3нечестивцы крестятся, или погружаются, в огонь (3:10,12), а праведные — вСвятой Дух.     3:12. Поскольку одно и то же греческое слово может означать и «дух», и «ветер», здесь получают развитие образы ветра и огня, намеченные в 3:11. Процесс веяния был хорошо знаком палестинским евреям, особенно земледельцам: они провеивали собранную пшеницу на открытом гумне, и ветер отделял более тяжелое зерно от легкой мякины. Бесполезная мякина обычно сжигалась. Другие библейские авторы также описывают день суда как жатву (4 Езд. 4:30—32; ср.: Иер. 51:33; Иоил. 3:12—14), а нечестивцев сравнивают с мякиной (Ис. 17:13; Иер. 13:24; 15:7). То, что огонь «неугасим», указывает помимо мгновенно сгорающей соломы на нечто гораздо более страшное (Ис. 66:24), хотя в иудаистской традиции не было единства мнений о продолжительности существования ада (см. геена в Словаре).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010