Люди сами своим нечестием и нераскаянной греховностью отстранят и удалят от себя Искупителя и Освятителя. Некоторое подтверждение такого объяснения мы находим в словах Божиих о современниках Ноя. И сказал Господь (Бог): не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками (сими); потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет ( Быт. 6:3 ). Плоть противополагается духу, и дела плоти противополагаются делам духа, как это раскрыл Апостол Павел в Послании к Галатам 5:16–23. Он же в 1 Послании к Коринфянам говорит: Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно ( 1Кор. 2:14 ). И не только не принимает, но даже и прямо противится, как говорил Архидьякон Стефан Иудеям. Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы ( Деян. 7:51 ). Вот это-то пренебрежение Святым Духом, нежелание принять Его, противление Ему, выражающееся в жизни по плоти, а не по духу, в совершении дел плоти и в нерасположении и даже вражде к делам духа, если оно бывает упорно и нераскаянно, так что ни временная отсрочка наказания (120 лет), ни другие средства не помогают, и не остаётся уже и надежды на исправление, – истощает, наконец, долготерпение Божие. Дух Божий отступает от таких людей, и они неизбежно ввергаются в погибель, к которой сами упорно стремились. Пошлёшь Дух Твой, созидаются, и Ты обновляешь лицо земли. Сокроешь лицо Твоё, мятутся; отнимешь дух их, умирают, и в персть свою возвращаются (Пс. 103и 29). Это сказано о животных, но слова эти применимы и к человеку. Что в последнее время люди будут такие же плотские, каковы они были перед потопом, это прямо засвидетельствовал Иисус Христос. Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына человеческого. Ибо как во дни пред потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег; и не думали, пока не пришёл потоп, и не истребил всех: так будет и пришествие Сына человеческого ( Мф. 24:37–39 ). Люди сами своей жизнью и делами достигнут того, что Дух Святой отвратит от них лицо Своё, от среды будет; и тогда люди в персть свою возвратятся, погибнут. Погибнут все те, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца ( Откр. 13:8 ; ср. Мф, 24 глава и 2Сол. 2 глава). Устоят против обольщений и гонений и спасутся только избранные ( Мф. 24:22, 24 ); устоит и спасётся Церковь Христова ( Откр. 12:13–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Написано, что тот, кто примет смерть за девственность и чистоту в борьбе с грехом, тот равен мученикам за веру во Христа Спасителя. Он – праведник, ибо он сохранил целомудрие и чистоту души своей, общаясь с людьми, всегда исповедуя только истину. Он – проповедник потому, что проповедовал людям о покаянии – самом необходимом для спасения. Сегодня в Евангелии вы слышали, как Господь сказал: самая большая и первая заповедь – это: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим (Мф. 22, 37), а вторая, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22, 39). Казалось бы, для нас должно быть естественным любить Бога, как ребенку – своих родителей и еще больше, но почему мы не любим Бога? Ответ на это дает нам Святое Евангелие – по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь(Мф. 24, 12). Да, братия и сестры, это наши грехи иссушают в нас любовь к Богу. Из источника, который завален камнями и мусором, уже не текут струи воды. Так и мы, не очистив сердце свое, не можем испытать настоящей духовной радости и близости к Богу, ибо единственный путь к любви – это покаяние. Святые Отцы говорят: «Христос – это олицетворенная любовь. Иоанн – это образ покаяния». Вся церковная служба – во все праздники, даже во Святую Пасху, проникнута вместе с торжеством и радостью покаянием. И как Иоанн Креститель указывает нам на Христа как на Спасителя мира, так и покаяние ведет нас к любви! Аминь. Это событие воспоминается Церковью 29 авг./11 сент. – Ред. О грехе лжи и лицемерия Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Братия и сестры, сегодня Церковь празднует память святого священномученика Анфима, епископа Никомидийского [ 1 ]. Во время одного из гонений на христиан епископ Анфим по просьбе своей паствы удалился из города и жил, никому не известный, в селе, как простой поселянин. Епископа разыскивала римская власть, чтобы предать суду и казни. Отряд воинов зашел в селение, где скрывался Анфим, и, встретив его, воины спросили не знает ли он, где скрывается Никомидийский епископ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2176...

Ну а желающим быть Его последователями Он сказал: «Не клянись вовсе». То есть не в каких-то отдельных, особо важных случаях призывай в свидетели Бога, но помни всегда, что Он свидетель всей твоей жизни, всех твоих дел. Поэтому «да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет». Если угодно Богу, согласно с Его заповедями, то «да», и даже до смерти. А если против заповедей, то «нет», и чтобы все уговоры, все принуждения были бессильны. «А что сверх этого, то от лукавого» ( Мф.5:37 ). «Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб» ( Мф.5:38 ). В Ветхом завете был закон о равном воздаянии за всякое насилие: «душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» ( Исх.21:24–25 ). Этот закон, с одной стороны, останавливал злоумышленника: «И прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло» ( Втор.19:20 ). Но этот же закон ставил предел и ответному гневу, потому что обиженный норовил за один глаз вырвать оба, и за один зуб оставить вообще без зубов. Господь же, как всегда, зовет своих последователей выше. В данном случае – выше законного права мести: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся» ( Мф.5:39–42 ). Эти заповеди часто вызывают недоумение, а то и насмешку. Но сила их в том, что, отказываясь мстить за себя, я показываю свою веру, что Бог всегда рядом со мною. Бог лучше меня знает, что мне полезно. И если бы Он не попустил, то никто бы не смог причинить мне зло. Ну а если все же необходимо воздать злодею, – никто, кроме Бога, не сможет это сделать наилучшим образом. Отказываясь мстить за себя, я тем самым даю «место гневу Божию. ...Ибо ... Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» ( Рим.12:19 ). И уже великие мужи Ветхого завета чувствовали, какое благо получаешь, отказываясь мстить.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Отношение древних евреев к овцам было заботливым и нежным: об этом свидетельствуют, в частности, притча пророка Нафана об овечке, которую бедный человек купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь ( 2Цар. 12:3 ). С такой же нежностью Бог относится к своему народу: Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей ( Ис. 40:11 ). Это нежное, любовное отношение Бога к человеку проявилось в том, что Бог послал в мир Своего Единородного Сына. Он стал Пастырем для рассеянных, заблудившихся и погибших овец. Евангелисты Марк и Матфей рассказывают о том, как, увидев толпы людей, Иисус сжалился над ними, что они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря ( Мф. 9:36 ; Мк. 6:34 ). Иоанн приводит беседу, в которой Иисус говорит о себе как о Добром Пастыре ( Ин. 10:11, 14–15 ). В рассматриваемой притче, однако, акцент ставится не на роли Иисуса как пастыря для всего стада погибших овец дома Израилева ( Мф. 10:6; 15:24 ), а на Его отношении к каждой из этих погибших овец в отдельности. Каждый человек имеет для Него абсолютную и непререкаемую ценность. Слова, родственные терминам πλνη («блуждание», «скитание») и πλεια («погибель»), попеременно употребляемые в цитированных текстах, говорят о разной степени отпадения человека от Бога: первый термин может указывать на временное уклонение от истины, второй – на окончательное. Но Бог никакое уклонение или заблуждение не считает бесповоротным: даже для погибшего есть надежда на воскресение. Отношение Иисуса к грешникам шокировало тех, кто считал себя праведниками, – фарисеев и книжников. Иисус говорил им: Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие ( Мф. 21:31 ). Когда они привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, Он не осудил ее ( Ин. 8:10–11 ). И женщину-грешницу, пришедшую с алавастровым сосудом мира, Он также не осудил ( Лк. 7:37–39 ). Каждого грешника и каждую грешницу Иисус видел не глазами фарисеев: Он видел их теми глазами, которыми на них смотрит Бог, простирая к ним взор любви, сострадания и нежности, подобно пастуху, потерявшему любимую овцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Пока евреи были верны Закону Божию – и Бог милостиво внимал молитвам их из храма. Когда же они развратились, Бог «отверг» построенный Ему храм и не слушал более молитв, из этого храма к нему возносимых ( 3Цар.9:7 ; Мф.23:37–38 ). Для ясности припомните также, как жрецы Ваала на горе Кармил приносили жертвы и молитвы Богу. Бог, с той же горы, приняв жертву пр. Илии, жертву жрецов Ваала отверг. Он видел эту жертву, знал про нее, но отверг ее. ( 3Цар.18:25–39 ). Таким образом мы твердо можем заявить, что Бог всё знает, что делается в языческих храмах, только милостью своею Он пребывает со своими истинными служителями. А из всего доселе сказанного следует, что Павел Апостол про истинные храмы не мог учить, будто в них «не живет Бог» . Поэтому православные христиане Наумовские хорошо поступают, собираясь построить Богу новый благолепный храм. Жалко, что вы не помогаете им в добром деле... § II. После перерыва беседы, Никита собрался с силами. Он мужественно выступил против меня с возражением. Он сказал: – Доселе мы толковали с вами про ветхозаветный храм. – Согласны, что его велел построить Сам Бог и в нём Он жил. Но какой храм вы нашли у христиан в Новом Завете? Я ответил: – Пока стоял на земле древний храм, – Христос и Апостолы ходили в него ( Мф.21:12–14 ; Деян. 22, 17 ). Этот храм Они считали святыней. Это видно из того, что Господь изгнал с гневом торгующих из храма ( Мф.21:12 ). Апостолы же посещали храм не для того только, чтобы учить в нём народ, но и чтобы в нём молиться. В этом убеждает нас пример Св. Павла. О нём мы читаем: «когда я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление» ( Деян.22:17 ; ср.: Деян.24:11 ). Видите, значит, христиане почитали святыней рукотворенный храм Божий, пока он существовал. Со временем же, христиане выстроили свои храмы. Об этих храмах находим пророчество у Св. Апостола Павла. Он пишет: «откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» ( 2Фес.2:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Распятый однажды на Кресте, принявший страдание и смерть, Христос распинается за нас и теперь. И сегодня Он несет Собственное орудие казни, поднимаясь на тот же Голгофский холм – но теперь ведем Его мы сами. Отцы Церкви учат, что, согрешая, мы всякий раз заново распинаем нашего Спасителя, наносим Ему новые и новые раны. Более того: мы сами, по своей греховной воле, оказываемся тем Крестом, на котором жестоко распинаем нашего Спасителя… Однако, как мы хорошо помним, в день Распятия Христова среди стоявшей возле Креста толпы находились не только жестокие распинатели Господа, но и любящие Его, плачущие о Нем и сострадающие Ему. В тот день там были Его гонители: иудеи, желавшие смерти Спасителя, римляне, прибивавшие Его ко Кресту, и, наконец, насмехавшаяся над Ним толпа. Но там стояла и Богоматерь, плачущая о Своем Божественном Сыне, и любимый ученик Христов Иоанн, единственный из всех апостолов, не убоявшийся ареста и смерти и пришедший ко Кресту Учителя, и жены-мироносицы, оказавшиеся сильнее и жертвеннее апостолов; был там и благоразумный разбойник, из бездны своих преступлений обратившийся ко Христу и тем восшедший – первым среди всего человеческого рода – в Рай. Быть может, мы, разжигаясь ненавистью и злобой, начнем кричать согласно с иудеями: кровь Его на нас и на детях наших ( Мф.27:25 )? Или же станем насмехаться над Ним вместе с римскими солдатами, издевательски говорившими: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого ( Лк.23:37 )? Или мы сами предадим Христа на Распятие заодно с Пилатом, умыв руки вместе с прокуратором (см. Мф.27:24 )? А быть может, мы начнем поносить распятого на Кресте и безвинно страждущего Господа вместе с хулившим Христа разбойником (см. Лк.23:39 )? Но тогда мы услышим с высоты Креста только одно: Отче! прости им, ибо не знают, что делают ( Лк.23:34 ). Или же мы, напротив, преисполненные верой и любовью, восплачем вместе с Богоматерью? Окажемся верны Христу вместе с женами-мироносицами? Исповедуем Его Богосыновство с сотником, восклицая: воистину Он был Сын Божий ( Мф.27:54 )? Или даже окажемся усыновлены Самой Богоматери с Иоанном Богословом, услышав от Господа вместе с Его любимым учеником: се, Матерь твоя! ( Ин.19:27 )? Или обратимся к Нему с искренней и покаянной молитвой благоразумного разбойника – помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! ( Лк.23:42 )? И тогда, в ответ на такую молитву, мы сможем услышать с вершины Креста: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 ). Святые отцы о Воздвижении Честного и Животворящего Креста Господня

http://azbyka.ru/propovedi/vozdvizhenie-...

Христиане первой половины V века считали, что предводитель гуннов Аттила родился в результате «преступной связи девушки с собакой» – настолько он был ненавидим. Назиданием на все времена звучат слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф.7: 6). Речь здесь, конечно, о людях: о невозможности проповеди Евангелия перед гордыми, нераскаянными, ожесточенными, ибо такая проповедь была бы искушением Господа Бога нашего. В словах Спасителя заключено также понятие об иерархии человека и животных. Эту мысль он проводит неоднократно, а при исцелении сухорукого фарисеям говорит прямо: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы!» (Мф. 12: 11, 12). Говорит и ученикам: «сколько же вы лучше птиц?» (Лк. 12: 24). Поэтому, когда речь заходит об уничижительном отношении к собакам, то воспринимать его за злое – напрасно. Было бы нелепо, если б всеблагой Творец ненавидел свое ничем не провинившееся создание. Библия указывает нам исключительно на иерархию, нарушение которой и «есть мерзость перед Господом Богом твоим». Человек психически и духовно здоровый, естественно, любит создания, сотворенные Богом. Поэтому смерть домашних животных вызывает у людей печаль. Однако она бывает подчас явно чрезмерной. В таких случаях есть основание задуматься о правильности нашей духовной жизни. Господь заповедал нам прежде всего любить своего Небесного Родителя: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37). С этой заповедью тесно связана вторая «подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (22:39). Если человек научится это соблюдать, то любовь к животным в его душе займет свое иерархически подобающее место. Вопрос классификации на «чистых и нечистых» животных в Православии пересмотрен. Св. Патриарх Фотий писал: «Многое по природе очень хорошо, но для пользующихся становится большим злом, не из-за собственной природы, но из-за порочности пользующихся… Чистое стало отделяться от нечистого не с начала мироздания, но получило это различие из-за некоторых обстоятельств.

http://pravoslavie.ru/5752.html

   Когда через веру мы приходим к богопознанию, то сразу же усваиваем свои непременные обязанности, исполнением которых и сможем впоследствии стать причастниками Божественных обетований. Господь наш убеждает нас, что абстрактное знание о существовании Бога вовсе не является для нас достаточным и полезным. «Не всякий, говорящий Мне «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное» (Мф. 7:21). Иными словами: к Моим обетованиям будет причастен лишь тот, «кто имеет заповеди Мои и соблюдает их» (Ин. 14:21). «Тот, кто имеет» — значит тот, кто позаботился узнать значение и цель заповедей, а после этого он начинает соблюдать их, то есть применять их на деле. При этом Спаситель заостряет наше внимание на смысле соблюдения заповедей: «тот любит Меня» (Ин. 14:21). И подтверждает: «Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин. 14:24).     «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею... и ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37, 39). Разве в этих двух заповедях не заключается вся полнота закона? Именно ими доказывается цельность человеческой личности, а человеку предоставляется право быть наследником Бога и сонаследником Сына Божия.    Выше мы уже подчеркнули, что подвиг — это не цель, а средство, но средство необходимое и нужное для того, чтобы обрести исцеление и вернуться к цели нашего общего предназначения.    Божественное Откровение для нас — это основа здравого пути познания. Через него мы познали самих себя, окружающий нас мир и свое отношение к другим людям. Откровение — это излияние и действие Божественной благодати. Оно непогрешимо ведет нас к постижению подлинной сути вещей, в согласии с которой Творец и Промыслитель Бог, по боголепному Своему замыслу, придал этим вещам их конечное предназначение.    Несомненно, падение человека повлияло на ход событий, изменило характер и темп их развития — и это было известно всесильному Богу Слову, «Имже вся быша». Отсюда возникла необходимость в усилии со стороны страждущего человека, чтобы восстановить целостность, исцелить поврежденную природу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

А Евангелие говорит: Если кто хочет идти за Мною, тот да отвергнет–ся себя и возьмет крест свой и последует за Мною. Ибо, кто хочет душу свою сохранить, тот потеряет ее; а кто душу свою потеряет ради Меня, тот сохранит ее. Какая польза человеку, если он весь мир приобретет, а души своей лишится? Или какие выкупные деньги человек даст за душу свою? Ибо приидет Сын человеческий во славе Отца Своего с ангелами своими и воздаст каждому по делам его (Мф. 16:24—27; 10:39). А что себя самого отречься должно, принять крест свой на себя и следовать за Иисусом, об этом написано не только у Матфея, слова которого мы привели, но и у Луки, и у Марка. Выслушай, как у Луки об этом говорится: Если кто хочет последовать за Мною (стать моим учеником), да отречется он самого себя, возьмет крест свой на себя и последует за Мною. Ибо кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою (Мк. 8:34—37)? Уже давным–давно, значит, мы обязаны отрекаться от самих себя и говорить: И уже не я живу (Гал. 2:20). В настоящее время должно быть показано, приняли ли мы на себя крест свой и последовали ли за Иисусом, что тогда только мы можем признать за собой, если Христос живет в нас (Гал. 2:20). Если желаем мы свою душу спасти, дабы ее снова получить не в виде души, а в лучшем виде, то должны мы потерять ее в мученичестве. Если мы потеряем ее Христа ради и сложим ее к Его стопам, умерев ради Него, то доставим ее истинное спасение. В противном же случае мы должны иметь в виду, что никакой не принесет нам пользы, если бы мы и весь видимый мир приобрели, а самих себя потеряли (Мф. 16:26), потому что, кто раз потерял свою душу или ее лишился, тогда если бы и весь мир он приобрел, не будет иметь возможности отдать его за потерянную душу. Ибо она, будучи создана по образу Божию, ценнее всего на свете. Один только за нашу до того времени потерянную душу мог выкуп дать — это Искупивший нас Своею драгоценною кровию (1 Пет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Ви­дел ли наказываемых за злословие? Посмотри на получающих награду за благословие. " Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят " (Числ.24:9). " Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного " (Мф.5:44,45). Видишь ли, что не должно ни совершенно заключать уста, ни всегда открывать их, но знать время для того и другого? Зная это, и пророк сказал: " положи, Господи, хранение устам моим и дверь в ограждение уст моих " . Какое же это ограждение, как не мысль, которая грозно стоит и держит в руках огонь, готовый сжечь упо­требляющих уста безрассудно? Ее поставь привратником и стражем, угрожающим совести, и она никогда не отворит двери безвременно, но во время, на пользу и на неисчислимые блага. Потому и сказал некто: " помни о конце твоем, и вовек не согрешишь " (Сир.7:39). Видишь ли, как и этот предлагает ту же мысль? А я сделал ее более грозною, сказав, что она держит в руках не только то, что происходит при смерти, но и после смерти. Если будет так, то никакое зло не родится в душе. Сравни с этим и другое изречение, – что за всякое празд­ное слово дашь ответ в день судный (Мф.12:36). Вспомни, что отсюда и смерть произошла. Если бы жена не говорила со змием о том, о чем говорила, если бы не приняла слов его, то и сама не получила бы вреда, и мужу не дала бы плода, и он не вкусил бы. Говорю это не для того, чтобы винить язык и уста, – нет, – но неблаговременное их употребление, которое происходит от небрежности ума. Есть и другой путь погибели чрез уста, когда бывают лобзания постыдные и нечистые, или коварные и льстивые. И на них положи хранение. Таково было лобзание Иуды, исполненное коварства. Но не таково лобзание Павла, которым он заповедует лобзать друг друга: " приветствуйте " , гово­рит, " друг друга лобзанием святым " (2Кор.13:12). Не таково было лобзание Давида с Ионафаном, но святое, честное, исполненное искренней любви (1Цар.20:41). Таково же было лобзание тех, которые, пали на выю Павлову, и облобызали его (Деян.20:37).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010