протоиерей Николай Зефиров Первое соборное послание святого апостола Петра Апостол Петр, иначе Симон, был брат Андрея Первозванного, жил в небольшом городе Вифсаиде на берегу Галилейского озера, занимался вместе с отцом и братом рыбною ловлею. До призвания к апостольскому служению он назывался Симон, по призвании же Господь назвал его Кифою, что значить: камень (Петр) ( Ин.1:42 ). Этим новым именем Господь предуказывал твердость его веры. За свою ревностную любовь к Господу он удостоился быть в числе самых приближеннейших учеников Его и был свидетелем самых важнейших моментов в жизни Господа и величайших чудес Его ( Мф.17 ; Мф.26 ; Лк.8:45–51 ). По воскресении Господа, Петр, раскаявшийся и оплакавший свое отречение, был восстановлен в апостольском достоинстве. По сошествии св. Духа на апостолов, он первый выступает с воодушевленною проповедью к собравшемуся народу о Христе – Сыне Божием, которого иудеи распяли и который воскрес ( Деян.2:22–24 ); затем, по исцелении хромого у дверей храма, дерзновенно проповедует о Христе пред Синедрионом. Сила проповеди ап. Петра была так действенна, что многие уверовали во Христа, а слава о чудесах его была так велика, что многие выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них ( Деян.5:15 ). Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись ( Деян.5:16 ). Он первый из апостолов обращает ко Христу язычника Корнилия Сотника и тем полагает начало Церкви христиан из язычников. Будучи главным образом проповедником учения Господа среди иудеев, он проповедует в Антиохии, в Малой Азии, в Вавилоне, и потом переносит дело проповеди в Грецию ( Гал.2:11 ; 1Пет.1:1; 5:13 ; 1Кор.1:12 ), и наконец в Рим, где в царствование Нерона в 66–67 году принял мученическую смерть. По его желанию его распяли вниз головою; он не хотел в образе смерти уподобиться Господу, считал себя недостойным. Читатели послания Читателями послания, как мы видим из 1-го ст. первой главы, были избранные пришельцы, рассеянные в северо-восточных областях Малой Азии. Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии,       Асии и Вифинии, избранным. Под этими пришельцами разумеются не только христиане из иудеев, но и христиане из язычников. Прилагает же к тем и другим название „пришельцев“ не в собственном смысле, а в переносном, потому, что желает этим сказать, что христиане здесь на земле должны почитать себя только странниками и пришельцами, что настоящее наше отечество небо, туда и должны быть направлены все помыслы христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Разделы портала «Азбука веры» архим. Серафим (Алексиев), архим. Сергий (Язаджиев) Почему православному христианину нельзя быть экуменистом В Избранное Оглавление Вступление Сегодня много пишут, говорят и проповедуют об экуменизме, экуменических встречах, экуменическом объединении христиан, об экуменическом богословии и т. п. Но не все, употребляющие эти слова, понимают, что такое «экуменизм». Слово «экуменизм» происходит от греческого οικουμνη, οκω (обитать, населять). Следовательно, «экумени» — это «населенная, обитаемая земля, ойкумена», и поначалу этим словом обозначалась область, населенная людьми на нашей планете. И Церковь Христова в древности словом «ойкумена» называла землю и ее обитателей ( Мф.24:14 ; Лк.21:26 ; Откр.3:10; 12:9 ). Соответственно, прилагательное «экуменический» означает «вселенский», т. е. относящийся ко всей земле и ее населению. Святая Православная Церковь по-гречески тоже именуется «вселенской», будучи ею по существу, ибо ее Божественный Основатель предназначил ей распространяться по всем обитаемым на земле местам ( Мф.28:19 ; Мк.16:15 ). Современное «экуменическое» движение тоже претендует на «вселенскость», но подменяет вселенское единство в истинной вере чисто механическим соединением разных исповеданий, отпавших от Православия и чуждых ему, и потому современный «экуменизм» есть совершенно новое явление 1 . В качестве идеи он появился в середине XIX века в Англии и Америке с целью объединить различные христианские исповедания, которые неверно именовались «церквами». К достижению этой цели настойчиво стремится созданный на Амстердамской ассамблее 1948 года Всемирный Совет «церквей» (ВСЦ), центр которого находится в Женеве. Современный термин «экуменизм» придуман и введен в употребление Джоном Моттом (1865—1955), известным масонским лидером и председателем ИМК.А. Произошло это на съезде «Международного миссионерского совета», работавшего в 1910 году в Эдинбурге (Шотландия) 2  под его председательством. Тогда и было положено начало всему экуменическому движению 3 .

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Разделы портала «Азбука веры» Юмор — 1) интеллектуальная способность подмечать и обнаруживать внешним образом в ком-либо, чем-либо их комичные, смешные стороны; 2) конкретный результат проявления этой способности. Чувство юмора связано с умением субъекта видеть противоречия в окружающем мире. Способность к выражению положительных эмоций посредством улыбки и смеха присущи человеку по природе. Хотя, нужно отметить, в силу испорченности человека грехом, эта способность не всегда употребляется им в точном соответствии с требованиями нравственного закона. На страницах Священного Писания можно видеть примеры того, что можно считать проявлением иронии. Так, например, пророк Илия посмеивается над бессилием идолопоклонников ( 3Цар.18:27 ), а Господь Иисус Христос говорит о лицемерах, используя забавные образы и описания ( Мф.11:16-19; 23:24; 23-27 ). Одно из чудес, совершённых Иисусом, скорее напоминает шутку, чем полноценный рассказ о чуде ( Мф.17:24-27 ). Поучения и поступки святых изобилуют проявлением юмора. Прп. Амвросий Оптинский давал свои наставления в форме шутливых стихотворений. Полезным видом юмора является самоирония. Использование доброго уместного юмора может благотворно воздействовать на душу человеческую, поддерживая человека во время скорби или помогая лучше увидеть недостатки, скрытые глубоко в сердце. Неуместный юмор От доброго юмора следует отличать то, что построено на служении плотским страстям, оскорблении Бога, Церкви и достоинства человека. Многое из того, что считается «хорошим юмором» в современной культуре, на самом деле является лишь проявлением греховных страстей. « Сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение » ( Еф.5:4 ), – учит апостол Павел. Нарушением 3й Заповеди Декалога часто являются анекдоты, в которых участником ставят Бога; богохульство . Христианин призван удаляться от всего этого, от всякой непристойности и неумеренности. Однако наличие хорошего чувства юмора, при должном употреблении, может быть полезной способностью для христианина. Цитаты о юморе

http://azbyka.ru/jumor

священник Савва Спиглазов (Краткое жизнеописание обратившегося из раскола, ныне единоверческого священника, Саввы Спиглазова) Я рожден в селе Паим, Пензенской губернии, Чембарского уезда. Село Паим имеет более трех тысяч ревизских душ. Из этого числа только меньшая часть православные, которые имеют церковь ; большая же часть жителей принадлежит к австрийскому согласию. Эти старообрядцы, также как и православные, имеют молитвенный дом и лжесвященника, поставленного Московским лжеархиепископом Антонием Шутовым. Есть не большое число беглопоповцев. Безпоповцев в Паиме сравнительное не малое количество; они делятся на две части, из коих одни принимают к себе чрез перекрещивание, а другие без перекрещивания; первые известны еще под именем поморцев, а вторые спасовцев и нетовцев. Последние не перекрещивают, из боязни греха христо-распинательства. К этому толку принадлежал и я. Дед мой, Михаил Григорьевич, известен был за великого начетчика и заправителя безпоповщинского толка. Отца моего звали Матвеем Михайловичем Спиглазовым. Дед мой не редко имел беседы с безпоповцами, опровергая своих противников поморцев. Я еще с детства бывал при этих беседах, но по большей части уходил с бесед с недоумением, где истина, так как не мог вкушать твердой пищи, ибо по слову апостола, твердая пища есть для совершенных, имущих чувствия обучена долгим учением, для отличия добра от зла ( Евр.5:14 ). Дед мой часто говаривал, что поповцы не правильно думают: ныне уже последнее время, уже царство антихристово настало; теперь уже нет нового завета, т. е. бескровной жертвы и священства. Но неужели Христос Спаситель определил существовать Своему новому завету не до второго Своего пришествия?!... Безпоповцы забывают слова Спасителя: Созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ей ( Мф.16:18 ); небо и земля мимо идет, а словеса моя не имут прейти ( Мф.24:35 ). Удивительно, небо и земля стоят непоколебимо, как из начала были созданы Самим Богом, а церковь и новый завет, Богом установленные, не могли вечно пребывать, а сделались одоленными от врат адовых.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/moe-obra...

Скачать epub pdf Глава 6 Отшествие Иисуса Христа в Галилею и чудесное насыщение Им народа в пустыне (1–15). Чудесное укрощение бури (16–21), прибытие в Капернаум (22–24) и беседа о хлебе жизни (25–71). 1. Ин. 6:1 . После сего пошёл Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. Мф. 14:13, 21:1 . 2. Ин. 6:2 . За Ним последовало множество народа, потому что видели чудеса, которые Он творил над больными. Ин 4:45 . После сего пошёл Иисус и пр.: из всех событий от второй ( Ин. 5:1 ) до третьей ( Ин. 6:4 ) во время общественного служения Христова Пасхи и даже до праздника кущей после этой третьей Пасхи ( Ин. 7:2 ) ев. Иоанн описывает только (в 6 главе) два – чудесное напитание хлебами и чудесное хождение Господа по морю и излагает одну речь Христову о хлебе жизни, тогда как первые три евангелиста описывают очень много событий из продолжительного времени тогдашней деятельности Христа в Галилее, судя по сравнению их хронологии с хронологией Иоанновой. Значит, здесь в ряду повествований Иоанновых перерыв, и – очень длинный, простирающийся на события почти целого года: ибо беседа по исцелении расслабленного при Вифезде была на второй Пасхе ( Ин. 5:1 ), а события, описываемые в 6 главе, – перед третьей Пасхой ( Ин. 6:4 ). Значит, выражение Иоаннова повествования, что после сего пошёл Иисус на ту сторону моря Галилейского и за Ним последовало множество народа не так нужно понимать, что это случилось непосредственно после беседы по исцелении расслабленного и народ пошёл за Ним из Иерусалима, а так, что после помянутой беседы Господь ушёл из Иерусалима и Иудеи, пришёл в Галилею и там жил и действовал, как повествуют первые три евангелиста, долго и много; перед третьей Пасхой Он пошёл однажды к морю или на ту сторону ( πραν) моря Галилейского, Тивериадского, и за Ним в это время следовало множество народа. – Моря Галилейского: см. прим. к Мф. 4:18 , – В окрестности Тивериады: собственно – моря Галилейского, Тивериадского (по другому названию). Морем Тивериадским Иоанн называет море Галилейское и в другом месте Евангелия – Ин. 21:4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Скачать epub pdf (Рождественская проповедь ) Досточтимые отцы и братия! Так Церковь поет в Символе веры . Вслед за рождением Сына Божия она тотчас же вспоминает о Его страданиях, распятии и смерти. И мы, особенно священнослужители, приветствуя ныне друг друга, задумаемся над страданием Родившегося нас ради. И это не будет случайным словом вне связи с праздником Его рождения, а наоборот – неразрывно, тесно связано одно с другим. Вертеп и Голгофа – это начало и конец одного дела, – спасения человечества. Редко кому приходится задумываться над связью этих событий. А между тем все мы знаем, что Рождение Его сопровождалось страданиями. Только в виду чрезвычайной радости Боговоплощения мы почти не замечаем скорбей, сопровождавших Рождество Христово. А на самом деле они начались одновременно. Воплотился Творец мира и не нашел Себе места для рождения даже в простой хижине, чего обычно не лишается и самая бедная мать. Источник мира Сам рождается на скорби, которые начинаются с пеленок. В восьмой день, когда Мария Дева приносит Его в храм на обрезание, Симеон Богоприимец пророчествует о том, что Младенец будет предметом споров на земле: одним Он будет на спасение, а другим – на падение. А Матери он предрек горькое предсказание: «И Тебе Самой оружие пройдет душу!». После же Он Сам скажет людям: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее. И враги человеку – домашние его» ( Мф.10:34–36 ). Скажет Он, что кто за Ним захочет пойти, тот подобно Ему должен будет взять свой крест и последовать за Ним (см. Мф.16:24–26 ). И Свой крест Он понес с рождения. Ирод будет искать убить Его, как будто конкурента по царству земному, а, не найдя Его, перебьет неповинных младенцев... И эти первенцы – мученики за Христа, пророчески предуказывают сотни тысяч, миллионы духовных «младенцев», то есть простых по душе и невинных христиан, кровь которых будет литься на земле беспрерывно даже до конца мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Так и слышу крики гордых иноплеменников, поднявшиеся в ответ на эти слова: " Имперское мышление! " , " Мессианство! " , " Самообольщение! " Успокойтесь, господа, ни первого, ни второго, ни третьего здесь нет. Мы лишь констатируем факт, отрицать который можно только вместе с отрицанием всей христианской эсхатологии. Ее центральным положением является то, что в последние времена не все люди пойдут за лжепророками и примут на себя начертание зверя, и это будет иметь громадное значение и изменит весь ход происходящего. " И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни " (Мф. 24, 22). Надо вспомнить и другое речение: " На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее " (Мф. 16, 18). В какой же стране может в исторической перспективе остаться такое количество верующих, чтобы они смогли до последнего дня сохранить Христову Церковь и изменить весь сценарий Страшного Суда? Если учесть нынешнее состояние человеческого рода и направленность происходящих в мире процессов, в этом качестве можно вообразить себе только Россию. Все другие страны, где существуют поместные Православные Церкви, все больше и больше поглощаются " Новым мировым порядком " , открывшимся Тайнозрителю еще 2000 лет назад. " И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостью и нечистотою блудодейства ее " (Откр. 17, 4). Разве возможно не узнать в этом образе современную Америку, купающуюся в богатстве и роскоши и предающуюся безудержному разврату и самоугождению, превращая себя в " потребляющее животное " ? И вот эта великая блудница соблазнила уже и Грецию, и Болгарию, и Румынию, и Грузию, а сопротивлявшуюся ей Сербию раздавила силой, и только с Россией вышла у нее осечка. Это тем более досадно для нее, что, когда у нас началась " перестройка " и пошли " реформы " , она истолковала их как капитуляцию России, впала в эйфорию и на радостях даже утратила бдительность, что было нам очень на руку. И только теперь выясняется, что подлинный смысл последнего десятилетия двадцатого века заключался для нас не в " демократизации " , то бишь в принятии американских ценностей, а в разрушении неповоротливых, убивающих всякую деловую инициативу " госплановских " экономических механизмов и создании принципиально новых стимулов хозяйственной деятельности, которые, получив широкое развитие, сделают Россию такой богатой и сильной, какой она никогда еще не была. А " ценностей " заокеанских православные люди так и не приняли, и вся агитация продажного телевидения только обозлила нас против них.

http://pravoslavie.ru/rusdom/200110/15.h...

Часть 1-я. Рассказы и размышления на евангельские чтения в дни воскресные Неделя Св. Пасхи Евангелие от Иоанна. зач. I, гл. I, ст. 1–17. 1. Светлое Христово Воскресение Много светлых и торжественных праздников в св. Православной Церкви; но нет светлее и торжественнее, нет радостнее и утешительнее великого дня Воскресения Христова, когда все облекается в свет, небеса веселятся, земля радуется, и весь мир торжествует великую победу Спасителя нашего над смертью и адом. Вот что повествует Евангелие об этом славном и великом событии ( Мф.28:1–15 ; Мк.16:1–11 ; Лк.24:1–12 ; Ин.20:1–18 ). Миновала великая суббота, в ночь на которую Иосиф аримафейский и Никодим погребли тело Иисусово. Гробовая пещера, в которой оно было погребено, была запечатана огромным камнем; при ней стояла стража, которую первосвященник и фарисеи убедили Пилата приставить для охранения гроба до третьего дня, чтобы ученики Христовы, «пришедши ночью, не украли тела Его и не сказали бы народу: воскрес из мертвых». Но и камени запечатану от иудей, и воином, стерегущим пречистое тело Господа, на третий день после Своих крестных страданий и смерти, Иисус Христос воскрес из мертвых, согласно с писаниями пророков. Это совершилось после полуночи с субботы на следующий после нее день (ныне воскресенье). Находившиеся на страже воины видели, как по воскресении Спасителя ангел отвалил камень от гробовой пещеры, и были свидетелями происшедшего в то время землетрясения. Лицо ангела, отвалившего камень, по словам евангелиста Матфея, было как молния, а одеяние его бело как снег ( Мф.28:3 ). Этот молниеносный взор ангелов и их блестящее одеяние были живым выражением их небесной радости и светлого торжества на небе, которое в этот великий день, по свидетельству св. Церкви, как бы исполнилось особенного света (пасхальный канон, песнь 3, тропарь 1). Пораженные и устрашенные этим чудом, воины попадали ниц и некоторое время оставались как мертвые. Пришедши в себя, они пошли и рассказали о всем случившемся первосвященникам и книжникам, но эти, подкупив воинов, научили их говорить народу, будто ночью, когда они спали, ученики Иисуса Христа пришли и украли тело своего Учителя. Но эта злобная и нелепая выдумка врагов Христовых не имела успеха, и истина воскресения Христова в короткое время была засвидетельствована всему миру и сделалась его достоянием.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Беседа 37. Евангелие от Матфея, глава 11, 20–24. «Горе городам нераскаянным» Сегодня мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж», и тема сегодняшней беседы называется Горе городам нераскаянным. Сегодня мы будем читать 11-ю главу Евангелия от Матфея с 20-го по 24-й стих. Это очень важно, когда мы изучаем именно Слово Божие, оно не есть слово человеческое, но есть именно Слово Вечного Бога. О значимости Писания святитель Иоанн Златоуст писал: «Не ожидай другого учителя; есть у тебя Слово Божие, – никто не научит тебя так, как оно. Ведь другой учитель иногда многое скрывает то из тщеславия, то из зависти» . То есть Библия, это кладезь таких знаний, которые имеют не приходящие значение. Ибо как природа Бога не изменяема, так и значимость Его собственного Слова, неизменна и имеет ценнейшее и не приходящие значение, в жизни всего человечества. Сказано: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим.3:16 ). И мы читаем, 20-й стих 11-й главы Евангелия от Матфея: Мф.11:20 . «Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись». Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «Показав, что Он сделал все, что надлежало сделать, а они между тем остались нераскаянными, начинает укорять их, как непокорных» . То есть Господь все сделал для нашего научения, наставления и спасения, и если все же мы не принимаем дар спасения, отвергаем и отталкиваем его от себя, то в этом случае мы, как неблагодарные, заслуживаем и порицания, и посрамления, такое применение этого текста мы можем иметь к себе самим. По отношению к этим древним городам это обстоятельство, что они все оказались неблагодарными по отношению к спасительному служению Сына Божия, свидетельствует о том, что их грех имел коллективное значение. То есть, иногда грех может заразить целый город, или целую область, или даже целую страну, и тогда все в равной степени несут за него ответственность, ибо все подпадают под проклятие одного и того же греха. А бывает и так, что кто-то совершает тяжелый грех, а все остальные молчаливо не обращают на это внимание, и тогда все и подпадают под одно и то же проклятие.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Введение § 1. Понятие о Библейской Герменевтике и разные наименования этой науки Библейская Герменевтика есть наука, в которой преподаются правила, как узнавать и изъяснять подлинный смысл священного Писания. Название Герменевтики взято от греческого слова ρμηνεειν толковать, изъяснять что-нибудь или посредством простого перевода с одного языка на другой ( Ин.1:39,42; 9:7 ; Мф.1:23 ; Евр.7:2 ), или посредством подробнейшего раскрытия предлагаемой мысли ( Лк.24:27,32 ); а Библейскою или Священною называется она в отличие от герменевтики общей. – Некоторые богословы дают этой науке название Экзегетики 1 ; потому что слова ρμηνεειν и ξηγεσϑαι употребляются в священном Писании как тожественные, в одинаковом значении ( Лк.24:27 ; Ин.1:18 ). – Другие называют ее Богословием толковательным, или сказательным 2 , по ее предмету и отношению к составу богословских наук. § 2. Польза ее Священное Писание, как слово Божие, есть нетленное семя, от которого человек возрождается из естественной в благодатную жизнь ( 1Пет.1:23 , сн. Лк 8:11 ); есть хлеб, которым он духовно живет, и вода, которою утоляет духовную жажду ( Ам.8:11,12 ); есть светильник, сияющий в темном месте, пока придет рассвет и заря взойдет в сердце ( 2Пет.1:19 ), и есть самый дневной свет, то есть, живое и блаженное познание Бога и чудес его во времени и в вечности ( 1Ин.5:20,2:8 ). Без слова Божия человек мрачен, гладен, жаждущ и мертв духовно 3 . По сей необходимости священного Писания для истинного и лучшего существования человека, православно-кафолическая Церковь не только позволяет всякому верующему слушать и читать Писание, но и заповедует исследовать оное, дабы веровать сердцем в правду и устами исповедовать во спасение 4 . Но поскольку в нем есть нечто и неудобовразумительное, что не наученные вере и не утвержденные в ней, к собственной своей погибели, толкуют превратно ( 2Пет.3:16 ): то желающий испытывать Писания, могущая умудрити во спасение ( 2Тим.3:15 ; сн. Ин.5:38 ), для вернейшего достижения сей цели, должен предварительно знать правила истинного разумения и изъяснения смысла священного Писания 5 . Сии-то правила и составляют предмет Библейской Герменевтики: здесь предлагается начало, к которому должно обращаться постоянно при изъяснении Писания; здесь назначаются законные пределы для изысканий; здесь указываются средства к правильному уразумению истины, открытых людям в божественном Писании.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010