Восточно-сирийский обряд. Бдение в ночь на В. п.- один из немногих в году примеров всенощной службы в обряде Церкви Востока . Оно состоит из 3 псалмических блоков (mawtba), 19-го раздела вост.-сир. Псалтири (suyyaka; Пс 131-140), ночной службы (qala-d-Šahra), утрени (sapra) и крещального чина. Основная тема 1-го mawtba выражена в гимне «об умовении ног», 2-го - в гимне о таинстве Евхаристии, на 3-м читается составное Евангелие (Мф 26. 31-44 + Лк 22. 43-44 + Мф 26. 45-50 + Лк 22. 49-50 + Ин 18. 10 + Мф 26. 52 + Ин 18. 11 + Мф 26. 52-75). Крещение в конце бдения знаменует собой окончание великопостного периода подготовки оглашаемых. Литургии в В. п. нет; на вечерне вечером в В. п. бывают чтения (Ис 52. 13 - 53. 12; Дан 9. 20-27; Гал 2. 17 - 3. 14; Лк 22. 63 - 23. 12 + Мф 27. 19 + Лк 23. 13-23 + Мф 27. 24-25 + Лк 23. 24-25 + Мф 27. 51-54 + Ин 19. 23-42), после к-рых совершается процессия с Крестом от бемы в алтарь, изображающая Смерть и погребение Спасителя; вечерня заканчивается «чином погребения» с пением особого продолжительного антифона (ibid. P. 153-157). Эфиопский обряд. В В. п. совершаются утреня, 3, 6, 9, 11 и 12-й часы. Утреня в В. п. начинается с гимна-исповедания веры в Страсти и Воскресение Христовы; следуют чтения и песнопения; служба заканчивается священническим благословением. На 3, 6 и 9-м часах прочитывается вся Псалтирь, разделенная на 3 части; на часах антифонно поются особые гимны; бывают чтения паремий, святоотеческих слов; отрывков из Апостола; евангельских рассказов о Страстях. В конце дня, после 12-го часа, совершается обряд «погашения света» (ibid. P. 93-133). В коптской Церкви в дни Страстной седмицы, в т. ч. в В. п., используется множество библейских чтений (http://www.bombaxo.com/coptic. html [Электр. ресурс]). Богослужение В. п. на латинском Западе уже с V в. рассматривалось как часть triduum (лат.- Триденствие), включающего в себя В. п., Великую субботу и день Воскресения ( Ambros. Mediol. Ep. 23. 12-13//PL. 16. Col. 1030; Aug. Ep. 55. 24//PL. 33. Col. 215); впосл. triduum стали отсчитывать от Великого четверга; службы triduum имеют ряд общих особенностей (опускаются начальные молитвословия, удваиваются антифоны и проч.). В. п.- единственная пятница в году, к-рая обозначается греч. словом παρασκευ (в лат. транскрипции), в подражание евангельскому словоупотреблению (ср.: Мк 15. 42).

http://pravenc.ru/text/150067.html

   Почему Иоанн пишет, что Пётр осёк ухо рабу архиерея, а прочие – что [это сделал] один из бывших со Христом ( Ин.18:10 ; Мф.26:51 ; Мк.14:47 ; Лк.22:50 )? Разъяснение    Иоанн, твёрдо полагаясь на любовь Петра, что [тот] не будет негодовать на объявление правды, в точности [это] изложил. Ибо по горячности Петра это было [им] сделано. Вероятно, что прочие [евангелисты] по почтительности к Петру (αδο το Πτρο)более кратко произошедшее описали. Недоумение XL Какой смысл имеет выговор Христа воспользовавшемуся мечом, когда [Он] услышал спрашивающих, не нужно ли ими воспользоваться ( Лк.22:49 ), тогда как Сам Господь, как повествует Лука, повелел купить мечи ( Лк.22:36 )? Разъяснение Господь повелел ученикам купить мечи, чтобы они не для отмщения [врагам] ими пользовались, но через них удостоверяя [учеников] о грядущем страдании, вместе с тем и исполняя пророчество, что «к беззаконникам причтён» ( Лк.22:37 ; Ис.53:12 ). Ведь держать в руках ночью мешок и мечи подобает разбойникам. Не написано же, что на вопрос учеников разрешил Господь мечами пользоваться, [но] вместе с вопросом, сразу Пётр отсёк ухо у раба, не подождав ответа. Если же Матфей передаёт слова Господа «Верни меч твой на место его» ( Мф.26:52 ,) а иной «оставьте, довольно» ( Лк.22:51 ), оба они одно и то же показывают – что не одобрил Господь произошедшего. Недоумение XLI Почему Иоанн написал, что во двор Анны, а Матфей – что во двор Каиафы привели Иисуса схватившие [Его] ( Ин.18:13 ; Мф. 26:57 )? Разъяснение Анна был тестем Каиафе, и  вероятно  у них был один дом. Поскольку случается, что одно строение имеет многие комнаты(διατας), Анна, расспросив Господа, отослал Его, как написано, связанного к Каиафе, [который] находился в другом помещении [этого дома] ( Ин.18:24 ). Недоумение XLII Почему Матфей о двух служанках, представших Петру ( Мф.26:69, 71 ), Марк – об одной, но дважды ( Мк.14:66, 69 ), затем иной еще о мужчине одном ( Ин.18:26 ) упоминают во время отречения [Петра], Лука же не так, но говорит об одной служанке и о двух мужчинах ( Лк.22:56, 58, 59 )? Разъяснение

http://azbyka.ru/otechnik/Isihij_Ierusal...

Наконец, и те рассказы, какие в его Евангелии представляют собой воспроизведение того, что имеется в первых двух Евангелиях, он группирует и видоизменяет по-своему. Как и евангелист Матфей, Лука начинает свое Евангелие с самых первых моментов новозаветного откровения. В первых трех главах он изображает: а) предвозвещение о рождении Иоанна Крестителя и Господа Иисуса Христа, а также о рождении и обрезании Иоанна Крестителя и сопровождавшие их обстоятельства ( Лк.1 ); б) историю рождения, обрезания и принесения Христа в храм, а затем и выступление Христа в храме, когда Он был 12-летним отроком ( Лк.2 ); в) выступление Иоанна Крестителя в качестве Предтечи Мессии, сошествие на Христа Духа Божия во время крещения Его, возраст Христа, в каком Он был в то время, и Его родословие ( Лк.3 ). Изображение мессианской деятельности Христа разделяется в Евангелии от Луки довольно ясно также на три части. Первая часть обнимает деятельность Христа в Галилее ( Лк.4:1–9:50 ), вторая содержит в себе речи и чудеса Христа во время Его продолжительного путешествия в Иерусалим ( Лк.9:51–19:27 ), и третья содержит историю завершения мессианского служения Христа в Иерусалиме ( Лк.19:28–24:53 ). В первой части, где евангелист Лука следует евангелисту Марку и в выборе, и в последовательности событий, сделано несколько пропусков из повествования Марка. Опущены именно: Мк.3:20–30 – злостные суждения фарисеев об изгнании Христом демонов; Мк.6:17–29 – известие о взятии в темницу и умерщвлении Крестителя и затем все, что приведено у Марка (а также у Матфея) из истории деятельности Христа в Северной Галилее и Перее ( Мк.6:44–8:27 и сл.). К чуду насыщения народа ( Лк.9:10–17 ) непосредственно присоединен рассказ об исповедании Петра и первое предречение Господа о Своих страданиях ( Лк.9:18 и сл.). С другой стороны, евангелист Лука вместо раздела о призвании Симона и Андрея и сынов Зеведея к последованию за Христом ( Мк.1:16–20 ; ср. Мф.4:18–22 ) сообщает повествование о чудесном лове рыбы, вследствие которого Петр и его товарищи оставили свое занятие, чтобы постоянно следовать за Христом ( Лк.5:1–11 ), а вместо рассказа о непринятии Христа в Назарете ( Мк.6:1–6 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Все евангелисты свидетельствуют, что Иисус Христос был распят между двумя преступниками; Римская стража состояла из четырех человек, они разделили одежду Господа поровну, о хитоне же метали жребий ( Ин 19:23–24 ); Господа злословили случайные прохожие ( Мф. 27:39–40 ). Семь «слов» Господа на Кресте: 9 Молитва за распинателей ( Лк. 23:32–34 ; 1Кор 2:7–8 ; Деян 3:15–17 ); Ответ благоразумному разбойнику ( Лк. 23:39–43 ) (по одному из толкований «рай» – место пребывания душ праведников после смерти до общего Суда Усыновление ученика Матери ( Ин 19:26–27 ) (одно из косвенных свидетельств того, что у Божией Матери не было других родных детей кроме Иисуса Христа); Вопль богооставленности ( Мф. 27:46 ; Мк. 15:34 ) (домашнее задание); «Жажду» ( Ин 19:28 ) «Совершилось» ( Ин 19:30 ) Обращение к Отцу ( Лк. 23:46 ) с. 264]. III . Свидетели смерти, время смерти и знамения, сопровождавшие смерть Господа Иисуса Христа Имена женщин, свидетелей смерти ( Мф. 27:55–56 ; Мк. 15:40–41 ). Знамения, сопровождавшие смерть Господа: Тьма по всей земле ( Мф. 27:45 и парад.); Завеса в Храме раздралась по середине ( Мф. 27:51 (и парад.); Сильное землетрясение ( Мф. 27:51–53 ); Тьма прекратилась в девятый час ( Мк. 15:37 ); Уверовал сотник ( Мф. 27:54 и парад.). В котором часу наступила смерть? Почему иудеи просят у Пилата разрешения перебить казненным голени? ( Втор 21:23 и Ин 19:14,31 ); Почему не перебили голени Иисусу Христу? Какое ветхозаветное пророчество исполнилось? (домашнее задание); Каким образом стражники удостоверились в действительности смерти Господа? Ин 19:34 (по толкованию еп. Кассиана) – прообразование двух Таинств Церкви: Крещение водою и Причащение Кровию., IV . Погребение Иисуса Христа Личность Иосифа Аримафейского по Евангелию: Человек богатый; Занимал видное общественное положение; Советник (по–видимому, член Синедриона); Не принимал участия в совете и деле их (в суде Иисуса Христа); «Тоже ожидал Царствия Божия» (был учеником Иисуса Христа); Учеником тайным ( Ин 19:38 ); Боялся иудеев;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

Лк. I. Священный смысл географии Евангельская история у ап. Луки начинается в Иерусалиме благовестием Захарии в храме ( Лк. 1 ). Только евангелист Лука подробно говорит о пути Господа на Страсти (9. 51 – 19. 28), неоднократно указывая, что это «восхождение в Иерусалим». После Вознесения круг как бы замыкается: указывается на пребывание учеников в храме (24. 53), но они ожидают сошествия Святого Духа, чтобы затем проповедать Христа всем людям (24. 47) В Деян. более развернуто звучит заповедь проповедовать всему миру (1. 8): она включает в себя некоторую градацию распространения проповеди. Постепенное распространение благовестия автор отмечает в обобщающих формулировках. Завершение книги на Римской проповеди ап. Павла, возможно, отражает изначальный замысел: Евангелие достигло «до края земли» (Сорокин А., прот. Указ. соч. С. 391) II. Универсализм спасения а. Язычники в Лк. и Деян Мессия, по слову праведного Симеона, – «свет к просвещению язычников» (2. 32). Родословие Иисуса Христа ап. Лука возводит к Адаму, родоначальнику всего человечества, желая показать, что Христос пришел спасти всех людей, «в Адаме согрешивших». Первый эпизод общественного служения Господа в Лк. – это проповедь в Назаретской синагоге. Посвященная в целом служению Мессии, она говорит о возможности обращения язычников на фоне неверности Израиля (4, 24–27). Отвержение Христа в Назаретской синагоге предуказывает на отвержение Его Израилем. Для Лк. характерно внимание к теме Самарии (9. 55) и положительные образы самарян в притче о милосердном самарянине (10. 30–37) и в эпизоде исцеления десяти прокаженных (17. 12–19). В наставлениях 70-ти ( Лк. 10 ), повторяющих наставление 12-ти в Мф. 10 , опущено указание не входить в самарянские и языческие селения ( Мф. 10. 5 ) Гонение на церковь в Иерусалиме побуждает учеников обратиться с проповедью к иноплеменникам. Служение Филиппа, одного из Семи, в Самарии служит началом обращения ко Христу вне Иудеи. С Филиппом же связано и обращение ефиопского вельможи, уже знакомого со Священным Писанием и приезжавшего в Иерусалим для поклонения. Апостол Петр уже является свидетелем сошествия Святого Духа на язычников в доме Корнилия, а апп. Варнава и Савл стоят во главе Антиохийской общины, состоявшей преимущественно из обращенных язычников. Из Антиохии же начинаются все миссионерские путешествия апостола Павла. Во время первого из этих путешествий происходит переход проповеди от иудеев к язычникам (13. 46), свобода которых от исполнения Закона подтверждена решением Апостольского Собора (15. 28). Заканчивается книга Деяний приговором над римскими иудеями (28. 25–29) и свидетельством об успешной проповеди ап. Павла язычникам

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Могут ли действительно эти три места служить параллелями Мф.19:1 , это, конечно, служит только предметом догадок. Речь синоптиков отличается здесь такой краткостью, что трудно утверждать положительно, совпадают ли, в частности, их показания с Ин.7:10 . Но если такое совпадение может быть признано, то дело представится в следующем виде. Матфей пропускает рассказ Иоанна (приглашение Христа Его братьями идти в Иерусалим на праздник кущей Ин.7:2–9 ). Согласно Иоанну, Христос первоначально отказался от этого путешествия. Но когда братья Его ушли в Иерусалим, то и " Он пришел туда на праздник (кущей) не явно, а как бы тайно». Думают, что об этом именно путешествии и говорит Мф.19:1 и Мк.10:1 . Затем у Иоанна идет рассказ о самом пребывании Христа на празднике кущей ( Ин.7:11–53 ), о женщине, уличенной в прелюбодеянии ( Ин.8:1–11 ), о беседе с иудеями ( Ин.8:12–59 ), об исцелении слепорожденного ( Ин.9:1–41 ), о добром пастыре ( Ин.10:1–18 ), о распре между иудеями относительно личности Христа и намерении их Его убить ( Ин.10:19–39 ). Дальнейшие слова Иоанна «и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там» ( Ин.10:40 ) могут совпадать с Мк.10:1 κα πραν το ορδνου (буквально: «за Иордан»). Здесь Иоанн, так сказать, прервавший речь синоптиков ( Ин.7:2–10:40 ), в свою очередь прерывается ими, и именно рассказом Лк.9:51 , с которым может совпадать последняя часть 1-го стиха рассматриваемой главы Евангелия Матфея. У Луки ( Лк.9:51–62 ) рассказывается о намерении Христа идти в Иерусалим через Самарию, отказе самарян принять Его и затем о двух просителях, желавших следовать за Ним; затем о посольстве 70-ти учеников и возвращении их ( Лк.10:1–24 ), милосердном самарянине ( Лк.10:25–37 ), посещении Марфы и Марии, и излагаются другие притчи и события ( Лк.10:38–16:17 ) с небольшими вставками у Матфея, Марка и Иоанна (например, Ин.11:1–16 ). Только затем уже начинается параллельный рассказ преимущественно двух первых евангелистов, опять прерываемый длинными вставками Лк.14:18–18:1–14 и Ин.11:17–54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Литература. Иларион (Алфеев) , иером. Таинство веры: Введение в православное догматическое богословие. С. 171–173; Конспект по догматическому богословию. С. 342–351; Макарий (Булгаков) , митр. Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия. С. 311–316; Малиновский Н. , прот. Очерк православного догматического богословия. Кн. 2. С. 218–230. Вопрос 54. Таинство Евхаристии: Божественное установление, его видимая сторона (Мф.26:26–28; 1Кор.11:23–25). Невидимое существо таинства: действительность, образ и следствия присутствия Христа в Евхаристии (Ин.6:47–51,53–56; 1Кор.10:16, 11:27–29). Отношение Евхаристии к Жертве крестной (Ин.6:51; 1Кор.11:26) Ответ. Евхаристия (Причащение) есть таинство, в котором верующий, под видом хлеба и вина, вкушает самих Тела и Крови Христовых для вечной жизни. Слово εχαριστα в переводе означает «благодарение». Это название обусловлено тем, что преподание причастия ученикам на Тайной вечере предварялось благодарением: «благодарив» (εχαριστσας) ( Лк.22:19 ; 1Кор.11:24 ). Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной вечере. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ). «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» ( Лк.22:19–20 ). В качестве предустановления таинства можно указать на слова Спасителя из Его беседы о хлебе Небесном, которые были произнесены в капернаумской синагоге. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» ( Ин.6:51,53–56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

По Преданию, они собрались на горе, где Господь в начале Своего служения учил заповедям Блаженства. Увидев воскресшего Спасителя, апостолы поклонились Ему, а некоторые из присутствующих усомнились. Подойдя к ученикам, Иисус сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:18–20 ). 48. Вознесение Господне ( Мк.16:19–20 ; Лк.24:50–53 ; Деян.1:1–11 ) Всякий раз, как Господь являлся ученикам Своим по Воскресении из мертвых, Он говорил им о Царстве Божием. В сороковой день, когда они собрались в одном доме в Иерусалиме, Он сказал им: «Так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» ( Лк.24:46–48 ). «…Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» ( Деян.1:5 ). «И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» ( Лк.24:49 ). После этих слов Господь вывел учеников Своих из города в сторону Вифании, на гору Елеонскую. Апостолы, обрадованные словами Спасителя, стали спрашивать: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» ( Деян.1:6 ). Но Господь сказал им: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» ( Деян.1:7–8 ). И подняв руки, Господь благословил апостолов «и, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» ( Лк.24:51 ). И облако взяло Его из вида их . Долго еще апостолы стояли, смотрели на небо и ждали… Вдруг явились им два ангела в белых одеждах и сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» ( Деян.1:11 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

Предал, чтобы снова принять его; и, так сказав, испустил дух (ср. Мф.27:50 ); но не на долгое время, ибо скоро опять воскрес из мертвых. 34 . Померкло солнце ради Солнца правды: распались камни ради камня духовного; гробницы открылись, и мертвые воскресли ради Того, вместе с мертвыми брошенный ( Пс.87:6 ). Он испустил узников Своих из рва, в котором воды нет ( Зах.9:11 ). Итак, не стыдись Распятого, но с дерзновением говори и ты: Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни... ранами Его мы исцелились ( Ис.53:4–5 ). Не будем неблагодарны Благодетелю. И еще: за преступления народа Моего претерпел казнь. Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха ( Ис.53:8–9 ). Посему ясно говорит Павел: Христос умер за грехи наши, по Писанию... и погребен был, и... воскрес в третий день, по Писанию ( 1Кор.15:3–4 ). 35 . Мы желаем знать точно, где Он погребен? Руками ли сделан гроб Его? Выше ли земли находится он по примеру гробов царских? Сделан ли памятник из камней? И что возложено на него? Скажите нам определенно, пророки, и о гробе, где положен Он, и где нам искать Его? Они говорят: Взгляните на скалу, из которой вы иссечены ( Ис.51:1 ), воззрите и устыдитесь. Слышишь в Евангелии: положил его (тело) в гробе, высеченном в скале ( Лк.23:53 ; Мк.15:46 ). И что далее? Какая дверь у гроба? И на это говорит другой пророк: повергли жизнь мою в яму и закидали меня камнями ( Плач.3:53 ). «Я, камень краеугольный, избранный, честный, лежу внутри камня, не на долгое время; камень претыкания для иудеев, а спасительный для верующих». Итак, посажено на земле древо жизни, чтобы подвергнувшаяся проклятию земля получила благословение и чтобы мертвые освободились. 36 . Итак, да не стыдимся исповедовать Распятого; с дерзновением да изображаем рукой знамение креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашах, из которых пьем; да изображаем Его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Иисус несколько раз повторяет: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда ( Ин. 6, 35 ; ср. стт. 48. 51 ). Поначалу такие слова Иисуса еще допускают расширительное или образное толкование: Он – Учитель истины и нужно слушать Его учение. Однако и это вызывает ропот (6, 41–42 ). Но затем Христос произносит слова, которые прямо указывают на Него как на саму Истину, само Слово, которое нужно вкусить и принять, и никак иначе: 51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира... 53 если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. 54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. 55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. 56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (6, 51. 53–56 ). В ответ слышится уже не просто раздражение, а «праведный» гнев по поводу «богохульства»: Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? (6, 52 ) Беседа о хлебе жизни имеет место задолго до последней Пасхи Иисусовой, но уже здесь отчетливо просматривается евхаристическая тема. Тут уместно очередное сравнение с Синоптической традицией. Ведь именно с ней связана форма Евхаристии, которая закрепилась в церковной литургической практике. В Синоптических Евангелиях говорится, как на Тайной Вечере, точнее, после Вечери (см. Лк. 22, 20 ) Христос произнес слова о Теле и Крови, ставшие литургической формулой: 26 Приимите, ядите: сие есть Тело Мое... 27 ...Пейте из нее все, 28 ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов ( Мф. 26, 26–28 и пар.). В Евангелии же от Иоанна повествование о Тайной Вечере содержит главным образом изложение пространной беседы Иисуса с учениками ( Ин. 13–17 ) и Его Первосвященнической молитвы, без прямого упоминания евхаристических слов 884 . Но зато слова о хлебе жизни в Ин. 6 имеют прямое и непосредственное отношение к Евхаристии.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010