IV. Бл. Феодорит: «И утвердит завет мнозем седмина едина: и в пол-седмины отнимется жертва и возлияние, и во святилищи мерзость запустения, и даже до скончания времене, скончание дастся на опустение. Что по шестидесяти двух седминах будет в продолжении седми седмин, об этом, говорит Архангел, сказал я прежде; надлежит же знать, что совершится и в другую седмину. Ибо во время оной дан будет верующим новый завет, и исполнит их всякой силы. В половине же сей седмины отымется жертва и возлияние, то есть, прекратится жертва подзаконная; потому что принесена истинная жертва непорочного Агнца, вземлюющего грех мтра. По принесении сей жертвы, примет конец жертва подзаконная. Посему то, по совершении сей жертвы, когда Спаситель испустит Дух, завеса церковная раздрася с вышняго края до нижняго ( Мф.27:51 ), неудобозримое прежде творя для всех удобозримым, неприкосновенное в недоступное делая доступным. Поскольку завеса отделяла от Святого Святое Святых, в котором были очистилище, херувимы и кивот, то раздравшаяся от края до края завеса самым делом показала, что отступила пребывающая внутри благодать, и не священным стало то, что доступно было одному только первосвященнику. А сие совершилось, как скоро принесена жертва за весь мир... Божественный Архангел блаженному Даниилу говорит, – что утвердит завет мнозем седмина едина, совокупляя вместе и время распятия Господня, и время, когда св. апостолы по воскресении Спасителя проповедывали учение в Иерусалим. Потом делит седмину пополам, и говорит: и в полседмины отимется жертва и возлияние; потому что, ради жертвы крестной, не только прекратится жертва подзаконная, но и мерзость запустения дана будет святилищу, то есть, быв прежде чтимым и приводя в трепет, соделается оно запустевшим. Признаком же запустения будут некоторые изображения, запрещенные законом и внесенные в святилище. Сие же сделал Пилат, в храм Божий вопреки «Божию закону, внесши ночью царские изображения. Сие же и Господь предсказал св. ученикам Своим в св. Евангелии: егда узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, разумейте, яко приближися запустение Иерусалиму ( Мф.24:15–17 ; Лк.21:20 )» (т. IV, изд. 1857 г., стр. 188–190).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

   Для нас неизбежны «или плен или борьба». И поскольку непрестанное упражнение естественно душе в рождении мыслей и чувств, то и к богоугодному упражнению она должна понуждаться непрестанно, чтобы ум и сердце были «всецело устремлены к Богу», «приняли и усвоили себе Евангелие», служили «выражением Евангелия всеми поступками, всеми движениями, тайными и явными». В этом, по свт. Игнатию, основа умного делания.    Святитель указывает, что свойственное умному деланию «бодрствование над сердцем и очищение его» заповедуется в Новом Завете, в частности к этому направлены слова Господа: «Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф. 23:26); «Исходящее из человека оскверняет человека; ибо извнутрь, из сердца человеческого исходят злые помыслы …» (Мк.:7, 20—21); «Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:23—24). Из Ветхого Завета Святитель приводит слова: «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч. 4:23). «Берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль.» (Второз. 15:9). Заповедь о любви к Богу (Лк. 10:27; Мф. 22:37) свт. Игнатий объясняет как повеление устремляться к Нему всем сердцем и душою.    Умное делание совершается «в благоустроенном образе мыслей», в «сердечном произволении» к «принятию Господа», в «смиренных чувствованиях». Оно «необыкновенно просто, нуждается, для принятия, в младенческой простоте и вере». Основание для умного делания — «благодать святого крещения», оружие — «моление именем Иисуса». Должно заметить, что для свт. Игнатия умное делание и упражнение молитвой Иисусовой есть единый нераздельный подвиг: «Внутренним деланием, умным, душевным деланием, умною молитвою, трезвением, хранением и блюдением ума, вниманием называется одно и то же: благоговейное, тщательное упражнение в молитве Иисусовой». Отсюда умное делание — непрестанное обращение ума и сердца к Спасителю, хранение души от всякого греха, вопрошение у Господа милости и помощи нам грешным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

«Боже, милостив буди мне, грешному». Аминь. Блудный сын. (Лк. 15:11–32) Не только гордость мешает покаянию, исповеди. Иногда бывает такое состояние, что не смеешь подойти к исповеди или из-за множества долголетних грехов, или из-за того, что на душе – страшный грех, который, думаешь, Господь Бог не простит. Ответом на эти смущения и является богослужение второй, подготовительной к Великому посту Недели – Недели о блудном сыне. Сегодня читалась такая притча. Было два сына у отца. Один взял свою долю имения отца и ушел в далекие места. Там он жил блудно, распутно, все прожил. Начался голод. Чтобы прокормиться, блудный сын стал пасти свиней и хотел с ними питаться, но и этого ему не позволяли. Тогда он вспомнил отца, у которого много слуг, и решил пойти к отцу и попросить взять его, как наемника. Вспомнил, решил и пошел. Отец еще издали увидел блудного сына, сжалился, побежал ему навстречу и обнял. А блудный сын сказал: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим ( Лк. 15:21 ). Отец же велел принести лучшую одежду, дать перстень на руку и заколоть теленка, чтобы есть и веселиться, потому что этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся ( Лк. 15:24 ). Да услышат эту притчу Христову все заблудившиеся, все тяжело согрешившие и все считающие себя погибшими. Да услышат они все эту притчу и да поймут, «яко благ Господь», что нет греха, который превзошел бы милосердие Божие, кроме греха нераскаянного. «Покаяния двери отверзи ми, Жизнодавче!» Неделя о страшном суде. (Мф. 25:31–46) В прошлое воскресенье притча о блудном сыне напоминала нам о великом милосердии Господа к кающемуся грешнику. Нет греха, который был бы больше милосердия Божия. Сегодня Святая Церковь напоминает нам, что Господь не только милосерд, но и праведный Судия. Сегодняшнее евангельское чтение и вчерашняя всенощная говорят нам о праведном конечном Страшном суде, на который соберутся все народы, все люди. И разогнутся книги жизни каждого из нас, и каждый получит по заслугам: праведные получат вечное блаженство, а грешники – вечную муку. Это говорит Господь (см.: Мф. 25, 46 ). Церковь нам об этом напоминает, чтобы побудить к покаянию, чтобы побудить самим раскрыть нашу книгу жизни и вычеркнуть из нее на исповеди все грешное и недоброе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

В своих книгах 15 Эрман на основании гипотезы Бауэра отмечает антиадопционистские 16 , антисепарационистские 17 , антидокетические 18 и антипатрипассианистские 19 преднамеренные изменения текста. В рамках данного доклада предполагается рассмотреть первые два вида преднамеренных изменений текста Священного Писания . Антиадопциониские изменение текста Священного Писания При разборе антиадопционистских изменений текста Эрман исследует два места из Нового Завета – Мф. 1,18 и Ин. 1,18 . В первом случае существует два варианта прочтения. Первый вариант звучит так: «Το δ ησο Χριστο γνεσις οτως ν» ( Мф. 1,18 ). Второй вариант: «Το δ ησο Χριστο γννησις οτως ν». Барт считает, что вариант с «γνεσις» является первичным, прежде всего с точки зрения содержания. Второй вариант, по мнению Эрмана, описывает момент, когда Иисус становится Христом. Если рассмотреть другое место из Нового Завета, например Лк. 1,14 , то можно увидеть, что два слова (γνεσις и γννησις) используются в качестве синонимов. По этой причине неправильно делать вывод, что данное разночтение является преднамеренным изменением текста 20 . Другой случай антиадопционистского изменения текста Эрман видит в прологе Евангелия от Иоанна Ин. 1,18 . Он полагает, что первоначальным было чтение μονογενς υς. Чтение же μονογενς θες является вторичным и поэтому его можно считать антиеретическим изменением текста для доказательства Божественности Христа. Большинство рукописей (западные, кесарийские и византийские) содержат чтение μονογενς υς, только александрийские рукописи указывают на чтение μονογενς θες. Барт Эрман в своих выводах относительно данного отрывка исходит из того, что александрийское свидетельство по отношению к остальным численно уступает 21 . Современное критическое издание Нового Завета приводит чтение «единородный Бог» (μονογενς θες) 22 . На оригинальность версии, приводимой в критическом издании, указывает использование выражения «единородный Бог» (μονογενς θες) святыми Василием Великим 23 , Амфилохием Иконийским 24 , Григорием Нисским 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kritich...

«Не тот нищ, говорит Святой Иоанн Златоуст , кто ничего не имеет, а желает многого. Не тот богат, кто имеет достаток, а умеряет свои потребности. Воля и образ жизни делают богатыми и нищими, а не избыток или недостаток благ сего мира». В том же смысле поучает и Блаженный Августин : «учитесь, говорит он, быть нищими и бедными, – как вы, обладающие достатком в сем мире так и вы, ничего не имеющие. Есть бедные, которые исполнены гордости в бедности своей; есть и богатые, которые смиренны при своем достатке. Но Бог противится гордым, – облечены ли они в шелк или покрыты рубищем, – а смиренным дает благодать, – обладают ли они или нет богатствами сего мира. Бог смотрит только на сердце, его взвешивает, его испытует. Вы не видите весов, на которых это совершается, но знайте и верьте, что все ваши мысли поверяются на них». Все без исключения Отцы Церкви так объясняли первое из девяти блаженств Иисуса Христа. Все Евангелие есть постоянное разъяснение этого блаженства. Под влиянием духа отрешения от всего земного и самоотвержения, христианин в самом себе носит Царство Божие, так как Бог царствует над всеми его мыслями и склонностями. В его разуме, и сердце возникает Божественный порядок, который есть как бы предвкушение блаженства, предстоящего ему в бессмертной жизни будущего века. Однако же, хотя можно сохранить дух нищеты и среди богатств, но не подлежит сомнению, что нередко они служат для нас искушением, что через них мы прилепляемся к благам мира сего и утрачиваем дух нищеты. Поэтому-то Иисус Христос сказал, что богатому столь же трудно войти в царство небесное, как верблюду пройти через вход в Иерусалим, носивших название игольных ушей. (Ев. от Мф. 19:24 ). В самом деле, верблюд мог пройти через этот вход с большим трудом и не иначе, как облегченный от всякой ноши 15 . По этому же, – Спаситель сказал богатому, просившему Его наставления, как в совершенстве заслужить вечную жизнь: «если хочешь быть совершенным; поди продай имение свое, и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесех; и приходи, и следуй за Мною». (Ев. от Мф. 19:21 ). Это наставление относится, впрочем, только до тех, кого Бог призвал к исключительному состоянию полного самоотвержения: – оно не составляет общего, для всех обязательного правила.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Однозначно запрещая клятвы («А Я говорю вам – не клянись вовсе» в Мф.5:34 ), Христос, тем не менее, нигде не говорил, что он запрещает обеты, если они даются Богу свободно, от полноты сердца. Поэтому неудивительно, что в тексте книги Деяний апостолов мы находим тождественное понятию «обет» слово «обязательство». Оно относится к крещению. Когда тот же ап. Петр напоминает народу о прохождении древнего Израиля, спасающегося бегством от египтян, через Чермное море, он говорит о воде: «…которая и вас теперь спасает, как исполнение прообраза крещения, которое не есть удаление нечистоты плоти, но обязательство (в синодальном переводе – «обещание») доброй совести пред Богом, через воскресение Иисуса Христа» ( 1Пет.3:21 ). Итак, само крещение, которое внешне есть погружение в воду, а внутренне, таинственно – в Дух Святой и огонь ( Мф.3:11 ), становится также и обязательством иметь добрую совесть перед Богом. Отсюда – единственность такого обязательства. Наиболее ярким примером исполнения этого обета был ап. Павел, который дерзновенно ответил обвинителям в отвержении им Закона: «Я по всей доброй совести прожил жизнь мою пред Богом до сего дня» ( Деян.23:1 ). В Писании есть и другие сильные выражения, касающиеся совести: «порочная совесть» ( Евр.10:22 ), «оскверненная совесть» ( Тит.1:15 ), «прожженная совесть» ( 1Тим.4:2 ), также характеризующие человека в целом. Им противостоят уже упомянутая «добрая совесть» (также 1Пет.3:16 и мн. др.), а также «непорочная совесть» ( Деян.24:16 ) и «чистая совесть» ( 1Тим.3:9 ). Что это значит конкретно? То, что апостол ничем иным, кроме исполнения заповедей Божиих, не занимался. У него это могло получаться очень и не очень хорошо, возможно, когда-то даже плохо, но совесть его была чиста. Потому что он ни в чем не отходил от Бога, ради Него совершая всякое свое дело, т.е., проще говоря, никаких «своих» дел у него просто не было. В этом ему вторит ап. Иоанн, говоря: «мы… заповеди Его соблюдаем и угодное пред Ним делаем» ( 1Ин.3:22 ), и более того: «… каков Он, таковы и мы в этом мире» ( 1Ин.4:17 ). Итак, повторим: все обеты крещения заключаются в обязательстве иметь пред Богом добрую совесть, а исполнение этого обязательства ведет человека к уподоблению Христу.

http://azbyka.ru/obety-v-hristianstve-kr...

Отходя на небеса, Христос продолжателями Своего дела, оставил апостолов «Яко же посла Мя Отец и Аз посылаю вы», сказал Христос Своим ученикам. ( Ин. 20:21 ; Мф. 28:19; Мр. 16:15, 20 .) «Иземь два сребренника, даде гостиннику и рече ему: прилежи ему». ( Лк. 10:35 ). «Куплю дейте, дóндеже прииду», сказал Христос ученикам. ( Лк. 19:13 ). «Христос, оставляя землю, говорит св. Златоуст, поручил апостолам всё то, что сам совершал на земле», (т. IX, Рим. б. 1, 489). Он же говорит: «По Христе убо молим, т. е. вместо Христа, говорит ап. Павел, потому что нам передано дело Его». (т. X, 2 Кор. б. 11, 575). «По преславном же воскресении Своем и вознесении на небеса, читаем в кн. о Вере, дело то спасенное божественным учеником и апостолом поручил». (Л. 30, 59 об.; Деян. 1:8 ). Апостолы, исполняя заповедь Христову, распространили Его учение во вселенной. «Они же изшедше проповедаша всюду, Господу поспешествующу и слово утверждающу последствующими знаменьми». ( Мр. 16:20 ). «По вся дни в церкви и домех не престаяху учаще и благовествующе Иисуса Христа». ( Деян. 5:42 ; 1Кор. 9:16 ; Рим. 1:16 ; Гал. 1:11–12 ) «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенные глаголы их». ( Рим. 10:18 ; Мф. 24:14). Но апостолы, как не могшие жить всегда порученное им Христом дело передали своим преемникам-епископам. «Яже слышал еси от Мене многими свидетели, сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и иных научити», писал ап. Павел епископу Тимофею (2. Тим. 2:2). «Пасите еже в вас стадо Божие», писал ап. Пётр, поставленным им пастырям. ( 1Петр. 5:2 ; Деян. 20:28 ; Титу 2:15; 1:5 ; 1Тим. 5:20, 22 ). «Христос был послан от Бога, говорит св. Климент, а апостолы от Христа, то и другое было в порядке по воле Божией... Проповедуя по различным странам и городам, они первенцев из верующих по духовном испытании, поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих». (Кл. рим., 1 Кор., гл. 42, стр. 100). «Своим преемникам (епископам) они (апостолы) передали свои невода и сети и власть, которую они получили от Того, Кто имеет всякую власть на небе и на земле», говорит св. Злат. (т. VIII, 773). Место апостолов, говорит св. Григорий Двоеслов , ныче держат в церкви епископы. Они получили власть вязать и решить, и получили степень управления». (Бес. 26; Иерон. посл. 27; Сим. Солун. л. 393). «Господь, отходя на небеса, читаем в кн. о Вере, изем два сребренника, даде гостинником; кто гостинницы; апостоли и по них восприемницы их, пастырие и учитилие, архиепископи и епископи». (Л. 59 об).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Посланные, пришедши ко Христу сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе узнать: Ты ли Тот, которому должно придти, или другого ожидать нам? В это время Христос исцелил многих от болезней, недугов, от злых духов и многим слепым даровал зрение. И был ответ Христов ученикам Иоанновым: «подите, перескажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозирают, хромые ходят, прокажённые очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищим благовествуется. И блажен, кто не соблазнится о Мне». ( Мф.11:2 , Лк.7:21–23 ). Когда ученики Иоанновы ушли, Христос начал говорить народу об Иоанне: «Чего смотреть ходили вы в пустыню? Трости ли ветром колеблемой? Чего же смотреть ходили вы? Человека ли в дорогие одежды одетого? Одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся во дворцах Царских. Чего же смотреть ходили вы? Пророка ли? Так, говорю вам, и более Пророка. Сей есть, о котором сказано в писании: Се, Я посылаю вестника Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою 12 . Истинно говорю вам: из рожденных жёнами не было больше Пророка Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии небесном больше его. Закон и все Пророки до Иоанна: от дней же Иоанна Крестителя доныне Царствие небесное силою берётся и усильные искатели достают оное. И ежели хотите знать: он есть Илия, которому должно придти. – Имеющий уши слышать, да слышит!» ( Лк.7:24–27 , Мф.11:7–15 ). Весь народ и мытари, слушавшие Христа, воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым. А Фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестясь от Иоанна. Тогда-то Христос сказал о них: «с кем сравню людей рода сего и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улицах, кличут друг друга, и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы вели вам плачевныя песни, и вы не плакали. Пришёл Иоанн Креститель, ни хлеба ни ест, ни вина не пьёт; и говорите: в нём бес. Пришёл Сын человеческий, и ест и пьёт, и говорите: вот человек, который любит есть и пить, друг мытарям и грешникам. Но все чада премудрости воздали ей справедливость». ( Лк.7:31–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

15) 10-е Евангелие — Мк 15. 43-47 (содержание: снятие с Креста и погребение тела Спасителя); 16) утреннее славословие (в повседневной редакции) и «Сподоби, Господи»; 17) просительная ектения и главопреклонная молитва; 18) 11-е Евангелие — Ин 19. 38-42 (содержание: снятие с Креста и погребение тела Спасителя); 19) стихиры на стиховне; 20) 12-е Евангелие — Мф 27. 62-66 (содержание: запечатание св. Гроба); 21) Благо есть; 22) Трисвятое, по «Отче наш» — тропарь Великой Пятницы Искупил ны еси от клятвы законныя ; 23) сугубая ектения; 24) отпуст: Иже заплевания, и биения, и заушения, и крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос...                   Все пункты этой схемы, за исключением 5-8, 11, 13, 15, 18, 20 принадлежат к обычному чину постовой или вседневной утрени. Таким образом, с точки зрения схемы чинопоследования, служба 12 Евангелий отличается от обычной утрени наличием в ней, во-первых, самих Евангелий во-вторых — 5-кратного цикла из 3 антифонов и седальна, а также блаженн. Можно также отметить, что начинается чин с тропаря еще четверга, а заканчивается уже тропарем пятницы — это вновь подтверждает сказанное выше о том, что служба 12 Евангелий является не утреней в строгом смысле слова, а бдением с вечера до утра.   Евангелия утрени Великой пятницы Эгерия, западная паломница IV в., перу которой принадлежит самое древнее свидетельство о иерусалимском бдении в ночь на Великую пятницу, упоминает только 5 остановок в чине этого бдения. Но уже в армянском переводе иерусалимского Лекционария V в. говорится о 7 остановках и соответствующих им 7 евангельских чтениях. Но каким образом 7 чтений превратились в современные 12? Если сравнить выбор чтений в армянском и грузинском переводах иерусалимского Лекционария , то можно заметить, что в современном чине 7 древним чтениям соответствуют только первые 4. Эти евангельские зачала повествуют о событиях ночи Страстей, но еще не о Распятии Господа, что полностью соответствует содержанию древнего иерусалимского бдения — воспоминанию Распятия, Крестной смерти и Погребения Господа в Святом Граде была посвящено другое особое последование, дневное стояние Великой пятницы (элементы этой службы вошли в знакомый нам чин часов Великой пятницы). И как раз из этого последования дневного стояния Великой пятницы в службу 12 Евангелий и перешли еще 4 чтения, одно из которых разделилось на две части — это четыре рассказа евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна о Распятии и Крестной смерти Господа Иисуса Христа, соответствующие в службе 12 Евангелий чтениям 6, 8 и 9.

http://bogoslov.ru/article/398799

Характерные особенности и темы Целью Марка было представить письменное свидетельство двенадцати апостолов о фактах жизни, смерти и воскресения Иисуса Христа. Именно в этом заключается для него суть евангельской вести (1,1). Он не ставил себе задачи написать биографию Иисуса или полный отчет о Его общественном служении. Историческая хроника сокращена у него до минимума и «подогнана» под «проповедническую» структуру: пролог (посвящение Иисуса на служение Иоанном Крестителем), общественное служение Иисуса в «языческой» ( Мф. 4,15 ) Галилее и прилегающих областях и, наконец, заключительное путешествие Иисуса в Иерусалим для того, чтобы принести Себя в жертву на кресте Голгофы. Из Евангелия от Иоанна следует, что Иисус, как минимум, пять раз посещал Иерусалим. Матфей и Лука гораздо полнее излагают учение Иисуса, но цель Марка, очевидно, иная. Используя исторические детали, он просто пытается дать изложение апостольской проповеди о значении креста Христова ( Деян. 1,21.22; 2,22–24 ; 1Кор. 2,2 ). Марк показывает Божественность Иисуса как Сына Божия и Сына Человеческого (1,11; 2,10.28; 3,11; 5,7; 9,7; 14,62; 15,39), привлекая внимание читателей к желанию Иисуса скрыть Свою истинную природу Мессии и Сына Божия (так называемый «мессианский секрет») от тех, кто неизбежно истолковал бы полученное знание неправильно (1,34.44; 3,12; 5,43; 7,36.37; 8,26.30; 9,9). Марк подчеркивает важность проповеди и изучения евангельской вести не только как богословской истины, но как «силы Божией» (12,24; ср. Рим. 1,16 ). Марк также пишет об отношении Иисуса к язычникам и тем самым обосновывает закономерность проповеди благой вести неиудеям. Эта идея видна в основной структуре Евангелия, в объяснении специфических иудейских выражений и обычаев, в наличии в тексте «латинизмов», в заявлении о том, что храм предназначен быть «домом молитв для всех народов» (11,17) и в заключительном (в этом Евангелии) возвышенном христологическом исповедании, которое прозвучало именно из уст язычника (15,39). Содержание

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010