Богородица. Написано у пророков: «Дастся запечатленная книга мужу, ведущему писания, и он скажет: Не могу познать ее» (I, 5, 6). в) прямое цитирование пророческих книг, которое также использует Мария, чтобы убедить Иосифа: Веруй пророкам Божьим…: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (II, 32). Данная цитата является двойной. С одной стороны, она ветхозаветная: эти слова взяты из книги пророка Исайи, названного ветхозаветным евангелистом за его многочисленные пророчества о воплощении Христа. С другой стороны, эта же цитата встречается в Евангелии от Матфея в контексте события Благовещения: «Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою ; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: " Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил, что значит: с нами Бог " » (Мф.1:1923).  2.2. новозаветные цитаты: цитируется ангельское приветствие, рассказ о Захарии и Елисавете, Песнь Богородицы. Первая же строфа проповеди содержит цитату из сцены Благовещения в Евангелии от Луки: Слушай, Прославленная, сокрытые слова Всевышнего слушай: «Се, зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус» (I, 1). Фраза, данная в кавычках, является дословным цитированием Евангелия и в русском переводе звучит так: И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус (Лк. 1:30-31). При этом видно, что в тексте проповеди эта цитата имеет «окружение» в виде авторских слов ( Внимай, Прославленная; сокровенным словам Всевышнего внимай). Таким образом, архангел Гавриил сразу отмечает свою посланническую роль: то, что он говорит, — это не его собственные слова, но слова Пославшего его. В проповеди Германа сохранено и ангельское приветствие, которое звучит в Евангелии от Луки так: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» (Лк.1:28).

http://bogoslov.ru/article/5845461

В указанных стихах этой главы богомудрый наставник Соломон обращается к людям с увещательною речью, которую он ведет от лица Премудрости Божией. Премудрость Божия, по учению его, всех людей призывает к спасению, в особенности же Она ревностно действует на благо тем, которые по неопытности своей совращаются нечестивцами на путь зла и погибели. Обличительно предостерегающий голос Премудрости слышится всюду: на улицах в пении священных песней, в речах Ее проповедников, у городских ворот в заседании старейшин, которые, по внушению Ее, объявляют судебные приговоры (20– 22 ст.). Проповедный голос Божественной Премудрости, призывая людей к исполнение правды, указывает на то, какой вред себе и другим приносят все нечестивцы, живущие пороками (23 ст). Она хочет побудить этих безумцев к покаянию и исправлению своей жизни. Когда же они не хотят обращать внимания на это и упорно продолжают коснеть в грехах, мера долготерпения Премудрости Божией исполнится. Тогда Она предает их грозному Своему суду и подвергнет их страшным бедствиям. Во время этих бедствий хотя бы нечестивцы, вынужденные страхом и обратились к Премудрости с мольбою о помиловании, Она не послушает их, потому что они намеренно и хульно отвергли все попечения о них Премудрости и вот поэтому они будут вкушать достойные плоды своего нечестия (24–31 ст.). Наконец, наказание их будет вполне заслуженным и непредотвратимым возмездием для них еще и потому, что они обижали младенцев, т.е. людей невинных и беззащитных, как младенцы. В противоположность участи нечестивцев, состояние людей благочестивых, внимающих и верующих словам Премудрости, будет спокойно и ограждено от всякого зла (32–33 ст.). Под Премудростью Божиею, призывающей всех ко спасению, разумеется Второе Лице Св. Троицы, Сын Божий, Который представляется в рассматриваемом учительном увещании Соломона под образом Силы Божией, различными путями уготовляющей людей ко спасению. Божественный, не человеческий характер этой Силы открывается из свойства Ее наставлений и вразумлений и вообще из всего Ее образа выступления, по которому Она говорит и действует с правом Божеского Существа, имеющего власть спасти человека или же, в случае непослушания, погубить его. Название Премудрости усвояется Сыну Божию в том смысле, что Он содержит в себе полноту ведения Божественного, ведения Бога Отца и осуществляет тайны премудрости Божией в мире чрез творение и промышление о нем, являясь вместе с тем источником ведения для всех людей, как учитель (Мф. XI, 27; Uoah. VI, 45–46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Виноградник сторожит Суламита, но и сама она уподобляется саду-винограднику. ( Песн.1:5, 8:12, 4:12–16, 5:1 ). Под виноградником же разумеется народ Божий Израиль ( Ис.5:1–7, 27:2–6 ; Иер.2:21, 12:10 ; Мф.21:35–41 ). Суламита – «нарцисс Саронский, лилия долин» ( Песн.2:1 ), а царь, как пастырь народа всего ( Иез.34:23, 37:24 ), «пасет между лилиями». Соломон и Суламита – царь и народ, и от лица народа Суламита говорит: «Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему». ( Песн.2:16, 6:3 ). Соломон царь созерцает и любит в Суламите Израиль. Описывая Суламиту, он описывает и олицетворяет в ней народ свой и страну. Суламита прекрасна, как Израиль, и Израиль прекрасен, как Суламита. В красоте Суламиты видна красота Израиля, и в её красоте физической и внешней видна красота духовно-нравственная и благодатная Церкви, народа Божия. Царь любит Израиль – народ свой, – как любит эту девицу. Он видит и соединяет в ней самое идеальное и лучшее, что есть в Израиле. Она – истинная представительница Израиля. Именем «дщери Сиона» ( Ис.62:11–12 ; Зах.2:10 ), «девы Израилевой» ( Иер.31:1–4 ) обозначается целый народ избранный. Под Суламитой и надо разуметь последний. «Что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» ( Песн.2:2 ) – говорит царь о народе своем, сравнивая его с другими народами. Таково слово Писания. Бог «поставил тебя выше всех народов, которых Он сотворил, в чести, славе и великолепии» ( Втор.26:19 ). «Ты народ святой у Господа Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным народом из всех народов, которые на земле» ( Втор.7:6 ), ибо «благословятся в нем все народы земли» ( Быт.12:3, 18:18, 22:18 ), когда через него «придет желаемый всеми народами» ( Агг.2:7 ) Мессия – Христос. – «Оглянись, оглянись, Суламита: оглянись, оглянись, – и мы посмотрим на тебя. Что нам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский?» ( Песн.7:1 ). Странный образ, Манаим или Маханаим – место, где патриарха Иакова «встретили ангелы Божии, и Иаков, увидев их, сказал: это ополчение Божие». ( Быт.32:1–2 ). Вот какой небесный «хоровод» надо вспоминать, глядя на красоту Суламиты, или на страну народа Божия. 6. Вторая идея аллегории – Христос и Церковь

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Мк.5:31 .  Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Мк.5:32 .  Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это. Мк.5:33 .  Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину. Мк.5:34 .  Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей. Господь знал, что случилось с больной благодаря тому, что она прикоснулась к Его одежде, но задает вопрос для того, чтобы вызвать ее исповедание и внушить, что она исцелилась не в силу какого-то магического воздействия одежды Чудотворца, а в силу своей веры в Него как Сына Божия. «Будь здорова», т.е. оставайся в том новом положении, в каком ты очутилась в тот момент, как прикоснулась с верою к Моей одежде. Мк.5:35 .  Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя? О воскрешении дочери Иаира евангелист Марк говорит также с большими подробностями, чем Матфей ( Мф.9:23–26 ). Мк.5:36 .  Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй. Мк.5:37 .  И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. Господь, как видно из последующего (стих 43), не хотел, чтобы чудо воскрешения дочери Иаира стало предметом оживленных толков в народе. Поэтому Он берет с Собой даже не всех учеников Своих, а только троих наиболее к Нему близких, чтобы они впоследствии могли выступить достоверными свидетелями чуда воскрешения (ср. Втор.17:6 ). Конечно, при совершении чуда находился и сам хозяин дома, и его жена (стих 40). Мк.5:38 .  Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко. Мк.5:39 .  И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. «Девица не умерла, но спит». Этими словами Господь выражает общеизраильское представление о смерти. Смерти, как бы говорит Он, собственно нет. Душа человека бессмертна и со временем должна соединиться с телом, которое она оставила. Поэтому состояние умершего похоже на сон. Если Иаир так глубоко верует в это, то ему нет причины предаваться отчаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Несомненно, что таинство брака былоустановлено Самим Иисусом Христом, ибо оно существовало уже во временаАпостолов, а затем и в последующие времена древней Церкви при преемниках апостольских, о чем находятся ясные свидетельства как св. Писания, так и св. Предания. В писаниях апостольских есть не только указания на брак, как таинство ( Еф. 5:31–32 ), но и подробные предписания относительпо обязанностей мужа и жены: Еф. 5:22–25 . Что брак был священнодействием еще в апостольские времена, на это указывают и слова Апост. Павла: 1Кор. 7:39 . Здесь выражение «только в Господе» естественно приводит к мысли, что брак христианский еще при Апостолах, в отличие от других брачных союзов, заключался «только в Господе» или во Имя Господне, т. е. был делом веры и Церкви и, следовательно, освящался и запечатлевался чрез какое – либо видимое священнодействие, без чего брак будет подобен тому незаконному замужеству в котором Господь обличил Самарянку: Ин. 4:17–18 . Быт. 1:28 . И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, (и над зверями), и над птицами небесными, (и над всяким скотом, и над всею землею), и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. Мф. 19:5 . И сказал: посему оставит человек отца и мать, и прилепится к жене своей, и будут два одною плотию ( Быт. 2:24 ). 6 . Так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Ср. Мк. 10:15 . Еф. 5:22 . Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу; 23 .Потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же спаситель тела. 24 .Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. 1Кор. 7:39 . Жена связана законом, доколе жив муж ее;если же муж ее умрет,свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Ин. 4:17 . Женщина сказала в ответ: уменя нет мужа, Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебянет мужа: 18 . Ибо у тебя было пять мужей; и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала ) изд. 1886г.стр. 151. Читать далее Источник: Миссионерский щит веры в ограждение от сектантских заблуждений/Сост. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : ред. журн. " Миссион. обозрение " , 1904. - XIV, 336 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Первые христиане причащались каждый воскресный день, но теперь не все имеют такую чистоту жизни, чтобы так часто причащаться. Однако св. Церковь заповедует причащаться каждый пост и никак не реже одного раза в год. К таинству св. причащения христиане должны подготовлять себя говением , которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем – исповедью , т. е. очищением своей совести в таинстве покаяния. Таинство св. причащения по-гречески называется евхаристией , что значит «благодарение». ТАИНСТВО БРАКА Брак есть таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подается благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» ( Быт.1:28 ). Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: «Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их ( Быт.1:27 ). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью ( Быт.2:24 ), так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:4–6 ) Св. апостол Павел говорит: «Тайна сия велика; я говорю по отношении ко Христу и к Церкви» ( Еф.5:31–32 ). Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви, и на полной преданности Церкви в волю Христову. Отсюда муж обязан самоотверженно любить жену, а жена обязана добровольно, т. е. с любовью, повиноваться мужу. «Мужья», говорит апостол Павел, «любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... любящий свою жену любит самого себя ( Еф.5:25, 28 ). Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» ( Еф.5:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Различие в состоянии праведников и грешников и невозможность по своей воле перейти из одного состояния в другое имели место еще в ветхозаветную эпоху – до пришествия Христа. Тогда в аду (древнеевр. šôl) пребывали и праведники и нечестивые (см.: Пс.88:49 ; Иов.30:23 ), но находились они в различных состояниях. После сошествия Христа во ад праведники были Им оттуда изведены (см.: 1Пет.3:18–20 ). Грешники в аду также общаются между собой и друг друга узнают. Так, в Священном Писании говорится о сошествии во ад царя Вавилонского, где его узнали (см.: Ис.14:9–10 ), царя Ассирийского (см.: Иез.31:16–17 ), царя Египетского (см.: Иез.32:21 ). Но это общение не приближает их к Престолу Божию. 1.4. Молитвы Церкви за усопших Мздовоздаяние после частного суда не является окончательным, это лишь ожидание блаженства или мучения. Изменение участи тех, кто умер в покаянии, но во время земной жизни не принес достойных его плодов, возможно. Православная Церковь с древнейших времен верует, что Божественная литургия, молитва , милостыня, различные подвиги, например посты, которые приносятся за усопших, исхищают от уз ада их души 1335 и помогают им в достижении блаженного воскресения 1336 . В возможности изменения загробного состояния нас убеждает то, что грешники принадлежат вместе с нами одному и тому же Телу Христову. И хотя сами они не могут освободиться из ада, освобождение их возможно по молитвам Церкви, т. к. Господь сказал: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю... ( Ин.14:13 ); И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите ( Мф.21:22 ). Христос имеет ключи ада и смерти ( Откр.1:18 ). Поминовение усопших имело место уже в ветхозаветные времена: в Втор.26 и Исх.16 говорится об обряде преломления хлеба на гробах в память об умершем. В Вар.3:4–5 приводится молитва о прощении грехов усопших: Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших. Иуда Маккавей так молился о воинах, которые присвоили себе вещи, посвященные иамнийским идолам, и по причине этого погибли: ...да будет совершенно изглажен содеянный грех... ( 2Мак.12:42 ). По распоряжению Иуды было собрано 200 тысяч драхм серебра, которые были отправлены в Иерусалим, чтобы принести за этих воинов жертву, – да разрешатся от греха ( 2Мак.12:45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Сергей Мазаев 12 апреля 2012г. 12:48 Вот что действительно интересно: за кого именно молился Христос, говоря: " Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят " ? За распинавших Его римских воинов, вроде сотника Лонгина, простых служак, необразованных язычников, которые и своих-то философов не читали, не то что израильских пророков, или за Анну с Каиафой? Если верно второе, то придется признать, что молитва Спасителя почему-то оказалась бессильной: см. последующую судьбу Иерусалима. Остается повторить еще раз: прощать можно грехи, но не убеждения. Андрей, благодарю за то, что подкинули мне лишний аргумент в защиту моей позиции. Sergej Bortnyk, Heidelberg 12 апреля 2012г. 14:16 В отличие от Андрея я не считаю текст глупостью. Главный его плюс - " прощать можно грехи, но не убеждения " . Но минус, который сразу бросается в глаза - противоречие словам Христа " Отче, прости им, ибо не ведают... " . Если эту идею лучше развить, то может получиться хорошо. Сергей Мазаев 12 апреля 2012г. 15:23 Леонид, есть слова Христа: " Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем "  (Мф.12:31-32). Когда человек противится Истине, не зная, что это Истина (как, например, римский сотник Лонгин, распинающий Спасителя), то он совершает грех и больше ничего. Это можно и нужно простить. Если же он противится Истине намеренно (Анна с Каиафой прекрасно знали, Кого они распинают), это не только грех, но и убеждение, та самая хула на Духа Святого. Почему Господь не прощает " зло по убеждению " ? Потому, что подобное прощение - это насилие над личностью. Если его Сам Бог Себе не позволяет, в пору ли нам заниматься подобными вещами? Известные кощунницы прекрасно знали, что они делают. Если бы папуас, ничего не слышавший о Церкви, устроил в храме песни и пляски, его бы непременно простили. Но русские девушки, родившиеся и выросшие в России (да еще успевшие поучиться на философском факультете МГУ), не могли не знать против чего они выступают.

http://bogoslov.ru/article/2533480

Существуют различные мнения о том, что являлось основной причиной смерти на кресте. Липсиус считал, что распятые умирали не столько от голода, сколько от боли. 471 По теории французского врача П.Барбе, смерть на кресте наступала в результате асфиксии (удушья). 472 Другие ученые, не соглашаясь с этой теорией, указывают на иные факторы: последствия травматического шока, полученного при бичевании; обильная кровопотеря и обезвоживание организма. 473 Чаще всего причиной смерти на кресте становилась совокупность перечисленных факторов. Смерть могла наступить также от разрыва легких или разрыва сердца. 2. Путь на Голгофу       Согласно Евангелию от Иоанна, после того как Пилат огласил смертный приговор, взяли Иисуса и повели. И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски же Голгофа ( Ин.19:16–17 ). Евангелисты Матфей и Марк более подробно описывают путь Иисуса к месту казни: И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его ( Мф.27:31–32 ). Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его. И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его ( Мк.15:20–21 ). Лука тоже упоминает о Симоне: И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом ( Лк.23:26 ). Киринея, или Кирены, – ливийский город, столица римской провинции Киренаика. Расположенный на берегу Средиземного моря, город представлял собой греческую колонию, значительную часть населения которой составляли иудеи. 474 В Иерусалиме у киринейских иудеев была собственная синагога ( Деян.6:9 ). Говорили они на своем наречии ( Деян.2:8–10 ; возможно, подразумевается диалект еврейского или арамейского языка). Некоторые древние комментаторы считали, что Симон Киринейский был язычником. 475 Но он мог быть и одним из киринейских иудеев, пришедших в Иерусалим на Пасху, или мог проживать в Иерусалиме на постоянной основе: упоминания Марка и Луки о том, что Симон шел с поля, указывает на полевые работы. Уточнение, сделанное Марком, о том, что Симон был отцом Александра и Руфа, часто трактуется как свидетельство того факта, что сыновья Симона были известны римской христианской общине. В Послании к Римлянам апостол Павел приветствует некоего Руфа ( Рим.16:13 ): возможно, речь идет об одном из сыновей Симона. В 1941 году в Иерусалиме при раскопках была обнаружена погребальная пещера, не тронутая грабителями, принадлежавшая семье киринейских иудеев. В ней нашли оссуарий (саркофаг с костями) с надписью: «Александр, сын Симона». 476 Впрочем, совпадение имен в обоих случаях может быть случайным.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Порок «насмехаться», глумливость – это не только свойство характера («буйство» и «глупость», как в Синодальном переводе), этот порок предполагает некоторую интеллектуальную подоснову. Это – способность истолкования, перевода и даже, шире, герменевтическая способность. Так, от глагола лиц (в формации hiphil) происходят слова со значением «переводчик, толмач» ( Быт.42:23 ), «ходатай» на суде ( Ис.43:27 ), «посол» ( 2Пар.32:31 ), в Масоретском тексте упоминается некий малах мелиц – «ангел посредник» между Богом и человеком ( Иов.33:23 ). Поэтому тех, кто заражен пороком издевки и глумления в высшей степени, следует искать в интеллектуальной среде – людей, сведущих в языке и языках, среди космополитов (международников), среди тех, кто привержен юридическим процедурам (среди судейских), в среде глумящихся журналистов и, наконец, среди толкователей, герменевтов и экзегетов – тех, кто толкует Священное Писание . Во втором негативном значении лецим        «глумители» – это те, кто извращают Тору (Учение, Закон); о них сказал Христос: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи» ( Мф.23:2 ). Эти «глумители» – люди важные и серьезные; их «глумливость» в том, что имея дело с Торой, они «говорят и не делают» ( Мф.23:3 ), а если делают, то ради того, чтобы сесть покрепче и повыше – ради «председательства в синагоге» ( Мф.23:6 ). «Сидеть на седалище» – это выражение мы встречаем в Евангелии ( Мф.23:32 ) и в Псалме 1; по форме – оборот внутреннего содержания; он говорит, что место сидения занимается с полным правом, основанием, прочно, публично 16 . Если грешников куда-то влечет (по их пути), то эти «глумители» уже как бы никуда не идут – они осадок, отстой. Они именно категорически не хотят никуда идти, потому что, по их понятиям, – некуда. Они завоевали свое место под солнцем – «сидение». Такая (иллюзорная, по сути) остановка и восседание есть принципиальный отказ от обетованного «блажен муж», потому что «блаженство» есть обязательное продвижение и путь. «Глумители» опасны тем, что могут пресечь всякую возможность блаженства. Потому на греческий «глумители» перевели как «язвы», на славянский – «губители». В облике «глумителей» из Псалма 1 легко распознать «книжников и фарисеев» евангельских времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010