Слово в день происхождения Честных Древ Животворящего Креста, произнесенное в соборе Казанского Спасо-Преображенского монастыря Очима, устнами и душами, лицы и сердцы, поклонимся вси пресвятому Кресту Жизнодавца Христа, им же мир весь освящается. (Троп. 3-ей п. канона). Так сегодня святая Церковь приглашает род человеческий на поклонение св. Кресту Христову, этому величайшему украшению Божией церкви и всего Божьего мира. Крест! – Ведь все самое святое, все самое лучшее, до чего может возвыситься человек, – все заключено в этом одном слове! Самая мысль о Кресте и о безмерной любви на нем Распятого уже очищает, облагораживает и как бы освежает душу человека от той затхлости и приниженности, которою душа пропитывается в обычной жизни!.. Но подойдем ближе ко св. Кресту. Мы увидим на кресте Страдальца, Который не сделал никакого греха, и не было лести во устах Его; будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая, не угрожал; но предавал то Судии праведному. ( 1Пет. 2:23–24 ). Действительно, это недостижимая человеку, для него невероятная, безмерная, – воистину Божественная красота Сего Страдальца на кресте! Вместе с сотником, некогда при кресте стоявшем, так и хочется воскликнуть: «воистину Он был Божий Сын!» ( Мф.27:54 ). Но ближе подойдем ко св. Кресту.... Посмотрим: в Своем безмерном, неземном величии не забыл ли великий Страдалец землю. – Он – Распятый был, несомненно, Сын Божий, Богочеловек, –иначе Он не мог бы, забывая страшные Свои страдания, с разорванными руками –любить мучителей Своих и молиться за них.... «Отче отпусти им, не ведают бо, что творят» ( Лк. 23, 34 ), – это не молитва простого человека!... Так молиться мог только Богочеловек. Но Ему, быть может, чужды были чувства простых смертных людей? Подойдем ближе ко Кресту.... Иисус, увидев (со креста) Матерь и ученика (при кресте) тут стоящего, которого любил, говорит Матери: Жено! се, сын Твой. ( Ин. 19:26 ). Смотрите, возлюбленная братия, – какая кротость и мягкость сыновней любви! Это не пламенный огонь любви Божественной, – это самое нам доступное, так сказать, естественное украшение души нашей: любовь к матери. «Жено, се сын Твой» – слова Божественного Страдальца; страшные крестные муки не затмили у Него заботы об осиротевшей Его Матери. – Сколько здесь заботы о людях, безграничного сострадания к людям, к их человеческой немощи!

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Uhtomsk...

Слово в Неделю Крестопоклонную Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим. Святая Церковь не для того установила праздник Честнаго и Животворящаго Креста, чтобы еще раз напомнить нам о крестных страданиях Христа, а для того, родные мои, чтобы в этот праздник дать нам возможность углубиться в эту величайшую жертву, которую Спаситель принес за наши грехи. И если мы, постоянно памятуя о крестной смерти Господа, сегодня славим Его Честной и Животворящий Крест, то, может быть, хотя в эти святые минуты, после того как мы с такою любовию воспели по уставу Церкви вечерню и утреню этого великого праздника, может быть, говорю, эти святые минуты помогут нам, не желающим идти по Его святому пути, хотя несколько проникнуть в тайну страдания Того, Кто принес величайшую жертву. Кто был распят за грехи людей, за их спасение. Сам Иисус Христос, Сын Божий, поучая нас, говорит, что Он хочет от нас не жертвы, а милости. «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 12:7). Тот, Кто принес величайшую жертву, учит нас тому, чтобы мы не жертвовали тем или другим, а исходили из самого глубочайшего, что есть в нашей природе, созданной Богом по Его образу и подобию, из милосердия, из милости. Тот, Кто принес величайшую жертву, милосердовал о Своих ближних и о тех, Кто Его распял; о тех, кто предстоял у Креста, и о тех, кто был с Ним распят. Он молился о тех, кто Его распинал: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34). Он заботился о Своей Матери, Которая перед Ним стояла с Иоанном. Он поручает их друг другу, говоря: «Се, сын Твой» , «се, Матерь твоя» (Ин.19:26—27) — и соединяет их в этой временной жизни до перехода в вечность. А затем тому, кто распят с Ним, благоразумному разбойнику, обещает, что он будет с Ним в раю. Родные мои, когда мы делаем другому что-нибудь и делаем это, как тяжелую для нас жертву, как ущемление себя в чем-то, то Господь и это не отвергает, а принимает, если мы это делаем во имя Его. Но величайшая тайна состоит в том, что мы, христиане, призваны к тому, к чему был призван милосердный самарянин, а именно к милости. «Кто… ближний попавшемуся разбойникам?» — спрашивает Господь, рассказав о милосердном самарянине и заставляя этим ответить того, кто вопрошал Его: «оказавший ему милость» (Лк.10:36—37). Долг самарянина состоял в том, чтобы пройти мимо этого иудея, страдавшего от ран. Долг этого священника и левита — именно помочь своему единоверцу, раненому, едва живому. И вот одни презрели свой долг и не оказали милости, другой тоже презрел свой долг, согласно которому закон повелевал никакого отношения к иудеям не иметь, но оказал милость: милосердный самарянин обвязал раны потерпевшему от разбойников и дал ему условия для выздоровления. Так и Господь на Кресте принес не просто жертву, а жертву Своего милосердия. Он был прежде всего милостив и учил нас именно этой Своей жертвой милости, милующей любви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3910...

Слово второе в неделю Православия Грозный суд, который вы вскоре услышите, слушатели, относится, между прочим, к «отмещущим вся таинства святая, церковию Христовою содержимая». По благодати Божией, все мы, принадлежащие к православной церкви, твердо содержим святые таинства; не смеем и думать, чтобы можно было отметать их. Но близ нас довольно таких, которые не страшатся отказываться и от такой тайны, какова тайна святой евхаристии; не страшатся даже произносить иногда и страшные хулы на сию страшную тайну. Не для чего скрывать болезни и некоторых из нас, братия. Довольно между нами таких, которые, хотя не отмещут языком святой тайны, и однакож не участвуют в ней по разным предлогам. Приблизимся к смыслу суда церковного на отмещущих тайны размышлением о том, как нужно нам всем приобщаться святого таинства евхаристии, и как неосновательны предлоги, по которым многие не приобщаются сего таинства. Кто установил таинство святой евхаристии? Сам Сын Божий, Господь Иисус. «Приимите, ядите , — говорил Он ученикам, — сие есть тело Мое, за вы ломимое. Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета» . (1 Кор. 11:24—25; Мф.26:27—28). Слышите ли, Господь Сам повелевает: Пийте от нея вси. Повеление решительное, повеление, относящееся ко всем без исключения, повеление самого Господа. Чего больше? послушаем другого свидетеля о том же. «Аз бо приях от Господа , — говорит апостол, — еже и предах вам, яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи, и рече: приимите, ядите: сие есть тело Мое, еже за вы ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Такожде и чашу по вечери, глаголя: сия чаша новый завет есть в Моей крови. Елижды бо , — присовокупляет апостол, — аще есте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет» (1 Кор. 11:23—26). Что может быть яснее слов сих? Апостол с точностию повторяет волю Господню: приимите, ядите. Апостол передает волю Господа в словах, совершенно ясных и определенных; для всех принадлежащих к новому завету, говорит он, установлена сия вечеря: сия чаша новый завет в крови Моей; все, которые хотят помнить Господа, должны участвовать в сей вечери: сие творите в Мое воспоминание. Апостол присовокупил еще и свои слова о смысле слов Господних; дотоле, говорит он, имеет совершаться сия вечеря, пока приидет Господь на суд, т. е. до скончания века: елижды ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет. Теперь спрашивая: нужно ли исполнить волю Господа? Без сомнения, нужно; ибо горе непокаряющимся воле Господа. Нужно ли исполнять такую волю Господа, которая простирается на все времена? Еще более нужно; ибо в этом случае горе каждому, кто бы он ни был, и когда бы он ни жил, если только презирает он эту волю. Итак, подумайте, нужно ли приобщаться вечери Господней, когда она установлена самим Господом, установлена на все времена, установлена для всех?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2985...

Слово на литургии в день памяти прп. Пимена Великого 9 сентября/27 августа 1984 г. Св. Апостол и евангелист Иоанн Богослов, ученик, «которого любил Иисус» ( Ин. 13:23 ), которого Церковь именует Апостолом любви, неоднократно говорит о любви Бога к созданному Им миру. " Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него« ( Ин. 3:16–17 ). Но у того же Апостола мы встречаем слова, где об отношении к миру говорится нечто иное и, на первый взгляд, даже нечто противоположное: »Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Ин. 2:15 ). Однако и здравый смысл и многовековый опыт Церкви, которая, будучи «не от мира», в то же время живет в мире и жертвенно служит делу спасения мира, уверяют нас в том, что в высказываниях Апостола о любви к миру и о том, что мир не следует любить, нет никакого противоречия. Все дело в том, что слово «мир» употреблено в них в двух различных значениях. В тех местах, где говорится о любви Божией к миру, под словом «мир» подразумевается человечество, т. е. совокупность разумных созданий Божиих, благостью Творца призванных к вечной жизни, но, по зависти диавола, отпавших от Бога чрез грехопадение и не способных собственными силами освободиться от мучительного рабства греху и возвратиться к чистому и безгрешному состоянию. Бог, как милосердный Отец, исполненный любви и сострадания к бедствующему падшему миру, делает все, чтобы спасти его. Благодаря искупительному подвигу Его Сына и благодатному воздействию Духа Святого в Церкви Христовой каждый человек доброй воли имеет возможность, чрез веру и подвиг любви, приобщиться к Божественной жизни, «войти в радость Господа своего» ( Мф. 25:21 ), наследовать Царство, уготованное праведным от создания мира (ст. 34). Там же, где заповедуется не любить мира и того, что в мире, под словом «мир» имеются в виду не сами люди, а то греховнее состояние человечества, которое оскверняет и отравляет земную жизнь, лишает ее высокого смысла как школы духовного воспитания и подготовки к будущей вечной жизни. Апостол характеризует это греховное состояние или «то, что в мире», как " похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую» ( 1Ин. 2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Содержание     Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.    Святая Церковь не для того установила праздник Честнаго и Животворящаго Креста, чтобы еще раз напомнить нам о крестных страданиях Христа, а для того, родные мои, чтобы в этот праздник дать нам возможность углубиться в эту величайшую жертву, которую Спаситель принес за наши грехи. И если мы, постоянно памятуя о крестной смерти Господа, сегодня славим Его Честной и Животворящий Крест, то, может быть, хотя в эти святые минуты, после того как мы с такою любовию воспели по уставу Церкви вечерню и утреню этого великого праздника, может быть, говорю, эти святые минуты помогут нам, не желающим идти по Его святому пути, хотя несколько проникнуть в тайну страдания Того, Кто принес величайшую жертву. Кто был распят за грехи людей, за их спасение.    Сам Иисус Христос, Сын Божий, поучая нас, говорит, что Он хочет от нас не жертвы, а милости. «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 12:7). Тот, Кто принес величайшую жертву, учит нас тому, чтобы мы не жертвовали тем или другим, а исходили из самого глубочайшего, что есть в нашей природе, созданной Богом по Его образу и подобию, из милосердия, из милости. Тот, Кто принес величайшую жертву, милосердовал о Своих ближних и о тех, Кто Его распял; о тех, кто предстоял у Креста, и о тех, кто был с Ним распят. Он молился о тех, кто Его распинал: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34). Он заботился о Своей Матери, Которая перед Ним стояла с Иоанном. Он поручает их друг другу, говоря: «Се, сын Твой», «се, Матерь твоя» (Ин.19:26—27) — и соединяет их в этой временной жизни до перехода в вечность. А затем тому, кто распят с Ним, благоразумному разбойнику, обещает, что он будет с Ним в раю.    Родные мои, когда мы делаем другому что-нибудь и делаем это, как тяжелую для нас жертву, как ущемление себя в чем-то, то Господь и это не отвергает, а принимает, если мы это делаем во имя Его. Но величайшая тайна состоит в том, что мы, христиане, призваны к тому, к чему был призван милосердный самарянин, а именно к милости. «Кто… ближний попавшемуся разбойникам?» — спрашивает Господь, рассказав о милосердном самарянине и заставляя этим ответить того, кто вопрошал Его: «оказавший ему милость» (Лк.10:36—37). Долг самарянина состоял в том, чтобы пройти мимо этого иудея, страдавшего от ран. Долг этого священника и левита — именно помочь своему единоверцу, раненому, едва живому. И вот одни презрели свой долг и не оказали милости, другой тоже презрел свой долг, согласно которому закон повелевал никакого отношения к иудеям не иметь, но оказал милость: милосердный самарянин обвязал раны потерпевшему от разбойников и дал ему условия для выздоровления. Так и Господь на Кресте принес не просто жертву, а жертву Своего милосердия. Он был прежде всего милостив и учил нас именно этой Своей жертвой милости, милующей любви.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3910...

Скачать epub pdf Глава 27 Предание Христа Пилату ( Мф.27:1–2 ). Судьба Иуды и цена крови ( Мф.27:3–10 ). Суд Пилатов ( Мф.27:11–25 ). Предание Христа на распятие и самое распятие ( Мф.27:26–56 ). Погребение Господа ( Мф.27:57–61 ). Стража при гробе ( Мф.27:62–66 ). Мф.27:1 . Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; «Когда настало утро»: все предшествующее происходило ночью, ночью собирался и Синедрион ( Мф.26:57,59 ), постановивший определение предать Иисуса Христа смерти. – «Утро»: это было утро того дня (пятницы), в который по закону вечером надлежало вкушать пасхального агнца ( Ин.18:28,19:14 ). – «Имели совещание»: это было вторичное собрание Синедриона (ср. Лк.22:66 и дал. Мк.15:1 ). – «Чтобы предать Его смерти»: чтобы привести в исполнение определение, постановленное в предшествующем ночном заседании Синедриона. Мф.27:2 . и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. «Связав Его»: Господа связали еще в саду Гефсиманском, когда брали Его ( Ин.18:12 ). Может быть, в продолжение суда пред Синедрионом Он был развязан; но теперь, когда хотели вести Его к Пилату, как преступника, Его опять связали, конечно, только по рукам. – «Предали Его Понтию Пилату»: с тех пор как Иудея подчинена была римскому управлению, у Синедриона отнято было (ср. Ин.18:31 ) право наказывать преступников смертью без утверждения римского правителя (лет около 10 спустя по Р. Хр.). Побиение камнями Стефана, несколько лет спустя по распятии Иисуса Христа, было поступком своевольным возмутившегося народа. – По закону уличенные в богохульстве должны быть побиваемы камнями ( Лев.24:10–16 ); но иудеи, согласно непостижимой для них воле Божией, не хотели предать Иисуса Христа этой казни, а решились подвергнуть более поносной – распятию на кресте, и потому силились обвинить Его не только в богохульстве, но и в политических преступлениях. – «Понтий», по прозванию «Пилат», был пятым правителем (прокуратор или игемон) Иудеи, получил прокураторство от императора римского Тиверия в 26-м году по Р. Хр., – человек гордый, надменный и жестокий, но вместе малодушный, трусливый, ненавидевший иудеев и особенно их правителей и ненавидимый ими. После десятилетнего правления он вызван был к суду в Рим (в 36-м г.) и потом заточен в Виенне (Vienne, в южной Галлии), где кончил жизнь самоубийством. Прокураторы обыкновенно жили в Кесарии ( Деян.23:23 и дал. Деян.24:27,25:1 ): но на праздник Пасхи, когда много собиралось в Иерусалим иудеев, они переселялись сюда для ближайшего наблюдения за порядком и предупреждения народных волнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Нагорная проповедь ПОНЯТИЕ Н.П. называют речь, которую Иисус Христос произнес перед учениками и собравшимся народом ( Мф. 5 , Мф. 6 , Мф. 7 ) ( Лк. 6:20–49 ). Эта речь состояла из связанных друг с другом изречений и наставлений, которые следует трактовать в общем контексте благовествования Иисуса. У Луки изложение проповеди значит. короче, но, как и у Матфея, оно начинается с заповедей блаженства, а заканчивается притчей о строительстве дома. Отрывки из Н.П. встречаются во многих главах Ев. от Луки, в то время как у Матфея ее содержание изложено компактно. В то же время некоторые фрагменты проповеди записаны только в Ев. от Матфея. Особенно это относится к Мф. 5:17–37 и Мф. 6:1–8.16–18 . Согл. Мф. 5:1 , речь была произнесена Иисусом на горе, а в Лк. 6сказано, что Он проповедовал «на ровном месте». СОДЕРЖАНИЕ ПРОПОВЕДИ (ПО МАТФЕЮ) 1) рассказывая Своим ученикам о Царстве Божием, пришедшем на землю вместе с Ним, Иисус обращается к ним как к праведникам, обретающим блаженство, несмотря на то, что их настоящее и будущее земное существование во многих отношениях позволяет считать их обделенными жизнью ( Мф. 5:3–12 ; Лк. 6:20–23 ). Каждая заповедь блаженства имеет при себе обетование, говорящее о награде, назначенной ученикам за их ожидание Божьей помощи в любви и смирении. Иисус называет Своих учеников солью земли и светом мира ( Мф. 5:13–16 ), т.е. непреходящим началом, придающим жизни смысл. К этим основополагающим утверждениям примыкает довольно большой отрывок ( Мф. 5:17–48 ), в котором Иисус объясняет ученикам ветхозаветный Закон, шестикратно повторяя: «А Я говорю вам». Здесь Иисус показывает нам образец жизни, проникнутой истинным, а не внешним и формальным смирением пред Отцом. Здесь проявляется дарованное Иисусу исключит. право, пользуясь которым, Он по Своему усмотрению углубляет ветхозаветный Закон (напр., Мф. 5:21–26 ), либо давая его заповедям собств. толкование ( Мф. 5:27–30 ), либо полностью отменяя их ( Мф. 5:33–37 ; Мф. 5:38–42 ). Но такое властное обращение с некогда непреложным Законом ( Мф. 7:29 ) не было его нарушением, а являлось его исполнением, потому что цель, которой служил Закон, осуществлялась в личности и служении Иисуса ( Мф. 5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Скачать epub pdf Глава 19 Христос в пределах Иудеи ( Мф.19:1–2 ). Разговор с фарисеями о нерасторжимости брака ( Мф.19:3–9 ) и с учениками о безбрачии ( Мф.19:10–12 ). Благословение детей ( Мф.19:13–15 ). Разговор с богатым юношею ( Мф.19:16–22 ) и с учениками об опасностях богатства ( Мф.19:23–26 ). Награды ученикам и последователям Христовым ( Мф.19:27–30 ) Мф.19:1–2 . Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною. За Ним последовало много людей, и Он исцелил их там. «Вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские»: см. прим. к Мф.2:22–23 . – «Заиорданскою стороною»: по восточную сторону Иордана, путем Переи или древнего Галаада. По сю, т.е. западную, сторону Иордана, между Галилеею и Иудеею, была Самария, и чрез нее был путь в Иудею; но в настоящий раз Христос не пошел этим путем, хотя в другие времена ходил им ( Ин.4:3–4 ; Лк.17:11 ), а избрал другой путь: перешедши из Галилеи Иордан, Он Перейским берегом шел вниз и потом, опять перешедши Иордан (вероятно, близ Иерихона), вступил в пределы собственно Иудеи. Мф.19:3 . И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? «Искушая Его, говорили» и пр.: думая поставить Его в затруднение, или даже обвинить Его за ответ. «Спрашивают: «позволительно» ли (по всякой причине разводиться с женою), думая, что Он забыл Свои слова (в нагорной беседе, Мф.5:31–32 ), и готовясь обратить против Него собственные Его слова и сказать: для чего же Ты говорил прежде не так, если бы Он стал утверждать, что должно отпустить жену, и – противоположить Ему закон Моисеев, если бы Он стал говорить то же, что говорил прежде» (Злат. ср. Феофил.). Сверх сего, фарисеи и народ в то время держались разных мнений относительно этого предмета (ср. прим. к Мф.5:31–32 ). Одни, следуя учению раввина Гиллела, говорили, что разводиться можно по всякой причине, по которой жена не нравится мужу, какая бы то причина ни была. Другие, следуя учению раввина Шаммаи, утверждали, что развод может быть дозволен только в случае прелюбодейства со стороны жены, по всякой другой причине развод не законен. Предлагая этот вопрос, фарисеи ожидали, какое мнение выскажет Иисус Христос, чтобы возбудить против Него приверженцев противоположного мнения, особенно при легкомыслии толпы относительно этого пункта учения. В законе Моисевом ( Втор.24:1 ) позволяется дать жене разводное письмо, если она после брака «не будет иметь благоволения в глазах мужа, потому что он находит в ней что-нибудь срамное».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Скачать epub pdf 12. 9 неделя по Пятидесятнице. Хождение по водам. Спасающая вера (Мф. 14:22–33; Мф. 8:23–27) «Истинно Ты Сын Божий» ( Мф. 14:33 ). Много разных чудес, благочестивые слушатели, совершил Господь наш Иисус Христос, живя на земле. Среди этих чудес особо сильное воздействие на апостолов и на народ оказали два чуда – чудо укрощения бури на море ( Мф. 8:23–27 ) и чудо хождения по водам ( Мф. 14:22–33 ). Первое чудо совершилось при следующих обстоятельствах. Однажды Иисус Христос с учениками вошёл в лодку, чтобы переплыть на другой берег моря (озера). Поднялась сильная буря, и лодке стала угрожать опасность потопления. Между тем Иисус Христос спал. Опасаясь гибели, апостолы разбудили Его и сказали: Господи! Спаси нас: погибаем. Христос сказал им: что вы боязливы, маловерные? Потом встал и запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина. Апостолы, изумляясь, говорили: Кто Этот, что и ветры и море повинуются Ему? ( Мф. 8:23–27 ). Христос упрекнул апостолов в маловерии, как причине их боязливости и страха. У них не хватило веры, что Христос-Чудотворец спасёт их, когда настанет самый критический момент или когда Он Сам захочет. И потому они и возопили: спаси нас: погибаем. А когда это опасение прошло, они, обрадованные и восхищённые, – поставили пред собой вопрос: Кто же Он, что и стихии повинуются? На этот вопрос, братия и сестры, они сами ответили после совершения второго чуда – чуда хождения по водам. Об этом чуде рассказывалось, как мы слышали, в сегодняшнем евангельском чтении. Остановим на нём своё благочестивое внимание. После насыщения пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбами Христос, опасаясь, как бы народ, потрясённый чудом насыщения, не объявил его царём, поторопил учеников сесть в лодку и переплыть море (озеро). Сам же, отпустив народ, удалился на гору помолиться. Между тем темнело. В горах стала завывать буря. Ветер рвался из ущелий на простор моря. Оно разбушевалось. Апостолы медленно и тревожно плыли. Ветер был встречный, и волны сильно били лодку ( Мф. 14:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf Глава 21 Царский вход Иисуса Христа в Иерусалим ( Мф.21:1–11 ). Очищение храма, исцеление больных, дети восклицающие и возвращение в Вифанию ( Мф.21:12–17 ). Проклятая смоковница ( Мф.21:18–22 ). Откуда Иоанн ( Мф.21:23–27 ). Притчи: о сынах, посланных в виноградник ( Мф.21:28–32 ), и о делателях винограда ( Мф.21:33–41 ). Камень краеугольный ( Мф.21:42–46 ). Мф.21:1 . И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, «Пришли в Виффагию»: это было селение, вероятно, в самом близком расстоянии от Вифании ( Мк.11:1 ; Лк.19:29 ); впрочем следов его вовсе теперь нет, и в Ветхом Завете нигде о нем не упоминается, а упоминается о нем только в Талмуде. Виффагия значит – дом смокв, и называлась так, вероятно, от множества произраставших там фиговых деревьев. – «К горе Елеонской»: или масличной, называвшейся так по множеству произраставших на ней масличных деревьев. Она находится к востоку от Иерусалима и отделялась от него ручьем или потоком, так называемым Кедронским или Кедроном, который почти совершенно высыхал в продолжение жарких месяцев, но весьма значительно увеличивался во время периодических дождей, бывающих в Палестине. На западном (к Иерусалиму) склоне горы масличной находился сад, называемый Гефсиманиею; Виффагия же и Вифания лежали на восточном склоне этой горы. Гора эта была довольно высока, так что с нее все части Иерусалима видны были совершенно. Два пути было из Вифании в Иерусалим: один огибал гору Елеонскую с юга, другой шел чрез самый верх горы; последний был короче, но труднее и утомительнее. Мф.21:2 . сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; «В селение, которое прямо перед вами»: Христос с учениками был в Виффагии, и селение, которое было пред ними, была, без сомнения, Вифания. – «Найдете ослицу и молодого осла»: в Палестине было мало коней; они употреблялись почти исключительно только для войны и очень редко в домашнем обиходе. Осел, мул и верблюд были, как и доселе, самыми употребительными животными на востоке для домашнего обихода и путешествий. Сесть на коня было тогда эмблемою войны, сесть на мула или осла – эмблемою мира, и во время мирное цари и вожди ездили на этих последних. Так Соломон, когда венчался на царство, ехал на муле ( 3Цар.1:33 ). Таким образом, вход Иисуса Христа в Иерусалим на осле не был знаком Его бедности и уничижения, но символом мира. Царь Сиона, Царь мира, едет в Свою столицу на осле, эмблеме мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010