Для великих людей превосходство их пред другими иногда служило поводом к гордости, превозношению. Но взгляните пристально на Лицо Богочеловека – и вы удивитесь необычайному среди людей сочетанию в Нем величия со смирением. Не считая для Себя хищением быть равным Богу ( Флп.2:6 ), Он смиренно именует Себя Сыном Человеческим ( Мф.8:20 и др.). После воскрешения Лазаря, войдя в столицу Иудеи, при шумных восклицаниях народа Он не радуется воздаваемой Ему царской почести, но плачет о несчастном городе, обреченном на погибель ( Мф.23:37–38 ). Он вскоре после этого смиренно, как слуга, умывает ноги учеников ( Ин.13:4–5 ). Некоторые великие люди отличались геройством, мужеством в борьбе с препятствиями к достижению цели, великим самоотвержением. Давид, в жажде, не захотел пить воду, добытую воинами с опасностью для жизни ( 2Цар.23:15–17 ); известно геройство Александра Македонского среди военных походов. Но кто может из таковых сравниться с Тем, Кому предлагаемы были все царства мира и слава их и Который презрел это с величием Богочеловека ( Мф.4:8–10 )? Кто, ища спасения людей, не имел где главу преклонить ( Лк.9:58 )? Кто, предведая и предвещая о Своих ужасных страданиях, которые готовили Ему враги Его, твердо и неуклонно шел навстречу им? Кто веден был, как Агнец, на заклание, а не отверзал уст Своих ( Ис.53:7 )? Целитель болезней – терпит болезни ада! Врач прокаженных – покрывается язвами бичевания! Седящий на престоле славы – висит на Древе! Праведник – приемлет казнь со злодеями и вводит в рай разбойника ( Лк.23:43 )! Что касается способности обладать умами и сердцами людей, то свидетельством этого служат тысячи тысяч людей, почти в течение двадцати веков последовавших за Ним с такой любовью и преданностью, что, когда нужно было, они оставляли все ради возлюбленного и возлюбившего их Христа, не щадя и самой жизни своей. Кто укажет такого великого человека, из любви к которому последователи его жертвовали бы всем своим имуществом и своей жизнью, как делали это мученики и христианские подвижники? И теперь есть много самоотверженно идущих за Ним. Скажут: но Христос не был ни царем, ни завоевателем. Да, Он говорил, что Он – Царь, но что Царство Его не от мира сего ( Ин.18:36 ). Он не царствовал во дни великого уничижения Своего, но царствует, восседая одесную Отца на престоле славы. В Его руках судьбы народов и царей; исполнители Его веления – величайшие, умнейшие Духи, мироправители – Власти и Господства 20 , исполняющие веления Его. Он не был завоевателем, но уже теперь вся вселенная в Его руках: Он владеет ею через Церковь , через христианских царей и правителей, которые всегда готовы повиноваться Его мановению, сердца которых в руках Его, как Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Однако чтения распределены по последованию, состоящему не из 8 (как в армянском Лекционарии) или 12 (как в грузинском Лекционарии), а из 4 блоков, порядок каждого приближен к порядку обычного дневного часа по палестинскому Часослову (1, 3, 6 и 9-го). Чтения дополнены особой гимнографией. Порядок каждого часа Великой Пятницы следующий: псалом (один из обычных псалмов вседневных часов), тропарь Великой Пятницы, 3 особых тропаря со стихами (так что на всех 4 часах таких тропарей 12), прокимен, паремия, Апостол, паремия, Апостол, прокимен, Евангелие, стихи часа и проч. После прочтения Евангелия на 9-м часе указано петь особую стихиру, а после стихов часа и Трисвятого - совершать литию в часовне Воскресения с пением кондака Великой Пятницы, т. к. в кувуклии Патриарх благословляет св. закваску (zume (греч.)) - специально приготовленное тесто, символизирующее печать, наложенную по приказу Пилата на пещеру Гроба. Вечерня, совершаемая по монастырскому чину, имеет следующий порядок: Пс 103, " Господи, воззвах " и стихиры, " Свете тихий " , 3 паремии (Исх 33. 1-23, Иов 42. 12-17d, Ис 52. 13-53. 12), каждая предваряемая прокимном (из Пс 34, 21, 87), Апостол (1 Кор 1. 18-2. 2), аллилуиарий и Евангелие, " Сподоби, Господи " , стиховные стихиры, " Ныне отпущаеши " , тропарь Великой субботы ( " Благообразный Иосиф " ), просительная ектения, и отпуст. Особенные элементы службы - обряд раздачи св. закваски после стиховных стихир, а также чтение посвященной Страстям молитвы (нач.: " Господи Иисусе Христе Боже наш, Спасе мира, сподобивый в час сей " ) перед отпустом. Чтения на вечерне те же, что и в константинопольских Типиконе Великой церкви и др. послеиконоборческих памятниках, но не древние иерусалимские (что, в частности, заставляет заключить что Евангелие вечерни -составное (Мф 27. 1-38 + Лк 23. 39-43; Мф 27. 39-54 + Ин 19. 31-37 + Мф 27. 55-61), как и в Типиконе Великой церкви, хотя в Святогробском Типиконе, указаны лишь 1-й и последний стихи). Богослужение Великой Пятницы в константинопольской соборной традиции IX-XII вв.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

Печать на двери Гроба Господня В отличие от бдения, где древняя иерусалимская система евангельских чтений заменена новой и к к-рому присоединена (в сокращенном виде) к-польская служба дневных часов со своей паремией (к-польские паремии, Апостол, Евангелие использованы в Святогробском Типиконе, также и на вечерне В. п.), на дневной службе (часах) по Святогробскому Типикону сохранена древняя иерусалимская система дневных чтений В. п.: не считая неск. мелких отличий, паремии, апостольские и евангельские зачала на часах те же, что и в арм. и груз. переводах Лекционария, причем сохранен даже порядок чтений. Однако чтения распределены по последованию, состоящему не из 8 (как в арм. Лекционарии) или 12 (как в груз. Лекционарии), а из 4 блоков, порядок каждого приближен к порядку обычного дневного часа по палестинскому Часослову (1, 3, 6 и 9-го). Чтения дополнены особой гимнографией. Порядок каждого часа В. п. следующий: псалом (один из обычных псалмов вседневных часов), тропарь В. п., 3 особых тропаря со стихами (так что на всех 4 часах таких тропарей 12), прокимен, паремия, Апостол, паремия, Апостол, прокимен, Евангелие, стихи часа и проч. После прочтения Евангелия на 9-м часе указано петь особую стихиру, а после стихов часа и Трисвятого - совершать литию в часовне Воскресения с пением кондака В. п., т. к. в кувуклии Патриарх благословляет св. закваску (ζμη) - специально приготовленное тесто, символизирующее печать, наложенную по приказу Пилата на пещеру Гроба. Вечерня, совершаемая по монастырскому чину, имеет следующий порядок: Пс 103, «Господи, воззвах» и стихиры, «Свете тихий», 3 паремии (Исх 33. 1-23, Иов 42. 12-17d, Ис 52. 13-53. 12), каждая предваряемая прокимном (из Пс 34, 21, 87), Апостол (1 Кор 1. 18-2. 2), аллилуиарий и Евангелие, «Сподоби, Господи», стиховные стихиры, «Ныне отпущаеши» , тропарь Великой субботы («Благообразный Иосиф»), просительная ектения и отпуст. Особенные элементы службы - обряд раздачи св. закваски после стиховных стихир, а также чтение посвященной Страстям молитвы (нач.: «Κριε Ιησο Χριστ Θες μν, σωτρ το κσμου, καταξισας ν τ ρ τατ» - Господи Иисусе Христе Боже наш, Спасе мира, сподобивый в час сей) перед отпустом. Чтения на вечерне те же, что и в к-польских Типиконе Великой ц. и др. послеиконоборческих памятниках, но не древние иерусалимские (что, в частности, заставляет заключить что Евангелие вечерни - составное (Мф 27. 1-38 + Лк 23. 39-43; Мф 27. 39-54 + Ин 19. 31-37 + Мф 27. 55-61), как и в Типиконе Великой ц., хотя в Святогробском Типиконе указаны лишь 1-й и последний стихи).

http://pravenc.ru/text/150067.html

Мк.5:37 . И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна брата Иакова. Петр, Иаков и Иоанн. Это были ближайшие и довереннейшие ученики Христовы, которых Он и после не раз удостаивал быть свидетелями особенно великих событий, напр. Своего преображения ( Мф.17:1 ) и др. Мк.5:38 . Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих, и вопиющих громко. У евангелиста Матфея сказано: увидел свирельщиков (сопцы, Мф.9:23 ). На востоке, при оплакивании умерших, рвали на себе волосы и плакали с особенными причитаниями. Мало этого, приглашали, иногда нанимали особых плакальщиков и плакальщиц, для которых дело плача было ремеслом ( Иез.24:17 ; Иер.9:17, 20 ;. Ам.5:16 ); при причитаниях обыкновенно восхваляли качества умершего лица. И все это сопровождалось игрой на каком-либо одном или нескольких музыкальных инструментах, напр., на флейтах или свирелях. Мк.5:39 . И вошед говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит. Мк.5:40 . И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним, и входит туда, где девица лежала. Не умерла, но спит. Господь здесь назвал действительную смерть сном, как Он делал и в других случаях. напр., при смерти Лазаря ( Ин.11:11 ). Св. Апостолы нередко называют умерших спящими ( Деян.7:60 ; 1Фес.4:13–14 и др.). Смерть они называли сном в том смысле, что, хотя тело человека и лишается жизни, когда он умирает, но душа не уничтожается; и придет время, когда все умершие воскреснут – как бы пробудятся от сна. Сам же Господь и святые силой Его воскрешали умерших еще до всеобщего воскресения. И ругахуся ему (смеялись над Ним), т. е. когда услыхали слова Христовы, что дочь Иаира не умерла, но спит. Изгна вся (выслал всех), – как недостойных присутствовать при великом чуде, кроме родителей умершей и Апостолов. Мк.5:41 . И взяв девицу за руку, говорит ей: талифа куми, что значит: девица, тебе говорю, встань. Мк.5:42 . И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

однако же изложение святых отнюдь не разногласит, ибо Павел, ( 1Тим. 4:4–5 ) докажет, что то и другое выражение – одно и то же 6:1. В 20:1 и дал. Иоанн упоминаете об одной Марии Магдалине, между тем как другие евангелисты говорят и о других женах (Мф.28:1, Мк.16:1 , Лк.23:55; 24:1 ). Но мы не должны признавать это за противоречие евангелистов друг другу. Иоанн упомянул об одной Марии Магдалине, как имевшей более горячую любовь ко Христу, ранее других увидевшей гроб, пришедшей в сад и осмотревшей всю соседнюю местность для отыскания тела Христова. Обычно главным лицам приписывается исход и конец намерений и дел, хотя бы и были другие советники и сотрудники 20:17. б. 247–248. Писание по св. Кириллу допускает гиперболу в 21:25, –Христос приличным образом осмеиваете Иудейское неразумие 10:6, – евангелист осмеивает Иудеев 9:13–14, – 9:28, – 10:6, – Фома говорит как бы с иронией 11:16. 37. Писание нередко употребляет речь переносную, например, относя к сынам по усыновлению то, что принадлежит Сыну по природе (название сынов Божиих) 17:26, – сравнения в Писании нельзя толковать в значении указами на природу или сущность предмета 15:1. 321. В Писании делаются предречения не для того, чтобы исполнилось что, но в нем предсказывается то, что будет и должно быть 15:25. Христос часто предлагает вопросы для изобличения тех, кто вопрошается 8:46. б, – ведет примерную речь 8:42, – 8:44–45. 362, – говорит предположительно 5:34 о Крестителе, – в лице учеников – обо всех верующих 14:17. б. 189, – приводит ветхозаветное изречение не буквально, а в Своем изложении, – более по смыслу, чем по букве, ибо приведенного Им изречения нет в Писании 7:38, – точность и осторожность в словах Христа 16:12–13. – Христос говорит просто и скромно «Я есмь», предоставляя любознательным добавлять недостающее 8:25. а. Св. Кирилл часто пользуется истолковательным перифразом и примерно-наглядным распространением речей Христа, св. Девы и других евангельских лиц: 7:31, – 7:33, – 8:28. д. 293, – 8:26. а, – 8, 26. б, – 8:54–55, – 12:25, – 12:27–28, – 13:27–28, – 13:38, – 14:9. 199–200, – 14:12, – 15:3, – 15:16, – 15:19–20 – 15:22, – 17:16–17, – 19:25 др. В экзегесе св. Кирилл допускает возможность личных толкований экзегета, поставление их рядом с общепринятыми, даже на место их, – критикует и отрицает общепринятые некоторые толкования и предоставляет иногда другим изыскивать лучшие объяснения. В

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Передавая не свое, а заимствованное от Господа истинное учение, наставление и всякое добро, в несобственном смысле и пастыри наши могут называться учителями ( 1Кор.12:28 . Еф.4:11, 12 ), отцами или батюшками ( 1Ин.2:1, 3:18 . 1Кор.4:15 . Гал.4:19 ), наставниками ( Евр.13:7, 17:24 ). Ст. 14 осуждает то напускное благочестие, которое свойственно фарисеям и штундистам. Фарисеи так обирали вдов, как обобрал многих своих последователей таращанский штундист Кондра Малеваный. Ст. 13 и 15–22 осуждается то извращение божественного слова, посредством которого фарисеи, а также штундисты затворяют Царство Божие себе и другим. У фарисеев безумие и слепота происходили от ожесточения сердца, у штундистов – от ожесточения и от прямого непонимания и невежества (ср. 1Тим.1:6, 7 ). Ст. 23 делает укор штундистам в том, что они оставили веру и добрые обычаи. Ст. 24–28 осуждает фарисеев и штундистов за то, что они в своей слепоте пропускают главное и хватаются за мелочи (штундисты сами оставили истинных пастырей и св. таинства, а православных укоряют за названия «священник» и «православный»), и за то, что они стараются казаться благочестивыми, не будучи таковыми на самом деле. В ст. 29–32 осуждается то же стремление – худое по существу прикрыть хорошей внешностью. Что сими стихами не воспрещается забота православных людей о могилах праведников, это видно из примера Иосифа Аримафейского ( Мф.27:57–60 . Лк.23:50, 51 ) и св. жен ( Мк.16:1 ). Ст. 33–37 говорит о преследовании злыми людьми «пророков, мудрых и книжников», проповедников истины. Штундисты своими клеветами на Православную Церковь и ее пастырей (поставленных Богом – мудрых и книжников) более производят духовных убийств, чем сколько фарисеи побивали камнями. В ст. 38 и 39 указывается судьба фарисеев и штунды. Как фарисеи вместе со всеми не познавшими Господа иудеями потеряли благословение Божие и отечественную страну, так и штундисты, не просуществовав и полсотни лет, разделились на много толков (баптисты, штунда плотская, штунда духовная, субботники, последователи Малеваного – трясуны, шалопуты и др.) и скоро также должны будут исчезнуть ( Мф.12:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Объяснение выражений: «Духа, как голубя», и: «крестящий Духом Святым», см. в комментариях к Мф.3:11, 16 . Ин.1:35 .  На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. Ин.1:36 .  И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Ин.1:37 .  Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Здесь содержится третье свидетельство Крестителя о Христе, которое было произнесено на другой день после того, как Креститель свидетельствовал о Христе перед народом и своими учениками. Перед двумя своими учениками, которые на этот раз были с Иоанном, Креститель кратко повторяет сказанное им накануне о Христе, когда Христос проходил мимо того места, где стоял Иоанн. Иоанн «вперил свой взор» в Иисуса ( μβλψας, по-русски неточно – «увидев»), Который в это время в некотором отдалении ходил, как бы осматривая местность ( περιπατοντι, по-русски неточно – «идущего»). Двое учеников, слышавших в этот раз свидетельство Иоанна, были: Андрей (см. стих 40) и, конечно, Иоанн Богослов, который обычно не называет себя по имени из чувства смирения (ср. Ин.13:23, 18:15 и др.). Повторение свидетельства о Христе произвело на них такое впечатление, что они пошли за Христом. Ин.1:38 .  Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живешь? Ин.1:39 .  Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Ин.1:40 .  Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Оба ученика молча шли за Иисусом, не смея сами начать с Ним беседу. Тогда Он, обернувшись к ним, начинает разговор вопросом: «что вам надобно?» Ученики, желая поговорить со Христом обо всем, что их особенно интересовало, спрашивают у Него, где Он имеет пребывание ( μνειν значит не «жить в своем доме», а «пребывать как гость в чужом доме», особенно же «останавливаться на ночлег»; ср. Суд.19:9 ; Мф.10:11 ). Можно полагать, что таким местопребыванием для Христа в то время служило какое-либо селение на западной стороне Иордана, где вообще было больше поселений, чем на восточном берегу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сравнительно с другими, евангелие от Марка носит характер простого свидетельства очевидца. В Евангелиях от Матфея и от Луки, дающих более полную запись речений Спасителя, более уже заметно намеренное составление истории земной жизни Христа-Спасителя. В евангелии от Матфея, меньше в евангелии от Луки, заметен, кроме того, некоторый элемент систематизации материала по его содержанию: речения, содержащие основы нравственного учения Христова, у Матфея собраны вместе и переданы в виде одной проповеди (гл. 5–7), то же с притчами о царствии Божием (гл. 13) и др. Кроме того, у Матфея и у Луки более выступает на первый план сверхъестественная сторона, вследствие чего менее ярко, сравнительно с Марком, рисуется естественная, чисто человеческая сторона в жизни и личности Христа-Спасителя 11 . Еще в большей мере это должно сказать о четвертом евангелии. Последнее представляет собою плод более глубокого проникновения в тайну личности Богочеловека, и в нем элемент художественный и богословский выступает всего ярче, хотя в нем сохранено и много первоначального материала и черт непосредственного наблюдения. В евангелиях Матфея и Луки почти отсутствуют выражения различных обыкновенных чувств Христа-Спасителя, приведенные в предыдущем параграфе (стр. 23 и 24). Естественные вопросы, как. напр., приведенные в Мк.9:16–21–33 опущены у них, а в Лк.9:47 , прямо сказано: Иисус, видя помышления сердца их» и т. д., чем самый вопрос Мк.9:32 представляется ненужным. Выражение «не мог (Иисус) совершить там никакого чуда» (разумеется, не мог нравственно, вследствие отсутствия соотв. условий), Мк.6:5 , смягчено в Мф.13:58 : «И не совершил там многих чудес». Черты большой простоты в отношении учеников к своему Учителю, даже наивные выражения некоторой досады по его адресу, особенно, в начале их следования за Ним (Мк.4:38, 5:31, 6:37–56), также опущены у последних. Даже обычное обращение учеников ко Христу «Равви», или «Учитель» здесь заменено более подобающим «Господи» 12 . Обращение «Равви» мы встречаем в устах Иуды ( Мф.26:49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

Иоанна повествуется, что Иисус Христос, вися на кресте, восклицал: жажду ( Ин.19:28 ), так как распятые на кресте обыкновенно чувствовали страшнейшую жажду (33 ст.). И вот воины, вместо воды или другого какого питья, поднесли ему уксус, который обыкновенно не утоляет, а возбуждает жажду. Это было тоже насмешкой над Господом со стороны их. Лк.23:38 . Бе же и написáние написано над ним писмены éллинскими и римскими и Еврéйскими: сéй éсть Цáрь Иудéйск. (И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.) У еванг. Матфея об этой надписи сказано так: поставили над головою Его надпись, означающую вину Его ( Мф.27:37 ). У еванг. Иоанна относительно надписи повествуется еще следующее: эту надпись читали, многие из иудеев, потому что место, где был распять Иисус, было недалеко от города, и написано было по еврейски, по гречески, по римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: царь Иудейский, но что Он говорил: Я царь Иудейский; Пилат отвечал: что я написал, то написал. ( Ин.19:19, 22 ) т. е. не стану переменять написанного. Так что по этой надписи выходило, что Иисус Христос есть действительно царь иудейский, Которого подданные или не могли защитить, или же изменнически предали, а не самозванец, как представляли Его Пилату первосвященники. Покаяние разбойника. Лк.23:39 . Един же от обешеною злодею хýляше егó, глагóля: áще ты еси Христóс, спаси себé и нáю. (Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.) Евангелисты Матфей и Марк замечают кратко, что и распятые с Господом разбойники поносили Его; только один св. Лука говорит об этом обстоятельстве подробно и говорит несколько несогласно с сими евангелистами: они повествуют, что оба разбойника поносили Господа, а, по сказанию Луки, только один поносил, другой же уверовал в Него и покаялся. Это разногласие объясняется так: или сначала оба разбойника поносили Христа, и потом один раскаялся (Злат, и др.), или, ради краткости, факт сообщается, подробности же отпускаются и приписывается обоим разбойникам то, что делал один.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

гл. 3. 389 De eccles hier cVIII, sect 11, параграф 4; 6. 390 Цитировано у Иоанна Дамаскина, «Слово об усопших в вере». «Творения», том 1, стр. 584. 391 Тайноводственное поучение V, гл 9. 392 Св. Киприан Карфагенский. Письмо 24 к клиру о помощи исповедникам. Цит по Святоотеческая хрестоматия. Сост. Протоиер. Николай Благоразумов . Изд. М. 2001 г. стр. 147. 393 «О жизни блаженного царя Константина». Книга IV гл. 71 стр. 272. В другом своем сочинении Евсевий пишет: « У нас обычай посещать гробы и совершать здесь молитвы». (Подготовка к Евангелию, книга XIII, параграф 11). 394 Беседы на Деяния апостолов, гл.9, нравоучение 21. 395 Беседы на первое послание коринфянам, гл. 15, нравоучение 41. 396 Беседа на послание к филиппийцам, гл.1, нравоучение 3. 397 Кальвин. «Установления», отд. III гл. 10. Бингам. “О начале Церкви», XV гл. 3; 16. 398 С.В. Санников. «Начатки учения». изд. Одесской библейской школы 1991 г., стр. 186. 399 В протестантской среде к проповедникам массового покаяния и обращения часто прилагается определение: “комбайн Божий”- как лучшего делателя на ниве Христовой (по слову Христа: жатвы много, а делателей мало ( Мф. 9:37 ). 400 Луис Беркхов. История христианских доктрин. Изд. “Библия для всех”. СПб. 2000 г. стр. 235. 401 Речь пойдет о той части христиан, которая ныне пребывает на небесах со Христом. 402 Так как апостолы наиболее близки сердцу протестантов, а прочие праведники (как Николай Чудотворец и др.) вызывают те или иные нарекания, то в пример преимущественно будут браться святые апостолы. 403 С.В.Санников. «Начатки учения». изд. Одесской библейской школы 1991г., стр. 185. 404 П.И.Рогозин. Цит. изд. стр. 14. 405 П.И.Рогозин. Цит. изд. стр. 15. 406 “ История о богаче и Лазаре – не притча ”. (П.Рогозин.“Лжесвидетели». М. 1993 г. стр. 38). 407 Эта цитата по греческому переводу 70 толковников (III век до Р.Х.), но и в еврейском тексте обещание Самуила записано: И я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас ( 1Цар. 12:23 ). 408 Конечно, две последние цитаты из книг неканонических, но их читала Церковь первых веков и назвала “благочестивым чтением”.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010