Господь Иисус Христос учит Своих последователей благотворить ближнему, не надеясь на его благодарность: «аще взаим даёте от них же чаете восприяти, кая вам благодать есть? Ибо и грешницы взаим давают, да восприимут равная» (Лк. 22: 34–36). Премудрый сын Сирахов также заповедует своим читателям помогать ближнему имуществом, которое он, как и Христос (Мф. 6: 19–20, Лк. 16: 9), советует, не скрывать под камнем, откуда оно легко может быть похищено, а тратить на благотворение ближним (29, 1–16). Но ветхозаветный мудрец принимает во внимание обычные условия жизни среднего человека и ограничивает круг благодетельствуемых лиц только добрыми и честными людьми, а размеры благотворения – тем, что благотворитель может дать без ущерба для своего состояния. Бен-Сира знает, что «многие отказывают» в ссуде ближнему «не по злобе, а опасаясь напрасно потерпеть убыток» (ст. 10), так как часто должники отказываются платить долг, хотя и имеют средства для уплаты; автор картинно изображает, как униженно просит человек о ссуде и как грубо он потом, относится к ссудившему. Поэтому премудрый настойчиво советует всегда вовремя, честно отдавать свой долг. Хотя поручительство часто разоряет человека, особенно в тех случаях, когда поручитель рассчитывает при этом на корысть и даёт ручательство за бесчестного человека, но бен-Сира советует не уклоняться и от этого вида помощи ближнему, раз он в ней нуждается, и раз благотворитель может перенести возможный убыток без риска полного разорения. Но всё-таки, в конце концов, мудрому человеку лучше довольствоваться не многим и не нуждаться в чужой помощи: она часто соединена бывает с оскорблениями и унижениями, по пословице: «чужой кусок рот дерёт». «Много у тебя или мало», говорит сын Сирахов, – «будь доволен, и не услышишь упрёка от чужих людей» (ст. 26). Не менее интересен, следующий отдел книги бен-Сира (30, 1–13), говорящий о воспитании детей. С современной точки зрения советы ветхозаветного мудреца относительно неослабной строгости к детям могут показаться излишне суровыми, недостаточно гуманными. Несомненно, педагогическая наука, возникшая много времени спустя после сына Сирахова, выработала некоторые более действительные меры воспитания, чем телесное наказание; но едва и правильно и целесообразно поступают те, современные педагоги, которые вычёркивают, разумно применяемое смягчённое в возможной степени наказание из числа воспитательных мер: наблюдение над действительною жизнью оправдывает предостережения бен-Сира, выраженные в настоящем отделе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Закрыть itemscope itemtype="" > Новации и традиции в современном образовании России Тенденции изменения качества знаний выпускников школ России 19.03.2018 1913 Время на чтение 14 минут По плодам их узнаете их Мф. 7:16 Эти слова сказаны Христом в Нагорной проповеди. Они направлены против лжепророков, которые привлекают людей лживыми словами и уводят от Истины. В этих словах заключён критерий, помогающий распознать Ложь. Люди! Не увлекайтесь бездумно красивыми речами, не поддавайтесь внушаемым вам эмоциям, а судите по " плодам " , т.е. по делам этих " пророков " , по результатам пропагандируемых ими идей и теорий. Эти слова, как никогда актуальны сегодня, ибо никогда ещё не было в массовом информационном поле столько лжепророков - лжеполитиков, лжеэкспертов, лжеучёных, никогда не было столько Лжи. И никогда не было столь изощрённых методов влияния Лжи на массовое человеческое сознание. Эти слова сверхактуальны в данный момент в России, когда решается будущее страны. Или - или! Или возродимся, или погибнем! И зависит это от каждого гражданина страны - от того, за кем он пойдёт, сможет ли отличить пророков от лжепророков? Особенно активны лжепророки в сфере образования, где они действуют давно, действуют системно, согласованно и целеустремлённо. Вот психолог МГУ, академик РАО А. Асмолов, он сверхактивен на образовательном поле России уже более 30 лет. В 1985 г. ввёл в педагогическую " науку " " понятие системо-деятельностного подхода " 18-22] и далее в течение многих лет занимался внедрением этого " подхода " в практику российского образования, в частности, через ФГОСы. Приведём несколько авторских цитат, описывающих это " понятие " и утверждающих его высокую ценность для образования России. Пусть читатель попробует понять их смысл и оценить степень " научности " . " Деятельность это система (?), нацеленная на результат " . Учебная деятельности - это " деятельность, для которой главная ценность - компетентность к обновлению компетентности... Компетентность - это знание в действии " .

http://ruskline.ru/analitika/2018/03/20/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Сюрпризы» русской жизни Святочные рассказы Н.С. Лескова. Отрывок из книги «Спасово Рождество» Алла Новикова-Строганова   21:30 17.01.2024 1492 Время на чтение 22 минут В «каверзливое» (по слову Лескова) капиталистическое время, когда ««зверство» и «дикость» растут и смелеют, а люди с незлыми сердцами совершенно бездеятельны до ничтожества» , писатель вёл свою борьбу (на религиозном языке - «брань»), совершал свой подвижнический труд: важно было восстановить поруганный и утраченный идеал. Задача и ныне плодотворная, ибо «цели христианства вечны» ( XI , 287), как подчёркивал Лесков. В этих идейно-эстетических установках он наиболее сближается с Гоголем. Со всей очевидностью гоголевские традиции представлены в святочных рассказах Лескова, которые стали настоящим творческим и духовным призванием писателя, вдохнувшего новую жизнь в традиционный жанр. «У нас не было хороших рождественских рассказов с Гоголя до Зап. Ангела» (XI, 401), - писал Лесков, отмечая, что после его повести «Запечатленный Ангел» святочные рассказы «опять вошли в моду, но скоро испошлились». Действительно, на фоне «массовой» сезонно-бытовой святочной беллетристики лесковские рассказы - явление оригинальное и новаторское. К сожалению, современному читателю святочное творчество Лескова мало известно. Так, например, «Неразменный рубль», «Обман», «Христос в гостях у мужика», «Жидовская кувырколлегия» долгое время не переиздавались. До сих пор некоторые рассказы (например, «Уха без рыбы») остаются не переизданными со времени их первой журнальной публикации. Но и сегодня все эти произведения звучат не менее (возможно - даже более) актуально, как свойственно истинной классике, будят ум и сердце, являются превосходным чтением не только на святки, но в любое время года. Так, суть рассказа «Отборное зерно» (1884) восходит к Новому Завету, о чём недвусмысленно предуведомляют и само название, и особенно эпиграф из Евангелия от Матфея: ««Спящим человеком прииде враг и всея плевелы посреди пшеницы» Мф. XI . 25» .

http://ruskline.ru/analitika/2015/01/09/...

Закрыть Завтрашний день Что означает заповедь не заботиться о нем Игорь Евсин   04:22 30.06.2018 1872 Время на чтение 4 минуты В Евангелии говорится – «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6: 34). В последнее время эту заповедь стали приводить в пример того, что надо жить сегодняшним днем. Стали оправдывать этой заповедью лозунг современной молодежи - «бери от жизни все». Интернет пестрит материалами с такой трактовкой Божией заповеди. И ладно, если бы это касалось чисто светских сайтов, а то ведь даже некоторые авторитетные православные порталы публикуют схожие с такой трактовкой статьи. Разберем одну, наиболее характерную их них. При этом не буду называть ни портал, ни автора, чтобы не рекламировать их. В чем состоит главное удовольствие? Суть статьи, которая меня задела, сводится к следующему. Автор критикует Центробанк, который на своем сайте напечатал некую статью о нерациональном поведении современной молодежи, вернее той ее части, что не копит деньги, не держит их в банке, а тратит на всякие развлечения. Критику этой статьи автор строит на том, что банки, призывая молодежь копить деньги, преследуют корыстную цель, ведь чем больше сбережений находится в банке, тем большую прибыль он получает. А потому, заключает автор, молодежь правильно делает, что не копит. Таким образом она следует Божьей заповеди «не заботьтесь о завтрашнем дне». Копить или не копить – дело личное. А вот прикрываясь Евангельскими словами, настраивать молодежь к получению пусть даже хороших впечатлений (от путешествий, от различных увлечений, и развлечений), живя одним днем, – это дело совсем другое. Конечно, безобидные увлечения и развлечения красят нашу жизнь. Здесь не о чем спорить. Однако автор статьи ни слова не говорит, что все увлечения и развлечения не являются для человека сутью жизни. Не говорит о том, что суть жизни – это исполнение человеком своего предназначения, а именно – исполнение самой первой Божией заповеди: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1: 28). И главное удовольствие, увлечение и развлечение – это семья, это дети. Никакие сокровища мира, а тем более увлечения и развлечения не заменят чувство любви, которое складывается в семье – этому учат святые отцы, об этом говорят лучшие философы и писатели – это знают все, кто испытал такое чувство. К этому интуитивно стремится каждый нормальный человек.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/06/30/za...

Н.В. Маслов Значение мыслей в жизни человека «Во время земной жизни человек имеет уникальную возможность изменить [улучшить] качества своей души, духовно переродиться» 15 . Цель земной жизни человека –развитие всех его духовных сил 16 , духовное и нравственное совершенствование, совершенствование в добре 17 . И в этом процессе огромное значение имеют мысли человека и то, как он ими владеет 18 . Далее представлены некоторые наставления святых отцов и подвижников благочестия, раскрывающие значение мыслей. Мысль управляет нашей жизнью и определяет ее качество «Обыкновенно люди очень мало разборчивы при принятии мыслей. Но от принятых правильных мыслей рождается все доброе, – от принятых ложных мыслей рождается все злое. Мысль подобна рулю корабельному: от небольшого руля, от этой ничтожной доски, влачащейся за кораблем, зависит направление и, по большей части,участь всей огромной машины» 19 , так и от мыслей зависит направление жизни человека. Качество жизни человека определяется «руководящим его жизнью образом мыслей. Мы приобретаем правильный образ мыслей, когда ум не усваивает себе никакой лжи» 20 . «Образ мыслей – совокупность всех сложившихся у человека понятий: о Боге, о мире, о человеке...» 21 . Мысль – корень и начало дел 22 , импульс к действиям 23 «Корень телесных действий составляют мысли ума» 24 . «От мыслей бывает дело как от корня – дерево или как от семени плод. Отсеки корень и дерева не будет, подави семя – и плод не возрастет. Отсеки мысль – и дела не будет» 25 . Человек говорит и делает то, что изобретает его ум «Тремя образами грешат люди: умом, словом и делом. Первый грех – грех умом, есть причина грехов словом и делом, так как не ум заканчивает дело, а слово и дело заканчивает то, что изобретает ум» 26 . «Всякий грех начинается с греховной мысли» 27 , «потому и сказано, что внутри человека оскверняющее его (см. Мф.15:18 )» 28 «Не допускай злых мыслей и не будет падений» 29 . «Согрешив, вини не тело, а мысль; ибо если бы не текла впереди мысль, не последовало за ней и тело» 30 .

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Посему, братия моя и чада, восстаньте, по слову Господню, идем отсюду ( Ин. 14:31 ), приступим, как сказано в Священном Писании , к горам святым ( Евр. 12:22 ), восстанем душевно из земли страстей, поднимемся, как на небо, на высоту добродетелей, воспарим вместе с Ангелами, возблистаем, подобно звездам, заповедями Господними. Звезда от звезды, по божественному апостолу, разнится в славе: и ина слава солнцу, и ина слава луне ( 1Кор. 15:41 ). Прославимся же и мы пред Богом и людьми. Обогащаясь заповедями и никогда не достигая полного в них совершенства, явимся наследниками Божиими ( Гал. 4:7 ), сонаследниками Христовыми. То великая заслуга, братия мои искренние, если мы сохраним себя в полной упорядоченности, в совершенной жизни. Будем желать, чего хочет только Бог, и отвергать то, от чего Он отвращается. Не явимся неразумными рабами, равно как не окажемся злыми в отношении к своим товарищам, чтобы за это не понести, по Евангелию, наказания. Не будем скрывать своих талантов, дабы не услышать: отымется от вас и дастся другому ( Мф. 21:43 ); Божественные дарования передаются другим, если вы обладаете ими недостойным образом. Ибо что имаши, егоже неси приял? Аще же и приял еси, что хвалишися яко не прием? ( 1Кор. 4:7 ). Это относится и к слову утешения, и к братолюбивому вразумлению, и к чтению, и ко всякому другому особенно дарованию. Не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтесь обновлением ума вашего ( Рим. 12:2 ). Не уязвляйте друг друга, не задевайте, не возбуждайте разными вредными вещами. Преуспеяние твоего брата да веселит тебя. А если тебя охватит страсть, то побеждай ее совершением противоположного. Ибо нужно радоваться преуспеянию. Не услаждайтесь сердцем и не заноситесь друг над другом из-за того, что вы обладаете даром слова, что вы умны, умеете красиво писать, я уже не стану говорить о чисто внешних преимуществах – что вы красивы, обладаете хорошим голосом, высоким ростом, длинной бородой. Тайна нашей смерти уже деется ( 2Фес. 2:7 ) ежедневно, и мы пойдем в путь отцов наших, и кто тогда окажется достойным сказать: грядет сего мира князь и во Мне не найдет ничесоже ( Ин. 14:30 )? Но я желал бы тогда сказать, что Он найдет в нас лишь немного и малую часть: мы все согрешаем, так как непорочность принадлежит одному только Богу. В сих, сказано, разумевай ( 1Тим. 4:15 ), а я прибавлю: в сих работайте, сия созерцайте и ложась спать, и вставая, да получите неувядаемый венец правды ( 2Тим. 4:8 ) во Христе Иисусе, Господе нашем. Ему подобает всякая слава, честь и поклонение с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Оглашение 2

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Послание к жене Часть 1 Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 Часть 2 Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Часть 1 Глава 1 Любезная подруга моя в служении Господу! Я призвал полезным помыслить о том, что ты должна делать в случае, если оставлю я мир сей прежде тебя. Завещаю тебе советы мои, и приглашаю тебя им последовать. Мы всегда довольно занимаемся временными нашими благами, и не пропускаем делать завещаний об отказе их в пользу тех, кого любим. Не лучше ли позаботиться нам об устройстве духовного благосостояния нашего потомства, и преподать ему сверх добрых примеров добрые советы для приобретения наследия царствия небесного? Сердечно желая, чтобы ты воспользовалась моим увещаниями, молю о том Бога моего, Которому да будет честь, слава и поклонение во веки веков. Я начинаю с того, что предлагаю тебе по мере возможности твоей не вступать во второй брак. Не думай, чтобы совет сей происходил от моего эгоизма. Мне от того иной выгоды нет, как только упрочить собственное твое счастье, потому что воскресение не дает нам права ожидать в будущем веке вторичного соединения супругов, которые «ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах» (Мф 22.30), как то Сам Господь засвидетельствовал, ответствуя саддукеям на вопрос их: кому принадлежать будет жена, бывшая в замужестве за семью братьями? В день судный ни один из сих мужей не оскорбится тем, ни один не упрекнет ее за то. А потому не полагай, чтобы советовал я тебе остаться вдовою из желания сохранить для себя тело твое в непорочности. Никакое постыдное удовольствие не возродится тогда для нас: не такое суетное блаженство обещал Господь служителям Своим. Я только хочу показать, что советы мои не могут не быть полезны как тебе, так и другим женам в подобных обстоятельствах. Глава 2 Мы весьма далеки от того, чтоб осуждать союз мужа и жены, союз, благословенный Богом и необходимый для сохранения рода человеческого и для населения мира во времени, лишь бы только союз сей освящаем был единожды. Адам был одним мужем Евы , и Ева была одною женою Адама , потому что Бог одну ее извлек из ребра его. Знаю, что патриархи имели по несколько жен, имели также и наложниц. Но хотя синагога и была парообразованием нашей церкви; однако ж много вещей заключалось в ней повеленных, или, по крайней мере, позволенных таких, которые долженствовали быть отменены новым законом. Новый закон был ожидаем потому именно, что старый был не совершен. Слово Божие должно было прийти, чтоб облечь нас в духовное обрезание. Таким образом, попущения и самые пропуски первого откровения показывали, что надлежало усовершить закон, и сие исполнено Господом нашим в Евангелии и Апостолом Его в посланиях, где отменено все излишнее и объяснено все запутанное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3994...

Последние дни земной жизни Иисуса Христа Последний период земной жизни Богочеловека был посвящён исключительно первосвященническому служению. Наступала пасха, величайшая в жизни Человечества, поскольку она должна была решить участь всего мира; предстояло событие, которое должно было ознаменовать не исход одного Иудейского народа от рабства земного, а освобождение всего Рода Человеческого от рабства греха, и сопровождаться не истреблением первенцев Египетских, а поражением самого первенца злобы, диавола. И для этой пасхи потребен был уже не простой агнец от первородных из стада, но прежде век предызбранный Отцом Небесным, Единородный Сын Божий, уготовавший Себя к закланию от самого явления Своего на Земле. И для окропления спасаемых ( 1Пет.1:2 ) нужна была уже кровь не животного, а драгоценная кровь Христа, как непорочного и чистого Агнца ( 1Пет.1:19 ), который таким образом был нашею пасхою ( 1Кор.5:7 ), и явился не только Жертвою за нас, но и Жрецом. Как Жертва, Он закалается на Голгофе; как Первосвященник, Он предлагает Своё собственное тело и кровь на снедь верным; и потом восходит с ними на Небеса к Отцу Небесному ( Евр.9:12,24 ). Вот это то жертвоприношение, со всеми его последствиями и обстоятельствами, и произошло в этот последний период пребывания Иисуса Христа на Земле. Начался он предательством Иуды и окончился вознесением воскресшего Иисуса Христа на Небо. Предательство Иуды ( Мф.16:14–16 ; Мк.14:10,11 ; Лк.22:3–6 ). Приближался праздник опресноков. Синедрион решился погубить Иисуса и искал случая исполнить своё намерение, но, вероятно, не скоро бы нашёл его, если бы этому не помогло содействие одного из учеников Иисусовых, Иуды Искариотского. Явившись тайно к членам синедриона, он прямо предложил им предать своего Учителя, если они заплатят ему за это. Обрадованные этим случаем, они не постыдились назначить, а он не постыдился принять за своё предательство, цену, какую обыкновенно давали за продаваемого раба, именно 30 сребреников ( Зах.11:13 ). С этих пор лукавый ученик искал только удобного случая, чтобы предать Учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Разделы портала «Азбука веры» игумен Иларион (Алфеев) Жизнь будущего века. Конец человеческой истории " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 6  голосов:  5.0 из  5) Оглавление Глава из книги: Митрополит Иларион (Алфеев). Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие Введение в православное догматическое богословие В разные эпохи пытались предсказать дату кончины мира, причем апокалиптические предчувствия усиливались там, где обострялись социальные и иные бедствия. Приближение круглых дат тоже способствовало усилению подобного рода настроений. Известно, какое движение умов происходило в мире перед 1000 годом по Р.Х., когда хилиастические пророчества готовы были истолковать буквально. Как относиться к подобного рода предсказаниям? Глава XI. Жизнь будущего века. Конец человеческой истории Евангелие содержит ясные указания на то, что материальному миру однажды придет конец. Христос говорит о Своем пришествии и признаках наступления последних времен: “Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: “я Христос”, и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это — начало болезней… тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец… И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть, но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: “вот, здесь Христос”, или “там”, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных… И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою… О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, а только Отец Мой один… Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет” ( Мф.24:4-8, 10-13, 22-24, 29-30, 36, 42 ).

http://azbyka.ru/apokalipsis/zhizn-budus...

Скачать epub pdf I. «Господь Бог твой, Господь един есть» ( Втор.6:4 ; Иоан.1:1–4,15,26 ; Евр.1:1–10 ; 1Иоан.5:7 ), познаваемый во Отце, Сыне и Святом Духе; во Отце нерожденном, в рожденном безначально, безлетно, безстрастно Сыне – Слове, которое, сообщив помазание восприятому от нас, наименовано Христом, и в Духе Святом нерожденном, но исходящем от Отца. Это Бог единый, Бог истинный, Господь единый в трех Лицах, нераздельный по естеству, хотению, славе, власти, силе и всем свойствам божественным. Его одного возлюби, и Ему единому служи всем помышлением твоим, от всего сердца твоего и от всея силы твоея ( Втор.6:13 ; Мф.22:37 ; Мк.12:29–30 ; Лук.4:8,10,27 ). Да пребывают в твоем сердце глаголы и веления Его, да отражаются они в мыслях, словах и делах твоих, когда ты дома и в пути, когда отходишь ко сну и встаешь; непрестанно памятуй о Господе Боге твоем; страшись Его единого; не забудь о Нем и заповедях Его. За сие Он дарует тебе силу исполнять волю Его. Ибо он не требует от тебя ничего другого, кроме благоговения и любви к Нему и хождение во всех путях Его. Он – слава твоя, Он – Бог твой. Если тебе придется слышать о премирных духах безстрастных и безтелесных, о ниспавшем из лика их всезлобном духе, хитром и коварном обольстителе, не подумай, что они равночестны Богу. Созерцая величие небес, разнообразные движение небесных тел, сияние солнца, свет луны, мерцание звезд, благотворные дыхания ветров, производительные силы моря и суши, не боготвори их. Ибо все сие – слуги и создание одного Бога, словом Его воззванные из ничтожества к бытию. Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася. И так Его одного, Владыку и Содетеля мира, почитай Богом, с Ним соединяйся любовию, и Ему исповедуйся день и ночь в вольных и невольных согрешениях. Ибо Он щедр и милостив, долготерпелив, многомилостив и благ на век. Чтущим Его и поклоняющимся Ему, любящим и хранящим заповеди Его, Он обещает и дарует царствие небесное, нескончаемое, живот безсмертный и свет в невечернее наслаждение. Но Он и Бог ревнитель, Судие праведный и страшный отмститель. Нечествующим против Него, непокоряющимся Ему и отметающим заповеди Его блюдется наказание вечное, огнь неугасающий, мучение непрестающее, скорбь безутешная, одеяние из тьмы непроницаемой, страна мрака и стенаний, ужасный скрежет зубов и червь неусыпающий. Все это уготовал Он исконному злому отступнику, а с ним и всем прельщенным им, служившим ему и отвергшимся Творца своего в делах, словах и помышлениях ( Матф.24:51 , Матф.25:41 , Мк.9:44 , Ис.66:24 ). II.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010