Разделы портала «Азбука веры» А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. ( 1Кор.13:13 ) Надежда ( упование ) – одна из главных христианских добродетелей , есть успокоение сердца в Боге с уверением, что Он непрестанно печется о нашем спасении и дарует нам обещанное блаженство . Христианская надежда есть непоколебимое, спокойное и радостное ожидание будущего блаженства . Надежда имеет своим основанием веру . «Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» ( Рим.8:24-25 ). Главным предметом христианской надежды является вечное спасение. Надежда ободряет дух в искушениях, воодушевляет на подвиги. Познается надежда только в приключившейся скорби . Случившаяся неожиданность, внезапная потеря, болезнь близкого человека открывают христианину глаза – на кого в действительности он надеялся. О надежде в Новом Завете говорится в разных местах. Приведем некоторые из них: надежда от опытности, а опытность от терпения ( Рим.5:4 ), сохранять надежду должно через терпение и утешение из Писаний ( Рим.15:4 ), Иисус Христос является надеждой для христиан ( 1Тим.1:1 ), вся тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих ( Рим.8:19 ). Почему надежда считается одной из высочайших христианских добродетелей? В качестве добродетели, наряду с верой и любовью , признаётся далеко не всякая надежда, равно как и не всякая вера (ведь и демоны веруют ( Иак.2:19 )), и не всякая «любовь», но только богоугодная. По сути христианская надежда немыслима без искренней, подлинной веры, а истинная вера — без жертвенной любви к Богу и ближним ( Мф.22:37-39 ). Именно вера, надежда и любовь выражают общее и личное отношение христианина к Богу. В рамках Православного вероучения очерчиваются и раскрываются важнейшие религиозные истины, знание которых необходимо для формирования правильного представления о Боге, Его отношении к миру, о самом мире, призвании и предназначении человека. По действию любви христианин стремится к теснейшему духовному единению с Богом и ближними. Надежда же служит важнейшим мотивирующим фактором, стимулом жить в соответствии с верой, в любви.

http://azbyka.ru/nadezhda

Разделы портала «Азбука веры» Глобализация — 1) процесс глобальной международной интеграции, осуществляемый под контролем наиболее мощных в военном и экономическом отношении государств, на основе унификации норм политической, экономической, правовой, нравственной и культурной сфер жизни; 2) формирование единообразного мирового порядка, подразумевающего подчинение общества ограниченной группе людей. Какая связь между единообразным глобальным порядком и наступлением царства антихриста? В наше время много говорят о возрастании контроля над обществом и связанной с этим процессом глобализацией. В частности, признаки этого процесса усматриваются во введении биометрических паспортов, контроле над средствами коммуникаций (телефония, интернет-ресурсы и пр.); в размывании международных культурных границ, в пересмотре и унификации «общечеловеческих» нравственных ценностей ; в нарастании экуменического движения (см. подробнее: Нужен ли православному экуменизм? ). Нередко в перечисленных выше реалиях видят знамения скорого пришествия антихриста, приближения кончины мира. Из Откровения Божия , запечатленного в Книгах Писания Ветхого и Нового Заветов, известно, что сын погибели, воцарившись, будет владычествовать над всеми народами ( Откр.13:8 ). Его царство будет не просто глобальным: оно обнаружит вершину глобализации, ибо будет единственным на земле царством от мира сего (истинно верующие будут вне этого царства; но таких, увы, будет немного ( Лк.18:8 )). В отличие от Царства Божьего , единство членов которого мыслится как основанное на любви (к Богу, друг к другу) ( Мф.22:37-39 ), единство подданных в богоборческом царстве антихриста будет зиждиться на обмане, очаровании, лести, ужасе, потребительстве, наконец, на единообразных законах, едином религиозном культе — культе почитания зверя (сына погибели). По оценкам некоторых отцов Церкви , власть антихриста будет простираться даже на чувства людей (см. подробнее: Что «общего» и различного между Христом и антихристом? ). Естественно предположить, что методы господства и контроля антихриста над гражданами своей империи будут основаны на тех базовых принципах, которые будут выработаны его предшественниками, в том числе на тех, что формируются в наше время. Цитаты о глобализации

http://azbyka.ru/globalizaciya

Разделы портала «Азбука веры» Обязанности христианина кратко можно свести к  любви  к Богу и к ближнему ( Мф.22:37–40 ). Источником любви является  Бог , Который дарует её христианину в церковных  Таинствах ,  молитве  и  милосердии . Существуют общие принципы христианской жизни и те, что указывают христианину, как ему поступать в конкретных положениях и обстоятельствах жизни. Общие принципы христианской жизни принято распределять по трем отношениям: к Богу, к ближним и к самому себе. Все они тесно взаимосвязаны. Первые указывают, с какими мыслями, чувствами и расположениями христианин должен обращаться к Богу и как служить Ему. Вторые определяют взаимоотношения христиан как членов единого тела Христова . Третьи изображают, как христианин должен относиться к самому себе, чтобы иметь возможность как следует держать себя в первых двух отношениях, и, конечно, чтобы духовно возрастать. Обязанности по отношении к Богу I. Внутреннее богопочитание II. Внешнее богопочитание К особым видам внешнего богопочитания относятся: публичное  исповедание веры в Бога (несмотря на угрозы насилием), клятва (присяга) и обет . Обязанности по отношению к ближним Перечисленные обязанности по отношению к ближним, можно назвать самыми общими. Более частное их применение описывается в Священном Писании и разбирается в разделе  Нравственного богословия . По отношению к ближним-христианам, перешедшим в мир иной, христианин должен также проявлять любовь и почтение. Обязанности по отношению к самому себе Согласно «Пространному христианскому катехизису», обязанности к самим себе « заключаются в заповедях о ближних, потому что ближнего любить следует так же, как самого себя ». Рассуждая об этом, профессор М. А. Олесницкий пишет, что « основываясь на любви к Богу, любовь к ближним должна пройти через истинную любовь к самому себе, чтобы быть живою и деятельною. Кто истинно, правильно и законно уважает и любит себя, тот будет правильно и истинно любить и уважать ближних. Кто чувствует потребность снисхождения и прощения самому себе, тот будет снисходительней к ближним. Он будет исполнять слово Господне: “Вся елико аще хощете да творят вам человецы, тако и вы творите им” ».

http://azbyka.ru/obyazannosti-xristianin...

Разделы портала «Азбука веры» Художественная литература Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 1186  чел. Всего просмотров 68 млн. Всего записей 2585 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Художественная литература к содержанию Светлая заутреня в отрочестве В домовой церкви тлеет золото, Поблескивая в полумраке. На грудь сестры сирень приколота, Вся в белом мать, отец – во фраке. Мучительно волнуясь внутренне, Гляжу я на входные двери. Не так, не так светла заутреня Без кружевного платья Мэри. Вдруг, по таинственному голосу Переступив, я вижу сбоку Ее распущенные волосы, Ее зардевшуюся щеку. И в тот же... Господа пойте Сердце весной откройте – Воскресли леса и реки! Господа пойте и превозносите Его во веки! Как пахнет уже листвой-то Природа открыла веки! Господа пойте и превозносите Его во веки! Кукушка кричит далеко На гулкой лесной просеке. Господа пойте и превозносите Его во веки! Трепет возник какой-то И в травке, и в человеке. Господа пойте и превозносите Его во веки! Вчерась и днесь Христос, говорят нам, стал мифом давно. Померк Его свет и опять темно. И след затерялся, травою зарос, Какой проложил на земле Христос. Но это неправда! Ведь ято, ято Живу СЕЙЧАС, а не где-то, когда-то, И в душу мою не легендой-преданьем, А входит Господь благодатным касаньем. Вот я родился… Впервые живу… Впервые встречаю Его наяву. И нет для меня... Вера Возлюби Бога твоего всем сердцем… (Мф. 22:37) Дано ль мне Бога возлюбить От всей души и разуменья? Не только радостно хвалить За красоту Его творенья, Но безгранично доверять И все от Бога принимать Без ропота и принужденья. На милость Божью уповать, Его премудрости предать Себя вне всякого сомненья, И, лишь прося себе терпенья, Осанна –... В неделю жен-мироносиц Мужчины больше философствуют И сомневаются с Фомою, А мироносицы безмолвствуют, Стопы Христа кропя слезою. Мужи напуганы солдатами, Скрываются от ярой злобы, А жены смело с ароматами Чуть свет торопятся ко Гробу. Людские мудрецы великие В атомный ад ведут народы, А белые платочки тихие Собой скрепляют церкви своды

http://azbyka.ru/fiction/page/78/

§ 59. Царское служение И. Христа. Власть, над природою. Сошествие во ад. Воскресение из мертвых. Вознесение на небо. Значение Его воскресения и вознесения в деле нашего искупления Как пророк, Господь И. Христос возвестивший нам тайну спасения; как первосвященник, совершил наше спасение, заслужив для нас царство небесное и вечное блаженство. Но при том и другом служении необходимо еще было Ему иметь могущество царя, чтобы совершить ряд знамений и чудес, – без чего люди не могли бы уверовать в Него, чтобы действительно разрушить область диавола – ад, действительно победил смерть и отверз нам вход в царство небесное. Потому-то нашему Искупителю предопределено было, вместе с служениями пророческим и первосвященническим, еще третье служение – царское. Истина царского служения нашего Спасителя весьма ясно засвидетельствована в слове Божием. Царю Давиду было обещано, что потомок Его – Мессия – посажен будет на престоле его, и царство Его будет продолжаться во веки ( 2Цар.7:12:19 ). То же самое утверждается в новом завете. Ангел говорит пресвятой Деве, что Сын Её «воцарится в дому Иаковли во веки и царствию Его не будет конца» ( Лк.1:33 ). Христос был царем и имел царскую власть во дни Своего уничижения. Он Сам усвоял Себе имя царя, как видно из обвинения, возведенного на Него иудеями ( Мф. 27:11–37 ; Мк.15:1:31 ), и как, действительно, Он подтвердил то пред Пилатом ( Ин.18:37 ). Свою царскую власть Господь Иисус проявлял над природою. Так, Он претворил воду в вино ( Ин.2:1:11 ), ходил по водам ( Мф. 14:26 ), одним словом укротил бурю морскую ( Лк.8:24 ), одним словом или одним прикосновением Своим исцелял всякие болезни ( Мф.9: 20 –23;14:35:36 ), давал зрение слепым ( Мк.10:46–52 ), слух глухим, язык немым ( Мф.9:32–35; 12:22 . Лк.11:14 ) и проч. Проявлял власть над силами ада, это во всех тех многочисленных случаях, когда одним повелением Своим изгонял духов нечистых из людей ( Мк.1:25; 5:8; 9:25 ), и когда сами бесы, узнавая в Нем Сына Божия, трепетали Его могущества и власти над ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Беседа IX. О первом члене символа веры Верую во единого Бога В первом члене символа веры говорится, прежде всего, о вере в Бога. Эта вера служит основанием, на котором утверждается все остальное учение христианское. Кто не имеет веры в Бога, тот, разумеется, не принимает христианского учения. Что же значит веровать в Бога? Веровать в Бога значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого, т.е. то самое учение, которое открыто в свящ. писании и предании «Без веры», говорит св. апостол Павел, «угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр.11:6 ). Истинная вера должна быть живою и искреннею, такою, как будто бы человек всегда видел Бога своими глазами, ходил пред Ним и ощущал в сердце своем Его присутствие, она должна иметь характер всецелой преданности Богу, – должна быть верою от всей души. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, и всею мыслию твоею ( Мф.22:37 ), говорил Иисус Христос. «Веруешь ли от всего сердца?» спросил пред крещением диакон Филипп эфиопского вельможу ( Деян.8:37 ). Истинная вера необходимо сопровождается исповеданием ее. Исповедовать веру значит открыто признавать, что мы содержим православную веру, и притом с такою искренностью и твердостью, чтобы ни прельщения, ни угрозы, ни мученья, ни самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога и в Господа нашего Иисуса Христа. Без такого исповедания не может быть истинной веры. Если бы кто по каким бы то ни было причинам отрекся от православной веры, то показал бы тем, что он не имеет истинной веры в Бога Спасителя и в будущую жизнь. От такого человека отречется и Сам Господь. Всяк убо иже исповестъ Мя пред человеки, исповем его и Аз пред Отцем Моим, иже на небесех. А иже отвержется Мене пред человеки, отвержуся его и Аз пред Отцем, иже на небесех ( Мф.10:32–33 ). Примерами исповедания веры служат св. мученики. Они имели такую веру в Бога и одушевлены были такою любовью к Иисусу Христу, что ради Его имени отказались от всех выгод земной жизни и за это подвергались тяжким гонениям, какие только могла придумать изобретательность человека. – В наше время, благочестивые слушатели, не приходится жертвовать жизнью за имя Христово; только в далеких странах языческих проповедники св. веры подвергаются преследованиям со стороны иноверных. Но несмотря на это и мы должны исповедовать имя Христово. Исповедовать Его мы можем принадлежностью к Церкви Его, своим христианским поведением и своею борьбою со страстями и похотями.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Разделы портала «Азбука веры» Долг – 1) обязанность, обязательство перед кем-либо, чем-либо (Богом, Церковью, родителями, детьми, Отечеством); 2) предмет заимствования; 3) предмет обязательства перед кем-либо, чем-либо (предмет обета, обещания; требования Божьего закона, совести). Почему в молитве Господней грехи сопоставляются с долгами? неужели грех является человеческим долгом? В выражении «остави нам долги наша (наши)» долги и действительно сопоставляются с грехами . Однако сопоставление не есть отождествление. Это значит, что понятие «долги» не следует интерпретировать таким образом, будто грех есть долг человека перед Творцом. Долгами перед Богом, в точном значении слова, именуются наши обязанности перед Ним, связанные с исполнением Его воли. Стало быть, уклонение человека от исполнения Божьей воли есть уклонение от своих прямых обязанностей. Отсюда и не исполненный долг. По этой причине, произнося слова молитвы Господней, мы просим Небесного Отца об оставлении (прощении) наших долгов. Поскольку уклонение от Божественной воли есть грех и в то же время приводит к неисполнению долга, постольку грех и сопоставляется в молитве с невыполненным долгом. Помимо долга перед Богом люди имеют долги перед своими ближними. Заповедь о любви к ближнему Господь поставил на второе по важности место после заповеди о любви к Богу ( Мф.22:37-40 ). Такого рода долги связаны с нарушением человеком нравственных обязанностей перед ближними. К этим долгам могут относиться: невнимание к нуждам ближних; немилосердное отношение к ближнему; клевета; развращение ближнего через соблазны и ложные учения. Следовательно, прося Бога об оставлении наших долгов, мы также просим простить нам грехи против ближних. Наконец, человек, как нравственно ответственная личность, часто не исполняет и те важнейшие обязательства, которые он имеет сам по отношению к себе. Положим, все люди вообще, согласно заповеди «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ), должны заботиться о своем нравственном здоровье, об уподоблении Богу. Но кто из нас может сказать, что он старается удовлетворять этому требованию сполна? Кто из нас может сказать, что он непрестанно молится, просвещается светом Христова учения, изо всех сил совершенствуется в добродетелях?

http://azbyka.ru/dolg

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл совершил в Храме Христа Спасителя утреню Великой субботы с чином погребения 22 апреля 2011 г. 23:29 Вечером 22 апреля 2011 года, в канун Великой субботы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . Его Святейшеству сослужили:  архиепископ Истринский Арсений ; председатель  Синодального отдела по делам молодежи   епископ Бронницкий Игнатий ; ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев ; заместитель управляющего делами Московской Патриархии игумен Савва (Тутунов) ; ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии игумен Исидор (Тупикин) ; и.о. руководителя службы протокола Святейшего Патриарха протоиерей Андрей Милкин; клирики Храма Христа Спасителя и столичных храмов. После пения тропарей на «Бог Господь» Святейший Патриарх Кирилл и сослужащие ему архиереи и духовенство прочитали перед Плащаницей Спасителя Непорочны, т.е. стихи 17-й кафизмы, перемежающиеся краткими песнопениями, или похвалами, в честь Господа, «в мертвецех вменившагося». По окончании великого славословия с пением погребального «Святый Боже» плащаница была обнесена вокруг храма. По завершении крестного хода перед Плащаницей были прочитаны пророчество о Воскресении из книги пророка Иезекииля (Иез. 37:1-14), чтение из Апостола об искупительной Жертве, принесенной Христом (1 Кор. 6:7-8, Гал. 4:13-14), после чего Святейший Патриарх Кирилл прочитал евангельское зачало о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи (Мф. 27:62-66). Завтра Предстоятель совершит Божественную литургию свт. Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Начало богослужения в 9.00. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652).

http://patriarchia.ru/db/text/1459268.ht...

Вопрос: Может ли вера в Бога основываться на разумных рассуждениях или только на самовнушении и фанатизме? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:   Вера является источником и средоточием всей религиозной жизни христианина. Основана она на познании Бога. Чем больше человек познал Бога (прежде всего опытно), тем глубже и сильней его вера. Жизнь христианина – постоянное возрастание в вере, восхождение по ступеням к совершенству. Святые отличаются от обычных людей, прежде всего полнотой веры – живой, могучей, чистой. Легко увидеть как наивна мысль, что вера есть самовнушение. Разве самовнушение может возрастать и совершенствоваться. Истинная вера всегда связана с нравственным началом. Именно у праведником мы видим впечатляющее соединение глубокой веры и высоких нравственных качеств. Для людей, не имеющих религиозного опыта, покажется неожиданной мысль о том, что вера не что иное как знание. Точное знание о Боге, о духовном мире. Нет лучшего способа убедиться в этом как прибегнуть к опыту. Если человек послушает святых отцов, которые познали тайны духовной жизни, и последует их совету, то ему откроется мир, который он раньше не знал. Мир, в котором нет случайностей и хаоса, а действуют точные законы. Чтобы познать Бога и духовную жизнь, несомненно, нужен разум. Поэтому разум и производные слова от этого понятия (разумный, уразуметь и др.) в Библии встречаются 360 раз. Например: «и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.11:2); «Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни, и праведники ходят по ним, а беззаконные падут на них» (Ос.14:10); «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф.22:37); «Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем» (2 Тим.2:7). Без участия разума не могло быть воздвигнуто величественное здание христианского богословия, изумляющее красотой и соразмерностью. Строителями его были люди, которые по силе своего интеллекта и всесторонней образованности могли бы стать светилами в любой области светской науки. Достаточно вспомнить некоторые имена: Василий Великий, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама и др.

http://pravoslavie.ru/6240.html

Всемирный христианский форум завершил работу в Кении 11 ноября 2007 г. 15:02 6-9 ноября 2007 года в Лимуру (предместье столицы Кении Найроби) состоялся первый Всемирный христианский форум, объединивший представителей широкого круга христианских Церквей и общин и направленный на неформальный диалог между христианами различных стран мира. В мероприятии участвовали представители Поместных Православных Церквей, Восточных Церквей дохалкидонской традиции, Римско-Католической Церкви, традиционных протестантских церквей и объединений, евангелических и пятидесятнических общин, международных христианских организаций. Участники форума представляли более 70 стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии и Океании. Русская Православная Церковь была представлена делегацией в составе заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина , секретаря Представительства Русской Православной Церкви при Всемирном Совете Церквей протоиерея Михаила Гундяева, являющегося членом Организационного комитета форума, и секретаря ОВЦС по межхристианским отношениям священника Игоря Выжанова. В конце 1990-х годов Русская Православная Церковь приняла активное участие в выдвижении идеи Всемирного христианского форума. Ее представителями было предложено создание форума, в котором были бы представлены на равноправной основе основные группы христианских Церквей и конфессий. В дальнейшем эта идея была поддержана Всемирным Советом Церквей, Римско-Католической Церковью, общинами евангеликов и пятидесятников. С 1998 года, когда был создан Организационный комитет, представители Русской Православной Церкви принимают участие в его работе. Нынешней встрече Всемирного христианского форума предшествовало проведение его региональных встреч в Северной Америке (2002), Азии (2004), Африке (2005), Европе (2006) и Латинской Америке (2007). Участниками встречи в Найроби было принято послание, в котором, в частности, говорится: «Мы стремимся проявить нашу любовь к Богу, в том числе через любовь к нашим ближним (ср. Мф. 22. 37-39) и через труды ради преобразования наших обществ в соответствии с примером Иисуса и истин Писания. Мы присоединяемся ко всем людям доброй воли в стремлении к справедливости, миру и заботе о Божием творении».

http://patriarchia.ru/db/text/320446.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010