Выписываем следующие слова: «Кто ударит человека так, что он умрет, да будет предан смерти» ( Исх. 21:12 ); «Кто злословит отца своего, или... мать, того должно предать смерти» ( Исх. 21:17 ); " если (чей-либо) вол был бодлив вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещен о семь, не стерег его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, а хозяина его предать смерти» ( Исх. 21:29 ). В той же речи Божией говорится о войне: «Если... будешь слушать гласа Его (ангела) и исполнять все, что скажу [тебе], то врагом буду врагов твоих и противником противников твоих... и истреблю их [от лица вашего]» ( Исх. 23:22, 23 ) Вторично десять заповедей Господь рукою Моисея излагает в 5-й главе Второзакония, и в той же речи Своей, именно в главе 7-ой, законодатель говорить следующее: «Когда введет тебя Господь, Бог твои, в землю, в которую ты идешь, чтобы овладеть ею, и изгонит от лица твоего многочисленные народы... и предаст их тебе Господь, Бог Твой, и поразишь их, тогда предай их заклятию (т. е. поголовному избеению), не вступай с ними в союз и не щади их» ( Втор. 7:1, 2 ). «Истребишь все народы, которые Господь, Бог... дает тебе: да не пощадит их глаз твой» ( Втор. 20:16 ). Речь законодателя продолжается до главы 27-ой, а в главе 20-ой вот что говорится о войне: «в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию» ( Втор. 20:16, 17 ). Где же тут воспрещение какого бы то ни было убийства? Не ясно ль, что заповедью возбраняется не война, и не смертная казнь, но смертоубийство личное, внушаемое ненавистью или самоуправством. «Но мы не признаем еврейских законов, не считаем их за волю Божию; а признаем только слова Спасителя», затараторят наши собеседники. Но тогда зачем же вы ссылаетесь на ветхозаветную заповедь? – можно быть неверующим, но надо же быть сколько-нибудь честным, хотя, конечно, и то правда, что при неверии нет разницы между честным и нечестным, добрым и злым. Да и как вы будете верить Христу, отрицая Моисея, когда Господь сам сказал: «если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» ( Ин. 5:46, 47 ). В частности присужденные к смертной казни за оскорбление родителей Господь прямо признает заповедью Божиею: «зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящих отца или мать смертию да умрет» ( Мф. 15:3, 4 ; сравн. Мк. 7:9, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

О тех, которые грешат после крещения, должно думать, что они виновнее в грехах своих, нежели некрещенные в своих, потому что те имели от Бога достойную помощь к добру, и отвергли ее. «Если, избегши скверн мира, чрез познание Господа и Спасителя нашегоИисуса Христа», говорит св. ап. Петр, «опять запутываются в них, и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого» ( 2Петр. 11:20 ). Но и для грешников, согрешивших после крещения есть особое средство получить прощение грехов, именно: покаяние. II. Православное учение о таинстве Святого Крещения а) Водное крещение Крещение стихийной водой (что то же погружать, крестить) во Имя Триединого Бога совершается на основании повеления Господа Иисуса Христа, сказавшего: Мф. 28:19 . Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. 20 . Уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. Оно сообщает верующим людям «омовение» или «прощение грехов». Деян. 2:38 . Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа. Деян. 22:16 . Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса. Сравн. Тит. 3:5 . Оно не есть Иоанново крещение покаяния, о котором говорится: Мк. 1:4 . Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Но есть крещение Христово, о чем свидетельствует апостол Павел: Деян. 19:2 . Сказал им: приняли ли вы Святого Духа, уверовавши? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. 3 .Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. 4 .Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть, во Христа Иисуса. Деян. 19:5 . Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса. Для достижения спасения крещение совершенно необходимо: Ин. 3:5 . Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, то не может войти в царствие Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

2. О КРЕЩЕНИИ МЛАДЕНЦЕВ. СЕКТАНТ: ПРАВОСЛАВНЫЙ: 1) Только верующие во Христа и сознающие свою греховность, т. е. взрослые, могут принимать крещение: «Кто будет вещать и крестится, спасён будет; а кто не будет веровать, осуждён будет " ( Мк. 16:16 ). 1) Водное крещение, установленное Самим Господом Иисусом Христом, есть истинно и едино: «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Ефес. 4:5 ). Крещение очищает от греха, первородного и грехов произвольных: от греха первородного, – когда крестят младенцев, и от грехов произвольных и первородного, когда крестят взрослых. Что все люди, не исключая младенцев, заражены первородным грехом, об этом свидетельствует, слово Божие: «Кто родится чистым от нечистого? – говорит слово Божие, ни один» ( Иов.14:1–5 ). «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили». «Ибо, если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание в жизни» ( Римл. 5:12, 17–18 ; сравн. Быт. 6:5; 8, 21 ; Псал. 13:2–3, 142:2 ; 3Цар. 8:46 : Еккл. 7:20 ; Притч. 20:9 ; Сирах. 31:11 ; Иов. 14:1 – 5 ; Иер. 9:5 ; Дан. 9:5, 20 ; Матф. 4:17 ; Марк. 1:5 ; Мат. 3:5 – 10; Иоан. 3:36; 1 Ефес. 2:3 ; Римл. 2:5, 3:9–23 ; Гал. 3:10 ; Римл. 7:14, 19, 23 ; Иаков. 3:1–2 ; 1Иоан. 8:10 ). Следовательно, раз крещение очищает от грехов, то оно должно совершаться над всеми. Есть две власти, которым подчиняется человек, власть тьмы и власть света, середины нет. Крещение есть дверь чрез которую человек входит в дом Отца небесного И избавляется от власти тьмы ( Деян. 26:18 ). Если дети не крещены, то они находятся во власти тьмы, как не очищенные от первородного греха, нет никакого другого средства или священнодействия, в котором можно было бы помимо крещения, войти в царствие Божие: «Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Промыслом Божиим всеобщее воскресение людей отложено до кончины мира. Но воскресение Иисуса Христа служит залогом и удостоверением, что оно совершится. Если Он по смерти мог исполнить обетование о Своем воскресении, то теперь, будучи живым ( «Я есмь Первый и Последний и живый; и был мертв, и се, жив во веки веков» – Откр. 1, 18 ), когда Ему дана всякая власть на небе и на земле, может исполнить обетование о всеобщем воскресении (см. Ин. 5, 25–29 ), и, несомненно, исполнит. Он и Сам говорил: «Я живу, и вы будете жить» ( Ин. 14, 19 ). Вознесение Господа Иисуса Христа на небо По совершении на земле искупительного подвига, Сошедшему с небес естественно было опять возвратиться туда, «где был прежде» ( Ин. 6, 62 ) – к Отцу (см. Ин. 14, 28 ; сравн.: Ин. 20, 17 ), но возвратиться уже с воспринятой на вечные времена плотию. Вознесение Спасителя с плотию на небо было продолжением видимого прославления по человечеству, которое началось в воскресении Его из мертвых. Господь, Которому, согласно словам Апостола, подобало «иметь ... во всем первенство» ( Кол. 1, 18 ), первым воскрес из мертвых (см. 1Кор. 15, 20 ) и первым взошел на небо, как наш предтеча ( «во внутреннейшее за завесу … предтечею за нас вошел Иисус» – Евр. 6, 19–20 ). Представив в своем Лице как бы начаток искупленной Им и восстановленной природы человеческой, которую Он воспринял в воплощении, Искупитель открыл Своим вознесением дотоле закрытый для людей вход в Царство Небесное. Незадолго пред Своей смертью Он говорил ученикам: «Где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин. 12, 26 ). «В доме Отца Моего обителей много... И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» ( Ин. 14, 2–3 ). В гимне св. Амвросия Медиоланского «Тебе, Бога, хвалим…» есть слова: «Ты, одолев смерти жало (т.е. победив смерть Своим воскресением), отверзл еси (в вознесении Своем на небо) верующим Царство Небесное…» Вечное царствование Иисуса Христа по вознесении на небо Вознесшийся во славе на небо Иисус Христос «воссел одесную Бога» ( Мк. 16, 19 ) – по человечеству, ипостасно соединенному с Божеством. «Вот, я вижу небеса ответстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» , – говорил перед своей кончиной св. первомученик Стефан ( Деян. 7, 55–56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Так называя себя, мы подражаем апостольским ученикам, о которых написано в книге Деяний: «целый год Апостолы собирались в Церкви и учили не малое число людей; и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами» ( Деян. 11:26 ). Апостолы верующих в Господа за новое имя не осудили. Стало быть оно оказалось точным и подходящим к обстоятельствам. Но уже во времена Апостолов, поставленных на служение Христом ( Мк. 3:13–19 ), появились лже-апостолы, лукавые делатели, как видно из 2-го Посл. к Коринфянам, гл. 11, ст. 13 (Кор. 11:13); тогда же, рядом с истинно-верующими во Христа, народились, по словам Ап. Иуды, «люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа» (ст. 19) ( Иуд. 1:19 ). Эти люди, «отделяющие себя от единства веры», хотя бы сами себя называли «евангельскими христианами» – на самом деле не были таковыми. Их, по всей справедливости, следовало называть еретиками, – то есть, людьми, которые веровали не всему учению Господа, а выбирали из него то, что им нравилось (сравн. Тит. 3:10 ). К ним вполне приложимо название сектантов – от латинского слова, которое обозначает произвольное «отделение» или выделение в особое собрание из единой Церкви верующих во Христа. Потому же самому к теперешним нашим сектантам неприменимо ни одно из их самовеличаний. Они – не «евангельские и не библейские христиане», – как шумят о себе, а всего только «еретики евангельские», или «библейские сектанты». Что же о таких людях говорится в Слове Божием? Вот что, напр.: «будет время, когда здравого учения (они) принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху»... ( 2Тим. 4:3 ). Эти люди, по прихотям выбирающие себе учителей, Евангелием распоряжающиеся, как простой человеческой книгой, и есть наши сектанты, какими бы громкими и святыми названиями они ни прикрывались. Сектанты именно выбирают себе учителей, смотря потому, чего они хотят от христианства. Молоканам, напр. хочется, чтобы Евангелие отвергало всякую обрядность в вере, – и они выбирают себе учителей, которые бы говорили, что водного крещения для спасения не нужно, видимого причащения тоже не нужно, – и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Уверенность в том, что святые ходатайствуют за нас пред Богом и что они готовы и способны помогать нам в наших нуждах, служит основанием и побуждением для членов земной Церкви призывать святых в своих молитвах. Призывать святых не значит, конечно, обращаться к ним вместо Бога, или некоторым образом обожествлять их, приписывая им способность якобы собственной силой помогать людям в их нуждах. Призывать святых значит обращаться к ним как к «друзьям Божиим», от Бога имеющим силу содействовать нам и испрашивать нам необходимую помощь и потребные блага от Бога – единственного Источника всех даров и милостей (см. Иак. 1, 17 ). Прямой заповеди о призывании святых, пребывающих на небе, нет в Священном Писании. Но у первых христиан и не могло возникнуть какое-либо сомнение в необходимости молитвенного обращения к святым, отшедшим от земной жизни, в позволительности и богоугодности такого обращения; для них слишком очевидно было, что «блаженное успение» святых и приближение их к Богу, у Которого «все живы» ( Лк. 20, 38 ), не порывает и не может порвать молитвенной связи с ними верующих, которая существовала, пока святые были еще на земле. Молитвенное обращение к святым, еще не прославленным, и даже просто к братиям по вере, несомненно, полезно и богоугодно, а в некоторых случаях и обязательно. Согрешившие друзья Иова по повелению Божию должны были просить у этого праведника молитв за себя, чтобы не погибнуть, и когда они исполнили это повеление, то грехи их были прощены ради праведного Иова (см. Иов. 42, 8–9 ). Не трудно понять, что в данном случае Господь требовал от согрешивших прежде всего примирения с праведным Иовом, пред которым они были виновны в своем самоуверенном осуждении праведника. И только испросив прощение у Иова в этой своей вине перед ним, могли они рассчитывать на милость Божию по молитвам за них простившего их праведника. Св. апостол Иаков увещавает в своем послании: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: (ибо) много может усиленная молитва праведного» ( Иак. 5, 16 ). И здесь заповедуется испрашивать друг у друга молитв при взаимном примирении, ибо Сам Господь поставил молитву и примирение с ближними в самую тесную связь друг с другом (см. Мк. 11, 25–26 ). О молитвах за себя неоднократно просил своих духовных чад и других верующих св. апостол Павел, считая священной и угодной Богу молитву всех членов Церкви Христовой. «Умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу» , – писал он Римлянам ( Рим. 15, 30 ; сравн.: «Братия! молитесь о нас» – 1Фес. 5, 25 ; Еф. 6, 18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

104, прим. 3 и 4, сравн. Зезюлин. стр. 6 и прим. 8), о значении в синагоге Scheliach Zibbur’a (стр. 161, сравн. Зезюлин. стр. 6, прим. 7) (стр. 168, прим. 2, 4, 7; стр. 164, прим. 1, 4, 6, 7; стр. 165, прим. 1, 2 и др. Слич. Зезюлин. стр. 6, прим. 1, 3 и др.) и т. д. Но есть и прямые дословные заимствования и опять tacite. Для образца вот один из подобных примеров: Г. Зезюлинский, стр. 5, прим. 3. " Sota. VIII: 7, 8. Архисинагоги были не только в Палестине: Мк. 5:22, 35, 36, 38 ; Лк. 8:49; 12; 14 ; но и в Малой Азии: Деян. 13:15 . Epiph. Haeres. 30:11 (в Киликии) см. Mign. Patrol, graec. t. 41, col, 426; в Греции: Деян. 18:8, 17 . От иудеев эта должность и титул перешли также в иудео-христианские общины Палестины: Epiph. Haeres. 30:18: πρεσβυτρους γρ οτοι χουσι κα ρχισυναγγους. Mign. Patrol graec. t. 41, col. 436“. Г. Никитин, стр. 147, прим. 36. Архисинагоги были не только в Палестине, но и в Малой Азии, Греции. От иудеев эта должность и титул перешли также в иудео-христианские общины Палестины, как свидетельствует об этом св. Епифаний, говоря: «они (?) имеют пресвитеров и архисинагогов“. Разница между подлинником и копией заключается лишь в подчёркнутых нами словах, в выносе в копии цитат под строку и в передаче греческого текста, который помещён под строкою, в русском переводе, с прибавкою фразы: «как свидетельствует об этом св. Епифаний, говоря“. Для сокращения объёма нашей рецензии мы не берём на себя совершенно напрасного труда делать подобные сопоставления копии г. Никитина с оригиналом, хотя эти выписки должны бы были начаться со следующей же строки после вышеуказанной: «Любопытно, что христианские учители“ и т. д. (стр. 147, сравн. ст. Зезюлин. стр. 5, прим. 4). Подобные негласные заимствования рассеяны от начала книги (стр. 13, прим. 1; сравн. Зезюлин. стр. 2, прим. стр. 14, 15, прим. 1; сравн. там же стр. 1, прим. 1 и т. д.) до конца, что увидят наши читатели ниже. Вторая часть разбираемой нами книги г. Никитина состоит, кроме вступления, уясняющего «общий взгляд на синагогальное богослужение“, из трактатов «о синагогальных молитвах“ (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

575 IKop.10,16–17; Мк.14,24 и параллели. Об экклезиологических последствиях этой идеи сравн. гл. 4 выше: " Евхаристия и кафоличность " . 576 Смотри особенно Четвертое Евангелие (6,27–51) и у Игнатия (Еф.20,2; Магн. 6.2 и т. д.). Об Игнатии смотри у И. Романидеса " Экклезиология св. Игнатия Антиохийского " , 1956. 577 Сравн. выше прим. 51. 578 IKop.14 показывает, что уже в первых апостольских общинах евхаристические собрания являлись контекстом харизматических проявлений. Литургические свидетельства ранней Церкви, со времен Ипполита, показывают, что посвящения в священнослужение должны были иметь место в том же самом контексте. 579 Термин " керигма " применяется здесь в широком смысле, который включает и акт возвещения публике важных вещей (первоначальный смысл: сравн. Лк.12,3; Деян.10,42; Кол.1,23; ITuм.3,16; Апок.5,3) и содержание керигмы, дидахи, вместе с ее интерпретацией через учение, догматы и т. д., как это стали понимать особенно со второго века с " Эпидеиксисом " Иринея. 580 Ин.6,63; Сравн. Рим.2,29. 581 IKop.12,3. 582 Сравн. И. Конгар " Служители и церковная община " , 1917, стр.90. 583 Кроме " Эпидеиксиса " Иринея в целом смотри его " Ереси " , 3.1; IV, 26.2; 38.8 и т. д. 584 Ириней " Ереси " III, 24. 1. 585 Там же, IV, 26, 2. 586 Там же, IV, 18. 5. 587 Сравни А. Бенуа " Апостольство во втором веке " , " Вербум Каро " , 58, 1961, стр.173–84. 588 Проблемы, которые порождали употребление термина " логос " как " слово " в отношении Христа в ранней Церкви, показывают как опасно применение в христологии понятия " слово " , написанного или сказанного. В качестве реакции против савеллианства и арианства Отцы были вынуждены полностью отрицать любую ассоциацию этих двух смыслов слова " логос " и, таким образом, определено заменить сопутствующие значения сказанного или написанного слова исключительно на значение " лицо " . Смотри, например, у Евсевия " Еванг. " 5.5 и особенно у Афанасия " Против Ариан " ,2.35 и у Кирилла Александрийского " О правой вере… " 6. В Сирмийскос Символе (351г.) анафеме предаются те, кто называет логос Бога " эндиафетос " или " Профорикос " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

В Христианском мире всегда были и теперь, конечно, встречаются лица строго-аскетического направления, допускающие только один вид наслаждений, носящий строго-религиозный отпечаток, и всецело отвергающие всякие другие виды. Но этих лиц в обязательный пример брать нельзя: они исключительное явление, они желают по мере всех своих сил всецело отрешиться от земного и тленного… Явление, конечно, более, чем просто похвальное; но всеобщим оно сделаться не может: далеко не все (с плотью и кровью) люди в силах следовать за ними. Это ясно. Для нас – христиан – безусловным примером могут и должны служить деяния Господни. Находясь в Кане Галилейской, Господь отдыхал «на браке». Гости по случаю торжества, конечно, наслаждались. У них оказался недостаток вина. Господь по просьбе Своей Матери претворяет воду в вино ( Ин. 2:1  и след.). Очевидно, что Господь ничего не имел против разумного и умеренного, а также благовременного наслаждения. В Вифании в дом Симона прокаженного одна женщина возлила на голову Спасителя драгоценное миро. Когда некоторые вознегодовали по этому поводу, именно по поводу напрасной траты мира, которое, – предполагалось, – могло бы быть продано и деньги могли бы быть розданы нищим, то Господь сказал, что женщина сделала доброе дело, так как нищие всегда – на лицо пред ним, а Он не всегда… ( Мк. 14:3  и след.). Наслаждение теми или иными вещами, следовательно, – по учению Господню, – не только не преступно, но наоборот: всецело дозволительно, раз оно практикуется благовременно, в должной мере и проч., и проч. Всякое творение хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением ( 1Тим. 4:4 ) 26 . В этом последнем обстоятельств и кроется «суть» дела (сравн. отчасти 1Кор. 7:31 ). Разумно наслаждаясь, мы вникаем в сущность Божьих даров, наглядно постигаем, в какой степени Господь благ к нам (сравн. Пс. 33:9 ). Отсюда сознательнее и глубже начинаем любить Его и т.д. Словом, отдых и наслаждение, с ним связанное, явления вполне нормальные: отдыхает и известным образом наслаждается неразумный мир, все в видимой природе, способное к этому; отдыхает и наслаждается также и разумная тварь – человек; только, в отличие от неразумной твари, он своим разумом, своею нравственною свободою старается придать рассматриваемым явлениям строго-нравственный смысл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Экзегеза вышеприведенных текстов позволяет утверждать, что елеопомазание апостольского века содержит все те основные элементы, которые составляют чин, изложенный в современном Требнике: 1) Наличие болящего члена Церкви («болен ли кто из вас» – Иак.5:14 ») кающегося в своих грехах («признавайтесь друг пред другом в поступках» – Иак.5:16 ) сознательно изъявляющего свое желание («пусть призовет» – Иак.5:14 ) 2) Участие пресвитеров Церкви (Слова «пресвитеров Церкви» буквально означают «старейшины Церкви» – не старцы по возрасту, а старейшины по иерархическому положению, под которыми подразумевались не одни священники, но и в обширном смысле и епископы и их приемники (Сравн. 1Пет. 5:1 ; Деян.20:17,28 ; Тит.1:6 ). Из церковной практики известно, что елеопомазание совершают не только пресвитеры, но и епископы. См. прот. М. Архангельский . О тайне св. Елея. стр. 48–51). 3) Совершение молитвы. («пусть помолятся над ним» – Иак.5:14 «много может усиленная молитва праведного» – Иак.5:16 ), 4) Помазание священным елеем во имя господне – Иак.5:15 5) Исцеление болящего и прощение ему соделанных грехов – Иак.5:14–16 . Кого можно соборовать? За последние годы в некоторых приходах Русской Православной Церкви сильно возросло количество приступающих к Таинству елеопомазания. Просят собороваться не только «лежачие больные», но в посты (особенно Великим постом) по несколько раз собираются для елеопомазания группы по 100–150 человек. Некоторые священники такие массовые соборования поощряют, а другие, наоборот, приходящим категорически отказывают. Последние обычно ссылаются на апостолов Марка и Иакова, писавших о помазовании маслом больных и на «Ставленую грамоту», запрещающую «над здравыми... творити елепомазание». Экзегез греческого текста более подробно открывает, что надо понимать под словом больной человек. У Евангелист Марка ( Мк.6:13 ) больные по-гречески обозначены словом, имеющим в основе..., что в переводе означает – бессилие, немощь, болезнь, нерасположение, неохота к чему-либо. У апостола Иакова ( Иак.5:14 ) греческое слово «больной» взято от …=сила, крепость, могущество + … – отрицание), что в переводе дает бессильный, слабый, немощный, больной, бедный (в греческом языке без обозначения болезни, недуга употребляется слово …, а страдать, хворать, быть больным и умирать произносят как.... (более тяжелая форма болезни).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010