Апостол Иоанн Богослов так описал этот вечный День: 22-й стих: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец» – то есть реален будет только Бог и то, что в Нем и с Ним. 23-й стих: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» – то есть только причастные свету Христову смогут войти в этот таинственный, никогда не прекращающийся 8-й День. 24-й стих: «Спасенные народы будут ходить во свете его…» – то есть представители самых разных наций наполнят Новый Иерусалим – город, сходящий с Неба, как описывает его апостол Иоанн Богослов ( Откр.21:22–24 ). И далее апостол Иоанн, так описывает сие чудное место: 25-стих: «Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет» – то есть это будет невечерняя слава вечного Дня. И далее: 26-й стих: «И принесут в него славу и честь народов» – то есть каждая поместная церковь украсит своим национальным колоритом индивидуальности и святости, этот удивительный Город ( Откр.21:25–26 ). Но вернемся к апостолам, которых Господь Иисус Христос возводит на Фаворскую гору. Во 2-й части 1-го стиха 17-й главы Евангелия от Матфея мы читаем: Мф.17:1 . «…взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних». Здесь возникает вопрос: почему Сын Божий желает преобразиться перед таким малым числом людей. Ответ очевиден: толпа именно нравственно не способна пребывать в богообщении. О явлении Бога на Синае сказано: «Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев [то], народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть» ( Исх.20:18–19 ). То есть грех и святость есть понятия, не только не соединимые, но и не могущие пребывать хотя бы в некоем общении. Блаженный Феофилакт так истолковал эти слова: «На высокую гору возводит их, показывая, что кто не возвысится, тот не достоин таковых созерцаний. Делает это Христос особенно потому, что Он имел обыкновение величайшие Свои чудеса совершать втайне, чтобы, видимый многими, как Бог , не считался ими человеком, как привидение» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вознесение Господне как одна из тайн домостроительства спасения превосходит чувственный опыт и не ограничивается только событием ухода воскресшего Христа на небо. В Новом Завете имеется целый ряд указаний на прославление воскресшего Иисуса Христа или Его превознесенное положение на небесах (одесную Бога), которое тесно связано или является следствием Его Воскресения и Вознесения: о вхождении во славу говорится в Лк. 24: 26; Деян. 5: 31; Еф. 4: 8–10; Флп. 2: 6–11; Откр. 3: 21; 12: 5; о прославлении после Воскресения – в 1 Пет. 1: 21; о седении одесную Бога – в Рим. 8: 34; Еф. 1: 20; 2: 5–6; Кол. 3: 1. Нередко данные свидетельства представляют собой цитаты из Ветхого Завета – либо прямые, либо аллюзивные. Так, Сам Спаситель еще прежде крестных страданий, толкуя псалом 109, говорит о Своем седении одесную Бога (см.: Мк. 12: 35–37; 14: 62). В Откр. 3: 21 совосседание Христа с Отцом представлено как результат Его победы, а в Послании к евреям Вознесение, вхождение в небесное святилище и нахождение одесную Бога мыслятся в контексте первосвященнического служения Христа (см.: Евр. 4: 14; 6: 20; 7: 26 и проч.). Предсказания о пришествии, или возвращении с небес, Сына Человеческого подразумевают предшествующее Вознесение, или восхождение на небеса (см.: Мф. 16: 27; 24: 30; 26: 64; Мк. 8: 38; 13: 26; Лк. 21: 27). Возвращение Христа к Отцу Небесному обычно предстает в теснейшем единстве с Его пришествием в мир (ср.: Ин 3: 13; 13: 1–3: 16: 5, 28 и Ин. 3: 17, 31; 6: 38; 8: 23; 13: 3; 16: 28). О нисхождении и восхождении Христа говорится в Еф. 4: 8–10 и 1 Пет. 3: 18–22 (ср.: Пс. 67: 19 и 138: 8). Таким образом, становится несомненным, что в Вознесении Своем Сын Божий прославляется наиболее полно и величественно. Последнее обстоятельство, в свою очередь, объясняет, почему Вознесение с древнейших времен было прочно укоренено в системе богословского знания. Уже в вероисповедных формулах I–II веков о Вознесении Господнем говорится как об одном из основных событий земного служения Иисуса Христа.

http://pravoslavie.ru/30582.html

Напомню, что в Ветхом Завете Господь Сам указывает на необходимость поклонения некоторым материальным объектам — медный змей, ковчег завета, сам по себе Храм. И в Новом Завете это почитание не отменяется: достаточно вспомнить, что Христос выгонял именно торгующих из Храма, а не нарушающих спокойствие в синагоге. А где-то говорит и более ясно: «что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?» (Мф.,23:19). Уж не говоря о том, что оба важнейших Таинства — Крещение и  Евхаристия  — установлены Самим Христом и имеют материальную основу, приобретающую сакральный смысл: вода ( «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.,3, 5)) и хлеб и вино (прелагающиеся в Тело и Кровь Его). Итак, материальные святыни — существуют. И Бог не только не запрещает им поклоняться, но даже предписывает. Пока мы живем на этой земле, пока мы сами состоим из души и тела, нам нужна некая материальная опора, символически осмысляемая. Только в Небесном Иерусалиме материя и символ сольются окончательно, и храм будет не нужен: «Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец» (Откр.,21:22). — говорит нам апостол Иоанн Богослов. Так там и солнца и луны не будет: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец» (Откр.,21:23). Так что важно не то, почитают ли люди святыни, а то, как они их почитают. Когда медный змей был превращен в «объект поклонения», благочестивый царь Езекия его уничтожил: «он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан» (4 Цар.,18:4). Чтобы понять, как именно наш современник почитает святыню, приглашаю читателей пройтись со мной вдоль очереди к кресту апостола Андрея, находившемуся в храме Христа Спасителя с 20 по 25 июля. Как молиться в давке? Два главных вопроса к очереди были: «О чем молитесь?» и «Удается ли помолиться в толпе и давке?».

http://pravmir.ru/za-chem-stoim-u-kresta...

Святитель Златоуст так говорит о значении общественного богослужения в храме и о необходимости посещать храм.«Разве вы не слыхали, что у наших предков было всего сто двадцать человек верующих... а из ста двадцати – три тысячи, потом пять тысяч, затем всю вселенную наполнили они познанием Бога. А причина этого та, что они никогда не прекращали общения между собой, но все вместе постоянно проводили дни в храме, занимаясь молитвами и чтением; потому они и воспламенили такой великий костёр, что никогда не разъединялись, но привлекли к себе всю вселенную. Будем и мы подражать им... Будем стекаться сюда на каждое собрание. Если воспламенится в тебе похоть, ты легко можешь погасить её, только увидев храм; если возбудится в тебе гнев, ты скоро укротишь этого зверя; если будет осаждать тебя какая-нибудь другая страсть, ты можешь усмирить всякую бурю, и водворить тишину и великий мир в душе». Должно заметить, что в Священном Писании слово храм применяется различно. Так, храмом называется тело Христа ( Ин.2:21 ), храмом называется каждый добродетельный христианин, в котором живёт Дух Божий ( 1Кор.3:16 ); наконец, храмом называется здание, куда верующие собираются для общественной молитвы ( Лк.24:52 ; Деян.5:42 ; Мф.21:12 ). Отсюда вытекает то, что при чтении Священного Писания нельзя смешивать различного по существу слова – храм, а понимать так, как написано, т.е. если говорится о духовном храме, то его надо понимать в духовном смысле, а если говорится про вещественный храм – здание, куда верующие собираются на молитву, надо понимать в буквальном. Итак в Слове Божием относительно храма даны прямые повеления и наставления и показаны ясные примеры, которым мы и должны следовать. Подводя итоги сказанному, мы найдём, что построить храм повелел Сам Бог сначала Моисею ( Исх.25:8–9 ), потом – Давиду, но Давид передал дело постройки храма Соломону, сыну своему ( 1Пар.28:6–19 ); в этом храме Бог обещал пребывать вечно ( 2Пар.6:2 ; Иез.43:7 ); что ветхозаветный храм по пророчеству должен перейти в Новый Завет ( Деян.15:16–17 ); что храмы будут существовать до второго пришествия Христа ( 2Фес.2:3–4 ); христиане первых времён имели у себя отдельные молитвенные дома ( 1Кор.11:22 ; Деян.5:42 ; Деян.24:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Скорбь учеников «Скорбяще якоже достояше, о разлучении Твоем, Христе» – ощутив чувство осиротения, ученики Христовы «скорбяще якоже достояше», то есть опечалились. Мы знаем, что Сам Господь опечалился и прослезился (Ин. 11, 35), когда узнал, что его друг Лазарь умер. Это норма человеческой природы («якоже достояше»). Иначе это называется неукоризненными страстями, то есть последствием грехопадения, которые Господь воспринял в человеческой природе по воплощению . При этом Христос не воспринял греховные страсти. Например, есть гнев греховный, направленный на человека, а есть гнев Божий, то есть праведный гнев (Еф. 4, 26), какой должен был быть у праматери Евы в раю на хитрого змея. Преподобный Иоанн Дамаскин относительно этого пишет: «Естественные страсти наши были во Христе, без всякого сомнения, и сообразно с естеством, и превыше естества» . Апостолы – снова рыбаки «Ученицы на делание обратишася, и паки корабли и мрежи, и лова нигдеже» – ученики Христовы снова принялись за рыболовство, как это делали до призвания на апостольское служение (Мф. 4, 18–19). Стоит отметить, что в Священном Писании отражено достаточное количество образов морской тематики. Главный образ – Сам Ихтис – Рыба, Которая имеет евхаристическое значение. Оно прослеживается в трапезе Христа и апостолов на Тивериадском озере по его Воскресении (Ин. 21, 9–22): именно на 10-е воскресное Евангелие написана настоящая стихира 6 гласа. В ту ночь совсем не было улова (Ин. 21, 3). Можно предположить, что эмоциональное состояние учеников Христовых становилось все более подавленным. Наутро им является Господь и повелевает «одесную мрежи… воврещи». Так Он в очередной раз испытывает веру апостолов. Господу важен каждый человек. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил: «У Бога нет забытых людей. И Промысл Божий зрит всех. И миром правит Бог, только Бог и никто другой!» Бог явит нам то, чего мы не ожидаем. Если бы когда-то Дева Мария не поверила словам Архангела, родился бы Христос? В конкретной стихире также приведено: «и слово тотчас стало делом» .

http://pravoslavie.ru/150536.html

Тридцать лет и три года Он ходил по этой земле, над которой теперь висит на Кресте. Сколько пройдено дорог… Галилея, Самария, Десятиградие, Пирея, Иудея… Иерусалим, Иерусалим!.. Сколько раз хотел Он собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и они не захотели… (ср.: Лк. 13: 34). И вот теперь Он висит гор е над Иерусалимом, широко раскинув руки-крылья по концам Креста, силясь обнять любовью Свой город и Свой народ, предавший Его на муки и смерть… Но они пришли на Голгофу, чтобы посмотреть на зрелище и посмеяться над Ним. «Не ведают, что творят» (Лк. 23: 34). Или же ведают и всё равно творят? Или не все в неведении? Первосвященники знают; догадываются и фарисеи – злые «виноградари», не постыдившиеся сына хозяина виноградника, но убившие его ради наследства (см.: Мф. 21: 33–46). Так кто же не ведает? Палачи, легионеры, безграмотная толпа, чернь… Но вожди – князья, начальники, книжники – знают. И творят, ибо возлюбили больше славу человеческую (Ин. 12: 43). Ее и получат. Вместе с возмездием. Ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей, потому что это дни отмщения. И Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников (см.: Лк. 21: 22–24). Но теперь – их время и власть тьмы (Лк. 22: 53). Прощальные слова Матери, любимому ученику… Всё! «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23: 46). «Совершилось», – слышится с Креста (Ин. 19: 30). Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор. 5: 7). Будем плакать… Рейтинг: 10 Голосов: 1206 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Стихира, глас 5-й (на целование Плащаницы) во святую Великую субботу утра//Триодь постная. М.: Издание Московской Патриархии, 1992. Л. 486 об.  Свт. Амвросий Медиоланский в толковании на притчу о блудном сыне пишет: иудеи «просят для себя козленка, зловонную жертву (haedum, mali odoris sacrificium). Иудей требует козленка; христианин – Агнца. Поэтому иудеям выдан Варавва (ср.: Лк. 23: 18), а за нас заклан Агнец (nobis Agnus immolator). Отсюда у них – зловоние преступления (fetor est criminum), у нас – отпущение греха (remissio peccatorum), сладостное по [даруемой] надежде, приятное по плодам. Требовать козленка – значит ожидать антихриста, ибо Христос есть жертва благоуханная (boni odoris est victima)». –  Ambrosius . Expositio Evangelii Secundum Lucam Libris X Comprehensa//PL. Vol. 15. Liber VII. Cap. 213–243. Col. 1756–1764; col. 1763, n. 239.

http://pravoslavie.ru/112021.html

13. Пророк Захария предсказал, что Иуда продаст своего Учителя за тридцать сребреников: И поставиша мзду Мою тридесять сребреник. И рече Господь ко мне: вложи я в горнило и смотри, аще искушено есть, имже образом искушен бых о них. И приях тридесять сребреник, и вложих их в храм Господень в горнило (3ах. 11, 12–13). 14. Исаия видит добровольные мучения Мессии: Плещы Мои вдах на раны и ланите Мои на заушения, лица же Моего не отвратих от студа заплеваний ( Ис. 50, 6 ). 15. И той, зане озлоблен бысть, не отверзает уст Своих: яко овча на заколение ведеся, и яко агнец пред стригущим его безгласен, тако не отверзает уст Своих ( Ис. 53, 7 ). 16. Пророк Давид как бы своими глазами созерцал страдания на Кресте Спасителя и переживания Его: Сонм лукавых одержаша Мя, ископаша руце Мои и нозе Мои... Изчетоша вся кости Моя: тии же смотриша и презреша Мя. Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий ( Пс. 21, 17–19 ). 17. Поношение чаяше душа Моя, и страсть: и ждах соскорбящаго, и не бе, и утешающих, и не обретох. И даша в снедь Мою желчь, и в жажду Мою напоиша Мя оцта ( Пс. 68, 21–22 ). 18. Пророк Исаия говорит даже о месте погребения Христа: и дам лукавыя вместо погребения Его и богатыя вместо смерти Его ( Ис. 53, 9 ). 19. Моисей в земле обетованной завещал сынам Израилевым исполнять Заповеди Божии , а если отвергнут закон Бога, то разсеет тя Господь Бог твой во вся языки, от края земли даже до края ея... но и во языцех онех не упокоит тя ( Втор. 28, 64, 65 ). 20. Спаситель предвозвещается как потомок Авраама, Исаака и Иакова, в Котором благословятся все племена земные; как Примиритель, как великий Пророк, подобный Моисею; называется Помазанником и Царем вечным, Еммануилом, рожденным от Девы, Богом Крепким, Агнцем, Установителем Нового Завета. 21. Благость Божия явила обетования и пророчества о Мессии. Так, приношение Исаака в жертву отцом своим Авраамом указывало на Крестную смерть и воскресение Мессии; священство Мелхиседека прообразовало вечное священство Христа; царствования Давида и Соломона прообразовало могущество и славу Царства Христова; пребывание пророка Ионы во чреве китове три дни и три нощи ( Мф. 12, 40 ) знаменовало трехдневное пребывание Мессии в сердце земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

15 Имеются в виду языческие народы, принявшие христианство, в противопоставление иудейскому народу. Ср. Ориген, In Ex. hom. 2, 4: «Мыслю, что в дочери Фараоновой можно усматривать Церковь, собираемую от язычников». 16 Ср. Tract. Orig. 7, р. 82: «Под дочерью Фараона я, стало быть, понимаю не что иное, как очистившуюся освящением в живоносной купели Церковь, которая Христа, отторгнутого плотскою матерью, Синагогой, и подкинутого, как младенец,— ибо когда Он явился во человечестве, Он предстал как младенец, — забирает к себе и оберегает, так что впредь Он принадлежит уже не той матери, которая отторгает Его и подкидывает, но той, которая принимает Его и оберегает». 17 Олицетворяемый сестрой Моисея. 18 Отождествление убитого Моисеем египтянина с диаволом не совсем обычно, однако оно естественным образом вытекает из традиционного истолкования Египта как мира сего, подвластного диаволу-Фараону, а воинов Фараона — как бесов. Хотя типологическое отождествление Фараона с сатаной, или диаволом, непосредственно связано с темой перехода через Чермное море, о которой Иларий даже не упоминает, однако Иларий, очевидно, был знаком с этой традицией (или, по крайней мере,— с символизмом, связанным с темой Египта). 19 Здесь имеет место традиционное противопоставление Закона и Благодати как иудейской и христианской веры, Ветхого и Нового Заветов. 20 Ср. Пс. 144:13: «Царство Твое — царство всех веков». Ср. также 1 Тим. 1:17: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков». 21 Вельзевулом, то есть «князем бесов», называли Иисуса Христа фарисеи. См. Мф. 10:25, 12:24, 27; Мк. 3:22; Лук. 11:15—19. 22 Лат. sinus переводится на русский язык не только как «пазуха», но и как «лоно». Конечно, речь здесь идет о так называемом «лоне Авраамовом» — образе рая, месте блаженного упокоения праведников («сынов Авраама»). Один из распространенных мотивов христианской иконографии Страшного суда — изображение Авраама, укрывающего за пазухой души умерших верующих и ограждающего их своими отеческими объятиями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3197...

2Кор.6:18 . «И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» ( Иер.3:19 ; Ос.1:10 ). Объяснение. Приводя ветхозаветное изречение о всыновлении Израильтян, апостол внушает и Новому Израилю (христианам) то же обетование, но в совершеннейшем смысле и значении: Ин.1:12–13 . В том и состоит возрождение всякого верующего христианина, что он рождается свыше водой и Духом: Ин.3:5 , и в момент рождения сего делается сыном или дщерью Богу: 1Кор.6:11 . Еф.1:13–14 . «В Нём и вы, услышавши слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовавши в Него, запечатлены обетованным Святым Духом, Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его». Объяснение. Эти слова нужно рассматривать в связи с другими словами того же апостола, напр.: Еф.4:30 , а затем и вообще с учением апостола Павла о возрождении: Рим.6:4 . Тогда ясно будет видно, что запечатление Святым Духом подаётся в таинствах Крещения и Миропомазания: Деян.2:36–39:11:15 ; 2Кор.1:21–22 . Тит.3:4–6 . «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, баней возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего». Объяснение. Эти слова составляют дополнение и пояснение к словам ст.11–14 гл. 2 сего послания (см. об оправдании). Здесь поясняется, что возрождение совершается в Крещении – «спас нас баней... возрождения»: ст.5. Под баней можно разуметь только баню водную: Еф.5:26 , освящающее и оправдывающее омовение: 1Кор.6:11 , словом, Крещение, в котором указывается участие в возрождении и обновлении нашем всех Трёх Лиц Божества, чему и соответствует совершение Крещения во имя Отца, и Сына, и Святого Духа: Мф.28:19 . Иер.2:22 . «Посему хотя бы ты умылся мылом, и много употребил на себя щёлоку, – нечестие твоё отмечено предо Мной, говорит Господь Бог». Объяснение. Здесь говорится об известном, существующем издревле иудейском обычае телесных омовений, которыми лицемерные люди старались прикрыть своё внутреннее нечестие. Это-то именно (а не Крещение, которого тогда не существовало) и обличает здесь пророк, подобно тому, как обличал во время земной жизни Иисус Христос лицемерных фарисеев за строгое соблюдение этого обычая в известное время и тем как бы прикрывавших свою внутреннюю нечистоту: Мк.7:1–4 ; Лк.11:3–8 . Для полного очищения пред Богом евреям нужны не внешние омовения или вообще внешние только дела благочестия, а нужно нравственно переродиться, ставши добродетельными и верными Господу: Ин.3:5 . Такое перерождение пророк и относит ко временам новозаветным: Иер.31:31–34 ; Евр.8:8–12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Вы будете в мире иметь скорби» 17 ; терпите и «терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк.21:19 ). «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» 18 . Иногда Христос излагал свое учение и не прямо, ясно, а притчами, т. е. в примерах и подобиях из мира видимого, напр. притчи о поле и жатве, о доброй пшенице и плевелах среди ее, т. е. о добрых людях и дурных в Церкви Христовой; о неводе и рыбах разного рода и качества, попавшихся в невод; или есть притчи о мытаре и фарисее, о богатом сластолюбце и бедном, голодном, больном Лазаре 19 . § 27. Притча о неводе и рыбах разного качества (Мф.13:37–49) «Царство небесное подобно неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода. Когда в море невод наполнился рыбами, то его вытащили на берег и, севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.» Что означает эта притча? Невод изображает Церковь Христианскую. Море – это вся земля. Рыбы – это люди. Невод закинут в море – это значит: Церковь Христова или общество верующих рассеяно по вселенной и, подобно неводу, собирает ко Христу и Его учению людей всякого звания и племени. Рыбы разного рода и достоинства попавшие в невод – это люди-христиане, принадлежащие к единой Церкви Христовой, но не одинакового, не все благочестивого настроения. Берег моря – это предел, конец земной жизни. Разбор рыбы худой и хорошей на берегу моря – разбор людей по смерти, и праведных от злых, после кончины века. «Изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных. И ввергнут злых в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.» Примечание. Здесь можно по моим картинам рассказать и показать несколько притчей. § 28. Дела Иисуса Христа Христос всем, всюду и всегда готов был творить добро, лишь бы люди способны и достойны были принимать Его милости. Он обращался среди старцев, мужей и женщин; беседовал с юношами; любил и ласкал детей; возлагал на них Свои руки, обнимая их. Христос совершил бесчисленное множество чудес. Совершал Он их или посредством какого-либо вещества, напр. плюновения, смешанного с землею, посредством воды или чрез непосредственное прикосновение, особенно напр. чрез руковозложение ( Мк.6:5 ), или, наконец, и вовсе без прикосновения, а только словом и повелением Своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010