Скачать epub pdf 9. Обрезание Господне и память святителя Василия Великого. О духовном обрезании (Лк. 2:20–21; 40–52) «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ). Сегодня святая Церковь празднует Обрезание Господне и чтит память святителя Василия Великого . По ветхозаветному закону каждый младенец мужского пола на восьмой день по рождению подлежал обрезанию с наречением имени. В силу этого закона ( Быт. 17:12 ) Богомладенец подвергся обрезанию с наречением Ему имени Иисус ( Лк. 2:21 ). Через 33 дня, т. е. в сороковой день по рождению Он был принесён Богоматерью в храм в исполнение другого закона ( Исх. 13:2, 12 ): освящать первенцев мужского пола приношением за них жертвы двух горлиц ( Лк. 2:24 ). И наконец, достигнув 30 лет, Он пришёл на реку Иордан к Иоанну Крестителю креститься от него. На возражение Крестителя Христос ответил: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду ( Мф. 3:14–15 ), т. е. проявил и на этот раз послушание закону и воле Божией. Вот это-то послушание воли Божией, подчинение закону, явленное Спасителем с младенческих лет, является для нас великим уроком и примером. В самом деле, если Он был обрезан, посвящён Богу, крещён, если любил ходить в храм ( Лк. 2:43–49 ; Мф. 21:12 ; 26и другие), если по ночам молился Своему Небесному Отцу ( Лк. 6:12 ), то как же нам грешным не молиться Отцу Небесному, не ходить часто в храм, не выполнять обетов крещения и всего, что требуется законами нашей религии и церковными установлениями. Братия и сестры! К чему ещё призывает нас праздник обрезания Господня? Он призывает нас к духовному обрезанию, к жизни во Христе. У евреев обрезанию подвергались только мальчики. Это была физическая операция обрезания так называемой крайней плоти с последующим наречением имени младенцу. Так было у евреев. Никакого физического обрезания не совершается в христианской Церкви. Если говорится в Новом Завете об обрезании, то только о «нерукотворном», духовном. В сегодняшнем апостольском чтении ( Кол. 2:8–12 ) мы слышали слова апостола: в нём (Христе) мы обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением духовного тела плоти, обрезанием Христовым и дальше: Бывши погребены с Ним в крещении, в нём мы и совоскресли верою в силу Бога ( Кол. 2:11–12 ). Эти слова апостола содержат в себе такое сравнение: как Христос умер за грехи наши и воскрес, так и мы в таинстве крещения умираем за грехи и воскресаем для жизни чистой, безгрешной, вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf Глава 8 Благовествование Христово (1–3). Учение о Царстве Божием в притчах: о сеятеле и семени (4–8); причина учения притчами (9–10); изъяснение притчи о сеятеле и семени (11–15); приточные изречения: о свече (16), о тайном и явном (17), об оскудении и приумножении (18). Матерь и братья Христовы (19–21). Укрощение бури (22–25). Исцеление бесноватого Гадаринского (26–39). Воскрешение дочери Иаира (40–56). Лк.8:1–3 . «Проходил по городам и селениям»: общее замечание евангелиста о проповеднической в это время деятельности Спасителя. Он путешествовал от города до города, от селения до селения с проповедью своей, «благовествуя Царствие Божие »; см. прим. к Мф.3:2 . – «С Ним двенадцать », которых Он недавно избрал и поставил Апостолами ( Лк.6:12–16 ). – «Женщины»: которым Он оказал благодеяние, исцелил их от разных болезней; из чувства благодарной любви за благодеяние, они следовали за Ним, слушая Его учение, и служили Ему в житейских обычных нуждах имением своим, в чем требовалась такая помощь, ибо Господь и Его малое общество были бедны, а между тем житейские нужды относительно пищи, одеяния и т. п. требовали удовлетворения. – «Мария Магдалина» и пр.: см. прим. к Мф.15:39, 27:56 . Мк.16:9 . – «Вышли»: по велению Господа ( Мк.16:9 ). Благодарная за исцеление, она сделалась преданнейшей и усерднейшей последовательницей Господа и после была первой в лике жен мироносиц и первая сподобилась явления воскресшего Господа ( Ин.20 и дал.). – «Иоанна, жена Хузы» и пр. Если принять мнение, что этот Хуза был тот царедворец, сына которого исцелил Господь ( Ин.4 и дал.), то без сомнения глубокая благодарность матери за исцеление сына ее была побуждением для Иоанны сделаться усердной последовательницей Господа. Она после также была в сонме жен мироносиц ( Лк.24:10 ). – «И Сусанна»: неизвестно кто такая, так как более о ней нигде не упоминается – «Многие другие»: последовательниц Господа был, как видно, целый сонм облагодетельствованных Им; целый сонм был и жен мироносиц ( Лк.24:10, 1, 23:56 ). Так твердо и решительно было их последование Христу, что они оставались преданными Ему до конца; даже в то время не теряли твердости духа, когда ученики Господа в страхе разбежались, оставив своего учителя во время Его осуждения и страданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Святость Святость заповедана: Освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят ( Лев.11:44–45 ). Объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш ( Лев.19:2 ). Примерь святости Господь наш: Христос оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его: Он не сделал никакого греха; Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды ( 1Петр.2:21,24 ). Святость а) состоит во всецелом подчинении Богу: Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы пред Богом вашим ( Числ.15:40 ). Поставит тебя Господь народом святым Своим, если ты будешь ходить путями Его ( Втор.28:9 ). Ныне, когда вы стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная ( Рим.6:22 ); б) должна быть телесная, духовная и душевная: Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ( 2Кор.7:1 ). Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа ( 1Фес.5:23 ); в) зависит от действия благодати Божией: Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнувши нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили ( Тит.2:11–12 ). Без святости никто не увидит царства Божия: Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто ( Пс.23:3–4 ). Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф.5:8 ). Старайтесь иметь святость, без которой никто не увидит Господа ( Евр.12:14 ). Слово Божие ведет ко святости: Отче! которых Ты дал Мне, освяти истиною Твоею; слово Твое есть истина ( Ин.17:17 ). Писание богодухновенно, полезно для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2Тим.3:16–17 ). Верные а) избраны для святости: Призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости ( 1Фес.4:7 ); б) сотворены к святости чрез обновление: Вы слышали о Христе, и в Нем научились облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины ( Еф.4:21,24 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Великий Вторник Страстной седмицы Церковь вспоминает проповедь и притчи Иисуса Христа 23 апреля, 2019. Новостная служба Во вторник последней недели Своего земного служения Господь пришел в Иерусалимский храм, где учил народ 23 апреля. ПРАВМИР. В Великий Вторник Страстной седмицы Православная Церковь вспоминает проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском храме, а также Его притчи, рассказанные ученикам. В этот день в Церкви вспоминаются события, которые описаны в Евангелии от Матфея. Во вторник последней недели Своего земного служения Господь пришел в Иерусалимский храм, где учил народ. После Своей последней проповеди Христос рассказал ученикам притчи о Втором пришествии, о десяти девах и о талантах. Вспоминая эти события, Церковь призывает верующих к истинно христианскому употреблению дарованных каждому способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу себе самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40). Великий Вторник. Что происходило на Страстной седмице Великий Вторник: Двери покаяния (+видео+аудио+проповеди) Великий вторник – толкования, проповеди, песнопения (+ аудио) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 14 октября, 2021 21 сентября, 2021 19 августа, 2021 2 августа, 2021 19 июля, 2021 18 июля, 2021 12 июля, 2021 9 июня, 2021 26 апреля, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/nastupil-velikiy-vtorn...

Вопрос: 1).Мои родители были воспитаны атеистами. Но мама - крещенная, папа - нет. Они " как бы " верят в Бога, считают, что он есть, но в то же время сомневаются - а почему тогда Он никак себя не проявляет, почему много людей невинными погибает? Мне 14 лет. Мне ничего не навязывали - ни атеизма, ни веры в какую-нибудь религию. Я все решаю и выбираю сама. Я выбрала православие и думаю, что это единственно правильный путь. Но я не посещаю церковь (опять же, родители мои туда не ходят, т.к. были воспитаны атеистами и в какой-то степени пока ими и остались), не соблюдаю постов, не читаю молитв из Библии (на ночь у меня есть своя молитва, придуманная мною). Но я крещенная. Очень бы хотелось знать, как мне поступить с собой в отношении церкви и как убедить родителей в том, что православие - единственно правильная вера. Ведь им по 40 лет, а я всего лишь ребенок и меня не привыкли считать " не знающей жизнь " девочкой. 2). Иногда я смущаюсь, когда сверстники спрашивают меня о вере. Ведь большинство из них - " ни то ни сё " , то есть не верят в Бога, вообще к вере никак не относятся (атеистами также не являются). Что мне ответить им на вопрос: откуда ты знаешь, что Бог есть? 3). Можно ли класть иконку с изображением ангела-хранителя на ночь под подушку? Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:   Дорогая Елена! У Вас есть ростки веры, но чтобы они окрепли, надо идти тем путем, каким спасались многие поколения православных людей. Нужно войти в благодатный опыт Церкви, в котором скристаллизовалось все высокое и истинное. Спаситель наш сказал: «Не всякий, говорящий Мне: " Господи! Господи! " , войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:20-21). Воля же Отца Небесного состоит в том, чтобы мы были духовно полнокровными чадами той Церкви, которую основал Его Сын – Иисус Христос. Святые отцы, плодами своей духовной жизни доказавшие право быть наставниками, не мыслили себя без регулярного участия в жизни Церкви. Священномученик Иларион (Троицкий), чьи святые мощи находятся в соборе нашего монастыря, посвятил специальное исследование учению о Церкви. Главная мысль этой работы – без Церкви нет спасения. Примите поданный с любовью совет: начните регулярно посещать праздничные и воскресные службы, участвовать в святых таинствах (исповедь, причастие), соблюдать святые уставы Церкви.

http://pravoslavie.ru/6422.html

Крестным ходом от Спасо-Вознесенского монастыря начался благотворительный праздник «День белого цветка» в Смоленске 21 мая 2018 г. 16:03 20 мая 2018 года в городе Смоленске состоялся ежегодный благотворительный праздник «День белого цветка». Традиция проведения этого праздника, которая появилась в России в начале XX века, сегодня возрождена во многих городах России, в том числе и в Смоленске. Целью благотворительной акции обычно становится помощь нуждающимся, людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Праздник начался с крестного хода от Спасо-Вознесенского женского монастыря. В шествии приняли участие священнослужители и миряне, среди которых педагоги, школьники и студенты светских и духовных учебных заведений Смоленска. Шествие завершилось на центральной городской площади, где был совершен молебен на начало благого дела. Протоиерей Андрей Мельничук, руководитель отдела Смоленской епархии по спорту, приветствовал всех, кто, несмотря на прохладную погоду, пришел на праздник. Священник говорил о важности всякого доброго дела в глазах Божьих, вспоминая слова Господа Иисуса Христа: «так как вы сделали это одному из сих, то сделали Мне» (Мф. 25:40). Концертную программу открыли учащиеся Смоленской православной гимназии. Ребята исполнили песни из детских кинофильмов. Зрителей порадовали выступления воспитанников детского сада 4, средних школ 6, 29, 36. Впервые в концерте «Белого цветка» приняли участие дети и подростки из Богородицкой средней школы Смоленского района. Эстафету подхватили воспитанники детских музыкальных школ и детских школ искусств города Смоленска. Завершили программу номера в исполнении взрослых артистов — солистов и творческих коллективов домов культуры областного центра. Впервые акцию поддержал вокальный ансамбль одного из старейших вузов города — Военной академии войсковой противовоздушной обороны ВС РФ им. маршала А.М. Василевского. На протяжении всего дня на площадке у Главпочтамта и на площади Ленина работали развивающие и познавательные площадки, проводились спортивные игры и мастер-классы для всей семьи. На ярмарке прикладного искусства можно было за пожертвование приобрести сувениры и полезные вещи для дома, изготовленные руками школьников, воспитанников детских садов, коллектива Смоленского «Дома для мамы» и других участников акции. Посетив трапезные ряды, каждый мог согреться чаем и попробовать кондитерские изделия, испеченные добровольцами православной службы «Милосердие» и «Дома для мамы».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Рождественский пост Сегодня мы вступаем в сорокадневный Рождественский пост. Заповедь о посте — самая древняя. Еще в раю Господь запретил людям вкушать определенную пищу: плоды дерева познания добра и зла. Впоследствии постились все святые, пророки, подвижники, Даниил, Моисей и другие. Когда согрешил царь Давид, то, обличенный пророком Нафаном, он наложил на себя строжайший пост: босой, в нищенской одежде, с головой, посыпанной пеплом, усердно и долго молился великий царь. За пост и молитвы Господь вернул сми¬ренному Давиду дар пророчества. В 10й главе библейской книги Даниила описывается, как этот пророк наложил на себя трехнедельный пост. Он пишет: «Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои…» ( Дан. 10:3 ). Этим он так умилостивил Господа, что на берегу реки Тигр Вседержитель во славе явился ему ( Дан.10:4-21 ). В другой раз в награду за такой же пост и смиренные молитвы Даниилу явился Архангел Гавриил и предсказал, что через 490 лет родится Спаситель, будет проповедовать три с половиной года, будет убит и воскреснет — израильтяне же за распятие Сына Божия подвергнутся страшной участи. В результате войны Иерусалим будет разрушен, а жителей отведут в плен ( Дан.9 ). Святые отцы поведали нам, что пост открывает Небо и Ангелы сходят к душам постящихся. Даже пост язычников, повествует Библия, принимал Господь. Согрешили ниневитяне — и город их, обреченный на гибель, был помилован Господом и сохранился ( Ион.1:2 ;3 и др.). Сам Господь Иисус перед Своим мессианским служением 40 дней провел в пустыне в посте и молитве. Затем, как повествует Евангелие и другие многочисленные места Священного Писания, постились Апостолы, преподобные, праведные, все христиане ( Мф.9:15 ; Деян.13:2 и др.). Постимся и мы. Однако не всегда пост угоден Богу. В 14й главе книги пророка Иеремии рассказывается, как страшная засуха поразила Израиль. Сохли деревья, погибали животные, страдали люди. Евреи наложили на себя строгий пост. Однако через великого пророка Господь открыл им, что не примет поста их и вопль их не будет услышан за то, что они ходят в ненависти друг к другу и нет мира в сердцах их.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

Рубрики Коллекции Жизнь Ксении Блаженной. История в картинках 6 февраля и 6 июня Церковь празднует память святой блаженной Ксении Петербургской. Святая блаженная Ксения родилась в первой половине XVIII века.  05.02.2024 25.01.2024 Как Москва стала церковной столицей России. История в картинках Со времен Крещения Руси до конца XIII века резиденция глав Русской Церкви находилась почти все время в Киеве. Однако после нашествия Батыя в 1240 году великий город надолго запустел. Митрополит Максим избрал новой резиденцией Владимир-на-Клязьме 06.09.2023 Святая Екатерина : житие в картинках Дочь правителя Александрии Доротея знала несколько языков, изучала труды философов и медиков, упражнялась в ораторском искусстве, участвовала в диспутах ученых… Теперь мы ее знаем как святую великомученицу Екатерину, чью память Церковь празднует 7 декабря. 06.12.2018 День народного единства и 1612 год. История в картинках Каждый год 4 ноября Россия отмечает День народного единства. Это очень молодой праздник. Всего лишь в 2005 году его ввели в календарь. Но у него глубокие исторические корни. 04.11.2021 13.10.2021 40 мучеников Севастийских В 320 г. римский император Лициний (308–323), разделивший власть со своим братом Константином, разорвал отношения с императором-христианином. 21.03.2022 26.04.2020 Жизнь Святителя Николая. История в картинках 22 мая Церковь отмечает день памяти святителя Николая Мирликийского (перенесение мощей святителя и чудотворца Николая). В Московской Руси и Российской империи Николай Чудотворец занимал одно из первых мест среди святых по количеству посвящённых храмов и написанных икон. Его имя вплоть до начала XX века было одним из самых популярных при наречении младенцев. 18.12.2019 Пророк, Предтеча и Креститель «Из рожденных женами не восставал пророк больший Иоанна Крестителя», — говорит о нем Спаситель (Мф 11:11). Его значение в истории спасения человечества так велико, что ему посвящено сразу несколько праздников в году. А история этого величайшего из пророков начинается задолго до его рождения.

http://foma.ru/themes/istorija-v-kartink...

Преображение Господне Событие праздника и его эортологическая динамика Данный праздник установлен в память Преображения Господа Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор. О нем рассказывается в трех синоптических Евангелиях: Мф. 17: 1–6; Мк. 9: 1–8; Лк. 9: 28–36. В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16: 21). Слова Учителя сильно опечалили апостолов, и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» (Мф. 16: 22). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещал некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по Своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф. 16: 28). Спустя шесть дней Господь в сопровождении учеников отправился из Кесарии в пределы Галилеи. Остановившись у горы Фавор, Он взял с Собой трех учеников – Петра и братьев Иакова и Иоанна и взошел с ними на вершину помолиться. И апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9: 32). Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами – пророками Моисеем и Илией о предстоящих страданиях. Когда разговор подходил к концу, Петр проникся дерзновением и сказал Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть, сделаем три кущи, одну – Тебе, одну – Моисею и одну – Илии» (Лк. 9: 33). Но Иисус тотчас показал ему, что не имеет нужды в скинии, что Он есть Тот, Кто в продолжение 40 лет делал в пустыне палатки из облака его отцам. «Когда Он еще говорил, – повествует евангелист Матфей, – се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17: 5).

http://pravoslavie.ru/31600.html

Восхождение ума к Богу Преподобный Нил Синайский о молитве 12/25 ноября мы чтим преподобного Нила Синайского ( † 450) – аскета и угодника Божия, более 40 лет подвизавшегося в Синайской пустыне. Преподобный Нил Постник (так еще Церковь именует этого святого) – автор многих духовных и аскетических сочинений и наставлений: его творения – это плод живого опыта молитвы и духовного подвига. Предлагаем нашим читателям небольшую подборку высказываний преподобного Нила Синайского о молитве и правильном молитвенном настрое. Преподобный Нил Синайский. Фреска монастыря св. Павла. Афон Молитва есть беседа ума с Богом. Посему: какое состояние нужно уму, чтобы иметь возможность неподвижно предстоять пред своим Владыкой и беседовать с Ним без всякого посредника? Прежде всего молись о приобретении слез, чтобы плачем смягчить тебе ту грубость, какая есть в душе твоей, и, исповедав на себя беззаконие Господеви (ср.: Пс. 31: 5), получить от Него оставление грехов. Пользуйся слезами к успешности всякого твоего прошения, потому что Владыка с великою радостию приемлет молитву, принесенную в слезах. Что ни сделаешь в отмщение брату, оскорбившему тебя, все это во время молитвы послужит тебе в соблазн. Молитва есть врачевство от печали и уныния. Иди, продаждь имение твое и даждь нищым (Мф. 19: 21) и, взяв крест, отвергнись себя (см.: Мф. 16: 24), чтобы можно тебе было молиться без развлечения. Если хочешь молиться с похвалою, отвергайся себя ежечасно и всякие беды любомудренно терпи за молитву. Молись не о том, чтобы исполнились твои желания, потому что оные не во всяком случае согласны с Божиею волею, но молись лучше, как научен, говоря: Да будет воля Твоя (Мф. 6: 10) во мне. Да и во всяком деле проси у Бога доброго и полезного душе, сам же ты не во всяком случае этого домогаешься. Молясь, просил я часто себе того, что мне казалось хорошим, и упорствовал в прошении, неразумно принуждая Божию волю и не предоставляя Богу устроить лучше, что Сам Он признает полезным, но, получив просимое, впоследствии крайне скорбел, зачем просил я, чтобы исполнилась лучше моя воля, потому что дело оказывалось для меня не таким, как думал я.

http://pravoslavie.ru/108622.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010