Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 10  голосов:  4.6 из  5) Викторина из 80 вопросов (с ответами) для проверки знания Нового Завета. Материалы для Воскресной школы. 1. Что обозначает слово «Авва»? Отец, папа 2. Что обозначает слово «Аминь»? Истинно 3. На что пошли 30 сребреников Иуды? На них купили землю горшечника, для погребения странников 4. Чем отличаются родословные в Евангелиях Матфея и Луки? В Матфее идет родословная Иосифа, а в Луке – Марии 5. Что означает название города Вифлеем? Город хлебов 6. Как назвал Иоанн Креститель фарисеев и саддукеев, пришедших к нему креститься? Порождения ехидны 7. Сатана сказал: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» Что ответил на это Иисус Христос? «Не хлебом одним будет жить человек, всяким словом, исходящим из уст Божиих» 8. Сатана сказал: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз». А что сказал Христос? «Не искушай Господа Бога твоего» 9. Сатана сказал: «Все это дам Тебе, если, падши поклонишься мне» Что ответил Христос? «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» 10. Что сказал Иисус Христос при встрече с Симоном и Андреем? «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» 11. Продолжите фразу «Блаженны кроткие… … ибо они наследуют землю» 12. Как называется верховное судилище в Иудее? Синедрион 13. Что является подножием ног Всевышнего? Земля 14. Кто такой мытарь? Сборщик налогов 15. Сколько родов прожило от Авраама до Иисуса Христа? 42 рода 16. Как называет Христос лжепророков в Нагорной проповеди? Хищные волки 17. Кто и когда сказал такую фразу: «Собирают ли с терновника виноград, а репейника смоквы?» Иисус Христос в Нагорной проповеди ( Мф.7:16 ) 18. Продолжите стих: «Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное… … но исполняющий волю Отца Моего Небесного» 19. Что или Кто является нашим основание в вере и вообще в жизни? Иисус Христос 20. Про кого Христос сказал: «Истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры»?

http://azbyka.ru/deti/viktorina-po-stran...

Распятие и смерть Христова Тело Твое и Кровь распинаемый о всех положил еси, Слове (предложил): Тело убо, да мя обновиши (чтоб воссоздать меня); Кровь, да омыеши мя; дух же предал еси, да мя приведеши, Христе, Твоему Родителю. Телесная смерть Христа послужила к нашему обновлению тем, что побеждена была Его воскресением из мертвых, а воскресение Христово – это залог общего всех воскресения, имеющего наступить в последний день мира. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших ( 1Кор.15:22,20 ). Христос воскрес в теле нетленном и духообразном. Подобными телами облекутся и все имеющие воскреснуть. Но одни воскреснут для вечной блаженной жизни, другие – для вечных мучений, или для второй смерти, для вечной смертной агонии. Бойся, грешник, вечного осуждения и не только душу, но и тело береги от греховных скверн, ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или злое ( 2Кор.5:10 ). Вместе с телом Христос принес в жертву Свою Пречистую кровь, омывающую нас от грехов ( Апок.1:5 ), очищающую совесть нашу от мертвых дел для служения Богу живому и истинному ( Евр. 9:14 ). Это омовение и очищение сообщается нам в Таинствах, и благо тем, которые соблюдают чистоту души и тела, даруемую в Таинствах! В одеждах, убеленных кровию Агнца, они будут вечно предстоять Престолу Божию и вместе с Ангелами славословить Его, чуждые всякой скорби ( Апок.7:13–16 ). Но горе тем, которые небрегут о сохранении благодатной чистоты, уподобляясь нечистоплотным животным, омывающимся в воде и потом валяющимся в грязи ( 2Пет.2:22 ), и в этой нечистоте пребывают до самой смерти! Кровь Христова, которой они пренебрегают, будет вопиять против них и послужит только к их осуждению. Принесши в жертву Богу Отцу тело и кровь Свою, Христос возгласил громким голосом: Отче! в руки Твои предаю дух Мой ( Лк. 23:46 ). И, преклонив главу, предал дух ( Ин.19:30 ). Души праведных обретаются в руке Божией, и мучение не коснется их ( Прем.3:1 ). Гонители и мучители могут отнять у них только телесную жизнь, но души бессмертной убить не могут ( Мф.10:28 ). Душа праведника, освободившись от уз тела, воспаряет, как вырвавшаяся из сетей птица, в ту область бытия, где в руках Отца Небесного, то есть под покровом Его, она безопасна от нападений вражеских, куда стрелы вражий не долетят до нее, – она превыше всего земного.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – июль 2022 30 мин., 20.07.2022  Содержание номера - " Фома " . Православный журнал для сомневающихся. - – 2022. FOMA.RU Обложка : В дышащий зноем летний день маленькая девочка, прижимая к себе пушистого белого зайчонка, всматривается в небо, на котором как бы проступают слова, обращенные к Господу: Всё будет так, как Ты захочешь. Пролог : Александр Кушнер. « Времена не выбирают. ..». Стихотворение. 1978. Фото Masaaki Komori/Unsplash//Фома. - – июль 2022. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: июль //Фома. - – июль 2022. – С.4-7. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 7 июля. Рождество святого пророка Иоанна Предтечи. [Христос говорил об Иоанне Предтече, что тот больше пророка и что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (см. Мф 11:9, 11). В чем смысл этих слов Спасителя? Вот как его объяснял преподобный Исидор Пелусиот: « Иоанн больший в рожденных женами, потому что он пророчествовал в самой материнской утробе и, сам будучи сокрытым во тьме, узнал пришедший Свет. А больше пророков в нем то, что Того, о Ком он пророчествовал и Кого все патриархи и пророки представляли себе только в снах и видениях, не сподобившись узреть собственными очами, он увидел пришедшим во плоти»]. Ил.: Христос благословляет Иоанна Крестителя. Моретто да Брешиа. Около 1520. - С.4; 12 июля. День памяти апостолов Петра и Павла. [В книге Деяния святых апостолов о подвиге и проповедях Петра и Павла написано больше всего. Поэтому, почитая всех апостолов, Церковь называет их первоверховными — наиболее значимыми и почитаемыми, более других сделавшими для распространения христианства. При этом ни у кого из апостолов не было абсолютной власти — все важные вопросы решались на Соборах сообща. Церковь прославляет духовную твердость апостола Петра, воспевая отрекшегося от Христа, но потом покаявшегося; и разум апостола Павла, воспевая образ сопротивлявшегося проповеди Христа и потом уверовавшего]. Ил.: Апостолы Петр и Павел. XVI в. - С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-7-231-...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание    1. Вчера мы вели беседу против еретиков и в защиту славы Единородного, не с целью поведать что-нибудь тайное, а чтобы благодарственно прославить благодать. Подлинно, не Христос возвеличивается нашими речами, а мы, возвеличен­ные его дарами, благодарственно возвещаем Его благодеяния. И было бы, поистине, безумием, получив от Него благодеяния, отплачивать за них молчанием, и тем более внимая призыву Давида, который, как вы только что слышали, говорит: «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе» (Пс.65:4). Восхваляя Бога, мы не Ему доставляем честь, а делаем честь самим себе. Прославляя Бога, не Ему даруем славу, а самих себя облекаем в бессмертную славу. «Прославляющих Меня, — говорит Бог, — прославлю», и уничижающие меня уничижатся (1Цар.2:30). По мере наших сил мы научили, что пределов славы Бо­жией невозможно превзойти ни людям, обитающим на земле, ни ангелам небесным, ни архангелам, ни началам, ни херу­вимам, ни серафимам. И я хорошо знаю, что вы, слушатели любознательные, помните, чем окончилась у нас беседа об этом. А так как сегодня, братие, сам Царь славы предвоз­вестил о своем кресте, и апостол, следуя царственному гласу Спасителя, любомудрствовал о кресте [Спаситель] именно говорил ученикам: «вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть» (Мф.20:18), а Павел, порицая Галатов, писал: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?» (Гал.3:1), так как, говорю, и царский глас Господа (возвестил о кресте) и царским следам последовало учение верного раба, то и нам, полагаю, по мере наших сил, нужно сказать при­личное слово о кресте Господнем, — не с целью изъяснить предмет по достоинству, а дабы, по мере сил, уплатить свой долг.    Итак, что говорит Спаситель? «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет». Победитель смерти пред­рекает страдания; разрушающий крестом смерть предвозвещает крест; предвозвещает борьбу, чтобы проповедать победу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3382...

Сегодня мы продолжаем наши занятия по Книге Иоанна Богослова. Эта удивительная пророческая Книга содержит в себе предсказание о последних временах. Но как я вам часто объясняю, любое Божье пророчество имеет значение для любого времени. И когда древние христиане читали эту книгу, они находили в ней для себя ответы на многие вопросы. Если наше время не последнее и Господь продлит существование рода человеческого, это не значит, что эта книга не актуальна для сегодняшнего дня. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» ( 2Тим.3:16 ). Общение со словом Божиим возвышает душу каждого из нас. Мы действительно, изучая Божественное Откровение, чувствуем, как наш дух возвышается, как он крепнет. Сегодня на проповеди мы говорили о Закхее. Я думаю, что вы обратили внимание на то, как Господь возвысил этого человека, человека, который был очень маленького роста. Не только физического, но и духовного. Давайте так относиться к слову Господню, чтобы это слово реально проникало в душу каждого из нас. Мы не можем общаться с Иисусом Христом так, как это делал Закхей. Он слез со смоковницы, Господь пришел к нему в дом. Мы общаемся с Иисусом Христом через Его слово, которое Он оставил для нас. Книга Откровение – это есть слово Иисуса Христа, которое было дано Иоанну Богослову. Это Откровение Иисуса, поэтому это наша форма общения с Иисусом Христом. Говоря об этой форме общения, Господь Иисус Сам произнес: «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф.18:20 ). Это наше причастие к Его словам. Мы общаемся с Ним в святых Таинствах, но для нас очень важно: общение с Его словом. Потому что, если кто будет вкушать от Его Тела и Крови недостойно, не рассуждая, то есть не имея в сердце своем Евангелия, тот будет есть и пить в осуждение. Как и сказано: «кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор.11:29–30 ). Итак, мы должны постараться сделать все для того, чтобы слово Иисуса Христа проникло в наше сердце. Это очень важно.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Слово на литургии в день праздника Обрезания Господня 14 января 1975 г. «Ты еси Бог наш! Разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем!» В восьмой день по рождении Господа нашего Иисуса Христа, во исполнение закона, над Ним был совершен обряд обрезания, символизировавший вступление потомков Авраама в завет с Богом. В этот же день, по обычаю, наречено было Младенцу имя Иисус – то самое, которое предвозвестил Его Матери, Пресвятой Деве Марии, Архангел Гавриил во время Благовещения. «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус» ( Лк. 1:30–31 ). Имя Иисус, по-еврейски Иегошуа или Иешуа, было одним из любимых и весьма распространенных среди иудеев того времени. Оно состоит из двух частей, первая из которых соответствует имени Божию «Иегова», а вторая говорит о спасающей или избавляющей деятельности Божией по отношению к людям. Таким образом, имя Иисус означало для ветхозаветного израильтянина «Иегова спасает» или «Иегова спасающий». Это имя носил живший во времена глубокой древности великий вождь народа Израильского, ученик и преемник Моисея, Иисус Навин, который, одержав с чудесной помощью Божией ряд побед над врагами, избавил свой народ от многих опасностей и ввел его в землю Обетованную. Так же назывался и великий первосвященник, который возглавлял иудеев, вернувшихся в VI столетии до Рождества Христова из многолетнего Вавилонского плена. Для этих великих избранников Божиих имя Иисус не столько относилось к их личности и служению, сколько должно было постоянно напоминать и им самим, и их единоплеменникам о Боге, как Избавителе всех бедствующих и находящихся в опасности. Носивший имя Иисус в Ветхом Завете должен был сознавать и помнить, что и он, как многие другие, есть тот, «чье спасение есть Иегова». Но когда в Вифлееме, во дни Ирода царя, родился от Девы Марии предреченный пророками Богомладенец, то и самое имя, которым Его нарекли, приобрело новый и совершенно исключительный смысл. «Ангел Господень, – говорит нам об этом св. евангелист Матфей, – явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» ( Мф. 1:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Тайная вечеря, будучи одним из важнейших событий священной истории Нового Завета и моментом установления главного христианского таинства – Евхаристии – находилась, и находится в центре внимания библеистов и литургистов. Не умолкают споры относительно того, была ли она пасхальной трапезой или нет; как исторический день ее совершения соотносится с днем Пасхи того года и т. д. Настоящий доклад посвящен отнюдь не богословскому осмыслению Тайной вечери как таковой и не обычному для исследователей евангельской хронологии вопросу о времени ее совершения, но лишь краткому анализу представлений литургистов конца XIX–XX веков о возможном чине Тайной вечери и о соотношении этого предполагаемого чина с чином Евхаристии ранних христиан. Наиболее раннее из сохранившихся описаний Тайной вечери содержится в 1 Послании св. ап. Павла к Коринфянам, где, помимо прочего, сообщается о том, как во время этой вечери Господь Иисус Христос установил совершение Евхаристии ( 1Кор 11:23–29 ). Кроме ап. Павла, о Евхаристии, совершенной на Тайной вечере, говорят евангелисты Матфей, Марк и Лука ( Мф. 26:6–30 ; Мк. 14:22–26 ; Лк. 22:14–20, 39 ). В повествовали о Тайной вечере в Евангелии от Иоанна установление Евхаристии не упоминается (по крайней мере, прямо; тем не менее, ряд экзегетов усматривают те или иные литургические мотивы в рассказе об умовении ног ученикам), поэтому мы не рассматриваем соответствующие главы Евангелия от Иоанна – также как и не имеющую очевидной связи с чином Тайной вечери и чином раннехристианской Евхаристии, но крайне важную для богословия Евхаристии беседу Христа в Капернаумской синагоге о Хлебе небесном ( Ин. 6:24–66 ). Названные четыре повествования трех синоптиков и ап. Павла, будучи бесценным свидетельством о первой Евхаристии в истории, являются и важнейшими источниками по истории христианского евхаристического богослужения; в той или иной форме рассказ о Тайной вечере входит в состав подавляющего большинства анафор – евхаристических молитв Церкви, т. е. именно того материала, который в наибольшей степени привлекает внимание литургистов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Фото Алексея Реутского ЖМП 10 октябрь 2014 /  12 ноября 2014 г. 14:41 Под покровом священномученика Алексея Сибирского Оставить  столицу и уехать с женой и тремя детьми служить на глухой сельский приход — это означает начать жизнь с нуля. У настоятеля трех сельских храмов Спировского района Тверской области иерея Димитрия Лихачева ушло несколько лет, чтобы завоевать доверие сельских прихожан, в чьей памяти всё еще жив образ служившего здесь 80 лет назад новомученика. О своих ошибках и удачах, о характерной разнице в духовной жизни городского и сельского прихожанина и о том, как привить молодежи уважение и память о новомучениках, священник рассказал корреспонденту ЖМП. Десять лет назад, когда иерей Димитрий Лихачев только получил свой первый сельский приход, село Кóзлово в Тверской области ничем не отличалось от десятков других деревень и сел российской глубинки. Точно так же здесь дралась на дискотеках безработная молодежь, воровали в брошенных домах, зарастала перелеском пашня, а прекрасный каменный Введенский храм год за годом уходил в небытие. Время, словно ластиком, стирало с карты дом за домом, в которых 20 лет назад еще звенели детские голоса. Впрочем, была у Кóзлова одна особенность. Здесь родился и служил священномученик Алексий Сибирский. В народной памяти сохранился образ пастыря, пострадавшего за Христа. Может быть, поэтому робким огоньком лампады теплилась в сердцах старожилов православная вера и было кому собраться на службу в купленном в складчину летнем домике, когда приезжал в Кóзлово время от времени прикомандированный сюда епархией священник. Сельские женщины, сплошь пенсионерки, регулярно снаряжали паломничество к правящему архиерею с одной только просьбой: «Дайте нам постоянного священника». Но каждый раз архиерей вынужден был отказывать. Да и кто при остром дефиците священнослужителей мог сделать такой подарок глухому (в том числе для мобильной связи) селу, до которого 100 верст от Твери и 30 от районного центра по убогой дороге. Но верующие продолжали молиться, в том числе и своему небесному пастырю Алексию Сибирскому, твердо памятуя евангельские слова просите и дано будет вам (Мф. 7, 7). И Господь их услышал.

http://e-vestnik.ru/church/selskiy_svyac...

Скачать epub pdf Глава 5 Нагорная беседа. Блаженства ( Мф.5:1–16 ). Учение о законе ( Мф.5:17–20 ). Ветхозаветные заповеди: о убийстве ( Мф.5:21–26 ), О прелюбодеянии ( Мф.5:27–30 ), о разводе ( Мф.5:31–32 ) о клятве ( Мф.5:33–37 ), о мести ( Мф.5:33–37 ), о любви к ближним ( Мф.5:43–48 ) Мф.5:1 . Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. «Взошел на гору». Почему вся эта беседа и называется обыкновенно Нагорною беседой или проповедью Спасителя. Предание указывает на эту так называемую гору Блаженства недалеко от Капернаума. Христос взошел на гору, без сомнения, потому, что с горы удобнее было проповедовать множеству народа, нежели оставаясь с ним в равнине. «Сел». Это был обычай у иудеев произносить более или менее длинные поучения сидя ( Лк.4:20, 5:3 ; Ин.8:2 ; Деян.13:14,16:13 ). «Приступили… ученики». Не из 12-ти только, но вообще следовавшие за Ним и жаждавшие слушать Его учение. Мф.5:2 . И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря. «Учил». По сказанию Евангелиста Матфея представляется, что вся эта беседа ( Мф.5–7 ) произнесена за один раз на горе (ср.: Мф.5:1–8:1 ); по сказанию же Евангелиста Луки различные части этой беседы сказаны были в разное время и по разным случаям ( Лк.6:20–49 ; Мф.6:9 и далее. Ср.: Лк. 11:1 и далее; Мф. 6:25 и далее. Ср.: Лк.12:22 и далее; Мф.6:7 и далее. Ср.: Лк.11:34 и далее). В пояснение этого обыкновенно предполагают или что Евангелист Матфей сопоставил в одной длинной речи разные речи, сказанные в разное время по разным случаям, как повествует Евангелист Лука, или что части этой речи, сказанной на горе, были потом повторены Господом и в других случаях (последнее более вероятно). Дело, впрочем, не в том, так или иначе было это, – важнее знать самое учение Господа, чем исследовать, при каких обстоятельствах сказано то или другое. В тех случаях, когда невозможно прямо и положительно определить это, приходится вдаваться в догадки, мало уясняющие дело. «Учил их». «Когда слышишь слова учил их, не ду­май, что Он говорит только к ученикам Своим, но что через учеников говорит ко всем» (Златоуст; ср.: Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Нагорная проповедь ПОНЯТИЕ Н.П. называют речь, которую Иисус Христос произнес перед учениками и собравшимся народом ( Мф. 5 , Мф. 6 , Мф. 7 ) ( Лк. 6:20–49 ). Эта речь состояла из связанных друг с другом изречений и наставлений, которые следует трактовать в общем контексте благовествования Иисуса. У Луки изложение проповеди значит. короче, но, как и у Матфея, оно начинается с заповедей блаженства, а заканчивается притчей о строительстве дома. Отрывки из Н.П. встречаются во многих главах Ев. от Луки, в то время как у Матфея ее содержание изложено компактно. В то же время некоторые фрагменты проповеди записаны только в Ев. от Матфея. Особенно это относится к Мф. 5:17–37 и Мф. 6:1–8.16–18 . Согл. Мф. 5:1 , речь была произнесена Иисусом на горе, а в Лк. 6сказано, что Он проповедовал «на ровном месте». СОДЕРЖАНИЕ ПРОПОВЕДИ (ПО МАТФЕЮ) 1) рассказывая Своим ученикам о Царстве Божием, пришедшем на землю вместе с Ним, Иисус обращается к ним как к праведникам, обретающим блаженство, несмотря на то, что их настоящее и будущее земное существование во многих отношениях позволяет считать их обделенными жизнью ( Мф. 5:3–12 ; Лк. 6:20–23 ). Каждая заповедь блаженства имеет при себе обетование, говорящее о награде, назначенной ученикам за их ожидание Божьей помощи в любви и смирении. Иисус называет Своих учеников солью земли и светом мира ( Мф. 5:13–16 ), т.е. непреходящим началом, придающим жизни смысл. К этим основополагающим утверждениям примыкает довольно большой отрывок ( Мф. 5:17–48 ), в котором Иисус объясняет ученикам ветхозаветный Закон, шестикратно повторяя: «А Я говорю вам». Здесь Иисус показывает нам образец жизни, проникнутой истинным, а не внешним и формальным смирением пред Отцом. Здесь проявляется дарованное Иисусу исключит. право, пользуясь которым, Он по Своему усмотрению углубляет ветхозаветный Закон (напр., Мф. 5:21–26 ), либо давая его заповедям собств. толкование ( Мф. 5:27–30 ), либо полностью отменяя их ( Мф. 5:33–37 ; Мф. 5:38–42 ). Но такое властное обращение с некогда непреложным Законом ( Мф. 7:29 ) не было его нарушением, а являлось его исполнением, потому что цель, которой служил Закон, осуществлялась в личности и служении Иисуса ( Мф. 5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010