Глава 5. Священство в церкви вечно и неодоленно Беспрерывность существования епископов служит лучшим доказательством вечного пребывания их в созданной Христом церкви, о чём в писании сказано. «Прилежи ему, сказал Христос гостиннику: и еже аще прииждивеши, Аз, егда возвращуся, воздам ти». 46 ( Лук. 10:35 ). Он же говорит: «Куплю дейте, дóндеже прииду» 47 ( Лук. 19:13 ). Ещё Христос же говорит; «се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века 48 (Мф. 28:20). «Аз бо вем сие, говорит ап. Павел, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящие стада и от вас самех востанут мужие глаголющии развращенная, еже отторгати ученики в след себе». ( Деян. 20:29–30 ) 49 . «И той дал есть овы же... пастыри и учители... дóндеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова» 50 ( Еф. 4:11, 13 ). «Ангелу Филадельфийские церкве напиши... Яко соблюл еси слово терпения, читаем в апокалипсисе, и Аз тя соблюду от годины искушения, хотящия приити на всю вселенную искусити живущыя на земли 51 ( Апок. 3:7, 10 ); «Павел и Тимофей, раби Иисус Христовы, всем святым о Христе Иисусе сущым в Филиппех, с епископы и диаконы... Надеявся на сие истое, яко начный дело благо в вас совершит е даже до дне Иисус Христова». 52 (Филип, гл. I, ст. 1, 5). «Она ( церковь ) во всей полноте дошла до нас с неподдельным соблюдением писаний», 53 говорит св. Ириней Лион. (кн. IV, гл. 33, стр. 409, читай выше). «Никогда не обольстит он (диавол) церкви, говорит Августин, предназначенной и избранной до создания мира, о которой сказано: «позна Господь сущыя своя». ( 2Тим. 2:19 ). И, однако же, церковь эта будет здесь и в то время, когда получит свободу диавол ( Апок. 20:3 ), как была здесь со времени своего учреждения и будет всё время в тех членах своих, которые, рождаясь, заступают место умирающих», (т. VI, кн. 20, гл. 8, стр. 196–7; – ещё его см. выше) – «Апостол говорит, что священство аароново, т. е. народа иудейского, говорит Иероним, имело и начало и конец, а священство Мелхиседеково, т.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

1. Вчера мы вели беседу против еретиков и в защиту славы Единородного, не с целью поведать что-нибудь тайное, а чтобы благодарственно прославить благодать. Подлинно, не Христос возвеличивается нашими речами, а мы, возвеличенные его дарами, благодарственно возвещаем Его благодеяния. И было бы, поистине, безумием, получив от Него благодеяния, отплачивать за них молчанием, и тем более внимая призыву Давида, который, как вы только что слышали, говорит: «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе» ( Пс.65:4 ). Восхваляя Бога, мы не Ему доставляем честь, а делаем честь самим себе. Прославляя Бога, не Ему даруем славу, а самих себя облекаем в бессмертную славу. «Прославляющих Меня, – говорит Бог , – прославлю, и уничижающие Меня уничижатся» ( 1Цар.2:30 ). По мере наших сил мы научили, что пределов славы Божией невозможно превзойти ни людям, обитающим на земле, ни Ангелам Небесным, ни Архангелам, ни Началам, ни Херувимам, ни Серафимам. И я хорошо знаю, что вы, слушатели любознательные, помните, чем окончилась у нас беседа об этом. А так как сегодня, братие, сам Царь славы предвозвестил о своем Кресте, и апостол, следуя царственному гласу Спасителя, любомудрствовал о Кресте, [Спаситель] именно говорил ученикам: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть» ( Мф.20:18 ); а Павел, порицая Галатов, писал: «Кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос , как бы у вас распятый?» ( Гал.3:1 ), так как, говорю, и царский глас Господа (возвестил о Кресте), и царским следам последовало учение верного раба, то и нам, полагаю, по мере наших сил, нужно сказать приличное слово о Кресте Господнем, – не с целью изъяснить предмет по достоинству, а дабы, по мере сил, уплатить свой долг. Итак, что говорит Спаситель? «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет». Победитель смерти предрекает страдания; Разрушающий крестом смерть предвозвещает Крест; предвозвещает борьбу, чтобы проповедать победу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

5 Хитрость разума Смысл истории и смысл жизни 1 2 3 4 Вечное и преходящее в учении русских славянофилов 1 2 3 4 5 6 7 8 Человеческая мудрость и премудрость Божия 1 2 3 4 5 6 В мире исканий и блужданий I. Знаменательный спор II. Соблазн прекраснодушия III. Пафос лжепророчества и мнимые откровения Два завета Памяти проф. П. И. Новгородцева Метафизические предпосылки утопизма I II III IV V Дом отчий Филарет, митрополит Московский Тварь и тварность 1 2 3 4 Идея творения в христианской философии Оправдание знания Евхаристия и соборность (Из книги о Церкви) 1 2 Жил ли Христос? 1. Свидетельство апостольской проповеди 2. Свидетельство внешних 3. Свидетельство первохристианства Спор о немецком идеализме Эволюция и эпигенез (к проблематике истории) Богословские отрывки О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси Промысел Святого Духа в Богооткровении (Выступление достопочтенного профессора Г. Флоровского на Шестой англо-русской студенческой конференции) Проблематика христианского воссоединения О границах Церкви Соборность Церкви Богочеловеческое единство и Церковь Внутреннее свойство соборности Преображение личности Священное и историческое Недостаточность Викентиева канона Свобода и авторитет О воскресении мертвых Церковь: ее природа и задача Соборный дух Новая реальность Новая тварь Исторические антиномии Патриарх Иеремия II и лютеранские богословы Библиография Социальная проблема в Восточной Православной Церкви 1 2 3 4 5 Утрата Библейского мышления Современный человек и Священное Писание Проповедуйте Символ веры! Предание живо Что означал Халкидон Трагедия, освещенная новым светом Новое несторианство Новое монофизитство Современный кризис Актуальность святых отцов Откровение и истолкование Благовестие и свидетельство История и система Евангелие Воскресения Христианство и цивилизация Вера и культура 1 2 Затруднения историка-христианина 1 2 3 4 5 Послушание и свидетельство «Непрестанно молитесь» (1Фес.5:17) (Рецензия на книгу:) Emil Brunner. Der mittler. Zur besinnung über den chrisusglauben Противоречия Оригенизма (Рецензия на книгу:) Charles Gore. Jesus of Nazareth Приложение Слово в день Светлого Христова Воскресения О почести горнего призвания Христианин в церкви «От Рождества Христова» Тайна Фаворского света Сыны и наемники (Мф.20:1–16) Светозарная ночь. Слово в светоносный день спасительного Христова Воскресения Смерть и жизнь (Иез.37:1–14) Соблазн учеников (Ин.13:12–30) Профессор протоиерей Георгий Васильевич Флоровский 1883–1979  

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

7.6. Тема личной ответственности 7.7. Пророчество о пастырях Израиля Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 7.6. Тема личной ответственности Проблема личного воздаяния остро поставлена в этой книге самим пророком, который говорит: «Праведен будешь Ты, Господи, если я стану судиться с Тобой, однако же, буду говорить с Тобой о правосудии: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? Ты насадил их, они укоренились и выросли и стали приносить плод. В устах их Ты близок, но далек от сердца их» (Иер. 12:1-2). Здесь практически повторяются известные слова пророка Исаии, которые цитировал Христос: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими и чтут Меня языком; сердце же их далеко отстоит от Меня» (Ис. 29:13; Мф. 15:8). Не случайно, что пророк Иеремия многим из столкнувшихся с ним лично объявляет их судьбу (например, Пасхору (Иер. 20:3), царям Иоакиму (Иер. 22:19), Иехонии (Иер. 22:30), Седекии (Иер. 34:3); лжепророкам Анании (28 глава), Ахаву, Седекии, Шемаии (29 глава). Это очень важный момент, который мы должны отметить в книгах пророка Иеремии и пророка Иезекииля – тема личной ответственности перед Богом и значимости в очах Божиих каждой человеческой личности. Пятикнижие обращается целиком к народу, и если мы посмотрим историю, изложенную в Пятикнижии, то даже за грехи отдельных людей все равно наказывается весь народ, тем самым показывается нерасторжимость отдельного человека и всей ветхозаветной церкви. Хотя личная ответственность была прописана в Законе: «Отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление» (Втор. 24:16), но там это воспринималось как судебная норма. У пророков же, как раз показывается и та истина, что никто не может сказать, что я страдаю только потому, что я принадлежу к этому народу или просто потому, что согрешил кто-то, кто был моим прадедом, а Господь обещал до четвертого колена наказывать потомков грешника, а я сам не виновен.

http://sedmitza.ru/lib/text/431495/

9 марта 2017 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Священный Синод постановил включить в месяцеслов имена нескольких святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года, в западных странах. 17/30 марта Православная Церковь будет праздновать память святителя Патрикия, просветителя Ирландии († предположительно в 493 г.), более известного среди верующих как святой Патрик.      Святитель Патрикий родился в 389 году около Дамбартона, на юге Шотландии, в семье диакона Кальпорния, бывшего римского декуриона, отцом которого был священник Потит. Приблизительно в 405 году Патрикий был пленен ирландцами и продан в рабство, в котором пробыл шесть-семь лет в качестве пастуха. Затем он бежал в Бретань и подвизался в монастырях Галлии. В 415–420 годах он обратился к папе Римскому по поводу крещения Ирландии, но получил отказ. Успешной стала вторая попытка, предпринятая в 432 году. Патрикия рукоположили во епископа и он отправился в Ирландию с апостольское служение. Предлагаем вниманию наших читателей отрывок из книги Евгения Старшова « Святые древней Ирландии » (М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010 (Серия «Кафедра»)). Жизнь и труды святого Патрика представляют собой сочетание подвига равноапостольного и святительского. Апостольское служение тройственно, оно предполагает учительство («научите все народы»), священнодействие («крестя их») и управление («уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (см.: Мф 28, 19–20)). Учительство. Особенность христианского учительства, по словам отца Павла Флоренского, в том, что истина «не доказуется, а показуется». В связи с этим становится понятной та богодухновенная простота и ясность, с которой святой Патрик объяснил ирландцам догмат о Пресвятой Троице. Он разъяснил ипостасное бытие Триединого Бога по образцу листа клевера-трилистника, где три части нераздельно соединены в один лист. Он оставил в своей «Исповеди» (ок.

http://pravoslavie.ru/102318.html

XXVII. О недостойных пастырях Апостол говорит: «кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём?» ( 1Кор.2:11 ). Отсюда ясно видно, что в суждениях своих о людях мы можем весьма часто ошибаться. Если пастыри представляются нам недостойными, то всё же мы должны рассудить, таковы ли они на самом деле? Ведь знает только «дух, живущий в каждом из них». Впрочем, нельзя отрицать того, что пастырь может погрешать, ибо ведь он такой же человек, как и мы, а о нас, людях, апостол Иоанн Богослов сказал так: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя» ( 1Ин.1:8 ). Да что говорить о пастырях, когда сам апостол Павел говорил о себе: «я плотян, продан греху... Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» ( Рим.7:14–19 ). Мало этого, среди апостолов был даже Иуда, о котором Спаситель знал, что он предаст Его, а другие апостолы знали, что он вор ( Ин.12:6 ); однако же Господь послал на проповедь и Иуду и велел принимать и слушать Иуду так же, как и прочих апостолов, ибо обо всех апостолах Он сказал: «слушающий вас, Меня слушает» ( Лк.10:16 ), «принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает» ( Ин.13:20 ). Таким образом, недостоинством пастырей не должны смущаться пасомые, предоставивши его суду Божию ( Рим.14:4 ; 1Кор.4:5 ) и суду закона ( 1Тим.5:19 ; Еккл.5:7–8 ). Нельзя забывать, что злая воля в человеке никогда не может потушить огня благодати Божией. Это видно из того, что злочестивый Каиафа «предсказал, что Иисус умрёт за народ» по той причине, что «на тот год был первосвященником» ( Ин.11:51 ). Если же допустить, что у недостойных пастырей дар священства за греховную жизнь их может потухнуть и даже исчезнуть, если не возгревать его, то, значит, наоборот, надо допустить и такую нелепицу, что за святую жизнь без всякого рукоположения дар Божий, например, диаконский, может возгреться до силы дара епископского?! Нет, благодать священства это талант, который может владеющий им пускать в дело или наоборот закопать в землю ( Мф.25:14–30 ), но потухнуть или исчезнуть этот дар никогда не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

     23 февраля 2017 года в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин отпевания архимандрита Кирилла (Павлова) — многолетнего духовника Лавры и духовного наставника приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II. Архимандрит Кирилл преставился ко Господу 20 февраля 2017 года, на 98-м году жизни. В день отпевания старца воспоминаниями о нем поделился митрополит Волоколамский Иларион. Есть люди, самим присутствием своим на земле свидетельствующие о Царстве Небесном. Они — пришельцы оттуда, из горнего мира, где Христос царствует со всеми святыми. Таких людей очень немного, и не каждому на своем жизненном пути доводится встретить хотя бы одного из них. Но если кому посчастливилось такого человека увидеть, память о встречах с ним никогда не изгладится из глубин сердца. Господь сподобил меня еще в юности увидеть и близко узнать нескольких людей, кого по праву можно назвать святыми. Трое из них уже причислены к лику святых: это митрополит Зиновий, афонский старец Паисий и грузинский старец Гавриил (Ургебадзе). Еще трое, как я верю, будут причислены к лику святых в дальнейшем: это ученик преподобного Силуана Афонского архимандрит Софроний (Сахаров), старец Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл (Павлов), которого мы сегодня проводили в последний путь. Мне хотелось назвать эти имена, потому что каждое из них для меня священно. Встречи с этими людьми определили мой жизненный путь, оставили неизгладимый след в моей душе, во многом сформировали мое мировосприятие. Они были выразителями всего самого светлого, радостного, глубокого и прекрасного, чем мы обладаем в нашей Святой Православной Церкви. Каждый из них нес свое послушание, свой крест и свой подвиг, и ни один не был похож на другого. Но все они были похожи на Христа — такого, каким Он раскрывается нам при чтении Евангелия. Подлинно евангельская простота, кротость и смирение — вот те качества, которые отличали отца Кирилла. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко», — говорит Спаситель (Мф. 11:28-30). Эти слова вспоминаются, когда думаешь об отце Кирилле. Он был кроток и смирен сердцем, и рядом с ним души тысяч людей обретали тот внутренний покой, которого так не хватает современному человеку.

http://pravoslavie.ru/101347.html

     «Сниму порчу», «наведу порчу» – эти и подобные объявления в «девяностые годы» заполонили рекламные полосы газет почти всех мастей и калибров. И реклама дала свои «результаты». «Батюшка, на меня навели порчу», – или: «Батюшка, посоветуйте сильную икону от сглаза», – спустя два десятилетия эти фразы часто слышишь от самых разных людей, заходящих в храм. И не только от «захожан» – бывает и так, что много лет ходящая в храм бабушка вздохнет на исповеди: «Вот, порчу навели – ходить стало тяжело». Понятия «порчи» и «сглаза» прочно поселились не только в лексиконе, но и в мировоззрении многих наших современников и заняли свое место где-то рядом с понятиями «хорошей и плохой энергетики» и многими другими эзотерическими терминами. В общую картину надо добавить и целую группу «экстрасенсов», которые используют в своих процедурах «снятия и наведения порчи» православную символику: свечи, иконы и многое другое. На фоне всего этого рядовому обывателю может показаться, что действительно есть она – порча. И тут необходимо пояснить, как Православная Церковь относится к таким понятиям. То, чего нет «Порча» и «сглаз» – это то, чего нет. Есть только то, что человек позволяет бесовским силам сделать над собой. Процитирую преподобного Паисия Святогорца: «Черные силы тьмы бессильны. Сами люди, удаляясь от Бога, делают их сильными, потому что, удаляясь от Бога, люди дают диаволу права над собой». Каждый христианин призван к тому, чтобы практически реализовывать свою веру. «Вера без дел мертва», – говорит апостол Иаков (Иак. 2:20). И действительно, мы очень часто можем видеть, как человек, отошедший от Церкви, начинает увлекаться всякими «паранормальными вещами». Приведу еще одну цитату. «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может», – слова эти принадлежат убежденному атеисту Жану Полю Сартру. Даже он понимал это! То же самое и здесь: если человек отходит от Бога, то он может прийти только к одному – к Его противнику, то есть дьяволу. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает » (Мф. 12:30).

http://pravoslavie.ru/105494.html

     Читатели Православия уже знакомились с фрагментом древнесаксонской поэмы «Гелианд» — отрывком, где говорилось о проповеди св. Иоанна Предтечи. Ныне публикуется отрывок, в котором повествуется о Крещении Господнем. Чем для нас интересен «Гелианд»? Не только тем, что стоит у истоков немецкой поэзии, и эти истоки — библейские и христианские. Он значим не только потому, что стилистика и техника древнегерманского стихосложения ставится на службу христианству: Христос является, как «небесный конунг», Иоанн Предтеча — «лучший служитель». Эта поэма дорога для нас, видящих закат христианской Европы, как свидетельство ее силы и юности, простодушной и в то же время глубоко цельной и мудрой веры недавно просвещенных варварских народов. Это — та «первая любовь», которую ныне почти забыли европейские народы — германские и романские. Память о ней еще сквозит в сказках Льюиса и Толкина, трудах Честертона. Эти авторы во многом воспитывались на древнегерманской поэзии, особенно Толкин — замечательный знаток англосаксонских религиозных поэм. Публикуемый отрывок интересен в силу следующих обстоятельств: Иоанн именуется юным мужем, junga gumo. Между тем Иоанн Предтеча на полгода старше Спасителя, которому к моменту крещения исполнилось 30 лет — время зрелости не только для иудейского, но и германского христианского мира. Вероятно, юность Предтечи связана с семантикой подвига: он предстает юным богатырем, сражающимся с лишениями, человеческими грехами и бесами. Однако юность несет в себе и семантику служения: младшие должны служить старшим. Далее неизвестный автор IX в. следует Евангелию от Иоанна, согласно которому, видение Духа Святаго в виде голубя было св. Иоанну Предтече, о котором он свидетельствует всем прочим, не увидевшим Его и не услышавшим слова Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный (Мф. 3,17). Это весьма значимо: автор отказывается от внешнего эффекта явленного всем чуда, «непреодолимой благодати», и незаметно внушает своим читателям, что не приходит Царство Небесное приметным образом (Лк. 17,20), что оно открывается очам достойных.

http://pravoslavie.ru/100370.html

Архив Христос перед Анной Кто приговорил Мессию к смерти? Хотя окончательный приговор вынес римский судья Понтий Пилат, несомненно, что главными действующими лицами были члены иерусалимского синедриона. Это название высшего судебного органа покоренного, но еще не лишенного окончательно всех прав народа встречается в Библии только в Евангелии и Деяниях св. апостолов (Мф. 5, 22; 26. 59; Мк. 14, 55; 15, 1; Лк. 22, 66; Деян. 5, 21, 27, 34; 6, 12, 15 и др.). О возникновении синедриона (евр. — «санхедрин») сведений нет. При мидийско-персидских правителях, установивших в 30-е годы VI в. до Р.Х. власть над Палестиной, иудеям дано было право иметь своих судей. В указе царя Артаксеркса I Долгорукого (464–424 гг. до Р.Х.), данном Ездре перед его возвращением в землю обетованную, было сказано: “Ты же, Ездра, по премудрости Бога твоего, которая в руке твоей, поставь правителей и судей, чтоб они судили весь народ за рекою” (Езд. 7, 25). Однако нет оснований говорить о появлении синедриона именно в это время. Греческая этимология этого слова (synedrion; от syn — «вместе» и hedra — «седалище») скорее всего указывает на происхождение синедриона уже в эллинистическую эпоху, начавшуюся в период восточных завоеваний Александра Македонского (20-е годы IV в. до Р.Х). Некоторые библеисты на основании упоминания совета старейшин во 2-й книге Маккавейской (4, 44) относят начало этого судейского органа к эпохе героической борьбы иудеев против иноземной власти царей из династии Селевкидов (70–60-е годы II в. до Р.Х.). Иосиф Флавий в “Иудейских древностях” говорит о синедрионе только с XIV-й книги, где рассказывается о событиях, последовавших после покорения главнокомандующим римской армией в Малой Азии Гнеем Помпеем Палестины (XIV. 9. 3–5). Это упоминание о судебном органе евреев относится к событиям около 55 г. до Р.Х. Членство в синедрионе было пожизненным. Число судей, согласно Талмуду, было 71. Традиция эта восходит ко времени прор. Моисея. “И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они там стояли с тобою” (Числ. 11, 16). Вместе с Моисеем совет старейшин состоял из 71-го члена. В интересующую нас эпоху синедрион мог судить первосвященника, лжепророка и вообще рассматривать религиозные преступления.

http://pravoslavie.ru/put/070227112849.h...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010