В качестве образца грешников, на которых не стоит равняться, и которые свои нарушения заповедей Божьих прикрывают ложной праведностью, приводятся книжники и фарисеи, осуждаемые Спасителем. «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» ( Мф.5:20 ). Таким образом, за нарушение Божьих заповедей люди, наподобие книжников и фарисеев, не войдут в Царство Небесное. Но в отличие от людей, вообще не соблюдающих никакие заповеди Божьи, тот человек, который все же соблюдает эти заповеди, но нарушит одну малую заповедь, все же входит в Царство Небесное. Но за то, что такой человек все же нарушил одну из малых заповедей Божьих, он, оказавшись в Царстве Божьем, будет наречен малым человеком. То есть такой человек будет иметь очень мало прав и привилегий в Царстве Небесном. Анализируя все вышесказанное, можно прийти к такому логическому выводу. Во-первых, что между земной жизнью человека и Царством Небесным существует прочная и нерушимая взаимосвязь. Во-вторых, эта взаимосвязь определяется земными поступками человека. В-третьих, для того, чтобы в Царстве Небесном человек мог занять надлежащее хорошее положение, человек не просто время от времени должен совершать добрые богоугодные поступки, а соблюдать все заповеди Божьи. Причем такой человек не только сам должен соблюдать все заповеди Божьи, но и должен научить соблюдению законов Божьих и других людей. Вот тогда такой человек в Царстве Божьем и наречется великим. «А кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» ( Мф. 5, 19 ). О том, что в Царстве Небесном есть большие и меньшие, Спаситель прямо указывает в Своей проповеди . «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» ( Мф.11:11 , Лк.7:28 ). Эти слова нужно понимать следующим образом. На земле Предтеча больше любого человека «из рожденных женами». Потому что в отличие от земных людей он не только вел образ жизни праведника, но и первый начал проповедовать учение Христово. Он первым сказал людям «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.3:2 ). За совершение этого великого богоугодного дела Иоанн Креститель был больше не только простых людей. Но даже больше пророков. «Из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя» ( Лк.7:28 ). Но в Царстве Небесном обитают Ангелы Божьи и души праведников, которые по сравнению с земными людьми наделены высшей святостью и имеют сверхъестественные способности. Поэтому пока Предтеча жил земной жизнью, он не обладал в полной мере всеми сверхъестественными способностями, присущими жителям Царства Небесного. Поэтому о Предтече, жившим в то время земной жизнью, Спаситель и говорит: «Но меньший в Царстве Небесном больше его» ( Мф.11:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

18:14). Посему вверим Богу телесную нужду и уверены будем в Нем, и [нужду] духовную [также] вверим Ему. Итак, воздадим Ему за всё, потому что Он заботится о нас и знает нашу нужду прежде самого прошения нашего к Нему (см. Мф. 6:8). Ибо Бог опрощающихся есть Простота ( γρ Θες τω ν πλωμνων, πλτης στν), как и Премудрость говорит: Иже ходит просто, ходит надеяся (Притч. 10:9). И опять-таки: Верному весь мир богатство, неверному же ниже пенязь (Притч. 17:6), и: благословение же Господне на главе праведного (Притч. 11:26), и: душа благословенна всякая простая (Притч. 11:25), и сеющий правду воспримет плату верного, ибо не убиет Господь гладом душу праведного (Притч. 10:3).Надеяйся на богатство свое, сей падет; заступаяй же преподобных, той возсияет (Притч. 11:28); Имение поспешаемо со беззаконием умалено бывает, собираяй же себе со благочестием изобилствовати будет (Притч. 13:11). [Col. 1464] Говорит же и Моисей: Аще же брат от братии твоея будет тебе недостаточен… ниже сожмеши руки твоея пред братом твоим требующим. Отверзая, да отверзеши руку твою ему, и взаим да даси ему, елико просит, и елико ему не достанет (Втор. 15:7-8). И Псалмопевец: Се, очи Господни на боящияся Его, уповающия на милость Его; избавити от смерти души их, и препитати я в глад(Пс. 32:18-19); Богати обнищаша и взалкаша; взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага (Пс. 33:11), Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы (Пс. 36:25). И другой: милуяй же нищего блажен(Притч. 14:21). И: Души своей благотворит муж милостивый (Притч. 11:17). Также и Апостол: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9:6-7). Душелюбивый и Благой Господь: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? (Мф. 6:26). И продолжает: Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

18 . Адам принял осуждение: проклята земля за тебя; терния и волчцы произрастит она тебе ( Быт.3:17–18 ). Иисус для того принимает терны, чтобы освободить от этого осуждения; и в земле погребен для того, чтобы проклятая земля вместо проклятия получала благословение. Тогда, как согрешили (прародители), покрылись листьями смоковницы: потому и Иисус последнее знамение совершил над смоковницей. Ибо, намереваясь идти на страдание, проклинает Он смоковницу (см. Мф.21:19 ), не все смоковницы, но одну известную, для изображения (райской) смоковницы, говоря: отныне да не вкушает от тебя никто плода вовек ( Мк.11:14 ). Осуждение миновало, и, так как прародители покрылись листьями смоковницы, то пришел Он в такое время, когда не было на ней плодов. Кто не знает, что во время зимы смоковница не приносит плодов, а только покрыта бывает листьями? Что все знали, неужели не знал того Иисус? Впрочем, зная об этом, шел как бы намереваясь искать плодов; знал Он, что не найдет их, но хотел только представить образ проклятия на листьях. 19 . Коснувшись событий, случившихся в раю, по справедливости удивляюсь я истине преобразований: в раю отпадение, в саду и спасение; от древа грех, в древе и спасение (см. Быт.3:8 ). После полудня скрылись прародители от Господа ходящего, после полудня и разбойник вводится Господом в рай (см. Лк.23:43 ). Но скажет мне кто-либо: это ты вымышляешь; представь мне свидетельство о древе Крестном из пророка; если из пророка не приведешь об оном пророчества, то я не поверю. Итак, послушай Иеремии и убедись: А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня ( Иер.11:19 ). Читай вопросительно, как я сказал. Ибо неужели не знает тот, который говорит: вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие? ( Мф.26:2 ). Как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы ( Иер.11:19 ). Какой агнец? Иоанн Креститель объяснит, говоря: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ). Они составляют замыслы против меня ( Иер.11:19 ); знающий помышления неужели не знал того, что должно было случиться? Что же говорили они? Положим ядовитое дерево в пищу Его ( Иер.11:19 ). Если Господь удостоит тебя, то впоследствии узнаешь, что тело Его, по Евангелию, представляло образ хлеба: положим ядовитое дерево в пищу Его и отторгнем Его от земли живых ( Иер.11:19 ). Жизнь не истребляется, на что трудитесь напрасно? Имя Его более не помянется: тщетен совет ваш; ибо имя Его прежде солнца пребывает ( Пс.71:17 ) в Церкви. Также и о том, что жизнь висела на древе, Моисей с плачем говорит: жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей ( Втор.28:66 ). И недавно прочитанное Писание говорит: Господи! кто поверит слышанному от нас? ( Ис.53:1 )

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Ни желания жён, ни даже божества никакого не уважит ( Дан. 11:37 ). То и другое было не свойственно Антиоху: он был очень пристрастен к женщинам и столько угодлив пред ними, что одной из своих наложниц подарил города ( 2Мак. 4:30 ) 172 . Правда, богов чужих народов он не уважал, но так поступали и все вообще язычники, а своих богов он почитал. Но антихрист именно отвергнет всех богов: не признает и не уважит он Бога истинного, не потерпит и языческих богов ( 2Сол. 2:4 ). Воскресения мёртвых ( Дан. 12:2 ) при Антиохе не было. Но оно совершится при втором пришествии Иисуса Христа на землю, которое последует непосредственно после антихриста. Говоривший Даниилу в видении возвестил ему, что слова пророчества сокрыты и запечатаны до последнего времени (12:4, 9) и что предсказанные события исполнятся по совершенном низложении силы народа святого (12:7). Но времена Антиоха ни в коем смысле нельзя назвать последними, и при нём не произошло окончательного низложения силы святого народа. Хотя при Антиохе Епифане Иудеям жить было очень тяжело, но только им одним, а не всем людям, и, во всяком случае, о его времени нельзя было предсказывать так, как у Даниила: наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор как существуют люди, до сего времени (12:1). Но такое время наступит именно при антихристе ( Мф. 24:21–22 ). В-четвёртых, сравнение нескольких мест из 11 и 12 глав книги Даниила с соответственными изречениями Нового Завета не оставляет никакого сомнения, что в этих главах именем „презренного” означается антихрист, и это именно он поставит мерзость запустения. Так, презренный царь по книге Даниила, вознесётся и возвысится выше всякого божества (11:36): и антихрист, по учению Апостола, будет человек, противящийся выше всего, называемого Богом ( 2Сол. 2:4 ). „Презренный”, по книге Даниила, о Боге богов станет говорить хульное (11:36): и зверь из моря, в видении Иоанна Богослова, отверз уста свои для хулы на Бога ( Откр. 13:6 ). По книге Даниила, разумные люди будут страдать для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени (11:35): по предсказанию Иисуса Христа претерпевшей до конца спасётся ( Мф. 24:13 ), а это предсказание относится преимущественно к последним временам. По пророчеству Даниила, которые признают его („презренного” царя), тем он увеличит почести и даст власть над многими, и землю раздаст в награду (11:39); напротив чтущие Бога будут страдать (11:30–35): по Откровению Иоанна Богослова, никому нельзя будешь ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет начертание, или имя зверя, или число имени его (13:17), и чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя (13:15).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Объяснение молитвы Господней см. в комментариях к Мф.6:9–13 . Лк.11:3 .  хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; Вместо «дай», как сказано у Матфея, здесь стоит слово «подавай» (настоящее время). Это означает продолжающееся постоянно давание, чему отвечает и далее употребленное выражение: «на каждый день» (у Матфея – на сей день), т.е. день за днем, ежедневно. Лк.11:4 .  и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. «Грехи» – более определенное выражение, чем «долги», употребленное у Матфея. «Ибо» – у Матфея: «как». Смысл, в общем, одинаков здесь и там. «Но избавь нас от лукавого». Это прошение также опускается в новейших изданиях Евангелия от Луки. По поводу него можно сказать то же, что сказано выше по поводу опущений, предполагаемых во 2-м стихе. Славословие опущено в Евангелии Луки и по нашему тексту. Лк.11:5 .  И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, Лк.11:6 .  ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; Лк.11:7 .  а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Лк.11:8 .  Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. После того как Христос научил Своих учеников молиться, Он дает им уверение в том, что молитва их будет услышана. Он говорит притчу о друге, который своими неотступными просьбами заставляет своего друга встать ночью с постели, чтобы дать просителю три хлеба для угощения неожиданно приехавшего к нему друга. «Положим, что...». В греческом тексте здесь не условная, а вопросительная форма предложения, и только с 7-го стиха идет условное предложение, к которому 8-й стих является главным или заключением (ср. Мф.7:9 ). Правильнее течение мысли можно бы представить в таком виде: «Кто из вас очутится в таком положении, что он имеет друга и что к нему придет друг в полночь и скажет: и не получит ли он ответ от него: не беспокой меня?.. А Я говорю вам...».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

10 . Не пожелай жены искренняго твоего: не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. В предыдущих трех заповедях запрещалось самым делом вредить жизни и чести ближнего; десятою же заповедью запрещает Бог даже желать вреда ближнему, ибо от худых мыслей легко могут родиться и худые дела. Грех против десятой заповеди называется завистью. Поэтому мы должны быть доброжелательны к ближнему и довольны своим положением. Десять заповедей закона Божия, как и символ веры , нужно знать каждому православному христианину и по ним поверять каждый день свою жизнь. Если найдем, что в течение дня мы не сделали ничего противного заповедям Божиим, то должны благодарить Бога и молить Его, чтобы Он подал нам силы и впредь не грешить; если же окажется, что мы в чем-либо нарушили заповеди, то следует принести Господу искреннее раскаяние и молить Его о прощении согрешений наших.   Х   Заповеди блаженства 1 . Блажени нищии духом: яко тех есть Царствие Небесное ( Мф.5:3 ). 2 . Блажени плачущие: яко тии утешатся ( Мф.5:4 ). 3 . Блажени кротцыи: яко тии наследят землю ( Мф.5:5 ). 4 . Блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся ( Мф.5:6 ). 5 . Блажени милостивии: яко тии помилованы будут ( Мф.5:7 ). 6 . Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят ( Мф.5:8 ). 7 . Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся ( Мф.5:9 ). 8 . Блажени изгнании правды ради: яко тех есть Царствие Небесное ( Мф.5:10 ). 9 . Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут и рекут всяк зол глагол, на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех ( Мф.5:11–12 ).   1 . «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 2 . Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 3 . Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 4 . Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 5 . Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 6 . Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 7 . Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iz-jas...

# 171 ( Мф.27:39–40 ) И прохожие хулили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Воздвигающий! Спаси Себя Самого... И прохожие хулили Его, кивая головами своими и говоря: Эй (oà)! Разрушающий храм и Воздвигающий в три дня! Спаси Себя Самого... Вот, вышел сеятель сеять. Послушайте! вот, вышел сеятель сеять. Арам. императив шма‘(у) гораздо энергичнее русского послушайте или греч. κοετε и по своей краткости сближается с междометием. # 173 ( Мф.26:49 ) И тотчас подошёл к Иисусу и И, придя, тотчас подошёл к Нему, и говорит: Равви, (Равви)! сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. И поцеловал Его. И сказал им Иисус: могут ли сыны чертога брачного скорбеть, пока с ними Жених? И сказал им Иисус: могут ли сыны чертога брачного, пока с ними Жених, поститься? Пока Жених с ними не могут поститься. Но придут дни, когда взят будет от них Жених, и тогда будут поститься. Но придут дни, когда взят будет от них Жених, и тогда будут поститься в тот день. Ибо отдерёт заполнение его от платья, Иначе отдерёт заполнение от него – новое от старого, и ещё хуже дыра будет и ещё хуже дыра будет. Таким образом, к отмеченным нами четырём типам расхождений (см. гл. 9) – грамматическим, экспликативным, редакторским и авторским, можно прибавить расхождение, обусловленное переходом от языка письменного (Мф) к языку устному (Мк). (4) Греч. Мф → В свою очередь, письменный язык Мф там, где он фиксирует «воспоминания апостолов» о беседах, притчах и поучениях Иисуса, также восходит к живой устной речи – речи, послушать которую «собиралось множество народа из всех городов» ( Лк.8:4 ), [( Мф.13:2 , Мк.4:1 )], и, слыша, «многие с изумлением говорили: откуда у Него это, и что за премудрость дана Ему?» ( Мк.6:2 ), [( Мф.13:54 )], «и дивились о словесах благодати, исходивших из уст Его» ( Лк.4:22 ), «и был от всех прославляем» ( Лк.4:15 ) – «блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, вскормившие Тебя!» ( Лк.11:27 ). Это уже не речь Апостола – ученика и проповедника, чья задача – оглашение язычников, а Слова Самого Господа-Учителя, который «всё говорил народу притчами и без притчи не говорил им ничего» ( Мф.13:34 ) (и это ещё одна сторона возможных расхождений между Мф и Мк).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Поклонение волхвов. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в. [греч. μγοι; лат. magi], в НЗ персонажи повествования о Рождестве Христовом , пришедшие «с востока» поклониться родившемуся в Вифлееме Младенцу (Мф 2. 1-12). Согласно рассказу евангелиста Матфея о рождении Иисуса, в правление царя Ирода Великого в Иерусалим пришли некие В., чтобы поклониться Младенцу, ибо они «видели звезду Его на востоке». Их вопрос: «Где родившийся Царь Иудейский?» - вызвал переполох при дворе Ирода, увидевшего угрозу своей власти, а также волнения в народе. Посоветовавшись с первосвященниками и книжниками, Ирод выяснил, что именно Вифлеем был тем местом, где должен родиться Мессия на основании предсказания прор. Михея (Мих 5. 1-2). Узнав от В. о времени появления звезды, Ирод просил их сообщить, когда найдут Младенца, якобы для того, чтобы также пойти и поклониться Ему. По пути в Вифлеем В. вновь явилась звезда, к-рая «шла» перед ними вплоть до дома, где был Младенец. «И, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою» (Мф 2. 11-12). Разгневанный Ирод, пытаясь защитить свою власть, приказал убить «всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2. 16) (см. ст. Вифлеемские младенцы ). Событие поклонения языческих мудрецов Божественному Младенцу становится предметом размышлений мн. толкователей уже в самых ранних памятниках христ. лит-ры, т. к., следуя ветхозаветной традиции, христианство изначально негативно оценивает магию и астрологию как несовместимые с представлением о свободе воли и стремится опровергнуть их перед лицом эллинистической культуры. Во всей библейской лит-ре только евангелист Матфей употребляет термин μγοι в позитивном смысле, относя его к группе людей, совершающих благочестивый поступок. Понятие «маг, волшебник» в ВЗ всегда имеет негативный оттенок и выражается евр. терминами  ,   (заклинатели мертвых (Лев 20. 6; 2 Пар 33. 6),   (прорицатели при егип. (Быт 41. 8, 24; Исх 7. 11, 22; 9. 11) и вавилонском (Дан 1. 20; 2. 2; 4. 4; 5. 7, 11, 15) дворах); дважды словом μγοι в Деяниях святых апостолов (8. 9 и 13. 8) также в негативном смысле названы астрологи и заклинатели.

http://pravenc.ru/text/155183.html

1266. Требник. Последование малой схимы. 1267. Алфавитный патерик. 1268. Лествица. Слово 5, гл. 33; по переводу старца Паисия. 1269. Изречения Сисоя и Пимена Великих; заимствованы из Алфавитного патерика. 1270. Лествицы Слово 18. Заглавие. 1271. Лествицы Слово 7, гл. 64. 1272. Лествицы Слово 18 и преподобного Симеона Нового Богослова Слово 6. Издание Оптиной Пустыни 1852 года. 1273. Глава 28 Художества и правила святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов. Добротолюбие. Ч. 2. 1274. 15 духовное наставление старца Серафима Саровского. Издание 1844 года. Москва. 1275.  …развяжите его, пусть идет (Ин. 11. 44). 1276. Слово 1, гл. 6. 1277. Слово 21. 1278. Гл. 69. Добротолюбие. Ч. 1. 1279.  Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам. …Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Мф. 7. 7, 11). 1280. Слово 7, гл. 49. 1281. Слово 6, вышеприведенное. 1282. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово 6. 1283. Главы зело полезные, глава О прелести. Добротолюбие. Ч. 1. 1284. Преподобного Лаврентия отцы Киево-Печерского монастыря не допустили вступить в затвор, опасаясь, чтоб он не подвергся бесовской прелести, как подверглись ей преподобные Исаакий и Никита. Для затворнической жизни Лаврентий перешел в монастырь великомученика Димитрия, где «вся стрелы лукавого разжженные водою слез погашая, благодатию Божиею уязвления бесовского странен пребысть». Патерик Печерский. 1285.  Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их (Лк. 6. 26). 1286. Книга 1, глава 2. Добротолюбие. Ч. 3. 1287. Алфавитный патерик. 1288.  …всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18. 14). 1289. Алфавитный патерик, буква А. 1290. Образ изложения заимствован из Евангельской притчи, Мф. 22. 11. 1291. Образ изложения заимствован из Евангельской притчи, Мф. 22, 11. 1292. Лк. 18. 8. 1293.  О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь (Рим. 11. 33–36).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

«как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 27). 2. ОБРАЗ И СОДЕРЖАНИЕ БУДУЩЕГО СУДА ХРИСТОВА Совершителем последнего суда будет Сам Господь Иисус Христос, ибо «Отец … весь суд отдал Сыну» (Ин. 5, 22), «Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых» (Деян. 10, 42). В осуществлении суда будут участвовать также а) Ангелы, которые «соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие» (Мф. 13, 41) и «отделят злых от среды праведных» (Мф. 13, 49); б) апостолы, которым Господь сказал: «сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Лк. 22, 30); в) вообще святые — «разве вы не знаете, что святые будут судить мир?» (1 Кор. 6,2). В качестве подсудимых будут выступать: а) все люди, ибо «всем нам должно явиться пред судилище Христово» (2 Кор. 5, 10); б) падшие ангелы, которых Господь «соблюдает в вечных узах на суд великого дня» (Иуд. 6). Можно предположить, что суд будет проходить в два этапа: сначала суд над христианами, святыми, а затем над нехристианами и падшими ангелами (1 Kop. 6, 3) с участием святых. Предметом суда и основанием для осуждения будут а) добрые и злые дела, «чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5,10); б) слова, ибо «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36-37); сердечные» (Евр. 4, 12), которые Господь обнаружит, осветив «скрытое во мраке» (1 Кор. 4, 5). Суд будет производиться в соответствии с силами и дарованиями каждого (Лк. 12, 48) и с учетом внешних условий жизни (Мф. 11, 21-23), ибо «нет лицеприятия у Бога» (Рим. 2, 11). Приговор (Мф. 25, 32-4б) будет приведен в исполнение Ангелами (Мф. 13, 42, 50). Суд Христов нельзя мыслить вполне по аналогии с совершением человеческого суда, который состоит из двух частей: а) исследование правоты или виновности подсудимого; б) произнесение над ним приговора. Бог как всеведущий Судия не нуждается в первой части, поэтому суд Христов следует понимать в смысле приведения подсудимого к осознанию своего действительного нравственного состояния.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010