Скачать epub pdf Беседа 1 I. НАЧАЛО (Мк.1:1–13) 1. Иоанн Креститель (Мк.1:1–8)(Мф 3,1–15; Лк 3,2–17; Ин 1:6–8, 19–28) 1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, 2 как написано у пророков: «вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». 3 «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». 4 Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. 5 И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. 6 Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. 7 И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; 8 я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. Первый стих «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия» можно понимать двояко: 1. Как заголовок всего писания. Тогда после этого заголовка надо поставить точку. 2. Как начало длинного предложения, включающее в себя придаточные стихов 2 и 3, и продолжающееся в стихе 4: тогда можно было бы перевести так: «Началом Евангелия Иисуса Христа, ... явился Иоанн...». Итак, Евангелие об Иисусе Христе, которое с самой Пасхи возвещали христиане, и которое доныне возвещает Церковь , имеет совершенно определённое основание и определенное начало . То и другое в греческом языке (причина, основание и начало) обозначается одним словом, которым Марк открывает своё Евангелие. Основание Евангелия – жизнь, смерть и воскресение Иисуса из Назарета. Об этом и идет речь в писании нашего Евангелиста. Но начало Евангелия образует явление Иоанна Крестителя, ибо он не только привёл в движение всю Иудею и всех жителей Иерусалима ( Мк.1:5 ), но и стоял в начале пути пришедшего из Галилеи Иисуса из Назарета. Но каким образом? Истоки лежали в глубокой древности. С тех пор как в 586 г. до РХ был разрушен храм, и большинство народа было уведено в плен в Вавилон, в Израиле всегда существовали группы, которые заботились о вере и послушании израильского народа Богу. Подобная катастрофа не должна была больше повториться, как тогда, когда отцы отказались прислушаться к речам пророков Божиих. Поэтому уже возвратившиеся из плена и весь народ клятвенно обязывались «поступать по закону Божию, который дан рукою Моисея, раба Божия, и соблюдать и исполнять все заповеди Господа Бога нашего, и уставы Его и предписания Его» ( Неем 10,29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Скачать epub pdf Июль-Август Кирилл. архиеп. Александрийский. свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 6: вступл. (Ин.8:43–54)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1905. Т. 2. 7/8. С. 353–384 (2-я пагин.). (Продолжение.) —353— прежде времени мучить нас“ ( Мк.1:24 ; Мф.8:29 ). О том, что пришедший Господь наш Иисус Христос имел поразить и сокрушить их разнообразными способами, без сомнения знали и сами они, из великой молвы о Нём у Израильтян, однако ж обвиняли Его в несвоевременности пришествия, надменно и злостно порицая время Его явления. Впрочем „прежде времени“ говорят, отнюдь не как подвергшиеся мучениям в другое какое-либо время, но как ожидающие одного времени пришествия, в которое они без сомнения должны были потерпеть ожидаемое. На это скажем и вот что: если, между тем как тот связан, по толкованию некоторых, другой кто-то прельстил Адама и ещё не прекращает той ярости, в которой обвиняется; то первый будет совершенно безвинен в отношении к нам, его справедливо надо будет освободить от всякой вины, он ни убил никого, ни прельстил, ни обманул, – и не к нему по справедливости будут относиться слова Бога: „как одежда, в крови замаранная, не будет чиста, так и ты не будешь чист, потому что землю Мою погубил и народ Мой убил“ ( Ис.14:19–20 ). Если поэтому допустим, что сейчас перечисленным злодеяниям непричастен тот, кого и первым называют, то кому же, должны определить мы, подражает второй после него или чей образ носит он, превосходя в злодействе своего вождя и имея ещё более грубые, чем тот, черты худости? Быть может не безынтересно бы войти в более обширное исследование этого предмета, но почитаем излишним слишком распространяться о том, в чём не имеем (теперь) большой нужды. Итак, надо обратиться к другому толкованию и —354— тщательно исследовать, кого Христос назначает Иудеям в отца, им единонравного и единомысленного, коего отцом должен справедливо считаться демон, то есть известный злоначальник Сатана. Таким образом относит их (Господь по отцу) к Каину, который первый из всех людей обличается в нелюбви к целомудренному (Авелю) и после того Сатаны оказался началом зависти, убийства, коварства, лжи и прелести, коего (Сатаны) по всей справедливости он может быть назван и сыном, как отпечатлевший в себе весь образ лукавства его. Ведь как у всякого святого и праведника отцом мыслится Бог – начало освящения и праведности всех, таким же, думаю, образом и у всякого злодея справедливо должен считаться отцом Сатана – начало всякого злодейства. А как Каин дан Иудеям в отца, а самому Каину – Сатана, согласно сказанному нами, то, следуя их же (Каина и Сатаны) собственным словам, мы опять постараемся ясно доказать: во-первых, что Сатана восстаёт против обвинений со стороны Бога, потом – что он обманщик и лжец, наконец – что он убийца по зависти, – а показав Каина единонравным и одномысленным с ним (Сатаной) перенесём потом речь к (третьим) Иудеям, имеющим в себе целый образ худости его (Каина).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Слово в неделю ваий 74 Кротость ваша разумна да будет всем человеком ( Флп.4:5 ). Никакое празднество в Христовой Церкви столько не поучает празднующих кротости, как настоящее, которое мы называем просто воскресеньем Вербным. Чтобы удостовериться в побуждениях от настоящего торжества к стяжанию христианской кротости, стоит только вникнуть в чтенное ныне пророчество, Евангелие и Апостол. Что говорит пророк Захария, предвидя задолго вход Мессии во Иерусалим? Не бойся, дщере Сионова, се грядет тебе Царь кроток ( Зах.9:9 ). В каком виде представляют шествующего ныне Иисуса Христа во Иерусалим евангелисты? В виде Царя кроткого. Чему учит ныне Апостол? Кротости. Кротость ваша разумна да будет всем человеком ( Флп.4:5 ). Но посмотрим ближе на черты кротости в образе шествия Христова во Иерусалим. Он знал, что книжники и фарисеи злоумышляют на Его жизнь; и однако ж не делает им никакого обличения, хотя имел на Своей стороне толпы народа, готового по малейшему мановению оказать Ему всякую помощь. Он видел, что торжественное осанна скоро будет изменено на неистовый вопль: распни, распни Его; и однако ж не делает народу никакого замечания и не останавливает его в излиянии чувства радости и усердия, хотя и мог прекратить одним словом Своим. Он во Иерусалим не с радостию, но с грустию и скорбию в сердце: и егда приближися, видев град, плакася о нем ( Лк.19:41 ). Все сии действия Спасителя нашего что выражают, как не Божественную в Нём кротость? Так, братие, Иисус был всегда и везде кроток. Будем и мы кротки, по примеру Его, во всякое время и при всяком случае, во всяком звании и при всякой почести. Кротость есть одна из прекраснейших добродетелей. Хотите ли знать её происхождение и свойство? Внемлите. Откуда получаем мы кротость? Природа ли дарует оную, или сообщает нам воспитание? Решить нетрудно. Научитеся от Мене, говорит Иисус Христос, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Мф.11:29 ). Следовательно, истинная кротость не есть дар природы, но плод науки; следственно не рождаемся с оной, но изучаемся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

То, что Иоанн видит звезду, падшую с неба , указывает на то, что все эти казни совершаются по попущению Бога, приходят с неба. Без промыслительной воли Божией ничто не совершается на земле. Кого означает эта звезда ? Звезде этой дан был... ключ от кладязя бездны. Мы видели уже, что ключ от ада имеет в руках Своих Христос (1,18; 3,7). Так под этой звездой можно разуметь Самого Христа. Если же считать, что Христос, явленный в виде Агнца у престола, в ином виде в этих картинах Апокалипсиса не является, то здесь можно разуметь ангела Божия, действующего от лица Христова. И вот перед тайновидцем открывается некое новое и страшное место – кладязь бездны. Кладязь бездны – это особое местопребывание злых духов, демонов, связанных Христом на Кресте. Это место Иоанн описывает еще в гл. 20,2–3, где он видит, как сатана сковывается, низвергается в бездну, заключается и запечатывается в ней. Бездна – запечатанный колодец. Бесы знали, что Христос намерен их туда заточить, верили в это и трепетали ( Иак. 2:19 ). Поэтому, когда они увидели Христа, странствующего в стране Гергесинской, то «закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел ты сюда прежде времени мучить нас» ( Мф. 8:29 ). Они знали, что наступает время их мучений, и «просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну» ( Лк. 8:31 ). Но на Голгофе, на Кресте Христос их связал и «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» ( 2Пет. 2:4 ). Как о том пишет и апостол Иуда, что Господь «ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» ( Иуд. 1:6 ). Так содержатся ныне прелукавые демоны связанными в этом страшном месте кладязи бездны, запечатанной Крестом. Наводняя мир бесчисленными грехами и несчастьями, они однако не могут в нем полновластно царствовать, ибо царствует Христос и имя Его прогоняет их полчища. В этой бездне, во мраке и узах демоны ждут часа своего суда. Но перед Судом, еще раз на краткое время они будут выпущены. Еще раз им дана будет свобода и власть. Это будет при антихристе, что дальше и описывается.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Торжественный вход Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим ( Ин. 12:12–19 ; Мф. 21:1–11; 14–17 ; Мк. 11:1–11 ; Лк. 19:29–44 ) Свящ. М. Некрасов. «Душеполезное чтение», 1875 Прежде шести дний Пасхи прииде Иисус в Вифанию. Так, святой евангелист Иоанн начинает свой рассказ о входе Господа нашего Иисуса Христа в Иерусалим. На этот раз Господь пришел сюда из небольшого городка Ефраима, лежавшего на краю дикой и страшной пустыни Сорокадневной. В ней три с половиною года назад Он приготовлял Себя сорокадневным постом к великому служению на спасение рода человеческого: в эти же места Господь Иисус по воскрешении Лазаря удалился на короткое время до наступления Своих страданий, для приготовления к ним. Укрепив Себя молитвенною беседою к Богу Отцу, Он шел из Ефраима в Иерусалим, как Агнец, на заклание ведомый. По пути Он зашел в Вифанию к друзьям Своим, которые приготовили для Него вечерю. Весть о пришествии Спасителя всегда предваряла Его. Посему, как только стало известно, что Он в Вифании, толпы людей устремились туда; люди, видевшие Лазаря воскресшего, пожелали видеть Воскресителя; не видавшие Лазаря тем сильнее пожелали видеть и Лазаря, и Иисуса. Как бы удовлетворяя общему желанию, Спаситель на другой день пошел в Иерусалим. Многочисленные толпы, пришедшие в Вифанию, сопровождали Его; многочисленные толпы, не успевшие прежде прийти в Вифанию, шли Ему навстречу; у всех было одно желание – видеть Иисуса, пророка из Галилеи, Воскресителя Лазаря. Но здесь произошло то, что обыкновенно бывает, когда множество народа собирается в одно место, чтобы видеть что-нибудь, – почти никто, или только немногие видят. За множеством народа Господь был виден только шедшим подле Него. Это весьма естественное препятствие еще более усиливает и без того горячее желание видеть Его. Но вот Он останавливается; бесчисленные толпы группируются около Него; у всех один вопрос: что там такое? Что Он делает? Не творит ли Он чуда? Не говорит ли речи? В самом деле, там происходило что-то не совсем обыкновенное: известно, что Иисус Христос всегда ходил пешком, а между тем Он посылает теперь двух учеников в близлежащее селение за ослом с явным намерением не идти, а ехать в Иерусалим, и это тогда, когда до Иерусалима было так близко, всего каких-нибудь версты полторы.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Скачать epub pdf Глава 21 Царский вход Иисуса Христа в Иерусалим ( Мф.21:1–11 ). Очищение храма, исцеление больных, дети восклицающие и возвращение в Вифанию ( Мф.21:12–17 ). Проклятая смоковница ( Мф.21:18–22 ). Откуда Иоанн ( Мф.21:23–27 ). Притчи: о сынах, посланных в виноградник ( Мф.21:28–32 ), и о делателях винограда ( Мф.21:33–41 ). Камень краеугольный ( Мф.21:42–46 ). Мф.21:1 . И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, «Пришли в Виффагию»: это было селение, вероятно, в самом близком расстоянии от Вифании ( Мк.11:1 ; Лк.19:29 ); впрочем следов его вовсе теперь нет, и в Ветхом Завете нигде о нем не упоминается, а упоминается о нем только в Талмуде. Виффагия значит – дом смокв, и называлась так, вероятно, от множества произраставших там фиговых деревьев. – «К горе Елеонской»: или масличной, называвшейся так по множеству произраставших на ней масличных деревьев. Она находится к востоку от Иерусалима и отделялась от него ручьем или потоком, так называемым Кедронским или Кедроном, который почти совершенно высыхал в продолжение жарких месяцев, но весьма значительно увеличивался во время периодических дождей, бывающих в Палестине. На западном (к Иерусалиму) склоне горы масличной находился сад, называемый Гефсиманиею; Виффагия же и Вифания лежали на восточном склоне этой горы. Гора эта была довольно высока, так что с нее все части Иерусалима видны были совершенно. Два пути было из Вифании в Иерусалим: один огибал гору Елеонскую с юга, другой шел чрез самый верх горы; последний был короче, но труднее и утомительнее. Мф.21:2 . сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; «В селение, которое прямо перед вами»: Христос с учениками был в Виффагии, и селение, которое было пред ними, была, без сомнения, Вифания. – «Найдете ослицу и молодого осла»: в Палестине было мало коней; они употреблялись почти исключительно только для войны и очень редко в домашнем обиходе. Осел, мул и верблюд были, как и доселе, самыми употребительными животными на востоке для домашнего обихода и путешествий. Сесть на коня было тогда эмблемою войны, сесть на мула или осла – эмблемою мира, и во время мирное цари и вожди ездили на этих последних. Так Соломон, когда венчался на царство, ехал на муле ( 3Цар.1:33 ). Таким образом, вход Иисуса Христа в Иерусалим на осле не был знаком Его бедности и уничижения, но символом мира. Царь Сиона, Царь мира, едет в Свою столицу на осле, эмблеме мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Священное Писание На языке христиан С.П. – это книги ВЗ и НЗ (⇒ Библия – статья «Библия» в большей степени посвящена внешним вопросам, в то время как предмет данной статьи – изложение понимания Писания). I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ А. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ «СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ» И ЕГО СИНОНИМЫ Авторы новозаветных книг употребляют ряд выражений, которые являются синонимами словосочетания «Священное Писание»: 1) выражения «священное писание», «святые писания» ( Рим. 1:2 ; 2Тим. 3:15 ) обозначают здесь ветхозаветные писания, которые в Рим. 14названы «писаниями пророческими» (ср. Мф. 26:56 ; 2Петр. 1:19 ). В 2Петр. 3послания Павла причислены к «прочим [Свящ.] писаниям». Часто, и всегда в том же значении, что и С.П., новозаветные авторы используют обозначения «писания» или «писание» (см. Мф. 21:42 ; Мк. 15:28 ; Лк. 24:27 ; Ин. 2:22 ; Ин. 5:39 ; Деян. 17:2 ; 1Кор. 15:3.4 ; 1Петр. 2:6 ; Иак. 4:5 ), причем ед.ч. подразумевает либо ВЗ в его совокупности ( Ин. 10:35 ; Гал. 3:22 ; 1Петр. 2:6 ), либо, что встречается чаще, опред. место из ВЗ ( Лк. 4:21 ; Ин. 19:24.28.36.37 ; Деян. 8:32.35 ; 1Тим. 5:18 ). Такие выражения, как «и Писание, провидя, что...» ( Гал. 3:8 ), «Писание всех заключило под грехом» ( Гал. 3:22 ), позволяют увидеть здесь персонифицированное употребление этого слова; 2) то же значение, что и «Писание», имеет слово «закон» в Ин. 10:34 ; Ин. 12:34 ; 1Кор. 14:21 . Закон также может «говорить» ( Рим. 3:19 ; Рим. 7:7 ; 1Кор. 9:8 ), «производить» ( Рим. 4:15 ); ⇒ Закон (I,Б; II,A; IV,Г); 3) «Закон и пророки» ( Лк. 16:16 ; ср. Мф. 11:13 ; Рим. 3:21 ); 4) «Моисей и пророки» ( Лк. 16:29 ; Лк. 24:27 ; Деян. 28:23 ); 5) «Писания пророков», «все пророки», «слова пророков», «сказанное у пророков» ( Мф. 26:56 ; Деян. 3:18.24 ; Деян. 13:40 ; Деян. 7:42 ; Деян. 15:15 ; Деян. 24:14 ; Деян. 26:22.27 ); 6) выражение «Моисей говорит» ( Рим. 10:19 ) употребляется в том же значении, что и «Писание говорит»; «Моисей пишет» ( Рим. 10:5 ), «Моисей написал нам» ( Мк. 12:19 ; Лк. 20:28 ). То же можно сказать о выражениях: «Давид сказал» ( Мк. 12:36 ; Лк. 20:42 ; Рим. 11:9 ); «Исаия говорит» ( Рим. 10:16.20 ; Рим. 15:12 ), «провозглашает» ( Рим. 9:27 ), «предсказал» ( Рим. 9:29 ), «пророчествовал» ( Мф. 15:7 ; Мк. 7:6 ), «как сказал пророк Исаия» ( Ин. 1:23 );

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Глава 19 1–16. Христос пред Пилатом. – 17–29. Распятие Христа. – 30–42. Смерть и погребение Христа. Ин.19:1 .  Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его. Ин.19:2 .  И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, Ин.19:3 .  и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам. (См. Мф.27:26 ; и сл.; Мк.15:15 и сл). Пополняя сказания первых евангелистов о бичевании Христа, Иоанн изображает это бичевание не как наказание, предшествовавшее, по обычаю, распятию, а как средство, которым Пилат думал удовлетворить злобу иудеев, питаемую ко Христу. Ин.19:4 .  Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины. Ин.19:5 .  Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек! Пилат, наказав Христа и выведя Его к иудеям со знаками побоев на лице, в терновом венце и багрянице (ср. Мф.27:28–29 ), этим самым показывал иудеям полное ничтожество их обвинений, какие они выставляли против Христа. «Разве такой человек может рассматриваться как претендент на царскую корону?» – как бы говорил этим Пилат. Нет, Пилат не находит сколько-нибудь серьезных оснований к обвинению Христа в приписываемых Ему замыслах. Слова же «се, Человек!» могут быть понимаемы в двояком значении. С одной стороны, Пилат хотел этим восклицанием сказать, что перед иудеями стоит человек совершенно ничтожный, которому разве только в насмешку можно приписывать попытки завладеть царской властью, с другой, он хотел возбудить в людях, не окончательно ожесточившихся, сострадание ко Христу. Ин.19:6 .  Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины. Ин.19:7 .  Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим. Ничего не сказано, как отнесся к этому жалостному зрелищу собравшийся перед дворцом прокуратора простой народ: народ молчал. Но «первосвященники и» их «служители» стали громко кричать, что Пилат должен распять Христа (ср. Ин.18:40 , где изображаются кричащими «все»). Раздраженный их упорством Пилат снова с насмешкой предлагает самим иудеям совершить казнь над Христом, зная, что они не посмеют этого сделать. Тогда враги Христа указывают Пилату новое основание, по какому они требуют осуждения Христа на смерть: «Он сделал», т.е. назвал «Себя Сыном Божиим». Этим иудеи хотели сказать, что Христос в беседах с ними приписывал Себе равенство с Богом, а это было преступлением, за которое в законе Моисеевом полагалась смертная казнь (это было хулой или унижением Бога, Лев.24:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf Глава 20 Притча о расплате с работавшими в винограднике ( Мф.20:1–16 ). Новое предсказание Христа о Своих страданиях, смерти и воскресении ( Мф.20:17–19 ). Ответ на просьбу матери сынов Зеведеевых и наставление ученикам о смирении ( Мф.20:20–28 ). Исцеление слепцов иерихонских ( Мф.20:29–34 ). Мф.20:1–2 . Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой; «Царство Небесное подобно» (см. прим. к Мф.13:24,18:23 ) «хозяину дома»: в царстве Христовом, или в церкви Христовой бывает подобное тому, что случилось с домохозяином. – «В виноградник свой»: в Иудее было очень много виноградников, возделывание коих составляло, вместе со скотоводством и земледелием, главное занятие жителей ее. Потому виноградник и берется часто как понятный образ для изъяснения различных высоких духовных предметов. – «Рано по утру»: день у иудеев считался в 12 часов среднего времени от восхода до заката солнца, по нашему с 6 часов утра до 6 часов вечера. – «По динарию» (см. прим. к Мф.18:28 ) «на день»: это была обычная плата поденщикам ( Тов.5:15 ), равно как обычное жалованье римскому воину. Мф.20:3–7 . выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и чтó следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал тó же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: чтó вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и чтó следовать будет, полýчите. «Около третьего часа»: около 9 часов утра по нашему счислению. – «Стоящих на торжище»: на месте, где продавали и покупали разного рода жизненные припасы и где поэтому постоянно был народ. Это было обычное место, где можно было отыскивать поденщиков для работ. – «Праздно»: не по их воле, а потому что их никто не нанимал. – «Сколько следовать будет»: определенной цены труд домохозяин им не назначает, а предоставляет себе вознаградить труд их по своему усмотрению. – «Около шестого часа»: около 12 часов по нашему исчислению. – Сделал то же, что с последними, пригласив на работу в виноградник за неопределенную плату. – «Около одиннадцатого часа»: около 5 часов пополудни, когда, следовательно, оставался лишь один час дневной работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Глава 19 1–10. Мытарь Закхей. – 11–27. Притча о минах. – 28–48. Вход в Иерусалим и очищение храма. Лк.19:1 .  Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. Лк.19:2 .  И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, Лк.19:3 .  искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, Лк.19:4 .  и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. История мытаря Закхея составляет особенность Евангелия Луки, у других евангелистов она не сообщается. Когда Господь, направляясь в Иерусалим, проходил через Иерихон (об Иерихоне см. комментарии к Мф.20:29 ), то начальник местных мытарей (в Иерихоне получалось немало пошлин с производства и вывоза бальзама и потому было несколько мытарей), человек богатый, по имени Закхей (с еврейского – чистый), очевидно, иудей, старался увидеть между проходившими Иисуса. «Кто Он», т.е. кто из проходящих именно Иисус. Но это ему не удавалось, потому что он был мал ростом. «Забежав вперед», т.е. на ту улицу, которую Христос еще не прошел, но должен был пройти (по лучшему чтению – ες μπροσθεν, а по Textus receptus – просто μπροσθεν). «Взлез на смоковницу» – дерево это, очевидно, было довольно высокое. «Мимо нее». В греческом тексте стоит слово δ κενης, но предлог δι здесь лишний, его нет в лучших кодексах. Лк.19:5 .  Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Лк.19:6 .  И он поспешно сошел и принял Его с радостью. Знал ли Господь Закхея раньше – неизвестно. Он мог услышать имя мытаря от окружавших Его, которые знали Закхея и назвали его по имени, увидев его в странном положении на дереве. «Сегодня надобно Мне быть...» Господь указывает Закхею на особенную важность для него нынешнего дня: Христос, согласно высшему определению (ср. стих 10), должен остановиться у Закхея на ночлег (ср. выражение μεναι – «быть» с Ин.1:39 ). Лк.19:7 .  И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010