6) Неизвестная кончина удержать нас должна от греха. Известно, что умрем все, но когда и как умрем, неизвестно. Горе же тому, кого во грехе застанет смерть! Ибо в чем застанет нас смерть, в том будет и судить нас Бог. 7) Вечная мука и царствие небесное да подвигнет нас к тому, чтобы избегать греха, ибо из-за греха человек лишается вечной радости и блаженства и попадает в вечное, тягчайшее мучение, с диаволом и ангелами его. 8) Сам грех да отвратит нас от себя, ибо грех есть изобретение и дело диавола. Он изобрел грех, и праотца нашего Адама к нему прельстил, и так род наш было погубил. Итак, убегай от греха, как от дела диавольского. 9) Всяким грехом Триипостасный Бог, Бог Великий, Святой, Благий, Праведный, Бесконечный и Страшный, Отец Милосердный и Преблагий оскорбляется и прогневляется. Жалко и тяжко отца по плоти оскорбить, тем более – Бога, Отца Небесного, Который и отца твоего, и тебя создал, питает, одевает, сохраняет, и прочими благами снабжает, и призывает всех к вечному блаженству! Лучше стократ умереть, нежели Бога, Преблагого Отца и Создателя нашего, оскорбить. Храни же себя от греха, как от великого зла. 10) Содеянный грех мучает совесть, пока покаянием не очистится. Берегись же греха, как яда змеиного, хотя бы во избежание угрызений совести. 29. Грех – это все то, что делается словом, или делом, или помышлением против святого и вечного закона Божия, и воли Его святой. О грехе смотри ниже места Святого Писания (Мк 7:21 и прочее; Рим 1:29 и прочее; 1 Кор 6:9 и прочее; Гал 5:19 и прочее; Еф 5:3 и прочее; Кол 4:5 и прочее; 1 Тим 1:9 и прочее; 2 Тим 4:2 и прочее; Откр 21:8; Пс 49:18 и прочее). Читай их сам. 30. Пресладкие плоды Святого Духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22–23). Надобно стараться и молиться Богу, чтобы дал нам эти плоды приносить благодатью Своего Святого Духа. 31. Благочестивым Христос возгласит при Втором пришествии: Придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира (Мф 25:34). И блага неизреченные уготованы им: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9). Грешникам некающимся Господь скажет: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф 25:41, 46).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

«Я посреди вас», т.е. Я не отделяюсь от вас, не ставлю Себя на пьедестал (ср. Мк.10:45 ). «Как служащий», т.е. как обыкновенный раб, служащий за столом. Конечно, это выражение только символ самоуничижения Христа в отношении к людям. Лк.22:28 .  Но вы пребыли со Мною в напастях Моих, Впрочем, Господь не отрицает, что апостолы имеют действительные заслуги, которыми они стоят выше других людей. Но эти заслуги их состоят только в том, что они переносили вместе со Христом различные испытания, которым Он подвергался во время Своего смиренного служения человечеству (ср. Евр.2:18, 4:15 ). Лк.22:29 .  и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, «И Я завещаваю...» Т.е. и Я, со Своей стороны, в награду за вашу верность завещаю или назначаю вам (ср. 2Пар.7:18 ; Быт.15:18 ) Царство или господство, владычествование ( βασιλεαν без всякого определения), как и Мне Отец Мой предназначил господство. Конечно, то и другое – и владычество Христа и владычество апостолов – будут иметь место в Мессианском Царстве (ср. 1Кор.4:8 ; 2Тим.2:12 ). Лк.22:30 .  да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на престолах судить двенадцать колен Израилевых. «Да ядите и пиете...». Это цель, с какой дает апостолам Христос их владычественные права. Они должны вкушать на трапезе Христовой, как здесь вкушали с Ним. Это указывает на теснейшее общение их со Христом в Мессианском Царстве (ср. Лк.13:29 ; Мф.8:11 ). «Сядете...» (см. Мф.19:28 ). Слово «двенадцать» здесь опущено по сравнению с содержащимся в Евангелии Матфея изречением, потому что тут уже Христос мыслит не 12, а 11 апостолов (без Иуды). Лк.22:31 .  И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, Предсказание об отречении апостола Петра евангелист Лука излагает в оригинальной форме, не руководясь ни Евангелием Марка, ни Евангелием Матфея, и затем помещает его не на том месте, какое отведено ему в первых двух Евангелиях, т.е. относит не ко времени по выходе с вечери, а еще ко времени пребывания в горнице, где происходила вечеря. Думать (как еп. Михаил), что Господь не раз повторил изречение об отречении Петра, нет никаких оснований, и потому можно сказать, что евангелист Лука просто нашел нужным согласно плану, какой он имел в уме, поместить это предсказание раньше, чем первые два евангелиста.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скажете ли: согласимся с тем, что иночество имеет в будущем великие обетования, – но когда это еще будет! А мир свои удовольствия обещает не в будущем, но теперь дает их. – Так, но разве оставляющие здесь все ради Евангелия и последовавшие Христу не имеют обетований даже и в настоящем веке? Не сказано ли о них, что и в сем веке восприимут во сто крат более того, что оставляют ( Мк.10:29–30 )? И в самом деле: не обладают ли иногда обители иноков наилучшими местами страны во многих отношениях: луга, леса, угодья некоторых обителей не составляют ли иногда предмет зависти для мирян? Не ищут ли себе иногда князья и вельможи отдыха в обители? Не в обители ли идут богомольцы тысячами, получают здесь приют и пищу и возвращаются домой с приятными воспоминаниями? Не спасали ли обители то сокровищами своими, то молитвами города и веси от печальных последствий вражеских нахождений, от многих бед? Посмотрите: вот бедняк, не имевший ни крова, ни рода, ниже хлеба насущного, вступает в обитель, несет иго иноческой жизни многие лета и становится для обители своим, а обитель – его собственным домом, сокровища обители – его сокровищами, так что он с полным правом говорит: это – наши храмы, это – наши дома, наши леса, поля, угодья. Все это – его, то есть он имеет право пользоваться всем как член иноческой семьи. Не сбываются ли и здесь слова Евангелия: получат в веке сем во сто крат более того, что оставили ( Мк.10:29–30 )? Но, восхваляя иноческую жизнь, мы не хотим этим порицать всех живущих в мире, тем более уничижать добрую семейную жизнь. И жизнь среди мира благословлена Богом. Во всяком звании, во всяком состоянии возможно спасение. Иноком может быть не всякий, но имже дано есть ( Мф.19:11 ), а добрым христианином должен быть всякий носящий это имя. Избрал ли ты супружескую жизнь? Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены ( 1Кор.7:27 ). Начальствуешь ли? Неси немощь немощных и не себе угождай ( Рим.15:1 ). Богатство ли течет к тебе? Не прилагай к нему сердца ( Пс.61:11 ). Куплю дееши ли и приобретение? Помни, что мерзость пред Богом мерила неправедная ( Притч.11:1 ). Не продавай души твоей, дороже которой нет ничего. Будь купцом, ищущим доброго бисера ( Мф.13:45 ). Судия ли еси? Твори суд и правду и не будь судией неправедным. Ремесленник ли? Будь честен. Каждый оставайся в том звании, в котором призван ( 1Кор.7:20 ); умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны ( Еф.4:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

И горе, если оккультизм поддерживается и стимулируется священниками! Как правило, в таких случаях приход становится рассадником не только оккультных идей, но и оккультной практики под христианской оберткой.  Как противостоять? Тяга к оккультному является частью врожденного влечения человека к необычному, потустороннему, что можно обусловить, наверное, религиозностью человека, вложенной в нас при творении Богом, но искаженной грехом. А потому искоренить это явление до конца невозможно, как невозможно в настоящем, земном бытии искоренить до конца в человеке и человечестве влечение ко греху. Принадлежность к Православной Церкви не дает абсолютного иммунитета от заразы оккультизма. «На протяжении веков оккультизм меняет свои названия, но не свою сущность. Новые формы выражают старые идеи, и все тот же призыв к человеку стать богом без Бога (Быт. 3:5) остается главным искушением оккультизма. Не меняются и методы искушения человека: искушение чудом (Мф. 4:3,6), искушение властью (Мф. 4:9). Для многих наших современников поиск " тайных знаний " стал смыслом жизни вопреки стремлению к исполнению заповедей Божьих: " Сокрытое [принадлежит] Господу Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего " (Втор. 29:29). Новоявленные подвижники оккультизма в своем ослеплении отворачиваются от слов Христа: " Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего… " (Ин. 18:20), утверждая, что в Священном Писании есть сокрытые от людей тайны. Обольщение и гордыня толкает их к неосознанному богохульству, обвинению Бога во лжи, ведь если в Священном Писании есть сокрытое знание, то, значит, ложны слова Бога: " Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Иакова: " напрасно ищете Меня " . Я Господь, изрекающий правду, открывающий истину " (Ис. 45:19)» . Эта проблема существовала всегда, и будет существовать до скончания века: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк.

http://bogoslov.ru/article/6027889

11 . Заповеди Закона Божия разделены на две скрижали, потому что во всех них заключается два вида любви, – любовь к Богу и любовь к ближнему, и посему предписываются ими два рода должностей, – к Богу и ближним. 12 . Сам Иисус Христос говорил, что главных заповедей две. На вопрос одного из еврейских ученых: какая наибольшая заповедь в законе? Он ответил: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя. На этих двух заповедях утверждается весь закон (Моисеев) и пророки (учение их) ( Мф.22:36–40 ). 13 . Под именем ближних наших разумеются все люди, как создания одного Бога и происшедшие от одного человека, но одинаковые по вере в Иисуса Христа еще ближе друг к другу по этой вере. (В притче о милосердом самарянине Господь показал, что и разноверцы и враги суть ближние наши) ( Лк.10:29–37 ) . 14 . В заповедях Закона Божия нет заповеди о любви к самому себе, потому что она свойственна всякому человеку по природе, как и пишет апостол Павел: никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее ( Еф.5:29 ). Хотя эту заповедь можно находить в заповеди о любви к ближнему, где говорится, что нужно любить ближнего также, как любишь самого себя. 15 . Порядок любви к Богу, ближнему и к самому себе должен быть такой: Бога должно любить больше всех и всего, так что для Него должно жертвовать любовью к себе и ближним. Любить ближних мы должны так, что, в случае надобности, быть готовыми пожертвовать для них любовью к самим себе и положить за них жизнь свою. 16 . Об этом так говорит Господь: Кто любит отца или мать более, чем Меня, тот недостоин Меня; и кто любит сына или дочь белее, нежели Меня, недостоин Меня ( Мф.10:37 ). Нет больше той любви, как если кто положит душу свою (т. е. готов пожертвовать жизнью) за друзей (ближних) своих ( Ин.15:13 ). 17 . Примеры истинной любви к Богу и ближним. Авраам так любил Бога, что готов был принести в жертву сына своего Исаака ( Быт.22:1–19 ). Господь Иисус Христос так возлюбил людей, что для спасения их претерпел страшные муки и смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

Мф.15:16 .  Иисус сказал: неужели и вы еще не разумеете? (Ср. Мк.7:18 ). Смысл тот, что даже «вы», – слово, на котором особенное ударение, – так долго со Мной пребывавшие и у Меня учившиеся, неужели даже и вы еще не понимаете? Мф.15:17 .  еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? (Ср. Мк.7:18–19 ). У Марка гораздо подробнее: «Неужели и вы так непонятливы? Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а в чрево, и выходит вон». Для рассматриваемого места встречается параллель у Филона (De opificio mundi, I, 29), который говорит: «Через уста, по словам Платона, входит смертное, а выходит бессмертное. Через уста входит пища и питье, тленного тела тленное насыщение. А слова, бессмертные законы бессмертной души, которыми управляется разумная жизнь, из уст выходят». Мф.15:18 .  а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, (Ср. Мк.7:20 ). То, что входит в человека (пища), не оскверняет его. А то, что выходит из его сердца, может его осквернять. Дальнейшее точное объяснение дается в следующем стихе Мф.15:19 .  ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – Мф.15:20 .  это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека. (Ср. Мк.7:23 ). Христос не отменял закона Моисеева и не говорил, что всякий род пищи или питья полезен человеку. Он говорил только, что никакая пища и никакие способы ее принятия не оскверняют человека. Мф.15:21 .  И, выйдя оттуда, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. (Ср. Мк.7:24 ). Как у Матфея, так и у Марка совершенно неясно слово «оттуда». Ориген полагал, что из Геннисарета, по которому Спаситель путешествовал ( Мф.14:34 ; Мк.6:53 ); а удалился, может быть, вследствие того, что слушавшие Его фарисеи соблазнялись по поводу речи о предметах, оскверняющих человека. Удалившись от Израиля, Иисус Христос приходит в пределы Тирские и Сидонские. У Иоанна Златоуста , Феофилакта и других при толковании настоящего места много рассуждений о том, зачем же Спаситель говорил ученикам, чтобы они на путь язычников не ходили, когда Сам идет к ним. Ответ дается в том смысле, что Спаситель отправился в пределы Тирские и Сидонские не для проповеди, а чтобы «скрыться», хотя и не мог этого сделать.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Антихристианство в самом христианстве не есть исключительная принадлежность ни времени какого-либо, ни места, ни народа: это «тайна беззакония», находящаяся в действии вообще в мире ( 2Сол.2:3–9 ), и созрение ее не будет, «пока не будет взят от среды удерживающий теперь» ( 2Сол.2:7 ), т.е. благодатное и животворное озарение Духа Божия, хранящего добро в мире и содействующего людям творить его, о чем сказано было нами в своем месте. Как во времена Апостолов были люди, о которых говорили Боговдохновенные проповедники Царства Божия на земле: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» ( 1Ин.2:19 ); так и теперь эти люди, «сыны противления» всякого времени ( Еф.2:2 ; Рим.7:15–23 ; Быт.8:21 ), продолжают являться «плевелами» на ниве Христовой ( Мф.13:26 ). Есть «дети Божии», – говорит Апостол Иоанн, – и есть «дети диавола» ( 1Ин.3:10 ): «...всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога; но это дух антихриста» ( 1Ин.4:3 ), который всегда был и «есть в мире» (ib). Антихристианство есть вообще «диавольство и сатанинство» в роде человеческом: «Если бы Бог был Отец вашим, – говорил Иисус Христос современным Ему иудеям, – то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел... Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине; ибо в нем нет истины. Когда говорит он ложь, говорит свое; ибо он лжец и отец лжи» ( Ин.8:42–44 ). Перед Божественным взором Иисуса Христа «Царство Божие» на земле открыто было через всю будущую историю рода человеческого как во всемирном торжестве христианской идеи ( Мф.13:32, 21:42–44 ; Мк.14:9 ; Лк.13:29 ), так в несмолкаемой брани против него всех злых элементов мира ( Ин.17:14, 16:33, 7:7, 15:18–19, 16:20 ). Иисус Христос зрел духом и предвозвестил, что даже из якобы ходящих вслед Его будут люди, «имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» ( 2Тим.3:5 ): будут среди добрых и злые ( Мф.25:15–30 ), среди пшеницы и плевелы ( Мф.13:26 ), среди хороших рыб и дурные ( Мф.13:47–48 ), среди овец и козлища ( Мф.25:32–45 ); среди пастырей добрых будут и наемники, не радящие об овцах, «татие и разбойницы» ( Ин.10:8 ), «волцы хищницы», приходящие в стадо в одеждах овечьих ( Мф.7:15 ), дабы расхищать и разгонять овец ( Ин.10:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

29. Рим.10:10 : «Сердцем веруют», – это означает, что оно – орган веры, и потому им человек или спасается, или губит себя. Вся наша судьба – в сердце нашем. Сердцем и не веруют, – это значит: сердцем выбирают Бога или дьявола, живут тем или другим, живут ради Одного или другого. От этого зависит наш рай или наш ад. 30. Грех? – Человек захотел и попытался стать с помощью дьявола Богом. Обманул самого себя: сознательно оставаясь на богоустановленной цели – обожение, становление богочеловеком, он практически стал причастен дьяволу, дьяволочеловеком – внес в себя силу смерти, соделывающую дьяволом . Отсюда распад человеческой личности: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» ( Мф.12:30 ). 31. «Удостой меня, Господи, истинным светом Твоим и просвещенным сердцем творити волю Твою» (Канонник). 32. «Просвещение во тьме сидящих, спасение отчаянных, Христе, просвети мя, осиянием Твоим» (Акафист Иисусу Сладчайшему). 33. «Церковность: мир разума, сердца; это – новая жизнь, над-разумная». – Свящ. П. Флоренский «Столп и утверждение Истины». 34. Святой Нил: начало веры – презрение себя, оставление себя, умирание в невидимом. «Пойди, продай имение твое, и раздай нищим» ( Мф.19:21 ). Переход из Ветхого в Новый Завет . Граница между верой и умом – Иоанн Креститель. Ин.1:27 : «Я недостоин развязать ремень у обуви Его». Переход из Ветхого в Новый Завет : принять все как свет, не отрывать сердце от ока Христова: страх и покаяние; не искушением, но бесконечным сознанием ничтожества нашего и мессианством ремня от обуви Христовой. Ремень Христов: Мессия больше Иоанна. Иоанн: переход из Ветхого в Новый Завет. Коленопреклоненно, окаивая себя, обожаясь, не меряя самого себя. Ко Христу подходи, не ища знамения, а будучи жаждущим, алчущим и нищим. 35. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). Вера – Крест; уверовать – распять себя всего: и тело, и душу, и ум, и волю: креститься «во имя отца и Сына и святого Духа» ( Мф.28:19 ): соединиться со Святой Троицей, выйти из своего естества и войти в Божие; распять себя во имя Христа (ср.: Рим.6:3 )... Атмосфера и граница веры: Святая Троица: весь смысл и цель Христова – возвести людей верой в догматическо-этическую Троичность: Мк.16:16 ; Мф.28:19–20 . (Афины, 1920).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Все дела Спасителя стекаются в одно главное Богочеловеческое дело – в спасение мира верой в подвиг Богочеловека (см. Ин.6:28–29 ). Всё исходит из Его Богочеловеческой Личности и всё к Ней сводится. Дела – это лучи спасения, сияющие из Солнца спасения. Спаситель – тем Спаситель, что все творимые Им дела суть дела спасения и все глаголемые Им слова суть слова спасения. Собственно говоря, дела Спасителя – это осуществленные слова Спасителя, а слова Спасителя – это дела Спасителя в потенции, в зерне, в зачатке. Каждое слово Спасителя – это чудо Божией премудрости и Божией силы, а тем самым и чудо спасения. Равно как и каждое дело Спасителя – это чудо Божией премудрости и Божией силы, а тем самым и чудо спасения. Ведь и перед Богом, и перед людьми Он был «сильным в деле и слове» ( Лк.24:19 ). «От Него исходила сила и исцеляла всех» ( Лк.6:19 ). Спаситель созидал спасение и поучал спасению всей Своей Богочеловеческой Личностью и всем, что от Нее и в Ней: и переживаниями, и событиями, и словами, и чудесами, и молчанием, и молитвой, и постом, и смирением, и кротостью, и любовью, и милосердием, и всем прочим, потому что всегда и во всем был Он – весь Истина, весь Слово, весь Жизнь, весь Свет, весь Сила, одним словом, – весь Спаситель и во всем Спаситель. Его делание – это делание Бога любви, Бога праведности, Бога милости, Бога премудрости, Бога всемогущества. В каждом Своем поступке, как и во всей Своей деятельности, Он являет Себя Богом совершенной благости, совершенного милосердия, совершенного человеколюбия. Говоря вкратце – Богом спасения. Ни одно Его дело нельзя обособить от Его Божественной Личности. В каждом Своем деле Он присутствует весь нераздельно и неразлучно. Его Личность никогда, ни в один момент Его земной жизни, не разделялась, но Он всегда присутствовал во всем Своем: в каждом слове, в каждом движении, в каждом деле. В противном случае Он был бы царством, которое опустеет, так как разделился бы Сам в Себе (см. Мф.12:25 ). По всему и во всем Господь Иисус Христос – весь Спаситель=Иисус, поэтому и в Своем делании Он – Иисус, цель у Которого одна – спасти людей от греха (см. Мф.1:21 ). По плоду распознаётся дерево; по спасительному действованию узнаётся Спаситель, по Богочеловеческим делам – Богочеловек. Свое Богочеловеческое мерило оценки: «Дерево познается по плоду» ( Мф.12:33 ; ср.: 7:16–20; Лк.6:43–44 ) – Спаситель применяет в первую очередь к Самому Себе. Ученикам Иоанна, которые пришли к Нему с вопросом от Иоанна: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» – Он указывает на Свои Богочеловеческие дела и говорит: «Пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищим проповедуется Евангелие» (в синод. тексте: «нищие благовествуют. – Примеч. пер.») ( Мф.11:3–6 ; Лк.7:19–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

е. примирение во Христе Бога с человеком (Мф 26. 28; Мк 14. 24; Лк 22. 20). Участие в завете возможно только при таинственном вкушении Тела и Крови Христовых: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин 6. 56). В апостольских писаниях В НЗ заповеди декалога полностью не приводятся. 5 заповедей упомянуты в беседе Господа с богатым юношей (Мф 19. 16-22; Мк 10. 17-22; Лк 18. 18-23). Христос перечисляет заповеди об отношении к ближнему - с 5-й по 9-ю, но вместо 10-й указывает на Лев 19. 18б - заповедь, к-рую он назвал наибольшей («люби ближнего твоего, как самого себя» - Мк 12. 28-31). Высокий авторитет нравственного содержания декалога сохраняется и для авторов НЗ. Ап. Павел говорит, что Д. з. можно понимать как развернутую формулировку основного нравственного закона: «Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай [чужого]» и другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим 13. 9). В НЗ часто приводятся ссылки или аллюзии на заповеди декалога. Иисус Христос словами 1-й заповеди (со ссылкой на ВЗ) отвергает 3-е искушение от диавола (Мф 4. 10), а также упоминает ее в беседе с книжником (Мк 12. 29), подчеркивая необходимость возлюбить Бога. В развитие запрета упоминать имя Божие напрасно Христос совершенно запрещает клятву, ибо все во власти Бога (Мф 5. 33-37, ср.: 23. 16). Ап. Иаков говорит о 1-й заповеди как об основе веры в Бога (Иак 2. 19). На примере 6-й и 7-й заповедей («не убивай», «не прелюбодействуй») он показывает, что нарушение одного установления нравственного закона равносильно нарушению всего закона (Иак 2. 10-11). Ап. Павел, обсуждая в 1-м Послании к Коринфянам вопрос, оскверняет ли христианина вкушение идоложертвенной пищи, исходит из букв. понимания 1-й заповеди: идоложертвенное не может осквернить человека, т. к. Бог один и никакие существа на небе или земле не могут быть поставлены на один уровень с Ним, даже если их ошибочно и называют «богами» (1 Кор 8.

http://pravenc.ru/text/Десять ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010