Таким образом, Сам Бог устроил спасении человека так, чтобы в нём во всей полноте участвовала Его возлюбленная Церковь различными путями и средствами. И во всём многообразном и многостороннем домостроительстве спасения человека есть место – причём очень важное – и молитвам Церкви – как за живых, так и за усопших своих собратий, потому как «у Бога все живы». Протестанты, хотя им это не по душе, способны будут согласиться с тем, что не только Христос, но и многие святые потрудились для спасения человечества, но они только не хотят признать, что в домостроительстве спасения есть место и молитвам за усопших. Но это проблема узости и усечённости протестантского мышления, от чего протестанту нужно лечиться и что ему нужно преодолевать. Богословское же обоснование таким молитвам уже было дано и на основании Библии, и на основании веры древней Церкви. 2) О прощении грехов по молитвам других. Протестанты говорят, что путь прощения грехов есть только один – самому человеку попросить Бога о прощении. Православные же утверждают, что Бог может простить человеку грехи не только по его личной просьбе, но и по молитве и просьбе (ходатайстве) других. Кто же в этом вопросе заблуждается, а кто говорит правду? В Евангелии мы находим ясные свидетельства того, что Иисус Христос прощал грехи людям по просьбе их близких: «И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и... спустили постель, на которой лежал расслабленный. Иисус, видя веру их , говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои» ( Мк.2:3–5 ; ср. Мф.9:2 ; Лк.5:17–20 ). Кроме того, Христос не раз исцелял людей по просьбе их ближних (см., напр., Мф.8:5–13; 15:22–28 ). При всяком же исцелении прощаются грехи , как о том засвидетельствовал Сам Иисус: «Что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой» ( Лк.5:23–24 ). Таким образом, Христос многократно прощал людям грехи по просьбе других, и сейчас может прощать грехи людям по молитвам Своей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Как некогда великий авва Памво, будучи уже на смертном одре, произнес: «Теперь отхожу к Богу так, как бы еще не начинал служить Ему» 526 . И только разогнав тьму греховную, разрешившись Христовой милостью от тяжести греха, ты (как слепой, у которого сняли с глаз катаракту) сможешь увидеть Его несказанный свет. Святые апостолы перед тем, как увидеть свет Преображения Господня, взошли с Ним «на гору высокую», на вершину Фаворскую ( Мф.17:1 ; Мк.9:2 ; Лк.9:28 ). Как толкует блаженный Феофилакт, Христос «возводит их на высокую гору, дабы показать, что тот, кто не возвысится над земным, недостоин таких божественных созерцаний» 527 . Твоя высота здесь, в этом мире, – вершина очищающего покаяния. Сюда мы должны взойти, до этих молитвенных высот возвыситься, «ибо мы должны молиться в уединении, с восхождением, не преклоняясь ни к чему земному» 528 . И только с этих Фаворских высот покаяния созерцаемый, станет для нас явным «не чувственный и не умопостигаемый свет» будущего века 529 . Ищи же покаяния всецелого – хотя бы сегодня начни, читая Великий сей канон; ищи и возопи ко Христу с ветхим Адамом : Милостиве Щедрый, помилуй мя, падшаго 530 . Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Ты еси Пастырь добрый, взыщи мене, агнца, и заблуждшаго да не презриши мене. Рече Господь Своим учеником: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец» ( Ин.10:11–15 ). Посмотри вглубь себя, посмотри в глубины души своей и задумайся: ты, кому по выбору свыше доверено пасти Христовых овец, ты, недостойный, который, стоя у Престола Господня, получил в свои неловкие руки Всесвятейший Залог, о немже имаши истязан быти во второе и страшное Пришествие Великаго Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, чтобы сохранить его цел и невредимь до последняго своего издыхания 531 , – достоин ли ты звания своего? Много ли овец, знающих голос твой? Положил ли ты воистину душу твою за то, чтобы «малое стадо» ( Лк.12:32 ), вверенное твоему неусыпному попечению, сделалось тучным, богатым разумением и духовным опытом, способным к неуклонному прирастанию? И так ли уж неусыпно печешься ты о нем? И не нужно вспоминать из святых отец, что монашеское дело и дело пастырское – не едино суть, поскольку-де «и благая глаголати, нижше есть молчания с рассуждением» 532 , а монахам-де «ни церквей попечение, ни проповедь Евангелия вручена есть, но своея точию души попечение» 533 , почему-де и многие отцы от священства усердно убегали 534 , – ведь «не всякий даст ответ в том, что не наставлял других, но те, которым дано; им и должно до смерти страдать и полагать душу свою за стадо; о себе же самом каждый даст ответ» 535 , да и Лествичник-де в третьей степени тожде глаголет 536 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

– Иди! Тогда Петр прыгнул из лодки в воду и пошел по воде к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и стал тонуть. Господь Иисус протянул ему руку, поддержал его и сказал: – Маловерный, зачем ты засомневался? ( Мф.14:22–33 ). Когда Господь Иисус спросил Своих учеников, за кого они Его принимают, Петр от лица всех сказал: – Ты Христос, Сын Бога живого! и услышал в ответ: – Ты Петр (то есть Камень), и на этом камне Я создам Церковь Мою и врата ада (то есть гибель) не одолеют ее ( Мф.16:15–19 ). Однако сразу же после этого, когда Иисус Христос сказал ученикам, что Ему предстоит пострадать и быть распятым, Петр стал умолять Его пожалеть Себя и не дать этим событиям совершиться. Тогда Господь Иисус сказал Петру: – Отойди от меня, сатана! Ты думаешь не о том, что Божье, но что человеческое ( Мф.16:21–23 ). Совсем особенным событием в жизни Петра был день, когда Господь Иисус взял с собой его и еще двух ближайших учеников – Иакова и Иоанна и повел их на высокую гору. Там они увидели Преобразившегося Господа таким, каким они Его еще никогда не видели. Его лицо просияло как солнце, а одежды стали белы как снег. Рядом с Ним стояли ветхозаветные Пророки Моисей и Илия и говорили о Его исходе (то есть о предстоящих Ему страданиях, смерти и Воскресении). Ученики в ужасе упали лицом на землю, а горячий и пылкий Петр воскликнул: – Господи, хорошо нам здесь. Если хочешь, я сделаю здесь три кущи (т.е. шалаша) – для Тебя, для Моисея и для Илии! Но в это время Моисей и Илия исчезли, а из облака раздался голос Бога-Отца: – Это Мой любимый Сын, на Котором Мое благоволение, слушайте Его! ( Мф.17:1–13 ; Мк.9:2–13 ; Лк.9:28–36 ). Отречение Петра . Преданно и с любовью Петр служил Господу Иисусу в течение трех лет Его проповеди . Когда перед крестной смертью Спасителя ученики собрались на пасхальный ужин – Тайную Вечерю и Господь Иисус в знак Своей любви к ним захотел умыть им ноги, Петр стал спорить с Ним, говоря, что он не допустит такого унижения Господа перед собой ( Ин.13:1–15 ). В ту же ночь, в Гефсиманском саду, когда воины и слуги Первосвященника пришли арестовать Иисуса Христа, Петр схватил меч и ударил им одного из слуг, так что отсек ему правое ухо ( Ин.18:1–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

Неоднократно и в Новом Завете тело противопоставляется душе или духу: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ( Мф. 16:26 ). И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф. 10:28 ). В минуту смерти Господь обратился к Своему Отцу со словами: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. После этого, как сказано, Он испустил дух ( Лк. 23:46 ). Дух бодр, плоть же немощна ( Мк. 14:38 ). Этот дух не безличный, а имеет самосознание: Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? ( 1Кор. 2:11 ). Дух может прославлять Бога ( 1Кор. 6:20 ), желать того, что противно плоти ( Гал. 5:17 ). Ссылаясь на слова ап. Павла о видении третьего неба ( 2Кор. 12:2 ), свт. Сильвестр (Малеванский) говорит, что дух «может в некотором отношении даже отрешиться от самого тела, достигая такого рода состояний, о которых трудно сказать, в теле ли бывает тогда он или вне тела» 141 . Поэтому еретикам приходится искажать и перетолковывать ясные свидетельства Писания. Так, свидетели Иеговы пытаются исказить значение слов Екклезиаста И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (12:7): «Когда “дух возвращается к Богу”, никакого буквального перемещения с земли в небесную сферу не происходит…. “Дух возвратится к Богу” в том смысле, что теперь надежда на будущую жизнь всецело зависит от Бога» 142 . Адвентисты, цитируя Еккл. 12:7 , вместо согласия со словами о возвращении духа к Богу говорят ровно противоположное: «После смерти человека от него остается не дух, а только лишь память о нем у оставшихся в живых» 143 . Если же толковать этот дух как безличную силу от Бога, то адвентисты недалеки от пантеизма, приписывая человеку оживотворяющую божественную энергию. Вопрос об уничтожении грешников и их вечной муке будет проанализирован позже 144 , а здесь скажем лишь о практике поминовения усопших, которую одинаково отвергают все неопротестанты. Так, Господь говорит о частном суде в притче о богаче и Лазаре ( Лк. 16:22–23 ), о суде после смерти упоминает и ап. Павел ( Евр. 9:27 ). Вместе с тем, умершие вместе с живыми составляют одно тело во Христе – Его Церковь . В православном богослужении это подчеркивается не только заупокойными молитвами, но и благодарственными молитвами о святых (на проскомидии и на литургии после преложения даров), а также молитвенным обращением к святым. За гробом умершие принимают воздаяние, но их общение с Богом продолжается. В Апокалипсисе мы видим, как кадильный дым возносится от руки ангела с молитвами святых ( Откр. 8:3 ), как души убиенных за слово Божие и за свидетельство молятся Богу об отмщении ( Откр. 6:9–10 ). Все это происходит не после Второго пришествия, а до него. Господь сходил в ад для благовестия, чтобы вывести оттуда души людей ( 1Пет. 3:19–20, 4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Указав в ответ на исповедание Петра источник и происхождение исповеданной истины, Господь говорит дальше о значении этой истины и указывает на следствия самого факта воплощения: «И Я говорю тебе: ты Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» ( Мф.16:18 ). Заметная и в греческом тексте (σ ε Πτρος, κα π τατ τ πτρο) игра слов, ещё яснее звучит в тексте арамейско-сирийском: , где греческим – πτρος и πτρα соответствует одно и то же слово . В данном случае πτρα обозначает объект πεκλυψε стиха 17-го. Христос говорит Петру как бы так: «Ты выразил открытую тебе истину. Твоё имя может быть метафорическим обозначением этой истины. Она будет тем камнем – , на котором будет стоять Моя Церковь , и будет основной истиной веры Моих учеников» 47 . Изъяснение слов Христа даёт нам тот, к кому они были непосредственно направлены, – ап. Пётр Христа называет «камнем живым, человеками отверженным, но Богом избранным, драгоценным», ибо сказано в Писании: «вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится» ( Ис.28:16 ). Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главой угла ( Пс.117:22 ), камень претыкания и соблазна ( 1Пет.2:4, 6–7 ). В своей речи пред иудейскими властями ап. Пётр так же говорил о Христе: «Он есть камень, пренебрежённый вами, зиждущими, но сделавшийся главою угла и нет ни в ком ином спасения» ( Деян.4:11 ). Пророчество псалма 117 о камне относил к Себе и Сам Христос ( Мф.21:44 ; Мк.12:10–11 ; Лк.20:17 ), а пророчество Исаии ко Христу применяет и ап. Павел ( Рим.9:33 ), который Христа и сам называет камнем ( 1Кор.10:4 ), краеугольным камнем, на котором стройно слагается всё здание Церкви ( Еф.2:20–21 ), так что никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос ( 1Кор.3:11 ). Все эти места Св. Писания показывают, насколько свойственно новозаветным писателям представление о Христе как о камне; ими всецело усвоен пророческий образ и усвоен в применении ко Христу. Когда Христос только сказал в ответ на исповедание Петра о камне, употребив образ строения дома, – и у ап. Петра, и у прочих апостолов тотчас встал в сознании знакомый пророческий образ.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Пощади, пощади, Господи, создание Твое, согреших, ослаби ми, яко естеством чистый Сам сый Един, и ин разве Тебе никтоже есть кроме скверны. «Господи, Ты Сам – Один чист естеством, и нет никого, кроме Тебя, кто был бы непричастен скверны! Пощади, пощади меня – создание Твое: согрешил я – ослаби мне!» Так зовет преподобный Андрей, так склоняется он пред Владыкой всей твари, так учит он тебя, душа моя, сердечному покаянию. Вспомни, душа моя: Предтеча Христов, божественный Иоанн, о котором Сам Христос сказал, что он " больше всех пророков, ибо из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя», тот Иоанн – «Илия, которому должно прийти» ( Мф.11:11, 14 ) 1090 ): «и Предтеча и Илия имеют одинаковое служение – Иоанн был предтечею первого пришествия, а Илия явится предтечею будущего» ( Феофилакт Болгарский на Мф.11:13–14 ). , – к которому применены в Евангелии Господни слова, переданные пророком Малахией: «се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою» (См.: Мф.11:9–11 ; Мк.1:2 ; Лк.7:26–28 ; Мал.3:1 ), – Иоанн крестил «крещением покаяния» ( Деян.19:4 ). Сам Христос призывал развращенный народ: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.3:2, 4:17 ). Апостолы Божии, посланные в мир для проповеди благой вести, заканчивали свои речи призывом: «покайтесь, обратитесь, креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов», и да «загладятся грехи ваши» ( Деян.2:38, 3:19 ). Почему такое внимание – именно к покаянию? Ведь это – не единственное Таинство, которое оставил нам Основатель Церкви нашей. И есть, казалось бы, Таинства, значением своим всемерно превосходящие Таинство отпущения грехов, – например, всесвятое Таинство Евхаристии, в коем мы телесно соединяемся с Самим Христом Господом нашим, Который единосущен нам по плоти, Который восстает перед нами в Своей силе и славе на святом Престоле, Который идет к нам Сам, открывая Свои объятия всем, кто приступает к Нему со страхом Божиим и верою 1091 !

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Более оснований разуметь под ним римскую монархию: ей принадлежат качества четвертого царства Даниила. Своей всесокрушающей, непобедимой на первых порах силой, всемирными опустошительными завоеваниями она превзошла все предшествовавшие государства. Но первоначально единое неразрывно целое и потому твердое, как железо, римское царство перешло затем в период хрупкости, самораспада, начавшийся с момента покорения разных народов. Вошедшие в его состав разнообразные народности не сплачивались воедино, и тем больше расширялись пределы государства, тем более входило в него элементов глиняных, содействовавших не упрочению власти, а ее ослаблению путем постоянных возмущений и многочисленных междоусобных войн. «Обращая в римских граждан Галлов и Египтян, Африканцев и Гуннов, Испанцев и Сирийцев, как могли императоры ожидать, говорит блаженный Августин , что такого рода разноплеменная толпа будет верна интересам Рима, который их преследовал?» Дан.2:44 . И во дни тех царств Бог небесный воз­двигнет цар­с­т­во­, которое вовеки не раз­рушит­ся, и цар­с­т­во это не будет перед­ано другому народу; оно сокрушит и раз­рушит все царства, а само будет стоять вечно, Дан.2:45 . так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раз­дробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет по­сле сего. И верен этот сон, и точно истолкование его! На время существования четвертой монархии (камень ударил в ноги истукана) падает появление нового царства, представленного под образом камня. Божественное по происхождению ( «Бог небесный воздвигнет царство»), вечное ( «во веки не разрушится»), само по себе неразрушимое, по отношению к земным царствам всесокрушающее ( Дан.2:35 ), оно постепенно превратится в царство вселенское ( «камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю» – Дан.2:35 ). Все эти признаки указывают на царство мессианское, основанное Богом небесным, явившееся во дни римского царства, сокрушившее своею высшею духовно-нравственною силою грубую силу языческого мира и наполнившее собою всю землю. Сообразно с представлением ветхозаветной церкви под образом горы ( Ис.2:2–3 ; Мих.4:2 ) малое при своем появлении мессианское царство изображается в виде камня. Он отрывается от горы ( Дан.2:34 ), – новозаветная церковь возникла из недр ветхозаветной. Впрочем, некоторые экзегеты на основании Ис.8:14 ; Ис.28:16 ; Мф.21:42 ; Мк.12:10 ; Лк.20:17 ; Деян.4:11 ; 1Пет.2:4 ; Рим.9:32 разумеют под камнем Мессию, а под горою – Деву Марию («камень нерукосечный от несекомые горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся»). При таком понимании мессианское царство олицетворяется, подобно первой монархии, в личности своего Основателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   Но я наг и вечери этой — вечеря снедеся без меня, аз же по руку и ногу связан, вон низвержен есмь. Не «извержен» написал преподобный, — «низвержен»: с той высоты, которую уготовал мне Христос, я сам, своею волею, своими нечистыми стремлениями низвергаюсь, падаю вниз и сам не замечаю этого бесконечного своего падения.     Помилуй, Боже, помилуй мя.    Чашу Церковь стяжа, ребра Твоя живоносная, их нихже сугубыя нам источи токи оставления и разума, во образ древняго и новаго, двоих вкупе заветов, Спасе наш    «Спасе наш! Церковь стяжала, как чашу, Твои живоносные ребра, из которых, по образу обоих — Ветхого и Нового — Заветов, источается нам двойной поток — оставления грехов и разумения», — так преподобный Андрей поэтически объясняет во едином образе спасительный смысл Крестной Жертвы Христовой.     «Един от воин копием рера Его прободе, — читали мы только что евангельские слова, — и абие изыде кровь и вода». В животворном потоке, излившемся из прободенного римским солдатом ребра Господа нашего, соединились Ветхий и Новый Заветы.    Кровью Христовой омылась Адамова глава, и в этом омовении — очистилась, освятилась, и весь род человеческий получил оставление первородного Адамова греха.    Поток «воды живой» (Ин. 4:14; ср.: Иер. 2:13, 17:13), видимо исшедший из прободенного Христова ребра, открыл роду человеческому и поток истинного, непреходящего знания — знания о Триедином Господе; о смысле истинной жизни в мире сем: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24; Мк. 8:34; Лк. 9:23); о домостроительстве спасения нашего, заложенном в законы мира сего еще до момента его сотворения — ибо «в предвечном совете Пресвятой Блаженной Троицы определено было спасти человека от греха» — и непременно действующем в нем всегда, вплоть до скончания века, как «во все дни до скончания века» пребывает с нами Господь Иисус Христос, милосердный Спаситель наш (Мф. 28:20).    Открыл Он нам и смысл жизни вечной: «Сия же есть жизнь вечная, — сказал Христос Своим ученикам, и нам вместе с ними, — да знают Тебя, истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Пророк Моисей наставлял израильтян руководствоваться преданием в богоугодной жизни: «Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов; спроси отиа твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» ( Втор.32:7 ). Пророки, которые были после Моисея, далеко не все писали в книги. Многие из них, как например, Самуил, Нафан, Илия, Елисей, вообще не оставили никаких писаний. Только впоследствии священные писатели книг Царств воспользовались сказаниями из предания и, при руководстве Духа Святаго, записали, хотя и не полностью, слова и деяния этих пророков. Новозаветные книги тоже появились не сразу. Господь Иисус Христос , проходя по городам и весям, учил людей в беседах и проповедях. Он не оставил писаний, а передал Свое Божественное учение устно, т. е. преданием: «Я передал им слово Твое...» ( Ин.17:14 ; Лк.24:27 ; Деян.1:3 ), повелев Апостолам: «идите научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ), «проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ). Исполняя это повеление, Апостолы разошлись по всей земле с проповедью о Христе, основывали Церкви, учили людей всему, что видели и слышали от Господа. На первых порах они также проповедовали устно и лишь впоследствии стали записывать свое благовествование. Первое Евангелие (от апостола Матфея) появилось примерно через 7 лет после Вознесения Господня, Евангелие от Марка – через 22 года, Евангелие от Луки – через 23 года, а Евангелие от Иоанна – через 65 лет. Причем Евангелие от Луки было написано исключительно на основе устного предания от учеников Христовых «как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова...» ( Лк.1:2 ). На основе предания апостол Павел говорит о явлениях воскресшего Христа более нежели пятистам братий, а потом Иакову и всем апостолам ( 1Кор.15:6–7 ); апостол Иуда, также на основании предания, записал о споре архангела Михаила с диаволом о теле Моисеевом ( Иуд.1:9 ), о пророчестве Еноха ( Иуд.1:14–15 ). Апостольские послания появились в течение первого столетия христианства. Но и после этого Апостолы не прекратили устной проповеди . Да и записали они, как сами свидетельствуют, далеко не все учение и не все деяния Христа. «Много сотворил Иисус перед учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей» ( Ин.20:30 ), – говорит святой Иоанн Богослов. Тот же Апостол в своем послании пишет: «многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам» ( 2Ин.1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Между тем сам же он не так наставлял Коринфян относительно подобных случаев. Ибо говорит: писал я вам в послании не сообщаться с блудниками, впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями; ибо иначе надлежало бы вам выйти из мipa сего. Ибо что мне судить и внешних? Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе ( 1Кор. 5:9–11 ). Цель же та, чтобы, говорит, устыдился таковый ( 2Фес. 3:14 ). И в послании к ученику своему сказавши о врагах (как я уже упомянул): еретика отвращайся ( Тит. 3:10 ), о друзьях что говорит опять? Настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещавай ( 2Тим. 4:2 ). Найдешь, что и святые всюду так поступали, разумею мучеников, апостолов и учителей. Ибо гонимые, они, согласно божественным предсказаниям ( Мф. 10:23, 23:34 , Мк. 6:11 ), бегали нз города в город, и с места на место; а ведомые подобно преступникам на судилища и к правителям ( Мф. 10:17–18 ), они не отрекались, и не отказывались от своего звания подобно каким беглым, но со многим дерзновением противодействовали, применяя приличные слова и дела, и опять весьма хорошо и во время припоминая заповедь Христову гласящую: когда поведут вас к царям и правителям, не бойтесь; потому что Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить противящиеся вам ( Мф. 10:18, 26 , Лк. 21:15 ). И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить ( Мф. 10:28 ). 21. Таково учение Христово и то, как надлежит нам пользоваться им сообразно с целью и разумом. Потому и нам надлежит не слегка (не мимоходом) относиться к сему, и не пропускать без внимания сего распределения и различия. Христос же, как я сказал, и выше сего. Сам будучи владыкою и законоположником, и по власти несравненно превышая всякую тварь, Он распоряжается всем превыше положенных частных законов, всё равно имея в подчинении, во всякое мгновение времен н с великою крепостию ставя себя и Свое хотение как судьбу и закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010