«Когда приидет Утешитель, Которого Я пошлю..., Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» ( Ин.15:26–27 ). Он будет достоин веры, потому что Он – Дух истины. Потому-то и назвал Его не Духом Святым, а Духом истины. А слова: «Который от Отца исходит» – показывают, что Он знает все в точности. Так Христос и о самом Себе говорит: «Я знаю, откуда пришел и куда иду» ( Ин.8:14 ), рассуждая и здесь об истине. «Которого Я пошлю». Вот видишь, не один только Отец посылает, но и Сын. И вы тоже будете достойны веры, так как вы были со Мною, а не от других слышали. И апостолы, действительно, утверждались на этом, говоря: «которые с Ним ели и пили» ( Деян.10:41 ). А что это сказано не из лести, о том свидетельствует Дух. «Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились» ( Ин.16:1 ), – то есть, когда увидите, что многие не веруют, и когда сами вы подвергнетесь бедствиям. «Изгонят вас из синагог» ( Ин.16:2 ), потому что уже постановили, «чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги» ( Ин.9:22 ). «Даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» ( Ин.16:2 ). Будут домогаться вашей смерти, как бы дела благочестивого и богоугодного. Затем опять предлагает утешение. «Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» ( Ин.16:3 ). Достаточно для вашего утешения, что вы будете терпеть это за Меня и за Отца. Здесь опять напоминает им о блаженстве, о котором говорил в начале: «блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф.5:11–12 ). «Я сказал вам сие для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили» (это) ( Ин.16:4 ), а поэтому признаете верным и все прочее. Вам, конечно, уже нельзя будет сказать, что Я, льстя вам, говорил только приятное для вас, и что слова Мои были обман. Кто имел бы в виду обмануть, тот не стал бы и предсказывать нам неприятного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Таковы враги Давида и Мессии: родители лжи – любят ложь ( Пс.4:3 ). Пс.7:16             …яму копал и вырыл,                         и упал в яму, которую сделал. «Копал яму» бор – также: цистерну, колодец. «Упал в яму» шахат – также: яма-ловушка. Бор и шахат обозначают также «могилу» и глубь Шеола ( Пс. 30 /29:4; Пс.16 /15:10). Мысль стиха – та же, что в Пс.5:7 : ложь не пассивна и не довольствуется собой, она направлена против человека и доводит свой замысел до реализации: копал, вырыл, получилась яма. Туда же сам человек падает. Чем основательнее ложь, тем яснее качество лжи: ложь обращается против тех, кто ее родил. Пс.7:17             …обратится вред его на голову его,                         и на темя его злодеяние его сойдет. " Вред» амал – то, что «зачал» нечестивый ( Пс.7:16 ). «Злодеяние» хамас – это несправедливость, которая как-то сопряжена с насилием (разбой, грабеж) 56 ; о человечестве перед Потопом было сказано, что «исполнилась земля злодеянием» хамас ( Быт.6:11 ). На свою голову обращается зловредность человека, и даже на «темя» – почему? Потому что, родив ложь, он усыновился «отцу лжи», о котором Бог сказал, что нужно «блюсти голову» змея ( Быт.3:15 ). А на голове уязвимое место – макушка, «темя»: «Бог сокрушит голову врагов Соих, темя власатое того, кто ходит в винах своих» ( Пс.68 /67:22). «Темя волосатое» – будет сокрушено у того, кто как «назорей Божий» не стрижет волос ( Суд.16:17 ), а сам «ходит» не пред Богом ( Быт.5:22 ; Быт.6:9 ), но изображает праведность и «в винах своих ходит» пред диаволом. Не о политических и криминальных злоумышленниках говорит Давид, но о тех, кто внедряется в святое и святая святых. Пс.8:3             Из уст младенцев и грудных Ты устроил силу,                         ради врагов Твоих – чтобы упразднить 57 врага и мстителя. LXX: «из уст младенцев и грудных Ты устроил хвалу». О событиях после входа Христа в Иерусалим рассказывается: «видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! – вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» ( Мф.21:15,16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

Но опять же, можно ли было удовлетвориться этим ответом? Можно ли было пойти за Человеком, Который обещает некую награду где-то в будущем, видимо, после смерти, а здесь, на земле, сулит только скорби, лишения и страдания? Несмотря на все это, Петр последовал за Спасителем, был верным Ему и преданным учеником. И мы видим, что если он чего-то не понимал, то задавал вопросы. Даже тогда, когда все остальные боялись спросить Господа, Петр не боялся. Он спрашивал часто от лица всей общины и получал ответ. Были и такие случаи, когда Господь обращался ко всем двенадцати ученикам с вопросом, а отвечал только один Петр. Мы не знаем, почему так случалось, − потому ли, что только он один знал ответ, или потому что другие стеснялись и боялись, либо так случилось в этой апостольской общине, что он оказался как бы уполномоченным представлять ее перед лицом своего Учителя. Но когда Господь спросил Своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (мы слышали сегодня этот рассказ в версии евангелиста Матфея, хотя он присутствует и у двух других евангелистов-«синоптиков»), только один Петр прямо ответил на вопрос. Он ответил, согласно евангелисту Матфею: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16. 16). И Господь сказал ему в ответ: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах, и Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16. 17-18). Что означают Его слова? На каком камне Господь созидает Свою Церковь? Сам апостол Петр в своем послании, которое вошло в корпус Священного Писания Нового Завета, говорил о том, что камень краеугольный есть Сам Господь Иисус Христос (1 Пет. 2. 4-8), на Нем построена Церковь Христова. Слова из Евангелия от Матфея по-разному трактовались в христианской традиции на Западе и на Востоке. На Западе сложилось предание о том, что Петр был первым епископом Рима и что именно на нем, на его исповедании построена Церковь Христова. А на Востоке Отцы Церкви говорили, что она построена не только на Петре, но на всех апостолах, а краеугольным ее камнем является Сам Господь Иисус Христос. Подчеркивалось, что именно исповедание веры сделало Петра тем человеком, которому Господь сказал: «Что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16. 19).

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-che...

На чем же папы обосновывают свое главенство во Вселенской Церкви? Папы считают себя преемниками Апостола Петра, которому якобы Христос передал главенство в Церкви, сказав: " Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою " (Мф.16,18). Разберемся. Прежде всего отметим, что в первые века Церкви и Предание, и все Святые отцы разумели здесь под " камнем " правое Петрово исповедание Господа: " Ты еси Христос, Сын Бога Живаго " (Мф.16,16), но не лично Апостола Петра, который, как известно, трижды отрекался от Иисуса Христа (Мф.26,69-74) и которого Апостол Павел изобличал в лицеприятии в отношениях к христианам из иудеев и язычников (Гал.2,12-18)! Но что самое главное - это учение Апостола Павла: " Никто не может положить другого основания (для Церкви), кроме положенного, которое есть Иисус Христос " (IKop.3,11); Христос является " краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастет в святой храм во Господе " (Еф.2,20-21); " и все пили из духовного камня; камень же был Христос " (IKop.10,4). Сам св. Апостол Петр никогда не считал себя " камнем " , на котором Христос создал Церковь, а учил: " Вы приступили к Нему (Христу), камню живому... ибо сказано в Писании: " Вот Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный, и верующий в Него не постыдится " (Ис.28,16). Вот почему в Св. Писании не Апостол Петр называется " Главою Церкви " , а " Тот (Христос) есть Глава Телу Церкви (Кол.1,18), ибо сам Бог " поставил Его выше всего, Главою Церкви, которая есть Тело Его " (Еф.1,22). Папа Лев XIII предлагает обратиться к историческим источникам, якобы подтверждающим " главенство " пап во Вселенской Церкви, как преемников Апостола Петра. Однако, в исторических источниках мы находим совершенно обратное. Кстати отметим, что Апостол Петр вовсе не был основателем Римской Церкви и история ничего не знает об апостольской деятельности его в Риме Вернее, что Римская Церковь была основана Апостолом Павлом, как апостолом " языков " , а не иудеев, и притом чрез его учеников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/152/...

Для Иисуса Бог оставался Отцом даже в тот момент, когда Он подвергался тяжелейшим испытаниям. По свидетельству евангелиста Луки, последнее, что Иисус произнес на кресте, было: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» ( Лк.23:46 ). С этими словами Он испустил дух. Тело Иисуса было снято с креста и погребено, по обычаю, в пещере. В субботний день, совпадавший с иудейским праздником пасхи, Его тело пребывало в гробу, а женщины, Его последовательницы, «остались в покое по заповеди» ( Лк.23:56 ). Пьета. Микеланджело Буонарроти. Италия. 1499 г. Воскресение Рано утром в первый день недели (впоследствии получивший в русской традиции наименование «воскресенья») женщины пришли к гробнице Иисуса, чтобы помазать Его тело ароматическими маслами. Они увидели, что гробница пуста, и ангелы возвестили им о том, что Иисус воскрес ( Мф.28:2–7 ; Лк.24:4–7 ). После этого двое учеников – Петр и Иоанн – прибежали к гробнице и увидели в ней лишь погребальные пелены, оставшиеся от Иисуса ( Ин.20:3–10 ). Затем воскресший Иисус явился Марии Магдалине 41 прямо у гробницы ( Мк.16:9 ; Ин.20:11–18 ), другим женщинам, когда они шли от гробницы ( Мф.28:9–10 ), двум ученикам на пути в Эммаус (Мк..16:12–13), группе учеников ( Мк.16:14 ; Лк.24:36–50 ; Ин.20:19–25 ). Спустя восемь дней Иисус вновь явился ученикам ( Ин.20:26–29 ), а затем еще неоднократно являлся разным группам Своих последователей ( Ин.21:1–23 ; 1Кор.15:5–7 ). Наконец, явившись ученикам на горе в Галилее, Он сказал им: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:18–20 ). После этого Он «вознесся на небо и воссел одесную Бога» ( Мк.16:19 ). Воскресение Иисуса Христа стало той главной вестью, которую апостолы – ученики Иисуса, избранные Им Самим для продолжения Его дела,– понесли в мир. Оно было основной темой их проповеди. Значение этого факта было настолько очевидным и безусловным для ранней Церкви, что апостол Павел, обращаясь к христианам Коринфа, мог сказать: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор.15:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

16, 4,6). Эти грозные признаки наступающей смерти вскоре затем дополнятся таким угрожающим признаком, который уж не оставит ни малейшего сомнения в том, что именно ожидает наш мир: температура воздуха на земле неожиданно поднимется до такой высоты, что воздух будет жечь людей огнем (Апок. 16, 8), и люди в мучительных страданиях от раскаленного воздуха по необходимости должны будут почувствовать страшный признак наступающего мирового пожара . Но, по сообщению откровения, даже и очевидная опасность неминуемой погибели тогда не заставит людей образумиться. Великий пророк, которому дано было созерцать последние картины истории мира, видел все царство антихриста и слышал, как люди этого царства, сжигаемые раскаленным воздухом, хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу (Апок. 16, 9). Очевидно, в безумном увлечении своим чародеем-царем они всю надежду своего спасения возложат только на его сатанинскую силу и великую власть, в Боге же будут видеть только своего личного врага, как будто Он на то лишь одно и способен, чтобы поражать людей всякими язвами. Между тем антихрист бессилен будет остановить стихийный процесс мирового разорения. В то время как раскаленный воздух будет жечь людей как бы пламенеющим огнем (2 Фессал. 1,8), солнце померкнет (Мф. 24, 29), и наступит мрак на земле, и среди этого мрака богохульные люди, по изображению пророка, будут кусать от боли языки свои и тем не менее все-таки будут хулить Бога небесного от страданий своих и язв своих и не раскаются в делах своих (Апок. 16, 10-11). Очевидно, они все еще будут надеяться на могущественную силу антихриста, но питать в себе эту надежду им уж придется недолго; потому что в темном пространстве небес пред ними выступит светлый образ Сына Человеческого (Мф. 24, 30; срав. Апок. 14, 14), и они узнают тогда истину отвергнутого ими Христа и сознают все безумие своей вражды к Нему, и потому восплачутся при этом видении все племена земные (Мф. 24, 30). Но даже и в то время, по слову новозаветного пророка, антихрист еще попытается удержать людей во власти сатаны и попытается еще сделать их врагами Бога до самого последнего конца.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=747...

•  Какой культуры Бог требует от человека? Христос жил в век самого блестящего развития греко-римской культуры, но пользовался ли Он ее плодами и указывал ли Своим последователям на необходимость сближения с нею и работы в пользу дальнейшего ее развития? — Наоборот: 1. Господь Сам родился в яслях, жил в бедности, не имел, где главу преклонить. 2. Господь учил: «Не можете служить Богу и маммоне», «…не заботьтесь… что вам есть и что пить», «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его», «…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 6, 24, 25, 33; 16, 26). 3. Когда же Его хотели заставить высказаться прямее, дабы вовлечь в мирскую суету и даже обвинить в стремлении ниспровергнуть существующий государственный строй (и установить лучший, для иудеев более приемлемый, чем римский, порядок), то Господь решительно отверг само это предположение. Он отвечал прямо и определенно: «Кто поставил Меня судить или делить вас?», «Царство Мое не от мира сего» (Лк. 12, 14; Ин. 18, 36). 4. Своим последователям Он завещал не рай земной, не «мягкие одежды» (Мф. 11, 8) и «вся благая» вместе с ними (Лк. 16, 25), но крест, скорби, гонения, муки, страдания (Мф. 10, 35–39; Ин. 16, 1–2; 20, 33). 5. А что требует или, по крайней мере, советует Он через Своего апостола? — Отказаться от сладости (даже законной, то есть в браке), до которой так падок мир. Это совет для неженатых. А кто уже имеет семью, тот пусть живет так, как будто бы ее у него нет. Но ведь это же — самые настоящие монашеские требования, и притом обращенные ко всем живущим в миру?! Так пусть же миряне не порицают монахов, убегающих от соблазнов мирских в пустыню: Господь предлагает первым едва ли не большее — жить по-монашески, но посреди мира (1 Кор. 7, 24, 26–27, 29, 40). Таким образом, Бог требует от человека подчинения не нашей индустриальной культуре, а культуре духовной. Отказ от окружающего комфорта и сластей мирских, отказ вплоть до прохождения через Голгофу страданий, поможет человеку достичь истинного прогресса духа. «Будьте святы — (кедошим), αγιοι, — потому что Я [Господь, Бог ваш] свят» (Лев. 11, 44; 1 Пет. 1, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010