О. Софроний толкует Флп.2:6 в плане Внутритроичного кенотического взаимопроникновения Ипостасей. Писание приоткрывает эту тайную завесу, как Отец самоистощается в любви к Сыну. Так Христос сказал: все предано Мне Отцом Моим ( Мф.11:27 ), – Отцом, Благоволившим, “чтобы в Нем (Христе) обитала всякая полнота” ( Кол.1:19 ) – Отцом, Который “все отдал в руки Его” ( Ин.13:3 ) – и суд ( Ин.5:22 ), и славу ( Ин.17:22 ) и власть ( Мф.28:18 ), и жизнь ( Ин.5:26 ): в общем, – “все что имеет Отец – Его” ( Ин.16:15 ) т.д. Но и Ипостась Логоса-Христа “возвращает” Отцу полноту бытия чрез Свое абсолютное истощание до последней возможной меры – смерти как “не-жизни”. Голгофская смерть явилась кульминацией пути истощания Христа в Его Любви к Отцу на протяжении всей Его земной жизни. Это выражается в Его бытийной ипостасной ориентации, где Отец является средоточием всего Его бытия 136 . Золотой нитью чрез все Евангельское повествование проходит идея, которую можно выразить краткой формулой “Не Я, но Отец Мой”. Христос “живет Отцом” ( Ин. 6:57 ). Он “не пришел Сам, но Отец послал Его” ( Ин.8:42 ). Он “пришел во Имя Отца” ( Ин.5:43 ) и “все дела творит (только) во Имя Отца” ( Ин.10:25 ), “как Отец заповедал Ему” ( Ин.14:31 ) Из-за полноты Своей любви к Отцу “Он ничего не может творить Сам от Себя” и “не ищет Своей воли, но воли пославшего Его Отца” ( Ин.5:30 ), “говорит только так, как научил Его Отец” ( Ин.8:28 ), и только “все то, что слышал от Отца Своего” ( Ин.15:15 ), так что “Его учение не Его, но Пославшего Его Отца” ( Ин.7:16 ), поскольку Он ищет не своей Славы, но славы Отцу Своему: Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен ( Ин.7:18 ). Его “пища (то есть основа и источник Его Бытия) есть творить волю Пославшего Его и совершить Его дело” ( Ин. 4:34 ) и т.д. и т.п. Несмотря на то, что Христос есть Воплощенное Слово, Он ни слова не говорит от Себя, но только от Отца, умаляя Себя настолько, что Его собственная ипостась как бы остается тайной, словесно невыраженной самим, но освидетельствованной Другим. Несмотря на то, что Христос есть Воплощенный Бог , Он настолько избегает всякого от Себя исходящего “божественного действия”, что Ипостась Отца абсолютно ясно проступает через абсолютно “прозрачную завесу” само-истощающейся Ипостаси Христа 137 . Через этот кеносис Он становится точным образом Ипостаси Отца. ( Евр. 1:3 )

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Тот же пророк Осия, вещая от имени Бога и обращаясь к избранному народу, говорит: “Я Бог, а не человек; среди тебя — Святый” (Ос. 11. 9). Бог Сам так определяет Себя, и это означает, что святость — одно из важнейших определений Бога (Ср.: Лев. 11. 44–45; 19. 2; 20. 3, 7, 26; 21. 8; 22. 2, 32. Нав. 24. 15, 19. 1 Цар. 2. 2, 10; 6. 20. 2 Цар. 22. 7. 4 Цар. 19. 22. 1 Пар. 16. 10, 27, 35; 29. 16. 2 Пар. 6. 2; 30. 27. Тов. 3. 11; 8. 5, 15; 12. 12, 15. Иф. 9. 13. Иов. 6. 10. Пс. 2. 6; 3. 5; 5. 8; 10. 4; 14. 1; 15. 10; 17. 7; 19. 7; 21. 4; 23. 3; 26. 4; 27. 2; 32. 21; 42. 3; 45. 5; 46. 9; 47. 2; 50. 13; 64. 5; 67. 6; 70. 22; 76. 14. 77. 41, 54; 78. 1; 88. 19; 97. 1; 98. 3, 5, 9; 101. 20; 102. 1; 104. 3, 42; 105. 47; 110. 9; 137. 2; 144. 13, 21. Притч. 9. 10. Прем. 1. 5; 9. 8, 10, 17; 10. 20. Сир. 4. 15; 17. 8; 23. 9–10; 43. 11; 47. 9, 12; 48. 23. Ис. 1. 4; 5. 16, 19, 24; 6. 3; 8. 13; 10. 17, 20; 11. 9; 12. 6; 17. 7; 29. 19, 23; 30. 11–12, 15; 31. 1; 37. 23; 40. 25; 41. 14, 16, 20; 43. 3, 14–15; 45. 11; 47. 4; 48. 17; 49. 7; 52. 19; 54. 5; 55. 5; 56. 7; 57. 13, 15; 58. 13; 60. 9, 14; 63. 10–11; 65. 11, 25; 66. 20. Иер. 23. 9; 31. 23; 50. 29; 51. 5. Вар. 2. 16; 4. 22, 37; 5. 5; 20. 39–40; 28. 14; 36. 20–22; 39. 7, 25. Иез. 43. 7–8. Дан. 3. 52–53; 4. 5–6, 10, 14–15, 20; 5. 11; 9. 16, 20, 24. Иоил. 2. 1; 3. 17. Ам. 2. 7. Авд. 1. 16. Ион. 2. 5, 8. Мих. 1.2. Авв. 1. 12; 2. 20; 3. 3. Соф. 3. 11–12. Зах. 2. 13. 2 Мак. 8. 15; 14. 36; 15. 32. 3 Мак. 2. 2, 11, 16; 5. 8; 6. 1–2, 4, 17, 26; 7. 8. 3 Езд. 14. 22. Мф. 1. 18, 20; 3. 11; 12. 32; 28. 19. Мк. 1. 8, 24, 29; 12. 36; 13. 11. Лк. 1. 15, 35, 41, 49, 67, 72; 2. 25–26; 3. 16, 22; 4. 1, 34; 11. 13; 12. 10, 12. Ин. 1. 33; 7. 39; 14. 26; 17. 11; 20. 22. Деян. 1. 2, 5, 8, 16; 2. 4, 33, 38; 3. 14; 4. 8, 25, 27, 30–31; 5. 3, 32; 6. 3, 5; 7. 51, 55; 8. 15, 17–19, 39; 9. 17, 31; 10. 38, 44–45, 47; 11. 15–16, 24; 13. 2, 4, 9, 35, 52; 15. 8, 28; 16. 6; 19. 2, 6; 20. 23, 28; 21. 11; 28. 25. 1 Пет. 1. 12, 15–16. 2 Пет. 1. 21. 1 Ин. 2, 20; 5. 7. Иуд. 1. 20. Рим. 5. 5; 9. 1; 14. 17; 15. 13, 16. 1 Кор. 2. 13; 3. 17; 6. 19; 12. 3. 2 Кор. 6. 6; 13. 13. Еф. 3. 5; 4. 30. 1 Фес. 1. 5–6; 4. 8. 2 Тим. 1. 14. Тит. 3. 5. Евр. 2. 4; 3. 7; 6. 4; 9. 8, 14; 10. 15. Откр. 3. 7; 4.8; 6. 10; 15. 3–4; 16. 5).

http://mospat.ru/archive/86436-chto-my-z...

Вот все эти 59 случаев: (1) Мф. 12:10 – спросили ; (2) Мф. 16:1 – просили ; (3) Мф. 17:10 – спросили ; (4) Мф. 22:23 – спросили ; (5) Мф. 22:35 – спросил ; (6) Мф. 22:41 – спросил ; (7) Мф. 22:46 – спрашивать ; (8) Мф. 27:11 – спросил ; (9) Мар. 5:9 – спросил ; (10) Мар. 7:5 – спрашивают ; (11) Мар. 7:17 – спросили ; (12) Мар. 8:5 – спросил ; (13) Мар. 8:23 – спросил ; (14) Мар. 8:27 – спрашивал ; (15) Мар. 9:11 – спросили ; (16) Мар. 9:16 – спросил ; (17) Мар. 9:21 – спросил ; (18) Мар. 9:28 – спрашивали ; (19) Мар. 9:32 – спросить ; (20) Мар. 9:33 – спросил ; (21) Мар. 10:2 – спросили ; (22) Мар. 10:10 – спросили ; (23) Мар. 10:17 – спросил ; (24) Мар. 11:29 – спрошу ; (25) Мар. 12:18 – спросили ; (26) Мар. 12:28 – спросил ; (27) Мар. 12:34 – спрашивать ; (28) Мар. 13:3 – спрашивали ; (29) Мар. 14:60 – спросил ; (30) Мар. 14:61 – спросил ; (31) Мар. 15:2 – спросил ; (32) Мар. 15:4 – спросил ; (33) Мар. 15:44 – спросил ; (34) Лук. 2:46 – спрашивающего ; (35) Лук. 3:10 – спрашивал ; (36) Лук. 3:14 – спрашивали ; (37) Лук. 6:9 – спрошу ; (38) Лук. 8:9 – спросили ; (39) Лук. 8:30 – спросил ; (40) Лук. 9:18 – спросил ; (41) Лук. 17:20 – спрошен ; (42) Лук. 18:18 – спросил ; (43) Лук. 18:40 – спросил ; (44) Лук. 20:21 – спросили ; (45) Лук. 20:27 – спросили ; (46) Лук. 20:40 – спрашивать ; (47) Лук. 21:7 – спросили ; (48) Лук. 22:64 – спрашивали ; (49) Лук. 23:3 – спросил ; (50) Лук. 23:6 – спросил ; (51) Лук. 23:9 – предлагал ; (52) Ин. 18:7 – спросил ; (53) Ин. 18:21 – спрашиваешь ; (54) Ин. 18:21 – спроси ; (55) Деян. 1:6 – спрашивали ; (56) Деян. 5:27 – спросил ; (57) Деян. 23:34 – спросил ; (58) Рим. 10:20 – вопрошавшим ; (59) 1Кор. 14:35 – спрашивают . Что касается пункта 51 – предлагал , – то здесь следующая фраза: «Предлагал [πηρτα/эпирота] Ему многие вопросы» ( Лук. 23:9 ). В более буквальном славянском переводе это звучит так: «Вопрошаше же его словесы многими» . Итак, мы видим, что 59 раз в Новом Завете данный глагол употребляется в смысле вопрошения, и вдруг, когда появляется отглагольное существительное, оно почему-то должно принять смысл обещания… Не странно ли?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eperotim...

Но, слушатели, мы еще более увидим необходимость существования Церкви Божией на земле, и посему еще более должно увеличиться наше уважение и благоговение пред нею, наша обязанность повиноваться ей, если примем во внимание то, что она есть не простое общество людей, собравшихся только по влечению своей природы, а установлена Самим Господом нашим Иисусом Христом. Прежде всего обратим внимание на то, что во время Своей земной жизни Господь неоднократно выражал желание основать из последователей Своих единое общество – Церковь . Так, например, после того как апостол Петр исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим, Он сказал: ты еси Петр (камень), и на сем камне (т. е. исповедании, вере в Него как Сына Божия) созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ей ( Мф.16:18 ). В Своей молитве к Богу Отцу Иисус Христос говорил о Своих верующих: да еси едино будут, якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут ( Ин.17:21 ). Нередко говорил Он о будущей Церкви Своей в притчах, т. е. иносказаниях или подобиях, так, например, Он изображал Себя под образом Пастыря, а верующих под видом стада, причем так говорил об обращении к Церкви язычников: и ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести, и глас Мой услышать: и будет едино стадо, и един Пастырь ( Ин.10:16 ). То же учение о Церкви видим мы в притче о семени и плевелах, выросших на одном поле вместе ( Мф.13:24–43 ); о неводе, брошенном в море и извлекшем множество разных рыб, и хороших и худых ( Мф.13:47–48 ); о зерне горчичном, возросшем в великое дерево, так что прилетают к нему птицы небесные (т. е. люди) и укрываются в ветвях его ( Мк.4:30–32 ) и др. Все это показывает, что Господь имел намерение основать из Своих последователей единое общество – Церковь . Но чего желал Он, то и совершил. Он Сам положил начало и основание Церкви Своей, когда, проповедуя учение Свое, избрал из Своих слушателей сначала двенадцать, а потом семьдесят учеников. Пред вознесением на небо возложил на них обязанность проповедовать Евангелие всему миру. Шедше в мир весь, – говорил Он, – проповедите Евангелие всей твари ( Мк.16:15 ). Сам Он затем установил такие действия, которые должны были соединять верующих в Него в единое общество, таковы таинства: крещение – для принятия чрез него в это общество всех тех, которые уверуют в Него; причащение – в котором верующие могли бы теснейшим образом соединяться с Ним и между собой, а также и прочие таинства, чрез которые они могли бы получать благодать от Бога. При этом пред Своим вознесением на небо Он обещал ученикам Своим Духа Святого, чтобы он был с ними вечно. Аз умолю Отца, – говорил Он, – и иного утешителя (Духа Святого) даст вам, да будет с вами во век ( Ин.14:16 ). И Сам обещал пребывать с верующими во вся дни до скончания века ( Мф.28:20 ), чтобы никто не мог одолеть Церковь Христову. Наконец, Он ниспослал на апостолов Святого Духа, Который дал им потребные для служения силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Господь возлюбил нас, как любит нас Его Отец: Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его, и явлюсь ему Сам ( Ин.14:21 ). Господь показал Свою любовь а) к малым детям, благословивши их: Взяв дитя, поставил его посреди них [учеников] и, обняв его, сказал им: кто приметь одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня ( Мк.9:36–37 ). Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: «Пустите детей приходить ко Мне…» И, обняв их, возложил руки на них и благословил их ( Мк.10:13–16 ); б) к Своим ученикам, молившись за них: Господь сказал: Симон! Симон! се сатана просил, чтобы снять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя ( Лк.22:31–32 ). Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Освяти их истиною Твоею. Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою ( Ин.17:11,17,24 ); в) к страждущим Своим состраданием к ним и мощию: Увидев вдовицу Наинскую, плакавшую над умершим сыном, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь, и воскресил умершего ( Лк.7:13 ). Иисус, когда увидел Марию, сестру умершего Лазаря, плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, Сам восскорбел духом, возмутился и прослезился и затем воскресил Лазаря ( Ин.11:33,35 ); г) к больным, исцеляя их: Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их ( Мф.14:14 ). И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих. И повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их ( Мф.15:30 ). Иисус, умилосердившись, прикоснулся к глазам слепцов; и тотчас прозрели глаза их ( Мф.20:34 ); д) к бедным, помогая им: Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; отпустить же их не евшими не хочу, чтобы не ослабели в дороге… И ели все и насытились ( Мф.15:32–38 ); е) к грешникам заблуждающимся: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к Тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! ( Мф.23:37 ). Когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему; но это сокрыто ныне от глаз твоих ( Лк.19:41–42 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

з) в пожертвовании своей жизнью за Христа: «Сберегший душу свою потеряет ее; потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» ( Мф.10:39 ). – «Кто хочет душу (жизнь) свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» ( Мф.16:25 ). и) в том, чтобы не соблазнять других: «Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» ( Рим.14:20–21 ). – «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни Церкви Божией» ( 1Кор.10:24, 32 ). и) в том, чтобы назидать и угождать другим: «Каждый из нас должен угождать ближнему во благо, к назиданию» ( Рим.15:2 ). – «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» ( 1Кор.9:22 ). – «Я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» ( 1Кор.10:33 ). – «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» ( Флп.2:4 ). к) в пожертвовании своей жизнью за своих братьев: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» ( Ин.15:13 ). – «Я охотно буду истощать себя за души ваши, несмотря на то, что чрезвычайно любя вас, я менее любим вами» ( 2Кор.12:15 ). – «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» ( 1Ин.3:16 ). л) даже по отношению к законному и позволенному: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» ( 1Кор.10:23–24 ). Священнослужители призваны к самоотвержению: «Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах» ( 2Кор.6:4–10 ). Жизнь вечная есть награда за самоотвержение: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» ( Мк.10:29–30 ). 2. Библейские примеры самоотвержения

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

2 . Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. 3 . Приклоните ухо ваше и придите ко Мне: послушайте, и жива будет душа ваша, – и дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду. Speaker’s Commentary in loco очень правильно указует по поводу 2-го стиха на „хлеб жизни“, упомянутый в Ев. Ин. 6:27,32,35,53 , с приведением в той же главе, в ст. 45, слов Исаии LIV, 13. (И все будут научены Богом). Первая половина 2-го стиха говорит о том, что не насыщает (Ср. Ин. 6:31,49 ), вторая говорит о „всяком слове, исходящем из уст Божиих“ ( Мф. 4:4 ), которым „жив будет человек“. „Послушайте“! говорит пророчество, и „вкушайте благо“: уверуйте словам жизни и Господу Иисусу и вы вкусите истинное благо, которое не может дать земля и плоть животная. „Аз есмь хлеб жизни“. „Хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира“, „верующий в Меня имеет жизнь вечную“... „Аз есмь путь и истина и жизнь, никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня“ 1685 . „Приидите ко Мне, послушайте и жива будет душа ваша“, говорит пророк в первой половине 3-го стиха. „Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Я успокою вас“. „Приходящего ко Мне не изгоню вон“ 1686 , так глаголал воплощенный Сын Божий, Спаситель наш. „Дам вам завет вечный, неизменные милости, обещанные Давиду“, говорит вторая половина 3-го стиха. Во 2Цар. 23:1–7 Давид в конце жизни произносит пророческий гимн, в котором восклицает: „Завет вечный положил Господь со Мною, твердый и непреложный“ (ср. 2Цар. 7:16 ), провидя духом, что спасение мира явится в потомстве его 1687 . (Ср. Пс. 88:3–5,27–30,36 ). Но как (спрашивает комментатор Кей в Sp. Comm. in loco) могло это совершиться, когда объявлено было уже пророчество о том, что сыновья (или потомки) Езекии будут отведены в плен? и когда все происшедшие из чресл Давида должны были подвергнуться неминуемой участи всех смертных – умереть? „кто из людей жил и не видел смерти?“ ( Пс. 88:49 , – сынов Кореевых). Но Давиду было открыто, что потомство его не исчезнет и что некто из его потомков (которого он отожествляет с собою, ( Пс. 15:10 ) не увидит тления: „ибо ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тление“ 1688 . И пророку Исаии было открыто что для „Отрасли Корня Иессеева“ (гл. XI) не будет предела умножению владычества Его и мира на престоле Давида и в царстве его“ ( Ис. 9:6–7 ), и что „Он узрит потомство долговечное“ ( Ис. 53:10 ); „Он будет светом народов“ ( Ис. 49:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Понимая, таким образом, под именем покоя Божия вечное блаженство – покой небесный, а под словом днесь (ст. 7) – все время пришествия на землю Мессии, Христа Иисуса, и всю вообще последующую жизнь каждого человека ( Евр.3:6,13–15, 4:7–10 и др.), мы – христиане – и в лице Того, голоса Которого слушать (аще глас Его услышите) побуждают нас и пророк и апостол, должны видеть, конечно, не иное лицо, как Того Пророка-Учителя, о Котором, вблизи горы Синайской, сказал Господь Иегова, чрез Моисея, народу еврейскому: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты (Моисей), и вложу слова Мои в уста его, и Он будет говорить им все, что Я повелю ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» ( Втор.18:18–19 ). Голос Иеговы, действительно, после Синайского законодательства, замолк к народу непосредственно, и до тех пор замолк, пока «Бог, многократно и многообразно говоривший отцам, через пророков, снова, в последние дни, не заговорил к людям в Сыне» ( Евр.1:1–2 ). Три раза с неба Отец Небесный свидетельствовал о Сыне Своем Единородном, побуждая тем человеческий род «послушать гласа Его»: после Крещения ( Мф.3:17 ; Мк.1:11 ; Лк.3:22 ), после Преображения ( Мф.17:5 ; Мк.9:7 ) и после торжественного Входа Спасителя нашего в Иерусалим ( Ин.12:28,30 ). И Спаситель наш учил людей истине, свидетельствовал об истине ( Ин.18:37 ), и «кто от истины, тот слушал и слушает гласа Его», как Сам Он сказал ( Ин.18:37 ; ср. Ин.10:16 ). Таким Он даст жизнь вечную и доставит им покой вечный ( Мф.11:28–29 ), а отвергающий Его и не принимающий слов Его имеет судию себе: «слово, которое Он говорил, оно будет судить такового в последний день» ( Ин.12:48–50 ). Итак, увещание и страшная угроза, заключающаяся в последних стихах 94-го псалма, относятся не к одним только неверным иудеям, они еще более относятся к нам – христианам, вкусившим благ мирно-благодатного Царства Христова. Не избавило ветхого Израиля от отвержения Богом имя иудеев, как народа Божия, или же имя «чад Авраамовых», которым они любили хвалиться ( Мф.3:9 ); не спасет и нас от вечного наказания носимое нами имя христиан, если мы, «соделавшись причастниками Христу, не сохраним начатой (благочестивой) жизни твердо до конца» ( Евр.3:14 ); ибо, по слову апостола Петра, «лучше бы нам не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной святой заповеди» ( 2Пет.2:21 ). Будем же внимательно, усердно и благоговейно слушать и исполнять голос Иисуса Христа – слова Святого Евангелия Спасителя нашего и глаголы возлюбленных учеников Его, пока еще длится наша жизнь, пока еще можно слышать нам: «Ныне (днесь) не ожесточите сердец ваших, обольщаясь грехом» ( Евр.3:13 ), пока еще, в случае падения, возможно покаяние и обращение к Богу, – и Господь дарует нам жизнь вечную – блаженную, доставит нам «покой Божий» ( Евр.4:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Мф.20:13 .  Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? Мф.20:14 .  возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; Мф.20:15 .  разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Мф.20:16 .  Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных. Слова, сказанные в Мф.19:30 , здесь (стих 16) повторяются, и это ясно показывает, что именно в них заключается цель, главная идея и нравоучение притчи. Смысл выражения не заключается в том, что всегда последние должны быть первыми и наоборот, но что может быть и так при известных, почти исключительных обстоятельствах. На это указывает употребленное в начале стиха οτως («так»), которое может здесь значить: «вот, в таких или подобных случаях (но не всегда)». Для объяснения 16-го стиха находят параллель в 8-й главе Второго Соборного Послания апостола Иоанна и думают, что она «дает ключ» к объяснению притчи, с чем можно согласиться. Иероним и другие поставляют стих и всю притчу в связь с притчей о блудном сыне, где старший сын ненавидит младшего, не хочет принять его кающегося и обвиняет отца в несправедливости. Последние слова 16-го стиха: «ибо много званых, а мало избранных», следует признать позднейшей вставкой как на основании свидетельства лучших и авторитетных рукописей, так и по внутренним соображениями. Слова эти, вероятно, заимствованы и перенесены сюда из Мф.22:14 и сильно затемняют смысл всей притчи. Мф.20:17 .  И, восходя в Иерусалим, Иисус дорогою отозвал двенадцать учеников одних, и сказал им: (Ср. Мк.10:32 ; Лк.18:31 ). Слова Матфея не связаны никакими наречиями с предыдущим, за исключением союза «и» ( κα). Можно даже предполагать, что здесь пропуск в изложении событий, которые совершились незадолго до последней Пасхи (4-го года общественного служения Иисуса Христа), только отчасти заполненный Ин.11:55–56 . Ученики отозваны были, очевидно, потому, что речь Спасителя по своему содержанию требовала тайны или, как думает Евфимий Зигавин, «потому что не должно было сообщать этого многим, чтобы они не соблазнились».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

9. Как Апостолы предсказывали и предупреждали от разделений? «Из вас самих (из пресвитеров) восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» ( Деян.20:28 ). «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители» ( 2Пет.2:1–3 ). «Будет время, когда здраваго учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» ( 2Пет.4:3–4 ). «Возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа: они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это – люди, отделяющие себя от единства веры, душевные, не имеющие духа» ( Иуд.1:17–19 ). «Берегитесь, чтобы не увлечься вам заблуждениями беззаконников» ( 2Пет.3:17 ). 10. Может ли Христос, глава Церкви, когда-либо оставить ее? «И се Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). 11. Может ли что одолеть Церковь ? «Я создам Церковь Мою и врата адовы не одолеют ея» ( Мф.16:18 ). 4. Святость Церкви 1. К чему предназначена Церковь Христова? «Христос возлюбил Церковь и Себя предал за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковию, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобнаго, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:25–27 ). 2. Кто освящает Церковь и наставляет ее на истину? «Утешитель же Дух Святый, Котораго пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам... Когда придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» ( Ин.14:26, 16:13 ). 3. Почему мы можем быть убеждены, что и сейчас Дух Святой обитает в Церкви? «Я умолю Отца, и даст вам другаго Утешителя, да пребудет с вами вовек " ( Ин.14:16 ). 4. Если Церковь предназначена к святости и освящается Святым Духом, то могут ли в ней быть грешники, не оскверняя ее святости, и как говорит об этом слово Божие? «Рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их (плевелы)? Но он сказал: нет; чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними и пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы Я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу Мою» ( Мф.13:28–30, 37–43 ). Притча о неводе ( Мф.13:47–50 ). О десяти девах ( Мф.25:1–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010