18. Аминь бо глю вамъ: дондеже прейдетъ небо и земл, ил черта не прейдетъ закона, дондеже вс бдтъ. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все Дондеже прейдет (доколе не прейдет) небо и земля, т. е. до тех пор, пока стоит этот мир до конца его. Иота – самая малая, по начертанию, еврейская буква; черта – малый знак, которым отличается одна еврейская буква от другой, сходной с нею, по начертанию. Слова сего стиха значат, что и самое малое, повидимому, и незначительное из закона, и то не прейдет, т. е. не останется без исполнения. С пришествием Спасителя, хотя и отменено многое ветхозаветное из закона, напр., закон об обрезании, о жертвах, но и заменено в то же время новым, совершеннейшим: так как все ветхозаветное было сению, или образом будущего новозаветного ( Евр.10:1 ). Напр., обрезание заменено крещением, а жертвоприношения бескровною жертвою тела и крови Христовой на литургии и т. п. 19. Иже аще разоритъ сихъ малыхъ и начитъ так человки, наречетс въ нбнмъ: а иже сотворитъ и начитъ, сей наречетс въ нбнмъ. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших, и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном Разорить – разрушить, т. е. по небрежению сделать противное заповеди, или, как то делали иудейские законоучители, превратным толкованием представить заповедь маловажною и нарушение её не греховным делом, и виновного в нарушении не подлежащим взысканию или подлежащим малой ответственности ( Мф.23:16–23 ; Мих.). Заповедей сих малых (малейших). Фарисеи, разделяя заповеди закона на большия и малые, о малых говорили, что нарушить их не составляет греха, хотя между сими были заповеди, относящияся к самой сущности закона, к любви, милостыни, правосудию ( Мф.23:23 ). Их то и называет Господь малыми, применительно к ложному понятию фарисеев (Мих.). И научит тако (так), не только сам будет думать так, но и других научить тому же. Малым (малейшим) наречется, т. е. будет. Это не значит, чтобы таковой нарушитель и развратитель остался в царстве небесном, хотя на последних степенях блаженства. Нет. Это так объясняет св. Златоуст: Будет малейшим, т. е. отверженным, последним, а последний, без сомнения, ввержен будет в геенну; потому что возможно ли, чтобы тот, кто назовет брата своего глупым и нарушит одну заповедь, был ввержен в геенну, а кто нарушит весь закон и доведет других до сего, будет находиться в царствии? (Злат.): Сказал Господь сначала сотворит, а потом научит: потому что как вести другого по пути, по которому сам не хаживал? С другой стороны это значит, что если я и творю, но не учу; то не буду иметь такой награды и заслужу даже наказание, если не учу по лености (Феоф.). В царствии небесном (чит. объяснен. 2 ст. 3 гл.). Велий (великим) наречется – получит высшую награду.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

418.  Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы была чиста и внешность их (Мф. 23. 26). 419.  Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк. 7. 20–23). 420. Ответ 210. 421. Слово 56. 422. Слово 58. 423. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 424. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 425. Там же. 426. Там же. 427. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 21, 28, 109, 182, 168. 428. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 115, 159. 429. Там же. 430.  Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин. 4. 23–24). 431.  Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте (Ин. 5. 13). 432. Устав скитский Слово 1. 433. Святого Исихия Слово о трезвении, гл. 110 ср. с гл. 109. 434. Мф. 19. 21; Мк. 10. 21. 435. Ин. 14. 2. 436. Преподобные Каллист и Игнатий Ксанфопулы, гл. 98. Добротолюбие. Ч. 2. 437. Лк. 12. 32. 438. Мф. 7. 13–14. 439.  Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания. Когда я говорил: «колеблется нога моя», — милость Твоя, Господи, поддерживала меня (Пс. 93. 17–18). 440.  …ведущий в жизнь (Мф. 7. 14). 441. Преподобный Кассиан Римлянин. Собеседование 2, о рассуждении; блаженный Никифор Афонский. Добротолюбие. Ч. 2, и многие другие Отцы. 442. Преподобный Нил Синайский о молитве, главы 17, 18, 142. Добротолюбие. Ч. 4. 443. Лествица. Слово 28, гл. 10. 444. Преподобный авва Дорофей, житие преподобного Досифея, преподобный Григорий Синаит Добротолюбие. Ч. I. 445. О безмолвии и молитве Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, гл. 10. Добротолюбие. 4. 2. 446.  Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам (Ин. 16. 23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Ин.2:8 ). Возлежали на левом боку, так что ноги отдалялись от стола, и к каждому из возлежащих можно было подходить даже неприметно для возлежащего. Голова одного возлежащего могла быть легко наклонена к груди рядом возлежащего; такое положение свидетельствовало о тесной взаимной дружбе возлежащих. Это называлось – возлежать на персях другого ( Ин.13:23 ; Лк.16:22–23 ). Главные или почетные места были места в средине стола, и их-то особенно любили и добивались фарисеи, в чем и выражалось их тщеславие. – «Председания в синагогах»: первые места в синагогах близ кафедры (ср. прим. к Мф.4:23 ), которые обыкновенно занимали старцы. – «Приветствия на площадях»: публичное выражение или знак особенного почтения и уважения. – «Чтобы люди звали их: учитель! учитель!»: почетное титло, выражающее их авторитет. Они любили, когда их величали этим титлом, сознавая свое превосходство пред другими. Три слова у иудеев были для названия учителя: рав, равви и равван, означавшие разные степени учености и учительства. – «Предвозлежания – учитель, учитель»: «может быть, все сие сочтет кто-либо за малость, но сии малости бывают причиною великих зол. От них разрушались целые города и церкви... Учителю надлежит быть образцом, чтобы другие взирали на него с уважением. Он должен быть таков не только в церкви, но и везде... говорит ли, молчит ли, обедает ли, или что другое делает; во всем должен показывать себя образцом – и в походке, и во взоре, и в одежде, и вообще во всем» (Злат.). Мф.23:8–10 . А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. «Вы не называйтесь учителями» и пр.: в том смысле, в каком назывались так тщеславные фарисеи и книжники. «Христос не запрещает называться учителями, но запрещает страстно желать этого названия, всеми способами стараться о приобретении его; ибо учительское достоинство в собственном смысле принадлежит одному Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мих.3:5:10–11 . «Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими, и проповедуют мир, а кто ничего не кладёт им в рот, против того объявляют войну... Созидающие Сион кровью и Иерусалим – неправдой! Главы его судят за подарки, и священники его учат за плату, и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «Не среди ли нас Господь? Не постигнет нас беда!». Объяснение. Здесь осуждаются израильские судьи и священники за взяточничество и несправедливый суд. Справедливая же плата за труд священника, как этим местом, так и другими ветхозаветными писаниями, не воспрещается: Чис.8:7–32 . Ветхий Завет даже в обязанность ставит приносить начатки и десятины в храм Господень: Исх.22:29–30:23:19 ; Лев.27:26–34 , и отдавать их священникам: Чис.18:12–32 . И в Новом Завете справедливая плата за труд священнослужителей не воспрещена: 1Кор.9:7:11, 14 ; 2Кор.11:8 . О священническом благословении Еф.1:3 . «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах». Объяснение. Апостол говорит здесь о благословении Божием духовном в небесах, но этим нисколько не исключается благословение пастырское для мирян в земной жизни: Чис.6:23–26 ; Лев.9:22–23 . Сам Господь во время земной своей жизни благословлял: Лк.24:50 ; Мк.10:16 , а апостол Павел свидетельствует о благословении, как обычае вполне известном у христиан, и только обще замечает о нём: Евр.7:7 . О названии Иерархии: отец, учитель и наставник Мф.23:7–8:10 . «И приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их; учитель, учитель! А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья... и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос». Объяснение. Единственным Учителем, Отцом и Наставником Господь называется в том смысле, что Он есть Источник, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле: Еф.3:15 . Передавая не своё, а Господнее истинное учение, в несобственном смысле пастыри называются учителями: Мф.28:19 ; Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 , отцами, или батюшками: 1Ин.2:1:3:18 ; 1Кор.4:14 ; Гал.4:19 ; Деян.7:2 , и наставниками: Евр.13:7:17 ; 1Кор.4:15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Иисус Христос вручил священство в новом завете Своим избранным апостолам и их преемникам: из числа всех учеников Своих и верующих в Него Иисус Христос избрал только двенадцать и облёк их особыми полномочиями в Церкви. «Когда же был день, призвал (Христос) учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами» ( Лк.6:13 ). Подготовляя их к предстоящему служению, Христос Спаситель сообщает им высшее ведение, раскрывает тайны царствия Небесного, дарует им особые обетования и дары духовные: Мф.10:1–7:19–20:13:11 ; Лк.9:1–6 ; Ин.14 и 16 гл.; Лк.21:15 . Им, наконец, является после воскресения Своего в течение сорока дней и беседует с ними о царствии Божием, т.е. об устроении Церкви Своей на земле: Деян.1:3 . «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и доставил» ( Ин.15:16 ), сказал Спаситель двенадцати апостолам, желая тем показать, что они не самовольно присвоили себе власть управлять Церковью, а получили эту власть от Него. Этим только избранным апостолам, а не всем верующим, даровал Господь право учить людей вере, совершать для них таинства и управлять их ко спасению. Явившись апостолам по воскресении Своём, Христос сказал им: «дана Мне всякая власть на небе и на земле: итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:18–20 ). «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас... Приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ). Отсюда видно, что Господь сообщил апостолам и их преемникам не только принадлежащую Ему власть учительства (научите все народы) и священнодействия (крестя их), но и власть духовного надзора и суда над верующими (кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся); – (читай также Мк.16:15–16 ; Мф.10:7:14–15:40 ). Апостолы пользовались дарованными им правами и исполняли возложенные на них Христом обязанности. «Они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» ( Мк.16:20 ; чит. Деян.5:42:6:1–5 ; 1Кор.9:16 – проч.). И говорили о себе: «Мы посланники от имени Христова» ( 2Кор.5:20 ). «Он дал нам способность быть служителями нового завета, не буквы, но духа...» ( 2Кор.3:6 ); кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь. Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение» ( 1Кор.3:5:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Господь Иисус Христос учил: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное» ( Мф.5:3–16 ). «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» ( Мф.5:48 ). «Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» ( Лк.6:36 ). Таков идеал нравственного совершенства, указанный Господом христианину. Если он пошел за Христом, то должен стремиться и приближаться к тому идеалу. Это дело не только всей его земной жизни, но и беспредельной вечности. Кто из христиан может сказать когда-либо о себе, что он «совершен и милосерд, как Отец Небесный?» – «Входите тесными 98 вратами» ( Мф.7:13–14 ; Лк.13:24 ). Теснота спасительного пути, по которому должен идти христианин, зависит не от внешних только лишений и скорбей, но главным образом от необходимости стеснять свои душевные стремления, сердечные пожелания, противные требованиям Евангелия, от необходимости непрестанной борьбы с греховными вожделениями ( Рим.8:5, 8 ; Гал.5:16–17, 19–21 ). Для этой борьбы требуются от самого человека усилия, труды, и труды не малые: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» ( Мф.11:12 ). «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (отвергни все, к чему привязался) и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь (для земных наслаждений, во всем ей уступать, исполнять ее желания и прихоти), тот потеряет ее (для Царствия Небесного); а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия (будет подавлять ее прихоти), тот сбережет ее (для вечной радости в Царствии Небесном)» ( Мк.8:34–35 ; ср. Мф.10:38–39; 16:24 ; Лк.9:23, 14:27 ). О том же учили святые апостолы: «удалившись от господствующего в мире растления похотью... вы, прилагая к сему все старание , покажите в вере добродетель... более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание» ( 2Пет.1:4–5:10 ). «Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире» ( 2Пет.3:14 ). «Всякий, имеющий сию (стих 2) надежду на Него, очищает себя, так как Он чист» ( 1Ин.3:3 ). «Итак, возлюбленные, имея такие обетования (богообщение – 2Кор.6:16, 18 ), очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню (πιτελοντες γιωσνην – достигая святости) в страхе Божием» ( 2Кор.7:1 ). «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ; ср. 1Кор.9:27 ; Еф.4:22–24 ; Кол.3:5–10 и др.). «Со страхом и трепетом (пред опасностью погибели через грех) совершайте свое спасение» ( Фил. 2:12 ). «Мы сделались причастниками Христу (не сказал апостол, что будем такими причастниками вечно, но) если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» ( Евр.3:14 ; ср. Кол.1:22–23 ). «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха» ( Евр.12:4 ; ср. Евр.12:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Мк.16:14 .  Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. Мк.16:15 .  И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Мк.16:16 .  Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Мк.16:17 .  Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; Мк.16:18 .  будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. «Наконец» (стих 14) – правильнее: «позже» ( στερον). Это явление, бывшее во время трапезы учеников, конечно, было не последним. Но так как евангелист Марк хочет здесь закончить свое Евангелие, то он ко времени этого явления относит и те следующие слова Христа, которые Он высказал перед самой Своей разлукой с учениками на Елеонской горе. Об этом же явлении говорят Лука ( Лк.24:36–49 ) и Иоанн ( Ин.20:19–23 ). «Упрекал их за неверие», т.е. за то, что они не поверили вести о Его воскресении, сообщенной им женщинами и двумя учениками. Теперь же, конечно, апостолы являются уже верующими в воскресшего Христа. «Идите по всему миру... всей твари» (стих 15). Первое слово, с которым здесь обращается Христос к апостолам, уничтожает те ограничения, которые Он ранее ( Мф.10:5 ) высказал относительно миссионерской деятельности апостолов. Отныне, по совершении искупления, весь род человеческий (тварь) призывается ко вступлению в Царство Христово (речи о «неразумной твари» здесь нет, как показывает употребленный здесь глагол «проповедуйте»: неразумной твари нельзя «проповедовать»). «Кто будет веровать...» (стих 16). Во-вторых, Христос говорил апостолам об условиях спасения для тех, кто будет слушать их проповедь. Желающие спастись на последнем суде (ср. Мк.8:35, 10:26, 13:13–20 ) должны с верою принять предлагаемое им Евангелие и в знак своей веры во Христа принять крещение. Напротив, кто не уверует и, следовательно, не примет крещения, тот навлечет на себя осуждение от Высшего Судьи и погибнет. Таким образом, главной задачей апостолов будет проповедовать людям и внедрять в них веру во Христа. О том, что они должны при этом крестить, прямо не сказано, но это должно подразумевать здесь. Ведь они и ранее уже совершали крещение ( Ин.4:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

См. 4,11. Образ, символизирующий наказание. Ср. Ис.41,16 . 15 более, нежели песку в море. Образ, ранее служивший символом благословения, теперь заключает в себе угрозу (см. Быт. 22,17 ; ср. Ис. 10,22 ). 15 остаток их предам мечу. Даже те, кого минует разрушение, погибнут в свой черед (см. Ис. 6,14 ). 15 может ли железо сокрушить железо..? Иными словами, разве может Иеремия надеяться на то, что ему удастся превозмочь упрямство Иудеи (см. 13,23 и ком.)? северное. Эти слова напоминают о том, что недруги Иеремии столь же сильны, сколь и враги Иудеи, т.е. вавилоняне (см. 6,1). 15 отправлю с врагами твоими. См. 43,4–7. 15 слова твои, и Я съел их. См. Иез. 3,1–3 . имя Твое наречено на мне. Те же слова относятся ко всему народу в 14,9. 15 под тяготеющею на мне Твоею рукою. Ср. Ис. 11,8 . сидел одиноко. Образ одинокого пророка, который ни для кого не был желанным гостем (ср. 3Цар. 19,10 и Мф. 26,37.38 ). 15 рана моя так неисцельна. Этой раной является Иудея (см. 14,17); те же слова в 30,12 соединяются с обещанием исцеления (ст. 16,17). См. также 10,19. обманчивым источником. Ср. 20,7. 15 спасу тебя. Обетование спасения Иеремии предвещает спасение всей Иудеи. Глава 16 1617,18 Иеремия получает запрещение жениться и каким-либо иным образом участвовать в мирской жизни, что служит знаком надвигающегося суд (16,1–21). Гл. 17 раскрывает различия между судьбами тех, кто надеется на человека, и тех, кто уповает на Бога (17,1–18). 16 не бери себе жены. Этот запрет объясняется исключительно характером пророчества Иеремии, призванного возвестить участь Иудеи; безбрачие пророка залог его бездетности (см. 1Кор. 7,26 ). на месте сем. Бездетность Иеремии имеет символический смысл, особенно для Иудеи и Иерусалима. 16:3–4 Обреченный на бездетность, пророк своей судьбой свидетельствует о том, что впереди у Иудеи нет будущего. тяжкими смертями. Ср. Втор. 7,15 . ни похоронены. См. ком. к 7,33. навозом. См.8,2. мечом и голодом. См. 14,12. 16 не будут преломлять для них хлеб... не подадут им чаши. Описание траурного обряда, возможно, связанного со смертью родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

5 . Итак, Он распят, подобно всем будучи во плоти, но не за подобные грехи. Не за любостяжание поведен на смерть, ибо Он был Учителем нищеты, не за плотское вожделение осужден, ибо Сам Он ясно говорит: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем ( Мф.5:28 ); не за дерзкий удар или биение, ибо бьющему по ланите обращал Он и другую; не за презрение закона, ибо Он был исполнитель закона; не за поругание пророка, ибо Он Сам возвещаем был пророками; не за удержание платы, ибо Сам служил без платы и даром; не за грехи в словах, или в делах, или в мыслях, Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его ( 1Пет.2:22–23 ), не поневоле шел Он на страдание, но добровольно. Если бы кто и ныне стал Ему прекословить, говоря: будь милостив к Себе, Господи, тому Он опять ответил бы: отойди от Меня, сатана ( Мф.16:22–23 ). 6 . И хочешь ли ты увериться в том, что Он добровольно пошел на страдание? Другие умирают поневоле, или непредвиденно, а Он предсказал о Своем страдании: и Сын Человеческий будет предан на распятие ( Мф.26:2 ). А знаешь ли, для чего не избежал смерти Человеколюбец? Для того чтобы из-за грехов не погиб совершенно мир. Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет на распятие ( Мф.18:19 ); и в другом месте: Он восхотел идти в Иерусалим ( Лк.9:51 ). И хочешь ли познать точно, что Крест есть слава для Иисуса? Послушай не моих – Его собственных слов. Предавал Его Иуда, сделавшийся неблагодарным к Домовладыке, вскоре после того, как вышел от трапезы, после того, как пил чашу благословения, за спасительное питие пошел пролить праведную кровь: человек... который ел хлеб Его поднял на Него пяту ( Пс.40:10 ). Только что руки его принимали благословения, и тут же за серебро готовил он предательскую смерть. Хотя обличен был он и услышал слова: ты сказал ( Мф.26:25 ), однако пошел. Потом сказал Иисус: пришел час прославиться Сыну Человеческому ( Ин.12:23 ). Видишь, что Он в Кресте находит славу Свою? Не бесчестно для Исаии, что он распилен был, неужели бесчестно Христу умереть за мир? Ныне прославился Сын Человеческий ( Ин.13:31 ). Это не то значит, что Он не имел славы и прежде – ибо прославлен был славой прежде сложения мира, Он, как Бог, прославляем был всегда, а ныне прославлен потому, что увенчан венцом терпения. Не по нужде оставил жизнь и не насильственно умерщвлен, послушай, что говорит Он: Имею власть отдать жизнь и власть имею опять принять ее ( Ин.10:18 ). По Своей воле попускаю Я врагам Моим, ибо если бы Я не хотел, не было бы сего. Итак, по произволению пошел Он на страдание, радуясь совершению дела, веселясь о венце, утешаясь человеческим спасением. Не стыдился Он Креста, ибо спасал им вселенную, потому что страждущий не был слабый человек, но Бог вочеловечившийся и подвигом терпения подвизающийся.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Мф.27:61 .  Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. (Ср. Мк.15:47 ; Лк.23:55–56 .) Ссылка на женщин, о которых упомянуто в 56-м стихе. В то время как другие женщины удалились, две Марии сидели против гроба, наблюдая, как происходило погребение. Но Лука рассказывает несколько иначе. Мф.27:62 .  На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату Дальнейший рассказ до конца главы только у Матфея. Относительно времени посещения Пилата первосвященниками и фарисеями мнения сильно разнятся. Мейер думает, что пятницей ( παρασκευ) называется или день перед субботой, или – перед праздником. Из выражений евангелистов ( Мф.27:62 – μετ τν παρασακευν; Мк.15:42 – πε ν παρασκευ; Лк.23:54 – μρα ν παρασακευ; Ин.19:14 – ν δ παρασακευ το πσχα; Ин.19:31 – πε παρσακευ ν; Ин.19:42 – πε ον δι τν παρασκευν τν ουδαων) можно вывести, что все евангелисты говорят не о пятнице перед пасхальной вечерей, а перед субботой на пасхальной неделе. Потому что иначе их выражения можно было бы понимать в том смысле, что у иудеев были пятницы перед пятницами (когда в последние случался праздник), что еще не доказано. Иудеи пришли к Пилату не в ночь с пятницы на субботу, а в саму субботу, когда Спаситель был уже погребен. Предполагают,что это было вечером в саму субботу, когда она уже миновала. Но едва ли это было нужно. Приваливать камень, запечатывать гроб и приставлять стражу – все это не относилось к деятельности самих иудеев. Мф.27:63 .  и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; «Обманщик» – имеет непереходное и переходное значение: заблуждающийся сам и вводящий других в заблуждение (ср. 2Ин.1:7 ; 2Кор.6:8 ; 1Тим.4:1 ). «Еще будучи в живых» – слова эти, вопреки теории о воскресении, согласно которой Иисус Христос был снят с Креста и приведен в чувство, показывают, что Христос был теперь мертв. Дальнейшая речь служит припоминанием того, о чем говорил Сам Христос ( Мф.16:21, 17:23, 20:19 ; Мк.8:31, 9:31 и др.; Ин.2:19 ). Слово γερομαι поставлено в настоящем времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010