крестный ход из Кремля. 192 См. 8 июля. Церковная служба этого праздника та же, что и 8 июля, хотя она печатается и в Месяч. Минее 22 окт. В Устав ее порядок не излагается. Мучч. Алеандра епископа, Ираклїа воина и 4-х жен: Анны, Елїсавеы, еодотїи и Глкерїи, пострадавших за Христа в г. Адрианополе. Св. Александр, не хотевший принести жертву идолам, был подвергнут за это тяжким мучениям, видя которые обратились ко Христу и остальные воспоминаемые с ним свв. мученики. После истязаний все они были усечены мечом (в ΙΙΙ в.). 23 . Е. + Св. апостола Іаква, брата Божьего. Св. Иаков, брат Господень ( Гал.1:19 ; Мф.13:55 ; Мк.6:3 ; Мф.12:47–49; Мк.3:16–19 , 31; Ин.2:12; 7:3, 5 ; Деян.1:13–14 ; 1Кор.9:5 ), один из 70-ти (см. 4 янв.), по мнению большей части свв. отцов Церкви, особенно Восточной, а также и по церковным песнопениям настоящего дня, был сын св. и праведного Иосифа (см. 26 дек.) от его брака до обручения с Пресвятой Девой (по некоторым же, сын брата Иосифа, Клеопы, и жены его Марии, – сн. 27 апр.). Его нужно отличать от Иакова Заведеева (см. 30 апр.) и Иакова Алфеева (см. 9 окт.). По преданию, он сопутствовал Пресвятой Богородице, когда Она с Младенцем Иисусом и Иосифом бежала в Египет от злобы Иродовой (см. 26 дек.). По воскресении Иисуса Христа, он был удостоен особенного явление Господа ( 1Кор.15:7 ). От юности св. Иаков был строго благочестивым. Отличаясь необычайной строгостью жизни, он соблюдал самый строгий пост, не вкушал ни вина, ни мяса, не стриг волос, не ходил в баню, не намащал тела своего елеем, не носил мягких одежд, но острую власяницу и часто молился с коленопреклонением. В молитве он подвизался столь усердно, что от частых коленопреклонений кожа на коленах его ожестела, как верблюжья. За такую добродетельную жизнь Иаков всему народу был известен под именем праведного и пользовался столь великим уважением между иудейскими начальниками, что ему одному от первосвященника было дано позволение входить во Святая Святых – внутреннее отделение Иерусалимского храма, куда св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Он действует не по принуждению, не по необходимости; он может повиноваться и не повиноваться внушениям благодати, содействовать и противодействовать; он не всегда исполняет волю Божию; иногда не делает того, что Бог повелевает ему сделать. Одним словом, он может следовать и не следовать движению благодати, делать и не делать добро. «Бог, – говорит Св. Златоуст , – призывая к Себе людей, не налагает необходимости и не делает насилия воле тех, которые не желают избрать добродетели, но увещевает, подает советы, все делает, всячески старается, дабы побудить их соделаться добрыми; если же некоторые не желают быть добрыми, Он не принуждает» (Св. Иоанн Златоуст . Беседы на евангелие от Матфея. Беседа 80:3). В св. писании предлагаются людям, как свободным и самостоятельным существам, внушения и убеждения следовать и повиноваться внушению благодати ( Откр.3:20 ; Иак.4:7 ; Евр.3:7 и след.; Ис.55:6 ), не ожесточать сердца при гласе благодати ( Евр.3:7, 4:7 ), сделать себе сердце новое, как Господь делает новое ( Иез. 11:19–20 ), приближаться к Богу, как Он приближается к нам ( Иак.4:8 ), обратиться к Нему, как Он обращается к нам ( Иер.31:18–19 ; Мф.3:2 ; Мк.1:15 ), направлять наше сердце к заповедям Господним ( Ис.55:3 ), содействовать благодати ( 2Кор.6:1 ; Еф.6:10–18 ) и заботиться об умножении ее ( 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ). Человеку делаются обличения, когда он противится благодати ( Деян.7:51 ; Ис.5:4, 65:2, 66:4 ). Благодать Божия, не стесняющая свободы человека до его обращения, оставляет его свободу неприкосновенной и тогда, когда он преисполнен благодати и достиг совершенства духовного. «Природа человеческая такова, – говорит Макарий Великий , – что хотя бы кто находился в бездне зла и работал греху, может обратиться к добру; равно прилепившийся к Духу Святому и преисполненный дарами имеет возможность обратиться к злу. Посему как погрязший во зле и делающий себя сосудом диавола не привязан к злу какой-либо необходимостью, но имеет свободу быть сосудом избрания и жизни: так упоенные Божеством, хотя исполнены и соединены с Духом Святым, но не удерживаются какой-либо необходимостью и имеют свободу возвратиться и делать то, что хотят в веке сем» (Преподобный Макарий Великий .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Так Господь Бог повелел посвящать Ему всех первенцев израильских, хотя бы у кого из них и не было после ни сестёр, ни братьев ( Исх.13, 34 ; Лев.22 ; Числ.8 ). Кроме того, выражение первенец в отношении к Иисусу Христу имеет ещё другое высшее значение. Так, в Писании Он называется первородным между многими братиями ( Рим.8:29 ), первенцем из мертвых ( Откр.1:5 ), рожденным прежде всякой твари ( Кол.1:15 ). Таким образом, все обстоятельства убеждают, что Дева Мария навсегда осталась чистою и непорочною Девою 404 . Равным образом и Иосиф, будучи посвящён в тайну воплощения Сына Божия и сделавшись свидетелем сверхъестественных событий при рождении и после рождения Иисуса Христа, легко мог понять и убедиться, что обручение ему Девы Марии имело более высокую цель, нежели умножение потомства и рождение детей, да к тому же надобно заметить, он был в таких летах, когда от него не могло уже быть детей: по преданию, записанному у Иоанна Дамаскина 405 , ему было восемьдесят лет, когда он был обручен с Марией. Если же в Евангелиях упоминается о братьях Иисуса Христа ( Мф.12:46–47 ; Ин.2:12, 7:3, 5 и др.) и они называются даже по именам ( Мф.13:55 ; Мк.6:3 – Иаков, Иосий, Симон и Иуда): то, по несомненному преданию, идущему от времён апостольских, они были детьми Иосифа от первого его брака; следовательно, были названными братьями, а не родными 406 . – И нарече имя Ему Иисус. Согласно повелению Ангела ( Мф.1:21 ), Иосиф (конечно и Пресв. Дева вместе с ним – Лк.1:31, 2:21 ) нарёк имя младенцу Иисус. Этим и заканчивает своё повествование св. Матфей, но о самом рождении он не говорит ни слова, так как само собой предполагается, что оно совершилось в определённый срок. Повествование св. Матфея о сверхъестественном происхождении Иисуса Христа, подобно повествованию св. Луки ( Лк.1:26–38 ), служит камнем преткновения для разного рода рационалистов и пантеистов, как древнего, так и новейшего времени. Чтобы устранить с пути этот камень, они употребляют все средства и все силы своего ума.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Гл. 13. Но посмотрим на дело и с иной стороны. Дева следовала за Иисусом, всегда пребывая вместе с Ним. Зван бысть Иисус на брак ( Ин.2:2 ) и бе мати Его ту (ст. 1). и братия (ст. 12), но не упомянуто об Иосифе. Что Мне и тебе, жено? не у прииде час Мой, сказал ей Иисус (ст. 4). Не сказал Он: что Мне и вам, люди? При кресте Спасителя стояли: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Мария мать Руфова и другая Мария и Саломия и прочие (сн. Ин:19:25; Мф.27:55  и дал.; 28:1; Мк.15: 40;16:1  и др). Однако не сказано: был там Иосиф, или Иаков брат Господень. Этот последний скончался девяноста шести лет, пребывши девственником; на главу его не всходило постризало; он не употреблял бани, не употреблял в пищу животных, не облекался во вторую одежду, носил единственный льняной поношенный плащ, как сказано в Евангелии: бежа юноша, и остави плащаницу, в которую был одеян ( Мк.14:52. 51 ). Вот кто трое проводили такую жизнь: Иоанн и Иаков, два сына Зеведеевы, и Иаков, сын Иосифов, брат Господа, по причине совместной с ним жизни и воспитания, по причине того, что он имел его на положении брата, ради того только, что Иосиф имел близкое отношение к Марии, как обрученной ему. Только этому Иакову можно было однажды в год входить во Святая святых, потому что он был назорей и причастен священству. Отсюда Мария двояким образом была сродницей Елисаветы; и Иаков отличался достоинством священства, поскольку только два племени сопрягались одно с другим: царское с священническим и священническое с царским; так и в древности, во время исхода Евреев из Египта, Наассон родоначальник из колена Иудина, берет старшую дочь Аарона ( Исх.6:23 ). 356 Многие из еретиков не знают родословия Спасителя по плоти и по причине этого своего незнания не веруют, и думают, что это противоречит истине, говоря: каким образом произшедшая от племени Давидова и Иудина может быть сродницею Елисаветы происходившей от колена Левиина? Гл. 14. Этот Иаков носил на голове и золотую дщицу 357 и, когда было бездождие, воздевал руки к небу и молился, и тотчас небо давало дождь.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

Затем можно сказать, что диавол наподобие человека того [бесноватого, исцеленного Господом; см. Мф. 12:22] овладел и владеет Израилем. Когда израильтяне жили в Египте и находились под властью фараона, нечистый (дух) был у них. А когда Господь послал им спасителя, который вывел их (из Египта), то нечистый убежал, и они исцелены были. «Послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от погибели» (ср.: Пс. 106:20). Провел их чрез море, дабы освятились, и не захотели; и провел их чрез пламень огненный, и не очистились, как засвидетельствовал и апостол (1 Кор. 10:1–5). Итак, нечистый (дух), изгнанный из них, прошел по местам безводным (Мф. 12:43), то есть по язычникам, чтобы найти себе покой, но не нашел, так как и язычники услышали голос Божественного предречения: «кои некогда жаждали воды» и пр. (ср.: Ис. 55:1); и: «язычники на Него надеяться будут» (Рим. 15:12. Ср.: Ис. 11:10); и: «дал Тебя в желание народа и в надежду язычников» (ср.: Ис. 49:6). И поскольку пустыня язычников сделалась вместилищем вод (Ис. 41:18), то (нечистый) отыскал и нашел себе покой в народе израильском; посему и сказал: «возвращусь в мой прежний дом с семью товарищами моими», и, вошедши, жил в этом народе сообразно с семиричным числом дней [т. е. жил в нем с семью товарищами своими, которых взял сообразно с семью днями недели] и разрушил все служение веры их. Далее. Семь, которые обитали в нем, суть те, о которых сказал Иеремия: «зачала и родила семи» (ср.: Иер. 15:9). Отяжелело чрево ее, и родила одного тельца в пустыне (Исх. 32:4), двух тельцов Иеровоама (3 Цар. 12:28) и подобие четырех лиц Манассии. А слова: «заходит солнце» (ср.: Мк. 1:32), — сказал потому, что Израиль жительствовал во мраке, при свете луны пророчества [в противоположность солнечному свету Христова учения]. «Ночь, — говорит, — будет вам вместо видения, и тьма будет вам вместо предвещания» (ср.: Мих. 3:6), — что значит, когда (нечистый), выйдя из человека, ходит кругом, блуждая, это согласно с его природой. Господь выразил приговор над народом этим, говоря: «так будет сему роду», то есть во дни пророков вышел из них нечистый [во дни пророков хотя и вышел нечистый дух, но теперь возвратился вновь к ним], ибо он есть грех. Ведь Бог, отделив некую часть их, поселил в Вавилоне, и пророки засвидетельствовали, что (Бог) изгладил от них грехи, поскольку Писание говорит: «столетний будет умирать юношей, а столетний грешник будет проклят» (ср.: Ис. 65:20). В другой раз отверг их во дни Господа, найдя их полными коварства на Избавителя своего. Поскольку грехи их сделались больше прежнего, так как они завершили убийства пророков и Христа возвели на Крест, потому, как сосуды негодные, были сокрушены и выброшены вон.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=28

Что касается слова первенец, то им часто означается только родившийся первым, хотя после него другой и не рождался. Так Ангел Господень поражал всех первенцев египетских, хотя в числе их, несомненно, были единственные дети у отцов ( Исх.12:29 ). Так Господь Бог повелел посвящать Ему всех первенцев израильских, хотя бы у кого из них и не было после ни сестер, ни братьев ( Исх. 13 и Исх.34 ; Лев.22 и Числ.8 ). Кроме того, выражение первенец в отношении к Иисусу Христу имеет еще другое, высшее значение. Так, в Писании Он называется первородным между многими братьями ( Рим.8:29 ), первенцем из мертвых ( Апок.1:5 ),рожденным прежде всякой твари ( Кол.1:15 ). Таким образом, все обстоятельства убеждают, что Дева Мария навсегда осталась чистою и непорочною Девою. Равным образом и Иосиф, будучи посвящен в тайну воплощения Сына Божия и сделавшись свидетелем сверхъестественных событий при рождении и после рождения Иисуса Христа, легко мог понять и убедиться, что обручение ему Девы Марии имело более высокую цель, нежели умножение потомства и рождение детей, да к тому же надобно заметить, что он был в таких летах, когда от него не могло уже быть детей: по преданию, записанному у Иоанна Дамаскина (в слове на Рождество Христово), ему было восемьдесят лет, когда он был обручен с Марией. Если же в Евангелиях упоминается о братьях Иисуса Христа ( Мф.12:46–47 ; Ин.2:12 ; и др.) и они называются даже по именам ( Мф.13:55 ; Мк.6:3 : Иаков, Иосия, Симон и Иуда), то, по несомненному преданию, идущему от времен апостольских, они были детьми Иосифа от первого его брака; следовательно, они были названными братьями, а не родными. И нарече имя Ему Иисус. Согласно повелению Ангела ( Мф.1:21 ), Иосиф (конечно, и Пресв. Дева вместе с ним – Лк.1:31, 2:21 ) нарек имя Младенцу Иисус. Этим и заканчивает свое повествование св. Матфей, но о самом рождении он не говорит ни слова, так как само собою предполагается, что оно совершилось в определенный срок. Повествование св. Матфея о сверхъестественном происхождении Иисуса Христа, подобно повествованию св.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

25), не следует, будто за девственным рождением Иисуса следовало брачное сожитие Иосифа и Марии. Выражение: прежде даже не снитися има (πριν συνελθεν αυτος) указывает не на брачную жизнь, а на жизнь семейную, или лучше — совместную жизнь под одним очагом. Равно и слова: не знаяше Ея, дондеже… не значат, что после Иосиф перестал быть хранителем Ее девства. Выражение: дондеже — ‘ως ο — пока, как и до (‘ως), по употреблению его в Библии, нередко означает неопределенную продолжительность времени и состояния и равносильно выражению «никогда», а не непременно указывает передел, после которого наступит то, чего до него не было. В значении «никогда» оно нередко употребляется, напр.: не возвратися вран, дондеже иссяче вода (Быт 8, 7), хотя он и после не возвратился; седи одесную Мене, дондеже… (Пс 109, 3; 1 Кор 15, 25), хотя сидение одесную Отца, т. е. равенство Сына с Отцом, не прекратится. и по открытии вечного царства славы; се Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф 28), хотя и по всеобщем воскресении всегда с Господом будем (1 Сол 4, 17) [ 49 ]. Еще менее может говорить против приснодевства Божией Матери наименование И. Христа здесь же (равно и у Лк 2, 7) первенцем (πρωττοτος — первородный). Первенцем может быть, а у евреев и должен быть, назван всякий, родившийся первым (впервые все разверзающее ложесна у всякой плоти — Втор 18, 15), хотя бы после него и не было более детей у его родителей: первенцы у евреев посвящались Богу (Исх 13, 2; сн. Лк 2, 23) и за ними были потом великие наследственные права (Быт 27 гл.). Ангел поразил всех первенцев египетских, хотя в числе их, несомненно, были единственные дети у отцов (Исх 12, 29). Что касается, наконец, упоминаний в разных местах новозаветных писаний ο братьях и сестрах И. Христа, с указанием и самых именем Его братьев (у Мф 13, 55 и Мк 6, 3 — Иаков, Иосия, Симон и Иуда), то они нигде не называются детьми Иосифа и Марии. Наименование «брата» (αδελφς) нередко употребляется в Библии для обозначения близких родственников, а не только единоутробных братьев (напр., в Быт 13, 8 и 29, 15 названы братьями Авраам и Лот, хотя Лот был сыном брата Авраама, Аррана, как указывается в Быт 12, 4–5; 14, 14–16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

В Новом Завете говорится: Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей ( Ин.20:30 ). Следовательно, у нас нет оснований жестко ограничиваться только каноническими текстами. Кстати, святой Ириней Лионский (ок. 130 – ок. 202) утверждает, что воскрешенные Иисусом дети жили в течение долгих лет. В апокрифах описывается чудо, связанное с плотницким делом. Иосиф подчеркнуто изображается неумелым плотником, но, когда у него чтото не получалось, Иисус чудесным образом исправлял его ошибки. Иудеи недоумевали: Как Он знает Писания, не учившись? ( Ин.7:15 ). Апокрифы рассказывают о трех попытках учить Иисуса, из которых, впрочем, ничего не вышло. Подчеркивается Божественное разумение Иисуса; все Его учителя сталкивались с совершенно необычным Отроком, и все их старания оказались тщетными. Братья Иисуса одновременно оберегали и боялись Его. В Евангелии от Луки, напротив, говорится о том, что жителям Назарета Иисус представлялся обычным молодым человеком: Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? ( Мк.6:3 ). Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда ( Мф.13:55 ), — спрашивали они друг друга, увидев пришедшего в город Иисуса. Потомуто и сказано, что Господь не совершил там многих чудес по неверию их ( Мф.13:58 ). Совершенно очевидно: свидетельства евангелистов противоречат апокрифическим сказаниям. К тому же, если бы Христос действительно совершил множество чудес в отроческие годы, то реакция иудеев на последующие события оказалась бы совершенно иной. Все это дает нам весьма веские основания еще раз усомниться в сообщениях о чудесах, которые Иисус якобы совершал в детстве, тем более что они не укладываются в рамки общепринятых представлений о Спасителе. В «Евангелии младенчества» подробно рассказывается о волхвах и о том, что в виде звезды явился Ангел Божий. Позже некоторые святые отцы тоже будут склоняться к тому, что Вифлеемская звезда могла быть Ангелом. Так полагали, например, святитель Иоанн Златоуст и блаженный Феофилакт Болгарский (1055–1107). Одни богословы говорили, что это – специально сотворенная звезда, другие – что звезда была обычной, но вела себя совершенно чудесным образом.

http://azbyka.ru/kto-zhe-sej-kniga-ob-ii...

Соглядати 25 Петра. Хотя апостол, по возвращении из Аравии, путешествовал во Иерусалиме, но не для того, чтобы искать у тамошних христиан наставления в Евангелии (ср. 2:6), а чтобы лично познакомиться с Петром. Посему он пробыл там не более пятнадцати дней, и, встретив нерасположение в жителях града ( Деян.9:26, 22:17 ), должен был скоро оставить их, и таким образом сохранить независимость своего апостольства. Самое слово στορσαι апостол избрал для того, чтобы указать на одно личное ознакомление с Петром, без всякого наставления его в вере. И пребых у него дней пятьнадесять. Апостол с намерением замечает о столь кратком пребывании у ап. Петра, дабы показать, что такое время недостаточно было для научения в вере. Может быть, противники Павла распространяли молву, что он обращен к христианству апостолами и долгое время жил у них в качестве ученика. Св. Павел опровергает сей слух. Ст. 19. Иного же от Апостол не видех, токмо Иакова брата Господня. Хотя Евангелист Лука (9:27) говорит, что Варнава привел Павла к апостолам, но он употребляет наименование Апостол в значении всех учителей Церкви. Иаков, упоминаемый здесь, не есть сын Зеведея и брат Евангелиста Иоанна, умерщвленный Иродом Агриппою ( Деян.12:1:2 ); но сын Алфея или Клеопы, коего мать Мария была сестрою Матери Господней ( Лк.6:14, 15 ; Мк.15:40 ; Ин.19:25 ; Мф.13:55 ), и который в отличие от Иакова Зеведеева назывался малым. Сей Иаков был Епископом Иерусалимской церкви, и за свою строгую жизнь пользовался особенным уважением не только христиан ( Деян.15:13, 21:18 ), но и иудеев, которые называли его праведником. Апостол замечает, что, в краткое пребывание свое в Иерусалиме, он видел и Иакова, но ничего не говорит о каких-либо сношениях с ним, дабы галаты видели, что в истинах Евангелия он не принимал от него наставлений. Ст. 20. А яже пишу вам, се перед Богом, яко не лгу. То, что апостол сказал о пребывании своем в Иерусалиме, он подтверждает клятвою, дабы устранить все недоумения, которые могли возыметь галаты о происхождении проповеди его, и дабы не оставить никакого сомнения, что он наставлен в истинах Евангелия и призван к апостольскому служению непосредственно Самим Господом. Клятву употребляет ап. Павел и в других случаях ( Рим.1:9, 9:1 ; 1Тим.2:7 ), указывая на вездесущего и всеведущего Свидетеля истины слов своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-jasn...

О спасении 2Кор.5:15 . Если Христос пострадал и умер за всех, чтобы всем даровать жизнь, то долг справедливости требует, чтобы эта жизнь, была посвящена Ему и исполнению заповедей Его: Ин.14:23 . По словам апостола, каждый должен строить свое спасение на прочном основании, иначе, за нерадение в этом Бог может и покарать: 1Кор.3:12–17 . О знании Христа по плоти 2Кор.5:16 . Настоящий смысл приведённого текста тот, что после воскресения Иисуса Христа нельзя видеть в Нем подобного жителям Назарета, сына плотника, и соблазняться о Нем: Мф.13:55–57 . Но есть другое знание о Христе, другое разумение Его, это есть знание Его вечного бытия, Его пришествия во плоти на землю, Его прославления, воскресения и деснаго седения: Евр.10:12 . Только дух заблуждения может не исповедывать пришествие Христа во плоти: 1Ин.4:1–3 . О возрождении О примирении со Христом О посланничестве на проповедь Об искуплении О добрых делах 2Кор.6:1–2 . К числу средств, содействующих тому, чтобы благодать Божия была принята нами не напрасно, относятся, конечно, и те подвиги, которые перечислены апостолом в 5 ст. сей же главы. Это должно вразумить тех, которые, уверяя себя в принятии благодати Св. Духа, не хотят затем заботиться о благочестивых подвигах и добрых делах: Иак.2:24–26 ; Евр.11:38 . О содержании для священнослужителей О христианском единении О храме 2Кор.6:16 . Здесь храмом называется не отдельный христианин, а совокупность христианского народа или общества; это уясняется и ссылкою апостола на слова, сказанные Господом в Ветхом Завете народу израильскому: Лев.26:12 ; Пс.13:5 . Если Господь живет и как бы обращается в целом христианском обществе или народе, то почему нельзя считать местом Его особенного пребывания то место, где верующие составляют одно целое, где являются не разрозненным множеством, но именно обществом, соединенным посредством общих молитв и священнодейства? А таков и есть наш храм православный, что тоже дом молитвы: Мк.11:17 . О возрождении О лжеучителях О призвании ап. Павла 2Кор.11:5 . Не будучи из числа 12, ап. Павел не был, однако же лишен ничего такого, что имели те апостолы. Как призвание его к апостольству было совершено Самим Господом, так и дарование к апостольскому служению было не меньше дарований других апостолов: 1Кор.15:10 ; и потому лжеучители напрасно унижали Павла, как позже других призванного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/k...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010