8). – Ждите обещанного от Отца: с этим для человеческого чувства тяжелым повелением – оставаться во враждебном им городе тотчас соединяется утешительное обетование, величайшее обетование – о ниспослании им всесильного покровителя и руководителя от всемогущего Отца. Речь идет, очевидно, о полном излиянии даров Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы (ст. 5; ср. Деян.2:2 и д.). Отчасти они получили уже от Господа дары Св. Духа ( Ин.20:21–22 и прим.), но полного излияния на них этих даров они должны были еще ожидать в Иерусалиме, что и совершилось в день Пятидесятницы. Господь называет здесь это сошествие Св. Духа обещанным от Отца (ср. Лк.24:49 : обетование Отца), так как Бог-Отец в Ветхом еще Завете через пророков дал обетование об излиянии Св. Духа во времена Христовы (ср. Ис.44:3 ; Иоил.3:1 и др.). О чем вы слышали от Меня: указывается не на подобную речь Господа, записанную у ев. Луки ( Лк.24:49 ), ибо та речь и рассматриваемая здесь, кажется, одна и та же. Господь указывает на речи свои об этом обещанном от Отца, сказанные еще до страданий Его. Таковы речи Его о помощи им от Духа Божьего в деле их проповеди и во время гонений ( Лк.12:11 и дал.; Мф.10:20 и парал.), таковы в особенности (ср. Злат. и Феофил.) речи Его об ином Утешителе в последней прощальной беседе Его с учениками, где Он с особенной полнотой раскрыл им учение об имеющем прийти к ним Утешителе – Духе Святом ( Ин.14:15–17 ; Ин.14:26 ; Ин.15:26 ; Ин.16:7 ; Ин.16:12–16 ). «Знай же, какую необходимость оставаться в Иерусалиме Господь возложил на них данным обещанием: чтобы по вознесении они не разбежались снова, этим ожиданием, как бы какими узами, Он удерживает всех их там» (Феофил., ср. Злат.). 5. Ибо Иоанн крестил водою; а вы чрез несколько дней после сего, будете крещены духом Святым. Иоанн крестил водою и пр.: об этом сошествии Св. Духа на апостолов говорили древние пророки, говорил сам Христос, говорил и предтеча Его – великий Иоанн Креститель. Господь указывает на изречения Иоанна Крестителя, записанные у евангелистов ( Лк.3:16 ; Ин.1:33 и парал.), который говорил, что грядущий по нем (Мессия) будет крестить своих последователей Духом Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Эта возрождающая, освящающая и спасающая благодать есть самое драгоценное и высшее для нас благо, ибо дарование ее нам было целью пришествия в мир Христа и Его крестных страданий и смерти. Огонь пришел Я низвести на землю, – сказал Он, – и как желал бы, чтобы он уже возгорелся! ( Лк.12:49 ). По изъяснению этих слов Христа св. Антонием Великим и Макарием Египетским , под огнем здесь разумеется возрождающая благодать Святаго Духа, которая изливается на нас в Таинстве миропомазания при совершении над нами Таинства крещения, почему она и называется крещенскою 44 . Как на параллельные к этим Божественным словам надо указать также и на следующие слова Христа: уне есть вам, да Аз иду (разумеется на крест и смерть): аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам: аще (ли) же иду, послю Его к вам ( Ин.16:7 ). Вот почему Симеон Новый Богослов говорит: «То и было целью и концом всего домостроительства Христова, чтобы верующие принимали Духа Святаго... и чтобы Он был как бы душою нашей души... и чтобы действием Сего Духа мы освящались, обновлялись и пересозидались по уму, совести и по всем чувствам» 45 . Сей великий святой отец Церкви согласно с учением о Царстве Божием Христа и апостола Павла ( Ин.3:5 ; Мф.13:33, 45–46 ; Лк.19:12–27 ; Деян.1:3–8 ; Рим.14:17 ), вместе со св. отцами Антонием Великим 46 , Макарием Египетским 47 и Ефремом Сириным 48 даже учит, что Царство Божие, которого Господь повелел нам прежде всего искать ( Мф.6:33 ), и есть возрождающая благодать Святаго Духа как источник нашей святой жизни 49 . Но этого самого драгоценного для нас блага, этой возрождающей благодати Святаго Духа с ее святостью нет и не может быть у протестантов, ибо у них нет Таинства миропомазания. В крещении, как это явствует из «Православного исповедания» 50 , мы только очищаемся от грехов, умираем для жизни плотской и возрождаемся от Святаго Духа для жизни новой и святой. Но последняя возможна для нас только при помощи той благодати, которую мы получаем в Таинстве миропомазания. В этом Таинстве преподается нам Дух Святый со всеми Его дарами, возращающими и укрепляющими нас в духовной святой жизни 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В апостольство призван был Филипп Самим Господом на другой день последования за Ним Петра и Андрея. Господь после крещения и сорокадневного поста в Иорданской пустыне, намереваясь идти из Иудеи в Галилею, встретился с Филиппом и сказал ему: гряди по Мне ( Ин.1:43 ). Филипп безмолвно последовал за Господом и с этой миинуты сделался неотлучным последователем и ревностнейшим учеником Господа. По призвании своем Филипп тотчас привел к Иисусу Христу друга своего и, по мнению некоторых, прежнего своего учителя Нафанаила, который, увидев Спасителя, первый исповедал Его Сыном Божиим, Царем Израилевым ( Ин.1:45–49 ). Спустя три дня после сего Филипп был на браке в Кане Галилейской, где сотвори начаток знамением Иисус и яви славу Свою: и вероваша в Него ученицы Его ( Ин.2:2–11 ). Через год Спаситель из множества учеников Своих избрал Филиппа в число ближайших и неразлучных двенадцати Своих апостолов ( Мк.3:14–18 ). Желая напитать в пустыне более пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами и явить Свое Божественное могущество, Господь спрашивал Филиппа, искушая его: чим купим хлебы, да ядят сии? ( Ин.6:5–7 ). По извещении Иисуса Христа ап. Филиппом о эллинах, желавших видеть Спасителя, Господь предрек о Своей крестной смерти, которая прославит Его и привлечет к Нему всех, и в знамение истины слов сих Бог Отец всенародным гласом Своим свидетельствовал: и прославих, и паки прославлю ( Ин.12:21–33 ). A по вопрошению ап. Филиппа о Боге Отце: Господи, покажи нам Отца, и довлеет нам, Господь открыл, что Он есть единосущен Богу Отцу. He веруеши ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть? Веруйте Мне, яко Аз во Отце, и Отец во Мне. Открыл также и о Св. Духе Утешителе, Которого Отец даст, и да будет с верующими в век, и о любви Единосущной Троицы к верующим: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя, возлюблен будет Отцем Моим: и Аз возлюблю его, и явлюся ему Сам ( Ин.14:8–21 ). По вознесении Иисуса Христа и по сошествии Св. Духа ап. Филипп проповедовал Евангелие в странах Азии и Африки 932 . Поприще своего служения Филипп начал на своей родине. Проповедуя в Галилее, он встретил однажды женщину, которая несла мертвого ребенка и неутешно плакала. Апостол Христов вспомнил Христову заповедь – воскрешать мертвых ( Мф.10:8 ), сжалился над бедной матерью и воскресил ее дитя. Женщина со всем домом приняла Св. Крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

3678. Ср.: fug. 6. 34: а также у блж. Иеронима (nom. hebr. 41. 16). 3679. Ср.: fug. 6. 34: а также у блж. Иеронима (nom. hebr. 14. 18; 33. 13). 3680. Ср.: у блж. Иеронима (nom. hebr. 3. 20; 41. 5). 3681. Ср.:1 Кор. 3:2. 3682. То есть о епископе. 3683. То есть к клирикам, которые жили в Верцеллах монашеской общиной. 3684. См.: Кол. 3:11. 3685. Ср.:1 Петр. 1:17; Иак. 2:1. 3686. Ср.: Мф. 5:3. 3687. Ср.: Откр. 3:12; 21:2. 3688. Ср.: Ис. 1:3. 3689. См.: Исх. 12:11. 3690. Ср.: Быт. 25:31–34; 27:1–35. 3691. См. примеч. к epist. 4. 17. 3692. См.: Быт. 28–30. 3693. См.: Быт. 33:1–10. 3694. См.: Ин. 1:29. 3695. Ср. у Вергилия (Aen. 4. 366); а также: Iacob. 2. 6. 27. 3696. Ср.: Кол. 3:13. 3697. См.: Исх. 33:7. 3698. См.: Исх 29:14. 3699. См.: Быт 18:3 и след. 3700. См.: Быт. 17:16 и след. 3701. См.: Быт. 19:2 и след. 3702. См.: Нав. 2:1 и след. 3703. Букв. «отлучайте от груди». 3704. См.: Исх. 20:12. 3705. Ср.: Лк. 9:23. 3706. См.: Ин. 19:25; а также: inst. u. 7. 49 и секвенцию Stabat Mater. 3707. См.: Мф. 27:51; Мк. 15:33; Лк. 23:44–45. 3708. См.: Лк. 23:40–43. 3709. Ср.: hymn. 5. 19. 3710. Ср.: hymn. 5. 19. 3711. См.:1 Петр. 2:18. 3712. Письмо написано, скорее всего, в 393 г. (см.: Zelzer. P. CXXVII). Римский епископ Сириций (384–399) сообщает об отлучении от Церкви Иовиниана и его последователей. Иовиниан, который был прежде монахом, выступил против аскетической практики и подвига девства. Противниками его учения были блж. Иероним (adu. Iou.); блж. Августин (bon. coniug. 2. 48; haeres. 82). Письмо было послано в Милан, где на соборе епископы одобрили решение Сириция (см. ниже: epist. 15). Это письмо епископа Сириция, сохранившееся среди писем свт. Амвросия, впервые говорит о первенстве девства над брачным состоянием (см.: Hunter D. Rereading the Jovinianist Controversy: Asceticism and Clerical Authority in Late Ancient Christianity/Journal of Medieval and Early Modern Studies. 2003. 33:3. P. 453–470). 3713. Иовиниан и его последователи. 3714. Ср.: epist. 62. 7, где говорится о покровении невесты епископом во время совершения христианского брака.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

Согласно традиционному чину, служба 12 Евангелий имеет следующий порядок: 1) двупсалмие; 2) шестопсалмие; 3) мирная ектения; 4) пение постового утреннего аллилуиария, а затем — тропаря Великого четверга Егда славнии ученицы, 5) малая ектения и 1-е Евангелие — Ин 13. 31-18. 1 (содержание: Прощальная беседа и Первосвященническая молитва Христа) 6) цикл из 15 антифонов, 5 седальнов и 5 Евангелий: a. антифоны 1-3; b. малая ектения; c. седален; d. 2-е Евангелие — Ин 18. 1-28 (содержание: предательство Иуды, взятие Христа под стражу и приведение Его к Анне, отречение ап. Петра);  a. антифоны 4-6; b. малая ектения; c. седален; d. 3-е Евангелие — Мф 26. 57-75 (содержание: Господь Иисус перед Каиафой и синедрионом, отречение и раскаяние ап. Петра);  a. антифоны 7-9; b. малая ектения; c. седален; d. 4-е Евангелие — Ин 18. 28-19. 16 (содержание: Господь перед судом Пилата, бичевание и поругание Господа);  a. антифоны 10-12; b. малая ектения; c. седален; d. 5-е Евангелие — Мф 27. 3-32 (содержание: самоубийство Иуды, Господь перед судом Пилата, бичевание и поругание Господа, Крестный путь);  a. антифоны 13-15; b. малая ектения; c. седален; d. 6-е Евангелие — Мк 15. 16-32 (содержание: поругание Господа, Крестный путь, Распятие); 7) блаженны; 8) прокимен «Разделиша ризы моя себе» (Пс 21. 18; стих — Пс 21. 1b) и 7-е Евангелие — Мф 27. 33-54 (содержание: Распятие и Крестная смерть Христа); 9) святоотеческое чтение (из творений свт. Иоанна Златоуста или прп. Ефрема Сирина; обычно опускается); 10) 50-й псалом; 11) 8-е Евангелие — Лк 23. 32-49 (содержание: покаяние благоразумного разбойника и Крестная смерть Христа); 12) трипеснец прп. Космы Маиумского; a. по 5-й песни трипеснца — малая ектения, кондак с икосом, синаксарий (обычно опускается); b. по 9-й песни трипеснца — малая ектения и светилен Разбойника благоразумнаго трижды; 13) 9-е Евангелие — Ин 19. 25-37 (содержание: Пресвятая Богородица у Креста, Крестная смерть Христа, прободение Его ребра, снятие с Креста); 14) хвалитные псалмы (согласно Типикону — по-праздничному, начиная с «Всякое дыхание») и стихиры;

http://bogoslov.ru/article/398799

17. Пророки, предсказывая о предназначенной нам Благодати, и сами желали видеть своими очами Христа Спасителя: но им открыто было, что они не для себя, а для нас представляли то, что ныне проповедано нам благовествовавшими Духом Святым ( 1Пет.1:10–12 ). Ветхозаветные священники ( Иак.2:21 ), пророки, цари ( Лк.10:24 ; Евр.7:1 ), патриархи ( Евр.7:4 ) и праведники хотя не видали Бога – Спасителя во плоти, но очами веры Его видели, и радовались ( Ин.8:56 ). Блаженны не видевшие, но веровавшие! Истинно верующий новозаветный Христианин, и не видя Бога, но покланяясь образу Спасителя, как Самому Христу, – более ветхозаветного Пророка ( Лк.10:24 ). 19–22. Слово Божие само по себе есть и свет, и жизнь ( Ин.1:4 ), но оно не производит в нас духовной жизни или потому, что лукавый ослепляет разум наш ( 2Кор.4:4 ) при маловерии нашем; или потому, что сердце наше ожесточено ( Мф.13:15 ) привычкой ко греху; или же потому, что мы предаемся житейским попечениям и заботам ( Лк.8:14 – Лк.14:17 ). 25–30. Добро и зло, праведники и грешники пребудут до скончания мира, – по благому о всех Божию Промыслу. 33. Слышимое слово Божие не приносит пользы, если слышавшие не растворяют оного верой ( Евр.4:2 ). Вера, (руководствующая нас в царствие небесное) в своем действии подобна хлебной закваске, которую полагают в муку, чтобы вскисло все тесто. Веру в сердце человеческом в Триединого Бога производит Божия благодать ( Ин.1:16–17 сл. с Сир.26:18–19 ). 38. Как в поле произрастают всякие растения, в добрые и худые: так и в мире (между человеками) есть люди добрые и злые, один другого добрее или злее. 41. Все грешники и все один от другого соблазняются; но кто другого соблазняет, тот тягчайшему осуждению подвергнется на суде Божием ( Мф.18:7 ). Грешники рассеяны по всему лицу земли; но в будущее пришествие Христово явятся на суд мгновенно от всех четырех стран, по действию ( Мф.13:47 сл.) Ангелов Божиих ( Мф.13:49 ), подобному рыбарям или неводу (действию рыбарей неводом – Мф.13:47 ). 43. Если праведники воссияют, как солнце, в царствии Небесном; то грешники во аде будут в противоположном состоянии и виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

   Христос родися!     Рождество Христово 1956 г.     Рождественское послание 1960 г.     «Царство Твое, Христе Боже, царство всех веков и владычество Твое во всяком роде и роде».     «Где есть рождейся Царь Иудейский: видехом бо звезду Его на востоке и приидохом поклонитися Ему» (Мф. 2:2), говорили волхвы, пришедшие в Иерусалим с Востока. Смутился, услышав то Ирод Царь. «Кто тот царь, помышлял он; неужели родившийся младенец, выросши свергнет меня с престола и воцарится вместо меня?». Он приказал избить всех младенцев в Вифлееме и его окрестностях. Но напрасно было пролитие невинной крови. Тот Младенец скрылся и избежал рук его.    А через тридцать лет, Тот, возмужалый уже, Младенец стал благовествовать Царствие Божие, взывая «покайтеся, приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). И учил Он: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное... блаженны изгнанные правды ради, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:3-11). Учил Он, как власть имущий, и власть та проявлялась во всем. Он повелевал стихиям. Он словом изгонял бесов, исцелял больных, воскрешал мертвых. Он прозирал все сокровенное. «Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев» (Ин. 1:49), воскликнул Нафанаил, когда понял, что Иисус ведает все его тайны.    Но Он решительно отклонял от Себя всякое проявление земной власти. «Кто поставил Меня судию или делителя над вами?» (Лк. 12:14) ответил Он человеку, просившему разделить имение между ним и братом. Сам Он платил дидрахму (церковную подать), а на вопрос Фарисеев — должно ли платить дань Кесарю или нет, ответил: «воздайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21).    Возвещал Он о Царстве, Царстве Божием, Царстве Небесном, и призывал готовиться к нему. Предрекал о Своей грядущей Славе. Но когда Его ученики Иаков и Иоанн просили посадить их возле Него в том Царстве, Он указал, что смирением и самопожертвованием достигается Оно, и чем кто больше смирит себя, тем выше будет в грядущей славе.     «Осанна, благословен грядый... царь Израилев» (Ин. 12:13; Мф. 21:9), восклицал народ, когда Он после воскрешения Лазаря, на осляти входил в Иерусалим. «Ты ли Царь Иудейский?» (Ин. 18:33, 36), спросил Пилат, когда через несколько дней тот же народ требовал Его распятия. «Царство Мое не от мира сего», ответил Сын Божий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

32 Вопрос о времени возникновения и смысле титула «апостол» в Церкви сталкивается с рядом трудностей. Из прямого текста Евангелия вытекает, что такое название дал Двенадцати Сам Господь ( Лк. 6: 13 ). Но поскольку в Новом Завете термин «апостол» применяется в разных смыслах, некоторые историки полагают, что он укрепился только в «послепасхальной общине» (см.: C.K. Barret . The Signs of an Apostle. 1972, p. 31). 33 Мф. 17: 24-27 . 34 См., напр.: Мф. 15: 15 ; Лк. 8: 45 (здесь характерно выражение «Петр и бывшие с ним»); 9: 28 ; 12: 41 ; Ин. 13: 36 . 35 См. так наз. II Послание Климента Римского (5). 36 Св. Кирилл Иерусалимский . Огласительные слова, II, 19. 37 Св. Иоанн Златоуст . Похвала св. Игнатию. Творения, т. II, с. 650. 38 Так в наиболее древних рукописях. 39 Цари назывались «сынами Ягве», поскольку Бог «усыновлял» их в акте интронизации (ср. Пс. 109 ). Позднее такие речения стали относить к Мессии (ср. Мф. 22: 44 ). В кумранском свитке псевдо-Даниила встречается термин «Сын Божий», но из-за фрагментарности отрывка трудно утверждать, что титул относится к Мессии. 40 См.: Пс. 28: 1 ; 88: 7 ; Иов. 1: 6 . 41 Мф. 16: 17-19 . 42 Характерно арам. слово бар (сын) и архаичное выражение «врата ада», означающее силы ада. Остается открытым вопрос, почему в Мк, которое, как гласит предание, было вдохновлено ап. Петром, отсутствует это место. Не исключено, что сам Петр из смирения не делал акцента на своем первенстве. 43 Ср. Ис. 22: 22 . 44 Лк. 13: 32 ; в этом же смысле можно понимать Мф. 26: 61 ; ср.: Ос. 6: 2 , а также трехчастное деление периода испытаний у Дан. f Противник (арам.) Примечания 45 В том, что Христос не позволял носить через двор поклажу (ср. Мк. 11: 16 ) и употребил не палку, а бич, свитый из веревок, следует видеть знак Его уважения к Храму: в Дом Божий полагалось входить без посоха. 46 Лк. 24: 34 ; 1 Кор. 15: 5 . 47 Деян. 1:8 ; ср. Ис. 43:10 ; 44:8 . 48 Деян. 1: 3 . 49 Ис. 11:6-9 ; Мих. 4:1-7 . 1 Кор 9:5 Лк 7:5 Деян 10:14 Екк 2:1 Ис 12:3 Ин 1:42 1 Кор 1:12

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Мнения народные о Христе были известны ученикам, и они перечисляют эти мнения в ответ на вопрос Христа. Они сказали: «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». Об этих мнениях народных евангелисты сообщают и по другому поводу ( Мк.6:14–16 . Лк.9:7–8 ) и там перечисляются те же самые мнения. Известно из евангелия, что за воскресшего Иоанна Крестителя считал Христа Ирод Антипа ( Мф.14:1–2 ; Мк.6:14 ). Илию ждали как предтечу Мессии на основании пророчества Малахии о явлении Илии Фесвитянина пред наступлением дня Господня, великого и страшного ( Мал.4:5 ). Книжники говорили, что Илии надлежит прийти прежде ( Мф.17:10 ; Мк.9:11 ). Христос указывал исполнение пророчества Малахии на Иоанне Крестителе ( Мф.11:14, 17:12–13 . Мк.9:13 ). Об ожидании пред пришествием Христовым Иеремии или ещё кого из пророков ничего не известно; упоминания об Иеремии в 2Мак.2:1–9, 15:12–16 ; 3Ездр.2:18 не дают основания к каким-либо определённым заключениям 21 . Марк и Лука опускают имя Иеремии. Были, следовательно, люди, которые считали Иисуса Христа вообще за одного из воскресших пророков, безотносительно к пришествию Мессии 22 . Подробные разыскания обо всех этих народных мнениях никакого особого богословского значения иметь не могут 23 . Когда апостолы перечислили различные мнения о Христе, распространённые в народе, Он спрашивает их: вы же за кого почитаете Меня? μες δ τνα με λγετε εναι; Самая форма вопроса показывает, что от Своих ближайших учеников и последователей Он ожидает такого мнения, которое можно противопоставить мнениям народным. «Когда Христос спрашивал о мнении народа, тогда все отвечали на Его вопрос: когда же о их собственном, то Пётр, уста апостолов, всегда пламенный, глава в лике апостольском, не терпит, предупреждает и говорит: Ты Христос, Сын Бога живого ( Мф.16:16 )» 24 . Сыном Божиим ученики называли Иисуса Христа и раньше: так назвал Его Нафанаил при самом своём призвании ( Ин.1:49 ) и «все бывшие в лодке после укрощения бури» ( Мф.14:33 ). Однако исповедание Христа устами ап. Петра в пределах Кесарии Филипповой сохраняет своё исключительное значение. Восклицание апостолов в лодке: ληϑς ϑεο υς ε – имело своим понятным источником те переживания, которые были у них как очевидцев чудесного проявления могущества Христова и Его власти даже над стихиями природы; здесь «исповедание» является ясным и сложившимся убеждением. Толкователи и комментаторы обращают внимание на то, что в ответе Петра все слова стоят с членом: Χριστς υς το ϑεο το ζντς. Пётр исповедал Иисуса Христа Единородным Сыном Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Так на Него сошел Дух в виде голубя (Мф.3:16; Мк.1:10; Лк.3:22; Ин.1:32), потому что, уподобившись нам, как один из нас Он в установленном порядке крестился; тогда, как говорится, Собственный Его Дух стал для Него и данным свыше. Это и есть умаление (Флп.2:7); так должно понимать слова: нас ради «обнища богат сый, да мы нищетою его обогатимся» (2Кор.8:9). Итак, дан был, как я сказал, в начале Адаму Дух, но Он не остался в природе человека, ибо (последний) уклонился к преступлению, впал в грех; когда же Единородный, будучи богатым, обнищал и вместе с нами, как человек, принял собственного Своего Духа как дарованного, Он пребыл на нем, как говорит Евангелист Иоанн (Ин.1:32) чтобы затем жить и в нас в силу того, что Он уже пребывает во втором родоначальнике, то есть во Христе (поэтому Он и называется вторым Адамом). Благодаря этому мы беспримерным образом воссозидаемся в лучшем состоянии и весьма легко получаем возрождение Духом, приобретая не первое, — разумею — плотское, тленное, греховное, ибо «мудрование... плотское по обычаю, смерть есть» (Рим.8:6), но горнее второе, от Бога Духом, насколько справедливо речение: «иже не от крове, ни от похоти плотския,... но от Бога родишася» (Ин.1:13). Итак, сопричисленным к чадам Божиим надлежало обогатиться благодатью Святого Духа, что и совершил в нас Христос, а подтверждает Петр, говоря: «десницею убо Отчею быв вознесен, и обетование Святаго Духа прием от Отца, излия сие, еже вы видите и слышите»(Деян. 2:33), ибо Он как человек принимает от Отца присущее Ему по естеству, а «изливает на нас обильно» (Тит.3:6), потому что Он Бог по естеству и стал плотию (Ин.1:14). Изольет же «на всяку плоть». Отсюда ясно, что не на одних только «сущих от обрезания» (Кол.4:11), но решительно на всех призываемых чрез веру, будут ли то малые или великие, рабы и свободные, варвары и Скифы (Кол.3:11): благодать спасения во Христе предлагается живущим по всей поднебесной, потому что «той чаяние языков» (Быт.49:10). Если же кто, необузданный на язык, болтая вздор, скажет, что плотью называются и скоты, то пусть знает, что предмет пророчества ограничивается одним только родом человеческим, а не «о волех радит» Бог, как сказал мудрый Павел (1Кор.9:9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3523...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010