Ст. 19–22 содержат в себе отчасти разъяснение, отчасти подтверждение обетований, данных в стихах Иер. 33:14–18 . Завет Божий с домом Давида и с родом Левия не будет нарушен. Слово Божие и в этом случае должно остаться таким же непременным законом, как неизменен закон смены дня и ночи. Этот закон установлен Богом, и потому неизменен: неизменным же должно остаться и Божие установление относительно дома Давидова и рода Левиина. В лице праведной отрасли своей, чрез которую «спасен будет» народ еврейский (ср. Мф. 1:21 : и наречешь Ему имя: Иисус, ибо Он спасет людей своих от грехов их), Давидов дом будет царствовать над домом Иакова во веки ( Лк. 1:23 ). «Левиты-священники» не перестанут быть служителями Господа – в лице новозаветных пастырей и учителей, которых Христос Спаситель поставил на земле для дела служения ( Еф. 4:12 ). В Иер. 33:22  обетование о размножении потомков Давида и Левия до многочисленности звезд небесных и песку морскаго напоминает своею формою обетование, данное Аврааму в Быт. 15:5 . «Отцем множества народов» ( Быт. 17:4 ) Авраам мог быть назван только как «отец верующих» ( Рим. 4:11 ), которыми становятся все народы ( Мф. 28:19 ; ср. Кол. 3:11 ) до края земли ( Деян. 1:8 ). Те же верующие, то же многочисленное потомство может быть усвоено Давиду и Левию в том смысле, что Христос «соделал нас» – верующих – «царями и священниками Богу и Отцу своему» ( Откр. 1:6 ). В стихе Иер. 33:20  слова: можетъ ли разоритис завтъ мой со днемъ… не соответствуют точно началу стиха Иер. 33:21 : то и завтъ мой разоритс… Соответствие между двумя половинами периода было бы полное, еслибы лат. текст вульгаты, точно следующий еврейскому, был переведен правильнее: si irritum potest fieri pactum meum...=«аще может разоритися завет мой...: то и...». Иер. 33:23–26 23. И бысть слово Гдне ко глагол: 23. И было слово Господне к Иеремии: 24. Еда не виделъ ес, что рекоша глаголюще: два народа, хже избра Гдь, и се верже : и прегорчиша людей моихъ, (сег ради) к да не бдетъ ктом народъ пред ними;

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Но неверующие и нечестивые не воскреснут этим первым воскресением, не будут блаженствовать за гробом; но будут мучиться страхом суда вечного, и только в день всеобщего воскресения плотью восстанут на осуждение и подвергнутся вечному мучению, которое здесь называется второй смертью: Откр.20:14 . Откр.20:6 . «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти, но они будут священниками Бога и Христа и будут царствовать с Ним тысячу лет». Объясн. Немного пройдёт времени после разрешения дьявола до осуждения его и наказания в геенне. Так что слова «будут священниками Христу», по изъяснению Андрея, Архиеп. Кесарийск., нужно понимать как повторение прежнего, ибо хотя и видимые ныне на опыте и в течение дел знамения и чудеса святых были будущими в то время, когда открываемо было сие Евангелисту. Поскольку две смерти, то нужно понимать столько и воскресений. Первая смерть есть телесная, посланная в наказание за преслушание человеческое, вторая смерть – вечное мучение: Мф.25:46 . Первое воскресение – оживотворение от мёртвых дел, второе – претворение тела от тления в нетление: срав. 1Кор.15:52–53 . Иов.14:12 . «Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего». Объясн. Эти слова указывают на состояние тела умершего человека до последнего суда и воскресения тела: 1Кор.15:52–53 . Умершие люди находятся в бодрственном и деятельном состоянии: Лк.16:27 ; сравни явление пророков во время преображения Господня: Мф.17:3 ; Ин.17:24 ; Лк.23:43 . В Ветхом завете праведники после смерти нисходили в ад: Быт.27:35 , откуда были выведены Христом: 1Пет.3:19 ; Пс.106:14 . В блаженное состояние верующих и умерших людей веровал апостол Павел, когда говорил: 2Кор.5:1:8 ; Флп.1:23–24 . О воздаянии каждому по делам Откр.20:12:15 . «И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими... И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». Объясн. По изъяснению Андрея, Архиеп. Кесарийского, мертвецами называются все люди, как подлежащие смерти тела, или умерщвлённые преступлениями. Велики же они и малы или по возрасту, или потому, что более или менее делали деяния мертвенности, и наказаны будут соответственно деяниям: 2Кор.5:10 . Или великие суть праведные, а малые и поистине малоценные – грешники, по малоценности души их из-за грехов. Книги же разогнутые означают деяния и совесть каждого. А книга жизни есть та, в которой написаны имена святых: Откр.3:5 ; Лк.10:20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Совершать богослужебные действия полагалось лишь священникам, которым помогали левиты; всем прочим это категорически возбранялось. Известно, что преступивший запрет царь Озия был поражен от Бога проказой (см.: 2Пар.26:16–23 ). Корея, Дафана и Авирона, восставших против богоустановленного священства, живыми поглотила земля (см.: Числ.16:1–33 ). И царя Саула Бог отрешил от царствования, как безумца, потому что он принес жертву Богу вместо священника (см.: 1Цар.13:1–14 ). Таким образом, в Ветхом Завете было священство всеобщее, в силу которого все израильтяне именовались царственным священством и народом святым ( Исх.19:5–6 ; и 1Пет.2:9 ) и священство богоучрежденное, ограниченное родом Аарона и имеющее три степени: первосвященническую, священническую и левитскую (см.: Исх.28:1–3 ). Вместе с тем уже во времена пророческие, за семьсот лет до пришествия Христова, Бог предсказал, что изберет Себе священников не только из колена Левиина и из потомков Аарона, но из всех народов земли, по закону благодати: Я... приду собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою. И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам... и они возвестят народам славу Мою и представят всех братьев ваших от всех народов в дар Господу... на святую гору Мою, в Иерусалим... Из них буду брать также в священники и левиты, говорит Господь ( Ис.66:18–21 ) 120 . Христос, будучи Сам концом закона ( Рим.10:4 ), установил по Своем пришествии в мир новое священство (см.: Евр.7:12 ). Из множества учеников Он избрал двенадцать, которых назвал апостолами (см.: Мф.10:1–2 ; Мк.3:13–19 ; Лк.6:13–16 ), а затем еще семьдесят (см.: Лк.10:1–24 ). Впоследствии двенадцать апостолов поставили в Церкви семерых диаконов (см.: Деян.6:3–6 ). Двенадцать апостолов были научены Господом совершать крещение и во время земного Его служения крестили народ (см.: Ин.4:2 ). Те же двенадцать научились от Него помазанию больных елеем и изгнанию бесов (см.: Мк.6:7–13 ; Иак.5:14–15 ), молитве и преломлению хлеба то есть Божественной литургии (см.: Мф.26:26–28 ; Мк.14:22–23 ; Лк.22:19–20 ). Этим же двенадцати Господь являлся в течение сорока дней по воскресении, говоря о Царствии Божием ( Деян.1:3 ). И на них же сошел в день Пятидесятницы Дух Святой, ниспосланный Господом от Отца и облекший их силою свыше для проповеди Евангелия (см.: Деян.1:5; 2:1–4 ; Лк.24:48–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Объяснение. Святой Иоанн объят был великой радостью, внимая вести о брачной вечере Агнца: ст.2:9. В этом духовном восторге он очевидно принял Ангела, говорившего с ним, за Самого Господа, за Самого Победителя тёмной силы, почему и устремился воздать ему поклонение. Ангел должен был отказаться от поклонения, воздаваемого с таким расположением. Божеское поклонение можно и должно воздавать Одному Богу. Однако это нисколько не противоречит тому, что можно и должно почитать преклонением главы и всего тела не только небесных духов, но и святых: Мф.18:10 ; Рим.14:18 ; 1Пар.21:16 ; Тов.12:12 . Откр.22:9 . «Но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я – сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей: Богу поклонись». Объяснение. Как в присутствии царя земного нельзя кланяться вперёд слуге царскому, так и здесь, в присутствии Сидящего на престоле ( Откр.21:5 ), Ангел не мог принять от Иоанна поклонения и потому сказал: Богу поклонись. Но почитание святых Ангелов, как слуг Божиих, имеет для себя основание в Священном Писании: Нав.5:14 ; Суд.13:20 ; 1Пар.21:16 ; Рим.14:18 . Втор.4:19 . См. объясн. Деян.7:42 . Втор.17:3 и 4Цар.23:5 . «И пойдёт и станет служить иным богам и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел». Объяснение. Святые Ангелы называются не «воинством небесным», а «воинством Господним»: Нав.5:14–15 ; следовательно, здесь осуждается поклонение «воинству небесному» – светилам небесным (сабеизм). За чествование же святых Ангелов благочестивые люди получили благословение Божие: Нав.5:14 ср. 6:19; Суд.13:20 ср. 13:23–24. Иер.19:13 и Соф.1:5 . «И домы Иерусалима и домы царей Иудейских будут, как место Тофет, нечистыми, потому что на кровлях всех домов кадят всему воинству небесному и совершают возлияния богам чужим». Объяснение. Здесь опять-таки под «воинством небесным» разумеются светила небесные и осуждается поклонение этим светилам: Деян.7:43 . Между тем как Ангелы Господни называются не «воинством небесным», а «воинством Господним»: Нав.5:14 , и потому к чествованию святых Ангелов эти слова пророка можно относить только вследствие заблуждения, проистекающего от смешения понятий «о воинствах» небесных и Господних. За чествование святых Ангелов благочестивые люди, как выше доказывалось, получили благословение Божие: Нав.6:19 ; Суд.13:20 . Много и других мест Священного Писания, свидетельствуют в пользу почитания и призывания в молитвах святых Ангелов, как, напр.: Нав.5:15 ; Быт.19:1 ; Тов.12:12 и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Мф.24:14.   Во свидетелство всем языком …, во свидетельство всем народам;… во обличие, в осуждение не уверовавших, чтобы они не могли сказать в день Суда: мы не слышали проповеди. Это же сказано и в десятой главе (ст. 18)… Мф.24:14.   И тогда приидет кончина , и тогда придет конец. конец храма и Иерусалима, как мы выше сказали. Итак, говорит: после того как исполнится все вышесказанное и после того как будет проповедано Евангелие по всей вселенной, тогда настанет для иудеев совершенная гибель. А что действительно прежде разрушения Иерусалима было проповедано Евангелие по всему миру, об этом сказал Павел: «неподвижими от упования благовествования, еже слышасте, проповеданое всей твари поднебесней» (Кол. 1:23). тверды и непоколебимы в вере и не отпадете от надежды благовествования, которые вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной. Если он сам проповедовал от Иерусалима до Испании, то подумай, до каких пределов доходили остальные апостолы. Потому-то Иерусалим погибает уже после того, как было проповедано Евангелие по всей вселенной, чтобы иудеи не имели даже тени защиты, видя такую силу проповеди, что она в короткое время облетела всю вселенную и везде воссияла, между тем как сами они оставались в неверии и упрямстве. Мф.24:15.   Егда убо узрите мерзость запустения, реченную Даниилом пророком, стоящу на месте святе: иже чтет, да разумеет . Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, - Мерзостью называет здесь статую Тита, которую он, взяв город, поставил внутри храма. И действительно, такие изображения закон называл мерзостью. А назвал мерзостью запустения, потому что она была поставлена после опустошения города и храма. Или потому, что была изображением того, кто произвел опустошение это. Слова: «егда узрите» , казалось бы, сказаны к апостолам, но они относятся к иудеям, которые должны были знать, что не в далеком будущем, но при их жизни поставится мерзость. Притом многие из апостолов умерли прежде этого времени, а другие, оставшиеся в живых, находились тогда в других странах вселенной. Отослал их к Даниилу, который пророчествовал об этой мерзости и гибели. Тогда, говорит, читающий книгу Даниила (9, 27) должен понять, что наступила погибель. Лука (21, 20) указывает другой признак: «егда же узрите обстоим Иерусалим вои, тогда разумейте, яко приближися запустение ему» . Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его…

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

То есть в контексте нашей современной православной жизни есть опасность, что конец света наступит нт тогда, когда мы в посте и молитве, но когда религиозный праздник пришел и мы разговляемся. Сказано: «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их» ( Ис.1:13–14 ). Богу не угодно, когда религиозное торжество праздника приводит к пышному застолью, пьянству и пустословию. Поэтому слова « молитесь, чтобы не случилось бегство ваше… в субботу » могут иметь не только аллегорический, но и прямой смысл. Среди первых христиан из числа евреев было несколько «тысяч уверовавших Иудеев, и все они ревнители закона» ( Деян.21:20 ), включая апостолов, которые всё строго соблюдали, включая правила кашрута ( Деян.10:14 ) и субботний покой ( Лк.23:56 ). Предваряя события, связанные с осадой Иерусалима, Сын Божий мог учитывать и особенности субботнего расслабления в неге праздничного покоя. Таким образом аллегорическое истолкование позволяет использовать стих в применении к трудным или последним временам; его прямое прочтение говорит об известных события прошлого. Златоуст, как представитель «исторической» антиохийской школы истолкования текста, рассматривает именно прямой смысл (Толкование на Матфея – 76.1), а Кирилл Александрийский сохраняет верность александрийского аллегорического способа прочтения библейского текста. В этом и есть богатство традиций. Далее мы читаем: Мф.24:21 . «ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет». Сравнивая данный стих ( Мф.24:21 ) со стихом из Книги Даниила (12, 1): «и наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени; но спасутся в это время из народа твоего все, которые найдены будут записанными в книге», мы относим текст Мф.24:21  более к последним временам. Святитель Иоанн Златоуст , верный традициям антиохийской экзегезы, дает следующие истолкование: «Да не подумает кто-либо, что это сказано преувеличенно; пусть прочитают Иосифа (Флавия) и узнают истину этих слов. Иосиф, как верующий, увеличил изображение этих бедствий для того, чтобы подтвердить сказанное; он был иудей весьма строгий, ревнитель и из числа тех, которые жили по пришествии Христовом. Что же он говорит? То, что эти бедствия превзошли всякое описание бедствий и подобной войны никогда не случалось с каким-либо народом» 403 . Ссылка, сделанная Златоустом на историческое сочинение Иосифа Флавия «Иудейская война», подчеркивает историческую направленность антиохийской экзегезы. Но не снимает всей проблемы в отношении данного текста и к последним временам.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Учение о необходимости благодатной помощи Божией в деле личного спасения имеет прямое и прочное обоснование в Св. Писании. «Без Меня не можете делать ничего» – этими словами поясняет Спаситель замечательную притчу о виноградной лозе ( Ин.15:1–6 ). Отвечая на вопрос учеников, «Кто же может спастись?», Он ответил: «Человекам это невозможно, Богу же все возможно» ( Мф.19:25–26 ; Лк.18:26–27 ). Как мы видели из уже приведенного выше текста, «никто не приходит к Отцу, как только чрез» Иисуса Христа ( Ин.14:6 ), но для того, чтобы взыскать и познать Иисуса Христа как путь, истину и жизнь (там же), необходимо предваряющее действие благодати Отца небесного: «Никто не может придти ко Мне, – говорил Христос в споре с иудеями, – если не привлечет его Отец, пославший Меня, и Я воскрешу его в последний день». У пророков написано: и будут все научены Богом ( Ис.4:13 ). «Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне» ( Ин.6:44–45 ). Так и ап. Павел, призвав филиппийцев «со страхом и трепетом» совершать «свое спасение», т. е. прилагать для спасения личные усилия, добавляет: «потому что Бог производит в нас и хотение, и действие по Своему благоволению» ( Флп.2:12–13 ), указывая тем самым, что благодать необходима не только для реализации нашего желания творить добро, но и для возникновения в нас самого желания. Постоянно имея в виду необходимость благодатного содействия Божия для членов Церквей, ап. Павел постоянно включает в свои послания пожелания пребывания с ними благодати Божией, в частности, начиная и заключая такими пожеланиями почти каждое послание( Рим.1:7, 16:24 ; 1Кор.1:3–6, 16:23 ; 2Кор.1:2, 13:13 ; Гал.1:2, 6:18 ; Еф.1:2,6:24 ; Флп.1:2, 4:23 ; Кол.1:3, 4:18 ; 1Сол.1:1, 5:28 ; 2Сол.1:2, 3:18 ; 1Тим.1:2,6:21 ; 2Тим.1:2, 4:22 ; Тит.1:4, 3:15 ; Флм.1:3, 1:24 ). Св. Ефрем Сирин , видя корни личного спасения в спасении, соделанном Иисусом Христом, связывает необходимость благодати с обуславливающим ее фактом объективного спасения: «Бог требует от тебя, чтобы сам на себя был ты гневен, вел брань с умом своим, не соглашался на порочные помыслы и не услаждался ими. Искоренить же грех и прирожденное зло и побороть сопротивника – Божие уже дело. Ибо если бы сам ты в состоянии был сделать сие, то какая была бы нужда в Господнем пришествии? Как невозможно видеть глазами без света, или говорить без языка, или слышать без уха, или ходить без ног, или работать без рук: так невозможно человеку спастись или войти в небесное царство без Господа Иисуса». 72

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Мф.4:21–22 .  И прешед оттуду, виде ина два брата, Иакова Зеведеева, и Иоанна брата его, в корабли с Зеведеом отцем ею, завязующа мрежи своя, и воззва я. Она же абие оставльша корабль и отца своего, по Нем идоста. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. Обрати внимание и на их веру, по которой они презрели и отца; необходимо Христу предпочитать и родителей. Немалым доказательством их добродетели служит то, что они легко переносили бедность, своими руками сыскивали пропитание, были связаны между собою взаимною любовью, держали при себе отца и служили ему. Вероятно, что они слышали от Петра и Андрея, что Христос обещал последователей Своих сделать ловцами человеков. Мф.4:23 .  И прохождаше всю Галилею Иисус, учя на сонмищих их... И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их… «Прохождаше» вместо: «обходил». Учил Он в синагогах, частью чтобы больше привлечь, частью чтобы никто не мог сказать, что, уча тайно необразованных, Он обольщал их, так как боялся учить открыто. Мф.4:23 .  И проповедая Евангелие Царствия... ...и проповедуя Евангелие Царствия… Марк написал: «Царствия Божия» ( Мк.1:14 ). Евангелие Царствия Божия, т.е. Новый Завет , как учащий о Царстве Божием, или как вводящий в Царство Божие повинующихся Ему. Мф.4:23 .  Изцеляя всяк недуг и всяку язю в людех. ...и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. «Недуг» ( νοσος – «болезнь») есть продолжительное нарушение состояния тела, – а «язя» ( μαλακια – «немощь») есть начало телесного расслабления, предвестник болезни. Так бывает по отношению к телу. По отношению к душе болезнь (недуг) есть действие греховное, – а немощь (язя) есть расслабление рассудка, согласившегося на это действие. Мф.4:24 .  И изыде слух Его по всей Сирии... И прошел о Нем слух по всей Сирии… Марк сказал: «Изыде же слух Его абие во всю страну Галилейску» ( Мк.1:28 ): И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Мф.4:21-22. И прешед оттуду, виде ина два брата, Иакова Зеведеева, и Иоанна брата его, в корабли с Зеведеом отцем ею, завязующа мрежи своя, и воззва я. Она же абие оставльша корабль и отца своего, по Нем идоста Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.    Обрати внимание и на их веру, по которой они презрели и отца; необходимо Христу предпочитать и родителей. Немалым доказательством их добродетели служит то, что они легко переносили бедность, своими руками сыскивали пропитание, были связаны между собою взаимною любовью, держали при себе отца и служили ему. Вероятно, что они слышали от Петра и Андрея, что Христос обещал последователей Своих сделать ловцами человеков. Мф.4:23. И прохождаше всю Галилею Иисус, учя на сонмищих их И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их…     «Прохождаше» вместо: обходил. Учил Он в синагогах, частью чтобы больше привлечь, частью чтобы никто не мог сказать, что, уча тайно необразованных, Он обольщал их, так как боялся учить открыто. Мф.4:23. И проповедал Евангелие Царствия и проповедуя Евангелие Царствия,…    Марк написал: «Царствия Божия» (Мк. 1:14). Евангелие Царствия Божия, т.е. Новый Завет, как учащий о Царстве Божием, или как вводящий в Царство Божие повинующихся Ему. Мф.4:23. Изцеляя всяк недуг и всяку язю в людех и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.     «Недуг» (νοσος — болезнь) есть продолжительное нарушение состояния тела, — а «язя» (μαλακια — немощь) есть начало телесного расслабления, предвестник болезни. Так бывает по отношению к телу. По отношению к душе болезнь (недуг) есть действие греховное, — а немощь (язя) есть расслабление рассудка, согласившегося на это действие. Мф.4:24. И изыде слух Его по всей Сирии И прошел о Нем слух по всей Сирии;…    Марк сказал: «Изыде же слух Его абие во всю страну Галилейску» (Мк. 1:28):И скоро разошлась о Нем молва по всей окрестности в Галилее.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

Сила евангельских заповедей в том, что они естественно вводят в беспредельность Божественного Бытия. Душа блаженно удивляется пред Богом; она в восторге пред Его предвечным величием, она поражена и Его снисхождением к нам в воплощении. Во всем ее Учитель Христос (Мф. 23:8). Без Него человечество неизбежно погибнет в глубинном мраке своей злобы. Христос — Свет миру; чрез Него явлена истина и «от полноты Его все мы принимаем и благодать на благодать» (ср.: Ин. 8:12; Ин. 1:16—17). Смиренный «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (1 Петр. 5:5; Мф. 23:12). Благодать есть Его, Бога, жизнь, и Он дает Свою жизнь стремящимся к подобию Ему. «Кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:12). В силу этого принципом нашей аскетики является движение к самоумалению, к «бесконечно» малому, и никак не гордая потуга к самовозвеличению. Наш путь есть путь апофатического подвига чрез наше «истощание» в следовании Христу, истощившему Себя даже до крестной смерти (ср.: Фил. 2:5—9). Чем глубже идем мы «вниз», тем радикальнее очищаемся от последствий гордого падения нашего Праотца Адама. И когда сердце наше становится чистым (Мф. 5:8), тогда вселяются в нас и Отец, и Сын, и Дух Святой, и мы вводимся в непоколебимую реальность Божьего Царства, где неисповедимое величие слито воедино с соответствующим ему смирением и кротостью.    Само воплощение Бога-Слова есть тоже истощание, онтологически свойственное божественной любви. Отец истощает Себя всего в Рождении Сына. И Сын ничего не присваивает Себе, но все отдает Отцу. Наше же истощание выражается в том, что мы оставляем все, что нам дорого на земле, во исполнение заповеди: «...если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой... ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24—25). И снова: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лк 14:33).    И это есть путь Бога Живого. «Один законник... искушая Иисуса, сказал: Учитель, что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Иисус же сказал ему: в законе что писано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душой твоею, и всей крепостью твоею, и всем разумением твоим, и ближнего своего, как самого себя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010