б) Овладевая нами, проявляясь в мыслях, желаниях и поступках наших, живущий в нас грех вводит вражду и нестроение в целое общество человеков. Не управляемые одной волей Божией, несвязанные союзом веры, любви и упования, единством мыслей и желаний, падшие люди, по слову премудрого, взыскаша помыслов многих. От того помысл одного не сходится с помыслом другого, и желанию одного противится желание другого. Отсюда в одном человечестве являются сыны света и чада тьмы, друзья и враги, доброжелатели и наветники, утеснители и страждущие. До какой ужасной степени простирается сия вражда в человечестве, показывают реки пролитой крови человеческой. Совершенное уничтожение сего порядка вещей последует тогда, когда совершится окончательная победа над дьяволом . А дотоле Церковь Божия всегда находилась и будет находится в состоянии церкви воинствующей, и вси же хотящии благочестиво житии о Христе Иисусе, гонимы будут ( 2Тим.3:12 ). Единственное оружие в сей брани для ищущих жизни вечной есть христианская любовь ко всем, терпение и молитва ( Мф.5:44, 11 . Рим.12:14, 20–21 ); пример представляют в себе св. Апостолы ( 1Кор.4:9–16 , 2Кор.11:24–30 , 2Тим.3:10–11 ). в) Но сего мало. Мы соединены тесным союзом с окружающими нас тварями, погружены, так сказать, своей жизнью в общей жизни вселенной; так что все действует на нас, и мы действуем на все. Почему, когда действия наши управляются волей Божией, которой все повинуется, тогда они благотворны для всего и сопровождаются благотворным воздействием на нас: любящим Бога, по слову апостола, вся споспешествуют во благое (сравн. Мф.6:25–33 ). Но если действия наши, управляясь законом греховным, идут вопреки воле Божией и закону естества: тогда они вносят беззаконие, нестроение и вражду во всю, окружающую нас, тварь, и заставляют мир, по слову премудрого, споборет же с ним … на безумные ( Прем.5:20–24 ); тогда самая земля, обременяемая беззакониями живущих на ней, как преступный раб трепещет и содрогается от лица Отца небесного; тогда самый воздух, заражаемый дыханием страстей человеческих, дышет на нас болезнями и смертью ; тогда самое небо, оскорбляемое восходящим до него воплем злобы человеческой, становится как бы над главой нашей. Отсюда новый вид вражды, которую произвел грех, – вражда человека со стихиями, и стихий с человеком (срав. Рим. 8:20–22 ). Избавимся от сей брани тогда, когда явится новое небо и новая земля, в них же правда живет ( 2Пет.3:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Несостоятельность предварительных определений, на основании коих о. Светлов делает первое основное определений Царства Божия. Отсутствие у о. Светлова учения о Царстве Божием, как о внутренней возрождающей благодати. Неправильный взгляд его на значение таинств Глава 2. Ссылки о. Светлова на враждебные Православной Церкви воззрения для подтверждения своего ложного учения о Царстве Божием I. Отрицательное отношение о. Светлова к влиянию византизма на русскую богословскую мысль и предпочтение им лютеранского богословия византийскому в вопросе о Царстве Божием § II. Ссылка о. Светлова на Григория Петрова, как на проводника Царства Божия § III. Ссылка о. Светлова на Вл. Соловьева, как на истинного и выдающегося богослова. Пантеистические и гностические воззрения Вл. Соловьева и его еретическое учение о Софии § IV. Несостоятельность учения Вл. Соловьева о Царстве Божием. Ложный взгляд его на соединение церквей § V. Ссылка о. Светлова на учение Льва Толстого о Царстве Божием § VI. Крайне злобное отношение о. Светлова к так называемому им «лжехристианству», т.е. к представителям нашей духовной цензуры и к богословам, объясняющим искупление действием не только Божественной любви, но и Божественного правосудия Глава 3. Богооткровенное и святоотеческое учение о Царстве Божием § I. Учение Господа Иисуса Христа о Царстве Божием как о самом высшем и драгоценном для нас благе. Свидетельства Христа о Царстве Божием как о возрождающей крещенской благодати, в притчах (Мф.13:33, 44–46) и в Своей проповеди по воскресении (Деян.1:1–8). Свидетельства Христа о том же в беседе с Никодимом, самарянкой и в словах: Ин.7:37–39; Мф.28:19; Мк.16:16 § II. Опытное познание о Царстве Божием как о крещенской возрождающей благодати, полученное Апостолами при сошествии на них Св. Духа. Определение Царства Божиего Ап. Павлом (Рим.14:17). Царство Божие как возрождающая благодать, получаемая в таинствах крещения и миропомазания. Святоотеческое определение Царства Божиего § III. О проявлениях Царства Божиего, указанных в словах Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Основания для почитания Ее находим в священном Писании. Какой имеет смысл почитание Ее, по заповеди ее церкви? Мы именуем Ее, – Богородицей, ублажаем или прославляем Ее, обращаемся к Ней с молитвами, в надежде, при Ее ходатайстве за нас пред Богом, получить просимое. 1) Богородицей мы именуем Ее, потому что Она родила Бога, так как Господь Иисус Христос есть и Бог, и Человек. Она родила Его по человечеству, но родившийся от Нее Человек был и истинный Бог. «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил», пророчествовал о Нем пророк Исаия ( Ис.7:14 ), а слово Еммануил, по изъяснению св. Матфея, значит: с нами Бог ( Мф.1:23 ). Поэтому-то, в св. Писании Пресвятая Дева именуется Матерью Господа, что равносильно наименованию Богородицы. Св. Елизавета, родственница св. Марии, не сама по себе, а исполнившись Св. Духа, встречает Ее словами: благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего. И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» ( Лк.1:41–43 ); затем многократно Она называется Матерью Господа, – напр., у Мф.2:13, 14, 20 , Лк.2:7 ; Лк.2:33, 34 ; Лк.2:43, 48 ; Ин.2:3, 5, 19 , Ин.2:25–26 и др. Как Матерь Господа И. Христа, истинного Царя неба и земли, Она и Сама называется Царицей Небесной, как называл Ее в пророчестве царь и пророк Давид: «предста Царица одесную Тебе (Господа), в ризах позлащенных и приукрашенных» ( Пс.44:10 ). 2) Итак, она ближе всех к своему Сыну и Богу, Она одесную Его. По глубокой вере в свое величие, как Матери Господа, прежде чем исполнилось то, о чем благовествовал ей св. архангел Гавриил, она пророчествует: «отныне будут ублажать Меня все роды, что сотворил Мне величие Сильный» ( Лк.1:48–49 ). Какой еще заповеди об ублажении Пресвятой Девы будем искать в св. Писании, читая эти слова Евангелия: «отныне будут ублажать Меня все роды». И мы видим примеры ублажения Ее, как Матери Господа, в св. Евангелии: «радуйся, Благодатная Господь с Тобою; благословенна Ты между женами ( Лк.1:28 ), ублажает ее св, архангел; «благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего» ( Лк.1:41 ), – ублажает св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filosof_Ornats...

Архимандрит Леонид (Кавелин) сообщает о преподобном Серапионе следующее: “Есть житие и служба, в которой другой канон «Творение Макария, Митрополита Гревенского» (который был заточен в Соловки в 1666 году). Составителем жития считается инок Боголеп, постриженник Кожеезерского монастыря” 29 . Однако в последнем издании Богослужебных Миней, вобравших в себя максимально обширную русскую гимнографию, отмечена лишь память святого в день его преставления — 27 июня. Поэтому, возможно, у отца Леонида ошибка, так как указанный им автор является составителем службы преподобному Никодиму Кожеезерскому 30 . Деятельность преподобного Серапиона и прежде всего строительство Кожеезерского монастыря пришлась на тяжелое время в Русском государстве: начало опричнины, затянувшаяся Ливонская война, пресечение царской династии, начало Смутного времени. Однако Кожеезерская обитель явилась школой благочестия и воспитания иноческого духа. Как известно из истории, позднее в Кожеезерском монастыре под руководством его основателя полагали начало своим монашеским подвигам преподобный Леонид Усть-Недумский (†1654; пам. 3 июля) 31 , а также преподобный Никодим Кожеезерский (†1640, пам. 3 июля) 32 . М. В. Толстой сообщает имя еще одного инока-сподвижника: “Антонием, по местному преданию, назывался в схиме блаженный Авраамий, ученик и преемник преподобного Серапиона” 33 . С 1642 г. по 1646 г. настоятелем обители был игумен Никон, ставший впоследствии Всероссийским Патриархом (†1681) 34 . Таким образом, преподобный Серапион нашел в Московской Руси свою вторую Родину и драгоценную жемчужину (см. Мф 13:46) — святое Православие. Все названные святые трудились на благо святого Православия, созидая своими трудами и подвигами святую Русь, нашу страну. Их святость и ревность служат и поныне добрым примером всем, обращающимся к их духовным заветам. “Тела их погребены в мире, и имена живут в роды; народы будут рассказывать о их мудрости, а церковь будет возвещать их хвалу” (Сир 44:13–14). Русская Православная Церковь, совершая их священную память, являет нам их благочестивые заветы молитвенного служения миру и братолюбию наших соотечественников. Русские святые, подвизавшиеся вне пределов Русской Церкви

http://pravmir.ru/zametki-po-russkoj-agi...

И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он [с этими виноградарями]? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать плоды во времена свои… Потому сказываю вам, что отнимется от вас царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его ( Мф.21:33–43 ). Дом Мой домом молитвы наречется для всех народов ( Мк.11:17 ). Бог призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое, и с сим согласны слова пророков, как написано: потом [т. е. в Новом завете] обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую и то, что в ней разрушено, воссоздам и исправлю ее. ( Деян.15:14–16 ). 11. В Новом завете святому апостолу Иоанну Богослову показал Бог образ рукотворенного святилища – храма, некогда показанного Моисею на горе Синай. И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий, и жертвенник, и поклоняющихся в нем ( Откр.2:1 ). И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его ( Откр.11:19 ). И после сего я взглянул, и вот – отверзся храм скинии свидетельства на небе, и вышли из храма семь ангелов, имеющие семь язв, облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами. ( Откр.15:5–6 ). 12. Откуда можно заключать, что Бог повелел чрез Иоанна Богослова устроить рукотворенный храм на земле по образу показанного ему на небе? Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего, и соблюдающие написанное в нем. ( Откр.1:3 . Чит. Иер.30:18 ; Иез.43:11 ). 13. Святые апостолы и первые христиане действительно благоволили к храму и совершали в нем молитву: И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога ( Лк.24:53 ). Все же верующие были вместе и имели все общее… И каждый день единодушно пребывали в храме, и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца ( Деян.2:44,46 , Деян.3:1 ). Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей ( Деян.11:26 ). Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление ( Деян.22:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Конечно, слава крестная проявится для взявших крест тогда, когда, по воскресении из мертвых, они «воссияют, как солнце в Царстве Отца» ( Мф.13:43 ). Слава эта имеет бесчисленные проявления и в этой жизни. В этом получает свое исполнение знаменательное обетование Христово, заключающее Его речь о необходимости для каждого верного взятия и несения своего креста ( Мк.8:33–38 ). «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» ( Мк.9:1 ). К этой славе надо относить, прежде всего, всякое благодатное воздействие, подаваемое нам в ответ на наши усилия ежедневного несения нашего креста, дарующее нам свободу от наших греховных страстей. Сюда относится также всякое претворение в радость наших горестей и печалей. Сюда входят, наконец, все чудеса и, в частности, чудо благодатного приобщения Господом праведников к своему искупительному крестному подвигу. Не надо никогда уподобляться друзьям Иова и измерять тяжесть креста того или другого человека тяжестью совершенных им грехов. Свящ. Писание и опыт Церкви показывают нам, какие тяжкие страдания посылались иногда истинным праведникам. Но часто эти страдания посылались им не ради их самих, а ради других. Подобно крестным страданиям Господа, такие страдания приводили к очищению от греха других людей или к облегчению выпавших на их долю скорбей. Эта истина открылась некогда ветхозаветному пророку, нарисовавшему нам образ Раба Господня, мучимого за грехи, совершенные другими, ради их искупления ( Ис.53 ). Она была хорошо известна и ап. Павлу, что видно из слов его к Коринфянам, написанных среди непрестанно претерпеваемых им скорбей и преследовании: «мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей, так что смерть действует в нас, а жизнь в вас» ( 2Кор.4:11–12 ). Эта истина сохраняет свою силу на все времена. Она может быть и для нас источником утешения, надежды и силы. Аминь. Читать далее Источник: Князев А. Что такое крест?//Вестник РСХД. 1957. 44. С. 6-11.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Вопрос X. (Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет – чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. Мф.13:25–30 ). Всякая нечистота на жатве называется плевелами. Говорится, что сначала отделяются плевелы предварительно на суде: отделяются нечестивые от праведных, что, разумеется, совершается ангелами добрыми, ибо дело наказания могут исполнить с добрым намерением только добрые, – царь ли, судья ли; дел милосердия злые исполнить не могут. Вопрос XI. (Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем. Мф.13:31 ). «Зерно горчичное» за пламенность веры, когда, как говорится, ядовитое (для веры) удалено, делается больше всех злаков, т. е. теоретических мнений (dogmatibus). Теоретические мнения угодны сектантам, т. е. принимается то, чтó нравится каждой секте. Вопрос XII. (Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё. Мф.13:33 ). Закваску, которую взяла женщина и положила в три меры муки. Женою называет мудрость; закваскою – любовь, которая одушевляет и вдохновляет. В трех сатех муки: (разумеются) или три силы в человеке: всем сердцем и всею душею и всем разумением ( Мф.22:37 ); или три плодоношения: во сто крат, в шестьдесят, в тридцать ( Мф.13:8,23 ); или три рода людей: Ной, Даниил и Иов ( Иез.14:14 ). Вопрос XIII. (Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то. Мф.13:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Таков, как видно из сказаний евангельских, был и Ирод Антипа, что подтверждается и сказаниями о нем Иосифа Флавия. – «Удобный день»: удобный для исполнения умысла Иродиады – лишить жизни ненавистного ей проповедника Иоанна Крестителя. – «Вельможам своим» и пр.: слово означает вообще людей, облеченных высшим саном и властью в государстве, людей именитых и власть имущих. – «Тысяченачальникам», т. е. властям военным, «и старейшинам», т. е. властям гражданским. – «Даже до половины моего царства», которое однако ж и сам-то получил как милость из рук римского Императора. Очевидно, это речь восточного деспота, распаленного вином и сладострастием, – обещать очаровавшей его и гостей юной развратнице то, чего исполнить не в силах и не вправе. – «Оруженосца»: латинское слово (написанное греческими буквами), употребленное здесь, означает собственно телохранителя царского. На них лежало исполнение смертных казней по личному, непосредственному повелению царя. Мк.6:30–44 . Сказание о чудесном насыщении пятью хлебами 5000 человек (см. прим. к Мф.14:13–21 ). – «И собрались Апостолы» и пр.: возвратившись с проповеди, на которую послал их Господь, о чем выше речь (ст. Мк.6:7–13 ). В то же время, как видно из связи повествования, дошел до Господа слух о том, что во дворце Ирода идет о Нем молва и – как Ирод и другие о Нем думают, и что Ирод желал бы видеть Его (ср. Лк.9:7–10 и дал.). К этому же, наконец, времени относится и пришествие учеников Иоанновых к Господу с рассказом о смерти его (ср. Мф.14:12–13 ). Все это и побудило Господа отплыть с учениками своими в уединенное место, тем более, что народ теснился около них и не давал им отдохнуть (ст. 31), когда отдых так необходим был возвратившимся с проповеди Апостолам, и самому Господу нужно было уединение ввиду только что полученных Им известий. – «Пойдите вы одни в пустынное место»: это не значит, что Господь остался тут один, отпустив учеников одних; нет, Он и сам с ними отправился, как видно из дальнейших слов этого же сказания (ст. 33: «и собрались к Нему») и особенно из сказания о том же ев. Луки ( Лк.9:10 . ср. Мф.14и дал.); «вы одни»: означает только – без народа, без учеников наших, вы одни 12. Сам же Иисус отплыл с ними же. – «Много было прходящих» и пр.: Господа всегда окружал народ, но в это время особенно много было его, так что он не давал Господу с его учениками подкрепить себя не только отдыхом, но и пищей. Потому ученики и отправились «в пустынное место» в окрестностях Вифсаиды ( Лк.9:10 ) одни, т. е. без народа, но вместе с Господом. – «Народ увидел» и пр.: народ узнал, что они отправились и – как видно – куда они отправились и пошел пешком, и как они «бежали», с поспешностью шли, то и предупредили их, и когда Господь с учениками «вышли» из лодки, отдохнув по крайней мере на пути в лодке, одни без народа, то народ встретил его. Милосердый, Он сжалился над народом (см. прим. к Мф.9:36 ) и, как бы позабыв о потребном отдыхе, снова начал поучать его, и поучал много.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В полном соответствии с этим представлением о грядущем мире находится ответ Иисуса на вопрос саддукеев относительно левирата: кому достанется в новом мире жена, бывшая замужем за семью братьями. Когда из мертвых воскреснут, – сказал Он, – не будут жениться или замуж выходить, а будут как ангелы на небесах (Мк 12.25, ср. Мф 22.30, Лк 20.35-36). Это единственная положительная характеристика грядущего мира, данная в учении Иисуса, во всех других случаях он описывается через уподобления и называется " царством небесным " . Царство это оказывается подобно человеку, посеявшему пшеницу (Мф 13.24-30), зерну горчичному (13.31-32), закваске (13.33), зарытому сокровищу (13.44), жемчужине (13.45-46), неводу (13.47-49). Это своего рода апофатическое богословие отказывается давать описание миру, который не может быть описан человеческим языком. Однако, в Ев. от Луки (16.19-31) в уста Иисуса вложена притча о богаче и Лазаре, в которой потусторонний мир представлен как существующий параллельно этому миру: праведный Лазарь прохлаждается на лоне Авраама в то время, как богач мучается в пламени, а его братья еще продолжают свою земную жизнь. Эта картина не совместима с ожидаемым приходом Мессии. Несомненно, Иисус использует для этого рассказа представления, имевшие хождения в это время и заимствованные из постороннего иудаизму источника. Сходные представления отражены в сценах потустороннего мира " Книги падших ангелов " (1Енох, гл. 1-36). Здесь описана долина, где души мертвых ожидают страшного суда (22.3, 7-13; 27.2), и праведных, как кажется, ждет воскрешение О обиталищах душ в преисподней читаем и в 3Ездры 4.41. Долина мертвых кажется заимствованием из греческой мифологии. Фарисейское учение о загробном существовании душ поддерживало приятие такого рода концепций. 4. Мессия в эсхатологической ситуации Разнообразие подходов к ключевым религиозным понятиям, на которое было обращено внимание, обусловливает метод рассмотрения материала, выбранный в данном случае. Едва ли можно дать последовательное описание мессианской идеи как устойчивой, гладкой, внутренне непротиворечивой концепции. Такая попытка, если бы удалась, принесла бы лишь недостоверные результаты. Лишь одно ясно, что Мессия является персонифицированным воплощением сотериологической идеи. Исходным ее зерном служит образ властителя, возведенного на престол власти через специальный обряд помазания освященным маслом. Как царь защищает своих подданных, так Мессия вводит их в эпоху вечного благополучия.

http://religare.ru/2_22913_1_21.html

Своих первых учеников набирает из самых низших классов народа. Свое первое чудо совершает на одном бедном семейном празднике в отечественной деревне. Начальника Он удостаивает загадочной 5 беседы касательно значения чудес, творимых Им: a самарянке, женщине презренного в глазах иудеев племени и греховной жизни, открывает образ истинного поклонения Отцу и тайну пришествия Мессии ( Ин.4:5–30 ). В последующее время он постоянно отвергал прославление со стороны исцеляемых Им ( Мф.8:4, 9:30, 12:16 ; Мк.1:44, 3:12, 5:43, 7:36, 8:26 ; Лк.5:14, 8:56 ). Еще более решительно Он уклонился от чести, когда насыщенная Им чудесно толпа народа хотела провозгласить Его царем ( Ин.6:15 ). Даже на более твердые и справедливые восхваления со стороны ближайших своих учеников Он постоянно отвечал предсказаниями о поношениях, ожидающих и Его, и их ( Мф.16:13–23, 17:1–12, 22, 23 ; Мк.8:27–33, 9:2–10, 30–32 ; Лк.9:18–22, 43–45 ). Любовь к народу, сострадание к его немощам выступают всюду в Его делах, в Его словах. Мытари и грешницы с сердцами полного искреннего раскаяния были ближе к Его царствию, чем натуры посредственные, приличное поведение которых часто не имеет никакой нравственной заслуги. За то как горячо отдавались и как крепко привязывались в Нему души этих презираемых, находя в следовании за Ним путь к возвращению внутреннего мира и собственного достоинства. Круг Его избранных, конечно, представлял смесь не очень благовидную, которая не могла не поражать строгих хранителей наружного приличия в то время. К нему собирались такие личности, с которыми порядочный еврей не захотел бы знаться ( Мф.9:10 ; Лк.15 ). Он явно оказывал предпочтение людям самым незначительным и даже сомнительного поведения перед особами именитыми и отличавшимися строгим парадным благоповедением. «Мытари и блудницы прежде вас войдут в царствие Божие» ( Мф.21:31, 32 ), говорил Он. Ниспавшие с общественной лестницы, павшие нравственно, нетвердые по полу и возрасту – женщины и дети – находили в Спасителе приветливейшего и ласковейшего учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Predtec...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010