С указанием на неизвестность дня и часа второго Своего пришествия, Спаситель соединяет указание на неожиданность этого пришествия для большинства людей. В онь же час не мните, Сын человеческий приидет (Мф 24, 44; сн. Лк 21, 36), и еще: якоже бысть во дни Ноевы, тако будет и пришествие Сына человеческаго: якоже бо беху во дни прежде потопа ядуще и пиюще, женящеся и посягающе, до негоже дне вниде Ное в ковчег, и не уведеша, дондеже прииде вода и взят вся: тако будет и пришествие Сына человеческаго (Мф 24, 37–40). Однако, как потоп наступил неожиданно лишь для людей беспечных, погруженных исключительно в житейские заботы, но не был таковым для Ноя с семейством, так и пришествие Господа не будет неожиданным для людей, не зараженных пороками, ведущими к беспечности. Это потому, что говоря ο неизвестности дня и часа Своего Спаситель не оставил в совершенном неведении относительно вообще времени наступления великого и страшного дня Господня. Он указал некоторые признаки приближения и наступления времени Своего второго пришествия и кончины века, подобно тому, как указаны были и признаки Его первого пришествия.   II. B общих чертах эти признаки указаны в притче ο пшенице и плевелах (Мф 13, 23–30). По данному Спасителем объяснению этой притчи (36–43 ст.), до самой кончины мира будут расти вместе пшеница и плевелы, — добро и зло. Кончина мира и соединенное с нею славное пришествие Христово последуют тогда, когда посеянное Сыном человеческим доброе семя, означающее сынов царствия, возрастет до окончательной полноты своей, равно как посеваемые диаволом и его ангелами плевелы тоже достигнут окончательной полноты своего развития. В частности, откровение указывает на два главных признака приближения последнего великого дня: 1) распространение евангелия во всем мире, так что в церковь Христову войдет полное число язычников и даже закоснелые в неверии иудеи привьются к своей маслине, т. е. ко Христу, и вообще развитие добра в избранных, в сынах царствия Божия, и 2) необычайное усиление и распространение зла во всех областях жизни человеческой, даже во внешней природе, и явление антихриста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

V в. 6 янв. праздник Богоявления осмыслялся исключительно как пришествие в мир Спасителя, Его Рождение от Пресв. Богородицы. Однако после V в., как это видно из грузинской версии иерусалимского Лекционария (VI-VII вв.), Рождество Христово уже стало праздноваться в Св. Граде 25 дек., отдельно от К. Г., и день 6 янв. оказался посвящен исключительно К. Г. Накануне праздника, 5 янв., богослужение начиналось в 9-м часу дня (т. е. после 14.00): указаны ипакои «Ты, Спаситель, днесь…», чтения 3 Ездр 5. 22-30, Лк 3. 1-8, затем при пении «Свете тихий» совершались вход епископа и Божественная литургия; на литургии указаны тропарь «Когда крестился Христос…», прокимен Пс 28. 3, чтения Ис 1. 16-20, Апостол - 1 Кор 10. 1-4, Евангелие - Мк 1. 1-11, а также песнопения «Просвети сердца наши…» и «Видели Тебя, Боже, воды…». По окончании литургии происходило водоосвящение (отмечено пение ипакои «Ангелов множество...») ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. P. 19-21). В полночь начиналась праздничная служба: читались 10 ветхозаветных чтений (из них 4 те же, что и на бдении на Рождество Христово, 25 дек.: Быт 1. 1 - 3. 24, Исх 14. 24 - 15. 21, Мих 5. 2-7, Дан [?]; остальные: Ис 60. 1-22, Ис 43. 10-20, Нав 4. 4-11, Ис 44. 2-7, Ис 55. 1-13, Иез 36. 25-36), каждое из которых предварялось пением прокимна с особыми стихами, затем читалось Евангелие - Ин 1. 18-28; на литургии пелись тропарь «Великое таинство…», прокимен Пс 117. 27, читались 4 Цар 5. 9-16, Сир 24. 32 - 25. 1, Иер 50. 44-46, Иез 47. 1-9, Апостол - Тит 2. 11-15, аллилуиарий Пс 113. 1-3, Евангелие - Мф 3. 1-17; указаны песнопения «Ты, Христе, крещение…», «Открыты Тебе были небеса…» (Ibid. P. 21-25). Литургические чтения дней попразднства также связаны с Крещением Иисуса Христа в Иордане или христианским таинством Крещения: напр., Ин 3. 1-12, Рим 6. 3-10, Лк 3. 21-22, Гал 3. 24 - 4. 7, Ин 3. 22 - 4. 3 (см.: Ibid. P. 19-27). В кафедральном богослужении Константинополя IX-XI вв. Крещение Господне. Мозаика ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) в Стамбуле.

http://pravenc.ru/text/2459047.html

Но некогда это Царство проявится во всей своей силе и очевидности. Мир преобразится, и все усопшие воскреснут. Одни – для жизни вечной, другие –  для осуждения вечного. До окончательного «проявления» Царства Божия во всем его могуществе и силе Богом попущено, чтобы сорняки греха, посеянные лукавым, также росли вместе с добрым семенем ( Мф. 13, 24-30,36-43 ). Бог пока терпит грех, потому что длится время этого мира и его законов. Но наступит время правления Божьего и время исполнения Его законов. Мы сегодня живем в пространстве именно непроявленного Царства, которое приходит к нам пока неприметным образом. Таково  кредо Нового Завета. И теперь можно сделать заключение, которое примирит уже и еще не новозаветного учения о наступлении Царства Небесного. Возможно, что религиозная община учеников Христовых (то есть кружок учеников, выросший в современную Церковь) и была тем сообществом, которое связано, с одной стороны, с преходящим порядком вещей, с другой стороны, принадлежит эсхатону, будущему, конечному замыслу Бога о мире и человеке. Это община спасаемых, которая живет еще в мире сем, злом и противоречивом, и в то же время связана с реальностью грядущей, предчувствует окончательную победу Бога над злом и Его воцарение. Таким образом, можно говорить о трех моментах в проявлении и наступлении Царства Божия. «Земная фаза» содержит два из трех моментов. Первый – это земная жизнь Христа, Который Своей проповедью, чудесами и знаками Божественного достоинства провозглашает пришедшее на землю Царство Небесное ( Мф. 12, 28 ; Лк. 17, 21 ). Второй этап – время Церкви. Церковь является местом, где начинает осуществляться Царство Небесное. Это место, в котором можно приобщиться уже сегодня небесных благ, ощутить реальность Горнего, вступить в схватку с сатаной и победить его. Церковь есть победа жизни и Христа-Логоса над смертью и хаосом, и именно в этом ключе следует понимать слова Христа: создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф. 16, 18 ). Наконец, третьим моментом, если можно так сказать, будет окончательная актуализация Царства Небесного, когда придет конец настоящей, земной истории, мир преобразится и Бог станет все во всем.

http://azbyka.ru/parkhomenko/cerkov-xris...

Притча о плевелах     (Матфея 13:24—30 и 13:36—43)    «Царство Небесное», т.е. земная церковь, основанная небесным Учредителем и приводящая людей к небу, «подобна человеку, посеявшему доброе семя на поле своем». «Спящим же человеком», т.е. ночью, когда дела могут быть невидимы никем – здесь указывается на хитрость врага – «прииде враг его и всея плевелы», т.е. сорные травы, которые, пока малы, всходами своими очень похожи на пшеницу, а когда вырастут и начинают уже отличаться от пшеницы, то выдергивание их сопряжено с опасностью для корней пшеницы. Учение Христово сеется по всему миру, но и диавол своими соблазнами сеет зло среди людей. На обширной ниве мира живут поэтому вместе с достойными сынами Отца небесного (пшеницею) и сыны лукавого (плевелы). Господь терпит их, оставляя их до «жатвы», т.е. до Страшного Суда, когда жители, т.е. Ангелы Божий, соберут плевелы, т.е. всех делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную, на вечные адские муки; пшеницу же, т.е. праведников, Господь повелит собрать в житницу Свою, т.е. в Царствие Свое небесное, где праведники воссияют, как солнце. Притча о невидимо растущем семени     (Марка 4:26—29)    Царство Небесное подобно семени, которое, быв однажды брошено в землю, неприметно растет само собой. Внутренний процесс этого произрастания необъясним и неуловим. Как вырастает из семени целое растение, никто не знает. Точно так же неуловимо и необъяснимо религиозное преображение души человека, совершаемое силою благодати Божией. Притча о зерне горчичном     (Мф. 13:31-32; Мр.4:30-32; Луки 13:18—19)    На Востоке горчичное растение достигает величины громадных размеров, хотя зерно его чрезвычайно мало, так что у евреев того времени была далее поговорка: «мал, как горчичное семячко». Смысл притчи тот, что, хотя начало Царства Божия по-видимому мало и неславно, Но сила, в нем сокрытая, побеждает все препятствия и преобразует его в царство великое и всемирное. «Сею притчею», говорит св. Златоуст «Господь хотел показать образ распространения проповеди евангельской. Хотя ученики Его были всех бессильнее, всех уничиженнее, впрочем как сила в них сокровенная была велика, то она (проповедь) распространилась на всю вселенную». Церковь Христова, в начале малая, для мира неприметная, распространилась на земле так, что множество народов, как птицы небесные в ветвях горчичного дерева, укрываются под сенью ее. Точно также бывает и в душе каждого человека: веяние благодати Божией, в начале едва приметное, все более и более охватывает душу, которая и делается потом вместилищем разнообразных добродетелей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

Глава 26 1–5. Совещание о предании Христа смерти. – 6–13. Помазание Его в Вифании драгоценным миром. – 14–16. Предательство Иуды. – 17–19. Приготовление пасхальной вечери. – 20–25. Обличение предателя. – 26–30. Установление Таинства Причащения. – 31–35. Предсказание об отречении Петра. – 36–46. В Гефсимании. – 47–56. Взятие под стражу. – 57–68. Суд и поругание. – 69–75. Отречение Петра. Мф.26:1 .  Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим: Как нужно думать, это было во вторник на Страстной неделе, т.е. в тот же день, когда сказаны были речи, изложенные в 24-й и 25-й главах. На слова Лк.21:37–38 можно смотреть как на краткий очерк предшествующей истории. Но их едва ли можно считать введением к дальнейшей речи евангелиста. Начиная рассказ о последних днях земной жизни Христа, Матфей употребляет вместо обычного «тогда» еврейский оборот речи. Буквально: «и было, когда Иисус окончил» и т.д. Эта формула повторяется у Матфея пять раз ( Мф.7:28, 11:1, 13:53, 19:1 ), всякий раз по окончании речей Иисуса Христа, у Марка – 4 раза, у Луки – 43 раза, в Деяниях – 18 раз. Здесь у Матфея формула может считаться точным указанием времени произнесения дальнейших слов 2-го стиха. Но если евангелист в указанных выше цитатах говорит просто: «и было, когда окончил Иисус слова сии» или «наставления», «притчи» – то здесь к выражению «слова сии» прибавляется πντας – «все слова сии». Это значит, что Спаситель окончил теперь всю Свою проповедь народу. В дальнейшем рассказе синоптиков до Воскресения не приводится, действительно, никаких длинных речей Христа народу. Длинная речь, изложенная у Иоанна в главах 14–17, обращена только к ученикам. Первый стих разбираемой главы относится ближе всего, конечно, к речам, изложенным в главах 24–25, но можно толковать стих и в более общем смысле, что учительная деятельность Христа теперь окончилась и это совпадало с началом Его первосвященнического служения. Omnia dixerat, quae dicenda habuerat (все сказал, что было нужно). «Хотя Он и часто терпел от козней иудеев, однако они не могли нанести Ему никакого вреда, потому что диавол отошел от Него до времени; Он не мог подвергнуться страданиям, пока не окончил всех речей Своих, которые предполагал произнести перед Своими учениками» ( Ориген ). Ср. Втор.31:1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Быт. 3:14, 15. 16 Рим. 3:19. 17 Термин «Сверхначальное Начало» из прежде бывших отцов употребляется у св. Афанасия Великого (De trinitate, PG 28,1605 (TLG)); св. Дионисия Ареопагита (О небесной иерархии, 1, 3//Сочинения, СПб, изд. Олега Абышко, 2002, С. 216, р. п.: С. 217; 11, 6, там же С. 540. р. п.:С. 541); преп. Иоанна Дамаскина (Expositio fidei, 12b// Die Schriflen des Johannes von Damaskos, vol. 2, (TLG), p. п.: Точное изложение православной веры. Творение Иоанна Дамаскина, СПб., изд. И. Л. Тузова, 1894 (репринт: М. — Ростов–на–Дону, 1992), С. 34 (106)). 18 «Πνεμα τ γιον, τ κριον» — дословная цитата из Символа веры; в славянском переводе «τ κυριον» неточно передано существительным: «Господа». 19 Иак. 1:17. 20 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 7, С. 264 (р. п.: С. 265). 21 Об Изводителе и Изведении см. Григорий Богослов, Слово 29, 2, Gregor von Nazianz. Die funf theologischen, Dusseldorf, 1963. De filio 2, 15, (TLG), (р. п.: Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Архиепископа Константинопольского, т. 1, СПб., б. г. (репринт: Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1994), С. 414). 22 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 2 (С. 248, р. п.: С. 249); 7, 4 (С. 468, р. п.: С. 469). О мистическом богословии, 1, 1 (С. 736, р. п.: С. 737). 23 2 Кор. 2:11. 24 Ср. «κφαντορικ θεολογα» св. Григория с «κφαντορικ γαθωνυμα» (О божественных именах, 3, 1, С. 280, р. п.: С. 281) и «κφαντορικ ονομασα» (О небесной иерархии, 8, 1, С. 122, р. п.: С. 123) у св. Дионисия Ареопагита. 25 Литургия св. Василия Великого; Иоанн Дамаскин, Точное изложение, IV (Expositio fidei, 48, 37 (TLG), р. п.: С. 130 (202). 26 Ин. 18:37. 27 Ин. 15:26. 28 Лк. 1:2. 29 Деян. 1:4. 30 Ин. 14:27. 31 Иак. 1:17. 32 Мф. 10:27. 33 О мистическом богословии, 1,1 , С. 736 (р. п.: С. 737). 34 Притч. 1:6. 35 Ин. 16:13. 36 Ин. 8:26, 38–40. 37 Ин. 18:37. 38 2 Тим. 2:15. 39 Ин. 14:28. 40 Ср. Григорий Богослов, Слово 40, 43: «Ибо не по природе [об Отце говорится] « болий», а по причине» (PG 36, 420С, р. п.: Т. 1. С. 572). 41

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   На все эти вопросы в этой притче дан ответ: оставьте расти вместе то и другое до жатвы — до дня Страшного Суда. Такова воля Божия. Потому что Господь дал человеку образ и подобие Свое — свободную волю. Зло возникло в мире по вине творения — диавола, который постоянно и хитро сеет зло в мире — распространяет среди людей неверие и всякие беззакония.    В свободном выборе добра и отклонении от зла человек возвеличивает Бога, прославляет Бога и совершенствуется сам, а терпя страдания от злых получает от Бога высшую награду в Царствии небесном.    Таким образом Бог без всякого принуждения дает людям с доброй волей возможность заслужить вечную, блаженную жизнь в Царствии Небесном, а людям со злой волей — вечные мучения в аду, в преисподней.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Матфея (Мф.13:24-30,36-43). О пришествии Царства Божия на земле    Однажды фарисеи спросили Иисуса Христа: «Когда приидет Царствие Божие?»    Спаситель ответил: «Не приидет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или, вот, там, ибо Царствие Божие внутри вас есть».    Это значит, что Царствие Божие не имеет границ, оно всюду безгранично. Поэтому для поисков Царства Божия нам не нужно ехать куда-то далеко, «за моря», в далекие страны, не требуется от нас для этого подниматься к облакам, или спускаться в бездну, но нужно искать Царство Божие на том месте, где мы живем, т. е. где поставлены Промыслом Божиим. Потому что Царствие Божие развивается и созревает внутри человека, в сердце человека. Царство Божие есть «праведность, мир и радость о Святом Духе», когда совесть и воля человека входят в полную гармонию (в стройное единство) с разумом и волей Божией. Тогда все противное воле Божией становится человеку омерзительным. Видимым же осуществлением на земле Царства Божия есть Св. Церковь Христова: в ней все устроено по Закону Божию.    ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки (Лк.17:20-21). Укрощение бури    Однажды Иисус Христос вместе со Своими учениками переправлялся на лодке через Галилейское озеро. С ними плыли и другие лодки. Во время плавания Иисус заснул на корме. Между тем поднялась сильная буря. Волны били в лодку так, что она наполнялась водою, а Иисус Христос все еще спал. Ученики испугались, разбудили Господа и говорят Ему: «Господи! спаси нас, погибаем!»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Родители Растко и ранее предполагали, что он сбежал с афонским монахом: «Прийдя в себя, поняли они, что отвел его русский монах на Афон, больше некому, потому что желание его было чересчур велико» 577 . Как мы видим, информацию о происхождении монаха мы получаем прежде всего из Жития Феодосия, который несколько раз особо подчеркивает, что речь идет о русском монахе. Следующее различие в Житиях – в описании разговора, состоявшегося между Растко и монахом. Доментиан не вдается в детали и только вскользь описывает разговор, в то время как Феодосии очень обширно пишет об этом. Особый акцент делается на то, что монах – человек опытный и знает, о чем говорит. Сначала он рассказывает о монашеской жизни на Афоне, описывая три способа жизни: жизнь общежития, жизнь в келье и одинокая постническая жизнь. Растко, желая покинуть мятежную мирскую жизнь и удостоиться жизни ангельской, просит совета, особо расспрашивая об искушениях телесного характера. Затем Феодосий приводит поучение русского монаха, обращенное к Растко. Поучение состоит из двух частей. Первая часть поучения носит в себе идею родительской любви и креста, который нужно нести, отрекшись от родительской любви: «Жадная любовь родительская, молодец, и узы природные тяжко разорвать и дорого нам братство и жизнь совместная» 578 . Вторая часть излагает понятие Божьей любви: «Вижу, о чадо, что душа твоя погрузилась в глубины любви Божьей» 579 . Переход к духовной любви обозначен и другим обращением: вместо обращения «молодец» (юнак) монах называет Савву «чадо». В первой части поучения особое место уделено самым значительным элементам монашеского подвига: наготе, голоду, бдению, молитве, умилению и плачу со вздохами и сердечными муками. Во второй части монах напоминает Растко слова из евангельской притчи о сеятеле ( Мф.13:24–30:36–43 ) и великом пире ( Лк.14:16–24 ), подчеркивая, что Царствие Небесное в награду получит тот, кто в сердце своем носит «горячую любовь» к Богу. Элементы описания приезда Растко в монастырь и у Доментиана, и у Феодосия совпадают. И один, и другой перечисляют происходящие события одинаково, упоминая погоню, которую организует Неманя, пир, который устраивает Растко гостям из Сербии, постриг и облачение в монашескую рясу, инцидент, когда сербские солдаты дерутся с русскими монахами, обманувшими их, и обращение Саввы к солдатам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последний суд ( Мф.25:41 ) Неизбежность Божьего суда – это фундамент, на котором строится новозаветное учение о спасающей благодати. Павел особо подчеркивал эту неизбежность. По словам Павла, Иисус Христос спасает нас от «грядущего гнева» ( 1Фес 1:10 ) в «день гнева и откровения праведного суда от Бога» ( Рим 2:5 ; Ин 3:36 ср. Рим 5:9 ; Еф 5:6 ; Кол 3:6 ; Откр 6:17; 19:15 ). Через все Писание проходят слова «негодование», «ярость» и «гнев», которые показывают, с какими чувствами святой Создатель вершит суд над грехом. А Новый Завет многократно возвещает о грядущем суде, которым Иисус Христос завершит дело Своего посреднического царства, выступая в роли Судьи, вершающего суд от имени Отца ( Мф 13:40–43 , Мф 25:41–46 ; Ин 5:22–30 ; Деян 10:42 ; 2Пет 3:7 ; Иуд 1:6, 7 ; 2Кор 5:10 ; 2Тим 4:1 ; Евр 9:27; 10:25–31; 12:23 ; Откр 20:11–15 ). Когда Иисус Христос вновь придет на землю и история завершится, все люди жившие во все времена, будут воскрешены для суда и займут места перед престолом Христа. Это событие, безусловно, невозможно представить, поскольку человеческое воображение бессильно перед тем что великий Бог хочет и может совершить. На этом суде каждый должен будет дать отчет о себе Богу, а Бог через Христа «воздаст каждому по делам его» ( Рим 2:6 ср. Пс 61:13 ; Мф 16:27 ; 2Кор 5:10 ; Откр 22:12 ). Возрожденные христиане которые, как слуги Христа, научились любить праведность и желать славы святых небес, получат признание и, на основе Христова искупления и своих личных заслуг, будут награждены тем, к чему они стремились. Остальных в наказание за их собственные провинности постигнет участь соответствующая безбожной жизни, которую они избрали ( Рим 2:6–11 ). Тяжесть их вины будет оцениваться с учетом того, как велико было их знание о Боге ( Мф 11:20–24 ; Лк 11:42–48 ; Рим 2:12 ). Этот суд продемонстрирует совершенную Божию справедливость. Неудивительно, что в мире грешников, в котором Бог «попустил всем народам ходить своими путями» ( Деян 14:16 ), свирепствует зло и у людей возникают сомнения, действительно ли Бог справедлив, если Он – всемогущ, и всемогущ ли Он, если справедлив.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

33. Учителем Григория Чудотворца был Ориген. 34. Василий Великий учился в Кесарии Каппадокийской, Константинополе (у Ливания) и в Афинах; его друг Григорий Богослов - в двух Кесариях (Каппадокийской и Палестинской), Александрии и Афинах; Иоанн Златоуст - в Антиохии (у того же Ливания и других); Августин - в Карфагенах; Иербним - в Риме. 35. Архим. Порфирий. Цит. соч. С.10-11. 36. У Порфирия: " не напрасно уверяют " . 37. Там же. С.11-12. 38. Св. Григорий получил свой символ веры в ночном видении от ап. Иоанна Богослова (Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского. Книга третья (ноябрь). 2-е изд. М., 1905. С.449-450). 39. См. прим. XV,17. 40. Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского. Книга пятая (январь). Ч.2. М., 1904. С.411-412. 41. Цит. соч. Книга третья (ноябрь). 2-е изд. М., 1905. С.449-150. 42. Цит. соч. Книга седьмая (март). М., 1906. С.282. 43. Цит. соч. Книга четвертая (декабрь). М., 1903. С.232. 44. См. выше. 45. См. выше. 46. Архим. Порфирий. Цит. соч. С.12-14. 47. 2Кор.11:2. 48. Пир десяти дев или О девстве. Речь III. Фалия; гл.8//Святый Мефодий, епископ и мученик, отец церкви III-ro века. Полн. собр. его творений. 2-е изд. СПб., 1905. С.52. 49. Там же. С.52-53. 50. Мф.13:24-30. 51. Все перечисленные святые были гонимы при жизни; о святых Максиме Исповеднике и Григории Паламе см. письма XIV и XII. 52. Архим. Филарет Дроздов. Разговоры между Испытующим и Уверенным о православии Восточной Греко-Российской Церкви. СПб., 1815. С.129. 53. См. прим. XV,4. 54. Имеется в виду аналогия с принятым на IV Вселенском соборе в Халкидоне догматом о характере соединения двух природ - Божеской и человеческой - в Иисусе Христе: " неслитном " (против ереси монофизитов) и " нераздельном " (против ереси несторианства). 55. Деян.20:28. 56. В своих " Словах о священстве " св. Иоанн Златоуст детально перечисляет трудности и опасности пастырского служения (особенно в Слове III), и хотя в начале своего рассмотрения говорит, что " много есть таких священников, которые избегли этих сетей, и их гораздо более, чем уловленных " (III, 10) , но затем приходит к выводу, что " немногие переходят на подвиги священства; и из них большая часть оказываются неспособными, падают духом и испытывают неприятные и тяжелые последствия " (VI,7), и даже что " нужна душа как бы божественная, чтобы не предаться ненависти и не впасть в уныние " (V,8).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010