Итак, во славу Того, Кому так же легко было сокрушить упорство гонителя своего, как и расторгнуть узы смерти, Которого слово также действенно, когда говорит умершему: юноше, тебе глаголю, востани, как и тогда, когда обращено к ослепленному ревнителю: Савле, Савле, что мя гониши? остановимся на словах Апостола, в которых он поведает нам, что с ним совершилось в великий день его избавления, и что сам он совершил? Егда же благоволи Бог , избравый мя от чрева матере моея, и призвавый благодатию Своею, явити Сына Своего во мне, да благовествую Его во языцех, абие не приложихся плоти и крови ( Гал.1:15,16 ). В этих словах Апостол говорит о своем избрании к апостольскому служению, как об особенном действии благоволения к нему Бога Отца. К этому служению промышлением Божиим он был предназначен от младенчества; в свое время призван, и призвание это осуществилось откровением в нем Иисуса Христа. Призвание к служению апостольскому, без сомнения, есть знак великого благоволения Божия. На Апостолах держится все дело Иисуса Христа; на них зиждется Церковь Божия, сущу краеугольну самому Иисусу Христу ( Еф.2:20 ). Но чтобы уметь ценить это благоволение, нужен не общий, мирский взгляд на дело. Что такое были Апостолы среди мира им враждебного? Господь сказал им: се аз посылаю вас яко овцы посреди волков ( Мф.10:16 ). Что же испытали они? Якоже отреби миру быхом, всем попранье доселе ( 1Кор.4:13 ). Присно мы живи, в смерть предаемся Иисуса ради ( 2Кор.4:11 ). Послушайте, что говорить о себе лично удостоенный высокого избранничества: в темницах излиха, в смертех многащи. От иудеев пять раз дано было мне по сороку ударов без одного: три раза меня били палками; однажды камнями побивали ( 2Кор.11:23–25 ). Всякий ли согласится в таком виде, при таких условиях принять благоволение Божие? Но в том-то и открылся истинно апостольский характер служения Павлова, что он подъял всю эту тяжесть на свои рамена и ничего не видел в ней, кроме истинного и чрезвычайного благоволения Божия. «Знаменья Апостольства открылись во мне» – пишет он к Коринеянам. В чем же открылись? Прежде всего в терпеньи, потом уже в знамениях, чудесах и силах ( 2Кор.12:12 ). Итак, все множество страданий и скорбей его не устрашает. Он идет в Иерусалим: по откровениям Духа он знает, что там ждут его узы и скорби. Но он говорит: я ни на что не взираю, и не дорожу своею жизнию, только бы с радостию совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса ( Деян.20:24 ). Так он дорожил призванием своим, так высоко ставил благоволение Божие, открывшееся в этом призвании.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Каждая секта стремится жить самостоятельно, обособленно, жить сама по себе, чтобы в своей замкнутой среде осуществить свои религиозные идеалы. Отсюда секта характеризуется, как нечто самовольное, мятежное, обособленное. Немецкая евангелическая конференция в Эйзенахе (в 1855 г.) следующим образом определяет понятие секты. „Под сектами, которые вызывают общие церковные мероприятия, разумеются все общества, которые по свойственному им учению и управлению, или же в силу своего отделения от церковного учения и управления, не находятся в согласии относительно учения и управления с открыто признанной в Германии Вестфальским миром Церковью и отреклись от вероисповедания этой Церкви“ 105 . В древней христианской Церкви согласно с апостольским словоупотреблением ( 1Кор.11:19 ; Гал.5:20 ; 2Пет.2:1 ) уклонения от общепринятого учения назывались ересями (αρσεις от αω), что означает выбор, произвольное принятие определённых пунктов учения, вне совокупной связи их с остальным учением и ложное толкование их, тогда как схизма (σχσμα от σχζω – раскалывание) обозначает церковный раскол ( 1Кор.1:10,12:25,11:18 ), возникший из-за церковного устройства, обрядов или дисциплины. Между прочим раскол прямо ведёт к ереси и обратно. Возникновение ересей в Церкви началось очень рано: оно современно первым провозвестникам истин Евангелия – св. апостолам. Борьба с сектантством – это удел Церкви, предсказанный ей Господом во время Его земной жизни и многократно повторенный св. апостолами. Когда Господь предостерегал Своих последователей от лжепророков ( Мф.24:11 ; Мк.13:22 ), которые внесут в общество христиан многие соблазны, то кого другого Он разумел, как не еретиков, проповедников разных сектантских заблуждений, возбуждающих соблазны в Церкви, которых в другом месте ( Ин.10:12 ) Он назвал хищными волками, врывающимися в стадо ( Церковь ) и похищающими из него овец. Апостол Павел предостерегает пресвитеров Ефесской Церкви от тех же хищных волков, проповедников еретических заблуждений, в следующих трогательных словах: „внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровью Своей, ибо я знаю, что, по отшествии моём, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собой“ ( Деян.20:28–30 ). О том же предупреждали христиан и другие апостолы (см, 2Пет.2:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мк.8:23 .  Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? Внешние действия, которые здесь употребляет Христос, те же, что Он употреблял при исцелении глухого косноязычного (ср. Мк.7:32 ). Мк.8:24 .  Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Мк.8:25 .  Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. Слепой не тотчас стал ясно видеть, его глаза были еще подернуты туманом, и он не отличал людей от деревьев. Поэтому Господь второй раз возлагает на него руки, и больной стал видеть все ясно. Мк.8:26 .  И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении. Господь запрещает исцеленному рассказывать о чуде в Вифсаиде, быть может, чтобы избежать в настоящий раз наплыва любопытных. Вифсаиду евангелист как здесь, так и в 23-м стихе называет не городом, а селением ( κμη). Такое название она имела издревле, и если тетрарх Филипп назвал ее «городом Юлии» (дочь Августа), то в народе сохранялось, очевидно, старинное ее название – «селение». Мк.8:27 .  И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди? Мк.8:28 .  Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же – за Илию; а иные – за одного из пророков. Мк.8:29 .  Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос. Мк.8:30 .  И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. Ответ учеников на вопрос Христа и исповедание апостола Петра см. в Евангелии Матфея ( Мф.16:13–20 ). Евангелист Марк, передающий это сказание короче, чем Матфей, опускает похвалу, которой удостоился от Христа апостол Петр. Не видно ли отсюда, что он написал свое Евангелие под руководством апостола Петра? Конечно, смиренный апостол не пожелал, чтобы эта похвала была внесена в Евангелие Марка. Евангелист Марк сообщает, что разговор с учениками Христос вел «дорогою» в Кесарию, а не в самой Кесарии, как сообщает евангелист Матфей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мы молитвенно воспоминаем 150-летие со дня рождения и 85-летие мученической кончины святителя Фаддея, архиепископа Тверского, одного из выдающихся церковных деятелей, богослова, аскета, проповедника, новомученика XX столетия. На всяком месте, где священномученик Фаддей нес свое служение, он являл себя «словом, житием, любовью, духом, верой, чистотою и смирением» (1 Тим. 4:12), образом любви ко Христу и ближним. В годы его педагогического служения в Смоленской, Уфимской и Олонецкой семинариях, неся архипастырские труды на Волыни, в Житомире, во Владикавказе, в Астрахани и Твери, он являл себя непоколебимым и строгим защитником Христова Евангелия, святостью жизни и пламенным словом проповеди оказывал большое влияние как на простых мирян, монашествующих и пастырей, так и на безбожно настроенных современников. Свидетельством твердости веры и подлинной святости владыки Фаддея стали мужество, с которым он претерпел гонения Христа ради, его мученическая кончина в 1937 году, торжественное обретение его честных мощей в 1993-м и общецерковное прославление в сонме новомучеников и исповедников Церкви. Богословские труды владыки Фаддея и по сей день являются многоценной жемчужиной «золотого фонда» русской духовной литературы. Владыка Фаддей своим исповедничеством исполнил слова Христа: «Если кто хочет идти за мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф. 16:24–25). Наш христианский долг – воздать должную честь его подвигу и, «взирая на кончину его жизни» (Евр. 13:7), укрепляться на пути следования за Христом через преодоление соблазнов, в уповании на всепобеждающую силу Божию, перед которой «уста нечестивых заградятся» (Пс. 62:6). Предстательством священномученика Фаддея да ниспошлет Милосердый Господь Свое небесное благословение на всех верных чад Церкви Христовой богохранимого Тверского края. Участников конференции приветствовал архимандрит Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых, член Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Архимандрит Дамаскин является составителем жития священномученика Фаддея и участником обретения его святых мощей.

http://fond.ru/novosti/778-v-tveri-prosh...

Но не следует скрывать, что такое обновление духа сопровождается многими скорбями, борьбою с самим собою, с искушениями от плоти, от мира и диавола. Царствие Божие, говорит Сам Господь, нудится, с усилием берется ( Мф. 11:12 ), узки врата, тесен путь, вводящий в жизнь вечную (7:13) Много скорбей на сем пути спасительном. Но надо, в утешение, помнить, что Сам Господь ведет путников, шествующих по сему пути. Надо помнить, что хотя и многи скорби праведным, но от всех их избавит я Господь ( Пс. 33:20 ). Надо, наконец, не забывать, что многи раны и грешным, но никакой отрады им нет и неоткуда ждать. Земная жизнь так устроена, что без скорбей никто не живет и даже через золото слезы льются. Так уж лучше скорбеть для Бога, для спасения своей души, чем неведомо для кого и из-за чего. Да и самые скорби, переносимые для Бога, носят в себе утешение. Это свидетельствуют все крестоносцы-христиане, все святые Божии. Перенося скорбь ради Бога, христианин тем самым становится причастником страданий Христовых как член тела Его, которое есть Церковь . Прислушайтесь к тому, что говорит святой Апостол Павел о своих скорбях: ныне радуюся в страданиих моих о вас, яко исполняю лишение скорбей Христовых во плоти моей за тело Его, еже есть Церковь , ей же бых аз служитель по смотрению Божию ( Кол. 1:24–25 ). Да и Господь сказал и верно слово Его: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши Мя ( Пс. 49:15 ). Значит, Он каждую минуту готов помочь нам и в перенесении скорбей, лишь бы мы держались Его, нашего Отца и Спасителя. Дело за нами, братия! Един Бог всеведущий знает, сколько осталось каждому из нас жить на свете. Быть может, мы стоим уже на границе последнего года своей жизни на земле. Быть может, небесный Домовладыка уже произнес свой грозный суд над нами: уже много лет жду Я плодов от этих бесплодных смоковниц и не обретаю их: вскую и землю они упражняют? Напрасно место на земле занимают. Но милосердие Его еще ходатайствует о нас: остави их еще на сие лето. И кто знает? Может быть, и это ходатайство уже последнее. Придет будущий год, и мы будем тогда телом лежать в темной могиле, а душою... конечно, там, куда сами себя определим – или покаянием и исправлением своей жизни, послушанием призывающему нас Богу, или же своим нерадением о спасении, рабством греху и постоянным оскорблением Бога, столь пекущегося о нашем спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Фарисеи оправдывали развод , опираясь на авторитет Писания в лице Моисея (Втор 24, 1). Христос отвечает: «По жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мк 10, 5-9). В Евангелии от Матфея ответ Иисуса содержит в себе дополнительную подробность: «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так. Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею кроме как за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф 19, 8-9). Христос спорил о природе брака с фарисеями и саддукеями, и в последнем случае речь главным образом идет об обычае левирата, при котором бремя заботы о потомстве умершего мужа возлагалось на его братьев (Лк 20, 27-33). Послания Павла свидетельствуют о том, что великий миссионер трактовал вопросы, близкие к теме брака, в свете того, что он предвосхищал как второе пришествие нашего Господа. Если тщательно просмотреть те места у Павла, в которых говорится о браке, то бываешь поражен непоследовательностью миссионерских утверждений. К примеру, – должно ли брак поощрять или не должно (1 Кор 7, 25-33)? Должен ли христианский супруг дать развод своей нехристианской половине (1 Кор 7, 12-13)? Предназначен ли брак лишь для сдерживания страстей и, стало быть, для преграды последствиям падения в отношении человеческой любви (1 Кор 7, 1-9)? Служит ли брак для восстановления правильных отношений между мужчиной и женщиной, в соответствии с чем покорность жены мужу, проявляемая в рождении детей, приведет ее ко спасению (1 Тим 2, 15)? Или же, не есть ли общий жизненный удел мужа и жены отражение связи Христа и Церкви (Еф 5, 21-33)? В силу того, что св. Павел был миссионером, его подход (или подходы) к проблеме брака не следует воспринимать как системное исследование по теме. Как апостол язычества, он столкнулся с новым и непредвиденным, будучи при этом не иудеем, но иудео-христианином, недавно обратившимся к распятому и воскресшему Господу.

http://pravmir.ru/ugrozhaet-li-cerkvi-ra...

Мк.13:11–13 . «Когда же поведут» и пр.: Господь говорил это ученикам своим еще тогда, когда посылал их на проповедь своего Евангелия в Иудее, предсказывая вместе и то, что будет с ними и в то время, когда они будут проповедывать его всей вселенной (ср. Мф.10:19–22 ). – Теперь Господь повторил вероятно эти изречения, и ев. Матфей, изложивший их прежде, здесь опускает их; Марк же, опустивший там, удерживает здесь. Мк.13:14 . «Стоящую, где не должно»: у ев. Матфея – «на святом месте» (ст. Мф.24и прим.). Мк.13:19 . «От начала творения, которое сотворил Бог»: более усиленное выражение, чем у ев. Матфея; творение, которое сотворил Бог – в противоположность делам, какие делают люди и какие сделают во время этих предрекаемых событий. Мк.13:20 . «Сократил те дни»: предречение будущего выражается в прошедшем времени (ср. Мф.24:22 ), как это нередко делалось и ветхозаветными пророками, при предречении ими будущих событий. У них это значит, что будущие предрекаемые события последуют непременно так, как они предрекаются, указывает на непреложность исполнения пророчества. Точно так же и здесь. Или: ведущий тайны Отца Сын Божий ведал вполне и то, что Господь, предопределивший предсказанные бедствия, предопределил уже или решил сократить срок их ради избранных или что то же – уже сократил, так как определение Божие непреложно и должно исполниться непременно. Мк.13:21–23 . Буквально сходно со сказанием ев. Матфея Мф.24:23–25 и прим. Мк.13:24–32 . Также буквально сходно со сказанием ев. Матфея Мф.24:26–36 и прим. – «Ни Сын»: см. прим. к Мф.24:36 . «Если бы Он сказал: Я знаю, но не хочу открыть вам, в таком случае Он опечалил бы их. А теперь, когда говорит, что ни Ангелы, ни Я не знаю, Он весьма мудро поступает и совершенно удерживает их от желания знать и докучать Ему. Это ты можешь понять из примера. Малые дети, видя что-либо в руках отцов, часто просят у них, и ежели отцы не хотят дать, они, не получая просимого, начинают плакать. В таком случае отцы обыкновенно скрывают от них вещь, держимую в руках и, показывая детям пустые руки, удерживают их от слез. Так и Господь, поступая с Апостолами как с детьми, скрыл от них последний день. – А что Господь знает о последнем дне и часе, это очевидно: ибо Он сам веки сотворил» (Феофил., ср. прим. к Мф.24:36 ). «Как чего-либо из сущих не знать Премудрости, Творцу веков, Совершителю и Обвинителю, Божие, как дух знает, что в человеке ( 1Кор.2:11 )?.. Для всякого явно, что Сын знает как Бог , приписывает же себе незнание как человек, поскольку только видимое может быть отделяемо от умопредставляемого» (Григ. Б. 3, 94. ср. Вас. В. 7, 167–168).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Мф.9:21–22 . «Ибо она (кровоточив. женщина) говорила сама в себе: если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею. Иисус же, обратившись и увидев её, сказал: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Женщина с того часа стала здорова». Объяснение. Отсюда видно, что и одежда Спасителя была чудодейственна: Мф.14:36 ; Лк.8:44 ; и руками апостолов Бог творил много чудес: Деян.19:11:5:15 . Мф.12:39 . «Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка». Объяснение. Итак, знамения и чудеса не даются роду лукавому: Мф.4:3–7 ; Мк.15:29–32 ; Ин.4:48:5:36:10:38 ; но для верующих людей они бывают: Мф.17:20:8:10–13 . Мк.15:32 . «Христос, Царь Израилев, пусть сойдёт теперь с Креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его». Объяснение. В этих словах подтверждается та истина, что для неверующих во Христа и врагов Его не даются знамения и чудеса: Мф.4:3–7:12:39:16:4 . 3Ездр.12:40–45 . «Когда, по истечении семи дней, весь народ услышал, что я не возвратился в город, собрались все, от малого до большого, и, пришедши ко мне, говорили мне: чем согрешили мы против тебя?.. Если ты оставишь нас, то лучше было бы для нас сгореть, когда горел Сион. Ибо мы не лучше тех, которые умерли там. И плакали они с громким воплем». Объяснение. Отрицающие на этом основании возможность чудес забывают слова Спасителя, сказавшего: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит»: Ин.14:12 . Слова Христовы имеют значение до скончания века: Мф.24:35 . Мнение о 400-летнем царствовании Мессии, со смертью Которого умрут все живущие люди и вся земля погрузится на семь дней в мёртвое молчание, как было до творения мира, – принадлежит иудейским раввинам. Указания на совершённые Господом и апостолами чудеса в новом завете многочисленны, приведём здесь хотя несколько. Воскрешённые мертвецы: Мф.9:18–19 ; Мк.5:22–24 ; Лк.8:41–42:7:12–15 ; Ин.11:11–44 . Изгнания демонов: Лк.13:11–13 ; Мф.15:22–25 ; Мк.7:25–30 . Прекращение ветра: Мф.14:32–33 . Чудесное насыщение: Мф.15:32–35 . Превращение воды в вино: Ин.2:6–11 и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Итак, ту бодрственность, какую заповедал Господь, Он предписал той и другой части человека: телу, дабы оно (удалялось) от сонливости, и душе, чтобы она оберегала себя от бесчувственности и робости, как и говорит: „отрезвитесь по правде ( 1Кор.15:34 )“, и: „ Я пробудился и есмь с тобой ( Пс.138:18 )“, и ещё: „не будьте леностны (ср. Сим.12:11)“, и посему будем избегать лености в исполнении того дела, какое имеем. „Будут двое на поле, на одном ложе ( Мф.24:40 )“, потому что при опустошении Иерусалима это мгновенно обрушится на них, подобно следующему: 2026 „если там найдётся десять мужей ( Быт.18:32 )“. „Орлами ( Мф.24:28 )“ же Господь назвал неприятелей, кои придут против этого го- —276— рода, который (обозначается под именем) трупа, как и говорится: „кони его быстрее орлов ( Иер.4:13 )“. Иные изъясняют это о теле и душе. Ещё понимают это (место) о конце мира, когда страх и трепет нападёт на всех людей, дабы приготовились, как и говорит: „да будут чресла ваши препоясаны ( Лк.12:35 )“. Или это относится к праведнику и грешнику, из коих ни тот, ни другой не могли сделаться свободными. Мельницей ( Мф.24:41 ) назвал мир, орлами же по быстроте их крыльев, наименовал праведников. „Кто будет управитель, верный раб, благодетельный и мудрый ( Мф.24:45 )?“ Хотя всё это Господь засвидетельствовал о нем 2027 , однако, если окажется неверным в том, что поручено ему, то „рассечёт его пополам, и отделит его, и подвергнет его одной участи с лицемерами и неверными, и там будет плач и скрежет зубов ( Мф.24:51 )“. „Пять из них было неразумных и пять мудрых ( Мф.25:1–14 )“. Но мудростью назвал не девство их, потому что все они были девами, а добрые дела их назвал мудростью. Ведь, если девство твоё равно святости ангелов, то заметь и рассуди, что святость ангелов чиста от зависти и других пороков. Как победил ты блуд, так берегись чтобы не победили тебя ропот и гнев. Также кто не возвратил своих талантов с приростом ( Мф.25:15–30 ), от того, как от земли бесплодной, отнят и дар плодов. Землю, о которой сказал: „скрыл его ( Мф.25:18 )“, сравнил с той землёй, которая не дала плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6). НЗ следует представлениям ВЗ о Г. как о месте, где «червь… не умирает и огонь не угасает» (Ис 66. 24/Мк 9. 44). В огне Г., к-рый не угасает (Мк 9. 43; 9. 48), гибнут и душа и тело грешников (Мф 10. 28). Мучение в Г. изначально уготовано диаволу и его ангелам (Мф 25. 41). Из сопоставления параллельных мест видно, что «осуждение в геенну» (κρσεως τς γεννης - Мф 23. 33) является «будущим гневом» (μελλοσης ργς - Мф 3. 7) Господа. Упоминание о Г. служит этическим целям, пробуждая совесть грешника, его благоговейный страх перед гневом Небесного Судии (Мф 10. 28; Лк 12. 5). Наказание Г. ожидает даже учеников Спасителя, если они будут презрительно относиться к своим братьям (Мф 5. 22). Эта мысль аллегорически выражена и у ап. Иакова, к-рый предупреждает об опасности «воспаления» огнем Г. языка человека (Иак 3. 6). Угроза Г. прежде всего обращена к фарисеям (Мф 23. 33) и их ученикам, к-рых они приобщили к своему лжеучению (Мф 23. 15). Чтобы избежать Г., верующий должен идти на самые серьезные жертвы (Мф 18. 9; Мк 9. 43 сл.). Описанию наказания Г. соответствуют в НЗ понятие бездны (βυσσος) и такие выражения, как «печь огненная» (κμινος το πυρς - Мф 13. 42, 50; ср.: Откр 9. 2) и «озеро огненное» (λμνην το πυρς - Откр 19. 20; 20. 10, 14 сл.), где будут также истреблены как безбожники, так и зверь (сатана) с его лжепророком. В Талмуде встречается упоминание не только о наказующем, но и об искупительном характере Г. (Санхедрин. 13. 3) для тех грешников, чьи заслуги и прегрешения уравновешивают друг друга. Возможно, что представление об очистительном характере последнего огня нашло отражение в ряде книг НЗ (Мк 9. 49; 1 Кор 3. 13-15; 2 Петр 3. 7-13). Долина Еннома, юго-запад Иерусалима Долина Еннома, юго-запад Иерусалима Святоотеческое богословие продолжает раскрывать библейское учение о Г., определяя ее как место мучения для неправедно живших и не поверивших во Христа ( Iust. Martyr. I Apol. 19. 8). У Климента Александрийского сохранилось предание о Г. как об огненной реке ( Clem.

http://pravenc.ru/text/геенне.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010