15 Имеются в виду языческие народы, принявшие христианство, в противопоставление иудейскому народу. Ср. Ориген, In Ex. hom. 2, 4: «Мыслю, что в дочери Фараоновой можно усматривать Церковь, собираемую от язычников». 16 Ср. Tract. Orig. 7, р. 82: «Под дочерью Фараона я, стало быть, понимаю не что иное, как очистившуюся освящением в живоносной купели Церковь, которая Христа, отторгнутого плотскою матерью, Синагогой, и подкинутого, как младенец,— ибо когда Он явился во человечестве, Он предстал как младенец, — забирает к себе и оберегает, так что впредь Он принадлежит уже не той матери, которая отторгает Его и подкидывает, но той, которая принимает Его и оберегает». 17 Олицетворяемый сестрой Моисея. 18 Отождествление убитого Моисеем египтянина с диаволом не совсем обычно, однако оно естественным образом вытекает из традиционного истолкования Египта как мира сего, подвластного диаволу-Фараону, а воинов Фараона — как бесов. Хотя типологическое отождествление Фараона с сатаной, или диаволом, непосредственно связано с темой перехода через Чермное море, о которой Иларий даже не упоминает, однако Иларий, очевидно, был знаком с этой традицией (или, по крайней мере,— с символизмом, связанным с темой Египта). 19 Здесь имеет место традиционное противопоставление Закона и Благодати как иудейской и христианской веры, Ветхого и Нового Заветов. 20 Ср. Пс. 144:13: «Царство Твое — царство всех веков». Ср. также 1 Тим. 1:17: «Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков». 21 Вельзевулом, то есть «князем бесов», называли Иисуса Христа фарисеи. См. Мф. 10:25, 12:24, 27; Мк. 3:22; Лук. 11:15—19. 22 Лат. sinus переводится на русский язык не только как «пазуха», но и как «лоно». Конечно, речь здесь идет о так называемом «лоне Авраамовом» — образе рая, месте блаженного упокоения праведников («сынов Авраама»). Один из распространенных мотивов христианской иконографии Страшного суда — изображение Авраама, укрывающего за пазухой души умерших верующих и ограждающего их своими отеческими объятиями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3197...

1) Старца не брани, но увещевай, как отца; младших, как братьев; 2) стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою. 3) Вдовиц чти, тех, кто суть истинные вдовицы. 4) Если же какая вдовица имеет детей или внучат, пусть сперва научится управлять своим домом и взаимно воздавать должное родителям, ибо сие благоприятно пред Богом. 5) Истинная же сущая вдовица и одинокая, да уповает на Бога и пребывает в молениях и молитвах ночь и день; 6) ибо та, которая в сластолюбии пребывает, заживо умерла. 7) И сие предписывай, чтобы были беспорочны. 8) Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, отрекся от веры и хуже неверного. 9) Вдовица избирается не менее, как шестидесяти лет, бывшая женою одного мужа, 10) имеющая за себя свидетельство добрых дел, если она воспитала детей, если принимала гостей, если омывала ноги святым, если терпящим бедствие предоставляла [потребное], если следовала всякому доброму делу. 11) Молодых же вдовиц избегай, ибо они, когда ими овладеет чувственность, [притом, что они якобы] во Христе, желают вступать в брак. 12) Они подлежат осуждению, ибо обесценили прежнюю веру; 13) вместе же с тем они, будучи праздны, приучаются обходить дома и бывают не только праздны, но и болтливы, и любопытны, говоря чего не должно. 14) Итак, я хочу, чтобы молодые [вдовы] вступали в брак, рождали детей, были домохозяйками, не подавая противнику никакого повода к злословию; 15) ибо некоторые уже совратились назад, вслед за сатаной. 16) Если кто из верных имеет вдов, да довольствуют их, и да не обременяют Церковь , чтобы хватило истинным вдовицам. 17) Пресвитерам, которые хорошо начальствуют, достойно подобает оказывать сугубую честь; наипаче тем, которые трудятся в слове и учении. 18) Ибо Писание говорит: «Не заграждай рта у вола молотящего» ( Втор. 25:4 ; 1Кор. 9:9 ); и: «Достоин трудящийся награды своей» ( Мф. 10:10 ; Лк. 10:7 ). 19) Обвинение против пресвитера не принимай, кроме как при двух или трех свидетелях. 20) Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели. 21) Заявляю пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами, чтобы ты сохранил сие без предубеждения, ничего не делая, уклоняясь в иную сторону. 22) Рук ни на кого не возлагай поспешно и не делайся соучастником в чужих грехах. Храни самого себя чистым. 23) Впредь пей не [одну] воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов. 24) Грехи некоторых людей явны, предваряя к суду, у некоторых же и последуя [за судом]. 25) Подобным образом и добрые свершения явны; а если и иными являются, скрыться не могут. Глава VI

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

23 октября 1914 года Николай Ярушевич был пострижен в монашество ректором академии епископом Анастасием (Александровым) - иерархом, оказавшим большое влияние на духовное развитие будущего митрополита. 24 октября Ярушевич уже рукоположен во иеродиакона, а 25-го - в сан иеромонаха. Вскоре он выехал на фронт - началась Первая мировая война. Ярушевич служил духовником-проповедником в санитарном поезде, а с ноября 1914-го - священником лейб-гвардии Финляндского полка. На фронте отец Николай тяжело заболел: у него развился ревматизм с осложнением на сердце. Впоследствии болезнь сказалась роковым образом... Ярушевич, отозванный с боевых позиций, возвратился к научно-педагогической работе в академии. С 19 августа 1915 года преподавал в Санкт-Петербургской духовной семинарии литургику, гомилетику, практическое руководство для пастырей, церковную археологию и немецкий язык. В декабре 1916 года он был назначен священником церкви Святителя и чудотворца Николая при Николаевской детской больнице. Грянула Октябрьская революция. О судьбах верующих людей нашей страны в целом и Николая Ярушевича в частности можно сказать словами Нового Завета: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр., 2:13). Возможно ли было сохранить веру в Бога под игом воинствующего атеизма? Кому-то покажется, что нет. Но не зря великие философские русские умы считали русский народ «богоносцем», единственно сохранившим полноту сердечного постижения Христа. Именно на Русской земле сбылось предрекание Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф.,7:18). История Русской церкви в ХХ веке ещё раз подтверждает эти слова. Несмотря на то что Троцкий и его последователи со знанием дела лепили из Церкви образ врага и сделали всё для её уничтожения, врата ада не одолели её. Невзирая на тревожные годы, Ярушевич не оставлял научных занятий: в 1917 году он защитил диссертацию «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г.», став магистром богословия и удостоившись Макарьевской премии. Следом Ярушевич подготовил докторскую диссертацию на тему «О бессмертии души», но не успел её защитить. Рукопись погибла во время блокады Ленинг рада.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/1...

3.7 29. Кого нельзя поминать в церкви? Молодому человеку своя воля душетлительна и ведет в пагубные последствия 3.8 30. У Господа «много званных, мало избранных» (Мф., XX, 16). Мы должны претерпевать искушения, не малодушествуя против них, но смиренно умолять Господа совершить начало нашего спасения. Невыполнение правила по расслаблению и лености восполняется покаянием 3.9 31. Недостойные поступки искупаются сожалением и раскаянием. Достоинство или недостоинство священника не могут быть препятствием к совершению таинств. Во искушении требуется терпение, признание своих грехов и самоукорение. Смерть младенца считайте наказанием за грехи. 3.10 32. Через благословение, поступки умеренные, строгость и смирение достигается повиновение домашних. 3.11 33. Покаяние врачует смущение, малодушие и скорби. Промысел Божий действует к пользе наших душ 3.12 34. О переходе в другой монастырь 3.13 35. Пусть Ваша дочь в обители молится за себя и за всех христиан. «Пить до дна - не быть добрым» (рус. пословица) 3.14 36. Гнев помрачает ум, ожесточает сердце и есть признак гордыни. Об употреблении чая в праздники Божии 3.15 37. О благоговейном предуготовлении к Таинству Венчания 3.16 38. Где воля Божия, там побеждается естества чин. Болезнь побеждается не роптанием, а благодарением Богу. Блудные помыслы врачуются покаянием и самоукорением. Всю праздничную седмицу можно есть скоромное 3.17 39. Кого не следует поминать на Проскомидии? 3.18 40. О состоянии здоровья старца 3.19 41. Скука есть от врага. Необходимо не покоряться господствующей страсти, но показывать сопротивление. Не следует отводить дочь от служения Богу 3.20 42. Искушения, посылаемые от Бога - полезны 3.21 43. Через христианские добродетели снискивается истинное благополучие на небеси 3.22 44. Богатство жениха состоит не в имениях многих, но в доброй совести 3.23 45. Об опасности и вреде обращения к ворожеям 3.24 46. Должно признавать со смирением грехи свои пред Богом и просить прощения 3.25 47. Внутренние помыслы желают усыпить совесть и сделать неугодное Богу. Осуждайте себя перед Богом. Во всяком недоумении просите помощи от Господа

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

   Мы смиренно молимся, чтобы эта книга, издаваемая Ватопедским монастырем, способствовала духовному преуспеянию народа Божиего к славе Святой Его Церкви, которая всегда порождала праведников и святых.    Написал 25 марта 1995 года в праздник Благовещения Госпожи нашей Богородицы архимандрит Ефрем и со мною во Христе братия в пребывающей под покровом Богородицы Святой великой Ватопедской обители. Введение    «Пустынным живот блажен есть божественным рачением воскриляющимся». Насколько подходят эти слаще меда слова тем, кто желает взять на себя Крест Господа нашего! А также и другие: «Коль возлюбленна селения Твоя Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни» (Пс.83:2—3).    Сладчайший наш , поскольку Он и «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8), не только «во время оно», но и сегодня призывает Своих подвижников свидетельствовать о Его постоянном, живом и действенном присутствии, подтверждающем истинность Его обетовании: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20).    Благочестивый обычай боголюбцев удаляться на безмолвие для того, чтобы, не отвлекаясь ни на что, служить Богу и всецело с Ним пребывать, существовал с самого начала как в период Закона, так и в последующий период благодати. Однако подобная практика приобрела организованный характер и достигла своего расцвета только после III века, благодаря тем благоприятным условиям, которые были свойственны пропитанной в весьма значительной степени христианским духом Византии.    Но все-таки основным мотивом того, что христиане, и особенно после прекращения гонений, предавались безмолвной жизни, являлась ревность по Богу. Именно она, эта ревность в предыдущую эпоху подвигала верных самим являться на мучение, выражая тем самым их совершенную любовь к Богу, и запечатлевать это свидетельство своей кровью. Эти пламенеющие, уязвленные стрелами божественной любви сердца, не зная, как проявить свое упорное стремление к Богу, обращались теперь уже к безкровному исповеданию, к добровольному мученичеству. Зная слова апостола Павла, что «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24), они перенесли место подвигов с арен амфитеатров в пустыни: «...скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр.11:37—38). Одни в одиночестве, «только с Богом», другие по двое или по трое, третьи — группами, имея все в общем пользовании, союзом любви, которая есть «совокупность совершенства», соединенные (Кол.3:14), «сподобились обетовании», потому как всеми силами и средствами «творили правду» (Евр.11:33).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

§ V Царство муки. Оно противно Царству славы. В Царстве славы царствовать будет Бог любовью: а в царстве муки – будет царствовать властью и гневом. В Царстве славы будет радость духовная: а в царстве муки – плачь и скрежет зубов, грызение совести, отдаление от Бога, сожитие с демонами во веки. И се есть смерть вторая. Блаженны те, на коих смерть вторая не имать области. § VI Царство мира сего, о коем Спаситель: царие язык господствуют ими, и обладающии ими благодателе нарицаются: вы же не тако ( Лк.22:25 ). Царства или Империи были четыре на земле: Вавилонская, Персидская, Греческая и Римская. Из сих Монархий славнейшая – Римская, ибо в начале оной благоволил родится Сын Божий во время миролюбивого Августа. Царствия мира сего – суть: 1) не крепкие, ибо подобны суть сухой трости. 2) беспокойные и непостоянные ( Иез.17:9–10 ). Так при Сарданапале, Ассирийское царство разделяется на три части, а при Валтасаре – и совсем истребляется. Монархия Греческая, толико славная, по смерти Александра Великого – разделилась, а, наконец, совсем разрушилась. 3) Не редко случаются царства тиранические, бесчеловечные. Такое было: при Немвроде, Фараоне, и Навуходоносоре. 4) Различны от Царства Христова, ибо: (α) в Христовом Царстве царствует мир, – мир духовный, о коем Исаия: и раскуют мечы своя на орала и копия своя на серпы, и не возмет язык на язык меча, и не навыкнут к тому ратоватися ( Ис.2:4 ): а царства мира сего – никогда спокойны быть не могут; язык на язык востанет, и царство на царство ( Мф.24:7 ). (β) В Царстве Христовом правит вера; а в царствах мирских – разум, и премудрость человеческая. (γ) В Царстве Христовом истинное Бога познание: а в тех – часто или незнание Бога, или несправедливое знание. (δ) Царство Христово – не есть от мира; царство мое нестъ от мира сего ( Ин.18:36 ), – говорит Он; но мирские царства суть – от мира сего. (ε) Царство Христово не имеет телохранителей, но служителей слова Божия, коих оружие не есть плотское: во плоти бо ходяще, – говорят они, – не по плоти воинствуем: оружия бо воинства нашего не плотская, но сильна Богом на разорение твердем ( 2Кор.10:3–4 ). (ζ) Рабы Христовы от Бога родишася ( Ин.1:13 ): а рабы мира сего – распространяются натуральным рождением от человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

В результате потери Крыма и начала боевых действий на Востоке на фоне жесткой информационной войны в СМИ на Украине стало еще меньше людей, поддерживающих идею " Русского мира " . Более того, эта идея попала под запрет. Требуются целенаправленные усилия, время, а главное, реальный живой пример, чтобы возродить эту идею в сознании людей. Нельзя заставить силой полюбить, нельзя сломать сознание и заставить изменить мировоззрение. Нельзя загнать в рай без желания. Государственный статус Православной Церкви не сделает всех православными, не изменит нравственность людей автоматически. В конфликте Церковь заняла единственно правильную позицию - не занимая ничью сторону, призывая прекратить кровопролитие. Об этом многократно напоминается в выступлениях патриарха, Священного Синода УПЦ, редакционных комментариях Радонежа, в многочисленных статьях и выступлениях его авторов. В противоположных окопах не фашисты и террористы, а русские люди, часто даже верующие, принадлежащие канонической Церкви, с промытыми пропагандой мозгами. Мир не может быть черно-белым, он намного сложнее. Война русских против русских не может быть выгодна ни России, ни Украине. Идеологию нельзя уничтожить стрельбой и бомбежками. Христос заповедал своим ученикам быть светом миру, солью земли и через это завоевывать умы и сердца. “…чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы; оставьте расти вместе то и другое до жатвы “ (Мф. 13:24) 26.06.2014 - 17:03 Да, Александр, согласен, но, : Да, Александр, согласен, но, боюсь, что как в пословице: " С " с " та хто ж йому дасть " . Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/analytics/nash-strelk...

Вопрос прихожанина. О чем же еще весна нам напоминает? Ответ Священника. Указывая на будущую жизнь, весна вместе с сим, невольно напоминает нам другую, весьма важную истину – что там раскроется все, что мы ни делаем теперь. В предшествовавшее настоящей годовой перемене время, все на поверхности земли было как бы под покровом; зелень, одевающая теперь поля, находилась тогда еще в семени; листья, покрывающие деревья, завиты были в почках; цветы, украшающие теперь наши сады и нивы, и все растительное царство, то было в земле, то покрыто, как и вся земля, снегом. Но наступила весна, и земля сбросила с себя покров и показала то, что заключалось в недрах ее. То же будет с нами в другом мире, когда настанет последний день суда, спадет покров с нашей жизни, все наши дела сделаются ясными для всех. Там, в стране вечности не утаится ничто, но все будет видимо, как видимо теперь то, что в продолжении зимы, сокрыто было от наших взоров. Все, что мы ни делаем, что ни говорим, что ни мыслим, записывается в книгу жизни нашей: а эти книги раскроются тогда пред целою вселенною, пред лицом Бога, Который будет судить нас ( Откр.20:12 ). И, хотим или не хотим мы того, должны будем дать отчет ( Евр.4:13 ): так ли мы жили, как повелевает нам Бог ? То ли делали, что внушала нам христианская совесть. 890. Что значит: Верую во Единого Бога? Вопрос прихожанина. Что значит: Верую во Единого Бога? Ответ Священника. Верую во Единого Бога значит: «верую во святую Троицу, как говорит святой Афанасий, вера Кафолическая есть сия, да единого Бога в Троице и Троицу в единице почитаем». О сей-то великой истине напоминает нам Символ веры словами: Верую во Единого Бога. В Бога Отца веруем, потому что веруем и в Сына Божия, от Отца рожденного, и в Духа Святого, от Отца исходящего. 891. Что значит: имущему дано будет? Вопрос прихожанина. Что значит: имущему дано будет? Ответ Священника. На сей вопрос преподобный Ефрем Сирин отвечает так: «писано: имущему дано будет и преизбудет, от неимущего же, и еже мнится имея, взято будет от него ( Мф.25:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Вот убо весь в составе смысл предлежащих Апостольских слов. Христос, говорит, пришел в мир, дабы яко Архиерей принес Себя в жертву не за мирские временные, но за премирные и некончаемые блага будущего века. Восприятою же плотию Своею, которая и более и совершеннее есть Скинии законной, и не по закону естества, но преестественно составилась, взошел не « единою в лето » ( Евр.9:7 ), как Архиерей законный, но единожды токмо, и не в Скинию, но во Святая, то есть, « одесную престола величествия на небесех » ( Евр.8:1 ). Взошел принося не кровь козлию и телчию, но собственную Свою кровь на кресте излиянную: и сею жертвою даровал роду человеческому вечное искупление от рабства сатаны и бесконечную славу Божественного блаженства. Сказав же сие, приводит доказательство взятое от меньшего к большему. Евр.9:13–14 . Аще бо кровь козлия и телчая (воловия и козлия) 24 , и пепел юнчий (теличий), кропящий оскверненныя освящает к плотстей чистоте: кольми паче кровь Христова, Иже Духом Святым Себе принесе непорочна Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, во еже служити Богу живу. Почему прежде сказал, « козлею и телчею » ( Евр.9:12 ), а теперь говорит, « воловия и козлия »? Потому что вол младой есть телец. Видим мы в Пятокнижии Моисеевом, что Архиерей законный закалая козлов и тельцов, окроплял кровию их пред Очистилищем и Скиниею, и на рога олтаря окрест ( Лев.16:14:16 ): и что приносили Израильтяне в жертву юницу (телицу), непорочну ( Чис.19:2 ), то есть никакого порока не имеющую на теле своем, и закалая оную сожигали вне полка, пепел же ее мешали с водою, чтобы тем кропиться; и жрец кровию юницы кропил пред Скиниею свидения, а из самых Израильтян тот, кто чист, кропил водою смешанною с пеплом сожженные юницы нечистых для очищения их. О сем весьма кратко повествовал Апостол сказав: « аще бо кровь воловия и козлия, и пепел тельчий, кропящий оскверненныя освящает к плотстей чистоте ». Оскверненными или общественными 25 назвал нечистых (как и святые Евангелисты называют) ( Мф.15:11 ; Мк.7:15 ), потому что общие вещи бывают нечисты, а единые Богу посвящаемые суть чисты и нескверны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

И вот всех книжников сзывает, Архиереев всех, вопрос Собранью их он предлагает: «Где должен быть рожден Христос? » И отвечали все согласно: «Рожденья место – Вифлеем. Пророк Михей об этом ясно Сказал в пророчестве своем: Ты Вифлеем хоть мал и беден, Но из тебя изыдет Тот, Начальство чье от дней предвечных И кто народ Мой упасет» 4 Тогда царь Ирод призывает К себе волхвов одних тайком И в Вифлеем их посылает: «Узнайте тщательно о всем, Христу Младенцу поклонитесь И с вестью радостной тогда Ко мне обратно возвратитесь, Я видеть сам хочу Христа, Пред Обетованным Младенцем В смиреньи пасть». Но Ирод лгал, Из опасений он в злом сердце Убить Младенца замышлял И по дороге к Вифлеему Пошли волхвы, и вот тогда, Они увидели, на небе Зажглась вновь чудная звезда. Сердца их радостью забились, Во след идут они звезде; И вот звезда остановилась, Над местом, был Младенец где. Волхвы вошли, с благоговеньем Младенца с Материю зрят, И в умиленьи поклоненье Перед Владыкою творят. Дары приносят, и на сердце С великой радостью потом Благовестить Христа Младенца Спешат домой – иным путем, – Не чрез столицу, в нетерпеньи Коварный Ирод где их ждал: Господь премудро в сновиденьи Волхвам путь новый указал! 25 Декабря 1884 г 4. Бегство св. семейства в Египет, избиение младенцев в Вифлееме, поселение св. семейства в Назарете (Мф. 2:13–24) Когда, воздав Христу Младенцу поклоненье, Волхвы ушли, Иосифу во сновиденьи Явился Ангел Божий и поведал: «Восстань, возьми Младенца ты и Матерь, Беги в Египет, ибо Ирод хочет Искать Младенца, чтобы погубить». Иосиф встал и ночью взял Младенца Со Матерью Его и чрез пустыню Пошел в Египет дальний, где, были Они до самой смерти Ирода царя. И совершилось то, дабы сбылось Реченное от Господа через пророка: «Я Сына Моего воззвал из стран Египта» 5 А Ирод царь меж тем увидев, Что он волхвов напрасно ждет, что он Обманут ими, в гнев пришел великий И в Вифлеем послал избить младенцев В сем городе и близ, в местах лежащих, – Младенцев неповинных, от двух лет и ниже, Надеясь между ними погубить Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Vinog...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010