Слово «святыня» (евр. qoeš) в Ветхом Завете употреблялось, в частности, в отношении жертвенного мяса. Об овне, которого приносили в жертву при поставлении в священники, говорится: Пусть съедят Аарон и сыны его мясо овна сего из корзины, у дверей скинии собрания, ибо чрез это совершено очищение для вручения им священства и для посвящения их; посторонний не должен есть сего, ибо это святыня; если останется от мяса вручения и от хлеба до утра, то сожги остаток на огне: не должно есть его, ибо это святыня ( Исх. 29:32–34 ). Однако термин «святыня» имел и более широкое применение: святыней называли остатки хлебного приношения ( Лев. 2:3, 10; 7:12 ), жертву за грех и жертву повинности ( Лев. 6:17, 25, 29; 7:1, 6 ), жертвенник ( Исх. 29:37; 30:10; 40:10 ) И его принадлежности ( Исх. 30:29 ), миро священного помазания ( Исх. 30:31–32 ) и другие предметы, которые посвящались Богу. Золотая дощечка с надписью «святыня Господня» изготовлялась для ношения священниками ( Исх. 39:30–31 ). Жемчуг в Ветхом Завете воспринимался как символ самого драгоценного, чем может владеть человек. В книге Притчей Соломоновых о мудрости говорится, что она лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею ( Притч. 8:11 ), а о добродетельной жене – что цена ее выше жемчугов ( Притч. 31:10 ). Жемчуг в древности добывался с большим трудом. Об этом в VII веке свидетельствует Исаак Сирин , который был с юности знаком с ремеслом ныряльщика: Если бы в каждой устрице ныряльщик находил жемчужину, тогда всякий человек быстро разбогател бы. И если бы ныряльщик тотчас добывал жемчужину, и волны не били бы его, и акулы не встречали бы его, не надо было бы ему задерживать дыхание до такой степени, чтобы он задыхался, и не был бы он лишен свежего воздуха, который доступен всем, и не сходил бы в глубины, – тогда чаще, чем ударяет молния, и в изобилии попадались бы жемчужины 430 . Буквальный смысл рассматриваемого нами изречения из Нагорной проповеди предполагал, что под святыней понимается жертвенное мясо: именно так, по-видимому, воспринимали это слушатели. Слова не бросайте жемчуга вашего перед свиньями ( Мф. 7:6 ) являются смысловым расширением слов о святыне и псах. Слова чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас ( Мф. 7:6 ) следует понимать как относящиеся не только к свиньям, но и к псам: напасть на человека и растерзать его могут скорее псы, чем свиньи, но и от тех, и от других нужно оберегать святыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Во всем этом повествовании евангелист Марк ни разу не называет Иуду по имени, предоставляя самим читателям сообразить, о ком идет речь. Иуда выступает только в 43-м стихе. «И пили из нее все» (стих 23). Евангелист Марк упоминает об этом, вероятно, с той целью, чтобы показать, что и Иуда не был лишен вкушения Крови Господней ( «все» пили). Мк.14:27 .  И говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: «поражу пастыря, и рассеются овцы». Мк.14:28 .  По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее. Мк.14:29 .  Петр сказал Ему: если и все соблазнятся, но не я. Мк.14:30 .  И говорит ему Иисус: истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня. Мк.14:31 .  Но он еще с большим усилием говорил: хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. То же и все говорили. (См. Мф.26:31–35 ). «Предварю вас в Галилее». По общепринятому взгляду, здесь понимается Северная Галилея, где Господь так долго проповедовал Евангелие (ср. Мф.26:32 ). Есть, однако, у некоторых новейших толкователей воззрение, по которому здесь подразумевается небольшой округ (по-еврейски – «галила») селений около Иерусалима. О существовании такого округа говорится и в Ветхом Завете ( Нав.18:17 ; Иез.47:8 ). В этот округ входила и Елеонская гора, и Вифания, где в последнее время перед страданиями Христос почти постоянно пребывал ночами со Своими учениками ( Лк.21:37 ). Туда и направлял взоры Своих учеников Христос. Там Он и являлся им по воскресении. Но такое воззрение противоречит сообщениям евангелиста Иоанна о явлении Христа в Северной Галилее при море Тивериадском. «Дважды пропоет петух». В первый раз петух поет около полуночи, во второй – перед наступлением утра. Петр отречется от Христа прежде, чем наступит утро нового дня – значит, в тот же самый день, в который он так уверял Христа в своей любви к Нему. При этом отречение будет произнесено трижды – с особенной силой... Мк.14:32 .  Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

12 глава Евангелия от Матфея содержит последовательно развиваемую тему Духа Святого: В 18 стихе Иисус в синагоге, зачитывая пророчество Исайи 42:1: Се, Отрок Мой, Которого Я избрал... положу Дух Мой на Него, применяет его к Себе. В 28 стихе Он объясняет творимые Им чудеса как совершаемые силою почившего на Нем Духа: если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие (Мф 12:28), и одновременно это ссылка на упомянутое выше пророчество, которое Иисус засвидетельствовал как исполненное на Нем. Наконец, в 31-32 стихах Господь выносит строгий приговор: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12:31-32). Таким образом выстраивается единый ряд: Иисус есть Мессия, но Котором почил Дух Божий — чудеса, совершаемые Им, совершаются силою Духа — неверующий чудесам Иисуса и хулящий их Источник приравнивается к богохульнику. В этом стихе Дух очевидно поставляется выше Сына. Златоуст объясняет это применительно к неуверовавшим иудеям, для которых, если и не очевидно было Божество, сокрытое под “зраком раба”, то вполне были очевидны деяния Духа Святого, совершаемые Иисусом . Ориген относил хулу на Сына к неверующим, которые совершают это по незнанию и потому могут получить прощение, если раскаются и уверуют, под непрощаемой же хулой на Духа понимал относимое к тем, “кто уже был достоин стать сопричастным Духу Святому и внезапно отступает он Него” (Нач. 1.37), но такое понимание чуждо евангельскому контексту, особенно если мы обратим внимание на то, как в параллельном месте евангелист Марк специально поясняет (видимо, донося до нас тем самым толкование ап. Петра) эти слова: [Сие сказал Он], потому что говорили: в Нем нечистый дух (Мк 3:30), и в свете этого толкование Златоустого святителя оказывается более достоверным. Согласно свт. Фотию, “грех не прощается похулившим Духа потому, что они не оставили себе даже того, через что бы удостоились прощения — ведь и прощение грехов дается Духом, как и Спаситель засвидетельствовал (Ин 20:22-23)” .

http://pravoslavie.ru/1506.html

Во втором и третьем месте, как видно из 8:22–26, 27–31 книги Притчей и 9:1–3, 7:22–30 кн. Прем. Солом., под Премудростью разумеется Божественная, Ипостасная Премудрость. Проповедуя всюду – на возвышенностях, на дорогах, распутьях и т. д., она призывает всех людей без различия развивать свой ум, обогащая его всякими полезными сведениями, укреплять свое сердце в истинном добре и стремиться к истине и справедливости больше, чем к приобретению богатства и сокровищ. Если кто откликнется на этот призыв и обратится к Божественной Премудрости, то Она, по Своему Божественному существу и происхождению, а также по присущему Ей разуму и знаниям, вполне может способствовать этому. Таким образом здесь нет даже и намека на то, что Премудрость воплощается в каждом разумном человеке. 3) «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова, Бог не есть Бог мертвых, но живых», – говорит Христос в Евангелии ( Мф. 22:32 ; Лук. 20:37–38 ; сн. Исх. 3:6 ); значит, заключают хлысты, Он воплощался в Авраама, Исаака и Иакова. Но это неправда. Слова «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» первоначально были сказаны Господом Моисею во вреия явления при Хориве в терновом кусте, чтобы уверить его в Своей помощи и покровительстве и тем побудить безбоязненно идти к фараону и вывести евреев из Египта. 188 Затем они были повторены Иисусом Хркстом при обличении саддукеев, отвергавших воскресение мертвых. «А о воскресении мертвых, говорил Он, не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:31–32). Таким образом ни в том, ни в другом случае указанные слова не говорят о воплощении Божества в человеке. 4) В евангелии Иоанна сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин. 1:1 ). «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины: и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (ст. 14). «Слово, – толкуют хлысты, – учение Божие; если человек усвоил это учение, то слово и стало плотью, т. е. человек стал Богом». 189 Но такое толкование неправильно. Под Словом в словах св. Иоанна разумеется не учение, а Сам Бог, Слово Ипостасное, потому что Ему усвояются такие черты, как вечность, участие в творении мира и др., которые присущи только Богу. В 18 ст. той же 1 гл. евангелист прямо говорит, что это Слово – Единородный Сын Божий, рожденный из существа Отца и в глубине его всегда и нераздельно с Ним существующий, почему в 1-м своем послании пишет: «три свидетельствуют на небе: Отец, Слово н Св. Дух; и сии три суть едино» (5:7).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Правда, на последнем страшном суде воздаяние будет каждому соответственно его делам в земной жизни. Но по свидетельству того же апостола, кроме последнего всеобщего суда, для каждого человека бывает после его смерти – суд частный: Евр. 9:27 . Люди сейчас же после смерти получают еще не полное воздаяния. О чем тот же ап. свидетельствует: Евр. 11:39–40 . Этим обнаруживается бесконечная благость и милосердие Господа к людям, что Он, по смерти, после частного суда, не окончательно наказывает грешников, а только предначинательно, оставляя им время, в продолжение которого у них семя добра, с каким покаявшиеся пред смертию грешники переходят в вечность, могло бы развиться и очиститься от всякия скверны под благотворным влиянием молитв Церкви. Когда бесконечная благость Божия, так сказать, успеет совершить все, что можно совершить для блага искупленных честною Кровию Христа, тогда бесконечная правда Божия произведет всеобщий и последний суд, па котором окончательно воздастся каждому по заслугам: Мф. 25:31–32, 46 . Рим. 4:7–8 . Евр. 9:27 . И как человекам положено однажды умереть, а потом суд. Евр. 11:39 . И все сии свидетельствованные в вере, не получали обещанного, 40 . Потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. Мф. 25:31 . Когда же приидет Сын человеческий во славе Своей, и все святые Ангелы с Ним: тогда сядет на престоле славы Своей. 32 . И соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. 46 . И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. Рим. 4:7 . Блаженны, чьи беззакония прощены, и чьи грехи покрыты. 8. Блажен человек, которому Господь не вменит греха. ( Пс. 31:1 – 2 ). Лк. 23:43 . И сказал ему (разбойнику) Иисус·истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Примеч . Сектанты говорят: если Господу угодно, то Он и перед смертью без постороннего ходатайства может переселить в рай даже разбойника, после же смерти никакого помилования быть не может, а потому молитвы об умерших бесполезны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Итак, Апостол прямо и категорически приписывает приведенные выше слова Иисусу Христу, тщательно подчеркивая, что первые слова принадлежат не ему, а Господу, и отделяя их от последующего поучения, принадлежащего самому Апостолу. 34 И действительно, внимательный анализ относящихся к этому вопросу слов Христовых в Нагорной проповеди ( Мф. 5:31–32 ; Лк. 16:18 ) совершенно ясно указывает, как логически подразумеваемая в этих словах, но expressis verbis не выраженная, формула запрещения развода восполняется текстом Ап. Павла. Он является именно третьим членом в поучении Нагорной проповеди о разводе. Ибо после стихов 31-го и 32-го 5-й главы Евангелия от Матфея логически необходимо должно находиться следующее «повеление», передаваемое Ап. Павлом. 35 3 (Итак) жена да не разводится с мужем, и муж да не оставляет жены своей. 4. В столь же категорической форме Ап. Павел ссылается на «слово Господне» и в другом знаменитом своем поучении, а именно об умерших ( 1Фес. 4:13 ): «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении о умерших, – говорит Апостол – дабы вы не скорбели, как прочие не имеющие надежды», и пр. «Ибо сие говорим вам словом Господним, что 4 все мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (ст. 15–17). «Итак, – заключает Апостол, – утешайте друг друга сими словами» (ст. 18), т. е. очевидно, именно, словами Самого Господа. Они принадлежат к большой эсхатологической речи Христа Спасителя, записанной у всех трех синоптиков (ср. Мф. 24:30, 31 ; Мк. 13:27 и краткий текст Лк. 21:27 ), но, очевидно, не с буквальной и исчерпывающей полнотой Св. Ефрем Сирин и приписывает это изречение непосредственно Христу Спасителю. 36 5. Наконец, в Послании к Галатам (которое так же, как оба Послания к Фессалоникийцам, является одним из первых по времени Посланий Ап. Павла, – вероятно, около 53-го года по Р. Хр.), находится следующая заповедь, которую Апостол прямо называет «законом Христовым» (6:2):

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/agrafa-...

Ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии — слово ибо ( показывает причинную связь: принятие свидетельства Христа есть подтверждение того, что Бог истинен, потому что Иисус говорит слова Божии. Ибо не мерою дает Бог Духа — поскольку Бог Отец не мерою дает Духа Сыну, Сын говорит слова Божии, ср. 1:32. Отец любит Сына и все дал в руку Его — о любви как отношении между Отцом и Сыном см. 10:17; 15:9; 17:23–24,26. Иисус обладает полной властью действовать во имя Отца. Верующий в Сына имеет жизнь вечную — кульминация главы. Вера или неверие в Сына решает всё. Иоанн непосредственно связывает веру и вечную жизнь, в то время как апостол Павел вводит “промежуточное” понятие праведности, или оправдания. Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем — единственное место в Ин, где говорится о гневе Божием. В НЗ это эсхатологическое понятие, но у Иоанна оно, так же как и жизнь вечная, относится к настоящему времени (см. Рим 1:18). Суд над людьми происходит в зависимости от их отношения к Иисусу, и как только это отношение веры или неверия установлено, выносится приговор или к вечной жизни, или к гневу Божиему. То, что этот приговор вступает в силу уже сейчас, не отменяет его эсхатологического значения. 8. Самарянка (4:1–42) Эпизод с самарянкой не имеет параллели в синоптических Евангелиях, хотя обращает на себя внимание особый интерес Луки (Лк и Деян) к самарянам и к женщинам, — как и ко всем вообще людям, к которым было принято относиться с пренебрежением. Додд 15 указывает, что диалог в ст. 31–34 схож по форме с диалогом в Мк 3:31–35 (семейные отношения как образ духовного родства) и в Мф 4:1–4=Лк 4:1–4 (как и в Ин, пища как образ духовной жизни). Речь, обращенная к ученикам, напоминает Мф 9:37–38 и все притчи о зерне и урожае, в особенности Мк 4:3–9,26–29,30–32. Синоптические Евангелия указывают на близость великого урожая, который в них рассматривается как событие будущего: хотя Царство Божие уже живет среди людей в служении Иисуса, оно еще как бы первоначальное зерно. В Ин этот временной интервал исчезает (настанет время и настало уже). У Иоанна Царство Божие не уподобляется лежащему в земле зерну, но представляет дар и вызов современникам Иисуса — воду живую, вечную жизнь и служение в Духе.

http://pravmir.ru/referat-barret-ch-k-ev...

6) Христос соблюдал субботу, и мы должны ее соблюдать: «Если заповеди Мои соблюдаете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюдал заповеди Отца Моего и пребываю в любви Его» ( Ин. 15:10 ). «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить Я пришел, но исполнить» ( Мф. 5:17 ). 6) Христос соблюдал субботу потому, что, как иудей, Он обязан был подчиняться обрядовому закону Моисея до времени отмены этого закона, до заключения с людьми «нового завета в Крови Его» ( Лук. 22:20 ), то есть до времени Его страданий и славного воскресения, когда пришел конец Ветхому Завету и настало начало нового, предсказанного еще пророком Иеремией (31:31–32), тогда Христос «упразднил, то есть уничтожил, закон заповедей учением Своим» ( Еф. 2:15 ). На том основании, что Христос соблюдал субботу, нельзя утверждать, что и христиане должны ее чтить: Христос, как иудей, праздновал еврейские праздники, совершал еврейскую пасху, но субботники не празднуют же их; Христос, как иудей, принял и обрезание, но сектанты не принимают же его. 7) Христос чтил субботу, ибо по субботам ходил в синагогу и учил народ: «И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу и стал читать... И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние» ( Лк. 4:16,31 и Марк. 1:21 ). 7) Почему и до каких пор Христос чтил субботу, объяснено выше; из приведенных же мест св. Писания вовсе не видно, что христиане должны праздновать субботу; в них говорится о том, что Христос по обыкновению учил Евреев по субботним дням в их синагогах; и только. Учил же по субботним дням, очевидно, потому, что Евреи собирались по субботам в синагоги для молитвы, и поэтому Христос всегда мог иметь готовых, уже собравшихся слушателей. Если бы кто–либо ходил по пятницам в еврейские синагоги, когда они вечером тоже собираются для молитвы, и учил бы их вере, то неужели это значило бы, что проповедник чтит пятницу?! 8) Христос сказал Своим ученикам: «молитесь, чтобы бегство ваше не случилось зимой или в субботу» ( Мф. 24:20 ), чем, очевидно, указал на святость субботнего покоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   В греч. тексте опечатка.     «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше»:    Т.е. Св. Иоанн Богослов.    Свободный перевод.    Апост. текст: «Дети мои»: Беседа на 2-е воскресенье «Якоже хощете да творят вам человецы,и вы творите им такожде»; в ней же говорится и против ростовщиков   1. «Создавый на едине сердца наша, разумеваяй на вся дела наша» (Пс.32:15), во плоти явившись нам и удостоив быть наш Учитель, ныне восстанавливая поврежденное, ищет от нас лишь то, что в начале, создавая нас, вложил в наши души: потому что и для имеющего быть в будущем Его учения Он соответственным образом положил основание, и созданному от начала положению вещей впоследствии присовокупил учение; не иное что делая, как очищая почерневшую, вследствие принятия в себя греха, присущую Его творению красоту. И это особенно показывают чтомые сегодня и предложенные нам для растолкования евангельские слова: «Якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде» (Лк.6:31). Прекрасно предсказал Пророк Исаия, говоря, что «слово сокращено сотворит Господь по всей земли» (Ис.10:23). Потому что в этом едином и кратком изречении Христос объял всю добродетель, всякую заповедь, чуть ли не всякую благую деятельность и устроение души (мысли). Посему, согласно Евангелисту Матфею, представив это, Господь присовокупил: «Се бо есть закон и пророцы» (Мф.7:12); так и в другом месте, суммируя все в два начала, Он сказал, что на этих двух заповедях — предписывающих любовь к Богу и любовь к ближнему — утверждается весь закон и пророки (Мф.22:40). Ныне же Он все свел к одному; не только ту праведность, которая заключается в законе и у пророков,. но охватил и вообще всякую у всех люден добрую деятельность, которую ныне не только для одного (израильского) народа, но и для всей вселенной Он представил как закон, лучше же сказать: для тех, которые от всякого народа под небом, присоединяются к Нему.    2. И не только охватил, но и показал, что каждая из этих двух заповедей, которые Он дал, всаждены в нас по самой природе. Потому что это есть то, что и Иаков Брат Божий предписывает нам, говоря: «Отложше всяку скверну, и избыток злобы, в кротости приимите всажденное слово, могущее спасти души ваша» (Иак.1:21). Это же Бог предвозвестил и через Пророка Иеремию, говоря: «Завещаю им завет нов, дая законы Моя в мысли их» (Иер.31:31-33). Потому что желать в душе — это принадлежит миру мыслей, в которых ныне явив запечатленными все евангельские заповеди, Господь заповедует и законополагает проводить жизнь согласно сему, потому что, как любящий добро и человеколюбивый, Он вложил в самую нашу природу познание того, как надлежит поступать («тин ту практэон гносин»).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

«И сотворил Бог человека по образу Своему... мужчину и женщину сотворил их» ( Быт. 1:27 ). »И сказал: потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» ( Быт.2:24 ). " Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак что Бог сочетал, того человек да не разлучает« ( Мф. 19:6–7 ; сравн. Мк. 10:6–9 ; 1Кор. 6:16–18 ; Ефес. 5:31–32 . Приведенными словами Христос Спаситель хорошо дает понять, что через брак Сам Бог тайно соединяет двоих в одно духовное целое, в одно тело, а потому брак не обыкновенный обряд, а действительное таинство. Именно о браке говорит св. апостол Павел, что »тайна сия велика« ( Ефес. 5:32 ). Здесь, под этими словами, никак нельзя понимать того, что св. апостол говорит о тайне союза Христового с Церковью; нет, контекст (этого места) ясно свидетельствует, что апостол ведет речь именно о »таинстве брака«, о тайном союзе, общении мужа и жены. «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» ( Быт. 2:24 ). »Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Ефес. 5:32 ). Св. апостол говорит, что »тайна брака« есть таинство не относительно чего либо иного, а именно таинство, что ко Христу и Церкви, относительно Христа и Церкви, т. е. это таинство через Церковь освящается Самим Христом, и этот союз мужа и жены апостол сравнивает с союзом Христа и Церкви ( Ефес. 5:22–25 ). Если бы брак был простым обыкновенным союзом, то св. апостол не говорил бы, что этот союз есть »тайна великая« и это не обыкновенная »тайна«, а именно относительно »Христа и Церкви«. Апостол предвидел, что появятся еретики, которые будут толковать его слова по своему, а потому и пишет, что брак есть »тайна великая« – не простая, не обыкновенная, а тайна относительно Христа и Церкви. В другом месте тот же апостол говорит: »жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе« ( 1Кор. 7:39 ). Выражение: »только в Господе« показывает, что брак освящается Церковью, ибо, когда св. апостол говорит о таинствах, то всегда подчеркивает, что через них проявляет действие Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010