Глава 7 Нагорная проповедь. 1–5. Суд (осуждение) ближних. – 6. Извращенная, неправильная ревность к «святыне». – 7–12. О молитве. – 13–14. Тесные врата и узкий путь, ведущий в жизнь. – 15–23. Ложные пророки. – 24–27. Заключительная притча. – 28–29. Общее впечатление на народ Нагорной проповеди Спасителя. Мф.7:1 .  Не судите, да не судимы будете, (Ср. Лк.6:37 .) Прежде всего обращает на себя внимание вопрос, существует ли связь, и какая именно, первого стиха и вообще всей 7-й главы с тем, о чем говорилось в предшествующей главе и, ближе всего, в 34-м стихе 6-й главы. Нужно только просто соединить эти два стиха: «довольно для каждого дня своей заботы». «Не судите, да не судимы будете», чтобы видеть, что никакой связи между этими стихами не существует. Такое заключение подтверждается тем, что в рассматриваемом стихе нет никакой соединительной частицы, как, например, «же» ( δ), «и», «или» и т.п., употребляемой в греческом языке для выражения связи. Если, следовательно, и существует какая-либо связь с предыдущим, то она может относиться не к отдельному стиху, а ко всей предшествующей главе. Но многие экзегеты совсем отрицают и эту связь, говоря, что в 7-й главе начинается речь о совершенно новых предметах. «Никакой связи с предыдущим», – так кратко и энергично выражается один немецкий комментатор (Де-Ветте, Те экзегеты, которые признают связь, дают объяснения, которые иногда совершенно не похожи одно на другое. Одни объясняют связь, говоря, что в 7-й главе содержится противоположение тому, что сказано в Мф.6:14 и сл., или же тому, что сказано в 6-й главе о фарисеях, и таким образом указывается, что суда не должно быть вследствие обязанности людей прощать друг другу, или по крайней мере, что суд не должен быть фарисейским. Другие объясняют связь так: в 6-й главе говорилось об отношении людей к Царству Небесному, теперь начинается речь об отношении их друг к другу. Граждане Царства Христова должны осмотрительно судить своих сограждан и прежде всего улучшать самих себя, если хотят быть судьями и исправлять других.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть Свобода человека и Церковь О проблемах современной церковной жизни 23.04.2021 1412 Время на чтение 24 минут «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» - и не делаете того, что Я говорю?» «Сын Человеческий пришел не губить души, а спасать» (Лк. 6: 46; 9: 56) «Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3: 1-3) «Порочные обыкновенно ненавидят в других благо добродетели, которого сами не желают иметь» (Святитель Григорий Великий, Диалоги. Собеседования о жизни Италийских отцов и о бессмертии души) I . Человек рожден для Царствия Небесного, и вся его жизнь должна стать дорогой к Богу, равно как и дела – способом уподобления Спасителю. «Подражайте мне, как я Христу», говорит апостол Павел (1 Кор. 5: 16). И апостол Пётр повторяет наказ Господа: «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Петр. 1: 16). Бог желает от нас свободного приобщения к Себе, и, стало быть, человек не только рождается свободным, но и должен оставаться свободным на протяжении всего своего жизненного пути. «Бог дал свободу человеку, которого создал по образу Своему, чтобы тот властвовал над желанием, как и Бог, имеющий это по самой Своей природе» ( Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на Четвероевангелие. М., 2017. С.134). Высочайшее предназначение каждого из нас наглядно раскрываются в словах апостола Петра, когда он говорит о человеке: «дом духовный», «священство святое», «род избранный», «царственное священство», «народ святой», «народ Божий» (1 Петр. 2: 5, 9, 10). Кто может быть выше этого?! Только Бог, Который зовет нас к Себе. И возглас на Литургии: «Святая – святым!» также не оставляет сомнений в том, кто есть по своему предназначению человек. Свобода человека в принятии на себя «рабства» Богу или в отвержении Творца во имя собственного «я» настолько абсолютна, что Господь допускает любые наши заблуждения и ошибки, всякий грех, за исключением хулы на Духа Святого (Мф. 12: 32). «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1 Кор. 11: 19)», – говорит вслед Спасителю апостол Павел. Пусть в человеке будет и прекословие, лишь бы затем наступило покаяние, и любовь победила гордыню собственного тщеславия. Сын, исполняющий волю Отца, не тот, кто сказал, что пойдет работать в виноградник, и не пошел. А другой, который вначале отказался, а затем, раскаявшись, пошел (Мф. 21: 28-31).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/22/sv...

Могут ли действительно эти три места служить параллелями Мф.19:1 , это, конечно, служит только предметом догадок. Речь синоптиков отличается здесь такой краткостью, что трудно утверждать положительно, совпадают ли, в частности, их показания с Ин.7:10 . Но если такое совпадение может быть признано, то дело представится в следующем виде. Матфей пропускает рассказ Иоанна (приглашение Христа Его братьями идти в Иерусалим на праздник кущей Ин.7:2–9 ). Согласно Иоанну, Христос первоначально отказался от этого путешествия. Но когда братья Его ушли в Иерусалим, то и " Он пришел туда на праздник (кущей) не явно, а как бы тайно». Думают, что об этом именно путешествии и говорит Мф.19:1 и Мк.10:1 . Затем у Иоанна идет рассказ о самом пребывании Христа на празднике кущей ( Ин.7:11–53 ), о женщине, уличенной в прелюбодеянии ( Ин.8:1–11 ), о беседе с иудеями ( Ин.8:12–59 ), об исцелении слепорожденного ( Ин.9:1–41 ), о добром пастыре ( Ин.10:1–18 ), о распре между иудеями относительно личности Христа и намерении их Его убить ( Ин.10:19–39 ). Дальнейшие слова Иоанна «и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там» ( Ин.10:40 ) могут совпадать с Мк.10:1 κα πραν το ορδνου (буквально: «за Иордан»). Здесь Иоанн, так сказать, прервавший речь синоптиков ( Ин.7:2–10:40 ), в свою очередь прерывается ими, и именно рассказом Лк.9:51 , с которым может совпадать последняя часть 1-го стиха рассматриваемой главы Евангелия Матфея. У Луки ( Лк.9:51–62 ) рассказывается о намерении Христа идти в Иерусалим через Самарию, отказе самарян принять Его и затем о двух просителях, желавших следовать за Ним; затем о посольстве 70-ти учеников и возвращении их ( Лк.10:1–24 ), милосердном самарянине ( Лк.10:25–37 ), посещении Марфы и Марии, и излагаются другие притчи и события ( Лк.10:38–16:17 ) с небольшими вставками у Матфея, Марка и Иоанна (например, Ин.11:1–16 ). Только затем уже начинается параллельный рассказ преимущественно двух первых евангелистов, опять прерываемый длинными вставками Лк.14:18–18:1–14 и Ин.11:17–54 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Наставления старца игумена Назария I. О монашестве Христос Спаситель говорит: аще кто хощет по мне ити, той непременно должен отвергнуться себе, и взять крест свой, и по Мне ити ( Мф.16:24 ). Сие шествие должно быть не иное какое, как то, чтоб совершенно удалиться от мира. Исаия Пророк вопиет: Изыдите от среды его, и нечистотам не прикасайтеся ( Ис.52:11 ). И Иеремия о том же: бежите от среды Вавилоня ( Иер.51:6 ). И Давид вопиет: се удалихся бегая, и водворихся в пустыню, яко видех беззаконие и пререкание во граде день и нощь ( Пс.54:8:10 ). Познай, что Сын Божий сошел на землю не погубити душ человеческих, но на путь истинный наставити нас. Он, образом жития Своего, а не словом только, учил презирати мир. Господь не имел покоя в мире: и последующим по Нем повелел бегати его. Прелестна бо и обманчива жизнь мира, бесплоден его труд, опасно его веселие, скудно его богатство, призрачна его честь, непостоянна, ничтожна; и горе надеющимся на его мнимые блага: от сего многие без покаяния умирают. Блаженны и преблаженны удаляющие себя от мира и от похотей его. Тецы, тецы, возлюбленне, к мирному и преславному иноческому житию, вступи в ярем похвальный, который Сам Сын Божий наименовал Своим благим игом и легким бременем. Святии Апостолы возлюбили сие иго и предали верным; Богоносные и Богодухновенные Отцы, помощию благодати Божией и искусством, в оном жительстве успели, и советуют нам, как должны и мы в оном подвизаться. Раз смотри, возлюбленне, и познай, что монашеское житие основано на Божественной заповеди, по пророческому, Евангельскому и Апостольскому учению, о сем рече Господь: могий вместити да вместит ( Мф.19:12 ). Сюда зрит и слово Апостола Павла: хощу быти всем яко же аз ( 1Кор.7:7 ). Еще прежде Моисеева закона подвижническая жизнь просияла в Енохе и Мельхиседеке, под законом в Илие и Иоанне Крестителе, а во времена благодати – в целых соборах и полках монашествующих. Рассмотри прилежно, сколь многие благоугодно в иночествующем образе пожившие, к Богу преселилися и ныне со Ангелами пребывают. Если и ты, возлюбленне, желаешь безмолвного и благого иноческого жития: то благое себе избираеши.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Повествование Иоанново о путешествии жён мироносиц и учеников к гробу Воскресшего значительно отличается от повествований о сем первых трёх евангелистов. Отличие это происходит оттого, что Иоанн опускает почти все описанное первыми евангелистами и восполняет их сказания тем, что относится только к Марии Магдалине и двум ученикам, тогда как те описывают происходившее с прочими жёнами мироносицами, кроме Марии, хотя при исчислении мироносиц они упоминают и о Магдалине. Из снесения повествований о сем всех четырёх евангелистов слагается полная история событий этого единственного в истории утра, утра светлого Христова воскресения, и все кажущиеся разности сказаний совершенно исчезают. – В первый день недели: по-нашему в воскресенье; см. прим. к Мф. 28 и парал. у Мк. и Лк. – Мария Магдалина приходит ко гробу: по сказаниям первых трёх евангелистов она была не одна, а был целый сонм мироносиц. Это видно и из сказания Иоаннова, что она была не одна; возвратившись к апостолам Петру и Иоанну, она говорит им: не знаем, где положили Его. Это могла она сказать только от лица своего и других мироносиц, следовательно, она была не одна. Подобный способ повествования находим у ев. Луки: он повествует о путешествии к гробу Христову одного Ап. Петра ( Лк. 24:12 ), а затем передаёт слова еммаусских путников: и пошли некоторые из наших ко гробу и пр. ( Лк. 24:24 ; ср. ст. 22). Но вместе с сим надобно предположить (вместе с Злат., и др.), что Мария, пошедши на гроб вместе с другими жёнами, упредила их на пути, как всегда деятельная и скорая по преимуществу пред другими, и пришла или подошла ко гробу настолько, чтобы видеть отваленный камень, ранее прочих жён. Этим объясняется и указание Иоанном времени её прибытия к гробу: рано, когда было ещё темно, тогда как прочие жены подошли уже когда рассветало (ср. прим. к Мк. 16:2 и парал.). – Увидев, что камень отвален от гроба (Ангела на камне, явившегося потом прочим жёнам, она не видела), она подумала, что тело Господа унесено (ст. 2), и немедленно бежит с поспешностью известить о сем учеников Господа Петра и Иоанна. На этом обратном пути она, конечно, встретилась с прочими жёнами (которых между тем занимала мысль, кто отвалит им большой камень от двери гроба, Мк. 16:3 ) и сообщила им своё опасение (потому и говорит потом апостолам – не знаем). – Пришедши к Петру и Иоанну (ср. 13:23; 19 и прим.), она высказывает им свою догадку. Между тем прочие жены мироносицы подходят к гробу, видят Ангелов, слышат благовестие о воскресении Господа и поспешно удаляются от гроба к апостолам, о чём подробно повествуют первые евангелисты ( Мф. 28:5–8 ; Мк. 15:4–8 ; Лк. 24:3–8 и прим.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

протоиерей Николай Зефиров Первое соборное послание святого апостола Петра Апостол Петр, иначе Симон, был брат Андрея Первозванного, жил в небольшом городе Вифсаиде на берегу Галилейского озера, занимался вместе с отцом и братом рыбною ловлею. До призвания к апостольскому служению он назывался Симон, по призвании же Господь назвал его Кифою, что значить: камень (Петр) ( Ин.1:42 ). Этим новым именем Господь предуказывал твердость его веры. За свою ревностную любовь к Господу он удостоился быть в числе самых приближеннейших учеников Его и был свидетелем самых важнейших моментов в жизни Господа и величайших чудес Его ( Мф.17 ; Мф.26 ; Лк.8:45–51 ). По воскресении Господа, Петр, раскаявшийся и оплакавший свое отречение, был восстановлен в апостольском достоинстве. По сошествии св. Духа на апостолов, он первый выступает с воодушевленною проповедью к собравшемуся народу о Христе – Сыне Божием, которого иудеи распяли и который воскрес ( Деян.2:22–24 ); затем, по исцелении хромого у дверей храма, дерзновенно проповедует о Христе пред Синедрионом. Сила проповеди ап. Петра была так действенна, что многие уверовали во Христа, а слава о чудесах его была так велика, что многие выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них ( Деян.5:15 ). Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись ( Деян.5:16 ). Он первый из апостолов обращает ко Христу язычника Корнилия Сотника и тем полагает начало Церкви христиан из язычников. Будучи главным образом проповедником учения Господа среди иудеев, он проповедует в Антиохии, в Малой Азии, в Вавилоне, и потом переносит дело проповеди в Грецию ( Гал.2:11 ; 1Пет.1:1; 5:13 ; 1Кор.1:12 ), и наконец в Рим, где в царствование Нерона в 66–67 году принял мученическую смерть. По его желанию его распяли вниз головою; он не хотел в образе смерти уподобиться Господу, считал себя недостойным. Читатели послания Читателями послания, как мы видим из 1-го ст. первой главы, были избранные пришельцы, рассеянные в северо-восточных областях Малой Азии. Петр, Апостол Иисуса Христа, пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии,       Асии и Вифинии, избранным. Под этими пришельцами разумеются не только христиане из иудеев, но и христиане из язычников. Прилагает же к тем и другим название „пришельцев“ не в собственном смысле, а в переносном, потому, что желает этим сказать, что христиане здесь на земле должны почитать себя только странниками и пришельцами, что настоящее наше отечество небо, туда и должны быть направлены все помыслы христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Разделы портала «Азбука веры» архим. Серафим (Алексиев), архим. Сергий (Язаджиев) Почему православному христианину нельзя быть экуменистом В Избранное Оглавление Вступление Сегодня много пишут, говорят и проповедуют об экуменизме, экуменических встречах, экуменическом объединении христиан, об экуменическом богословии и т. п. Но не все, употребляющие эти слова, понимают, что такое «экуменизм». Слово «экуменизм» происходит от греческого οικουμνη, οκω (обитать, населять). Следовательно, «экумени» — это «населенная, обитаемая земля, ойкумена», и поначалу этим словом обозначалась область, населенная людьми на нашей планете. И Церковь Христова в древности словом «ойкумена» называла землю и ее обитателей ( Мф.24:14 ; Лк.21:26 ; Откр.3:10; 12:9 ). Соответственно, прилагательное «экуменический» означает «вселенский», т. е. относящийся ко всей земле и ее населению. Святая Православная Церковь по-гречески тоже именуется «вселенской», будучи ею по существу, ибо ее Божественный Основатель предназначил ей распространяться по всем обитаемым на земле местам ( Мф.28:19 ; Мк.16:15 ). Современное «экуменическое» движение тоже претендует на «вселенскость», но подменяет вселенское единство в истинной вере чисто механическим соединением разных исповеданий, отпавших от Православия и чуждых ему, и потому современный «экуменизм» есть совершенно новое явление 1 . В качестве идеи он появился в середине XIX века в Англии и Америке с целью объединить различные христианские исповедания, которые неверно именовались «церквами». К достижению этой цели настойчиво стремится созданный на Амстердамской ассамблее 1948 года Всемирный Совет «церквей» (ВСЦ), центр которого находится в Женеве. Современный термин «экуменизм» придуман и введен в употребление Джоном Моттом (1865—1955), известным масонским лидером и председателем ИМК.А. Произошло это на съезде «Международного миссионерского совета», работавшего в 1910 году в Эдинбурге (Шотландия) 2  под его председательством. Тогда и было положено начало всему экуменическому движению 3 .

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Евсевий (Никольский) Русские люди, храните веру православную! " loading="" decoding="" srcset="" sizes="" title=""/> Сия глаголет Господь Иудеям. Людие Мои, что сотворих вам, или чим вам стужих досадил?.. и что Ми воздасте? ктому не терплю прочее, призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом. и Аз им дарую живот вечный (12 антифон из службы во святый и Великий пяток на утрени). С такими словами святая Церковь от лица Господа Иисуса Христа обращается к иудеям, предавшим Его на страшныя страсти и крестную смерть. Много добра Господь сделал иудеям во время Своей земной жизни и за это добро вместо того, чтобы быть Ему благодарными, полюбить Его и стать Его верными учениками и последователями, иудеи, за исключением немногих, возненавидели Его и неправедно осудили на поругание, невыносимыя мучения и крестную смерть. Даже язычник-судия, Пилат сознавал, что Иисус Христос не виновен, что он осуждает Его, только делая уступку настоянию народа, и потому, омывая руки свои и показывая тем, что он осуждает Иисуса Христа против воли, произнес. неповинен есмь от крове праведного Сего: вы узрите ( Мф.27:24 ). Но в ответ на это иудеи, подстрекаемые своими вождями, книжниками и фарисеями, произнесли страшныя слова: кровь Его на нас и на чадех наших ( Мф.27:25 ). Понятно, что после этого долготерпение Божие к неблагодарным и беззаконным иудеям должно было истощиться, и Церковь вполне согласно с Евангелием и последующею историею взывает от Лица Господа: ктому не терплю прочее (т. е., уже не терплю более сего), призову Моя языки, и тии Мя прославят со Отцем и Духом. и Аз им дарую живот вечный. С какою изумительною точностию исполнились и исполняются на иудеях как их собственныя страшныя слова, так и слова церковного песнопения, это хорошо известно всякому, кто хотя сколько-либо знаком с историею и кто внимательно и беспристрастно следит за современною жизнью. Не прошло и сорока лет после смерти и воскресения Господа Иисуса Христа, как иудеи лишены были и той ничтожной степени самостоятельности, какою они пользовались во время земной жизни Его: храм и священный город их Иерусалим были разрушены, сами они во многом множестве были перебиты или распяты на крестах и замучены другими способами, а оставшиеся в живых были рассеяны по разным странам и с той поры, по настоящее время, они не имеют своего отечества, проживая в чужих странах среди чуждых им народов, всюду возбуждая против себя вражду и недовольство.

http://azbyka.ru/propovedi/russkie-lyudi...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский    Многие не знают даже и того, что эта книга существует, – (не знают) ни самой книги, ни того, кто ее написал и составил. Поэтому-то в особенности я и решился за­няться этим произведением, чтобы и научит незнающих, и не допустить, чтоб такое сокровище таилось и остава­лось в неизвестности. Эта книга может принести нам пользы не меньше самого Евангелия: такого исполнена она лю­бомудрия, такой чистоты догматов и такого обилия чудес, в особенности совершенных Духом Святым. Не будем же оставлять ее без внимания, но станем тщательно исследовать. Здесь можно видеть исполнение на деле тех пророчеств, какие Христос возвещает в евангелиях, истину, сияющую в са­мых событиях, и большую в учениках перемену к лучшему, произведенную в них Духом Святым. Христос говорил ученикам: всяк " верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит " (Ин.14:12), и предсказывал им, что " поведут вас к правителям и царям " , что их станут бить " в судилища и в синагогах их " (Мф.10:17,18), что они подвергнутся жесто­чайшим мукам и над всем восторжествуют, и что " проповедано будет сие Евангелие Царствия " во всем мире (Мф.24:14): все это, равно как и еще большее другое, что Он говорил, обращаясь с учени­кам, представляется в этой книге исполнившимся со всею точностью. Здесь же увидишь и то, как сами апостолы как бы на крыльях обтекали землю и море, как они, боязливые и не­мудрые, вдруг сделались иными людьми, стали презирать бо­гатство, сделались нечувствительны к славе, недоступны ни гневу, ни вожделению, и оказались решительно выше всего; (увидишь), что они имели великое единомыслие, и что между ними никогда уже не было, как прежде, ни зависти, ни спора о первенстве, а, напротив, в них водворилась всякая совер­шенная добродетель, и в особенности начала сиять любовь, о которой и (Христос) много заповедовал им словами: " по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою " (Ин.13:35). Можно также найти здесь и догматы, которые, если бы не было этой книги, никому не были бы так хорошо известны; да и то, что составляет основание нашего спасения, – как по отношению к жизни, так и по отношению к догма­там, – было бы темно и неясно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1641...

Скачать epub pdf Октябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна [Кн. 12: вступл. (Ин.19:30–20:15)]/Пер. и примеч. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1910. Т. 3. 10. С. 225–240 (2-я пагин.) —225— судили Спасителя нашего Христа и требовали от Него ответить, кто Он и откуда, а Он ясно говорил: «верно говорю вам: отныне узрите Сына Человеческого сидящего одесную Силы и грядущего на облаках небесных», – то Каиафа, вскочив с священного седалища, «разорвал одежды свои говоря: богохульствовал» ( Мф.26:64–65 ). Таким образом, и самый божественный храм как бы воспользовался господствовавшим у них обычаем, разорвав как одежду завесу свою, как только испустил дух Спаситель наш, ибо он осуждал нечестие Иудеев против Него. И конечно божественною силою совершалось и это, чтобы показать нам, что и сам святой храм оплакивал Израиля. Ин.19:31 . Иудеи же, понеже пяток бе, да не останутся на кресте тела в субботу, – бе бо велик день той субботы, – просиша Пилата, да пребьют их голени и возмут. 2017 Блаженный Евангелист говорит это не для того, чтобы засвидетельствовать благоговение в людях, привыкших к жестоким и бесчеловечным убийствам и оказавшихся виновными в таких нечестиях, но чтобы показать опять их безрассудно и глупо допускающими то, что сказал Христос, то есть оцеживают «комара, верблюда поглощая» ( Мф.23:24 ). В самом деле, они оказываются совершенно никакого значения не придающими чрезмерным и ужасным беззакониям, а весьма ничтож- —226— ные мелочи соблюдают с превеликою точностью, поступая неразумно в том и другом отношении. Доказательство этому – сейчас. Вот, убив Христа, они оказывают великое почтение к субботе и, оскорбив Законодателя превышающими слово злодействами, принимают благоговейный вид к закону. Притворно чтут великий день особенно той субботы умертвившие Господа этого великого дня и требуют только им одним свойственной милости, именно просят перебить «их голени», устрояя уже находившимся при конце жизни жесточайший исход смерти посредством невыносимейшего терзания.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010