Но всякий согрешивший не должен жить беспечно, а также и отчаиваться; потому что ходатая, имамы ко Отцу, Иисуса Христа, праведника: и Той очищение есть о гресех наших (1Ин.2:1.2) - о грехах не тех из нас, которые живут беспечно, лежат и спят, роскошествуют и смеются, но которые плачут, приносят покаяние, вопиют к Нему день и ночь; они приимут утешение от Утешителя. А кто согрешил и забыл грех свой, и в таком состоянии переселяется из тела, на того падет оный гнев Божий, о котором возвестил Манассия, сказав: нестерпим гнев, еже на грешники прещения Твоего (2Пар.36. Молит. Ман.) Горе любодею! Горе пиянице! Горе тем, которые с тимпаны и свирельми вино пиют, на дела же Господня не взирают (Ис.5:12); и не помнят словес Его! Горе тем, которые ругаются над Божественными Писаниями! Горе тем, которые губят время покаяния и обращения в рассеянности и смехе! Они взыщут времени, которое иждивали, и не найдут. Горе тем, которые вопрошают духов лести и внимают учениям бесовским; потому что в будущем веке осуждены будут вместе с бесами! Горе пишущим неправду! Горе тем, которые преданы ворожбе, гаданиям, деторастлению и делам сему подобным! Горе отнимающим плату у наемника, потому что отнимающий плату то же, что проливающий кровь! Горе судящим неправедно, оправдывающим нечестива, и еже есть праведное праведнаго вземлющим (Ис.5:23)! Горе тем, которые сквернят святую веру ересями и входят в согласие с еретиками! Горе недугующим неисцельною страстию, т.е. завистию и ненавистию! Но для чего говорить много и не пресечь вскоре слова? Горе всем, которым в оный страшный день выпадет жребий стоять ошуюю! Ибо покроются они тьмою и горько восплачут, когда услышат сей печальный приговор: идите от мене проклятии (Мф.25:41). Другие также услышат такой скорбный приговор: да возвратятся грешницы во ад (Пс.9:18). Иные услышат: аминь, аминь глаголю вам: не вем вас (Мф.25:12); отступите от Мене вси делателие неправды (Лк.13:27). А иные, именно завистливые, услышат: возьми твое и иди (Мф.20:14). Куда же идти? Явно, что туда же, куда пойдут и услышавшие: идите от Мене проклятии в огнь. Другие услышат: связавше ему руце и нозе, вверзите во тму крометнюю (Мф.22:13). Иные, подобно плевелам, будут связаны на сожжение в пещи огненной (Мф.13:42). Как много способов спасения, так много и обителей в царстве небесном, и как много видов греха и греховных дел, так много и родов мучения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/849/...

Но православные и исповедуют, что они никому другому не служат, а только единому Богу, в Троице славимому. В святых же мы почитаем благодать Божию, в них обитающую и действующую, и просим чрез них помощи от Бога. Православная Церковь учит: «чрез них просим, но не от них самих». Втор.10:20 . «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и к Нему прилепись». Объяснение. Чествование, которое мы воздаём Богу, существенно отличается от почитания святых. Господа, как Творца, мы должны чествовать «истинным по вере нашей богопоклонением, которое подобает единому Божескому естеству», напр.: Рим.1:9 ; Евр.9:14 . А чествование святых, как тварей, – «почитательным поклонением», т.е. как старших братьев между членами Церкви, обладающих сравнительно с живущими на земле членами Церкви высшим религиозным совершенством: Евр.12:23 ; как избранных сосудов благодати Божественной, обитающей и действующей в них: Лев.26:12 ; 2Кор.6:16 ; Откр.3:21 , как друзей Божиих: Ин.15:14 , которые своими молитвами пред Богом могут испрашивать нам у Бога благодатные дары: 2Мак.15:14 ; Иак.5:16 . Ис.42:8 . «Я Господь. Это – Моё имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам». Объяснение. «Иной», коему Господь не даёт Своей славы, как видно из контекста речи, есть истукан, или идол, а под славой, которую Господь обещался не дать «иному» – истукану, разумеется слава Божественная (сказано – славы Моей). Но никто из православных и не утверждал когда-либо, что истуканов, или идолов нужно боготворить, как равно и Церковь Православная отнюдь никогда не учила и не учит ныне, что святых нужно почитать как Бога. Наконец, если говорится, например, в 1Тим.1:17 , что «Единому премудрому Богу честь и слава», то в другом месте тот же апостол говорит: «напротив, слава, и честь и мир всякому, делающему доброе»: Рим.2:10 . Мы почитаем святых не за богов каких-нибудь, а только за друзей и слуг Господних: Мф.10:41 ; Ин.15:14 . Основные места священ. Писания в учении о почитании святых угодников Божиих, которые необходимо заучить наизусть Мф.10:40–41 . Кто принимает вас, принимает Меня: а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня. Кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. Ин. 15:14 . Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Евр.11:38 . Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. 1Кор.6 :2 . Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела? 2Фес.1:10 . Когда Он придёт прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству. Сир.44:1 . Теперь восхвалим мужей и отцов нашего рода. Читать далее Источник: Меч духовный в ограждение от сектантских лжеучений/Сост. и изд. диакон Иоанн Смолин. - Санкт-Петербург : Типо-лит. " Свет " , 1910. - XII, 704 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Среда На 3-м часе – Ин., зач. 35–38 (9, 39 – 10, 42). На 6-м часе – Ин., зач. 39–41 (11, 1 – 12, 18). На 9-м часе – Ин., зач. 42–46 (12, 19 – 13, 32). Изобразительны совершаются по великопостному чину. После «Отче наш» – кондак Триоди: «Иаков рыдаше...». Отпуст краткий: «Грядый Господь на вольную Страсть...». Святые храма и дня на отпусте не поминаются. (Изобразительны в Понедельник и Вторник Страстной седмицы могут завершаться и обычным малым отпустом.) Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров по обычному чину. Кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры Триоди, глас 1-й, глас 5-й и глас 8-й (те же, что пелись на хвалитех и на стиховне утрени) – 10 (первые четыре стихиры – дважды). «Слава, и ныне» – Триоди, глас 8-й: «Вторую Еву...». Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (Исхода и Иова) с прокимнами, по обычаю. 1-й прокимен, глас 6-й: «Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима», стих: «Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его»; 2-й прокимен, глас 6-й: «Благословихом вы во имя Господне», стих: «Множицею брашася со мною от юности моея». По «Да исправится молитва моя...» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) диакон исходит с Евангелием через царские врата на амвон . Диакон (или иерей): «Премудрость, прости, услышим...» и т. д. (если нет диакона, священник читает Евангелие у престола). Евангелие – Мф., зач. 98. Ектения: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров (по обычаю). Отпуст краткий: «Грядый Господь на вольную Страсть...» (святые храма и дня на отпусте не поминаются). Примечание. «На трапезе же ядим сухоядение, и сим удовляемся. И якоже в 1-ю седмицу святаго сего поста, сице и в сия дни: в Великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» (Типикон, Великий Понедельник вечера, 2-е «зри»). «Ведати бо подобает, яко и Шестый Великий Собор повеле спасительныя Страсти дни в посте и молитве и умилении сердца сотворяти верным. В полунощи же Великия Субботы оставляти пост, божественным евангелистом, Матфею и Луце, овому убо позде в субботу глаголанием, овому же утром глубоким медлемое нам нощи написующим» (Типикон, Великий Понедельник вечера, 3-е «зри»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-29/

1084 Слово «судить» толкует как «обличать» и святой Златоуст, который добавляет: «Апостолы не будут сидеть как судьи, выносящие приговор. Но, как сказал Господь, что Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его  и что ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его ( Мф.12:41–42 ), и то же самое будет и с Апостолами. И они обличат двенадцать колен Израиле вых, поскольку Апостолы были воспитаны в тех же законах, обычаях и традициях, что и все остальные иудеи. Так что в день Всемирного Суда, когда иудеи станут утверждать: «Мы не могли уверовать во Христа, поскольку Закон Моисеев воспрещал нам принимать заповеди Его», – то Господь, указав им на Апостолов, имевших один с ними Закон и однако же уверовавших, всех их осудит. Таким образом, святая жизнь учеников осудит «всех тех». На это Он указал уже, обращаясь к иудеям со словами: «Посему они (то есть ученики Христа) будут вам судьями» ( Мф.12:27 )». 1085 Кроме того, святой отец, комментируя решение Судии относительно тех, кто одесную Его: " Алкал Я,  и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня» ( Мф.25:5 ), – отмечает: «Господь сказал это, чтобы грешники не оправдывались тем, что у них не было средств и способов стать помощниками другим, утешителями и т.д. Тогда Он ответил бы им: «Вот, Я осуждаю вас, сравнивая ваши дела с делами ваших сотоварищей». Точно так же, как Он осуждал «юродивых дев», глядя на «мудрых дев», и «раба упивающегося и объедающегося», сравнивая его с «верным рабом», а зарывшего талант в землю – глядя на удвоивших свои таланты». 1086 Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что во время будущего Суда будет происходить и следующее: Бог «грешным патриархам противопоставит патриархов святых – Иоанна Златоуста , Иоанна Милостивого, Григория Богослова , святителя Игнатия [...]» И грешным митрополитам противопоставит Он митрополитов святых – Василия Великого , Григория Чудотворца , святителя Амвросия, святителя Николая (...) – и скажет грешным: «Не в тех ли местах проводили жизнь и вы, как и те, Мне угождавшие и служившие? Не на тех ли кафедрах сидели и вы? Почему же не подражали вы делам их? Как не убоялись вы держать и вкушать Меня, чистого и непорочного, нечистыми руками и еще более нечистыми душами своими?».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tai...

Мк.9:38 .  При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Мк.9:39 .  Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Мк.9:40 .  Ибо кто не против вас, тот за вас. Мк.9:41 .  И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Слушая речь Христа о снисхождении к людям, стоящим на первой ступени христианской жизни, апостол Иоанн вспомнил о недавнем случае, в котором ученики Христа поступили, по-видимому, противно основному воззрению, содержащемуся в только что приведенных словах Христа (стих 37). Они запретили одному человеку изгонять бесов именем Христа, потому что этот человек, может быть, по причине некоторой боязливости не присоединялся к кругу учеников Христовых. Апостолы, так сказать, считали творение чудес во имя Христово своим личным преимуществом, и им было досадно, что кто-то чужой, не получивший, очевидно, полномочия от Христа, тем не менее творит такие же чудеса, как и они. Христос внушает им, чтобы они, когда встретят этого чудотворца в другой раз, не повторяли своего поступка по отношению к нему. Такой человек не может вскоре стать во враждебные отношения ко Христу: он видит в Нем Посланника Божия. Затем Христос указывает на то, что в настоящем положении учеников, когда представители иудейского народа относятся ко Христу и апостолам явно враждебно, ученикам дорого уже одно то, если кто из народа не идет против них, – это значит, что такой человек им сочувствует в глубине души, иначе бы он, конечно, пошел за своими руководителями, книжниками и фарисеями. Раньше было дело другое. Тогда, когда сочувствие народа было на стороне Христа ( Мф.12:23 ), требовалось прямое следование за Христом, и кто был не с Ним, тот явно был настроен враждебно к Нему ( Мф.12:30 ). Наконец, если не лишится своей награды подавший ученику Христа чашу воды, то, конечно, гораздо больше имеет права на награду и, следовательно, более имеет права пользоваться чудесными силами, принесенными на землю Христом, тот, кто творит чудеса во имя Его, т.е. прославляет Христа (ср. Мф.10:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Третье чудо — воскрешение мертвых. Смерть — конечный результат человеческого греха: «Ибо в день, в который ты вкусишь от него (от дерева познания добра и зла), смертью умрешь» (Быт. 2: 17). Бог смерти не сотворил, смерть не предусмотрена в Промысле Божием. Человек не должен был умирать, для бессмертия и было в раю древо жизни. Христос, сокрушая дела дьявола, вторгается и в эту область. Все Его чудеса — сотериологичны, Он побеждает и упраздняет смерть. Рассказывают, что некто на похоронах хотел прочесть прощальную речь, основываясь на какой-нибудь погребальной речи Господа. К своему удивлению, в Евангелии он этого не обнаружил. Присутствие Христа на похоронах всегда завершалось воскрешением мертвых: «Тебе говорю, встань!» (Лк. 7: 14). И встает умершая дочь Иаира (Мф. 9: 18–19, 23–25; Мк. 5: 22–24, 35–43), встает сын Наинской вдовы (Лк. 8: 41–42, 49–56), выходит Лазарь из гроба (Ин. 11: 1–45). Христос пришел не для того, чтобы оплакивать умерших, а для того, чтобы победить смерть. «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (Ос. 13: 14; 1 Кор. 15: 55). Господь заповедал Своим ученикам воскрешать мертвых. Апостол Петр воскресил Тавифу в Иопии (Деян. 9: 36–41), апостол Павел — юношу Евтиха (Деян. 20: 9–12). И в дальнейшем праведники неоднократно совершали это чудо. Случаи воскресения из мертвых знает и ХХ век, например, воскрешение Клавдии Устюжаниной в Барнауле в 1964 году. Это еще раз доказывает, что Господь разрушил все козни дьявола и победил саму смерть. Христос показал Себя Владыкой природных стихий. Господь умножает хлеба и рыбы для того, чтобы насытить множество людей. Соблюдались ли при этом закон сохранения массы и все остальные физические законы? Мы ничего не можем сказать по этому поводу, но Иисус в очередной раз демонстрирует, что Ему повинуется все: «Господь вся, еликахощет, творити может». На Галилейском море нередко случались внезапные бури. Когда Учитель с учениками отправились на другой берег, озеро было абсолютно спокойным. Но неожиданно грянул шторм, причем такой силы, что лодка могла в любую минуту перевернуться. Однако Господь усмирил бурю. Между прочим, в середине ХХ века археологи нашли на дне Геннисаретского озера лодку. Время ее изготовления ученные отнесли к первой половине I cmoлemuя и назвали ее «Лодкой Христа».

http://pravmir.ru/protoierej-gennadij-fa...

Кто-то находившийся рядом спросил: «Что с тобой? Ты болен?», и он ответил: «Нет, просто во мне вызревало некое слово, которое я хотел сказать в ответ этому человеку, и я с собой боролся. Долго боролся, и в конце концов это слово превратилось в сгусток крови, и теперь я его таким образом из себя исторг». Трудно сказать, что произошло: то ли этот человек язык себе прикусывал, чтобы ничего не сказать, то ли каким-то таинственным образом это слово в кровь обратилось… Но образ этот очень и очень яркий. И, думаю, его стоит приводить себе на память, когда мы боремся с чем-то, что для нас по-настоящему трудно. Рейтинг: 9.8 Голосов: 1666 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии светлана 23 февраля 2017, 17:33 Еще напишите на эту тему, всегда ли надо делать то, что не хочется. и еще примеров из жизни напишите как люди успешно боролись со страстями и какие есть пути успешной борьбы. Светлана Степанова 14 января 2017, 12:25 Спаси Господи! Алексей 10 января 2017, 00:23 Альпинисты во время восхождения должны быть предельно внимательны к безопасности, так как это связано с риском для жизни. После восхождения можно и расслабиться. У христианина - вся жизнь - восхождение: даже малое расслабление весьма опасно. И чем выше ты взошел - тем опасней бывает падение... Алла 5 января 2017, 14:48 В последние дни предрождественского поста враг человеческий находит слабое место и старается посильнее ударить по нему.У меня-по отношениям самых близких для меня людей.Спасибо за статью.Как будто Господь послал мне её.Всем Божьей Благодати в преодолении самих себя.С Рождеством Христовым. Дима( Каменец-Подольская епархия УПЦ) 4 января 2017, 21:42 Продолжаю.Напишите как подвизаться больным.Я не только о послаблениях.Как поститься если в больнице или дома нет повара-диетолога и приходиться есть что дают.А иногда после 2-3 недель в больнице начинается пост и ...Если давление высокое как бить поклоны если и тошнит и шатает?Хочется быть исправным Игорь Владимирович 4 января 2017, 00:42 Спаси Господи о.Нектарий за изумительную статью.Божией помощи Вам! Наталья 3 января 2017, 21:41 Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.

http://pravoslavie.ru/99845.html

Божия Матерь была Приснодевой и детей других не имела: Прор. Иезекииль предсказал о Ней: «сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими; ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» ( Иез.44:2 ). Архангел возвеличил Божию Матерь: «Ангел вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» ( Лк.1:28 ). Праведная Елисавета ублажила Богоматерь от Духа Божия: «Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» ( Лк.1:41–42 ). Божия Матерь предсказывает, что Ее будут ублажать: «отныне будут ублажать Меня все роды» ( Лк.1:48 ). Божия Матерь признает Свое величие, которое сотворил Ей Сильный: «сотворил Мне величие Сильный и свято имя Его» ( Лк.1:49 ). Так должно спрашивать сектантов: 1) почему вы не восхваляете Богоматерь, как восхвалил Ее Архангел Гавриил? Почему не подражаете Ангелу? Неужели считаете себя выше? 2) Почему не величаете Богоматерь, как Елисавета? Ведь она от Духа Святого говорила; 3) Почему не ублажаете Богоматерь, раз Она Сама признала это и предсказала, что будут ублажать Ее все роды? 4) почему не величаете Богоматерь, раз сотворил Ей величие Сильный? Кто позволил вам отнимать то, что Господь даровал Богородице? Разбор возражений сектантов Толстовцы говорят: Богородица не Приснодева, ибо у Ней были другие дети – братья Господа. Православный ответ: Если бы Пресвятая Дева имела других детей, кроме Иисуса, то Он не стал бы Ее поручать ученику Своему Иоанну, говоря с креста Своего: «Жено! Се, сын Твой» – и ученику: «се, Матерь твоя. И от того часа ученик сей взял Ее к себе» ( Ин.19:26–27 ), хотя Иаков, брат Господень, долго пребывал епископом Иерусалимским ( Гал.1:19 ) и другие сыновья Иосифа были в Иерусалиме ( Мф.13:55 ). Сектанты говорят: Спаситель отвергал Божию Матерь. Он сказал: «кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» ( Мф.12:50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

«И воины ругались...» (стихи 36–37). Об этом замечает один евангелист Лука, прибавляя, что насмешки свои они, между прочим, выражали в предложении распятому Христу уксуса. Нечто подобное говорит и евангелист Марк ( Мк.15:36 ). Из всего характера повествования евангелиста Луки о смерти Христа можно выводить заключение, что это были не римские, а иудейские солдаты, по всей вероятности, из числа служивших при храме. «И была над Ним надпись» (стих 38). И помещение этой надписи евангелист Лука очевидно понимает как издевательство над Христом. «Один из повешенных...» (стих 39). Евангелист Лука здесь обстоятельнее изображает дело, чем первые два евангелиста, согласно которым злословили Господа вообще распятые разбойники ( Мк.15:32 ; Мф.27:44 ). «Если ты Христос...» Правильнее: «не Ты ли Мессия? ( οχ σ ε Χριστς) Спаси в таком случае Себя и нас». «Или ты не боишься Бога» (стих 40), т.е. ужели в тебе нет страха пред Богом – если уже ты не способен и в этот час покаяться, – ведь ты осужден также на смерть, как и Тот, над Кем ты насмехаешься! Говорящий, очевидно, сам каялся в том деле, которое привело его на крест (ср. стих 41). «Помяни меня, Господи» (стих 42), т.е. вспомни обо мне (воскреси меня и прими в Свое Мессианское Царство), когда Ты придешь на землю в Своем царском величии (ср. Мф.16:28 ). Покаявшийся разбойник, очевидно, слышал учение Господа о Своем втором пришествии на суд для основания славного Своего Царства, и теперь впечатление от слышанного до того ожило под влиянием мысли о скорой смерти, что он уверовал во Христа как в Мессию. Конечно, при этом ему помогла и благодать Божия, таинственно располагающая сердца людей к вере во Христа. «Ныне же будешь со Мною в раю» (стих 43). Вместо далекой награды в будущем земном Своем славном Царстве Господь обещает уверовавшему в Него разбойнику скорейшую награду: ныне же они оба, Христос и разбойник, умрут (иногда распятые оставались живыми по нескольку дней), и оба вместе войдут в рай. Этот рай ( παρδεισος), как можно выводить из притчи о богатом и Лазаре ( Лк.16:23 ), находился, по верованию иудеев, в «шеоле» и был блаженным местопребыванием праведных душ до дня воскресения. Его не нужно смешивать с «небесным раем», о котором говорит апостол Павел ( 2Кор.12:4 ) и Апокалипсис ( Откр.2:7 ) 29 . Но представляет ли ответ Христа обещание удовлетворить просьбу разбойника? Некоторые толкователи утверждают, что разбойник получил не то, что просил. Но это неправда. Господь именно дает понять разбойнику, что его просьба будет исполнена, так как если душа разбойника пойдет в рай, то, значит, ему обеспечено этим участие в воскресении праведных и в будущем славном Мессианском Царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, лихва – великий грех. 3) Бог за лихву казнью грозит, как читаем у того же пророка Иезекииля в главе 22-й, ст. 12,13,14 и прочее. Итак, лихва – великий грех, за который казнь следует. 4) Лихва противится не только десятой Божией Заповеди, которая учит «чужого не желать», но и восьмой, которая запрещает самым делом чужого касаться, поскольку принимающий лихву не только желает, но и самым делом чужое похищает. “Как рыболов, – говорит святитель Василий Великий, – червячка к крючку прицепляет, чтобы рыбу мог так обмануть и поймать, так и лихоимец ближнего деньгами своими привлекает, и тот неосторожно с червяком и крючок поглощает, и так, как рыба, умерщвляется” (Беседа на Псалом 14). 5) От чужого убытка прибыли себе искать есть грех великий, как каждый это за истину признает. Принимающие лихву от чужого убытка прибыли себе ищут: ибо что с должников берут сверх данного им взаймы, в том им убыток, а себе прибыль делают. Их в большую нищету приводят, а себе большее богатство собирают, от их нищеты богатеют. Итак, лихву брать есть грех великий... § 120. Не терпит лихоимец и говорит: “Я-де не насильно беру, а по воли должника; он мне сам дает, и я его не принуждаю”. Не насильно берешь, но поступаешь подобно тому, который утопающего в воде до тех пор не извлекает, пока от него обещания награды не слышит. И ты до тех пор не даешь взаймы денег в нужде и беде утопающему, пока лихвой себя не сделает обязанным тебе, и тем самым насильно, принужденно от него отнимаешь. И он, если без лихвы не даешь, принужден давать тебе лихву, желая лакомство твое удовлетворить и немилосердие умягчить, чтобы ты, если милосердием не преклоняешься, склонился корыстью. Иной отзывается: “Суд-де гражданский не казнит за лихву: итак, можно свободно брать”. Не казнит суд гражданский, но казнит Суд Христов, который не только за лихву, но и за непоказанное ближнему милосердие отсылает в огонь вечный: “Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть” (Мф. 25, 41-42), и прочее».

http://ruskline.ru/news_rl/2017/01/20/no...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010