о первом чуде в 2:11 и ещё Мф 11:21=Лк 10:13. Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит — сила совершать чудеса сохранилась у Апостолов и их учеников, см. 1 Кор 12:9–10 о дарах Духа; делами, которые больше сих, Иоанн, по-видимому, называет обращение и собрание в Церкви великого множества людей, не видевших и уверовавших (17:20; 20:29), однако проповедь Апостолов способна добиться успеха только в продолжающейся силе Слова и в действии Святого Духа (15:26–27). Потому что Я к Отцу Моему иду — смерть и прославление Иисуса, Который получает от Отца всякую власть на небе и на земле (Мф 28:18), открывает путь для миссии Церкви. Дела, которые предстоит совершить ученикам, больше сих, потому что служение Иисуса отныне приходит к завершению. И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю — выражение во имя Мое означает призывание имени Иисуса, см. 15:16; 16:23. Сила молитвенного призывания не магически-механи­ческая: дерзновение в молитве, о котором говорится в 1 Ин 5:14 (когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили 1 Ин 5:15), предполагает, что ученики любят Христа и исполняют Его заповеди. Да прославится Отец в Сыне — Отец прославляется в делах не только Самого Сына, но и Его учеников; как и Сыну, им надлежит искать не своей славы, а славы Отца (5:41; 7:18; 8:50,54). Если любите Меня — любовь к Сыну обуславливает обетования в ст. 15–21. Соблюдите Мои заповеди — см. ст. 21, 23 и 1 Ин 5:3, а также 1-е послание Климента Римского 49:1 (Кто имеет любовь во Христе, тот должен соблюдать заповеди Христовы). В Евангелии от Иоанна любовь никогда не означает только эмоциональное переживание, она выражается в послушании, как и любовь Сына к Отцу (15:10). По-видимому, оригинальный текст отражают рукописи с изъявительной формой thr»sete ‘соблюдёте’, а не с императивом thr»sate ‘соблюдайте’. Даст вам другого Утешителя — выражение Ґllon можно, хотя и не обязательно, понять так, что Иисус также является Утешителем и, поскольку служение Духа в Евангелии тут предстаёт как продолжение земного служения Христа, такое понимание наиболее вероятно.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

Доказать это трудно, но еще труднее в этом сомневаться, если только нет предвзятой воли к сомнению. Прямо чувствуется, что все евангельские события рассказаны по живой памяти и живому впечатлению. Приводить примеры это значило бы пересказать все Четвероевангелие. Достаточно немногих припоминаний. Уже упоминалось пребывание Христа в Назарете, соблазн и сомнение Его ближних. Не раз в Евангелии рассказывается о недоумениях и сомнениях Его учеников. Ярким реализмом запечатлена беседа Господа по пути в страны Кесарии Филипповой, торжественное исповедание и сряду же несмысленное прекословие ап. Петра ( Мф.15:13–23 ; Мк.8:27–33 ). Или рассказ о том, как приступила к Иисусу мать сыновей Заведеевых просить, чтобы Он дал им сесть рядом с Собой во славе Царствия Своего ( Мф.20:20–24 ; Мк.10:35–41 ). Или рассказ о воскрешении Лазаря ( Ин.11:1–46 ). С бесспорными реалистическими подробностями описаны последние дни Господа. Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них ( Мк.14:51–52 ). И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его ( Мк.15:21 ; Мф.27:32 ; Лк.23:26 ). Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали ( Мк.15:47 ; Мф.27:61 ). Все эти мелкие штрихи уместны только в историческом повествовании, в «памятных записях» очевидцев. Непосредственное самосвидетельство евангельских рассказов подкрепляется отдельными реалистическими внешними чертами, именами, прозвищами, названиями городов. После сего проходил Он по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царство Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиной, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим ( Лк.8:1–3 ). Сухое историческое сопоставление внешних подробностей Евангельской истории с другими источниками по истории и быту тогдашней Палестины в общем и основном с полной убедительностью показывает историческую и бытовую точность Евангельского изображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

«Наклонили лица свои к земле» (стих 5). Это свидетельствовало о том, что мироносицы увидели в явившихся им мужах вестников Божиих. «Что вы ищете», т.е. вы напрасно ищете. «Живого», т.е. того, кто жив, а не мертв (ср. стих 23). «Между мертвыми», т.е. в месте, где подобает находиться мертвым, – как будто бы Христос мог остаться там, где лежать и оставаться мог только обыкновенный умерший! «Вспомните...» (стих 6). Евангелист Лука, очевидно, имеет здесь в виду слова Христа, приведенные выше ( Лк.9:22, 18:32 и сл.). У него указание Ангела имеет более общее содержание, чем у Марка. «Сыну Человеческому» (стих 7). Так Христос называл Себя только до воскресения (ср. стих 26). «Человеков грешников», т.е. язычников (ср. Лк.18:32 ; Гал.2:15 ) 32 . У евангелиста Матфея это выражение имеет более общее значение ( Мф.26:45 ). «И в третий день воскреснуть...» (см. Мф.16:21 ). «Возвестили» (стих 9). Здесь евангелист Лука согласен с Матфеем ( Мф.28:8, 10 ). Евангелист Марк говорит иное (см. комментарии к Мк.16:8 ). «То были Магдалина Мария...» (стих 10) Имена женщин, которые приводит здесь один евангелист Лука (Матфей и Марк имена этих мироносиц приводят ранее – см. Мк.15:40, 47 ; Мк.16:1, 6:3 и параллельные места Евангелия Матфея). При этом, согласно евангелисту Луке, были и другие женщины. «Не поверили им» (стих 11; ср. Мк.16:11 ). «Петр... побежал» (стих 12). Это упоминание о Петре не исключает возможности того, что с ним пошел и Иоанн ( Ин.20:3 ; ср. стих 24). «И пошел назад, дивясь сам в себе...» Правильнее: «и ушел к себе домой» ( πρς αυτν – «к себе», зависит не от слова «дивясь», а от слова «пошел», – Евфимий Зигавин; ср. Ин.20:10 ). Лк.24:13 .  В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; Лк.24:14 .  и разговаривали между собою о всех сих событиях. О путешествии двух учеников Христовых в Эммаус в день воскресения Христова и явлении им воскресшего Христа повествует один евангелист Лука. Евангелист Марк делает только намек на это явление ( Мк.16:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

“…посредством Трапезы живём одною с Ним жизнью, и в будущем мы боги через Бога и наследники одного и того же с Ним, царствующие в одном с Ним Царстве, если только добровольно сами не ослепим себя в этой жизни и не раздерём царского хитона” 10 . 21. Когда мы собираемся в Таинство Церкви — Царство Святой Троицы, помним ли мы слова Христа: всякий усилием входит в него (Лк 16:16). Господь пришёл, чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино (Ин 11:52), собрать в Себе Самом, в Свои Божественные узы, Своим Божественным принуждением. “Принуждением некоторым удивительным и насилием человеколюбивым привлекая к Себе одному и соединяя с Собою одним. Таково принуждение, которым принудил Он войти в дом и на пиршество тех, кого звал, говоря рабу: убеди придти, чтобы наполнился дом мой (Лк 14:23)” 11 . 22. Соберёмся ли мы в Святое Собрание, когда мы, призывающие: Ей, гряди, Господи Иисусе! забудем, что суд Божий с нас и начнётся? Ибо время начаться суду с дома Божия (1 Пет 4:17). 23. Если мы пренебрежём ответственностью, которая лежит на верных Слову, соберёмся ли мы в Церковь Божию — в Слове? Если на Литургию верных могут собраться только верные — те, кому вверены дары Слова? “Верным называется христианин не потому одному, что он верует во Христа, но и потому, что ему вверены от Бога таинства, которых даже Ангелы не ведали прежде нас” 12 . 24. Совершится ли наше собрание на Священную Трапезу, если оно не будет неизречённым “единением Его с возлюбленными”, которое лучше всего — но далеко не абсолютно — уподобляется в Писании браку? “Брак не так соединяет, чтобы соединённые пребывали и жили друг в друге, что случилось со Христом и Церковью. Почему божественный Апостол, сказав о браке: тайна сия велика, прибавил: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф 5:32), показывая, что удивляется не сему, а оному браку” 13 . 25. Когда мы собираемся на брачный пир, можем ли мы забыть то, что заповедал Христос: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк 14:8,11); могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? (Мф 9:15).

http://pravmir.ru/sobranie-v-tserkov/

– Пер.), боязливых, нераскаянных, небратолюбивых и т. п. После того как вдоволь побеседовали мы о первых двух предметах, давай теперь остановимся на сем третьем и последнем. Что входит в подготовку к тому, чтобы стать сынами Небесного Царства? Прежде всего – покаяние. Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное, – говорит Господь ( Мф.3:2 ). Покайтесь и веруйте в Евангелие ( Мк.1:15 ). Если не покаетесь, все так же погибнете ( Лк.13:3 ). О том, как поступать с грешником, Господь заповедует следующее: Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему ( Лк.17:3 ). На вопрос апостола Петра: Господи, сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? – Иисус сказал ему: Не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз ( Мф.18:21–22 ). Сказываю вам, что так на небесах больше радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии ( Лк.15:7 ). Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ). Сыны Царства – через покаяние – добровольно отторгают себя от связи с прельстившим их и обманувшим сатаной, исправляются и возвращаются к своему Небесному Отцу. Всем Бог оставил покаяние ко спасению ( 2Кор.7:10 ) 33 ; да и язычникам дал... покаяние в жизнь ( Деян.11:18 ). Кто покается, того Бог прощает и принимает как Своего сына в Своем Небесном Царстве. В Нагорной проповеди Господь нарек блаженными, или счастливыми, тех, кто нищ духом, кто плачет, кто кроток, кто алчет и жаждет правды, кто милостив, кто чист сердцем, кто миротворец, кто изгнан (в серб.: гоним. – Пер.) за правду, кого поносят... и всячески неправедно злословят за Христа. Таковым Он благовествует: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах ( Мф.5:3–12 ). Таковым подобает быть сынами Царства, чадами Отца Небесного и братьями между собой. Ибо один у вас Отец, Который на небесах; один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья ( Мф.23:9,8 ). Вы – соль земли ( Мф.5:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Со времен Второго храма с Е. г. ассоциируется праздник Кущей: «И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви других широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному» (Неем 8. 15). По позднейшим свидетельствам Мишны , подтвержденным археологическими открытиями, на Е. г. совершалось сожжение рыжей телицы в жертву за грех, пепел к-рой использовался священниками для ритуальных очищений (Числ 19; см. также мидраш Беракот. Об археологических находках, связанных с этим ритуалом, см.: Adler Y. The Site of the Burning of the Red Heifer on the Mount of Olives//Techumin. 2002. Т. 22. Р. 537-542 (на иврите)). Е. г. в дальнейшем продолжала играть важную роль: по указанию судей синедриона на вершине горы возжигались огни для передачи отдаленным общинам сигнала о наступлении нового месяца (Вавилонский Талмуд, трактат Рош-Ашана). Богословским завершением ветхозаветного почитания Е. г. являются пророчества Иезекииля о славе Господней: «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез 11. 23) - и Захарии о явлении Мессии: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской...» (Зах 14. 4). Особое место занимает Е. г. в топографии событий евангельской истории. Спаситель любил уходить из Иерусалима на Е. г., где отдыхал и беседовал с учениками (Лк 21. 37). С Е. г. совершился Вход Господень в Иерусалим (Мф 21. 1). Здесь, на пути, «когда приблизился к городу», Господь заплакал об Иерусалиме (Лк 19. 41; Мф 23. 37-39). На Е. г., раскрывая смысл библейских пророчеств, Спаситель беседовал с учениками о последних судьбах мира и Втором пришествии (Мф 24. 3 - 25. 46). На склоне Е. г., в Гефсимании, в ночь ареста Он совершал Моление о Чаше (Мф 26. 36-46). Наконец, с вершины Е. г. Господь вознесся в 40-й день по Воскресении (Лк 24. 50-51; Деян 1. 9-12). Вершины Елеонского кряжа отделяются от города долиной потока Кедрон, начинающейся у подножия горы Скопус, к северо-западу от Иерусалима, и затем идущей вниз, на юг, вдоль вост.

http://pravenc.ru/text/189763.html

Для начала нужно сказать о слове «евхаристия» (греч. ευχαριστα), которым наиболее часто православные обозначают Таинство Причастия. Это слово библейское, и означает: благодарение, благодарность, благодарственная молитва, благой дар. Так называется Таинство Тела и Крови Христовых на основании Евангелия ( Мф.26:27 ; Мк.14:23 ; Лк.22:19 ) и 1Кор.11:24 , где сказано, что «Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив , преломил...». Димитрий Чуйков говорит, что Евхаристия «кроме прочего, означает: благодарение Богу за неизреченно благой Жертвеный Дар Его, Божественных Его Плоти и Крови Святого Причащения, а также – и это главное – Сам Оный Дар, вызывающий сие благодарение» . Ведь в Причастии Христос даёт верным вкушать и причащаться Самого Себя, что и вызывает в верных особую благодарность Богу. Но в наименовании Таинства Причастия Благодарением есть и ещё более тонкий и глубокий смысл, который замечательно объясняет митр. Владимир: «Прославить Бога – значит исполнить, совершить Его волю. « " Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить»», – молится Христос Спаситель Богу Отцу перед страданиями ( Ин.17:4 ). И в Нагорной проповеди Он говорит: « " Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного»» ( Мф.5:16 ). То есть, по смыслу Священного Писания, сущность прославления, благодарения и хвалы Богу полагается в духовно- нравственном совершенстве человека, в явлении в нем таких качеств, которые бы и вовне выражались в делах, заслуживающих наименования « " света»» ( Лк.11:33–36 ; Мф.6:22–23 ). Говоря точнее, прославить Бога – явить в себе богоподобную святость ( 1Фес.4:4 ; Лев.11:44 ), быть совершенными, как Отец Небесный ( Мф.5:48 ). Однако никакое истинно по-христиански богоугодное дело и, тем более, совершенство духа не мыслится в Новом Завете без самого живого соучастия в нем Христа. « " Я есмь лоза, а вы ветви, – говорит Христос; – кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего»» ( Ин.15:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Когда-же настал день, Христос призвал своих учеников и из них избрал двенадцать апостолов ( Лк.6:12–16 ), которые положили собою начало новозаветному священству, или иерархии. Этих апостолов Христос послал к погибшим овцам дома Израилева, или евреям, проповедовать приближение Царства Небесного, исцелять больных, воскрешать мертвых и проч. ( Мф.10:5–23 ). Потом как бы в помощь двенадцати, Христос избрал еще 70 Апостолов, давши им почти те же самые повеления относительно проповеди, что и двенадцати ( Лк.10:1–11 ). Пока Господь Спаситель оставался на земле, Он Сам был, так сказать, верховным пастырем Церкви, блюстителем ( 1Пет.2:25 ), или епископом, 9 но после воскресения из мертвых, Христос Спаситель передал Апостолам власть учить людей вере во Христа, проповедовать, с вященнодействовать в Церкви и управлять ею, сказавши им: идите, научите (проповедуйте) все народы, крестя их (священнодействуйте) во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам (управляйте Церковью ) ( Мф.28:19–20 ; Мк.16:15–16 ). Учредивши в Своей Церкви в лице апостолов пастырей и учителей, 10 или иерархию, Христос Спаситель обязал всех людей, верующих в Него, принимать от апостолов учение, таинства или священнодействия и повиноваться им, сказавши: слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня ( Лк.10:16 ). Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня ( Мф.10:40 ). Если кто не примет вас и не послушает слов ваших… отраднее будет земле содомской и гоморской в день суда, нежели городу тому ( Мф.10:14–15 ). Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:15–16 ). Согласно повелению Господа, апостолы каждый день учили в храме и по домам, проповедуя об Иисусе Христе ( Деян.5:42, 6:1–5 , 1Кор.9:16 ), совершали таинства или священнодействовали: каждый должен разуметь нас, говорит апостол Павел, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ), и управляли Церковью .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Торжествовать Пасху обязан был каждый из народа. Те, которые не могли праздновать в первый, назначенный для того месяц, например, по случаю путешествия, болезни или телесной нечистоты, обязаны были совершать Пасху в тех же числах второго месяца ( Чис.9:1–14 . 2Пар.30 ). Но кто не соблюдал Пасхи без всякой причины, тот подвергался наказанию. Кто чист и не находится в дальней дороге, и не совершит Пасхи, говорит закон, истребится душа та из народа его ( Чис.9:13 ). В Египте ядшие пасху имели вид готовности в путь: «ешьте так: пусть будут поясы на чреслах ваших, обувь на ногах ваших и посохи в руках ваших, и ешьте с поспешностью» ( Исх.12:11 ). В следующие годы по выходе из Египта евреи ели пасху без знаков готовности в путь, возлежа в особенной горнице ( Лк.22:14 ). При ядении повествовали о чудесах, сотворенных Богом для освобождения предков их из Египта, и о бедствиях, претерпенных ими в пустыне во время сорокалетнего странствования; пели хвалебные песни ( Мф.26:30 . Мк.14:26 ). Остальное время ночи проводили в благоговейном бдении. В Пасху, установленную и празднуемую в воспоминание избавления своего от тяжких уз египетского рабства, иудеи имели обыкновение освобождать одного узника от казни ( Мф.27:15–26 . Лк.23:17–25 ). Празднование Пасхи продолжалось восемь дней 56 ; семь дней евреи должны были есть опресноки, поэтому Пасха называется иногда в Писании праздником опресноков: «Наблюдай праздник опресноков, говорит Господь, семь дней ешь пресный хлеб, как Я заповедал тебе, в известное время месяца Авива: ибо в оном вышел ты из Египта» ( Исх.23:15 ). Вечером иудеи закалали пасху, на следующий день начинали праздник опресноков, и сей-то день называли второпервою субботою ( Лк.6:1 ), потому что был он вторым днем Пасхи и первым опресноков 57 . В продолжение семи дней опресноков, израильтяне, под угрозою наказания, не должны были иметь в жилищах своих ничего квасного и питаться одними опресноками. Закон говорит: «начиная с 14 дня первого месяца, с вечера ешьте опресноки до вечера 21 дня того же месяца. Семь дней не должно быть квасное в домах ваших: кто будет есть квасное, погубится душа та от сонма сынов Израилевых, пришлец ли то или природный житель земли той» ( Исх.12:18, 19 ). Итак, за несколько дней до Пасхи евреи начинали очищать дома свои от всего квасного. В 13 день, по закате солнечном, хозяин дома тщательно осматривал свои комнаты, сосуды, шкафы и прочее, чтобы ничего квасного не осталось на дни опресноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

И, однако, перед самой смертью Он говорил Своим ученикам: «Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна» ( Ин.15:11 ). И еще: «Истинно говорю тебе: ныне же будешь со Мною в раю» ( Лк.23:43 ). Всякая любовь проходит чрез испытания, и истинная дружба познается в беде. Когда любовь – крепче смерти, тогда она совершенна. После такой «пробы», необходимой для всех нас без исключения, любовь чрез смерть в земном плане побеждает смерть в вечности и делает человека способным к «царству непоколебимому» ( Евр.12:28 ). Подвиг христианина в начале сосредотачивается внутри самого себя; но в своем завершении он становится молитвою за весь мир, за всего Адама. Первое движение любви идет к Богу; второе – к ближнему. Как к Богу Отцу любовь воплощенного Сына достигла своей абсолютности, так и к человеку Его любовь идет «до конца» ( Ин.15:10–15, 13:1 ). И именно сие заповедано нам. Заповеди Христа по существу своему суть самооткровение Бога. Выраженные в земных словах, они кажутся нам релятивными, но того, кто соблюдает их должным образом, они поставляют на грань между относительным и безусловным, конечным и беспредельным, детерминированным и самовластным. Следование сим не-насильственным повелениям далеко превосходит наши тварные силы. Необходимо, чтобы Сам Он, открывшийся нам Вседержитель, Своим действенным вселением внутрь нас возносил нас в свойственную Ему сферу безотносительного, никем и ничем не обусловленного Бытия: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:5 ). Так говорит безраздельный Властитель всего сущего ( Мф.28:18 ). Божественное происхождение евангельских предписаний обнаруживается еще и из того, что хранящие их, не зависимо от уровня их внешней культуры, воспринимают Безначального в сердца свои: «славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты... открыл [сие] младенцам» ( Лк.10:21 ). Апостолам, младенцам в человеческой науке, Христос дал реальное знание Предвечной Истины ( Ин.17:3 ). Кто познал Отца, который на небесах, в том уже пребывает вечная жизнь: «...радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.» ( Лк.10:20 ). Жить по-христиански невозможно; по-христиански можно только умирать, но смертью в земной форме нашего существования. Однако и это умирание не-легко, не-просто: оно есть те «тесны врата», тот «узок путь», которые ведут в жизнь, но которые лишь немногие находят ( Мф.7:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010