104 . Матфей так продолжает свое повествование: «Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там», и проч. до слов: «А евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей» ( Мф. 15:29–38 ). Об этом втором чуде с семью хлебами и несколькими рыбками упоминает и Марк и почти в том же порядке, только с прибавлением того, о чем никто другой не говорит, а именно о глухом, которому Господь открыл слух, плюнув и сказав: «еффафа», т.е. «отверзись» ( Мк. 7:31–37, 8:1–9 ). 105 . Если бы кто-нибудь из евангелистов, не сказав об известном чуде с пятью хлебами, поведал бы об этом с семью, то его можно было бы признать несогласным с прочими. Кому бы не пришло в голову, что это одно и то же событие, но переданное не совсем точно или тем, или другим, или всеми вместе; но или один по ошибке сообщил о семи хлебах вместо пяти, или другие сказали вместо семи о пяти, или же и те и другие допустили ложь, или обманулись по забывчивости? Такое же противоречие можно было бы увидеть и в числе двенадцати и семи коробов и корзин, а также и в количествах пять и четыре тысячи, которые были накормлены Но так как сообщившие о чуде с семью хлебами не умолчали и о чуде с пятью, то это никого не приводит в смущение и все понимают, что речь здесь идет о двух разных событиях. Глава LI 106 . Затем Матфей говорит: «И, отпустив народ, Он вошел в лодку и прибыл в пределы Магдалинские», и проч. до слов: «Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка. И, оставив их, отошел» ( Мф. 15:39, 16:1–4 ). То же самое Матфей сказал уже в другом месте ( Мф. 12:39 ). Из этого следует еще раз сделать для себя вывод, что Господь иногда повторял сказанное ранее, так что если при наличии противоречивого обстоятельства какое-нибудь место не может быть разрешено, то нужно понимать, что оно сказано дважды. Конечно, держась такого же порядка, Марк, сказав об известном чуде с семью хлебами, поведал то же, что и Матфей. Нас не должно смущать то обстоятельство, что Марк о просящем знамения с неба не сказал того же, что и Матфей, а только: «Не дастся роду сему знамение» ( Мк. 8:10–12 ); тут и так понятно, что именно с неба, ибо об этом они и просили; кроме того, он пропустил сказать об Ионе, о чем сообщил Матфей. Глава LII

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

37 «Господь заповедал ( Мф.18:19 ) сперва единодушие», – пишет святой Киприан Карфагенский , – «указал на согласие и научил верно и решительно соглашаться между собою. Как же согласится с кем-либо тот, кто не согласен с телом самой Церкви и со всем братством? Как могут собираться во имя Христово двое или трое, о которых известно, что они отделяются от Христа и от Евангелия Его? Ведь не мы отошли от них, а они от нас... Господь говорит находящимся в Церкви , что если они будут согласны, если сообразно с Его напоминанием и наставлением, собравшись двое или трое, единодушно помолятся, то, несмотря на то, что их только двое или трое, они могут получить просимое от величия Божия. Он посреди простых и миролюбивых, боящихся Бога и хранящих заповеди Его...Неужели, собираясь, они (враги братьев, завистники священников) думают, что и Христос находится с ними, когда они собираются вне Церкви Христовой..? Не могут пребывать с Богом ( 1Ин.4:16 ) не восхотевшие быть единодушными в Церкви Божией». 38 Господь Иисус Христос основал единую Церковь , а апостолы устроили и распространили ее, и другой Церкви не может быть: «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» ( 1Кор.3:11 ). Поэтому человек, ищущий своего спасения, должен приложиться к единой Христовой Церкви и, в ней пребывая, должен духовно совершенствоваться (созидать из золота серебра, драгоц. камней) и устроять из себя дом духовный – «Божие строение» ( 1Кор.3:9 ; ср. Еф.2:21–22 ). Сектанты не строят, а «разоряют храм Божий» ( 1Кор.3:17 ), отпадая от Церкви и совращая других в свою секту; но сказано: «кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» ( Мф.12:30 ). Таких «строителей» (расточителей) апостол осудил ( Гал.1:8–9 ), и «покарает Бог» их ( 1Кор.3:17 ; ср. Мф.21:44 ), и «делу» их не устоять. По своему невежеству сектанты не понимают истинного смысла текста, указанного ими. В 1Кор.3:10–23 апостол Павел внушает своим преемникам – пастырям и учителям, чтобы они, трудясь над созиданием Церкви («строения Божия»), здраво учили, согласно положенному им основанию, и каждому христианину, чтобы он жил, как должно.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

    187. Какого почитания требует от нас Господь Иисус Христос?    Господь Иисус Христос требует от нас такого же почитания, какое мы оказываем Отцу Небесному, следовательно, почитания Божеского.     188. Требует Господь Иисус Христос, чтобы мы уповали на Него?    Господь Иисус Христос требует, чтобы мы уповали на Него, ибо Он сказал: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16:33).     189. Требует ли Господь Иисус Христос, чтобы мы любили Его?    Господь Иисус Христос требует, чтобы мы любили Его больше, чем кого-либо на свете, даже больше, чем родного отца или мать свою (Мф.10:37).     190. Есть ли в Священном Писании свидетельство о том, что ученики Господа Иисуса Христа поклонялись Ему как своему Господу и Богу?    О том, что Господу Иисусу Христу поклонялись ученики Его как Господу Богу, Священное Писание часто свидетельствует, например:    1) когда буря на море утихла по слову Господа Иисуса Христа, ученики поклонились Ему и сказали: «Истинно Ты Сын Божий» (Мф.14:33);    2) когда Он исцелил человека, слепого от рождения, прозревший воскликнул: «Верую, Господи!» и поклонился Ему (Ин.9:35—38);    3) когда Иисус после Воскресения Своего явился апостолам, святой апостол Фома сказал Ему: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28).     191. Молились ли Господу Иисусу Христу ученики Его?    Ученики Господа Иисуса Христа молились Ему часто, например:    1) во время морской бури они просили Его: «Господи! спаси нас, погибаем» (Мф.8:25);    2) когда Он говорил о соблазнах и прощении, ученики просили Господа Иисуса: «Умножь в нас веру» (Лк.17:5);    3) один из разбойников, уверовавший в Господа Иисуса Христа, молил Его: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое» (Лк.23:42);    4) когда побивали камнями св. Стефана, он молился, говоря: «Господи Иисусе! приими дух мой» (Деян.7:59).     192. Были эти просьбы молитвами?    Эти просьбы были молитвами, потому что все те, кто их произносили, — знали, что спасти стольких людей во время страшной бури, умножить веру, отпустить грехи и принять душу умирающего человека не может никто из людей, кроме Бога, а просьба к Богу и есть молитва.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

  Протестанты любят проповедовать об уверенности в спасении на основании веры во Христа. Они сочувствуют несчастным православным, которые не считают себя уже спасенными, не уверены, будут ли они спасены, и, тем самым, не верят обетованиям Бога, который обещал, что всякий верующий уже имеет жизнь вечную (Ин. 3:18, 36). Они продолжают жить по закону и признают большую важность добрых дел для спасения. Кроме этого, протестанты обвиняют православных в том, что они умаляют благодать Божию. Бог ведь уже простил нам грехи, а православные все продолжают просить: «Господи, спаси и помилуй». Как же это объяснить? Писание говорит более чем определенно, что спасение только по благодати, а не по делам. Веру протестанты понимают как веру во Христа как «своего личного Спасителя» 61 , т.е. веру, что Он умер за меня лично. Если человек так верит, то этого достаточно для спасения. Давайте сейчас рассмотрим некоторые места Писания, касающиеся спасения. В Мф. 6:15 сказано: «...если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш небесный не простит вам согрешений ваших». Если понимать этот текст прямо, то получается, что можно верить во Христа как своего Спасителя, но не простить брата и, придя на суд, узнать, что и Бог нас не прощает и, естественно, не спастись». Кроме этого, Христос в Мф. 7:2 продолжает: «Ибо каким судом судите -таким будете судимы». Отсюда также следует, что Христос нас будет судить не только на основании нашей веры в Него как своего Спасителя, а и в прямой зависимости от того, как мы судили других. Наше спасение, таким образом, зависит не только от веры, а и от конкретного нашего отношения к ближним. Еще Христос говорил о том, что не все верующие достойны Его: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. И кто не берет креста своего и не следует за Мной, тот не достоин Меня» (Мф. 10:37-38). Опять явствует, что для спасения нужна не только вера во Христа как своего личного Спасителя, но и любовь ко Христу превыше всего, и несение своего креста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

В то же время и официальная церковь никогда не отказывалась от постулатов христианства, зафиксированных в священных книгах. Немалую роль в переориентации взглядов официальной церкви как на Востоке, так и на Западе сыграло переосмысление роли ядерного оружия в мире. Ядерное оружие способно привести к гибели всю человеческую цивилизацию, и в этой ситуации теряет смысл само понятие «справедливая война». В этой обстановке христианство опять вспоминает то, с чего оно начиналось, и опять призывает к ненасилию.» «Традиции ненасилия в истории культуры» — монография Ольги Шаховой о теориях и практиках ненасилия в христианстве, даосизме, джайнизме, буддизме, на Востоке и Западе в XIX-XX вв. Цитаты: « Обращает на себя внимание ответ Иисуса на вопрос «Кто мой ближний?». Оказывается, ими для человека являются не только его непосредственные родственники и те, кто любят его самого и оказывают ему милость, но и проклинающие, ненавидящие, обижающие (Мф. 5: 44. Лк. 10: 29—37); сточки зрения евангельской этики «любить только тех, которые вас любят, не есть подвиг, достойный награды Отца Небесного» (Нагорная проповедь Спасителя, 1991, с. 19). Такое широкое значение, придаваемое понятию «ближний», не случайно, как не случайно и требование отношений любви между людьми. Эти два аспекта — прямые следствия понимания Бога как совершенного Отца. Действительно, будучи детьми одного Отца, все люди становятся братьями, ближними: «…все вы братья… один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23: 89). Именно поэтому они и должны любить друг друга, тем более, что их любит Отец, которому они стремятся уподобиться. Между тем мир, в который пришел Христос и о котором он свидетельствовал, далек от совершенства. Итак, очевидно глубокое противоречие между должным и сущим, несоответствие желаемого действительному. Способ же преодоления данного конфликта указан в самом содержании идеала. Признав неправедность своей настоящей жизни, люди должны прежде всего принять Бога как совершенного Отца. Согласно Евангелию от Матфея Христос призывал: «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два» (Мф. 5: 38—41).

http://blog.predanie.ru/article/blazhenn...

В чем заключается это отличие, Екклезиаст не показывает, но вместо этого он указывает ясно на его причину, полагая ее в том, что тогда как дух дал Бог, тело взято было из земли 311 . В Книге же пророка Исаии делается замечательное указание и на одну из характеристических особенностей, какой душа отличается от тела по своему особеннейшему к нему положению и назначению. Здесь царь Езекия в своей молитве к Богу, ввиду ожидаемой для себя скорой кончины, так изображает эту кончину: «Жилище мое снимается с места и уносится от меня, как шалаш пастушеский; я должен отрезать, подобно ткачу, жизнь мою; Он отрежет меня от основы; день и ночь я ждал, что Ты пошлешь мне кончину» ( Ис.38:12 ). По мысли, следовательно, как Езекии, так и самого пророка Исаии, самосознающий себя или личный дух человека в таком отношении стоит к телу, в каком – жилец к своему временному жилищу, или же ткач – к своей основе, на которой и при посредстве которой производит свою самодеятельную работу, и, следовательно, душа так отлична по своей природе от тела, как отличен жилец от занимаемого им шатра, или как ткач отличен от того, на чем производит свое рукоделие. Таковую же мысль о душе содержит и Новозаветное Откровение, в котором она, как заметили выше, повторяет ее еще чаще и выражается еще яснее и определеннее. С какой ясностью и решительностью Сам Иисус Христос учил о высоком преимуществе сравнительно со всем земным и чувственным души человеческой, когда говорил: кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит; или что даст человек измену (выкуп) за душу свою ( Мф.16:26 . Мк. 8:35–37 . Сравн. Мф. 6:25–26 )?! С не меньшей ясностью Христос учил о преимущественной особенности души человеческой и сравнительно с соединенным с нею телом, когда, посылая учеников Своих на проповедь , между прочим сказал им: не убойтесь от убивающих тело, души же не могущих убити ( Мф.10:28 ; Лк. 12:4 ). Если, по слову Спасителя, душа не может быть умерщвлена или умереть, и остается целой даже после того, как умерщвляется или умирает тело, то ясно, что по своей природе она далеко не то, что тело, что тогда как тело подвержено смерти и разрушению, она бессмертна и неразрушима, и что тогда как тело живет одной связью своей с душой, душа, напротив, может существовать и жить даже в отрешении от него, или независимо от своего союза с ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Еще языческие мудрецы знали, что житейское благополучие непрочно и недолговечно. Так, афинский законодатель Солон отказался называть блаженным лидийского царя Креза, чьи сокровища вошли в поговорку, прежде его кончины. Он оказался прав: счастье скоро изменило Крезу и он потерял все, как и библейский Иов, но в отличие от Иова — безвозвратно. Но Христос говорит о таком блаженстве, которое раскрывается именно в вечности. Достигший его человек оглянется на прожитую жизнь, и ему не о чем будет сожалеть, нечего будет желать сверх того, что он получил. Но разве известно, что ждет нас в вечности? Нет конечно. Но есть некоторые признаки, словно указатели на дороге, которые показывают, куда идти. Человек, искренне и настойчиво стремящийся ко благу, его и обретет: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. (Мф. 5: 5-8). Все это звучит как развернутый комментарий на первый псалом. Но значит ли это, что можно говорить о блаженстве лишь в вечности, что в этой жизни оно нам недоступно? В Евангелии неоднократно упоминаются ситуации и поступки, которые ведут нас к блаженству уже здесь и сейчас. «…Блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф. 11: 6) — так ответил Христос Иоанну Крестителю, а Петру, когда тот исповедал свою веру в Сына Божьего, сказал: «…блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах…» (Мф. 16: 17). И в другой раз, обращаясь ко всем ученикам, сказал: «…блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Лк. 10: 23-24). Вообще у Луки во многих притчах говорится о блаженстве человека: блажен тот, кого Господин по пришествии найдет бодрствующими (см. 12: 37-38); кто собирает на пир нищих, чтобы ему воздалось в Царствии (см. 14: 13, 14). Вновь мы видим не минутное состояние, а вектор движения, направленный к жизни будущего века. Но что означают эти слова для нашей повседневности?

http://pravmir.ru/blazhen-muzh-kotoryj/

Мир – это то пространство, где свет соседствует с тьмою, где правда и ложь переплетены, зло и добро сосуществуют. В это пространство вторгся с небес Свет Божий для того, чтобы озарить его изнутри и привести его к спасению. «Свои», о которых здесь говорится, это прежде всего народ израильский. Этому народу Бог вверил знание о Себе и дал обетование о приходе Мессии. Каким образом случилось, что в Иисусе народ не распознал посланного к нему Мессию? Ответом на этот вопрос станет все Евангелие, но уже пролог ясно и недвусмысленно констатирует факт отвержения Мессии богоизбранным народом. В то же время справедлив вопрос: насколько «свои» могут отождествляться с израильским народом в его целокупности? Ответ на этот вопрос можно найти уже в тексте пролога. «Своим» здесь противопоставляются те, кто уверовал во имя Иисуса. Вера является одной из основных богословских категорий Нового Завета и одним из наиболее часто встречающихся в прямой речи Иисуса понятий. Исцелившимся от Него людям Иисус указывал на веру как источник исцеления: Вера твоя спасла тебя ( Мф.9:22 ; Мк.5:34; 10:52 ; Лк.7:50; 8:48; 17:19; 18:42 ). Некоторых Он спрашивал о вере перед тем, как исцелить их ( Мф.9:28 и др.). Ученикам Иисус говорил: Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас ( Мф.17:20 ). У Иоанна термин «вера» употребляется всего один раз ( 1Ин.5:4 ), зато глагол «веровать» встречается многократно в разных значениях, в том числе в прямой речи Иисуса. Объектом веры у Иоанна чаще всего становятся слова Иисуса ( Ин.5:47 ), дела Иисуса ( Ин.10:37–38 ) и Сам Иисус как Сын Божий ( Ин.9:35 ). С одной стороны, противопоставление Мессии и богоизбранного народа – один из лейтмотивов Евангелия от Иоанна. Эта тема проходит через весь корпус Иоанновых писаний, и уже в прологе Евангелия она заявлена с максимальной резкостью. Иоанн с самого начала готовит читателя к рассказу о земной жизни Иисуса и ее финале – Его распятии на кресте. Божественный план спасения людей, выразившийся в том, что Бог стал человеком, встречает неприятие и отторжение тех людей, которые считали себя богоизбранным народом. Боговоплощение становится источником конфликта, сопротивления, и этот конфликт, подробно раскрытый Иоанном на страницах Евангелия, находит отражение уже в прологе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мк.9:38 .  При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами. Мк.9:39 .  Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Мк.9:40 .  Ибо кто не против вас, тот за вас. Мк.9:41 .  И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей. Слушая речь Христа о снисхождении к людям, стоящим на первой ступени христианской жизни, апостол Иоанн вспомнил о недавнем случае, в котором ученики Христа поступили, по-видимому, противно основному воззрению, содержащемуся в только что приведенных словах Христа (стих 37). Они запретили одному человеку изгонять бесов именем Христа, потому что этот человек, может быть, по причине некоторой боязливости не присоединялся к кругу учеников Христовых. Апостолы, так сказать, считали творение чудес во имя Христово своим личным преимуществом, и им было досадно, что кто-то чужой, не получивший, очевидно, полномочия от Христа, тем не менее творит такие же чудеса, как и они. Христос внушает им, чтобы они, когда встретят этого чудотворца в другой раз, не повторяли своего поступка по отношению к нему. Такой человек не может вскоре стать во враждебные отношения ко Христу: он видит в Нем Посланника Божия. Затем Христос указывает на то, что в настоящем положении учеников, когда представители иудейского народа относятся ко Христу и апостолам явно враждебно, ученикам дорого уже одно то, если кто из народа не идет против них, – это значит, что такой человек им сочувствует в глубине души, иначе бы он, конечно, пошел за своими руководителями, книжниками и фарисеями. Раньше было дело другое. Тогда, когда сочувствие народа было на стороне Христа ( Мф.12:23 ), требовалось прямое следование за Христом, и кто был не с Ним, тот явно был настроен враждебно к Нему ( Мф.12:30 ). Наконец, если не лишится своей награды подавший ученику Христа чашу воды, то, конечно, гораздо больше имеет права на награду и, следовательно, более имеет права пользоваться чудесными силами, принесенными на землю Христом, тот, кто творит чудеса во имя Его, т.е. прославляет Христа (ср. Мф.10:42 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мф.21:34—36.   Егда же приближися время плодов, посла рабы своя к делателем прияти плоды его: и емше делателе рабов его, оваго убо биша, оваго же убиша, оваго же камением побиша. Паки посла ины рабы множайшя первых: и сотвориша им такоже . Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Плоды вышеуказанного виноградника — это соблюдение заповедей Закона и добродетели, а рабы — пророки, посылаемые каждый в свое время для того, чтобы требовать этого соблюдения и добродетелей, и которых наказывали различными способами. Марк (12, 2 и след.) и Лука (20, 10 и след.) записали три посольства говоря, что сначала был послан один раб, далее — другой, а затем — третий; но это не составляет протворечия тому, что пишет Матфей: и он двумя посольствами обнял всех, равно как и те — тремя; он говорит общо, а те — частнее, обозначая одним рабом всех, посланных сразу и в одно и то же время. Что касается слов Марка (12, 4): «и того камением бивше, пробиша главу» ( ωκωφαλαιωσαν ) «ему» , то некоторые говорили, что это значит только то, что они нанесли ему обиду, а я думаю, что ωκωφαλαιωσαν значит «раздробили ему голову». Мф.21:37.   Последи же посла к ним сына своего, глаголя: усрамятся сына моего . Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: «постыдятся сына моего». Сказал об этом не как о будущем, — так как он знал, что они не устыдятся, но как о должном, как бы так говоря: должно, чтобы они устыдились сына моего. Лука (20, 13) говорит, что хозяин виноградника сказал: «что сотворю; послю сына моего возлюбленнаго, еда како, его видевше, усрамятся» . Сказал: «что сотворю» не по недоумению, а по человеколюбию, показывая, как много он заботится о неблагодарных, не желая все-таки сделать им зло, но изыскивая способ укротить рассвирепевших. Еда и здесь значит — следовало бы. Мф.21:38.   Делателе же видевше сына, реша к себе: сей есть наследник: приидите, убием его и удержим достояние его . Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: «это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010