Вздымались и падали волны человеческого океана. Назревали и совершались великие политические события, международные войны, гражданские потрясения. Мир жил всем напряжением жизни человеческого гения и творчества, греха и порока. Но он не ведал, – никто в мире не ведал, – что исполнилась полнота человеческого возраста, что в Иорданской пустыне соблюдается до урочного часа величайший из рожденных женами. Неведомы пути Божии человеку. Глава II. Св. Иоанн Предтеча – проповедник покаяния «В те дни ( Мф. 3,1 ), когда наступило время явления Христа народу, явлен был ранее миру Предтеча. Он выступает внезапно из безвестности и сразу становится пророком-проповедником. Окончились годы приуготовительного подвига, молитвы, безмолвия, поста, богомыслия, и погружения в Слово Божие. – Предтеча был призван к своему служению: «бысть глагол Божии ко Иоанну Захариину сыну в пустыне» ( Лк. 3, 2 ). О чем был глагол μαБожий? Кроме общего призвания на служение проповеди покаяния, Иоанну была раскрыта тайна и его собственного призвания, как сам он свидетельствует по Евангелию от Иоанна: «Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ио. I. 33). О проповеди Иоанна Крестителя согласно повествуют все три синоптические евангелиста ( Мф. 3, 1–12 ; Мр. 1, 1–8 ; Лк. 3, 1–18 ), также и евангелист Иоанн Богослов (1, 15–17, 19–28). рассказ об этой проповеди вводится всеми евангелистами в прямое повествование о явлении Господа И. Христа, как «начало Евангелия» ( Мр. 1, 1 ). И проповедь Предтечи, имеющая свое собственное значение и самостоятельное содержание, связана с его проповедничеством о Грядущем, с самосвидетельством Предтечи, которое содержится у всех четырех евангелистов: «и проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у которого я недостоин наклонившись развязать ремень обуви Его. Я крестил водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» ( Мр. 1, 7–8 ; Мф. 3,11 ; Лк. 3,16 , Ио. 1, 1,27). Проповедь Предтечи есть проповедь о Христе Грядущем: сам он весь влагается в это ожидание и сретение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

( Мф. 15, 32 ). То же у Мр. 8, 1–3 : «в те дни, когда собралось весьма много народа и нечего было им есть, Иисус, призвав учеников Своих, сказал им: жаль Мне народа, что уже три дня находятся при Мне, и нечего им есть; если не евшими отпущу их в дома их, ослабеют в дороге, ибо некоторые из них пришли издалека» и т.д. Таким образом, и это чудо имеет значение благотворения, заботы о человеческих нуждах. 7 Если отвлечься от чудесного характера этого насыщения, то можно сказать, что Господь просто хотел накормить голодных и неимущих и не пренебрег и телесными нуждами народа, но проявил и здесь заботу и сострадание, пожалел людей (и это человеческое чувство к страдающему человечеству, как к самому Христу, спросится и с нас на Страшном Суде Его). И впечатление на народ и от этого чуда было подобно тому, как и от Его исцелений: «тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Пророк, грядущий в мир» (Иоанн. 6, 14). За вычетом всех этих чудес милосердия и благотворения, дел любви Господа, из всего числа евангельских чудес, остаются лишь пять, которые сюда не относятся, но занимают совершенно особое место. Это именно – хождение по водам, укрощение бури, случай с дидрахмой, чудесный лов рыбы и проклятие смоковницы. Все они имеют ту общую черту, что имеют целью вразумление учеников и воздействие на их души. Первое чудо – укрощение бури ( Мф. 23–27 , Мр. 4, 35–41 , Лк. 8, 22–25 ) имеет ознаменовательное значение, как испытание веры учеников, а вместе явление власти Иисуса над стихиями: «кто же это, что и ветер и море повинуются Ему?» ( Мф. 4, 41 ). Подобное же значение имеет и второе чудо – хождения по водам ( Мф. 14, 21–23 , Мр. 6, 45–52 , Иоанн. 6, 17–21), также, как и чудесный лов рыбы ( Лк. 5, 6–19 ). Ознаменовательное значение как бы некоего реального символа имеет и повеление найти статир в пойманной рыбе ( Мф. 17,27 ). В этих чудесах Господь учит учеников Своих не только словом, но и действием, влагая им в сердца Свои уроки. Однако эти отдельные случаи тонут во всей массе чудес Христовых, являющих дела любви и милосердия, и эта черта и определяет основной характер чудес Христовых, их глубокую человечность и человеколюбие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

3:3). Оно имело приуготовительный характер, ибо Иоанн говорил приходившим к нему:  Я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Лк. 3:16; Мф. 3:11; Мр. 1:8). От Иоанна крестился и Сам Иисус (Мф. 3:13–17; Мр. 1:9–11; Лк. 3:21–22). Насколько можно судить по Евангелию, Иисус, крестившись от Иоанна, тоже начал крестить. По крайней мере, в одном месте Евангелие от Иоанна прямо говорит о том, что Иисус жил с учениками в земле Иудейской и крестил, в то время как Иоанн  крестил в Еноне, близ Салима (Ин. 3:22–23). В другом месте того же Евангелия, правда, уточняется, что  Сам Иисус не крестил, а ученики Его (Ин. 4:2). Как бы там ни было, это первоначальное Крещение, вероятнее всего, и по форме и по содержанию напоминало Иоанново . Евангелие умалчивает о том, сопровождалась ли последующая проповедь Христа крещением уверовавших. Нам также ничего не известно о том, крестил ли Иисус Своих учеников . Возносясь на небо после Своего воскресения, Иисус заповедал ученикам:  Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19);  кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мр. 16:16).  По прямому повелению Учителя ученики стали проповедовать и принимать уверовавших в общину через Крещение . Именно Крещение – погружение в воду – стало тем актом, который знаменовал собой вступление в Церковь, именно Крещение открывало путь к участию в Евхаристии, к полноценному участию в церковной жизни. Уже в апостольские времена Крещению предшествовало оглашение. При жизни апостолов оно чаще всего было кратким и не продолжалось более нескольких часов или нескольких дней. В Деяниях рассказывается о евнухе, вельможе царицы эфиопской, который ехал на колеснице и читал книгу пророка Исаии в том месте, где говорится о Мессии (Ис. 53:7–8). Апостол Филипп, подойдя к колеснице, спросил:  Разумеешь ли, что читаешь? Евнух ответил вопросом на вопрос:  Как могу разуметь, если кто не наставит меня? И попросил Филиппа сесть вместе с ним. Тогда Филипп  отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=110...

«Я не нуждаюсь, говорит Он, в прославлении Себя, как Мессии, от людей и высказываю вам это порицание потому, что знаю вас: вы не имеете любви к Богу, ваше сердце не к Богу направлено. Посему, тогда как Меня, пришедшего во имя Отца Моего, вы не принимаете, в ложных Мессий вы уверуете. Вы и не можете уверовать в истинного Мессию, потому что на место любви к Богу (ст. 42) в вас действет самолюбие (44). Вы живете и действуете так, чтобы прославляться от людей, а не так, чтобы лишь одному Богу быть угодными» (в смысле Мф.6:1 и др.). Ст. 45–47. В заключение Своей обличительной речи И. Христос еще раз возвращается к самомнительности законоведов, гордых знанием и точным исполнением ветхозаветных писаний. Они в Моисее думают иметь руководителя к вечной жизни и крепкого защитника против всяких порицаний их образа мыслей и действий. Но И. Христос говорит, что Моисей-то и есть обвинитель их пред Богом, потому что он писал не о ком другом, как о Мессии, и именно о Том, Который говорит с ними. А так как им, как ветхозаветным людям, легче чрез Моисея прийти ко Христу, то как они могут веровать свидетельству Христа о Себе, когда они не веруют Моисею? 38. Возвращение (3) И. Христа из пределов Иудеи в Галилею. ( Мр. 3:7–12 . Мф.12 :14б. – 21). Мр. 3:7–12 . Когда фарисеи составили между собою и приверженцами Ирода Антипы совещание убить Иисуса ( Мф.12 :14а. Мр. 3:6 . Лк.6 . Иоан. 5:16:18 ), то это побудило Господа удалиться оттуда, где фарисеи были особенно сильны и опасны, – из Иудеи. Он отправился к морю, т.е. Галилейскому, и за Ним последовало множество народа из всех стран Палестины. Толпы народные так теснились около Иисуса, когда путешественники были у моря, что Он вынужден был приказать ученикам Своим, чтобы постоянно готова была лодка; в случае особенной тесноты Он мог войти в лодку и из нее поучать народ (ср. Лк.5:1–3 ); точно также, если бы в народе замечено было особенно сильное возбуждение плотских надежд на Него, как земного Царя – Мессию, Он мог быстро переправиться на восточную сторону моря в уединенные места (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Что Иоанново крещение не только не имело ничего общего по своему значению с омовениями, установленными Моисеем, видно еще и из того, как отнеслись к этому крещению современники Иоанна из иудеев. В крещении Иоанновом они не только не увидели различных омовений, которые были у них, но даже прямо заявили Иоанну: что же ты крестишь, если ты не Христос, не Илия, не пророк?» ( Ин. 1:25 ), – чем ясно подчеркнули отсутствие у них такого крещения и принадлежность права «крестить в воде в покаяние» ( Мф. 3:11 ) только Христу, Илии и Пророку, о Которых они имели смутное представление. И сам Иоанн свидетельствует, что свое крещение он принял непосредственно от Бога, а не от Моисея ( Иоан. 1:33 ). Также и Христос высказал, что «крещение Иоанново» было «с небес» ( Мр. 11:30–31 ). Вот почему апостолы и учили, что «крещение покаяния всему народу израильскому» было проповедано лишь пред самым явлением Христа ( Деян. 13:24 ). Ясно, что отождествлять Иоанново крещение с еврейскими омовениями, установленными в законе Моисея, – значит извращать Слово Божие и впадать в грубую ошибку. – Ну, пусть я ошибся, – прервал меня Тимофей, – а все же Иоанново крещение было в ветхом завете, и потому оно нам не нужно. Опять ты, Тимофей, заблуждаешься. В Писании Сам Христос говорит: «закон и пророки до Иоанна: с сего времени Царствие Божие благовествует, и всякий усилием входит в него» ( Лк. 16:16 ; Мф. 11:12–13 ). Посему и св. Марк начинает «Евангелие Иисуса Христа» с крещения Иоаннова ( Мр. 1:1–5 ). Ясно, что Иоанново крещение никоим образом нельзя относить к ветхому завету. Но пойдем и далее. С того времени, как Христос принял крещение от Иоанна, чтобы «исполнить всякую правду», т.е. чтобы исповедать в крещении грехи всего мира ( Ин. 1:29 ), а не принять омовение еврейских священников 2 , стала постепенно обрисовываться и власть Христа совершать водное крещение покаяния. Выступив на служение и притом также с проповедью «покаяния» ( Мф. 4:17 , Мр. 1:14–15 ). Христос уверовавших «во имя Его» также крестил водою, хотя и чрез учеников Своих ( Ин. 3:22–23; 4:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/b...

   Чистый сердцем девственник, всецело всей душой предавший себя Господу и любимый Им за это особой любовью, св. Иоанн глубоко проник и в возвышенную тайну христианской любви и никто, как он не раскрыл так полно, глубоко и убедительно, как в своем Евангелии, так особенно в трех своих соборных посланиях, христианское учение о двух основных заповедях Закона Божия — о любви к Богу и о любви к ближнему, — почему его еще называют «апостолом любви».    Важной особенностью Иоаннова Евангелия является еще то, что в то время как первые три Евангелиста повествуют, главным образом о проповеди Господа Иисуса Христа в Галилее, св. Иоанн излагает события и речи, имевшие место в Иудее. Благодаря этому мы можем посчитать, какова была продолжительность общественного служения Господа и вместе с тем продолжительность Его земной жизни. Проповедуя большей частью в Галилее, Господь путешествовал в Иерусалим на все главнейшие праздники. Таких путешествий в Иерусалим на праздник Пасхи, как видно из Евангелия от Иоанна, было всего три, а перед четвертой Пасхой Своего общественного служения Господь принял крестную смерть. Из этого следует, что общественное служение Господа продолжалось около трех с половиной лет, а прожил Он на земле всего тридцать три с половиной года (ибо вышел на общественное служение, как свидетельствует св. Лука в (Лк.3:23), 30-ти лет отроду). Избранные наставления Спасителя     Вера: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:14-21); «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» (Мр 9:23); «Блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29. Смотри также Мф. 16:17-18; Лк 17:5-10; Мр 16:16).     Воля Божия, следовать ей: «Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф. 6:10); «Не всякий говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:2-27).     Благодарность Богу: «Не десять ли очистились, где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника … Встань, иди: вера твоя спасла тебя!» (рассказ о десяти прокаженных, Лк 17:11-19).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Итак, основная мысль пророчества Захарии может быть сведена к следующему умозаключению: совершилось спасение Израиля, и воздвигнут рог спасения в дому Давида, ибо родился Предтеча. И это понимание ставит рождение Предтечи в живую и существенную связь с рождеством Христовым, о котором повествуется далее, во второй главе Евангелия от Луки, но в первой же главе прибавлено еще несколько слов о детстве Предтечи (I, 80), сведения о котором совершенно отсутствуют у всех других евангелистов. Вот эти слова: «младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю». Первая, подчеркнутая, половина этого стиха иметь себе неслучайную параллель в 2, 40: «младенец Иисус же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем». Итак, о возрастании и укреплении духом двух младенцев: Иоанна и Иисуса, содержится в Евангелии от Луки одинаковое сказание. Это, очевидно, преднамеренное даже и чисто словесное сближение младенческого возрастания Предтечи и Христа содержит в себе также косвенное подтверждение общей мысли о единственной и исключительной близости Предтечи к Господу и к совершенному Им делу спасения. (Но, вместе с тем, конечно, характерно и различие, – прибавка в 2, 40 сравнительно с I, 80). О всей жизни Предтечи до выступления на проповедь Евангелие от Луки содержит только одно слово: – «и был в пустынях ν τας ρμοις до дня явления своего Израилю» (I, 80). Какая это была пустыня, не говорится, вероятнее всего, то была каменистая пустыня к востоку от Иордана. Евангелист хочет дать здесь не географическую, но духовную дату, установить пустынножительство Иоанна. В пустыне же настигло его и призвание Божие, к которому он себя готовил: «при первосвященниках Анне и Каиафе был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» ( Лк. 3,2 ). В пустыне же раздалась и первая его проповедь: «в те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской» ( Мф. 3, 1 ). Здесь же он начал и крещение: «явился Иоанн, крестя в пустыне» ( Мр. 1,4 ). Это обстоятельство является настолько существенным для жизни и деятельности Предтечи, что оно предсказано у пророка Исаии (40): «глас вопиющего в пустыне», и, как мы уже знаем, пророчество это приводится у всех евангелистов ( Мф. 3,3Мр. 1,3Лк. 4, 4 – Ио. 1,23). В связи с этим евангелист Матфей 3,4 и Марк 1,6 приводят четы и его постничества и подвижничества: «сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищей его были акриды и дикий мед». (Великое постничество Предтечи косвенно свидетельствуется и в речи Господа к народу об Иоанне; «прииде бо Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет» ( Лк. 7,33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В каком смысле в Иуду вошел сатана? Очевидно, именно в том, что он перестал выполнять волю Бога и стал на службу диаволу. Он сделал это добровольно, а не по принуждению. В этом его отличие, например, от той женщины, которую «связал сатана» и которую Иисус исцелил от тяжелой болезни ( Лк. 13:16 ). Сатана может воздействовать на людей, причиняя вред их телу, но при этом не затрагивая их душу ( Иов. 2:6 ). Те же люди, которые поддаются искушению и впускают диавола в свою душу, становятся его орудиями, но не слепыми, а сознательными. Они превращаются в соработников диавола, тогда как Бог призывал их быть Его соработниками. Это в особенной степени относится к Иуде. Учитель ничем не обделил его в сравнении с другими апостолами. Как и они, он был свидетелем Его чудес, слушал Его притчи и наставления. Более того, ему, наряду с другими, Иисус дал «власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» ( Мф. 10:1 ). Он был одним из тех, о ком сказано: «Они пошли и проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мр. 6:12–13 ). «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» Евангелисты-синоптики свидетельствуют о том, что на Тайной вечере Иисус предсказал предательство Иуды ( Мф. 26:21–24 ; Мр. 14:18–21 ; Лк. 22:21–23 ). Однако у Иоанна это предскащание описано наиболее подробно. В версии Иоанна Иисус цитирует слова Псалма, в котором Давид говорит о себе как о человеке, которого ненавидят и злословят враги, шепчут против него, и даже тот, кто находился с ним рядом, восстал против него ( Пс. 10:6–9 ). В похожей ситуации находился Иисус в последние дни своей жизни. Цитированная фраза в переводе с иврита звучит так: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» ( Пс. 40:10 ). Иисус прилагает эту фразу к Иуде, после чего произносит слова, имеющие параллель в поучении апостолам из Евангелия от Матфея: «Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» ( Мф. 10:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Естественно, что особое внимание к особливому положению ап. Петра среди других учеников посвящается в католическом богословии. 1 Что Петру принадлежит особое, притом первенствующее место среди других апостолов, против этого, конечно, не может быть честного и разумного спора. Можно спорить о смысле и значении этого факта, но не о самом факте, – спорить о нем, значит противиться воле самого Господа и Его избранию. Петр первенствует среди апостолов, в некотором смысле он является центром двенадесятицы. И это его положение, особое значение его служения, обнаруживается из сопоставления многочисленных деталей, в отдельности незначительных, но в совокупности выразительных, наряду с основными событиями его жизни и относящимися к нему изречениями Господа. Начнем с частностей и деталей, чтобы затем обратиться к основоположным текстам. «Petrum Christus expollit frequenter prae ceteris» (d’Herbigny I, 213). 1. Изменение имени, которое отмечено y всех евангелистов: Лк. 6, 14 : «Симона, которого и назвал Петром и Андрея, брата его»; Мф. 10, 2 : «первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его»; Мр. 3, 16 : (поставил) «Симона, нарекши ему имя Петр»; Ио. 1, 42: «(Андрей) привел (Симона) к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа – что значит камень – σ κληθση κηφας ( ρμγνεεται Πτρος). Важность переименования (nomen omen) в Ветхом Завете достаточно выясняется из сопоставления важнейших его случаев: Аврам – Авраам, ( Быт. 17, 5 ), Иаков – Израиль ( Быт. 32, 28. 35, 10 ). Значение переименования выясняется позднее. Заслуживает внимания, что из других апостолов получают имя, нареченное Господом, лишь Иаков и Иоанн: Воанергес, т. е. сыны громовы ( Мр. 3, 17 ), следовательно, особым переименованием отмечается вся первотроица апостолов, этот тройственный коллективный центр двенадцатерицы. Если рассматривать переименование Петрово в пророчественном свете грядущего разговора на пути в Кесарию Филиппову, то, разумеется, и второе переименование не приходится низводить до намека на недоразумение с огнем против самарян ( Лк. 9, 52–6 ), но надо и в нем видеть указание на особое призвание сынов Зеведеевых, и, в частности, Иоанна (это отметим для будущего.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

О, роде неверный и развращенный! доколе буду с вами? Доколе терплю вам? Такими словами Господь встретил известие о предмете спора. Он выразил здесь упрек неверующим, окружавшим апостолов и принимавшим участие в их споре с книжниками, а отчасти и самим апостолам, усомнившимся в действенности дарованной им от Христа чудотворной силы, и потому не произведшим исцеления. Когда, по повелению Господа, привели к Нему бесноватого, то нечистый дух так потряс больного, что он упал и бился, испуская дену. Господь спросил отца: давно ли это произошло с сыном? Сказавши: с детства, отец продолжал описание припадков, бывающих с его сыном, и в заключение сказал: но «если что можешь, помоги нам». Это выражение показывало, что вера просителя была слаба. И потому Иисус говорит ему: «если сколько-нибудь можешь. веровать, все возможно для верующего». Это обличение маловерия сильно подействовало на душу просителя, и он со слезами воскликнул: «верую, Господи! помоги моему неверию». Тогда. Господь исцелил его бесноватого сына. Последнее тайное прохождение И. Христа по Галилее (Мф.17:22–23; Мр. 9:30–32; Лк. 9:43–45) После события у подошвы горы Фавор Иисус Христос, по ев, Марку, проходил чрез Галилею и не хотел, чтобы кто узнал об этом, Причина, по которой Иисус Христос не хотел открыто шествовать по Галилее, была та, чтобы подготовить учеников к встрече с Его страданиями и смертию. Все свои силы теперь Господь сосредоточил именно на них. Последнее пребывание в Капернауме (Мф.17:24–18, 35; Мр. 9:33–50; Лук. 9:46–50) Когда Иисус Христос с учениками пришел в Капернаум, то собиратели подати в пользу храма обратились к Петру с вопросом: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Речь И. Христа Петру, высказанная в ответ на переданный им вопрос сборщиков, выражает ту мысль, что как земные цари обыкновенно берут подать не с детей, а с подданных, так и Он Сын Божий, свободен от подати на храм Божий. «Но, – говорит Христос, – чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду и первую рыбу, которая попадет, возьми; открыв рот, найдешь статир (=4 драхмам), и отдай его им за Меня и за себя». Потом Господь спросил учеников, о чем они рассуждали дорогой, и когда они молчали, стыдясь признаться, что рассуждали о первенстве, Он предложил им учение о смиренномудрии: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. Потом Господь говорил о многих других предметах нравоучения христианского и предостерегал учеников от соблазнов. Путешествие И. Христа чрез Самарию в Иерусалим на праздник Кущей (Лук.9:51–62)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010