Г.В. Маркелов Указатель изображений Атласа Александр Невский 1–5 Александр Ошевенский 6 Александр Свирский 7–14, 17, 18 Александр Свирский и избранные святые 15 Алексий митрополит 22–25 Алексий митрополит, Антоний Римлянин, Екатерина великомученица 26 Алексий митрополит и Симеон преподобный 21 Амфилохий и Дионисий Глушицкие 27 Андрей Смоленский Переяславский 19 Андроник Московский (предположи­тельно) 28 Анна Кашинская 20, 29, 30 Антоний Дымский, Ксения преподобная, Артемий мученик 31 Антоний Дымский с монастырем 32, 33 Антоний и Исаия Сийские (предположительно) 43 Антоний Печерский 41 Антоний Римлянин с монастырем 34, 35 Антоний Сийский 36–40, 42 Артемий Веркольский 44, 46 Артемий Веркольский, Антипа мученик и Власий священномученик 49 Артемий Веркольский и Симеон Столпник 45 Артемий Веркольский и Успение святой Анны 47 Артемий Веркольский с монастырем 48 Белозерские чудотворцы: Мартиниан, Кирилл, Кирилл Новоезерский, Ферапонт (предположительно) 50 Богоматерь – Боголюбская и Иосиф Волоцкий 52 ---- и князь Андрей Боголюбский 51 -- – с предстоящим в молении на­родом 57 -- – с предстоящими Леонтием Ростовским и (предположительно) Андреем Боголюбским 152 -- – с предстоящими митрополитами Петром, Алексием, Ионой и Филиппом Московскими 54 –Никитская с предстоящими Ники­той Новгородским и неизвестными святыми 181 –  Петровская с изображением мит­рополитов Петра, Ионы и Алек­сия 211 –  Печерская с предстоящими Анто­нием и Феодосием Печерскими 212, 213 –  с избранными русскими святыми 53, 55, 56 Борис, князь 58 Борис и Глеб 60–69 Борис, Владимир и Глеб 70, 71 Варлаам Хутынский 72, 73 Василий Блаженный 75, 76, 128 Василий Блаженный и Максим Юродивый 74 Василий Блаженный (предположительно), Прокопий Устюжский и неизвестный святой 77 Василий и Константин Ярославские 78 Владимир и Агриппина Ржевские 81, 82 Владимир Равноапостольный 79, 80 Всеволод-Гавриил Псковский 83, 84, 86 Всеволод-Гавриил   Псковский и Антипа священномученик 85 Геннадий Костромской Любимоградский и Макарий Калязинский 87

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Скачать epub pdf Июнь 24 Иаков и Иоанн Менюжские, Новгродские, праведные отроки Праведные отроки Иаков и Иоанн Менюжские были братьями по плоти, дети благочестивых супругов Исидора и Варвары, живших в 60-ти верстах от Новгорода. В рукописных святцах праведные братья названы мучениками; по обстоятельствам времени и места это означает, что они умерщвлены были злодеями: святой Иаков в трехлетнем возрасте, а святой Иоанн – в пятилетнем. Мученическая кончина их последовала около 1566–1569 гг., при святом митрополите Московском Филиппе († 1569). Между 1682–1689 гг. обретены их нетленные мощи и положены под спуд в Троицкой церкви села Менюж на реке Менюге, в Новгородской епархии, на месте бывшего здесь когда-то Троицкого монастыря. В этом храме был устроен придел во имя святых праведных отроков Иакова и Иоанна. Антоний Дымский, Новгородский, преподобный Преподобный Антоний Дымский родился в 1157 году в Новгороде. Богобоязненные родители с детства научили его правилам христианского благочестия. Святой Антоний избегал детских игр, празднословия и смеха. Он ежедневно посещал храм Божий и неленостно молился, стоя вдали от людей. Однажды во время службы ему особенно запали в душу слова Святого Евангелия: Аще кто хощет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет ( Мф. 16, 24 ). Размышляя о словах Спасителя, святой Антоний решил оставить родительский дом и стать монахом. Он пришел в Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, игумен которого преподобный Варлаам Хутынский († 1192; память 6/19 ноября) постриг его в монашество. С того времени преподобный Антоний стал жить в совершенном послушании своему старцу – преподобному Варлааму. С усердием и смирением исполнял он все послушания, никогда не опускал келейных правил и не пропускал церковных служб. Святой Антоний первый приходил в храм и последний уходил из него. По преданию, преподобный Антоний по делам монастыря ездил в Константинополь. Во время поездки он посетил святые места. Через пять лет преподобный вернулся в свою обитель. Его приезд совпал со днем кончины преподобного Варлаама (6 ноября). На смертном одре святой игумен благословил преподобного Антония быть вместо себя наставником братии и строителем монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Скачать epub pdf Русские монахи начали обосновываться на Афоне в первые десятилетия XI века. На афонском греческом документе, датированном февралем 1016 г., рядом с другими подписями значится имя монаха Герасима, игумена русской обители, написанное на греческом языке. 1 В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники: киево-печерский архимандрит Досифей, новгородский игумен Иларион, преподобный Арсений Коневский, иеродиакон Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, игумен Савва Вишерский, преподобный Иннокентий Комельский и многие другие. В 1859 г. Святую Гору посетил архимандрит Антонин (Капустин) . Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) родился в селе Батурино Шадринского уезда Пермской губернии 12 августа 1817 года в семье священника. В 1843 году он окончил Киевскую Духовную Академию вторым магистром и был оставлен при ней бакалавром немецкого языка. Затем он преподавал греческий язык, нравственное богословие, герменевтику (изъяснение Священного Писания ) и обличительное (сравнительное) богословие. 7 ноября 1845 года Андрей Капустин принял монашество с именем Антонин – в честь святого мученика Антонина Анкирского, память которого отмечается в этот день. С 1850 года отец Антонин служил настоятелем русской посольской церкви в Афинах. Его труды по реставрации этой церкви были отмечены Святейшим Синодом, и 5 апреля 1853 года он был возведен в сан архимандрита. В 1860–1865 годах архимандрит Антонин – настоятель посольской церкви в Константинополе. А в 1865–1894 гг. – до конца жизни – начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме. 2 Архимандрит Антонин посетил Святую Гору Афон в составе научной экспедиции, отправившейся туда из России через Афины. Еще до отъезда из Афин его посетил будущий спутник и сотрудник П.И. Севастьянов. Вот что пишет об этом о. Антонин в своем дневнике: «… слышу внизу стук в двери… является… кто бы вы думали? Петр Иванович Севастьянов! ’’Что, не ожидали небось? А я вот за вами. Собирайтесь-ка на Святую Гору. Теперь уже вы не увернетесь от меня’’. Вот ведь какие оказии бывают иногда неожиданно-нечаянно! Голова пошла кругом!» (1 июля 1859 г.). 3

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

1 Библиография. Еп. Антоний. Полное собрание сочинений. T.I-III1 Присматриваясь к новым богословским изданиям, даже поверхностный наблюдатель замечает их монографический характер. У нас появляется немало хороших ученых трудов, посвященных исследованию одного какого-нибудь научного вопроса. Эти произведения, необходимые для развития науки и встречаемые с радостным приветствием специалистами, обыкновенно оставляют неудовлетворенною большую публику, которая интересуется вопросами более жизненными. Богословская литература страдает отсутствием сочинений публицистических, которые бы давали христианскую оценку всем явлениям нашей литературы и жизни. Этот недостаток и восполняет недавно изданное полное собрание сочинений преосвященного Антония, епископа Уфимского. Сочинения преосвященного Антония и по предметам, которые в них затронуты, и по способу разрешения назревших вопросов отличаются в высшей степени жизненным значением. Своими литературными трудами преосвященный Антоний выполняет высокую миссию духовного руководителя общества. Зорко следя за всеми проявлениями его жизни, он пользуется всяким представляющимся случаем, чтобы дать христианский ответ на возникающие в обществе вопросы и христианскую оценку его темных и светлых сторон. Появляется ли новая книга гр. Толстого, или Вл. С. Соловьева, печатается ли в сборнике «Вестник Европы» выходка Лескова против о. Иоанна Кронштадтского , преосвященный Антоний отвечает критической статьей, иногда рядом статей. Возникает спор между Московским Психологическим Обществом и Московскими Ведомостями об отношении заботы христианина о спасении своей души к служению общественному благу, преосвященный Антоний в талантливой статье принимает участие в обсуждении этого вопроса. Слухи о предстоящей реформе духовно-учебных заведений побуждают его высказаться по вопросу, который правильно и без вреда для дела может быть решен не в канцеляриях при закрытых дверях, а только людьми, стоящими непосредственно у самого дела. На нападки против духовных академий, исходящие от людей, иногда мало понимающих, чего собственно самим им хочется, преосвященный Антоний, служивший почти во всех академиях, отвечает горячей апологией нашей высшей духовной школы. Положение монастырей и их задачи, значение исповеди и ее правильная постановка, вопрос о монашестве ученом и о проповеди мирян, новая форма учительства Церкви – народные издания, методы толкования Св. Писания, сектантские движения и способы борьбы с ними Церкви, вот вопросы непосредственного жизненного интереса, ответы на которые читатель найдет в полном собрании сочинений преосвященного Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/re...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   Ноября 23 (6 декабря)     Преподобномученик   Серафим (Тьевар)     Преподобномученик Серафим (в миру Антоний Максимович Тьевар) родился 30 июля 1899 года в Москве. Отец умер, когда Антонию исполнилось шесть лет, а его брату Максиму один год, и детей воспитывала мать, Наталия Дмитриевна. Антоний окончил реальное училище и в 1917 году поступил статистиком на Дедовскую мануфактуру. В 1918-1919 годах Антоний учился в Московском университете.  В 1919 году он поступил на курсы внешкольного политпросвещения и в том же году в качестве военнообязанного был направлен библиотекарем на фронт Южной армии, но затем оставлен в Москве и служил в политуправлении Реввоенсовета республики в должности библиотекаря-инструктора. В 1920 году он участвовал в организации съезда библиотечных работников Красной армии, а после съезда стал работать помощником начальника библиотеки. В 1922 году Антоний был демобилизован и до 1924 года работал библиографом Главполитпросвета.  В 1920 году он познакомился с профессором Московской Духовной академии Иваном Васильевичем Поповым и стал ближайшим учеником выдающего ученого-патролога. Изучение святых отцов звало к тому, чтобы и самому вести жизнь подвижническую, тем более, что аскетом-подвижником был и сам наставник его. Иван Васильевич в свою очередь старался передать ученику все те знания, которыми обладал сам.  В 1924 году в связи с многочисленными расколами возникла насущная необходимость в составлении полного списка епископата, как православного, так и раскольнического, а кроме того, всех тех, кто к тому времени оказался в ссылках и лагерях и, следовательно, не мог занять ту или иную пустующую кафедру. Патриарх Тихон благословил на составление такого списка Ивана Васильевича, а тот привлек помощником Антония Тьевара. Антоний переписал и принес ему список архиереев, ходивший тогда среди верующих людей в рукописном виде. Главной работой, которую поручил ему Иван Васильевич, было собирание сведений и богословских суждений об имябожниках, так как Иван Васильевич на Поместном Соборе входил в состав Подотдела об афонском движении, связанном с почитанием имени Божия. Этот вопрос на Поместном Соборе 19171918 годов не был разрешен, и некоторые из оставшихся в живых членов Подотдела продолжали над ним работать. Патриарх Тихон был извещен о готовящемся будто к весне 1925 года VIII Вселенском Соборе, и предполагалось, что если такой Собор состоится, вынести на него и этот вопрос. Антоний был арестован по одному делу со своим учителем 10 декабря 1924 года и заключен в тюрьму ОГПУ на Лубянке. 19 декабря он был вызван следователем на допрос. 

http://fond.ru/foto/1335/Antoniy/

Скачать epub pdf Житие преподобного Антония Печерского 45 Во дни благоверного князя Владимира Господь явил церкви Своего светильника и иночествующим наставника приснопамятного преподного Антония. Родился Антоний в городе Любече. С юных лет испытывал он желание принять иноческий образ. И вложил ему Господь в сердце намерение идти в Греческую землю и там постричься. Достигнув Царьграда, Антоний пошел дальше, в Святую гору Афонскую. Обошел он все монастыри на Святой горе, удивляяся жизни святых отцов, которые, будучи во плоти, возвышались над человеческою природою, уподобляясь бесплотным ангелам. И еще сильнее воспылала в сердце Антония любовь ко Христу и желание принять иноческий образ. И умолил он игумена, и постриг его игумен, наставляя в заветах совершенного иночества. Новопостриженный инок Антоний подвизался на пути добродетели, радуя всех своими подвигами, особенно же он преуспел в покорности и послушании, а это ведь первые добродетели инока. И стал он примером и наставником ко спасению для многих, и сам достиг больших степеней совершенства. И так подвизался он некоторое время на Святой горе Афонской, на месте своего пострижения. Но игумен, получивший внушение свыше, призвал к себе Антония и сказал ему: «Антоний! Иди обратно в русскую землю! Пусть там живущие через тебя утвердятся в вере христианской. Да будет с тобой благословение Святой горы!» И отправился преподобный Антоний в русскую землю, и пришел во град Киев. Раздумывал он, где бы ему поселиться, и стал обходить монастыри, которые в то время были основаны греками, пришедшими с митрополитом Михаилом для крещения Руси. И ни одна из этих обителей не была угодна преподобному Антонию для жительства, ибо не содержала чина и устава совершенного общежития 46 . И стал он обходить окрестности Киева, ходил по лесам и горам, нашел пещеру, когда-то вырытую варягами, и в ней поселился, проводя жизнь в великом воздержании и постоянной молитве. По смерти благоверного князя Владимира власть захватил Святополк окаянный, убив своих братьев Бориса и Глеба, принявших мученическую кончину. Узнав о таком злодеянии, преподобный Антоний ушел снова на Святую гору. И вот благоверный князь Ярослав победил Святополка окаянного и стал княжить в Киеве. Князь Ярослав любил село Берестово, где была церковь во имя святых Апостолов. В этой церкви служил священник Иларион 47 , человек благочестивый, великий постник и большой знаток Священного Писания . В будущем этот Иларион будет избран митрополитом. Пресвитер Иларион, ища уединения для молитвы, время от времени удалялся из Берестова на Днепр, на холм, покрытый вековым лесом, где ныне находятся Феодосиевы пещеры. Он вырыл там себе небольшую пещеру и молился втайне Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Русский Афон в записках архимандрита Антонина (Капустина) Архимандрит Августин (Никитин)     Русский Афон в записках архимандрита Антонина (Капустина) Архимандрит Августин (Никитин)  Доклад кандидата богословия, доцента, преподавателя Санкт-Петербургской Духовной академии архимандрита Августина (Никитина) на международной научной конференции «Русь – Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой горе Афон (Москва, 21–24 сентября 2016 года) Русские монахи начали обосновываться на Афоне в первые десятилетия XI века. На афонском греческом документе, датированном февралем 1016 года, рядом с другими подписями значится имя монаха Герасима, игумена русской обители, написанное на греческом языке В разное время на Афоне побывали или подвизались там известные русские подвижники: киево-печерский архимандрит Досифей, новгородский игумен Иларион, преподобный Арсений Коневский, иеродиакон Зосима и Епифаний Премудрый из Троице-Сергиевой обители, Иона Угрешский, игумен Савва Вишерский, преподобный Иннокентий Комельский и многие другие. В 1859 году Святую Гору посетил архимандрит Антонин (Капустин). Архимандрит Антонин (в миру Андрей Иванович Капустин) родился в селе Батурино Шадринского уезда Пермской губернии 12 августа 1817 года в семье священника. В 1843 году он окончил Киевскую Духовную академию вторым магистром и был оставлен при ней бакалавром немецкого языка. Затем он преподавал греческий язык, нравственное богословие, герменевтику и обличительное (сравнительное) богословие. 7 ноября 1845 года Андрей Капустин принял монашество с именем Антонин – в честь святого мученика Антонина Анкирского, память которого отмечается в этот день. С 1850 года отец Антонин служил настоятелем русской посольской церкви в Афинах. Его труды по реставрации этой церкви были отмечены Святейшим Синодом, и 5 апреля 1853 года он был возведен в сан архимандрита. В 1860–1865 годах архимандрит Антонин – настоятель посольской церкви в Константинополе. А в 1865–1894 – до конца жизни – начальник Русской Духовной миссии в Иерусалиме

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=29&iid=2...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Декабря 2 (15) Преподобномученицы Антонина (Степанова) и Мария (Журавлева) и преподобноисповедница Вера (Графова) Преподобномученица Антонина родилась в 1886 году в городе Москве в семье мастерового Ивана Степанова и в крещении была наречена Анной. В одиннадцать лет она поступила в Успенский Брусенский монастырь в городе Коломне и приняла здесь монашеский постриг с именем Антонина. Монахиня Антонина подвизалась в монастыре до его закрытия в 1920 году, когда монастырские корпуса были превращены в общежития, заселенные по большей части воинствующими безбожниками, а храм стал использоваться под овощехранилище. Монахини расселились по квартирам в городе, а молиться собирались в храм Воскресения Словущего. Но и он был закрыт в 1929 году. В течение двух дней, 21 и 22 мая 1931 года, все монахини и послушницы Брусенского монастыря, их было более тридцати человек, были арестованы и заключены в коломенскую тюрьму и среди них монахиня Антонина (Степанова) и послушница Вера Графова. Столкновение с жестокими и злыми безбожниками привело в трепет монахиню, и на допросе, подтвердив, что ей «верующим приходилось говорить: переживаем тяжелое время в наказание Божие, о чем указано в Святом Писании, за безбожие», она тут же прибавила, что говорила это по своей несознательности, не думая принести вред советской власти. Послушница Вера родилась в 1878 году в селе Соболево Карповской волости Богородского уезда Московской губернии в семье крестьянина Харитона Графова. В 1903 году она поступила в Успенский Брусенский монастырь, где подвизалась на различных послушаниях до 1918 года, когда стало ясно, что безбожники разрушат обитель. После этого она жила у верующих людей сначала в одном из сел, а затем в Коломне, зарабатывая шитьем одеял. Будучи арестована и допрошена, Вера сказала: «Против советской власти я никогда никаких враждебных отношений не имела и не имею. Знакомых никаких не имею и не знаю». Следователь укорил ее в неубедительности таких показаний, на что она добавила, что действительно некоторых монахинь встречала в храме Покрова Божией Матери, с которыми иногда говорила о том, что недостатки в продовольствии, в дровах, длинные очереди за каким-либо товаром – все это за грехи, как сказано в Писании Божием.

http://fond.ru/foto/1430/Anna/

Скачать epub pdf Глава I. Истоки исихазма: эпоха отцов-пустынников Антоний Великий, отец монашества Первым из авторов «Добротолюбия» представлен Антоний Великий , который всеми христианами почитается как «Отец монахов». Современной критикой доказан псевдоэпиграфический характер приписываемого ему сочинения. Однако, несмотря на это, само его имя на этом месте символично. Антоний был современником гонений при Диоклетиане (303 г.), самых ужасных в истории Церкви и Медиоланского эдикта 313 года, в котором император Константин, первый император-христианин, даровал христианам свободу вероисповедания. Это событие повсюду в Церкви было принято с огромной радостью. Начиная с апостольских времен, христиане представляли себе таинство Искупления как победу Христа над сатаной, над смертью и над всеми силами зла. Крушение язычества представлялось теперь явным знаком этой победы. Антоний и первые монахи – порождение эпохи «богословия победы». Кроме того, монашество зарождалось в Египте, что было символично – ибо древнее христианское предание сообщало, что, когда Святому Семейству пришлось бежать от гонений Ирода в Египет, идолы в языческих храмах разбивались, падая с престолов. Но, в то же время, Антоний и все раннее монашество появились в переломный для Церкви период и открыли всем, чем наполнена жизнь Церкви внутри. Ведь установление христианской империи имело отношение лишь к религиозной политике, и к тому же подвергло Церковь искушению властью и опасности вторжения в ее недра духа мира сего. Зарождающееся монашество напоминало о том, что победа Христа и его Церкви имеет, прежде всего, внутренний смысл. И если это победа над языческими идолами, то, прежде всего, над теми идолами, что находятся у каждого в сердце. В глазах христиан той эпохи непрестанная духовная брань, которую вели монахи, была подобна тем испытаниям, что терпели мученики на аренах. Их победы – или, скорее, победы Христа в них – над всеми бесовскими искушениями и всеми формами самообожествления, а также их лица, преображенные неземным светом, ясно свидетельствовали о том, где происходят настоящие битвы и одерживаются настоящие победы. Монашество не оспаривало идеала христианской империи, но при этом служило необходимым противовесом ее гигантским просторам; в минуты провалов империи оно оставалось прибежищем и хранилищем ее высших ценностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Plakida_Dezej/...

Кунгур. Домовая церковь Михаила Архангела и Антонины Никейской при бывшем Михаило-Антонино-Кирилловском сиропитательном доме. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения. Архитектор Карвовский Р.И. Открытие приюта для мальчиков-сирот и детей из бедных семей было осуществлено по инициативе кунгурского купца-чаеторговца М.И. Грибушина, который выделил деньги не только на строительство здания, но и на функционирование учебного заведения. Кроме этого были использованы средства, завещанные городу Кунгуру известным русским ученым, путешественником К.Т. Хлебниковым. В подвале под домовой церковью сиропитательного дома располагается склеп семьи Грибушиных, где были похоронены Михаил Иванович, его супруга и дети. В здании приюта сейчас располагается средняя школа 2. В 2006 году в здании сиропитательного дома открылся музей семьи Грибушиных. Сайт «Весь Кунгур» http://www.allkungur.ru/index.php?showforum=178 Большое внимание в Михайло-Антонино-Кирилловском Сиропитательном доме уделялось религиозно-нравственному воспитанию детей. В здании приюта была устроена домовая церковь в честь Архистратига Михаила и мученицы Антонины, которую 9 мая 1891 года освятил преосвященный Владимир, епископ Пермский и Соликамский. Домовая церковь в честь Архистратига Михаила и мученицы Антонины имела богатое убранство. В иконостасе, разделенном резными позолоченными колоннами коринфского ордера, были установлены большие иконы в позолоченных киотах. По краям иконостаса находились высокие серебряные и позолоченные хоругви. Росписи в храме и большая икона Воскресения Христова и икона с изображением Св. Сергия Радонежского для домовой церкви выполнил пермский художник Алексей Несторович Зеленин. В 1914 году к празднику Светлой Пасхи на средства М.М. Грибушина в домовый храм приюта было проведено электрическое освещение. Последним попечителем Михайло-Антонино-Кирилловского Сиропитательного дома был Николай Михайлович Грибушин. В 1910 г. зав. приютом С.Д. Тарасов представил на рассмотрение почетного попечителя Н.М. Грибушина проект преобразования II-ro класса в Низшую Ремесленную школу по уставу Министерства народного просвещения. Имеющийся при начальном училище приюта I-й класс и пансион комитет предложил оставить в прежнем положении по Уставу Сиропитательного дома», а II-й класс преобразовать «для краткого ознакомления преподаваемых ремесел» в ремесленную школу им. М.И. Грибушина.

http://sobory.ru/article/?object=16304

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010