Народная жизнь, как показывает её Мельников-Печерский (как и другие русские писатели), подчинена годичному богослужебному кругу, церковное предание определяет всё в этой жизни, церковные праздники становятся вехами в труде и быту русского человека (независимо от веры, ибо праздники-то одни)— это подчёркивается постоянно, ненарочито, но верно. Крестьянин (как и купец, из крестьян же вышедший) рассчитывает все сроки согласно церковному календарю— с ним сообразуется во всём. Вот подряжается на работу молодой парень: «— Я бы до Михайлова дня, а коли милость будет, так и до Николы... — До Николы так до Николы. До зимнего, значит?— сказал Патап Максимыч. — Известно, до зимнего,— подтвердил Алексей» («В лесах», 1, 44). Вот знакомится с семейством брата более десяти лет отсутствовавший странник: «— Много ль ему?— спросил Герасим, гладя по голове племянника. — Десятый годок на Ивана Богослова перед летним Николой пошёл,— ответила Пелагея Филиппьевна» («На горах», 1, 485). Примеров подобных можно приводить сколько угодно. Сама природа как бы соизмеряет себя именно с церковными событиями: «После холодных дождей, ливших до дня Андрея Стратилата, маленько теплынью было повеяло: «Батюшка юг на овёс пустил дух». Но тотчас мученик Лупп «холодок послал с губ»— пошли утренники... Брусника поспела, овёс обронел, точи косы, хозяин,— пора жито косить: «Наталья-овсяница в яри спешит, а старый Тит перед ней бежит», велит мужикам одонья вершить, овины топить, новый хлеб молотить» («На горах», 1, 527). Песнями, преданиями, легендами изобилует текст дилогии. Мельников-Печерский глубоко и тонко чувствует поэзию народной жизни, её фольклорную стихию, в которую преобразовалось давне-дальнее язычество. Нет, это уже не язычество, но его внешняя форма, запечатлевшая в себе поэтическое олицетворение природного круговорота. Правда, отголоски языческих верований сохранились в суевериях, опасливо шевелящихся и в душах простых мужиков, и скитских обитательниц— у этих даже в большей мере, пожалуй: «Кривая мать Измарагда, из обители Глафириных, ...с клятвой уверяла, что раз подстерегла Егориху, как она в горшке

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Случаи, подобные вышеупомянутым, – о коих рассказывастся в дониконовских прологах, – мы находим и в четь-минеях, которые до п. Никона напечатаны не были, но в которых полнее описывается жизнь святых Божиих. В Четь–минеи на 2-е ноября, о крещении св. мученика Акиндина и иже с ним читаем: «св. мученицы моляхуся о веровавших, глаголюще: Живый в вышних Боже! Призри на рабы Твоя, и ниспосли орошение новому Твоему достоянию.... Тако святым глаголющим внезапу быша блистания, и громи страшнии, и дождь велик спаде. Рекоша святии, яко дождем тем крещения таинство на вас совершится… Видно бе множество ангелов сходящих, иже белыми одеждами люди новопросовещенныя одеяху». На 18 день июня, в описании страдания мученика Леонтия о крещении Ипатия и Феодула читаем: «Леонтию святому тепле помолившуся, облак светел сниде на трибун Ипатия и на друга его Феодула, и осенив их, испуст на них дождь, и крести их. То видя, св. Леонтий, призываше над ними имя пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Св. Духа.... Облек же Леонтий новокрещенныя одежды белыми». На 23 августа, о крещении св. мученика Луппа читаем: «понеже еще не бе крещен св. мученик Лупп, и желание крещения святого, да не без того умрет от рук мучительских, егда о том помолися Богу, абие с небесе излияся на него вода. И тако свыше баню божественную прия». Наибольшим значением и особенною ясностию отличается рассказ о крещении св. Ермогена, бывшего языческого судии в Александрии, – обратившегося ко Христу. Рассказ этот помещен в Четь-минеи на 10-е декабря. «Собравшимся епископом, иже от окрестных мест и пустынь приидоша во Александрию: ов словесныя своя овцы посетити, ин же подвиг мучеников видети хотящи; и бяше их числом тринадесять. Тем собравшимся и воде уготованней бывшей, повеле (Мина) Ермогену, да преклонить главу свою епископом. Тии же возливаше воду на главу его, глаголаху: приемлет баню от рождения Ермоген во имя Отца и Сына и Св. Духа. И тако крещен бысть судия пред всем народом, и вси людие славу возсылаху Христу Богу. Крестися же и народа множество… Ермоген же по немногих днех поставлен бысть епископом граду Александрийскому, и раздаде вся своя имения требующим,... учаше вся люди благочестию и чистоте, смирению же и любви и кротости и прочиим добродетелям, – сам же себе образ стаду подаваше». Таким образом, здесь рассказывается не о чуде каком–либо, а о обыкновенном совершении крещения епископами посредством обливания, и никто не выразил сомнения о таковом крещении, что явствует из дальнейшего рассказа о том, что св. Ермоген поставлен был даже епископом. Следует старообрядцу приметить, как в длинном ряде свидетельств и указаний, каждое поясняется и подтверждается другими, – что и показывает их непререкаемую силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

С. чудовище или скорпион). Подобные произведения входят в группу тронных изображений мучеников (вмч. Георгий, в рус. традиции - вмч. Никита), торжествующих победу над врагом, чудовищем или диаволом, и связаны с событиями, описанными в Житии святого. В случае с изображениями Д. С.- это рассказ о чуде с осаждавшим Фессалонику болг. царем Калояном или житийный эпизод со скорпионом, к-рого мученик победил в темнице молитвой. В XVII-XVIII вв. образ Д. С., восседающего на престоле, иногда сопровождает изображение предстоящего ему и святых, почитавшихся в Фессалонике. Обычно это мч. Нестор Солунский (напр., икона 2-й пол. XVII в., мон-рь Хиландар; икона рубежа XVII и XVIII вв., мон-рь Варлаама в Метеорах). На образе XIX в. из келлии Д. С. при мон-ре Хиландар Д. С. предстоят мученики Нестор и Лупп Солунские - все в мученических одеждах. Обычай изображать Д. С. на престоле как мученика, а не как воина существовал уже в XVII в. (икона 1609 (?), мон-рь Ксенофонт). Очевидно, подобные образы возникли под воздействием поствизант. иконографии Д. С.-мученика в пышных придворных одеждах. Изображения Д. С. на коне принадлежат к большой группе композиций с фигурами конных св. воинов, известных в христ. искусстве с ранневизант. времени и восходящих к античным образам героев и военачальников-триумфаторов. Подобные композиции не всегда сопровождались надписями с именами святых и часто имели обобщенный характер, символизируя победу над злом, воплощенным в образе демона, дракона, языческого царя или воина (изначально это были символические мотивы, а не иллюстрации к определенному житийному тексту). При этом фигуры побежденного св. воином врага присутствуют не во всех композициях. Изображения Д. С. на коне возникли позднее аналогичных изображений др. воинов и, вероятно, под их влиянием. Они часто размещались на наружных стенах и дверях храмов, имея охранительное значение. Одним из древнейших примеров этой иконографии является шиферная плита 2-й пол. XI в. из Михайловского Златоверхого мон-ря в Киеве (ГТГ).

http://pravenc.ru/text/Димитрий ...

Преподобная Анфуса происходила от знатных родителей в Селевкий. Когда она познакомилась с христианской верой, то, выпросившись как бы навестить свою кормилицу, прибыла к святому Афанасию, епископу Тарса Киликийского, чтобы креститься. По внушении Божию, святой Афанасий вышел к ней навстречу. По его молитве явился источник воды для крещения, и святые ангелы подали новокрещенной белую одежду. Родители рассердились на дочь за то, что она приняла крещение; но сватая скрылась из дома, приняла от Афанасия пострижение и начала подвизаться в пустыне. Св. Афанасий вскоре после пострижения Анфусы был замучен. Вместе с ним замучены были уверовавшие во Христа, мучители его Харисим и Неофит. Анфуса же чрев 20 лет после смерти Афанасия скончалась мирно. Грузинская икона Пресвятой Богородицы прославилась в ΧVII веке. Когда, в 1622 г. персидский шах Аббас покорил Грузию и взял там ризу Господню, тогда взяты были персами и многие другие святыни и иконы, для продажи русским купцам в Персию. В 1625 г. некто персиянин продал взятую в Грузди икону Богородицы одному из русских торговцев, приказчику ярославского купца Георгия Лыткина. В это время в Ярославле, самому Георгию, было откровение о драгоценной иконе, приобретенной его приказчиком, и приказание отослать ее в Красногорский монастырь, Архангельской епархии, в 16 верстах от Холмогор, основанный в 1603 г. (прежде монастырь назывался Черногорским, от имени горы). Купец Георгий отнес икону, и 22 авг. 1629 г. она поставлена была в монастыре. Здесь прославилась она многими чудотворениями. После праздника 22-го авг. каждогодно отправляют Грузинскую икону из монастыря в Архангельск, «для освящения города и христолюбивых народов», где она бывает долгое время и затем с торжеством возвращается обратно в монастырь. Списки с Грузинской иконы имеются: в Москве, в церкви близ Варварских ворот, и в Раифской обители, Казанской епархии. В московском Алексеевском монастыре есть Грузинская икона, принесенная из Грузии. 23-е число Мученик Лупп был слугой св. великомученика Димитрия. Находясь при кончине своего господина, он омочил его кровью свои одежды и перстень и творил ими многие чудеса в Солуне, за что, по повеленью Максимиана, был усечен мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Таким образом святой мученик Лупп, преклонив под меч главу свою, положил душу свою за Христа, Господа своего [ 2 ], и был похоронен верующими с приличными почестями; от гроба же его подавались врачевания всех недугов и болезней, ради святых молитв его и по благодати Господа нашего Иисуса Христа. Память преподобных Евтихия и Флорентия В пределах нурсийской страны проживали вместе во святом иноческом образе два мужа, проводившие отшельническую пустынную жизнь; одного из них звали Евтихием, а другого Флорентием. Евтихий, возгреваемый теплотою духовной ревности, заботился не только о своем спасении, но и о спасении других и всячески старался привести ко Господу всех своими душеспасительными поучениями и наставлениями; Флорентий же, по простоте своей, помышлял лишь о себе одном, проводя в молитвах всю жизнь свою. Невдалеке от места обитания сих святых Евтихия и Флорентия находился монастырь; случилось, что в этом монастыре умер авва [ 1 ]; монахи, собравшись вместе, пришли к Евтихию и начали просить его быть аввою в их монастыре. Внимая их просьбе, Евтихий пошел к ним и принял начальство над монастырем, друга же своего Флорентия оставил одного подвизаться на том отшельническом месте, дабы не опустела церковь, которую они там имели (церковь та была весьма невеликой). Оставшись один, Флорентий начал молиться со усердием к Богу, прося Его помочь ему одному беспрепятственно подвизаться в том уединенном месте. Вслед за тем как-то раз совершив обычные молитвы и выйдя из храма, Флорентий увидал медведя, стоявшего у дверей храма, преклонившего голову свою к земле и не обнаруживавшего ни в чем своего зверского нрава, напротив показывавшего кротостию своею, что он был послан к святому Флорентию от Бога для услуг и для работы. Поняв это, святой раб Божий Флорентий возблагодарил Бога, пославшего ему такого сожителя. Флорентий имел при своей келлии пять овец; не зная, кто бы мог пасти и охранять их, Флорентий приказал медведю, сказав: — Иди, выгони овец сих на пастбище, и паси их; около же шестого часа возвратись вместе с ними.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Таким образом святой мученик Лупп, преклонив под меч главу свою, положил душу свою за Христа, Господа своего и был похоронен верующими с приличными почестями; от гроба же его подавались врачевания всех недугов и болезней, ради святых молитв его и по благодати Господа нашего Иисуса Христа. Память преподобных Евтихия и Флорентия В пределах нурсийской страны проживали вместе во святом иноческом образе два мужа, проводившие отшельническую пустынную жизнь; одного из них звали Евтихием, а другого Флорентием. Евтихий, возгреваемый теплотою духовной ревности, заботился не только о своем спасении, но и о спасении других и всячески старался привести ко Господу всех своими душеспасительными поучениями и наставлениями; Флорентий же, по простоте своей, помышлял лишь о себе одном, проводя в молитвах всю жизнь свою. Невдалеке от места обитания сих святых Евтихия и Флорентия находился монастырь; случилось, что в этом монастыре умер авва монахи, собравшись вместе, пришли к Евтихию и начали просить его быть аввою в их монастыре. Внимая их просьбе, Евтихий пошел к ним и принял начальство над монастырем, друга же своего Флорентия оставил одного подвизаться на том отшельническом месте, дабы не опустела церковь, которую они там имели (церковь та была весьма невеликой). Оставшись один, Флорентий начал молиться со усердием к Богу, прося Его помочь ему одному беспрепятственно подвизаться в том уединенном месте. Вслед за тем как-то раз совершив обычные молитвы и выйдя из храма, Флорентий увидал медведя, стоявшего у дверей храма, преклонившего голову свою к земле и не обнаруживавшего ни в чем своего зверского нрава, напротив показывавшего кротостию своею, что он был послан к святому Флорентию от Бога для услуг и для работы. Поняв это, святой раб Божий Флорентий возблагодарил Бога, пославшего ему такого сожителя. Флорентий имел при своей келлии пять овец; не зная, кто бы мог пасти и охранять их, Флорентий приказал медведю, сказав: — Иди, выгони овец сих на пастбище, и паси их; около же шестого часа возвратись вместе с ними.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Одним из важнейших деяний владыки Иоанна за время его пастырства в Европе было восстановление почитания в Православной Церкви древних западных святых. Речь идёт о тех угодниках Божиих, которые подвизались в западных странах до отделения католиков от Православия в 1054 году, но не были включены в православные календари. Он председательствовал на Епископском Совещании в Женеве 29– 30 сентября 1952 года, принявшем резолюцию о почитании западных святых. Владыка сделал доклад о святом Ансгарии, просветителе Дании и Швеции († 865), утвердил его почитание, отметив, что «если Сам Господь его прославил, то было бы дерзостным с нашей стороны не почитать его как святого», и принял с Собором постановление внести его имя в церковные календари как иерарха Церкви. Одновременно был поставлен вопрос о почитании и других древних западных святых, список которых представлен в резолюции: Св. Виктор, мученик Марсельский († 304); Св. Пофин, священномученик, предшественник св. Иринея Лионского на его кафедре († 177); Другие мученики лионские, одновременно пострадавшие в царствование Марка Аврелия: свв. Александр и Епиподий (приняли мученичество вскоре после св. Пофина), а также св. Бландина († 177) и другие; Св. Фелициан, священномученик, епископ в Умбрии († 252); Св. Женевьева (Геновефа) Парижская, покровительница Парижа († 512); Св. Герман Оксерский, епископ, освободивший Британию от пелагианской ереси († 488); Св. Лупп Тройский, соратник св. Германа в борьбе с пелагианской ересью в Британии († 479); Св. Герман Парижский († 576); Св. Клод, священник и исповедник († 560); Проповедники в Ирландии, затем во Франции, Швейцарии, Италии: св. Колумбан, аббат, основатель монастырей Люксе, Боббио и др. († 615), св. Фридолин, монах, миссионерствовавший в Швейцарии и на Верхнем Рейне († VII в.), св. Галл, ученик св. Колумбана, отшельник в Швейцарии († 646); Св. Клотильда, королева Франции, по молитвам которой христианскую веру принял её супруг король Франков Хлодвиг († 545); Св. Иларий из Пуатье, епископ и исповедник, боровшийся с арианской ересью († 368);

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Вельможи, достойные Галерия, не замедлили напомнить Императору о Димитрии, и в то же время сказали о сношениях Нестора с Димитрием. Тиран был суеверен, как нельзя более. Он думал, что Димитрий чародей и что встреча его с Димитрием много значила в участи любимца его. И так участь исповедника решена немедленно; дано было приказание поразить Димитрия мечем в том самом подземелье, где стерегли его 20 . Так скончался проповедник и Мученик Христов, св. Димитрий. «Лупп, слуга Святого (бывший при нем, взяв шарф (ρριον, у Метафраста πμιον) его, собрал им кровь Святого, снял перстень Императорский, который тот носил на руке, и омочил его кровью; им он совершал потом много исцелений. Когда же узнал о том Император, узнал и тех, кто исцелен был, приказал Луппа, вместе с некоторыми другими, верующими во Христа, умертвить в своем присутствии на городском судилище 21 . Тело мученика брошено было убийцами с пренебрежением, но верные тайно взяли и скрыли оное в земле, на месте подвига 22 . Слава чудес, совершившихся при мощах, скоро сделала известным имя Чудотворца Димитрия по всей Македонии и Фессалии. В начале 5 века Леонтий, префект Империи, получив исцеление при мощах Димитрия, воздвиг, вместо прежнего, весьма малого 23 , обширный храм, на месте мученической кончины Димитрия; но св. мироточивые мощи Мученика, положенные в ковчег, остались под спудом, так как не было воли Божией и Мученика на открытие сих. 24 Три целые книги составились на греческом языке еще прежде 9 века из описаний разных чудотворении Великомученика. В древних повестях о чудесах св. Великомученика Димитрия благочестивое любопытство Славян более всего обращается к тем чудесам, с которыми соединено имя Славян. Пересмотрим повести о чудесных делах Великомученика по отношению к Славянам. Первая война Славян с Солунем «В 26 д. Октября, говорит древнее известие, вся страна, по обыкновению, праздновала торжество доброго и любящего город Димитрия; все духовно веселились.....мир простирался широко (πλτος), ни один голос варвара не был тогда слышен (Βαρβαμκς ομφς μηδλως μηδαμιο τηνικατα κατακονομενης; так у Газе, а в актах κατηχουμενης).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не к таким же ли чадам относятся перекрещиванцы? Беспоповцы перекрещивают перебегающих к ним от великороссийской Церкви на том основании, что эта Церковь еретическая, все православные чада её злейшие еретики. По правилам св. вселенской Церкви, действительно, повелевается перекрещивать еретиков первоклассных, искажающих самую веру Христову, каковы были, например, Маркиониты, Монтанисты, Евномиане, Павликиане и другие (II вселен. Соб. пр. 7 и 8. VI вселен. Соб. пр. 95. Вас. В. пр. 1. Тимоф. прав. о приходящих от ересей к Церкви). Что же общего имеет наша св. Церковь с такими еретиками? Ничего. Сами староверы, хотя и стараются насильно навязать нам все возможные ереси, внутренно убеждены, что у нас не поколеблен, не искажен ни единый догмат, что наша св. Вера не извращена, чиста и нерушима. Церковные правила повелевают перекрещивать еще тех, кои крещены неправильно, не истинным крещением, напр. в одно или два лица Божества, одним погружением и т. п. (Карф. Соб. пр. 73. VI вселен. Соб. пр. 85). Наша св. Церковь содержит истинное крещение, крещает в три лица Св. Троицы, троекратным погружением, а если употребляет иногда обливательное крещение, то в случае необходимости, по причине крайней слабости младенца, не могущего вынесть троекратного погружения, и употребляет такое крещение не по собственному измышлению и произволу, а на основании примеров в древней Церкви. Так наприм., св. мученик Гаведдай, Акиндин, Ипатий, Феодул, Филимон, Лупп и др. крещены посредством дождя, следовательно кроплением (прол., сент. 29; чет. мин., ноябр. 2, июня 18, декаб. 14, август. 23); св. Власий или Вукол крестил посредством кропления в котле (прол., февраля 3), священномученик Василий крестил посредством обливания умершего херсонского князя (чет. мин., март. 7); священномученик Ермоген крещен епископами при народе чрез обливание. Все сии крещения не были отвергнуты Богом. Церковь дозволяет крестить чрез обливание, в случае крайней опасности, также на основании книг уважаемых самими староверами.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

  Икос 5 Видя добра ненавистник диавол течение, достоблаженне, скончатися имущее, завистию снедаемь, устремися на тя во образе скорпии. Ты же, поправ того, узрел еси во светлости велицей Ангела Господня, укрепляюща тя и венец райский тебе подающа, приими убо и от нас земных малый венец похвалы сицевая: Радуйся, трубо, неверным Христа Бога возвестившая; радуйся, свиреле, услаждающая слышание верным; радуйся, яко мужеством твоим небожители возвеселил еси. Радуйся, в темнице мрачней святым Ангелом утешенный; радуйся, пресветлый на небесех чертог, яко мученик, унаследовавый. Радуйся, во плоти безплотныя враги победивый; радуйся, козни их, аки паучину разоривый. Радуйся, светлый конец победы приемый; радуйся, венцем от Царя славы венчанный. Радуйся, сугубыя благодати от него сподобивыйся; радуйся, велие дерзновение к нему стяжавый. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.   Кондак 6 Проповедник злочестия Максимиан радовашеся, яко прекрепкий борец его Лий убиваше христианы. Блаженный же Нестор не терпя того безчеловечия, у тебе, мучениче, благословение испроси, и шед низверже того на копия, поя Богу: Аллилуиа.   Икос 6 Возсиявый в Солуне просвещение истины, святе, предпослал еси ко Господу Нестора, чрез посечение от нечестииых. Тяже и сам, повелением царевым, копиями избоден был еси за Христа, пред Нимже помяни и нас, поминающих страдания твоя и вопиющих ти: Радуйся, на Лиево низложение Нестора молитвами твоими укрепивый; радуйся, яко по умерщвлении Лия, смерть мученическую купно с Нестором приял еси. Радуйся, яко за Прободеннаго на кресте нас ради копиями избоден был еси; радуйся, со славою на небеса по смерти от Ангел провожденный. Радуйся, в немерцающем свете душею пребываяй; радуйся, с мученики и со всеми святыми ликовствуяй. Радуйся, покрове песнословящих тя; радуйся, молитвенниче о чтущих святую память твою. Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.   Кондак 7 Хотя блаженный Лупп благословение от тебе, страстотерпче Христов, получити, взя по кончине твоей перстень твой и ризу кровию твоею омоченную, и многа чудеса и исцеления теми сотворив, усечен бысть во главу, да поет купно с тобою и Нестором в Троице славимому Богу: Аллилуиа.

http://isihazm.ru/1/?id=643

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010