Другие разумеют трёх Персидских царей, бывших после Кира, умалчивая об имени их. Но мы знаем, что после Кира, царствовавшего тридцать лет, у Персов царствовал Камбис, сын его, и братья маги , а потом Дарий, во второй год которого начали строить храм в Иерусалиме. Пятым был Ксеркс, сын Дария, шестым Аргабан , седьмым Артаксеркс, называвшийся Макрохеф, то есть «Долгорукий» (Longinianus), восьмым [другой] Ксеркс, девятым Согдиан, десятым Дарий по прозвищу Νθος, одиннадцатым Артаксеркс, называвшийся Mvfpoav, то есть «Памятливый», двенадцатым другой Артаксеркс, именовавшийся также Охом, тринадцатым Арсес, сын Оха, четырнадцатым Дарий, сын Арсама, побеждённый Александром Македонским. Как же мы можем говорить, что у Персов было три царя?! Разве избрать некоторых, наиболее жестоких, каких мы не можем найти в исторических повествованиях? Поэтому под тремя рёбрами в устах царства Персидского и между зубами его мы должны понимать три царства: Вавилонян, Мидян и Персов, которые были соединены в одно царство . Слова же: и ему сказано так: встань, ешь мяса много! означают то время, когда при Ассуире, которого Семьдесят называют Артаксерксом , по наущению Амана Агагита в один день повелено было умертвить всех Иудеев. И прекрасно, что не сказал: «пожрал их», но «ему сказано так», чтобы было только покушение, а не осуществление. Затем видел я, и вот другой [зверь] как барс, и он имел четыре птичьих крыла на себе, и четыре головы были у зверя, и власть дана была ему. Третье царство – Македонское, о котором в [видении] истукана мы читали: чрево и бёдра его из меди (2:32), сравнивается с барсом, быстрейшим и стремительнейшим зверем, который быстро устремляется, чтобы проливать кровь, и с прыжками бросается, чтобы умерщвлять. И он имел четыре крыла. Ибо ничего не было быстрее победы Александра, который от Иллирии и Адриатического моря до Индийского океана и реки Ганг быстро прошёл не столько среди войн, сколько среди побед, и в шесть лет подчинил себе часть Европы и всю Азию. Четырьмя же головами называет тех вождей, которые впоследствии были преемниками его царской власти: Птолемея, Селевка, Филиппа, Антигона.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Евангельское совершенство предполагает, помимо целомудрия, нестяжательность, бескорыстие, вплоть до отказа от всяких земных имений: богатому юноше, пришедшему к Спасителю, чтобы узнать у Него, как обрести вечную жизнь, Господь сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф. 19, 21 ). Апостол Павел писал коринфянам: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом, и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения» ( 1Кор. 7, 32 – 35 ). Девственниками были святой Иоанн Богослов и другие Апостолы. В первые века церковной истории многие христиане, стремясь к совершенству, давали обеты безбрачия, раздавали своё имущество нищим. Святой Игнатий Богоносец в послании к Поликарпу писал: «Кто может в честь Господа плоти пребывать с чистоте, пусть пребывает без тщеславия» 226 . Святой Иустин Философ , апологет и мученик, говорил:: «Есть много мужчин и женщин лет шестидесяти и семидесяти, которые, из детства сделавшись учениками Христовыми, живут в девстве, и я готов указать таких из всякого народа» 227 . Другой апологет, Афинагор, писал о христианах: «Между нами найдёшь многих мужчин и женщин, которые состареваются безбрачными, надеясь тоже соединиться с Богом, ибо жизнь девственная или целомудренная более приближает нас к Богу» 228 . Свидетельства об обетах девства есть и у других древних христианских писателей: Оригена , Тертулиана, Минуция Феликса . Климент Александрийский писал о том, что обет безбрачия был обязателен для тех, кто его дал 229 . Первоначально христианские девы и девственники не разрывали связи с семьёй и миром. Потом, в III веке, некоторые из давших обет девства стали уходить в пустыню. Так родилось монашество. Первые монахи были отшельниками, анахоретами, проводившими аскетическую и духовно-созерцательную жизнь в пустыне, в пещерах, в лесах. Основателем пустынножительства явился преподобный Антоний Великий .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Если же кто скажет нам: неужели Бог не мог лучше умертвить Ирода? то я в ответ на это спрашиваю, не мог ли Бог еще в начале уничтожить змия и не говорить: «положу вражду между ним и женою и между семенем его и семенем ее» 322 ? Не мог ли Он вдруг сотворить множество людей? Но, поскольку Он знал, что прекрасно быть тому так, то сотворил ангелов и человеков со свободною волею для делания правды, и определил периоды времени, в продолжение которых Он признал за хорошее им пользоваться свободою воли; и предоставя им свободу воли, Он назначил всеобщие и частные суды, потому что знал, что это прекрасно. Поэтому Писание повествует о построении башни и о разделении и изменении языков так: «И сказал Господь: вот народ один и язык у всех один, и начали делать это; и теперь у них не будет недостатка во всем том, что они вознамерятся делать» 323 . Изречение: «иссохла сила Моя, как черепок, и язык мой пристал к гортани», также предвозвещало то, что Он по воле Отца намерен был сделать. Ибо сила Его могущественного слова, с которою Он всегда обличал фарисеев и книжников и вообще всех учителей вашего народа, когда они спорили с Ним, остановилась на подобие многоводного и сильного источника, которого вода отвращена в сторону, – когда Он молчал и никому при Пилате ничего не хотел отвечать, как сказано в памятных записях Апостолов Его 324 , для того, чтобы принесли действительный плод и слова Исаии: «Господь дает мне язык, чтобы я знал, когда мне должно говорить слово» 325 . Изречением: «Ты Бог Мой, не отступи от Меня», Он между прочим научает нас, что все мы должны надеяться на Бога, сотворившего все, и у Него одного искать спасения и помощи, а не думать подобно другим людям, что можем спастись происхождением или богатством, или силою или мудростью, как вы всегда делали, вы, которые некогда слили золотого тельца и всегда показывали себя неблагодарными, убийцами праведников и гордыми своим происхождением. Если и Сын Божий ясно говорит, что Он не может спастись ни тем, что Он Сын, ни тем, что Он силен или мудр, но показывает, что Он не может спастись без Бога, хотя Он безгрешен, как говорит Исаия, и не согрешил даже словом – ибо «Он не сделал беззакония и обмана устами» 326 , – то как вы и другие, ожидающие спасения без этой надежды, не подумаете, что вы обманываете себя самих? Глава 103

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

Если же по понятиям неверующих не оказывается невозможным воскресение плоти, то не еще ли более оно возможно по понятиям верующих? 16 . 7 . Далее следует говорить против тех, которые унижают плоть и говорят, что она недостойна воскресения и небесного жительства, потому что, во-первых, сущность ее есть земля, во-вторых, она полна всякого греха, так что принуждаешь и душу грешить вместе с нею. Такие люди кажется не знают всего дела Божия, не знают ни первоначального происхождения и создания человека, ни того, для чего создано все существующее в мере. Разве Слово не говорит: «сотворим человека по образу нашему и по подобию?» О каком человеке Он говорит? Очевидно, – о плотяном. Ибо Слово говорит: «и взял Бог персть от земли и создал человека» 17 . Ясно, что человек, созданный по образу Божию, был плотяной. Потом не нелепо ли говорить о плоти, созданной Богом по Его образу, что она бесславна и ничего не стоит? 18 Что плоть есть вещь, почтенная пред Богом, это видно, во-первых, из того, что она создана Им, так как изображение приятно ваятелю и живописцу; это же можно понять и из прочего творения мира, ибо то, для чего создано остальное, приятнее всего для Создавшего. Так, говорят они; но плоть греховна, так что и душу принуждает она грешит вместе с нею. Напрасно же они обвиняют плоть и на нее одну возлагают грехи той и другой. Ибо как плоть может сама по себе грешить, если не будет начинания и вызова к тому со стороны души? Как в паре волов, если они выйдут из ярма и разлучатся между собою, ни один из них отдельно не может пахать, так и душа, и тело, по разрушении союза, ничего не могут сами по себе делать. Если же и одна только плоть греховна, то ради нее одной пришел Спаситель, как Он говорит: «Я не пришел призвать праведных, но грешников» 19 . Итак, если плоть, как доказано, почтенна пред Богом и превосходнее всех тварей, то она по справедливости должна быть Им сохранена. 8 . Теперь должно опровергнуть тех, которые говорят, что хотя плоть есть преимущественное дело Божие и приятнее Ему пред всеми тварями, однако не имеет она обетования воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

Затем третий зверь – барс: этим [зверем] были Эллины. В самом деле, после Персов возобладал Александр Македонский, низвергнувший Дария. Он-то и есть та самая медь, которая показана в истукане. А сказав: четыре птичьих крыла и четыре головы были у зверя, он (Даниил) весьма явно показал, каким образом разделилось на четыре части царство Александра; ведь, сказав о четырёх главах, он разумел четырёх царей, восставших из него . Александр же при смерти действительно разделил своё царство на четыре части . (25) Затем, говорит, зверь четвертый, страшный и ужасный; зубы его железные и когти его медные. Кто же этот [зверь], как не Римляне, именно те, которые и есть железо – это до сих пор стоящее царство. В самом деле, и голени его, как сказано, железные. После этого, возлюбленный, остаются уже только ступни ног великана, одна часть которых состоит из железа, а другая из глины, так что та и другая перемешаны друг с другом. Через пальцы ног [истукана] Даниил прикровенно показал десять царей, которые восстанут из него. Именно о них он и говорит: [я] рассматривал зверя, и вот, десять рогов у него, и вот, вышел другой, как отрасль (παραφυδιοι ), и три из прежних рогов искоренил. Под этим же [рогом] в свою очередь показан не кто иной, как Антихрист, который и восстановит царство Иудейское. Когда же [Даниил] говорит, что перед ним будут исторгнуты три рога, то ясно указывает на трёх царей: Египетского, Ливийского и Эфиопского, которые будут убиты им в военном состязании. Он-то, одолев всех, сам будет страшным, жестоким тираном и воздвигнет скорбь и гонение на святых, над которыми он вознесется. В самом деле, Даниил говорит: смотрел на рог: и вот, этот рог вел брань со святыми и укреплялся против них (Дан 7:21), наконец зверь был сокрушен, и тело его предано на сожжение огню (Дан 7:11). (26) При этих обстоятельствах и придёт наконец Камень, поразивший истукана и разбивший его, и низложивший всех царей, и давший царство Всевышнего святым. Он-то и есть Тот, Кто сделался горою великой и наполнил всю землю.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдёт в погибель. Зверь этот есть Сатана, который, будучи умерщвлен Крестом Христовым, вновь оживет при кончине [мира] и ложными знамениями и чудесами будет через Антихриста действовать для отвержения Креста. Поэтому он был и действовал до Креста, и нет его, поскольку спасительными мучениями обессилен и лишен той власти, которою через идолослужение имел над народами. При кончине же [мира] придёт указанным нами образом, выйдя из бездны или оттуда, куда осужден и куда изгнанные Христом бесы просили его не посылать их, но в свиней ; или же выйдет из настоящей жизни, которая называется бездной иносказательно, по причине греховной житейской глубины, обуреваемой и волнуемой ветрами страстей. Отсюда же для погубления людей выйдет и имеющий в себе Сатану Антихрист, чтобы вскоре получить погибель в будущем веке. И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится. По причине ложных чудес удивятся, говорит, пришествию зверя те, которые не написаны в книге вечно живущих и которые не изучили его по Христовым предсказаниям; удивятся, размышляя и о том, каким образом получил он снова прежнюю власть. Здесь ум, имеющий мудрость. Поскольку, говорит, духовно сказано, то для понимания нужна и мудрость духовная. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей. Семь голов и семь гор, думаем, означают особенно превзошедшие прочие своим мирским могуществом и силой семь мест, в которых, как знаем, в разные времена было утверждено мирское царство. Первое из них царство Ассирийское, второе в Экбатанах владычество Мидян, царь которых Арбак, как повествуется, убил Сарданапала, царя Ассирийского; за ним в Вавилоне Навуходоносор утвердил власть Халдеев, после поражении которых в Сузах учреждено Киром царство Персидское, а по разрушении его Александром – царство Македонское. Затем в древнем Риме, после первых его царей и консулов, при Кесаре Августе достигла всевластия монархия Римская, поддерживаемая нечестивыми царями до Константина Великого.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

И дам лукавых за гроб Его, и богатых за смерть Его, ибо Он не сделал беззакония, и обмана не нашлось в устах Его. И Господу угодно очистить Его от язвы. Если дадите Его в жертву о грехе, то душа ваша узрит семя долговечное. И Господь хочет спасти от страдания душу Его, показать Ему свет, и образовать разумом, оправдать праведного, благодетельно послужившего многим. И грехи наши Он понесет, поэтому Он будет обладать многими и разделит добычи сильных, за то, что предана была на смерть душа Его, и был причтен к беззаконным, и Он понес грехи многих и за беззакония их был предан» ( Ис 53.8–12 ). Что и на небо вознесется Он, как было предречено, послу­шайте. Сказано так: «Поднимите врата небесные, откройтесь, чтобы войти Царю славы. Кто этот Царь славы? Господь крепкий и Господь могущественный» ( Пс 23.7–8 ). А как и с небес придет Он со славою, послушайте, что сказано об этом пророком Иеремией. Слова его следующие: «Вот, как сын человеческий, Он грядет на облаках небесных, и Ангелы Его с Ним». 53. Я мог бы привести много и других пророчеств, но удерживаюсь, почитая и эти достаточными к убеждению тех, которые имеют уши, способные к слушанию и разумению: такие, думаю, сами могут понять, что мы не так как в баснях о мнимых сынах Юпитера, – сказываем только, а доказать своих слов не можем. Каким бы образом поверили мы человеку Распятому, что Он Первенец нерожденного Бога и произведет суд над всем родом человеческим, если бы не находили мы свидетельств, предсказанных о Нем прежде, нежели Он пришел и сделался человеком, и если бы не видели, что точно так и сбылось, то есть, что земля иудейская опустошена, что люди из всякого народа уверовали в Него посредством учения апостолов Его, и бросили древние обычаи, в коих жили они по заблуждению, – так как мы на самих себе это видим, и знаем, что христиане из язычников многочисленнее и ревностнее христиан из иудеев и самарян? Язычниками пророческий Дух называет все другие народы, а иудейское и самарянское племя называется Израилем и домом Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

И дана была ему власть над всяким коленом и народом. Приложит власть свою ко всякому племени и народу, но овладеет одними теми, имена которых не вписаны в книгу жизни. Кто имеет ухо, да слышит. Кто ведёт в плен, тот сам пойдёт в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых. Кто ведёт в плен, тот сам пойдёт в плен. Каждый, говорит, получит воздаяние, соответствующее делам его: так, делающие злое ближнему будут пленены диаволом и подвергнутся душевной смерти от сатанинского меча ибо, как говорит великий Иаков : кто кем побежден, тот тому и раб (2 Пет 2:19). Имеющие же чистую, незамутненную веру и твердое терпение в искушениях не будут изглажены из книги жизни. И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Одни говорят, что зверь этот есть Антихрист, другим думалось, что это Сатана, а два рога его – Антихрист и лжепророк. Но если думают, что и лжепророк придёт в своём лице, то уместно будет принять дракона за Сатану, зверя, выходящего из моря, – за Антихриста, а зверя настоящего, по мнению блаженного Иринея, – за лжепророка . Выходит он из земной скверной жизни и имеет два рога, подобные агнчим, чтобы шкурой овцы прикрыть убийственность сокрытого [в нём] волка и потому ещё, что вначале постарается иметь образ благочестия. О сем блаженный Ириней говорит так: «Об оруженосце, называемом и лжепророком, скажем, что он говорил как дракон. Ему дана власть знамений и чудес, чтобы, предшествуя Антихристу , приготовить ему гибельный путь. Исцеление звериной раны, говорим, есть или кажущееся соединение на короткое время разделенного царства, или скоропреходящее восстановление Антихристом господства Сатаны, [разрушенного Крестом Господним], или мнимое воскрешение какого-нибудь умершего из близких ему [людей]. Будет же говорить как дракон, ибо соделает и проговорит то, что свойственно начальнику зла диаволу». Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелена; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. Предтеча отступника-лжехриста волшебством и обманом будет совершать все для обольщения людей, чтобы Антихриста принимали за Бога как прославленного творца таких чудес и удостоенного несомненной славы, наподобие Крестителя, приводившего верующих к Спасителю: ибо и ложь для прельщения людей пытается подражать истине. Посему нисколько не удивительно, что для обольщенных очей видим будет огонь, сходящий с неба, так как ещё из истории Иова знаем, что по Божию попущению действием Сатаны снизошел огонь с неба и сжег его стада (Иов 1:16).

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, Даны, то есть Бог попустил, чтобы [он] гордо говорил о самом себе, называя себя Сыном Божиим, и чтобы возводил хулу на Бога. И дана ему власть действовать сорок два месяца. Кажется невероятным, чтобы в столь короткое время, в [течение] трёх с половиной лет, он смог бы покорить себе все народы и подвигнуть род человеческий, за исключением немногих избранных, к почитанию себя, – ибо, хотя будет немало избранных, в сравнении с [количеством] неверных они окажутся весьма немногочисленны. В самом деле, может статься, что сначала он подчинит своей власти все народы, а затем уже, впав в гордыню, постановит почитать себя как Бога. Ведь, думается мне, в этих трёх с половиной годах гонении заключается как раз то время, в которое он и сам, и благодаря своим ученикам, и с помощью великих знамений и чудес изо всех сил будет стараться, чтобы все люди признали в нём божественное. Тех же, которые воспротивятся, [он] подвергнет всевозможным неслыханным пыткам, дабы принудить делать то, что [они] отказываются делать по своей воле. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. Ибо отверз он уста свои, чтобы хулить Бога, то есть Отца и Сына, и Святого Духа. Будет хулить и имя Бога, говоря, что Христос не есть Бог; будет хулить и жилище Бога, то есть Церковь Божию, говоря, что религия христианская нисколько не помогает верующим, но приносит скорее гибель, чем спасение; будет хулить и живущих на небе то есть мучеников и прочих святых, говоря, что они вовсе не могут никому помочь и что ложно все, что о них сообщается верующими. И дано ему вести войну со святыми и победить их. Будет вести войну со святыми, одним льстя, другим угрожая и, наконец, предавая их ужаснейшим пыткам. Однако победит их не сломив, но убив. И дана ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле. Все это исполнится как написано. Многие спрашивают: почему Бог допустит, что Антихрист так ужасно обманет род человеческий? В действительности Он позволит это по двум причинам.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

И дым мучения их будет восходить во веки веков. Под дымом мучения разумеется или восходящее снизу вместе с плачем дыхание мучимых, или же дым, происходящий от огня, которым наказываются отпадшие. Из того, что дым восходит во веки веков, видим, что мучения грешных так же бесконечны, как вечно блаженство праведников. И не будут иметь покоя ни днём, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. И не будут иметь покоя ни днём, ни ночью. О дне и ночи упоминает не потому, чтобы солнцем определялось течение будущего века, когда грешники не будут иметь покоя, но либо по настоящему обычаю будут измерять время днями и ночами, либо потому, что под «днём» разумеется вечная жизнь святых, а под «ночью» – мучения грешников, которые примут все те, кто диавольскими делами и хулою на Христа изобразил в себе образ зверя и напечатлел в своём сердце его бесчестное имя как досточестное. Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. Здесь терпение святых. Нечестивые, говорит, подвергнутся в будущем веке вечным мучениям, а святые здесь, в веке скоропреходящем» претерпевшие и исполнившие заповеди Божии и сохранившие веру в Христа несокрушимо, возрадуются. Пятый ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих. Что чаша прольется на престол зверя, это означает, что гнев сей обрушится на царство Антихриста, как не освещенное солнцем правды. Кусание языка указывает на величие болезни, которой будут объяты прельщённые им, поражены посланными Богом язвами, чтобы, увидев ложь прославляемого ими как Бога, отвратились от обольщения. Но и в этом случае они обратятся не к покаянию, но к хуле. Если эти при наведении наказаний обратятся к хуле, то испытают то же и те, которые после будут поражаемы градом величиною с талант . И лукавые бесы, пользуясь человеческими телами как орудиями, будучи поражаемы святыми, не перестают хулить наказывающих их.

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010