Несвятой философ Платон и святой философ Иустин Святой мученик Иустин Философ Христианство принимали самые разнообразные люди: простые и ученые, эллины и скифы. Иустин был философом, и свою веру он запечатлел мученичеством. Этого святого так и называют: то Иустин Мученик, то Иустин Философ. Ни от чего не отказался святой Иустин. Ни от философии, ни от Христа. От веры в языческих богов он, правда, отказался, но это не в счет, потому что – пустое. А философия не пустое. Благодаря философии Иустин подготовил себя к принятию Христа и отказу от идолов. И не он один, как мы знаем. Для Иустина философия была хорошим подспорьем и в новой христианской жизни. Он пользовался философскими знаниями, когда богословствовал об апостольской вере. Одну из самых сложных тем богословия и тогда и сейчас составляет учение о триединстве Бога. Для Иустина Сын Божий есть Бог, как и Отец, в том же смысле. Но от этого Единый Бог не становится двумя богами, тремя богами. Это не означает возврата к языческому многобожию. Нет, Бог Един. Но Сын отличается от Отца – особенным «нумерическим» отличием («арифмо етерон ти ести». – Разговор с Трифоном иудеем. 128, 4). То есть по природе Отец, Сын и Святой Дух – одно. Божественная природа одна. При этом святой Иустин отличает Отца от Сына и от Духа Святого – это троичность Бога. Через 200 лет после кончины святого Философа об этом будут говорить так: мы различаем три Лица (то есть Личности) в Едином Боге. Учение о Троице было открыто нам свыше, оно не придумано досужим кружком интеллектуалов. Его исповедовали те, кто понимал, что Христос не просто великий Человек. Христос и Человек, и Бог. Во Христе они видели Сына Божия, Который пришел спасти мир по воле небесного Отца. Благодаря подвигу Христа на апостолов и многих-многих учеников сошел Дух Святой Божий. Итак, Сын Божий, Бог Отец и Святой Дух – вот наш Бог. Христиане живут в полноте общения с Всевышним, они на опыте знают, что Бог – Троица. И хотя троичное богословие было сформулировано через два века после кончины святого Иустина, мы видим, как на удивление корректно он учит о Троице. Подобное утонченное представление о Боге не было у Иустина Философа каким-то абстрактным умствованием, каким-то концептом, оторванным от жизни. С Отцом и Сыном в Духе Святом общался Иустин вживую – на литургии. Его описание Божественной службы уникально. Его цитируют все, кто пишет о церковной жизни и мысли во II веке. Не буду повторять классических цитат, каждый может их найти в первоисточнике: Иустин Философ, святой. Первая апология. 65–67. Платон написал проникновенную апологию Сократа, Иустин – апологию христианства. Святой Иустин известен, прежде всего, как значительный раннехристианский апологет. Его апологетические труды давно переведены на русский, много переиздавались.

http://pravoslavie.ru/54236.html

История апологетики в первые века христианства Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 7 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 Наиболее яркой фигурой среди ранних апологетов был мученик Иустин Философ. В своем “Историческом учении об отцах Церкви” Филарет, архиепископ Черниговский и Нежинский, пишет: “После мужей апостольских первое место занимает Иустин Философ по имени и образованию, учитель Церкви с ревностью и духом Апостольским, по страдальческой кончине — мученик Христов” 1 . Обычно он считается основателем апологетики, хотя у него были предшественники 2 . Иустин родился в первые годы II века (ок. 105 г.) в языческой семье, получил прекрасное эллинское образование, учился у многих философов, был знаком со многими языческими школами: стоиков, киников, пифагорейцев, платоников (неоплато­ников) и т. д., сам был преподавателем риторики, но нигде и ни у кого он не получал умственного и духовного удовлетворения. Он метался в поисках правды и истины, меняя наставников и учителей. Любопытны характеристики, которые он им впоследствии давал. Однажды, погруженный в размышления, он гулял по берегу моря и встретил старца, с которым имел длительную беседу, а потом, видимо, еще много встреч и разговоров. Эти беседы привели Иустина к христианству. Имени старца мученик Иустин в своих трудах не называет, вероятно, из конспиративных соображений, естественных в условиях гонений. Последующие же авторы и церковное предание указывают, что это был священномученик Поликарп, епископ Смирнский. Стряхнув с себя античную мудрость пифагорейцев, неоплатоников и других языческих философов, святой Иустин весь свой талант и голос ученого направил на защиту и проповедь христианства. Эллин по внешнему виду и образованию, пламенный христианин по вере, Иустин путешествовал по всему тогдашнему римскому миру с востока на запад, чтобы повсюду распространять и утверждать веру во Христа Спасителя. Это был странствующий благовестник, не имеющий ни постоянного места жительства, ни церковной должности.

http://pravmir.ru/istoriya-apologetiki-v...

Сравнительно подробное и точное описание христианского богослужения в том виде, в каком является оно в конце эпохи мужей апостольских, т. е. в конце первой половины и во второй половине 2-го века, оставил апологет, философ и мученик Иустин в своих писаниях. Иустин стоит среди второго века: Апологию свою писал он в 140 году, умер в 163. В Апологии писанной императору Антонину, он представляет сколько возможно точное описание и изъяснение общественного богослужения христиан своего времени, как с догматической, так и с обрядовой стороны. Свидетельство Иустина тем важнее, что он, как апологет, писал, так сказать от лица церкви и, как представитель церкви излагает не свой личный взгляд, не частные обычаи отдельных церквей, но описывает христианское богослужение в том виде и смысле, как понималось и совершалось оно всеми христианами, всею церковью, как справедливо думает Люфт, вопреки одностороннему мнению других учёных 151 . С другой стороны, Иустин имел в виду показать язычникам и в особенности Антонину благочестивому существенное различие христианских таинств крещения и евхаристии от иудейских и языческих люстраций и священных вечерей. С этой апологетической точки зрения, по весьма верному замечанию Августы, и нужно рассматривать известие Иустина, и, если многие пункты христианского богослужения обходит он молчанием или упоминает лишь вскользь, это объясняется тем, что он писал не для христиан, которым церковные установления его времени хорошо известны и не для потомства как историк. Поэтому было бы противно началам здравой критики из-за этого отрицать существование в его время тех обрядов, о которых Иустин не находит нужным упоминать, но существование которых заставляют предполагать другие известия. Иустину для его цели достаточно было представить общее описание главных актов богослужения и их порядка, не вдаваясь в подробное изложение содержания их; такое описание и представляют действительно его писания, как думает Гарнак. Во всяком случае, впрочем, Иустин представляет более подробный и определённый образ современного ему христианского богослужения, чем какой дают другие известия из этой эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Июнь месяц 1-е число Мученик Иустин философ жил во II веке, родился в Неаполе, древнем городе Самарии, от родителей греков. От природы получил прекрасные дарования и любовь к наукам; родительские средства давали ему возможность предпринимать далекие путешествия для образования. О ранних лет он надел, как тогда было в обычае, философскую мантию и поставил себе задачей – искание истины, разрешение вопроса о Боге и последней судьбе человека, так как ложная языческая религия не удовлетворяла его души, жаждавшей истины. Он сначала искал истину в разных философских школах. Остановился было на философии Платона, которая несколько близка к христианскому учению, но случайно встретившийся с ним на берегу моря некто старец доказал ему несостоятельность и платоновой философии, а указал истину в христианском учении – в писаниях говоривших Духом Святым древних пророков и новейших учителей, апостолов Христовых. «Но ты, прежде всего, – заключил старец, – молись, чтобы отверзлись для тебя двери света: истину никто не может постигнуть, если не даст разумения Сам Бог и Христос». Тогда Иустин начал читать пророческие и апостольские книги, в них нашел истину и удовлетворение своей души, и принял крещение. Сам узнав христианскую истину, он решился посвятить все свои силы и познания на то, чтобы и других научить сей истине. С этой целью странствовал по всей Римской империи. Кроме того, задачей Иустина было защищать христианство пред иудеями, язычниками и еретиками, или лжеучителями. Иустин даже подал две апологии (т. е. сочинения) в защиту христианства римским императорам. Но такая ревность Иустина стоила ему жизни. В Риме его схватили и представили к городскому префекту (правителю) Рустику. Рустик принуждал Иустина принести жертву идолам и за непослушание приказал бить и обезглавить. Это было в 166 г. Мощи св. Иустина находятся в Риме, в церкви Зачатия Богородицы, в монастыре Капуцинов. Мученики: Иустин, Харитон, Евелпист, Иеракс, Пеон, Валериан и мученица Харита пострадали в Риме, одновременно с Иустином философом , в 166 году. Они были усечены мечом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Подлинность этого сочинения не подлежит никакому сомнению. Евсевий в числе сочинений Иустина приписывает ему разговор против иудеев, показывает содержание его и приводит из него слова в том виде, как они находятся в дошедшем до нас разговоре с Трифоном (Ц. Ист. IV, 18). Вот свидетельство церковного историка: «Иустин также написал разговор против иудеев, который был у него в городе Ефесе с Трифоном, знаменитейшим между тогдашними евреями. В этом разговоре он рассказывает, каким образом Божественная благодать обратила его к учению Веры, с какою ревностью он прежде занимался философскими предметами и с каким горячим усердием искал истины. Повествует также об иудеях, что они строили козни против учения Христова, и доказывает это Трифону в следующих словах: «Вы не только не раскаялись в своих злых делах, но еще тогда избравши некоторых людей из Иерусалима, послали их во всю землю разглашать, что появилась безбожная ересь христиан, и распространять те клеветы против нас, которые обыкновенно повторяют все не знающие нас. Таким образом, вы виновны не только в собственной несправедливости, но и в несправедливости вообще всех людей» 1 . Пишет Иустин и о том, что дары пророческие сияли в церкви и в его время 2 ; упоминает и об откровении Иоанна и ясно говорит, что оно принадлежит этому апостолу 3 . Приводит также некоторые пророческие изречения и обличает Трифона в том, что иудеи изгладили их из Писания 4 . «Свидетельство Евсевия подтверждается указаниями, содержащимися в самом разговоре, и его теснейшим внутренним родством с апологиями, принадлежащими Иустину. Писатель разговора называет себя самарянином, говорит, что до обращения к христианской Вере он был последователем Платоновой философии, и указывает на апологетическое сочинение, прежде написанное и представленное римскому императору (Разг. гл. 2,120. ср. и апол. 26 и 2 ап. 12): черты, которые идут к лицу Иустина мученика . К этому присоединяется сходство между разговором и апологиями Иустина не только в слоге и апологетических приемах и доказательствах, но и в некоторых особенных чертах, свидетельствующих о тождестве их писателя; таковы напр. а) Евангелия и в разговоре и в апологиях называются πομνημονεματα τν ποστλων (памятными записками апостолов), чего нет у других церковных писателей; b) цитаты ветхозаветных и новозаветных изречений, нередко уклоняющиеся от текста 70 толковников и канонических Евангелий, сходны в апологиях и в разговоре 5 . Возражение против подлинности разговора Иустина с Трифоном, основанное на том, что в нем некоторые цитаты из Ветхого Завета уклоняются от текста 70 толковников и приводятся согласию с переводами Феодотиона и Симмаха, живших позже Иустина, устраняется объяснениями ученых (Креднера и Земиша), что Иустин имел в руках текст 70-ти, несколько переработанный христианскою рукою, и что экземплярами такого текста пользовались в своих трудах и Феодотион и Симмах 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Filosof...

священник Георгий Завершинский Скачать epub pdf Библиография ИСТОЧНИКИ 1. Афанасий Великий , архиепископ Александрийский. Творения. Ч. III. M.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1903. [­ Афанасий. Творения] 2. Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения, Ч. III. M.: типография Августа Семена, 1846. [­Василий. Творения] 3. Ветхозаветные апокрифы/Пер. Е. В. Витковского. M.: ACT; Харьков: Фолио, 2001. [­Ветхозаветные апокрифы] 4. Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Творения. Т. I, II. СПб.: Изд-во Сойкина. [­Григорий. Творения, I, II] 5 . Григорий Палама , архиепископ Фессалоникийский. Триады в защиту священнобезмолвствующих/Пер., поел, и комм. В. Вениаминова. М.: Канон, 1995. [­Григорий Полома. Триады] 6. Иоанн Дамаскин . Точное изложение православной веры /Пер. А. Бронзова . СПб., 1894. [­Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры ] 7. Иоанн Златоуст , архиепископ Константинопольский. Творения. Т. VIII. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. СПб., 1902. [­Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна] 8. Ириней Лионский , святитель. Творения/Изд. в рус. переводе прот. П. Преображенским , 1900. М.: Паломник, 1996. [­ Ириней Лионский . Творения] 9. Иустин (Попович) , архимандрит. Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова. М., 1998. [­ Иустин (Попович) . Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова] 10. Иустин Философ и Мученик. Сочинения/Пер., введ. и прим. прот. П. Преображенского . М., 1892. М.: Паломник, 1995. [­Иустин Философ. Сочинения] 11. Климент Александрийский . Педагог/Пер. с греч. Н. Н. Корсунского и свящ. Георгия Чистякова. М., 1996. [­Климент. Педагог] 12. Кирилл Александрийский , святитель. Творения. Книга вторая. М.: Паломник, 2001. [­ Кирилл Александрийский . Творения] 13. Писания мужей апостольских/Введ., пер. с греч. и прим. прот. П. Преображенского ; доп.: введ., пер. с греч и прим. свящ. В. Асмуса и А. Г. Дунаева. Рига: Латвийское библейское общество, 1994. [­Писания мужей апостольских. Рига]

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/duh...

Скачать epub pdf Над мудростью эллинов и чудесами иудеев. Раннехристианские апологеты о вере и разуме, философии и Откровении Нужно ли христианину глубокое светское образование? Зачем знакомиться с учениями, если они ложны с точки зрения христианства? Помогает ли знание понять Откровение? Нужен ли вере разум? Разве не может она обходиться без него? Эти вопросы актуальны для нас и сейчас, а в первые века христианства для многих воспитанных эллинской культурой они стояли особенно остро. Как отвечали на эти «вызовы времени» богословы, которых традиция называет отцами-апологетами: мученик Иустин Философ и Климент Александрийский , – рассказывает преподаватель философии Виктор Петрович Лега. Два метода проповеди С первых веков, даже с первых десятилетий существования христианства перед Церковью встает очень серьезный вопрос: как проповедовать свою веру? В посланиях апостола Павла и книге Деяний апостолов мы найдем два простых ответа. Апостол Павел, выступая перед афинянами в ареопаге, начинает свою речь с удивительной фразы. Он говорит: «Вы люди благочестивые, у вас я вижу памятник Неведомому Богу. Этого Неведомого Бога, Которого вы, не зная, чтите, я и проповедаю вам» (см.: Деян. 17:22–23 ), – такая вот попытка «навести мосты». Но тот же апостол Павел пишет, что иудеи ищут чудес, эллины требуют мудрости, а мы, христиане, проповедаем им Христа распятого – «для иудеев соблазн, а для эллинов безумие» ( 1Кор. 1:23 ). То есть, согласно этой мысли, между христианством и эллинской мудростью лежит глубочайшая пропасть. Христианская мудрость не от мира сего, и вместе с тем – это истина, открытая нам Самим Богом. Итак, вот два пути, два метода проповеди христианства среди, прежде всего, образованных эллинов. Эти два пути часто противопоставляются в философской литературе. Я не думаю, что это правильно. Мне кажется, они равнозначны. Один из них обращает внимание на нечто общее между христианством и эллинской культурой, а другой – на существенные различия между ними. Мученик Иустин Философ: «О Боге нельзя говорить за деньги»

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/st...

Раз св. мученик Иустин-философ, будучи еще язычником, встретил на берегу моря старца и вступил с ним в разговор относительно веры. Иустин высказал старцу свои убеждения, приобретенные через изучение языческой философии, но старец все их опроверг основательнейшим образом и заставил Иустина задуматься, и он задал старцу вопрос: «Вот, – сказал он, – ты говоришь, что ни у Платона, ни у других философов я не найду истины, так у кого же мне после этого обрести ее?» Старец отвечал: «Я скажу, у кого обрести. Слушай. За много лет до философов жили некоторые мужи святые, праведные, любезные Богу и исполненные Духа Святого. Они называются пророками, и они предсказали то, что ныне исполняется. Знай, что только они одни глубоко познали истину и возвестили ее человекам. Они узнали ее из откровений Божественных, им бывших, и что именно было так, это доказывается тем, что они возвестили без всякого страха, без всякого человекоугодничества и без всякого тщеславия; возвестили то, что им дано было видеть или слышать от Самого Бога; возвестили чисто, просто, истинно. И возвещенную ими истину они оставили и в своих писаниях. И вот, кто читает эти писания, тот и получает великую пользу от них, и ум того просвещается к познанию истины. Знай, что пророки были свидетелями истины самыми верными, ибо и сами в Единого Истинного Бога, Творца всего, веровали и пришествие в мир Сына Его, Христа-Господа, возвестили, и это последнее может быть доказано тем, что одно из возвещенного ими уже исполнилось, другое исполняется; а в истине иного можно убедиться и из того, что пророки подтверждали слова свои чудесами. Исполненные благодати Божией, они творили дивные дела, каковых ложные пророки сделать не могли. И вот, если хочешь обрести истину, ты ее найдешь у истинных пророков». В заключение беседы старец прибавил: «Прежде же всего, для познания истины, молись усердно Богу, чтобы Он отверз тебе двери света, ибо того, что Божие, никто ни увидеть, ни уразуметь не может, если только не откроет Сам Бог . Открывает же Бог всякому ищущему то с молитвой, терпением и любовью». Беседа этим кончилась, и Иустин, для познания истины, по совету старца стал читать пророческие книги. Чем же кончилось далее? Тем, что через это чтение он не только отогнал от себя все сомнения относительно истинности веры Христовой, но и настолько убедился в ней, что, сделавшись христианином, не усомнился принять за веру и мученическую смерть (Чет. Мин. июня 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Это знаменитые Четьи-Минеи — излюбленное чтение русских православных на протяжении многих лет. Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского составлены отчасти по труду Макария, отчасти по Acta Sanctorum болландистов. Эти Четьи-Минеи наиболее распространены (есть несколько их вариантов); написаны они хорошим церковнославянским языком. Святитель Димитрий Ростовский писал «Жития святых» на каждый день года в течение двадцати лет. В итоге мы имеем 12-томный труд, дополненный позднейшими писателями, с описанием жизни, чудотворений, исповеднического подвига многих и многих великих святых. Четьи-Минеи можно буквально передать как чтение на каждый месяц. Это книги житий святых Православной Церкви, причем повествования эти излагаются по порядку месяцев и дней каждого месяца, откуда и название их «минеи». Четьи-Минеи — сборники оригинальных и переводных памятников, житийных и риторических церковно-учительных слов и других сочинений Отцов Церкви и предназначавшихся в Средневековье для ежедневного чтения в течение месяца. Здесь представлен весь годичный цикл «Житий» свт. Дмитрия Ростовского. Группа Вконтакте Facebook группа Жития святых. Июнь Память 1 июня Житие и страдание святого мученика Иустина Философа Святый мученик Христов Иустин философ родился в Сирии Палестинской, в пределах Самарии, в городе, называвшемся первоначально Сихем, а впоследствии [ 1 ] Неаполис Флавил [ 2 ]. Отец его, по имени Приск, был знатный язычник; язычником же был и сам Иустин, пока не просветился светом святой веры. Одушевленный любовью к истине, с юности имел он прилежание к книжному учению и, благодаря острому уму, успевал в науках, преподаваемых в греческих языческих школах. Усвоив себе искусство красноречия, он почувствовал стремление к философии и сначала сделался учеником одного философа-стоика [ 3 ], чтобы узнать, в чем состояло учение стоиков. Иустин горел желанием получить понятие о Боге, но, пробыв несколько времени у стоического философа, он ничего не узнал от него о Боге, так как стоик не знал Бога и учение о Нем не считал нужным.

http://predanie.ru/book/216285-zhitiya-s...

свящ. Михаил Легеев Тема 10. Святой Иустин Мученик 10.1. Сведения о жизни Святой Иустин Мученик , или Философ, – самый знаменитый из апологетов. Жизнь его замечательна и служит лучшей иллюстрацией к его богословию, чрезвычайно простому в своём существе, но ставшему знаковым и определяющим для развития магистрального течения богословской мысли Церкви в следующем III веке. Родился святой около 100 года или немногим позднее, эта дата достаточно гипотетична. Местом рождения и, вероятно, юности св. Иустина был древний самарийский город Сихем, населённый в то время язычниками и переименованный ими в Флавианеаполис. Из языческой семьи, вероятно, римлян по национальности, происходил и святой Иустин; он получил соответствующее воспитание и образование, и, соответственно эллинско-римской культуре своего времени, высшей ценностью человеческого бытия почитал философию. Именование святого Иустина Философом неслучайно. С ранних лет именно к философии проявилось у него сильнейшее влечение; поиск истины и путь к ней стал целью его жизни. Одна за другой все значимые античные философские школы становятся объектом внимания святого: стоицизм, аристотелизм, пифагореизм, платонизм. Никакая из них (даже платонизм, бывший последней вехою на пути Иустина ко Христу и надолго увлёкший его) не оказывается способной удовлетворить пытливый ум и душу святого, каждая из античных систем становится лишь ступенькой на пути к истине, но не открывает её. Наконец, встреча с безвестным старцем, учителем, философом, христианином совершает окончательный переворот в душе святого Иустина – Учение Христово открывается ему как истинная, высшая и совершенная философия, к которой ведут и на которой заканчиваются все пути, познавшие и проповедующие истину лишь отчасти. Этот переворот, совершившийся по молитвам старца и самого святого Иустина, обращённым ко Христу, делает святого Иустина христианином – подлинным философом, а собственный путь ко Христу становится в его глазах прообразом пути всего языческого античного мира – почитающего философию высшей ценностью, но не познавшего её.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010