Интеллектуальные преемства тесно переплетаются и даже отчасти сливаются с преемствами епископскими. Это закономерно, поскольку и те, и другие призваны исполнять одну и ту же функцию – функцию нравственной и религиозной консервации. Многие епископы выступают одновременно и как христианские мыслители. Среди них – предстоятели Антиохии ( Игнатий Богоносец , Феофил, Серапион), Александрии (Иеракл, Дионисий), Иераполя (Палий, Аполлинарий) и другие. Евсевий считает литературно-теологическую деятельность одним из главных достоинств церковного руководителя. Перечисляя «знаменитых епископов» при Коммоде, он заявляет: «... мы нашли справедливым назвать по именам только тех, от кого дошли до нас письменные памятники православной веры» (V. 22). Тем самым линия передачи апостольского наследия удваивается, усиливая духовный аспект преемственности. Рассказы Евсевия о христианских авторах очень похожи друг на друга. В их основу кладется одна и та же схема: сначала приводится свидетельство апологета о каком-либо событии, затем это свидетельство датируется и, наконец, сообщаются некоторые данные о нем и о его сочинениях. Кроме того, проблемы, которые поднимают христианские писатели, и их манера полемики достаточно стереотипны. Вот круг вопросов, для них обычных, – исследование ветхозаветного и новозаветного канона ( Климент Римский , Папий Иерапольский , Юстин Мученик, Егезипп, Мелитон Сардийский , Иреней, Климент и Дионисий Александрийские , Ориген ), восхваление подвигов мучеников ( Игнатий Антиохийский , Поликарп, Тациан, Ориген , Дионисий Александрийский ), защита истины и критика ересей (Юстин, Егезипп, Иреней, Феофил Александрийский, Родон, Аполлоний , Серапион и др.), апология христианства перед римскими властями (Кодрат, Аристид, Юстин, Мелитон, Тертуллиан ). Интеллектуалы у Евсевия теряют свою индивидуальность, поскольку их образы конструируются по единой модели идеального христианского мыслителя. Это тот, кто своими сочинениями оберегает истинную апостольскую традицию О Т ложно приписываемых ученикам Христа сочинений, кто доказывает православие доктрины через примеры мученичества и исповедничества, кто непрестанно и бескомпромиссно опровергает все лжеучения и кто красноречиво провозглашает достоинства христианства и его полезность для государства и общества. Постоянное воспроизводство этих функций обеспечивает должный охранительный порядок церковной истории. Творчество христианских писателей оказывается не развитием старого или созданием нового; оно превращается в фиксацию и защиту уже открытого.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конечно, Евсевий не предлагает какого-либо целостного описания христианской мысли первых трех веков нашей эры. Рассказы о христианских писателях рассыпаны по всему сочинению. Но в постоянном возвращении автора к этой теме обнаруживаются свой порядок и ритм. В основе организации «литературного материала» лежит хронологический принцип: кто из христианских писателей жил и творил в период правления того или иного римского императора. Тем самым Евсевий стремится доказать, что во все времена, после апостольских, существовали благочестивые церковные авторы: Игнатий Антиохийский , Климент Римский и Папий Иерапольский при Траяне; Кодрат, Аристид и Егезипп при Адриане; Юстин Мученик и Поликарп Смирнский при Антонине Пии; Дионисий Коринфский, Феофил Антиохийский , Филипп Гортинский, Мелитон Сардийский , Аполлинарий Иерапольский, Музан, Тациан, Вардесан, Тертуллиан и Иреней при Марке Аврелии и Луции Вере; Пантен, Родон, Мильтиад, Аполлоний , Серапион Антиохийский и многие другие при Коммоде; Иуда, Климент Александрийский , Александр Иерусалимский и Ипполит при Северах; Ориген и Африкан при Гордиане и Филиппе Арабе; Дионисий Александрийский при Деции, Галле, Валериане и Галлиене. В то же время между христианскими писателями прослеживаются связи, которые образуют непрерывную традицию от Христа и апостолов до современников Евсевия. Речь идет о настоящих интеллектуальных преемствах, через которые, как и через официальные преемства епископов, осуществляется передача божественной истины. Евсевий часто указывает, чьим учеником был тот или иной церковный автор и от кого он получил истинное знание. Евсевий приводит свидетельство Иренея о его учителе Поликарпе Смирнском , принявшем христианскую доктрину от самих апостолов и ими же поставленном епископом, который всегда учил только тому, что узнал непосредственно от учеников Христа, о чем свидетельствуют все его преемники (IV. 14:3–5). Автор цитирует знаменитого Климента Александрийского , который утверждал, что его учители, «сохраняя истинное предание Божественного учения как сын от отца... приняли его прямо от святых апостолов Петра и Иакова, Иоанна и Павла» (V. 11:5). От самого же Евсевия мы узнаем, что Климент был учеником Пантена, связанного через индийскую традицию с апостолом Варфоломеем (V. 10). Нас информируют также, что преемниками Климента на посту ректора теологической школы в Александрии последовательно становились Ориген и его ученики Иракл и Дионисий Александрийский (VI. 3:2–3; 15; 26; 29. 4). Так одна за другой выстраиваются цепочки сменяющих друг друга носителей христианского знания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выражение о «заключении сатаны» издавна принято толковать о победе христианства над языческим идолопоклонством, которою у сатаны отнята власть над землею и вследствие которой, Христос с Своими Святыми и ангелами воцарился на земле, именно в Своей Церкви, невидимо, духовным образом. Под «первым воскресением» в Апокалипсисе разумеется наступающая после телесной смерти духовная жизнь праведных на небе, которые принимают участие в небесной славе Христа и здесь на земле прославляются в нетленных мощах своих. Если в Апокалипсисе говорится, что не все умершие участвуют в первом воскресении, то этим высказывается ни более, ни менее, как – то, что продолжение жизни безбожников и нечестивых в муках осуждения нельзя назвать собственно жизнью, что на их физическую смерть нельзя смотреть как на воскресение к духовной жизни, но следует видеть в ней осуждение на духовную смерть. «Второе воскресение» есть общее воскресение плоти в обыкновенном смысле, а «вторая смерть» – вечное осуждение на последнем суде. Если, наконец, в Апокалипсисе говорится, что скованный дракон, по истечении определенного срока, опять будет освобожден на короткое время, то этим, без сомнения, пророчески указывается на великое отступление пред кончиною мира, в связи с явлением антихриста – орудия сатаны. «Известно, что Апокалипсис есть книга пророческая и глубокотаинственная, смысл которой в точности нам недоступен. А толковать буквально места пророческие, если они представляются, в этом виде противоречащими другим местам Писания, прямым и ясным, совершенно противно правилам священной Герменевтики которая справедливо предписывает в подобных случаях изъяснять пророчества в смысле таинственном; потому что Бог, давший людям Откровение, Сам Себе противоречить не может 339 ». Если учения о хилиазме (в его боле духовном виде) держались, как мы видели, и некоторые из древних учителей церкви, то держались единственно как частного мнения, а не как догмата. Один из таких учителей церкви, именно Иустин Мученик , сам замечает, что он думает так вместе с некоторыми, а многие другие христиане не разделяют его верования. Другие учители церкви прямо восставали против учения о хилиазме, каковы: Каий, Римский пресвитер, св. Дионисий Александрийский , Ориген , Евсевий Кесарийский , Тихон Африканский, Василий Великий , Григорий Богослов , св. Епифаний, блаж. Иероним, Филастрий и блаж. Августин.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zag...

Дионисий александрийский , сам полемизировавший против вечного бытия материи, остался на первом пути и последовательно развил свою точку зрения; не только в полемике с савеллианством, но и в своём «Обличении и оправдании». В действительности, конечно, и в споре между двумя Дионисиями вопрос шёл не о том, предшествует ли Отец Сыну логически и нужно ли считать Сына подчинённым Отцу (ни того ни другого не оспаривал и Дионисий римский), а об отношении рождения Сына ко времени, и о том, не есть ли Он творение. А.А. Спасский подменяет спорный вопрос между Дионисиями, и не удивительно поэтому, что он не пользуется сделанным верным замечанием при объяснении происхождения арианства. Вмешательство римского епископа не только удержало Дионисия от дальнейших шагов в этом направлении, но и побудило его возвратиться к подлинному учению Оригена о Сыне, превратило его из левого оригениста в оригениста правого, – и конфликт был улажен. Однако самая возможность новых таких же уклонов влево от Оригена через это не устранялась. В 268 или 269 году антиохийский собор, низложивший Павла самосатского и состоявший, вероятно, в главной массе из епископов-оригенистов, отверг термин μοοσιος, употреблявшиеся Павлом в приложении к Слову. Это было совершенно в духе Оригена , который тоже полемизировал против этого термина. Но по вопросу о вечном рождении и бытии Слова отцы этого собора, по-видимому, и не имели, повода высказываться. Во всяком случае, если бы вопрос этот был поставлен, то судя по настроению большинства епископов Востока, выразившемуся на соборах антиохийском 324 года, никейском вселенском 325 года, антиохийском 341 года, анкирском 358 года, селевкийском 359 года, антиохийских 363 и 379 гг. и константинопольских 381–383 гг., и этот антиохийский собор высказался бы за вечное рождение Сына. Вторым, известным нам, левым оригенистом, был воссоединившийся с церковью ученик Павла самосатского, св. мученик Лукиан, пресвитер антиохийский. Но у него уклон влево от Оригена , судя по тем данным, на основании которого мы имеем возможность судить об его учении, не зашёл так далеко, как у Дионисия александрийского : он не высказывался, по-видимому, ясно и в том смысле, что Сын не существовал до Своего рождения, хотя с другой стороны и оригеновское учение о вечном рождении Сына не нашло себе у него ясного выражения. Несомненно, левым оригенистом был, далее, и Евсевий кесарийский , не признававший вечного рождения Сына, и нисколько не удивительно поэтому, что он с самого начала встал на сторону Ария и действовал в его пользу не менее решительно, чем его «солукианист» Евсевий никомидийский. К числу левых оригенистов нужно, несомненно, отнести и Евсевия никомидийского и самого Ария и всех остальных лукианистов. Только уклон влево от Оригена у Ария и его верных последователей был самый решительный.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

—349— б) Экстраординарного профессора Академии по кафедре патрологии И.В. Попова: «Магистерское сочинение г. Соколова «Агапы или вечери любви в древне-христианском мире» как по своему общему плану, так и по многочисленным частностям заставляет читателя невольно обращаться к небольшому по объему, но сжато написанному и потому очень содержательному исследованию об агапах, появившемуся в 1901 г. на английском языке и принадлежащему Китингу (I. F. Keating. The Agape and the Eucharist in the early Clinrch. London 1901). Для того, чтобы судить о характере труда г. Соколова, необходимо сопоставить его диссертацию с этою книгой. Начнем с общего плана того и другого сочинения. Исследование Китинга распадается на введение, главную часть, состоящую из 5 глав, и два аппендикса. Во введении рассматриваются аналогичные агапам явления, наблюдаемые в бытовой жизни греков и римлян, в религиозных обычаях древних евреев, в общих трапезах ессеев и терапевтов и, наконец, в вечерях иудеев времен Христа. В пяти отделах главной части излагаются в хронологическом порядке сведения об агапах, извлекаемые из Нового Завета, из литературных памятников второго и третьего века, из церковных уставов и, наконец, из творений оо. церкви IV и позднейших веков. Первый аппендикс дает несколько дополнений к первой главе, а второй – сжатый трактат об отношении языческой власти к христианским агапам. Г. Соколов, после краткого предисловия, сразу приступает к I гл. своего сочинения, в которой рассматривает в хронологическом порядке следы агап в Новом Завете, патристической литературе, церковных правилах и определениях соборов. С незначительными вставками и перестановками, он держится того же порядка, что и Китинг: Новый Завет , Учение 12 Апостолов, Климент Римский , Игнатий Богоносец , 97 письмо Плиния, Иустин Мученик , Дослание к Диогнету, св. Ириней, Минуций Феликс , Тертуллиан , апокрифический апокалипсис Павла, Акты Перпетуи, апокрифические акты апостолов, Лукиан Самосатский, Климент Александрийский и свидетельство

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что же принадлежит кесарю? Вопрос состоял в том, давать ли ему кинсон. Иисус Христос потребовал показать Ему монету, и, увидев на ней образ кесаря, повелел отдавать кесарю образ его на монете, то есть давать дань монетой, а Богу повелел отдавать образ, сущий в человеке, то есть, сердце и душу человека; или просто сказать: отдавай деньги кесарю, а себя – Богу... Апостол неоднократно подтверждает нам иметь уважение и повиновение ко всем предержащим властям; но и тут не должны мы выступать из пределов нашей веры и впадать в идолопоклонство. Для нас могут в сем случае служить примером три вавилонские юноши, кои несмотря на то, что во всем прочем повиновались царю Навуходоносору, ослушались его, когда дело дошло до поклонения его образу, утверждая, что воздавать человеку почти божественные почести – значит идолопоклонствовать. Также и Даниил, ревностный слуга Дария, покорялся власти его до тех пор, пока не было опасности для его Религии; при наступлении же опасности пренебрег Дариевых львов, как отроки пренебрегли огненную пещь. С. 137, 138 Статья IV. Прещения против еретиков (209) 220. В ересь иногда впадают испытанные в вере люди, от этого она (ересь) не делается более истинною III. Слабые души увлекаются часто падением известных особ. Как, говорят, могли впасть в заблуждение такие умные, твердые и испытанные в вере люди? Кто так говорит, тот сам себе мог бы отвечать, что люди сии, вероятно, совсем не таковы, как о них слух носится, потому именно, что заразились ересью. Но, впрочем, чему тут дивиться, что люди испытанной добродетели впоследствии себя унижают и падают? Саул, из всего народа избранный, вскоре предается весь зависти. Давид, царь по сердцу Божию, оскверняется двойным преступлением прелюбодеяния и убийства. Соломон, осыпанный дарами Божиими, исполненный премудрости, вовлекается в идолопоклонство своими женами. Одному Сыну Божию предоставлено было пребыть до конца безгрешным. Как? Если епископ, диакон, вдовица, дева, учитель, мученик впадут в ересь: разве от того ересь сделается более истинною? Станем ли мы судить о вере по особам, или же об особах по вере? Нет мудреца, кроме верующего; нет великого человека, кроме христианина; нет христианина, кроме того, кто устоит до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Манетти Джаноццо, 1396–1459, известный итальянский гуманист, занимал различные посты во Флорентийской республике. Автор биографий мыслителей античности и Возрождения. Главный труд – «О достоинстве человека» 27 Мариан + 259, христианский мученик, казненный в г. Цирте (Нуми- дия) при гонении во время правления Валериана 69 Маринович Л. П., известный российский антиковед, автор монографий «Греческое наемничество в IV в. до н. э. и кризис полиса», «Греки и Александр Македонский: К проблеме кризиса полиса» 21, 24 Марк, святой апостол и евангелист, ближайший сподвижник апостолов Петра, Павла и Варнавы, апостол от 70. Написал одно из четырех Евангелий (ок. 62 – 63 гг.), положил начало христианскому училищу в Александрии, составил чин Литургии для александрийских христиан. По преданию святой Марк был схвачен язычниками в Александрии во время совершения богослужения. Святой апостол принял мученическую кончину во то время, когда разъяренная толпа язычников влекла его по улицам Александрии на судилище 6 Марк Аврелий, 121–180, римский император с 161 г. из династии Антонинов. Внутренняя ситуация в Римской империи при нем была относительно спокойной, но резко усилились угрозы извне. Вел тяжелые войны, в ходе одной из них (с маркоманами) умер от чумы в Виндобоне (Вене). Марк Аврелий вошел в историю как император-философ. Был приверженцем стоицизма. Постоянно повторял изречение Платона: «Государства процветали бы, если бы философы были властителями или если бы властители были философами» 58 Маркс Карл, 1818–1883, немецкий мыслитель, общественный деятель, экономист, основоположник марксизма 14 Мартин Брагский, ок. 520 – ок. 580, святитель, епископ Браги с 562 г., выдающийся церковный деятель в период Раннего средневековья. Сыграл ведущую роль в переходе свевов (основавших свое королевство на Пиренейском полуострове) из ереси арианства в ортодоксальное христианство, автор богословских трудов по моральной, литургической и аскетической тематике 89 Маяковский Владимир Владимирович, 1894–1930, русский советский поэт и драматург, первооткрыватель русского тонического стиха, один из представителей футуристического направления в русской литературе начала XX в. 176

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Arhiva A ieit de sub tipar volumul 60 al „Enciclopediei Ortodoxe” 3 februarie 2021 18:39 Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»  выпустил в свет очередной, 60-й том «Православной энциклопедии». Новый том завершает публикацию статей на букву «Р» и начинает публикацию материалов на букву «С». Открывает настоящее издание статья, посвященная памяти армянских мучениц Рипсимии, Гаиании и 35 святых дев; завершает публикации 60-го тома материал об обер-прокуроре Синода В.К. Саблере (1845-1929). Особое место в томе принадлежит теме Рождества Христова, рождению во плоти Иисуса Христа от Пресвятой Богородицы. 100 страниц тома занимает статья «Россия», в ней содержатся подробные сведения о географии, государственном устройстве, религии России, подробный рассказ об истории России с древнейших времен до настоящего момента. Особое внимание в статье уделяется средневековым государствам на территории современной России. Том содержит также статьи о Российском библейском обществе, в частности, о его деятельности в Российской империи, о  Российском православном университете св. Иоанна Богослова . Важнейшей статьей тома является также материал о Русской Православной Церкви. Статья продолжает тематику тома о Русской Православной Церкви, вышедшего в 2000 году. Из статьи можно узнать основные данные о Церкви, понять ее структуру, ознакомиться с современной историей Московского Патриархата. Том содержит также статью о  Русской Православной Церкви Заграницей . Вниманию читателей предлагаются материалы о  Русской духовной миссии в Иерусалиме , Русской Древлеправославной Церкви, Русской Католической Церкви, о Русском Пантелеимоновом монастыре на горе Афон, о также Русском студенческом христианском движении. Том содержит подборку биографических статей, в частности, о последнем царе Единого Израильского царства Ровоаме, историке искусства Дмитрии Ровинском, православных богословах Александре и Василии Рождественских, оригинальном русской мыслителе В.В. Розанове, архитекторе Карло Росси. В томе также представлена серия статей о религиозных и политических деятелях с именем Роман. Среди них преподобный Роман Киржачский, преподобномученик Роман Карпенисийский, священноисповедник Роман Иванович Медведь, сотрудник  Патриарха Тихона , Папа Римский Роман, четыре византийских императора, благоверный князь Угличский Роман Владимирович, мученик великий князь Рязанский Роман Олегович, выдающийся церковный гимнограф Роман Сладкопевец и др.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5765834...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПОНТИЙ РИМЛЯНИН Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Свв. Евсигний и Понтий Римлянин. Икона. Русь. 1-я половина XVI в. Музей икон, Реклингхаузен, Германия. Понтий Римлянин (лат. Pontius ; + 257 ), мученик Память 5 августа , 14 мая (Зап. ) Был сыном римского сенатора язычника Марка и его жены Юлии. Когда во время беременности Юлии супруги вошли в языческий храм Юпитера, бес, обитавший там, устами языческого жреца закричал, что младенец, носимый Юлией во чреве, уничтожит Юпитера и его капище. Когда родился мальчик, мать хотела его убить, страшась предсказания, но отец воспротивился этому, и ребёнок остался жив. Он был назван Понтием, рос умным и способным к учению. По дороге в языческую школу Понтий проходил мимо дома, где христиане совершали утреннее богослужение. Вслушавшись в слова псалма, который пели молящиеся: " Идоли язык сребро и злато, дела рук человеческих... " ( Пс. 113, 12 ), - Понтий очень заинтересовался этими стихами и постучался в ворота. Епископ Римский Понтиан , совершавший службу, велел впустить Понтия и его спутника Валерия. После службы епископ долго беседовал с юношами, открывая им Евангельское учение, и через некоторое время крестил их. Понтий обратил ко Христу отца, которого епископ Понтиан также крестил со всеми его домашними. После смерти отца Понтий, которому в то время было 20 лет, был назначен императором Александром Севером сенатором вместо отца. В сенате и в окружении императора Понтий пользовался всеобщим уважением за свой добрый нрав, рассудительность и справедливость. При преемнике императора Александра - Максимине (235-238) мученически окончил свою жизнь епископ  Понтиан (+ 235). После епископа Понтиана был избран епископом Рима святитель Антер (+ 236). Преемником его сделался святой  Фавий , который, будучи пресвитером, бесстрашно погребал тела мучеников. Он любил святого Понтия, как своего родного сына. Святой Понтий раздал через святого Фавия всё своё имение на нужды бедных. После гибели нечестивого Максимина император Гордиан III (238-244) не преследовал христиан, а его преемник, император Филипп Араб (244-249), убеждённый беседами и проповедью святого Понтия, уверовал во Христа и принял крещение от епископа Фавия вместе с сыном-соправителем Филиппом. С разрешения императоров святой Понтий и святитель Фавий низвергли в языческом капище статую Юпитера и на этом месте воздвигли христианский храм.

http://drevo-info.ru/articles/8769.html

Важность рассмотренных нами генеалогий очевидна уже сама собою из важности самого предмета, но эта важность еще более возвышается в глазах наших от того, что генеалогии записаны были евангелистами пред разрушением Иерусалима и рассеянием иудейского народа, в то время, когда происхождение Христа из рода Давидова можно было всякому доказать из подлинных документов и когда всякий действительно мог их видеть и видел сам, если хотел. Это обстоятельство таково, что его одного достаточно, чтобы разорять в прах все возможные возражения против подлинности и исторической достоверности евангельских родословий, а равно и против происхождения Спасителя нашего из священного рода Авраама и Давида. Год Рождества Христова «Воскресное чтение», 1872 Все мы привыкли с детства к установившемуся летосчислению и считаем, что от Рождества Христова прошло 1893 года. Но на каком же основании признается, что столько именно прошло лет от Рождества Христова, а не более или менее? Здесь, очевидно, необходимо точно определить год Рождества Христова. Нужно сознаться однако, что древнейшие отцы и учители Церкви, упоминающие о годе Рождества Христова ( Иустин Мученик и Тертуллиан ) говорят об этом вообще неопределенно. Позднейшие же отцы и учители (Ириней, Климент Александрийский , Евсевий) Рождество Иисуса Христа полагают в 751 году от основания Рима, хотя и не всегда ясно выражаются об этом; с ними согласно известное ученым сочинение Chronicon Pashale, историк Зонара и другие. Около половины VI века, римский монах Дионисий, по прозванию Малый, оставив бывшую дотоле в употреблении Диоклитиановскую эру (aera martirum), началом летосчисления поставил год рождения Иисуса Христа, признав этот год соответствующим 754 году от основания Рима. Эта Дионисианская эра, назначавшаяся сначала для церковного употребления, с X века сделалась общераспространенною в христианских странах и принята в гражданском летосчислении, хотя всеми хронологами признается ошибочною, так как начало ее поставлено несколькими годами позже действительного года Рождества Христова. Чтобы точнее определить этот год, обратимся к Евангелию.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010