Фактически разработал христианское учение о Божественном предопределении, греховности человеческого рода, Божественной благодати, милосердии, искуплении, загробном воздаянии, таинствах и т. д. 79 Августин, + 604 или 605, первый архиепископ Кентерберийский (с 601 г.), «апостол Англии», посланный папой Григорием I Великим во главе христианской миссии в Англию в 596 г. (прибыл в 597 г.) 85 Агапа, + 304, христианская мученица, была сожжена на костре за отказ совершить жертвоприношение языческим богам в г. Салоники при гонении на христиан императора Диоклетиана 66,104 Агата, + ок. 250, христианская мученица, одна из наиболее известных и почитаемых раннехристианских святых. Скончалась в тюрьме после пыток в Катании на острове Сицилия в период гонений на христиан императора Деция. Еще одна Агата упоминается в пассионе Агапы, Ирины и Хионии, относящемуся к гонению Диоклетиана. В этом пассионе повествуется о заключении ее в тюрьму для вынесения приговора, но о дальнейшей судьбе Агаты не сообщается 103,104 Агафоника, + 251, христианская мученица, сожжена на костре в г. Пергаме. Присутствовала при казни христиан Карпа и Папила, отказавшихся принести жертвы языческим богам, а затем, публично поддержав своих единоверцев, подверглась казни 58, 62–64, 69 Агринола, + 304, христианский мученик, казнен после жестоких пыток в г. Болонья при гонении на христиан Диоклетиана 80 Агриппа I, царь Иудеи в 41–44 гг. н. э., внук Ирода I Великого, объединивший под своей властью прежние владения основателя династии Иродов. После его внезапной смерти римская провинция Иудея была восстановлена 56 Аларих I, ок. 370 – 410 н. э., вождь вестготов. Летом 410 г. взял Рим, после чего город был подвергнут трехдневному грабежу 82 Александр III, папа Римский с 1159 по 1181 г. Стремился утвердить папскую теократию. Успешно противодействовал императору Священной Римской империи Фридриху I Барбароссе, вынудив его отказаться от влияния на выборы пап. Первым создал прецедент для обязательной папской канонизации святых 100 Александр Македонский (Александр III Великий), 356–323 до н.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и ученых мужей; то есть, они особенно должны заботиться о том, чтобы толковать божественный канон по преданиям и правилам всеобщей церкви, в самой же церкви они необходимо должны следовать всеобщности, древности, согласию. И если восстанет когда-нибудь часть против всеобщности, новизна против старины, несогласие одного или меньшинства против всех или большинства, то повреждению части должны предпочитать целость всеобщности, а в самой всеобщности, – непотребству новизны предпочитать веру старины, в самой же старине – безрассудству одного или меньшинства предпочитать во-первых общие, если есть, решения всеобщего собора, а если их нет, то во-вторых – следовать самому сподручному – согласным между собою мыслям большинства великих учителей». В подтверждение истины и важности последнего признака учитель этот представляет в пример 3-й всел. сбор, на котором самым верным и наилучшим делом признано было решить спорный предмет согласием известнейших древних св. отцов, и перечисляет самые имена отцов, на основании согласия коих торжественно подтверждено было древнее учение и осуждено новое, ложное нечестивого Нестория. Имена эти следующие: св. Петр, еп. александрийский, св. Афанасий Александ., св. Феофил Александ., св. Кирилл Алекс., св. Григорий Назианзен, св. Василий Кесарийский, св. Григорий Нисский, св. Феликс мученик, св. Юлий, еп. римский, св. Киприан, еп. карфагенский, св. Амвросий, еп. медиоланский, и проч., которые все согласно с ними мыслили, так как и они согласно со всеми прочими (Извлеч. из „Опыта библ. словаря собств. имен» прот. П. Солярского, Т. III, стр. 233 – 236).   3. Откровенное учение о Св. Предании    I. В Ев. Матфея сказано: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа: учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф. XXVIII:19). Обратите внимание на слова Христовы: научите вся языки, и: учаще их блюсти вся. Не устное ли учение нужно разуметь здесь в словах. Христовых?    II. Еще многое имам глаголати к вам, но не можете носити ныне.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

VI (1) По смерти же Александра царствовали четыре преемника его. Мать же его, Хусифа , удалилась в отечество своё, [в] Эфиопию. (2) Виз же, который построил Византии , послал к Фолу, царю Эфиопскому, военачальника своего Германика и, чтобы помириться с ним, написал ему в письме о Хусифе, матери Александра, что возьмёт её себе в жены и царствовать [будет с ней] в Византии. (3) Получил царь Фол письмо и, увидев дружелюбие царя, возвеселился. И встал Фол и вместе с сорока тысячами именитых мужей Эфиопских, а также с дочерью своей Хусифой направился в Византии. (4) И встречен был царем Визой посреди моря в Халкидоне с большой радостью. И дал ему Виз дары многие. (5) И вошёл Фол в Византии, и оказал почести великие, и преподнес многие дары по обычаю царского великодушия. (6) И взял царь в жены дочь Фола, царя Эфиопского, и от неё родилась ему дочь, которую [он] нарёк по имени города своего: Византия. (7) На ней же женился Ромул Армалей, царь Римский. За премногую красоту весьма возлюбил её, так как и сам был весьма прост и великодушен. И в приязни к ней подарил ей [город] Рим. Услышали же о том вельможи его и вознегодовали на него. (8) И родила ему Византия три сына: одного нарекли отчим именем, Армалеем, другого Урваном, а третьего Клавдием. И царствовал Армалей в Риме после отца своего, Армалея, Урван – в Визе, городе своей матери, Клавдий же – в Александрии. (9) И воцарилось семя Хусифы, дочери Фола, царя Эфиопского, над Македонянами, Римлянами и Эллинами. (10) Царство же Эллинское, то есть Римское, которое от семени Эфиопского, прострёт руки свои к Богу в последний день по прореченным пророчествам. (11) Ибо ещё прежде блаженный пророк Давид глазами своими предвидел, что от Хусифы, дочери Фола, должно подняться царству Римскому, так говоря: Эфиопия прострёт руки свои к Богу (Пс 67/68:32) . (12) Некоторые [люди] верят, что святой Давид сказал это о царстве Эфиопском. Однако те, которые придерживаются этого мнения, заблуждаются. (13) Ведь от семени Эфиопского передано в царство их великое и святое Древо, честной и животворящий Крест, водруженный посреди земли. (14) Потому и сказал Бог Отец через Давида: Эфиопия прострёт руки свои к Богу. (15) Нет ведь народа или царства под небом, которое сможет одолеть царство христианское, как и [я] говорил вам, возлюбленные: если посреди земли водружено живое Древо, животворящая крепость (=сила) Креста, то от неё к концы вселенной исполняются многой премудростью, по широте и долготе, в высоту и глубину, ибо какая крепость или сила превозможет крестную силу?

http://predanie.ru/book/216774-kniga-ob-...

В эпоху Никейского собора в римской империи были устроены хорошие почтовый дороги, так что многие епископы без затруднений могли явиться на собор. Но отдаленные путешествия все же были затруднительны. Напр., из Бордо до Константинополя нужно было ехать полтора месяца. Поэтому неудивительно, что на соборе большее количество были греки. Западных епископов было семь. Испания (Осий кордубский), Галлия (Никасий дижонский) и Африка (Цецилиан карфагенский) имели только по одному представителю. Престарелый римский епископ Сильвестр прислал двух легатов пресвитеров: Викентия и Витона. Но сомнительно, был ли на соборе Александр византийский; даже сомнительно то, был ли Александр в то время епископом. Между отцами собора были один перс — Иоанн и один епископ готский — Феофил; Симеон, епископ Селевкии Ктисифона, отправил на собор нескольких пресвитеров (в их числе Шах-дуст (Садоф), впоследствии мученик). Общее число епископов колебалось около 300 (250–270). Но точного числа присутствовавших не знали даже сами участники собора и не интересовались им. В исторических источниках оно указывается не одинаково. По Евсевию кесарийскому, на соборе было около 250 епископов, [по Евстафию антиохийскому, около 270, по Константину В., 300 или более 300], Афанасий В. в нескольких местах [также] говорит о 300, а в послании ad Afros (369 г.) о 318 епископах. Традиционное 318 [впервые, по-видимому, встречается у Илария пиктавийского в 359–360 г. и затем у Василия В., в 362]. Этому числу придается мистическое толкование, именно: 1) число 318 напоминает число верных рабов Авраама, победивших союзных царей (Быт. XIV, 14), 2) самое цифровое начертание в греческом языке (ΤΙΗ) напоминает крест (Т) и начальные буквы имени Спасителя (ΙΗσους). Мнение, что на первом вселенском соборе присутствовало 318 отцов, до того утвердилось в последующее время, что первый вселенский собор стали называть иначе собором 318 отцов. Это сделалось как бы другим названием собора  . С некоторою вероятностию полагают, что в это время на востоке было около 1000 епископий, и около 800 епископий на западе. Таким образом, здесь присутствовала 1/6 часть всех христианских епископов  . В составе собора было высоких подвижников и исповедников последнего гонения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=114...

Прп. Феодосий († 1362) особенно прославился, как ревностный защитник православия против ересей богомилов и жидовствующих. 18 . Свт. Льва, Папы Римского; Агапита, еп. Синадского, и Флавиана исповедника, патр. Цареградского. 19 . Апп. Архиппа и Филимона (от 70-ти); св. Апфии, прпп. Досифея, Равулы и пресвитеров Евгения и Макария исповедников; мчч. Максима, Феодота, Исихия и Асклипиодота. 20 . Прпп. Льва, еп. Катанского, и Агафона, Папы Римского; сщмч. Садока, еп. Персидского, и с ним 128 мучеников. 21 . Прп. Тимофея, иже в Символех (пустыня в М. Азии); св. Евстафия, архиеп. Антиохийского, свт. Георгия, еп. Амастридского. 22 . Обретение честных мощей свв. мученик, иже во Евгении, мчч. Маврикия и Фотина, и 70 воинов, прпп. Фалассия, Лимнея, Варадата и Афанасия исповед. 23 . Сщмч. Поликарпа, еп. Смирнского, прпп. Иоанна, Антиоха, Антонина, Моисея, Зевина, Полихрония, Моисея другого, Дамиана и Александра, св. Горгонии. Св. Горгония († ок. 372 г.), по словам брата ее Григория Богослова , с супружеством совместила добродетели девства и тем показала, что ни девство, ни супружество не соединяет и не разделяет нас всецело с Богом или с миром. Послужив Богу и природе в немногом и сколько того требовал закон плоти, она всецело посвятила себя Богу. Самый плод тела, т.е. детей и внуков своих, она соделала плодом духа, ибо всех их очистила и приобрела Богу. Эти слова и пример св. Горгонии обличают суемудрие раскольников, известных под именем странников, которые утверждают, что для спасения души необходимо оставить попечение о жене, о чадех и удалиться в пустыню, а также и сектантов-хлыстов, которые отвергают брак, ненавидят детей. Св. Поликарп, епископ Смирнский, так же, как и св. Климент, епископ Римский и св. Игнатий Богоносец , епископ Антиохийский, был наставлен в вере Христовой самими апостолами. Он сильно вооружался против лжеучителей, посягавших на церковное единство и увлекавших многих своею философией и пустым обольщением по преданию человеческому по стихиям мира, а не по Христу ( Кол.2:8 ), в особенности против гностиков-докетов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Параллельно историческому раскрытию учения о Сыне Божьем в контексте борьбы против ересей раскрывалось и учение о Духе Святом. Гностики представляли Его, как одного из близких к Богу эонов. Монархиане-динамисты считали Его тоже за силу Всемогущего Бога, в противоположность монархианам- модалистам, которые говорили, что Он тот же Бог, что и Отец, и Сын, только с третьим наименованием, Духа Святого. Арий мало говорил о Духе Святом, потому что если он считал Сына Божия созданием Божиим, то, по всей вероятности, Духа Святого он также считал созданием. Афанасий Александрийский называл некоторых из ариан пневматомахами или духоборцами, потому что они говорили о Духе Святом, как об одном из духов, который подобен ангелам. Во второй половине 4-го века так учили македониане, последователи Македония, епископа Константинопольского. Против них выступал Василий Кесарийский . Однако с самого начала Христос повелел в Матф. 28:19  крестить в воде новообращенных во имя Отца и Сына, и Духа Святого. Его повеление не было забыто в течение первых трех веков христианства, когда были гонения. Поэтому Иустин Мученик и Ипполит Римский свидетельствуют, что во 2-ом веке новообращенных спрашивали, верят ли они в Отца и Сына, и Духа Святого. Это обозначает, что прежде чем спрашивать об этом, их учили вере в три Личности Божества, для того чтобы они знали, как отвечать. Затем, на основе такого исповедания, обратившиеся ко Христу крестились в воде и продолжали жить, как христиане. В 3-ем веке наставление перед крещением приняло довольно расширенную форму, так что его последняя стадия состояла из тщательного изучения исповедания веры и вошло в обычай, чтобы кандидат (на крещение, прим. автора) произнес его в виде декларации епископу перед крещальным богослужением. С тех пор, хотя вопросы перед крещением продолжали иметь существенное значение, они стали применяться вместе с исполнением заповеди крещения в виде утвердительного исповедания так же, как это совершается сегодня. Наименование «символ», стало применяться в 3-м столетии к вопросам и ответам перед крещением, либо потому, что они символизировали Триединого Бога, либо потому, что крещение рассматривалось, как договор (symbolum может обозначать «договор» или «пакт»). Оно начало применяться к декларативному исповеданию, которое после этого стало известно под названием символов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

«Для казни над ними, говорит он, применены были всевозможные издевательства. Покрыв их шку­рами диких животных, их отдавали на съедение бродячим собакам или пригвождали к крестам; бросали в огонь и сжи­гали после сумерек в виде ночной иллюминации. Нерон предложил для этих зрелищ свои собственные сады и устроил конный бег на колеснице, сам смешиваясь с чернью, в одежде всадника, или разъезжая посреди нее. Отсюда, как ни виновны были жертвы и как ни заслуживали самых худших наказаний, к ним начало проявляться чувство сострадания, так как народ сознавал, что они приносились в жерт­ву не ради общественного блага, а лишь с целью удовлетво­рить дикую кровожадность единичного человека». Там, где теперь вздымается громадный храм ап. Петра, некогда были са­ды Нерона. В эти ужасные дни они были запружены торжеству­ющими толпами народа, среди которого в своем легкомысленном унижении скакал император, а по всем сторонам невин­ные люди медленною смертью умирали на позорных крестах. Вдоль аллей этих садов в темные осенние ночи горели ужас­ные факелы, под которыми почва чернела и багровела от потоков дымящейся крови: каждым из этих живых факелов был мученик –христианин в своем огненном одеянии. В тоже время в находившемся амфитеатре, в виду 22,000 зри­телей, голодные собаки растерзывали на куски некоторых из лучших и чистейших мужей и жен, с гнусною изобретательностью закутанных в шкуры медведей или волков! Так Нерон крестил в крове мучеников город, которому предстояло в течение веков быть столицей целой половины мира! По улицам Рима между тем все еще громко раздавался яростный крик черни, требовавшей преследования христиан. «Ко львам христиан!» –этот крик сделался как бы девизом уличной черни со времени великого пожара. Поэтому и суд над апостолом не мог откладываться надолго. Но нужно иметь в виду, что не смотря на возбужденность страстей, римский суд сохранял свое строгое беспристрастие, каким он прославился по всему миру и какое не раз испытывал и ап. Павел. Разбирательство его дела должно было совершиться по всем правилам римского судопроизводства.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

«Этика Фихте» — первая крупная работа выдающегося христианского мыслителя Бориса Вышеславцева. Значение ее больше, чем просто академические штудии, упомянем просто темы: Абсолют, свобода, этика, хозяйство, право. «Проблемы русского религиозного сознания» (1924) — сборник работ ведущих русских мыслителей XX века: Б. Вышеславцев. Религия и безрелигиозность Н. Бердяев. Русская религиозная идея Л. Карсавин. О сущности Православия В. Зеньковский. Православие и русская культура С. Франк. Религиозно-исторический смысл русской революции Н. Лосский. О единстве Церкви Н. Арсеньев. Таинство Евхаристии в жизни Церкви «Падение священного русского царства. Публицистика 1914– 1922» — полное собрание статей великого христианского мыслителя Николая Бердяева времен Первой мировой войны и Великой Русской революции (от начала мировой войны до победы большевиков в Гражданской войне). Своего рода философская летопись той важнейшей для России и мира в целом эпохи. Но значение этих статей выходит далеко за пределы публицистики: все вместе они образуют христианскую философию войны и революции, монархии, государства, демократии, социализма, капитализма, наций, классов и пр., целую систему христианской социальной философии, а кроме того, Бердяев попутно затрагивает и множество других тем. Соответственно, мы можем проверить действенность, истинность этой системы сравнивая идеи Бердяева с тем, как развивались и чем кончились Первая мировая война и Русская Революция. «Становление христианского богословия: Путь к Никее» иерея Иоанна Бера — патрологический труд, вобравший в себя последние достижения патрологической науки и православной теологии. Здесь рассматривается доникейский период христианского богословия (эпоха гонений, эпоха до Вселенских соборов): как богословы первых трех веков истории Церкви отвечали на вопрос «а вы за кого почитаете Меня?» (Мф 16:15). Бэр останавливает внимание на следующих доникейских богословах: Ириней Лионский, Игнатий Антиохийский, Иустин Мученик, Ирполит Римский, Ориген Александрийский, Павел Самосатский.

http://blog.predanie.ru/article/konanos-...

В отношении к церквам западным, – и именно самой митрополии их – церкви римской, ясным и достоверным свидетелем в этом отношении является один из первых же предстоятелей её – св. Климент Римский . В своем послании к коринфянам св. Климент, как заметил еще Евсевий 373 , «приводит иного мыслей из послания к Евреям, даже заимствует оттуда слово в слово целые выражения, и тем ясно показывает, что это писание (послание к Евреям) – не новое, следовательно справедливо причисляется к прочим писаниям апостола. Нужно, впрочем, заметить, что св. Климент нигде в своем послании не называет ап. Павла, как писателя послания к Евреям, и таким образом из открываемых у него выдержек этого послания 374 со всею строгостию следует только первое заключение Евсевия, что это писание – не новое, т. е., что происхождение его восходит несомненно ко временам апостольским. He несправедливо, однако, и второе заключение его на основании послания Климента, что оно справедливо причисляется к прочим писаниям апостола. Что сам Климент признавал послание к Евреям за Павлово послание, – в этом, как кажется, не может быть сомнения, как не сомневался в этом, очевидно, и Евсевий. Заимствуемые им выражения и мысли из послания к Евреям приводятся видимо как авторитет, наряду с местами из книг ветхозаветных; a такой авторитет могли иметь только слова и мысли апостольские, особенно в послании, писанном Климентом не от своего лишь собственного лица, но от лица всей вообще римской церкви и к целой также церкви – коринфской. Из древнейших писателей церкви восточной, сочинения которых дошли до нас, ни один – ни св. Игнатий Богоносец , ни св. Поликарп Смирнский , ни св. Иустин Мученик – не представляют в своих сочинениях столь же определенных и ясных, как послание Климента, следов того, что и они знали также и пользовались посланием к Евреям; указываемые в доказательство этого черты очень, нужно сказать, недостаточны 375 . Впрочем ο весьма ранней известности и церковном употреблении послания к Евреям и в церквах также восточных может служить предание двух из этих церквей: сирийской и александрийской. В древнейшем национальном переводе, так называемом Пешито, первой из них послание к Евреям занимало место с самого же начала его составления; a новозаветный канон Пешито был вместе каноном церкви антиохийской, откуда он и перешел в церкви за-ефратские, и где образование его восходит, нужно полагать, к глубокой древности. Свидетелями древнейшего предания александрийской церкви являются знаменитые изучением божественных писаний мужи её – Пантен, Климент Александрийский и Ориген . Все трое знали послание к Евреям и признавали его именно Павловым посланием 376 . Для вас важны в особенности свидетельства Пантена и Климента, как свидетельства лиц, которые по времени своей жизни были еще так близки ко временам апостольским, что могли вместе с другими наставлениями слышать также предание и ο писателе послания к Евреям из уст старцев, обращавшихся с апостолами или с их непосредственными учениками 377 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

Свадьбу Романа и Гертруды сыграли в начале 1252 года. Так сын Даниила Галицкого стал герцогом Австрии и Штирии. Теперь он числился вассалом германского императора, но это лишь пустая формальность - герцогство было фактически независимым государством. Молодые поселились в замке Гимберг под Веной. Там у них родилась дочь Мария. Но и чехи не дремали. Племянник усопшего короля юный Оттокар поспешил жениться на старушке Маргарите. Он собрал большое войско и двинулся на Вену. Римский папа Иннокентий IV долго колебался, кого поддержать - русских или чехов? И тут надо сказать следующее: римские первосвященники давно предлагали королевскую корону Даниилу Романовичу в обмен на переход в католичество. В конце концов Даниил короновался, но от православия не отрекся. Поэтому Иннокентий IV, а затем и его преемник Александр IV поддержали Оттокара и стали грозить Роману и Даниилу крестовым походом всей Европы. В итоге Роман был осажден чешским войском в Гимберге. Даниил Галицкий, чтобы помочь сыну, вместе с польским князем Болеславом Стыдливым вторгся в Чехию и взял ряд крепостей. Однако нелады с союзниками-поляками и сильная болезнь глаз заставили Даниила прекратить поход. Роману в 1254 году оставалось лишь бежать из осажденного Гимберга. В 1260 году его отец опять ходил с войском добывать для сына Вену, но опять неудачно. Посему Роман Даниилович кончил свои дни удельным князем новогрудским. ЦАРЬ БОЛГАРИИ И КОРОЛЕВА ЧЕХИИ В 1246 году в Орде погиб русский князь Михаил Всеволодович Черниговский, впоследствии получивший известность на Руси как мученик и святой. В качестве такового он и вошел в историю. На самом же деле Михаил был великим авантюристом, постоянно пытавшимся захватить чужие земли. Но даже когда это удавалось, его терпели от силы год-два, а потом прогоняли. В 1241 году Даниил Галицкий заставил покинуть Юго-Восточную Русь сына Михаила Черниговского Романа. Тот убежал в Венгрию, где ему в 1243 году как-то удалось заполучить руку и сердце принцессы Анны, любимой дочери Бэлы IV. Узнав об этом, Михаил срочно отправился в Венгрию. Надо ли говорить, что в сей вояж он пустился не для того, чтобы поздравить новобрачных, а за венгерским войском, которое должно было захватить ему какой-нибудь русский удел.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010