Награда, ожидающая мучеников . За мученический подвиг, как за самую высокую жертву, приносимую человеком Богу, Господь обещает великую награду на небесах, то есть особенную и высокую степень блаженства. Надежда на великую награду на небесах так одушевляла исповедников и мучеников христианских, что они действительно, по слову Спасителя, радовались и веселились, идя на мучение и смерть, – радовались, что им дано не только веровать во Христа, но и страдать за Него ( Фил.1:29 ); веселились, предвкушая то вечное веселие, которое ожидает их на небесах за подвиги исповедничества и мученичества. Такой надеждой и теперь могут ободрять себя истинные христиане в перенесении оскорблений и гонений за свою преданность вере. О любви. О союзе между верой и любовью Связь между верой и любовью . Действием и плодом истинной веры в христианине должны быть любовь и сообразные с ней добрые дела. На это указывает ап. Павел: О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовию поспешествуема ( Гал.5:6 ). Во Христе Иисусе (то есть в общении со Христом Иисусом) не имеет силы ни обрезание, ни не обрезание (будет ли христианин из евреев или язычников), но вера, действующая любовью (то есть вера, выражающаяся в делах любви) 196 . Одной веры без любви и добрых дел недостаточно для христианина: вера без любви и добрых дел есть вера недействующая и мертвая, а потому она не может привести человека к вечной жизни, спасти его. Ап. Иоанн Богослов говорит: Не любяй бо брата пребывает в смерти ( 1Ин.3:14 ). Не любящий брата (ближнего) пребывает в смерти (духовной). Необходимость для христианина соединять с верой добрые дела особенно сильно выражена в словах ап. Иакова: Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? еда может вера спасти его? Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть ( Иак.2:14,26 ). Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (то есть не может спасти человека).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Напротив, они предпочитают рассматривать это пророчество в свете всего Писания 341 : оно аллегорически описывает духовные изменения в Церкви перед Вторым пришествием. Так, К. Джентри оставляет за началом 20-й главы Откровения функцию выявления основной сюжетной линии книги и увязывает этот текст с ответом Бога на вопль мучеников первого столетия 342 . Иными словами, земное страдание мучеников должно получить земную же награду для последующих поколений христиан. Тысячелетнее царство, описанное в Откр. 20:1–6 , с самого начала реализуется в жизни Церкви. Представление о нем можно получить из притч Господа в Мф. 13 , особенно из притч о закваске и горчичном зерне. Социокультурный и экономический рост этого царства будет неуклонным и постепенным, как экстенсивным (по всему миру), так и интенсивным (оно будет превращаться в доминирующий фактор). Христос будет отсутствовать физически, но при этом царствовать на земле 343 . Предпосылкой и основой создания тысячелетнего царства являются искупительные заслуги Господа Иисуса Христа. Некоторые постмилленаристы утверждают, что это царство продлится ровно тысячу лет, тогда как другие считают, что тысячелетие выступает символом полноты и большой продолжительности. Постмилленаристы используют несколько основных аргументов. Так, они акцентируют внимание на великом поручении Христа идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам ( Мф. 28:19–20 ). В молитве Господней верующие просят да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе ( Мф. 6:10 ), и эти прошения Господь, конечно, не оставит без ответа. Напротив, Он обещал, что проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам» ( Мф. 24:14 ). Во всех этих местах они видят пророчество о будущем всемирном социально-политическом царстве Бога, а не человеколюбивое желание Бога, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим. 2:4 ). О распространении Евангелия говорит и Рим. 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Неизгладимая и тяжкая вина раздора не очищается даже страданием. Не может быть мучеником, кто не находится в Церкви; не может достигнуть царства, кто оставляет Церковь , имеющую царствовать. Христос даровал нам мир; Он повелел нам быть согласными и единодушными, заповедал ненарушимо и твёрдо хранить союз привязанности и любви, и кто не соблюл братской любви, тот не может быть мучеником. Этому учит, это подтверждает апостол Павел, говоря: «Если имею всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт» ( 1Кор.13:2–5; 7–8 ). Любовь, – говорит, – никогда не перестаёт: она навсегда останется в Царстве [Небесном], вечно будет там продолжаться в единстве братского союза. Раздор не может удостоиться Царства Небесного и награды от Христа, Который сказал: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил» ( Ин.15:12 ). Не будет принадлежать Христу, кто вероломным несогласием нарушил любовь Христову: не имеющий любви и Бога не имеет. Блаженный апостол говорит: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» ( 1Ин.4:16 ). Итак, не могут пребывать с Богом не восхотевшие быть единодушными в Церкви Божией, хотя бы они, быв преданы, сгорели в пламени и огне или испустили дух свой, будучи брошены на снедь зверям; однако и это не будет для них венцом веры, но будет наказанием за вероломство, не будет славным окончанием благочестивого подвига, но исходом отчаяния. Подобный им может быть умерщвлён, но увенчаться он не может. Да он и христианином называет себя так же ложно, как и диавол часто называет себя ложно Христом, по изречению самого Господа: «Многие придут под именем Моим и будут говорить, что это Я; и многих прельстят» ( Мк.13:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

«Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы» ( Лк.12:2 ). Что это, грозное предостережение для меня? Скорее, это ободрение моих трудов по выздоровлению. Для меня слова Господа — призыв к дальнейшему духовному росту. Значит, мне нужно продолжать трудиться над своим сердцем и умом. Нередко меня одолевают мрачные мысли о своей никчемности, подступает саможаление, а иногда черные тучи неверия закрывают небосклон. Но вот что еще я услышал сегодня на Божественной литургии: «Не пять ли малых птиц продаются за два и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь, вы дороже многих малых птиц» ( Лк.12:6-7 ). И даже если я не чувствую радости и вдохновения, если дьявольские мысли о нелюбви Бога ко мне навязчиво лезут мне в голову, я стараюсь не поступать по-старому. Прежде было два варианта: либо принять эти мысли, погрузиться в них, отдаться им, либо сделать вид, что их нет и все «хорошо». Оба варианта — проигрышные! Как говорили в древности, у дьявола две руки. Теперь я стараюсь перепоручить разрушительные мысли Богу, чтобы Он помог мне прожить время депрессии, уныния и вывел меня к свету. Чаще всего освобождение приходит не сразу, и какое-то время мне приходится подождать. Но мой опыт говорит, что терпения всегда хватает. Бог делает за меня всю работу, а мне остается только немного потерпеть. Это вполне в моих силах. В такие дни я вновь и вновь учусь отказываться от старых алкогольных представлений. В самые тяжелые минуты я делаю паузу и прошу «.чтобы новый день открыл мне, каким должен быть мой следующий шаг» («Анонимные Алкоголики», с. 84). Житие и страдания сегодняшних святых, мучеников Акепсима, епископа, Иосифа, пресвитера, и Аифала, диакона, пострадавших за Христа при персидском царе Сапоре еще более вдохновляют меня на духовный труд: после жестоких пыток мучеников держали в узах и при этом томили голодом и жаждой. Но они не отреклись от Христа. Меня не пытают, не мучают голодом и жаждой, но и мои маленькие душевные мучения я могу посвятить Христу, пригласить Его принять их. Он отнесется к ним всерьез и с уважением, я в этом уверен! Мой духовный подвиг, каким бы скромным он ни был, — оставаться верным принципам выздоровления, из которых главный — регулярное посещение групп поддержки, работа по Программе. Моя духовная задача на сегодня — принять себя вместе с моей склонностью к депрессиям, принять других людей и практически применить 11й Шаг. Господи, молитвами святых Твоих, благослови мой путь и мою трезвость. 17 ноября. Память преподобного Иоанникия Великого (846) ( Гал.1:3-10 )

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Но так как они и после этого не хотели возвратиться, то магистриан сказал им: — Клянусь здравием царей моих, что, если вы не вернетесь, то я свяжу вас всех и отведу к правителю. Но когда они не послушали и его слов, тогда магистриан с воинами начал бить их и едва мог отогнать их от святого. Будучи веден таким образом, святой мужественно переносил тяжесть железных вериг и доблестно терпел боль в ногах, пронзенных во многих местах острыми гвоздями, которыми усеяны были медные сапоги, и путь его обагрялся кровью. Сам же он с радостью воспевал: — «Если ополчится на меня полк, не убоится сердце мое» (Пс.26:3), потому что Ты, Христос Господь, со мною. Многое и другое вещал святой, обращаясь к Господу в пении и молитве. Магистриан же и бывшие с ним, видя мученика легко идущим, несмотря на то, что ноги его были обуты в сапоги с гвоздями, весьма удивлялись; но со святым мучеником был Господь, облегчавший его страдания. Когда они достигли селения, называемого Дакозария, магистриан и воины захотели отдохнуть, потому что было жарко и наступил полдень. Владетельница того селения, вдова, по имени Трояна, увидав пришедшего с воинами магистриана, просила их войти в ее дом вкусить пищи; всего было их человек сорок. Когда они вошли, она все устроила для них. Итак, они ели, пили и веселились, а святого мученика Василиска, со связанными назад руками, привязали к сухому дубу, росшему около ворот ее дома. К святому собралось множество народа, мужчин и женщин, а также детей. Видя его заключенным в тяжкие оковы и привязанным на припеке солнца, а также видя кровь, текшую из его ног, они умилялись и выражали ему соболезнование. Святой же молился Богу, взывая: «Господи, посети меня, как ты посетил Иосифа в темнице (Быт.41), Даниила во рве львином (Дан.6), трех отроков в пещи вавилонской (Дан.3). И как Ты явил милость Сусанне (Дан.13), подвергшейся напасти от лукавых старцев, вывел Петра из темницы (Деян.5:17–20), а Феклу защитил от поругания так и на мне, смиренном и недостойном рабе Твоем покажи дивную Твою милость и яви чудеса Твои во славу Твоего пресвятого имени!»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

О мучениках Маккавеях говорится в греческой Библии, а именно во 2-й Книге Маккавейской, однако Григорию было известно и отдельное сочинение Иосифа Флавия, посвященное Маккавеям. [ 3 ] События, о которых идет речь в Книге Маккавейской и у Иосифа Флавия, относятся к периоду гонений сирийского царя Антиоха IV Епифана (176-164 до Р.Х.), который проводил политику интенсивной эллинизации Иудеи, сопровождавшуюся принуждением евреев к участию в языческих жертвоприношениях, нарушению субботы и других " законов отеческих " . [ 4 ] За отказ принять язычество тысячи евреев были казнены Антиохом. Одной из его жертв стал пожилой книжник Елеазар со своей женой и семью детьми, которые за отказ вкушать свиное мясо были подвергнуты жестоким мучениям и смерти. [ 5 ] Сначала был умерщвлен отец, потом его семь сыновей, которых мать увещала мужественно встретить смерть; после всех скончалась мать. Перед лицом смерти все - и отец, и мать, и сыновья - твердо исповедали веру в единого Бога, в загробное воздаяние и воскресение мертвых. Так один из сыновей, умирая, говорил исполнителю казни: " Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной " . Другой, протянув руки для отсечения, говорил: " От неба я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их " . Еще один из сыновей говорил: " Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит " . [ 6 ] Рассказ о мучениках свидетельствует не только о мужестве иудеев, которые были готовы умереть за свои отеческие традиции, но и о том, что вера в воскресение мертвых была широко распространена в еврейском народе задолго до пришествия Христа. Начиная Слово, посвященное Маккавеям, Григорий говорит о том, что немногие христиане чествуют этих мучеников, так как они пострадали до Христа. По мнению Григория, однако, все ветхозаветные праведники достигали совершенства не иначе, как через веру во Христа: ...Ибо есть некое мистическое и сокровенное учение,- весьма убедительное для меня и для многих боголюбивых людей,- согласно которому никто из достигавших совершенства прежде пришествия Христа не мог достичь этого без веры во Христа. Ибо Слово, хотя явно открылось лишь в известные последние времена, было и прежде известно тем, кто чист разумом, как это явствует из (примера) многих, прославленных до Христа. [ 7 ]

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1213...

По выражениям ее 410 , они, в телесах многих имея один разум, исповедали единого Господа Иисуса, побуждаемые и укрепляемые благодатью Божией, любовью ко Христу, источнику истины и жизни, и чаянием благ вечных. На них возлагали руки и гнали, предавая их в синагоги и в темницы, приводили пред царей и правителей за имя Господа. Когда доводилось им свидетельствовать, они не приготовлялись к ответу заранее. Ибо Господь давал им уста и премудрость, которой не могли противостоять все противящиеся им. Они были ненавидимы за имя Господа, однако и волос с головы их не пропадал без воли Божией. В терпении они стяжали души свои ( Лк.21:12–19 ) 411 . Силой Возлюбившего их они преодолевали скорби, тесноту, гонение, голод, наготу, опасность, меч ( Рим.8:37,35 ) 412 . Они переносили страдания, как добрые воины Иисуса Христа ( 2Тим.2:3 ); не боялись убивающих тело и после немогущих ничего более сделать, но боялись того, кто по убиении имеет власть ввергнуть в геенну. Они исповедали Христа пред человеками, утешаясь, что и Сын человеческий исповедает их пред Ангелами Божиими и Отцем небесным ( Лк.12:4–5,8 ) 413 . Как Божественное всесожжение и чистая жертва, они принеслись Творцу и Спасу. Тело, сокрушаемое ранами, являло правость совести их. Терпя раны, они хранили неуязвленным благородие души, и явились, как лозы Богомудрые, как ветви режемые и нам источающие мысленное вино, утешающее сердца и отревающее опьянение страстей; при строгании тела являлась светлая доброта их. Своей честной кровью Мученики освятили землю и упразднили идольскую кровь. Так укрепляясь Господом и могуществом силы Его, препоясанные истиной, облеченные в броню праведности, обувши ноги в твердость Евангелия мира, особенно со щитом, шлемом спасения и мечем слова Божия ( Еф.6:10–17 ) 414 , они явились воинами Христа непобедимыми, победоносцами и гражданами вышнего града. Мученики умирали в мире. Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Разделы портала «Азбука веры» Мы видим в Новом Завете противоречивые желания святых. Первомученик Стефан молится о прощении своих убийц, а мученики из Откровения просят Бога: “ Д околе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу” (6:10). Как совмещается здесь христианское прощение и желание мести? Похожие вопросы 4 Ответа Прповедь первомученика Стефана происходила в среде Иудеев. Это сплоченные единоверцы, часто близкие родственники. Многие, если не все гонители, были для Стефана друзьями, знакомыми, и скорее, что и родственниками. Он просил за вразумление близких, просил за погибающих членов своей семьи, как и Св.Апостол Павел, готов был отдать всё, чтоб его верующие в Бога родные спаслись. Мученики из Откровения уже в настоящей Семье, в Церкви, где Глава Христос. Они просят мстить за убитых родственников, разобраться  с теми, кто вне Семьи, вне Церкви, с теми кто против Бога. Желание, чтобы совершилось Божие правосудие и зло, терзающее Его творение было обуздано, не является жаждой мести. Месть — это желание лично воздать врагам за свою обиду, и она твердо запрещена Христианам. Но не потому, что зло не заслуживает наказания, а потому, что суд принадлежит Богу. Как пишет Апостол, «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» ( Рим.12:19 ) Как говорит псалмопевец, «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие; попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое; вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют и говорят: “не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев”.» ( Пс.93:1–7 ) Зло которое совершается в мире, бросает вызов Богу и побуждает людей говорить, что Его и вовсе нет, или Его не беспокоит, что « вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют». Псалмопевец просит не о мести своим обидчикам — а о том. чтобы Бог явил свою праведность.

http://azbyka.ru/vopros/kak-sovmeshhaets...

С благоговейным трепетом видим великий сонм святых, сияющих во тьме мира, как яркие Божьи звезды на темном небосклоне. Видим сонм пророков и Апостолов, великих святителей и пастырей, проповедавших и утверждавших Евангелие Христово. Видим огромный сонм святых мучеников и мучениц, великих преподобных и отшельников и даже людей, подобных Ангелам Божиим. Что сделало их святыми, совсем не похожими на народ земли? Это узнаем мы из глубочайших слов Апостола Павла, слов, которых до него никто не мог сказать. Ужас и безмерная слава Креста Христова так потрясли его душу, что он забыл о всем мире и сказал: «…крестом Господа нашего Иисуса Христа… для меня мир распят, и я для мира…», " Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 6, 14; 2, 19–20). Эти святые слова могли бы повторить о се6е и все великие святые. Вера в Господа Иисуса и любовь к Нему ярким пламенем пылала в сердцах святых мучеников и давала им силу переносить ужаснейшие мучения и страшную смерть. Мир потерял всю свою привлекательность для великих преподобных и отшельников, мир был распят для них. Невыносимо было для них оставаться среди людей, способных на такое безмерное преступление как распятие на кресте Спасителя мира, Сына Божия; и уходили они в безлюдные пустыни и непроходимые лесные дебри, чтобы жить там в неразлучном молитвенном общении с Богом. Их молитва была глубока, как море, и лилась неустанно день и ночь. Наш великий преподобный Серафим Саровский тысячу дней и ночей молился в лесу на плоском камне. Преподобный Арсений Великий стоял от вечера до утра с воздетыми к небу руками в пустыне, молясь о всем мире. И даже его превосходила по силе молитвы преподобная Мария Египетская. Можно было бы еще долго говорить и о других великих подвижниках, которых весь мир не был достоин. В нынешнюю первую неделю по Пятидесятнице Святая Церковь празднует память всех святых. Почему установлен этот праздник? В святцах немного имен святых; всего около 2000 имен; но не может быть, чтобы святых было так мало; их больше, конечно, неизмеримо больше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Святой мученик Фемистоклей Аудио Святой Фемистоклей был мужем простым и чистосердечным. Он пас своих овец в горах поблизости от Мир Ликийских во времена Дециевых гонений, около 250 года. Однажды житель этого города, христианин по имени Диоскорид, преследуемый людьми правителя Асклепия за истинную веру, попросил Фемистоклея укрыть его. Несколькими минутами позже появились преследователи, спросившие пастуха, не видел ли он поблизости беглеца. Не подозревая об их истинных намерениях и полагая, что все люди столь же исполнены сострадания и кротости к ближнему, как он сам, Фемистоклей отвечал им: «Отпустите же его, братья, и позвольте ему избежать смерти. Не выдавайте этого человека судье и даруйте ему жизнь, ибо, хотя он и христианин, как и я сам, он такой же человек, как и вы». Услышав такие слова, воины пришли в ярость и воскликнули: «Если ты не выдашь его нам, мы приведем тебя вместо него!» «Я предложил это вам ради вашей же пользы, – отвечал святой, – но если вы не хотите, я с радостью соглашусь занять его место. Ведь все мы – едино, и он и я – рабы Христовы и члены единого Тела». Фемистоклей, приведенный на суд к Асклепию в Миры в простом пастушеском обличье, в милоти и с посохом в руках, поразил присутствующих мудростью речей, питаемых живой водой Священного Писания. «Где ты спрятал беглого христианина? Говори истину, чтобы спасти свою жизнь», – сказал ему правитель с угрозой. «У меня есть другая жизнь, и я не знаю иной истины, кроме Христа, сказавшего: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14: 6)», – отвечал святой. Он отказался признать суетное идолослужение и заклеймил лживость языческих богов, которые суть переодетые человеческие страсти. Прежде чем быть преданным в руки палачей, святой Фемистоклей промолвил: «Ты хочешь подвергнуть меня пытке – так пытай. Я с радостью приму смерть за Христа, принеся себя в жертву во славу моего Учителя, во спасение себя самого и раба Божия Диоскорида, а также для того, чтобы ты знал, что я “все могу в укрепляющем меня Христе” (Флп. 4: 13)».

http://pravoslavie.ru/58540.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010