ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Слово в праздник Собора новомучеников и исповедников российских Архимандрит Иоанн (Крестьянкин). 1994 г. См. также: Церковный год > > Собор новомучеников Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? …и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» (Откр. 6, 9-10, 11). Други наши, сегодня праздник молитвенной памяти святых, начало которому было положено тогда, когда они, эти люди, еще жили и только стояли на пороге предлежащего им подвига. И они сами, не ведая того о себе, но пророчески предзря будущее России, на всероссийском Соборе Русской Православной Церкви в 1917- 1918 годах объявили: «Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25-го января или в следующий за сим воскресный день (…) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». Они не знали о себе, но Дух Святый, в Церкви почивающий и Церковь ведущий, их устами изрек явно будущее народа Божия на Руси на длительный период ее истории и назвал его «годиной лютой». И на этом Всероссийском Соборе, восстановившем Богом данной властью на Руси Патриаршество, еще воочию была видна древняя церковная слава России. Но там же ей, этой славе, уже противопоставилось надвигающееся будущее — непримиримая, враждебная сила, ненавидевшая христианство и Крест и обещавшая русской Церкви подвиг мученичества и исповедничества, доселе редко являвшийся в ней. Непрекращающиеся гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь, казалось, обошли Россию. Русь приняла христианство готовым, выстраданным другими, из рук своего правителя — Великого равноапостольного князя Владимира — и вросла в него весьма малыми жертвами. Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом? «…возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая… в темницы, и поведут пред… правителей за имя Мое…» (Лк. 21,12). Это Божие определение о Церкви открылось со всей очевидностью еще с апостольских времен. А для России час испытания ее веры, час подвига за Христа пришел в XX веке, ибо не без России Вселенская Церковь должна была достигнуть полноты духовного возраста и совершенства. Почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой на Русскую Православную Церковь обрушилось гонение, движимое активным богоборчеством, целью которого было стереть Церковь с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах россиян. И цель оправдывала средства. В относительно короткий период — за семьдесят лет — земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множе- ством русских святых мучеников и исповедников.

http://zavet.ru/kalendar/novm/003krest.h...

Закрыть Слово в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской Ко дню памяти († 5.02.2006) Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)   22:00 04.02.2023 3669 Время на чтение 12 минут Во имя Отца и Сына и Святого Духа! И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?...и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число (Откр. 6, 9-10, 11). Други наши, сегодня праздник молитвенной памяти святых, начало которому было положено тогда, когда они, эти люди, еще жили и только стояли на пороге предлежащего им подвига. И они сами, не ведая того о себе, но пророчески предзря будущее России, на всероссийском Соборе Русской Православной Церкви в 1917-1918 годах объявили: " Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25-го января или в следующий за сим воскресный день (...) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников " . Они не знали о себе, но Дух Святой, в Церкви почивающий и Церковь ведущий, их устами изрек явно будущее народа Божия на Руси на длительный период ее истории и назвал его " годиной лютой " . И на этом Всероссийском Соборе, восстановившем Богом данной властью на Руси Патриаршество, еще воочию была видна древняя церковная слава России. Но там же ей, этой славе, уже противопоставилось надвигающееся будущее - непримиримая, враждебная сила, ненавидевшая христианство и Крест и обещавшая русской Церкви подвиг мученичества и исповедничества, доселе редко являвшийся в ней. Непрекращающиеся гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь, казалось, обошли Россию. Русь приняла христианство готовым, выстраданным другими, из рук своего правителя - Великого равноапостольного князя Владимира - и вросла в него весьма малыми жертвами. Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом? " ...возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая... в темницы, и поведут пред... правителей за имя Мое... " (Лк. 21, 12). Это Божие определение о Церкви открылось со всей очевидностью еще с апостольских времен. А для России час испытания ее веры, час подвига за Христа пришел в XX веке, ибо не без России Вселенская Церковь должна была достигнуть полноты духовного возраста и совершенства. Почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой на Русскую Православную Церковь обрушилось гонение, движимое активным богоборчеством, целью которого было стереть Церковь с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах россиян. И цель оправдывала средства. В относительно короткий период - за семьдесят лет - земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством русских святых мучеников и исповедников.

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/04/...

Звучит очень традиционный для тогдашней апокалиптики мотив требования реализации правды Божьей на земле. Время движется, а на земле не видно конца торжеству несправедливости. Бог медлит с установлением своей правды. «Доколе?!» Итак, речь идет о Боге, о том, что в мире должен одержать победу Он, а не силы зла. Итак, мученики взывают к Богу, чтобы Он осуществил свое правосудие. Следует также обратить внимание на то, что голос мучеников есть, собственно, голос христиан на земле. Требование мучеников в конечном счете есть требование гонимых христиан, которые ждут, чтобы, наконец, реально проявилась сила и власть Божья. И мученики на свой вопрос получают ответ. Им даются белые одежды, которые символизируют совершенство тех, кто убит за свою веру и убеждения. Таковые участвуют в жизни будущего века (ср. Откр.3:5 ; Откр.7:14 ; Откр.19:14 ). Одновременно церковь настраивается на готовность к мученичеству: будет еще много мучеников, и каждый должен с этим считаться. Но в своих искушениях они не должны думать, что Бог забыл о них. Нет, Он исполнит то обетование, которое было дано в пророчестве побеждающему: «Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни» ( Откр.3:5 ). С точки зрения вечности все это продлится лишь «малое время», в течение которого следует выстоять. Вспомним: «время близко» ( Откр.1:3 ); «будете иметь скорбь дней десять» ( Откр.2:10 ); «се, гряду скоро» ( Откр.3:11 ). Вспомним также слова Иисуса Христа из Евангелия от Луки Лк.18:7–8 : «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре». Здесь, конечно, выражено характерное для христиан того времени и, в частности, для Иоанна ожидание близости пришествия Христова. в) Шестая печать: гнев Бога и Агнца ( Откр.6:12–17 ) 12 И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь. 13 И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

«И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святой и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу? И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число». (Откр. 6: 9-10, 11)      Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Непрекращающиеся гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь, казалось, обошли Россию. Русь приняла христианство готовым, выстраданным другими, из рук своего правителя – великого равноапостольного князя Владимира – и вросла в него весьма малыми жертвами. Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом: “...возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая... в темницы, и поведут пред... правителей за имя Мое... ” (Лк. 21: 12) ? Это Божие определение о Церкви открылось со всей очевидностью ещё с апостольских времен. Для России час испытания её веры, час подвига за Христа пришёл в XX веке… За семьдесят лет земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством святых мучеников и исповедников А для России час испытания её веры, час подвига за Христа пришёл в XX веке… В относительно короткий период – за семьдесят лет – земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством русских святых мучеников и исповедников». Старец ещё говорил: «На конец 1922 года было расстреляно по суду 2691 человек из белого духовенства, 1962 монаха, 1447 монахинь и послушниц. Это перечень лишь тех, чьи “судебные” дела сохранились, а сколько их, безвестных, убиенных без суда и следствия, предстало пред Богом в убеленных страданием победных ризах». Об одном из таких безвестных рассказал мне игумен Савватий (Рудаков), духовное чадо отца Иоанна. А убиенный без суда и следствия новомученик Стефан приходится ему прапрадедушкой. Бабушка не читала наставлений, она учила внука примером своей жизни и молитвы

http://pravoslavie.ru/77056.html

«И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел» ( Быт.4,4–5 ). Выразилось это призрение Божие, по преданию, в том, что на жертву Авеля сошел огонь с небес и пожрал ее, не прикоснувшись к жертве Каиновой. Так учили святые Ефрем и Златоуст. «Каин сильно огорчился, и поникло лице его» ( Быт.4,5 ). В душе у того, кто считал себя добившимся всего своими силами, возник сильный гнев (так в тексте), ибо он почитал себя достойным чуда, а его обошли в том, что он считал по праву своим. С другой стороны, гордыня Каина побуждала его бояться насмешек родителей, братьев и сестер (у Адама были еще дети). В результате он обратил свое лице к силам ада, и, созданный смотрящим вверх (что и означает слово «человек»), уподобился первому завистнику – сатане. «И сказал Господь Бог Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лице твое? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» ( Быт.4,6–7 ). Так Вседержитель предостерегает сына Адама от покорности греху. Это состояние именуется у Отцов прилогом, когда человек сам властен избрать или отвергнуть преступление. Обращение Бога к Каину показывает, что сатана и после падения не имеет власти насильно совершить грех, но лишь склоняет на него свободную волю человека, обольщенную мнимым благом. «И сказал Каин Авелю, брату своему: пойдем в поле. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» ( Быт.4,8 ). Так пишет об этом страшном проявлении смерти на земле св. Иоанн Богослов: «Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны» ( 1Ин.3,12 ). По преданию убийство произошло после того, как Каин поспорил с Авелем о грядущем Спасителе. Он был заклан, как агнец, мечом в день первого весеннего полнолунья 229 года от сотворения мира (5279г. до Р.Х.), в тот самый день, когда позднее иудеи праздновали Пасху и был предан смерти Господь Иисус Христос , прообразом Которого и был Авель. По словам блаж. Августина, «после преступления Адамова первым носителем образа Спасителя нашего был Авель; он – девственник, и священник, и мученик: девственник, ибо умер прежде супружества; священник, ибо приносил Богу благоугодные жертвы; мученик, ибо убит за истинное богопочитание».

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Как понимал это место Амвросий Медиоланский , можешь прочитать в его толкованиях. Объяснения же этой притчи Оригенова и Дидимова я не мог найти; и не знаю наверное, погибло ли оно от времени, или они вовсе об этом не писали. Мне, соответственно с предыдущим толкованием, кажется, что мы должны от мамоны неправедной приобретать себе дружбы, но не бедных, а таких, которые могли бы принять нас в свои дома и в вечные кровы: чтобы, доставляя им малое, от них получили обратно многое, давая чужое, получили свое, и посеяли бы о благословении, чтобы пожать благословение: ибо кто сеет скупо, тот скупо и пожнет ( 2Кор. 9:6 ). Глава VII В каком смысле следует понимать читаемое в послании к Римлянам: ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть ( Рим. 5:7 )? По поводу этого свидетельства, которого не понимают, богохульствуют две ереси с одинаковым нечестием, хотя и с различием в заблуждении. Маркион, представляющий Бога и Творца закона и пророков праведным, а Бога Евангелия и апостолов благим, Сыном которого он считает Христа, вводит двух богов – одного праведного, а другого благого, и утверждает, что за праведного или никто не захотел бы умереть, или решились бы очень немногие, а за благого, т.е. за Христа, явилось бесчисленное множество мучеников. Но Арий название праведного усвояет Христу, о Котором сказано: Боже! даруй царю Твой суд и сыну царя Твою правду ( Пс. 71:1 ); и сам Он говорит о Себе в Евангелии: ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну ( Ин. 5:22 ), как слышу, так и сужу (Там же, ст. 30). А название благого он относит к Отцу, о Котором сам Сын заявляет: никто не благ, как только один Бог ( Лк. 18:19 ). Но хотя он и мог доселе отыскивать окольные тропинки для своей хулы, – на дальнейших выводах споткнулся и упал. Ибо каким образом говорилось бы: за Отца кто дерзнет умереть и едва кто умрет за Сына, когда за имя Христово было пролито столько мученической крови? Изъясняющий это место просто может сказать, что в ветхом законе, в котором царствует правда, нашлись очень немногие пролившие свою кровь; а в новом завете, в котором царствует благость и милость, явилось бесчисленное множество мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Когда Святой обличал таким образом заблуждение царя, Ликиний воскликнул: – Ты, как видно, ни к чему другому не способен, как только к тому, чтобы, по невоздержности своего языка, по дерзости и безумию, открыто глумиться надо мною. Отвечай же и говори прямо, принесешь ли жертву богам и подчинишься ли нашему приказанию, или же подвергнешь себя заслуживаемым тобой мучениям? – Ты уже слышал царь, что я отвечал, – сказал мученик Христов Ермил, – и ничего не услышишь от меня более; делай, что хочешь, исполняй – что задумал. Разгневанный Ликиний приказал растянуть святого нагим на земле и бить палками по животу. Святой среди истязания имел одну радость – во Христе и молился, возводя к Нему душевные очи: – «Поспеши, Боже, избавить меня, поспеши, Господи, на помощь мне» ( Пс.69:2 ). Терпение святого привело мучителя в еще большую ярость, и он приказал терзать живот его орлиными когтями: – Пусть видит, – сказал он, – своими глазами внутренности свои. Мученик же говорил: – «Сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому» ( Пс.83:3 ). «Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои» ( Пс.62:6 ). Стратоник, смотря на такие нечеловеческие мучения святого Ермила, своего друга, и на растерзание утробы его, начал плакать. Увидев это, некоторые из окружающих тотчас донесли царю, говоря: – Темничный сторож Стратоник не скрывает своего участия в христианском заблуждении и своей дружбы с Ермилом, потому что жалеет и плачет о нем. Царь, призвав Стратоника, спросил: «друг ли ты Ермилу?» Стратоник не желая, как ученик истины, говорить неправды, и видя, что настало для него время совершить подвиг, назвал себя другом Ермила и христианином, обличил бездушие идолов и безумие поклоняющихся им и прославил единого Бога, Творца неба и земли. Разгневанный царь приказал обнажить Стратоника и бить его палками по всему телу. Среди мучений, страдалец возводил очи к своему другу, святому Ермилу, и говорил: – Молись обо мне Христу, Ермил, чтобы Он помог мне твердо и непоколебимо соблюсти веру и возвыситься над своими мучителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Кстати, одно из имен Бога – Великий Исполин, выходящий на сражение с темными существами, восставшими против Его власти. Это Царь, идущий смирить мятежников. И великий Бог дает семь труб Своим Ангелам. Трубные голоса, звучавшие все сильнее и сильнее, сопровождали явление Бога на горе Синай во время исхода евреев из Египта. Точно так же трубные голоса сопровождают Бога, Который восходит на небеса, поэтому часто на иконах Вознесения Ангелы изображаются с трубами. Царь Давид говорит такие слова: «Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном. Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте, ибо Бог – Царь всей земли; пойте все разумно» ( Пс. 46:6–8 ). Трубные голоса – напоминание о Боге, знак того, что Он вспомнил, о чем Его просили мученики под жертвенником. А они просили о мести за кровь невинноубиенных, пролитую на земле, и Бог вспомнил об этом. Поэтому высшим Ангелам дается поручение трубить трубами, чтобы донести волю всемогущего Бога до земли. Все это происходит за пределами небес. Очень интересно, но есть и мелодия хаоса, мелодия кары Божией, громыхающая страшными разрушениями. Мир разрушается, когда трубят Ангелы Божии, исполняя волю Господа. «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом» ( Откр. 8, 3 ). Что это за золотой жертвенник? Во времена Ветхого Завета была построена сначала Скиния, а позднее и Храм Соломона, причем возведены они были не по собственным проектам, а по образцу, показанному пророку Моисею на горе, то есть по образу небесного храма. И в этом небесном храме было два жертвенника: медный и золотой. На медном – приносились кровавые жертвы (быков, овец, сжигался хлеб и так далее). А прямо перед Святая Святых стоял золотой жертвенник, по образцу из небесного храма, на котором находились мученики, принесшие себя в жертву Богу. И на этом же жертвеннике величайшая из жертв – Сам Христос Спаситель. Кроме того, золотой жертвенник – это жертвенник молитв, которые возносятся перед троном Бога. И вот как о нем говорится в Книге Исход: «И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него [должны выходить] роги его» ( Исх. 30:1–2 ). Четырехугольник – это символ равенства добродетелей. Квадрат – символ того, что человек совершен в добродетелях. Вышина два локтя, потому что любовь у человека должна быть двойная – и к Богу, и к ближнему. Даны эти точные размеры для того, чтобы мы учились небесным реальностям. У жертвенника по четырем углам должны быть рога как главная священная часть его – они символизируют силу, которую являет Бог в честь жертвы приносимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Многие из тех, кто пострадал за веру в ХХ веке, ревнуя о благочестии, желали жить в то время, когда верность Христу запечатлевалась мученической кровью. “В детстве и отрочестве, — писал из камеры смертников священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, — я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога”. “В наши смутные дни явил Господь ряд новых страдальцев… — писал святой Патриарх исповедник Тихон, — если пошлет нам Господь испытание гонений, уз, мучений и даже смерти, будем терпеливо переносить все, веря, что не без воли Божией совершится это с нами и не останется бесплодным подвиг наш, подобно тому, как страдания мучеников христианских покорили мир учению Христову”. Сбылись чаяния исповедника веры святого Патриарха Тихона — на крови мучеников ныне возрождается Русская Православная Церковь. Святая Церковь, от начала возлагающая упование на молитвенное предстательство пред Престолом Господа Славы Его святых угодников, соборным разумом свидетельствует о явлении в ее недрах великого сонма новомучеников и исповедников Российских, в XX веке пострадавших. Боголюбивая Полнота Русской Православной Церкви благоговейно хранит святую память о жизни, подвигах исповедничества святой веры и мученической кончине иерархов, священнослужителей, монашествующих и мирян, вместе с Царской Семьей засвидетельствовавших во время гонений свою веру, надежду и любовь ко Христу и Его Святой Церкви даже до смерти и оставивших о себе грядущим поколениям христиан свидетельство о том, что “живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем” (Рим 14:8). Они были служителями животворящего Духа, явившими духовную силу Церкви в испытаниях недавнего прошлого, и мы не можем предать забвению их подвиг веры, ибо они во всем явили “себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах” (2 Кор 6:4–8).

http://pravmir.ru/paterik-novokanoniziro...

Мученик Зосима Пустынник (19 сентября) «Дометиан, правитель Киликии... увидал множество зверей, посреди которых ходил старец и беседовал с ними, как с людьми. Охотники бросились на них и, когда звери убежали, взяли старца и привели к князю, думая, что он – волшебник и совершает чарованья в пустыне... На вопрос кто он такой и как его зовут, Святой ответил: – Я – христианин, имя мое – Зосима... Я не для волшебства живу в пустыне; но, будучи сам христианин, я не могу жить в городе с неверующими, – поэтому и пошел в пустыню, желая лучше быть со зверями, нежели с людьми злыми – врагами Господа моего Иису­са Христа... Бог же, знающий служащих Ему и промышляющий о них, и меня благоустроив по Своей благости, покорил мне на утешение мое диких зверей – и вот я живу с ними, радуясь о Господе и возложив на Него все свое упование» с. 355]. Преподобный Колумбан Ирландский (9 июня) «Часто святой Колумбан, уходя в лес поститься или молиться, призывал к себе диких птиц и зверей, которые немедленно отзывались на его призыв и приходили к нему, он гладил их и ласкал, а лесные обитатели резвились вокруг своего друга, скача от радости и прыгая на него, как прыгает молодой пес на хозяина. Даже маленькая дикая белка спускалась с верхушки дерева и играла с ним» [VIII, с. 92]. Мученик Потит (1 июля) «Святой Потит отправился на пустынную гору, прозывавшуюся Гаргара, и там жил со зверями как с овцами, ибо, по божественному повелению, звери повиновались ему и следовали за ним» с. 20]. Преподобный Варлаам Керетский (6 ноября) «Остальную жизнь свою он провел отшельником в постриге – сначала у озера Керетского, потом в пещере на самом берегу Белого моря, где он прожил до ста лет с дикими зверями » [VI, с. 609]. Преподобный Сергий Радонежский (25 сентября) «Мимо его одинокой келии пробегали стаи голодных волков и скрывались в чаще леса, или же подходили к Преподобному и как бы обнюхивали его; заходили сюда и медведи . Но сила молитвы спасала пустынника» с. 518]. «Преподобный Сергий Радонежский с дикими зверями». Миниатюра из Лицевого жития прп. Сергия. Москва. XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010