от лица митрополита Макария Ермолаю было сделано предложение написать агиографические сочинения, посвященные муромским святым. Действительно, Петр и Феврония, канонизированные на соборе 1547 г., в заглавии повести названы «новыми чудотворцами». Содержание «Повести о рязанском епископе Василии», написанной тоже Ермолаем, было использовано в житии муромского князя Константина и его сыновей, канонизированных на соборе 1549 г. Источниками для этих двух произведений Ермолая послужили муромские легенды. «Повесть о епископе Василии» написана предельно сжато, сюжет в ней изложен четко, но детали его не разработаны. Совершенства в разработке сюжета (ясность в передаче главной мысли, конкретность деталей, четкость диалогов, имеющих большое значение в развитии сюжета, композиционная завершенность) Ермолай-Еразм достиг в «Повести о Петре и Февронии». Определяющим в разработке сюжета оказалось воздействие устного источника, более всего связанного с жанром новеллистической сказки. На Ермолая-Еразма такое сильное влияние оказало народное предание о муромском князе и его жене, что он, хорошо образованный церковный писатель, перед которым была поставлена цель дать жизнеописание святых, создал произведение, по существу не имеющее ничего общего с житийным жанром. Этот факт выглядит особенно поразительным на фоне той житийной литературы, которая в это же время создавалась в писательском кругу митрополита Макария, к которому, собственно, принадлежал и Ермолай-Еразм. «Повесть о Петре и Февронии» резко отличается от житий, написанных в это время и включенных в Великие Минеи Четьи, она выделяется на их фоне и не имеет ничего общего с их стилем. К ней, скорее, можно найти параллели в повествовательной литературе второй половины XV b., построенной на новеллистических сюжетах («Повесть о Дмитрии Басарге», «Повесть о Дракуле»). В «Повести о Петре и Февронии» рассказывается история любви между князем и крестьянкой. Сочувствие автора героине, восхищение ее умом и благородством в трудной борьбе против всесильных бояр и вельмож, не желающих примириться с ее крестьянским происхождением, определили поэтическую настроенность произведения в целом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Возникло Казаково не случайно. Оно имело большое стратегическое значение, и расположено было на торговом пути между уездными городами. До 18 века гужевая дорога с Нижнего Новгорода на Муром проходила по водоразделу от Зяблицкого погоста (с.Озябликово) на Медоварцево, Алтунино, Казаково, Митино, Ганино, Черновское, Крутец, Монаково, Поздняково и далее по перевозу через Оку на Муром. Поймы двух речек Большой и Малой Кутры не имели мостов и поэтому местность для гужевого транспорта была труднопроходимой, что вынуждало делать объезд на Казаково, которое расположено почти на одинаковом расстоянии между бывшими уездными центрами – г. Муром и г. Горбатовым. Шел этот путь по глухомани лесов, кишевших беглыми, «лихими людьми», грабившими купцов, ехавших с товарами на Макарьевскую ярмарку, открывшуюся в 1641 году. А почему возникло Казаково не случайно? А почему не Рожественно, как на некоторых древних картах? Почему старая Муромская дорога проходила через Казаково, Озябликово, а не в стороне от них, затрагивая и Березовку и Чеванино и Давыдово. Сами же пишете правильно, что местность была без мостов труднопроходимой, поэтому от Озябликова поднятся в несрытую гору было невозможно - значит в стороне по возвышенности. Да и селились древние у дорог и рек в основном. Что-то фотки не появляются, а то бы можно скинуть и посмотреть древние карты, на которых показаны дороги и на Горбатов, и на Саконы и на Фоминки за Оку и на  Тешу, Румасово и Венец к проходившей железной дороги. Это сейчас в этих населенных пунктах жизнь еле теплится, а когда-то не меньше Вачи, Казакова и графы, князья не чурались строить свои усадьбы. Скажем в Фоминках. Да, через Озяблицкий погост проходила дорога за Оку во Владимирскую и на Арзамас. А связи были не малые, так как Стародубский анклав был подчинен Владимирской губернии. И хочешь, не хочешь, приходилось пользоваться через Оку перевозами. В Чулково, Жайское (а не Жайск), Александрово (один из древних значков в округе на карте), чтоб попасть в Владимирскую губернию. И только недавно построили мост в Муроме,а в Павлове  все еще паром и летом, понтонный...

http://sobory.ru/article/?object=03588

6-го ч. писал я во Владимир Преосвященному Иакову, в ответ на его письмо от 29 сентября: «Простите, что так долго не писал Вам и не благодарил за поздравление. С наступлением осени наступила для меня многодельная жизнь в Северной Столице. Кроме общих с прочими собратьями дел, я имею особые частные занятия. Мне, во-первых, поручено председательство в существующей с 1881 г. комиссии по пересмотру Богослужебных книг, а во-вторых, на меня возложена, хотя еще и не официальным порядком, обязанность приготовлять к изданию хранящиеся в Синодском Архиве материалы для биографии покойного Московского Святителя Филарета. А этих материалов мне доставлено, в переписанных набело тетрадях, пять огромных томов. Из них четыре мной уже прочитаны. Почти день и ночь читаю эти драгоценные материалы и не могу от них оторваться: так они интересны. Возвращаю при сем Вашему Преосвященству акафист Муромским Чудотворцам в исправленном виде. Исправление сделано цензором, архимандритом Тихоном. Вам остается переписать акафист набело и представить в Цензурный Комитет установленным порядком. За разрешением к его напечатанию теперь уже остановки не будет». 8-го ч. послал я официальное письмо за 4659 Ректору Московской д. академии, о. протоиерею С. К. Смирнову следующего содержания: «Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший о. Ректор! Получив присланный мне при почтеннейшем письме вашем от 28-го минувшего ноября, 538, диплом на звание Почетного Члена Московской Духовной Академии, благосклонно присвоенное мне Советом сей Академии, долгом поставляю принести Вам и почтенным членам академического Совета, за оказанную мне честь, мою искреннюю душевную благодарность. Призывая на Вас и на сподвижников ваших на поприще духовного просвещения благословение Отца светов, с истинным почтением и преданностью имею четь быть " … Вслед за сим на другой день 9-го числа я снова писал о. Ректору, но уже частным образом. Вот что я писал: «Помимо официального изъявления благодарности Совету за избрание меня Почетным Членом родственной мне академии, повторяю Вам лично мою сердечную признательность за оказанную мне честь и притом вне очереди сравнительно со старшими меня по службе. Это предпочтение едва ли приятно будет Преосвященному Кишиневскому 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Шум недальнего города беспокоил Кирилла, а душа его стремилась к безмолвию. Он молил Богоматерь указать ему место полезное для спасения его. Раз по обычаю читал он ночью акафист Богоматери пред Ее иконою и – услышал голос: «иди на Белоозеро, – там тебе место». Вместе с тем заблистал свет и из оконца Кирилл увидел на дальнем севере озаренное место. Услышав от друга своего Ферапонта, какова страна белозерская, он с тою же иконою Богоматери отправился на Белоозеро, в сопровождении друга. В белоозерской стороне, тогда глухой и малолюдной долго ходили странники и взошли на гору Мяуру. Это самая высокая гора в окрестности белоозерской. Подошву ее омывают волны озера Сиверского. Леса, луга, воды соединились здесь на огромном пространстве и образовали одно из прекраснейших мест России. С одной стороны, Шексна разливается извилинами по лугам необозримым. – С другой несколько синих озер разбросано среди густых лесов. – Преп. Кирилл увидел здесь то место, которое в видении назначено было для его пребывания и пал благодарною душою пред Пречистою. – Сойдя с горы на площадь, окруженную лесом, поставил он крест, а вблизи его пустынники выкопали землянку. Друг Ферапонт скоро удалился в другое место. В подземной келлии Кирилл не один год подвизался один, только по временам посещаемый крестьянами Авксентием и Матвеем, из которых последний в последствии был пономарем обители его. Раз осматривал он с ними лесную сторону свою и томимый странным сном лег уснуть под сосною: но едва закрыл глаза, как услышал голос: беги Кирилл: он вскочил и отскочил от места, как рухнулась огромная сосна, под которою лежал он. Еще цел и ныне крест, сделанный Кириллом из этой сосны. Кирилл молился после того, чтобы Господь отнял от него тяжкий сон и с того времени мог он по нескольку суток оставаться без сна. В другой раз рубил он лес, очищая место для огорода, как загорелись сухие сучья и гонимый ветром дым окружил его так, что не знал он куда бежать. Явившийся в образе благодетеля его Тимофея взял его за руку и вывел за собою из огня. Живший не в дальности от кельи Кирилла крестьянин, волнуемый опасениями корысти, положил сжечь келью Кирилла. Не раз он подходил к келье, чтобы выполнить свой умысел: но поражаемый внезапным ужасом удалялся; раз успел он подложить огонь: но огонь погас. Тогда со слезами раскаяния исповедал он грех свой Кириллу и по его просьбе пострижен был в монашество. Вскоре после того пришли из Симоновой обители любимые Кириллом иноки Зеведей и Дионисий; Кирилл обрадовался им. Потом пришел оттуда же инок Нафанаил, в последствии келарь обители. Затем многие стали приходить к Кириллу и просили удостоить их иночества. Кирилл увидел, что время безмолвия его кончилось. – В 1397 г. построил он храм в честь успения Богоматери. 372

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

О, Всемилостивая и Премилосердая Де во Богородице чтимая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо, грешнии, не имамы ины я помощи, разве Тебе и от Тебя рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша, Ты еси обидимым защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем и на Твой пречистый образ с превечным на руку Твоею держимым младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь. Благоверному князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам Тропарь, глас 8-й Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, добре во благочестии пожив, блаженне Петре, тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, в мире Богу угодивше и преподобных житию сподобистеся. С нимиже молитеся Господеви сохрани ти без вреда отечество ваше, да вас непрестанно почитаем. Кондак, глас тойже Мира сего княжение и славу временну помышляя, сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре, купно и с супружницею твоею премудрою Феврониею, милостынею и молитвами Богу угодивше. Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще, исцеление невидимо подаваете. И ныне Христу молитеся сохранити град же и люди, иже вас славящих. Молитва О, велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас, грешных, святыя молитвы ваша ко Господу Богу, и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Довольно…» 17-го ч. писал я во Владимир преосвященному Иакову, в ответ на его письмо от 30 апреля: «С благодарностью возвращаю при сем Вашему Преосвященству оставшиеся у меня письма, за исключением только моих собственных писем к покойному Владыке Евсевию. Если Вы позволите мне эти письма оставить у себя, как мою собственность, хотя и отчужденную, то во всяком случае я удержу их еще на некоторое время. Вы писали мне, что некто из Могилевцев хотел бы напечатать все письма архиереев к преосвящ. Евсевию; не Каргопольцев ли это, который через газеты приглашает всех, имевших какое-либо отношение к покойному святителю Евсевию, доставлять ему материалы для составления биографии сего иерарха? Кто этот Каргопольцев?.. Акафист Муромским Чудотворцам я передал, вскоре по приезде моем в СПб. на рассмотрение цензору, архимандриту Тихону, уроженцу Владимирском и моему ученику по академии и даже постриженцу в монашество. Прочитавши рукопись, он нашел в ней довольно много выражений, требующих исправления. Я убедил его принять на себя труд исправить эти выражения и представить затем акафист на благоусмотрение Св. Синода. И так делу этому дано надлежащее направление. Остается с терпением ожидать его окончания. Что скажу Вам о себе? Не могу пока жаловаться на свое положение в Северной Столице, хотя и претерпеваю подчас нечто неприятное от действия здешней воды; но это, как говорят, неизбежная участь всех вновь приезжающих в СПб. Не могу также жаловаться на служебные труды: они посильны. С кончиной старейшего Члена Св. Синода надобно ожидать назначения нового, но уже не из белого духовенства». Брат покойного Костромского преосвященного 73 , преподаватель Моск. Семинарии С. Д. Рождественский 74 , по просьбе моей выслал мне для прочтения письма к его почившему брату от разных иерархов, как то: Филарета 75 , Исидора 76 , Иннокентия 77 , Димитрия 78 , Алексия 79 , Леонида 80 и др. По прочтении этих, более или менее интересных, манускриптов, я возвратил их Рождественскому при следующем письме от 19-го числа:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Священник А. Рождественский Молитва о согласии и любви между супругами Святым благоверным князю Петру (в иночестве Давиду) и княгине Февронии (в иночестве Евфросинии), Муромским чудотворцам. Эти святые являются образцом христианского супружества и покровительствуют вступающим в брак. О велиции угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние, града Мурома предстателие и хранителие, и о всех нас усерднии ко Господу молитвенницы! К вам прибегаем и вам с упованием крепким молимся: вознесите о нас грешных святыя молитвы ваша ко Господу Богу и испросите у благости Его вся благопотребная душам и телесем нашим: веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну, благочестие непоколебимо, в добрых делех преуспеяние, мира умирение, земли плодоносие, воздуха благорастворение, телесем здравие и душам спасение. Исходатайствуйте у Царя Небеснаго Церкви Святей и всей державе Российстей мир, тишину и благоустроение, и всем нам житие благополучное и добрую христианскую кончину. Оградите отечество ваше, град Муром, и вся грады Российския от всякаго зла; и вся правоверные люди, к вам приходящия и святым мощем вашим покланяющияся, осените благодатным действом богоприятных молитв ваших, и вся прошения их во благо исполните. Ей, чудотворцы святии! Не презрите молитв наших, со умилением вам днесь возносимых, но будите о нас приснии предстателие ко Господу и сподобите нас помощию вашею спасение вечное получити и Царствие Небесное унаследовати; да славословим неизреченное человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице покланяемаго Бога, во веки веков. Аминь. Права и обязанности мужа и жены Неженатый имеет права и обязанности. Когда он женится, тогда у него прав меньше, а гораздо больше обязанностей. Но когда появятся дети, тогда у него совсем нет прав, а только обязанности. Старец Епифаний После заключения брака первые и главнейшие обязанности мужа — по отношению к его жене, а у жены — по отношению к мужу. Они двое должны жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь. Прежде каждый был несовершенен. Брак — это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого.

http://azbyka.ru/semya/pravoslavnye-brak...

Аудио: О, Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли, вышшая ангел и архангел и всея твари честнейшая, чистая Дево Марие, миру благая Помощнице, и всем людем утверждение, и во всяких нуждах избавление! Призри и ныне, Госпоже Всемилостивая, на рабы Твоя, Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем молящияся, со слезами к Тебе припадающия и покланяющияся пречистому и цельбоносному образу Твоему, и помощи и заступления Твоего просящия. О, Всемилостивая и Премилосердая Дево Богородице Чистая! Воззри, Госпоже, на люди Твоя: мы бо грешнии не имамы иныя помощи, разве Тебе и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего. Ты еси заступница и предстательница наша. Ты еси обидимых защищение, скорбящим радование, сирым прибежище, вдовам хранительница, девам слава, плачущим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение. Сего ради, о Богомати, к Тебе прибегаем, и на Твой Пречистый образ с Предвечным на руку Твоею держимым Младенцем, Господем нашим Иисусом Христом взирающе, умиленное пение Тебе приносим и вопием: помилуй нас, Мати Божия, и прошение наше исполни, вся бо суть возможна ходатайству Твоему: яко Тебе слава подобает ныне и присно и во веки веков. Аминь. О Пресвятая Владычица Богородица, Царица неба и земли, Та, что выше ангелов и архангелов, и достойная большей чести, чем все творение, чистая Дева Мария, благая Помощница миру и опора всем людям, избавительница во всех нуждах! И теперь, Всемилостивая Госпожа, обрати внимание на рабов твоих, молящихся Тебе с исполненной умиления душой и сокрушенным сердцем, со слезами падающих ниц перед Тобой и поклоняющихся пречистому и приносящему исцеления Твоему образу, и просящих Твоей помощи и заступления. О Всемилостивая и Премилосердная Дева Богородица Чистая! Посмотри, Госпожа, на людей Твоих: ведь мы, грешные, не имеем другой помощи, кроме как от Тебя и от рожденного Тобой Христа нашего Бога. Ты заступница и молитвенница за нас. Ты защита тех, кого обижают, к тебе могут обратиться за помощью сироты, Ты оберегаешь вдов, Ты слава дев, Ты радуешь плачущих, Ты посещаешь больных, Ты исцеляешь немощных, Ты спасаешь грешных. Поэтому, о Богоматерь, мы обращаемся к Тебе и, глядя на Твой Пречистый образ с Предвечным Младенцем, Которого Ты держишь на руках, Господом нашим Иисусом Христом, возносим к Тебе наполненное умилением пение и восклицаем: помилуй нас, Матерь Божия, и исполни нашу просьбу, ведь все может Твое ходатайство: и Тебе надлежит воссылать славу, сейчас и всегда и во веки веков. Аминь. Благоверному князю Петру и княгине Февронии, Муромским чудотворцам Тропарь, глас 8й

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitvy-o-s...

вас, сво­их правителей милостивых, бла­го­вер­нии Петре и Февроние, вы же сми­ре­ние ис­тин­ное возлюбивше и похвалы человеческия небрегше, гордынею неуязвлени пребысте, и тем показасте нам об­раз вышшаго сми­ре­ния, ему­же поучаяся, с лю­бо­вию во­пи­ем вам та­ко­вая: Радуйтеся, сла­ву человечу ни во что же вменившии; радуйтеся, сми­ре­ние Хрис­то­во усерд­но возлюбившии. Радуйтеся, за­по­ве­дей Гос­под­них вернии исполнители; радуйтеся, учения Евангельскаго истиннии последователи. Радуйтеся, раби Бо­га Выш­ня­го, волю Его сотворшии; радуйтеся, ве­ру Христову до кон­ца соблюдшии. Радуйтеся, хри­сто­име­ни­тым лю­дем бла­го­чес­тия учители; радуйтеся, хотящих богоугодно жити богомудрии наставницы. Радуйтеся, мо­лит­ва­ми вашими спасающии нас от вся­ких бед; радуйтеся, вся бла­гая про­ше­ния на­ша исполняющии. Радуйтеся, в не­ду­зех страждущих благодатнии врачеве; радуйтеся, милостивии стра­ны Муромския покровителие. Радуйтеся, святии и преславнии чудотворцы Петре и Февроние. Кондак 6 Проповедницы ве­ры пра­во­славныя и ревнители бла­го­чес­тия не сло­вом токмо, но всем жи­ти­ем сво­им бысте во гра­де Муроме, прехвальнии Петре и Февроние; тем­же и свя­тая Цер­ковь достойне почитает под­ви­ги и тру­ды ваша, ими­же трудистеся во сла­ву Бо­га Выш­ня­го, немолчно воспевая Ему: Алли­луиа. Икос 6 Возсиясте во гра­де Муроме све­том добродетельнаго жи­тия вашего, яко звезды богосветлыя, преблаженнии Петре и Февроние, и па­мять ваша в нем с похвалами до днесь, яко и по смер­ти своей не престаете озаряти нас, многая чу­де­сы совершающе, и теми светлую зарю без­смер­тия нам от мо­щей ваших возсиявающе, да убла­жа­ем вас благохвалениями сицевыми: Радуйтеся, чина и уставов свя­тыя Церк­ве вернии хранители; радуйтеся, служителей ол­та­ря Гос­под­ня благоговейнии почитатели. Радуйтеся, бла­гих обычаев и пре­да­ний святоотеческих ревнители; радуйтеся, обычаев злых и суемудрий языческих искоренители. Радуйтеся, суды нелицеприятны лю­дем вашим творившии; радуйтеся, суды ваша с ми­лос­тию соединившии. Радуйтеся, кротцыи и

http://foma.ru/petr-i-fevronya.html

6-го ч. писал я во Владимир Преосвященному Иакову, в ответ на его письмо от 29-го сентября: „Простите, что так долго не писал Вам и не благодарил за поздравление. С наступлением осени наступила для меня многодельная жизнь в Северной Столице. Кроме общих с прочими собратьями дел, я имею особые частные занятия. Мне, во-первых, поручено председательство в существующей с 1881 г. Комиссии по пересмотру Богослужебных книг, а во-вторых, на меня возложена, хотя еще и не официальным порядком, обязанность приготовлять к изданию хранящиеся в Синодском Архиве материалы для биографии покойного Московского Святителя Филарета. А этих материалов мне доставлено, в переписанных набело тетрадях, пять огромных томов. Из них четыре мною уже прочитаны. Почти день и ночь читаю эти драгоценные материалы и не могу от них оторваться: так они интересны. Возвращаю при сем Вашему Преосвященству акафист Муромским Чудотворцам в исправленном виде. Исправление сделано цензором, архимандритом Тихоном. Вам остается переписать акафист набело и представить в Цензурный комитет установленным порядком. За разрешением к его напечатанию теперь уже остановки не будет“. 8-го ч. послал я официальное письмо за 4659 Ректору Московской д. академии, о. протоиерею С. К. Смирнову следующего содержания: „Ваше Высокопреподобие, Достопочтеннейший о. Ректор! Получив присланный мне при почтеннейшем письме —104— 1883 г. вашем от 28-го минувшего ноября, % 538, диплом на звание Почетного члена Московской Духовной Академии, благосклонно присвоенное мне Советом сей Академии, долгом поставляю принести Вам и почтенным членам академического Совета, за оказанную мне честь, мою искреннюю душевную благодарность. Призывая на Вас и на сподвижников ваших на поприще духовного просвещения благословение Отца светов, с истинным почтением и преданностию имею честь быть “... Вслед за сим на другой день 9-го числа я снова писал о. Ректору, но уже частным образом. Вот что я писал: „Помимо официального изъявления благодарности Совету за избрание меня Почетным Членом родственной мне академии, повторяю Вам лично мою сердечную признательность за оказанную мне честь, и притом вне очереди сравнительно с старшими меня по службе. Это предпочтение едва ли приятно будет Преосвященному Кишиневскому 1783 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010