Сравнив жизненный путь преподобного и русского благотворителя, впоследствии ставшего монахом Иннокентия Сибирякова, отец Кирилл сказал: " В русской истории была некая культура воспитания духа в человеке, когда он в течение жизни, успевая сделать многое, принеся пользу Отечеству в совершенно разнообразных областях деятельности, в какой-то момент дозревал до состояния, когда переходил в плоскость духовного делания. Это явление отражало движение духа многих русских людей " . Историк Михаил Шкаровский выступил с докладом " Преподобный Серафим Вырицкий - насельник Александро-Невской лавры " . О жизни и служении святого в период немецкой оккупации рассказал протоиерей Константин Костромин. Архимандрит Иероним (Тестин) в раскрыл тему деятельной любви на примере жизни преподобного. Создатели документального фильма о святом - режиссер Дмитрий Коваленко и историк Валерий Филимонов - рассказали о своей работе. Первый день конференции завершился экскурсией по Музею истории купечества Санкт-Петербурга и России при БГД. Во второй день состоялся выездной семинар в Вырице.   Василий Муравьев, крупный предприниматель и меценат, начал свою купеческую карьеру в Гостином Дворе. Достиг коммерческих высот и большого благосостояния в начале ХХ века. Незадолго до большевистского переворота он отдает все свое состояние на нужды Церкви. Уже в зрелом возрасте он принимает монашеский постриг в Александро-Невской лавре и вскоре становится духовником монастыря. В поселке Вырица Ленинградской области, куда он переселился по состоянию здоровья, иеросхимонах Серафим переживает годы богоборческих гонений, немецкую оккупацию и молитвенно служит людям до самой кончины в 1949 году. Место его молитвенного подвига и упокоения пользуется большим почитанием среди православных паломников всего мира. ИА " Вода живая " , 15.06.16 Поделиться 20 марта 2017 20 декабря 2016 12 декабря 2016 2 декабря 2016 21 ноября 2016 17 ноября 2016 30 октября 2016 23 октября 2016 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=103...

Воронежского († 7.02.1929, пам. 25 янв.); сщмч. Варсонофия (Лебедева), еп. Кирилловского († 15.09.1918, пам. 2 сент.), и с ним сщмч. иерея Иванова Иоанна († 19.09.1918, пам. 6 сент.) и прмц. Серафимы (Сулимовой), игум. Ферапонтова мон-ря, и мучеников Николая Бурлакова, Барашкова Анатолия, Трубникова Михаила и Филиппа Марышева († 15.09.1918, пам. 2 сент.); прп. Серафима (Муравьева) исповедника, Вырицкого († 3.04.1949, пам. 21 марта); свт. Макария (Невского) , митр. Московского и Коломенского († 1.03.1926, пам. 17 февр.); прав. Алексия Мечева , прот. († 22.06.1923, пам. 9 июня); прп. Алексия (Соловьева) , иеросхим. Зосимовского († 2.10.1928, пам. 19 сент.), а также ряда новомучеников и исповедников Российских, представленных Алматинской, Вятской, Самарской епархиями и Соловецким мон-рем. Архиерейский Собор 1997 г., основываясь на докладе митр. Крутицкого Ювеналия от 10.10.1996 «О работе Комиссии Священного Синода по канонизации святых над вопросом о мученической кончине Царской Семьи», передал на решение Поместного Собора вопросы о канонизации в лике новомучеников и исповедников Российских членов Царской Семьи: блгв. имп. мч. Николая II, блгв. императрицы мц. Александры Феодоровны, мч. блгв. цесаревича Алексия Николаевича, мучениц благоверных царевен Ольги, Татианы, Марии, Анастасии (Романовых), расстрелянных 17.07.1918 (пам. 4 июля). Комиссия выработала и приняла ряд документов относительно канонизации Царской Семьи (Материалы, связанные с вопросом о канонизации Царской Семьи. Синодальная комиссия Русской Православной Церкви по канонизации святых. М., 1996). В дополнение к деятельности Комиссии по канонизации святых в месяцеслов РПЦ для общецерковного почитания были внесены имена некоторых святых, ранее канонизированных другими Поместными Церквами: В рассматриваемый период была продолжена практика установления соборных памятей. Характерной чертой последнего периода стало установление празднований местночтимым святым. В 1988 г. в Вологде по благословению Святейшего Патриарха Пимена к местному почитанию был прославлен: 1) блж.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Опять-таки, что считать хорошей и плохой жизнью? Есть сколько угодно подонков, которые живут припеваючи, имеют мерседесы, коттеджи, виллы на Гавайях, счет в Швейцарском банке. Но я такой жизнью жить не хочу: мне это скучно и ненужно. За город выехать, пособирать там грибы – это еще куда ни шло, или можно съездить куда-нибудь на Гавайи ненадолго, или съесть кокос, а все время прохлаждаться – мне это скучно. А есть много людей, действительно хороших, удивительно добрых, при этом постоянно терпящих несчастья, но эти несчастья не выбивают их из колеи: они делают человека еще краше. Потому что, вообще, счастье и несчастье – это внутреннее понятие, оно зависит от человека; ведь можно быть богатым, все иметь, и при этом быть несчастнейшим из людей. Кто-нибудь из вас хочет быть Сталиным, или Гитлером, или Лениным? Они все имели, однако при этом не были свободными людьми, впрочем, и людьми-то они тоже не были. Но это, может быть, крайние примеры. Думаю, что найдутся среди вас те, кто хотели бы быть «новыми русскими». Оказывается, можно быть богатым человеком и при этом очень порядочным. В августе 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви канонизировал, то есть, причислил к лику святых, преподобного Серафима Вырицкого, который был почти что нашим современником: умер в 1949 году. До революции он был одним из пяти богатейших людей России: торговал мехами, и торговля шла очень успешно. Но будущий старец Серафим – тогда его звали Василий Муравьев – с детства был глубоко верующим, благочестивым человеком (от слова «благочестие», то есть, почитающий благое). Он происходил из бедной семьи, работал где-то приказчиком, но его удивительное благочестие нельзя было не заметить. И вот один купец, видя его добрую душу, честность и порядочность, отдал свою дочь за него замуж и передал ему сначала половину своего состояния, а в конце концов – все свое дело. Таким образом, Василий наследовал достаточно большое богатство, и начал дальше умножать этот капитал. Поскольку он всегда вел дела с безупречной честностью, всегда был человеком слова – кого-то обмануть ему и в ум не приходило – ему все очень доверяли, и поэтому дела шли очень хорошо.

http://pravmir.ru/net-slepoj-very-est-sl...

Вот, например, само название. Какие же «приятельницы матерей», когда моя мама как раз долго старалась быть не сентиментальной, а современной. Но нет, именно приятельницы, даже подруги. Молодых людей, с которыми дружил муж Анастасии Александровны, я узнала через Валентину Михайловну Ходасевич, женщину замечательную, никак не даму в нынешнем смысле, которая жила не в нищете и не в ссылке, но умерла все-таки от инсульта, когда ее довела соседка по квартире. Кстати, Валентина Михайловна, почти всю жизнь проведшая в Питере, была исключительно нормальной и веселой. Потому что родилась в Москве? Это какой-то детерминизм! Прибавлю, что ее орденские чувства ничуть не мешали пусть не кротости, но хотя бы мудрой терпимости. Правда, она не была религиозной. (О Боже, что же мы делаем с верой!) Долгие годы, с 1949-го по 1998-й, нашей выпихнутой из привилегированных семье помогали, с мамой общались женщины, не похожие на Марлен Дитрих или Любовь Орлову. Одной из последних была Марина Густавовна, дочь Шпета, тетя Михаила Константиновича Поливанова. А сейчас среди нас, семидесятилетних, есть эти женщины? Наверное, да. Иначе не появилась бы книга, о которой я пишу. Совесть ластоногих Елеазара Моисеевича Мелетинского я вижу «глазами любви», а 1950-е годы, когда мы с ним встречались, едва ли не лучшие в нашей жизни. За него не поручусь, но пасынок его, Володя Муравьев, думал именно так. Познакомились мы в первые дни 1955 года, они еще только-только вернулись. И он, и Илья Шмаин были легендой. Переехав в Москву (май 1953), я сразу услышала о Маше, будущей жене Ильи, а о Е. М. знала еще в Питере, от Серманов. Тогда он был женат на Ирине Игнатьевне Муравьевой и жил в Петрозаводске, где и сел. Увидела я его у Любови Кабо, чей брат вернулся, наверное – пораньше, и бывал у меня. Столько прошло эпох, что почти не воспринимается какая-то мистическая радость, с которой мы встречали вернувшихся – прямо воскресение мертвых. Что-то похожее было на рубеже 1980-1990-х, когда стали приезжать уехавшие, но с ними все-таки была связь, мы переписывались, а иногда они звонили.

http://azbyka.ru/fiction/sama-zhizn/4/

1326 . Сырцов И. Я. Преподобный Елеазар, основатель и строи тель Троицкого Анзерского скита, принадлежащего Соловецкому монастырю. СПб. 1873. 1327 . Таврион Батозский , архим. Вся жизнь – Пасха Христова. Жизнеописание, воспоминания духовных чад, проповеди. М. 2001. 206. 1328 . Твой Авва и духовник И. С. Старец иеросхимонах Сампсон (граф Сиверс). М. 1996. 192. (Б-кажурн. «Держава»). 1329 . [Трофимов А. М.] Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий . [Василий Николаевич Муравьев, 1865–1949]. 1996. 143, ил. 1330 . У Бога все живы: Воспоминания о даниловском старце архимандрите Георгии (Лаврове). М. 1996. 196. 1331 . Филимонов В. П. Жизнь, подвиги и чудотворения старца Серафима Вырицкого . СПб. 1999. 143. 1332 . Филимонов В. П. Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий и Русская Голгофа. СПб. 1999. 334. [На обл. авт. не указ. Библ. 318–328]. 1333 . Флоренский Павел , свящ. Соль земли, то есть сказание о жизни Гефсиманского скита иеромонаха Аввы Исидора, собранное и по порядку изложенное недостойным сыном его духовным Павлом Флоренским. Сергиев Посад 1908. же://Он же. Соч.: В 4-х тт. М. 1996. 1. 571–637. пер.: Platina, СА 1987. пер.: Bose 1995. 160. пер.: Przel., poslowie, kom. ks. Henryk Paprocki. Bialystok 1996. 125. 1334 . Чесноков А. Глинская пустынь и ее старцы. СТСЛ 1994. 159. 1335 . Четверухина Е. «Удалился от мира...»: О схимонахе Симоне (Кожухове). СТСЛ 1997. 298. 1336 . Bolshakoff S. Konevitsa and Northern paradise. Blanco, lexas 1991. 79. 1337 . Écrits d’ascètes russes/Trad. Tyszkiewicz S., Belpaire Th. Namur 1957. 189. [Из писаний свв. Дмитрия Ростовского , Тихона Задонского , игумена Назария Валаамского, иеромонаха Агапита Валаамского (в посл. имени – ошибка составителей: помещены тексты схимонаха Агапия Валаамского из «Умного делания» игумена Харитона, 2 .65), св. Серафима Саровского , старца Зосимы, Георгия Затворника, архим. Макария (Глухарева), иеромонаха Парфения, св. Феофана Затворника , оптинских старцев свв. Моисея, Леонида, Макария, Илариона, Амвросия, Анатолия, св. Иоанна Кронштадтского ].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Вслед за этим в районе была вскрыта новая контрреволюционная организация террористического характера. Эта группа устраивала нелегальные сборища – моления, на которых обсуждались вопросы террора и контрреволюционной агитации. Группа использовала религиозные предрассудки населения, распространяя слухи о гонениях на религию, проповедуя о пришествии антихриста, называя антихристом тов. Сталина, распространяя стихи, песни монархического и религиозного содержания и религиозные книги. По делу арестовано 9 человек. В этом же районе осуждена группа фанатиков из 6 человек, отказавшихся нести государственные повинности и платежи по религиозным убеждениям. Несмотря на то, что все церкви закрыты в районе, имеется 5 попов, которые ходят из деревни в деревню и служат по хатам («попы передвижки»). Председатель Комиссии культов при Президиуме ЦИК Союза ССР (П. Красиков) И. О. Отв. Секретаря (Узков) ГЛРФ. Ф. 5263. On. 1. Д. 32. Лл. 26, 25, 27, 32–34 (так в деле переставлена нумерация). Подлинник. Частично опубликовано: Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М., 1996. С. 300–316. 2. Из доклада члена Комиссии по делам религиозных культов ЦИК СССР Е. Муравьева о «деятельности религиозников» в Куйбышевском крае. Сов секретно 1. Оживление деятельности религиозников в крае. В связи с ошибками и перегибами, допущенными в крае при закрытии церквей, слабостью антирелигиозной работы, неудовлетворительным руководством и климатическими особенностями нынешнего года (засуха в ряде районов) – в Куйбышевском крае наблюдается значительное оживление деятельности религиозников, принимающей во многих местах контрреволюционный характер. В ряде сельских районов (Сергиевский, Мордовия, Байтугановский и др.) и городов (Куйбышев, Пенза, Сызрань, Ульяновск и др.) увеличилось посещение церквей. В крае имеется 48 районов и городов, где особенно распространена деятельность церковников , 27 районов и городов, где существуют сектантские группы . За 1936 год ликвидировано уже 19 контрреволюционных группировок религиозников (привлечено к ответственности 125 чел ) и находятся в процессе ликвидации или в ближайшее время будут ликвидированы еще 14 группировок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

7 Илия (Карам, 1903-1969) — с 1935 г. митрополит Гор Ливанских (Антиохийская Православная Церковь). Несколько раз, начиная с 1947 г., приезжал в СССР. Биографические сведения о нем крайне скудны, а трактовки целей и содержания его визитов — противоречивы. 8    Протоиерей Михаил Лебедев (1890-1979) — в 1915 г. окончил Петербургскую духовную академию. Преподавал в советских школах историю и обществоведение, уволен за религиозные убеждения. В 1946 г. рукоположен в священника и через полгода приглашен архиепископом Кириллом (Поспеловым) на должность настоятеля Пензенского Успенского кафедрального собора. 9    См.: 1 Кор. 13:1. 10 Митрополит Антоний (Блум, 1914-2003) — выдающийся просветитель, известный проповедник и богослов, иерарх Русской Православной Церкви. Монашество принял в 1943 г. С 1957 г. епископ Сергиевский, викарий Западно-Европейского экзархата Московского Патриархата (с пребыванием в Лондоне). С 1962 г. — архиепископ Су-рожской епархии РПЦ в Великобритании. В 1965 г. возведен в сан митрополита. Доктор богословия honoris causa Mockobckoй духовной академии (1983) и Киевской духовной академии (1999). 11 Сексоты — официальное название — секретные сотрудники (агенты) еще со времен работы полиции Российской империи. Тот же термин использовался в документах советских спецорганов (ВЧК — ОГПУ — НКВД). 12    Доктусов Николай Петрович (1883-1959) — с 1944 г. преподаватель Православного богословского института и Богословско-пастырских курсов в Москве, преобразованных в августе 1946 г. в Московскую духовную академию и семинарию, с 1949 г. профессор, с 1951 по 1956 г. — инспектор МДАиС. В те же годы ректором стал протоиерей Константин Ружицкий. Вместе с ним и ученым секретарем Н. И. Муравьевым Н. П. Доктусов осуществлял руководство духовными школами. 13    Протоиерей Всеволод Шпиллер (1902-1984) — многолетний (1951-1984) настоятель церкви свт. Николая в Кузнецах в Москве. С 1934 до 1950 г. — клирик Болгарской Православной Церкви. В феврале 1950 г. с семьей по приглашению Патриарха прибыл в Москву и был принят в клир Русской Православной Церкви. В 1950-1951 гг. — инспектор Московской духовной академии и семинарии, доцент.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Однако с помощью Божией все препятствия удалось преодолеть, и в 1949 году сельский батюшка был принят в третий класс Московской Духовной семинарии. Этот период своей жизни отец Матфей считает особенно важным. В те годы он соприкоснулся с жизнью православной Москвы, познакомился с ее церковными традициями. Особенно памятно ему первое посещение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, которая тогда начала возрождаться. Среди семинарских соучеников и преподавателей отца Матфея были люди, чьи имена по достоинству могут быть вписаны в историю нашей Церкви: будущие профессора К. Е. Скурат, К. М. Комаров, протоиерей Алексий Остапов. «Курс наш был замечательный, — вспоминает батюшка. — Мы помним друг друга, до сих пор встречаемся, правда, теперь это удается редко. Особенно запечатлелись в памяти наши профессора. В то время, когда мы начинали учиться, Духовные школы только открылись. И студенты, и преподаватели приходили на занятия бедно одетые, порой в телогрейках. Многие наши профессора в те годы вернулись из заключения. Можно понять, с каким трепетом и благоговением эти люди преподавали нам слово Божие. Нашими наставниками были известные московские пастыри протоиереи Димитрий Боголюбов, Тихон Попов, Александр Ветелев, Всеволод Шпиллер, Александр Смирнов, Сергий Савинский, профессора Алексей Иванов, Николай Доктусов, Николай Муравьев и Николай Лебедев. Когда я начинал учебу, ректором Московских Духовных школ являлся протоиерей Александр Смирнов. На это должности его сменил Владимир Вертоградов, а затем протоиерей Константин Ружицкий». С особой любовью и уважением воспитанники Духовных школ относились к Святейшему Патриарху Алексию I. Уже во время учебы в академии отец Матфей Стаднюк был хорошо знаком со Святейшим Патриархом. По первосвятительскому благословению молодой священник, окончив учебу, был направлен в московский храм святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Лефортове, где ему впоследствии довелось прослужить четверть века. «Там были замечательные священники, — рассказывает он, — протоиереи Димитрий Цветков, Вонифатий Соколов и Павел Кораблев. Я стал четвертым священником на этом приходе. Но в скором времени отец Димитрий умер и меня назначили настоятелем храма, хотя помимо меня там служили старые, заслуженные батюшки». Тогда же отец Матфей стал секретарем Учебного совета при Московских Духовных школах. Помимо этого молодой батюшка был направлен в Патриархию, где помогал протопресвитеру Николаю Колчицкому.

http://patriarchia.ru/db/text/41265.html

Муравьев А.Н. Записка о состоянии Православной Церкви в России//Русский архив. М., 1883. Кн. 3. Мухин И.Н. Приходское духовенство в пореформенной России (по материалам Егорьевского уезда Рязанской епархии). М., 2006. Население России в XX в.: Исторические очерки. М., 2000. Т. 1. Настольная книга священнослужителя. М., 2001. Т. 4. Нечаев П.И. Практическое руководство для священнослужителей или систематическое изложение полного круга их обязанностей и прав. СПб., 1912. Николин А., свящ. Церковь и государство: История правовых отношений. М., 1997. О духовенстве/Сост., ред. игум. Иларион (Алфеев) . Клин, 2001. Ореханов Г., диак. Генезис русского церковного реформаторства (1905–1906 гг.)//Богословский сборник: Изд-во ПСТГУ. М., 1999. Вып. 4. С.294–302. Ореханов Г., свящ. Дневник митрополита Арсения (Стадницкого) – новый источник по русской церковной истории (1905–1916)//Ежегодная богословская конференция ПСТБИ : Материалы 2000 г. М., 2001. Ореханов Г., свящ. Витте contra Победоносцев: дискуссия о церковной реформе весной и летом 1905 года//Журнал Московской Патриархии. 2001. 11. С. 48–70. Ореханов Г., свящ. На пути к Собору. Церковные реформы и первая русская революция. М. : ПСТБИ, 2002. Очерки истории Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1994. Павлов А. Т. Было ли в России в начале XX века религиозно-философское возрождение?//Вопросы философии. 2004. 9. С. 163–169. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993. Полищук И. С. Православие и мир русской деревни : Апологетический очерк. Тверь, 2008. Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора: Государство и Церковь в эпоху Александра III. M., 1996. Польский М. , прот. Новые мученики Российские : Первое собрание материалов. Джорданвилль, 1949. Поршнева О.С. Крестьяне, рабочие и солдаты России накануне и в годы Первой мировой войны. М., 2004. Пословицы русского народа: Сборник/Сост. В.И. Даль. М., 1989. Т. 1–2. Поспеловский Д.В. Некоторые вопросы отношений Церкви, государства и общества в дореволюционной России//Грани. [Франкфурт-на-Майне] 1983. 128.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1971 г. — митрополит Крутицкий и Коломенский. В 1977 г. ушел на покой. Последние годы жил в Ленинграде, скончался в праздник Пасхи во время богослужения в Спасо–Преображенском соборе, куда приходил молиться. Серафим (Родионов) (1905–1993) — архиепископ Цюрихский. На Цюрихской кафедре с 1971 г. Серафим (Чичагов) (1856–1937) — митрополит Ленинградский, священномученик. Родом из дворян, в молодости был военным. По совету о. Иоанна Кронштадского оставил военную службу и стал священником. Овдовев, принял монашество. Хиротонисан во епископа в 1905 г., Ленинградскую кафедру занимал с 1928 по 1933 г., затем ушел на покой и жил в Подмосковье. В 1937 г. был арестован и расстрелян на Бутовском полигоне. Был разнообразно одаренным человеком: музыкант, живописец, духовный писатель; отличался энергичным характером. Серафим Вырицкий  (Муравьев) (1865–1949) — иеросхимонах, подвижник благочестия. С юности мечтал стать монахом, однако долгое время был мирянином, имел жену и детей, занимался торговлей. Незадолго до революции принял постриг. Был назначен духовником Александро–Невской лавры. После ее закрытия поселился в поселке Вырица под Петербургом. Серафим Саровский (1759–1833) — преподобный, один из самых почитаемых русских святых. Память празднуется 2 (15) января и 19 июля (1 августа), а также в день поминовения Собора Тамбовских святых — 28 июля (10 августа) — день памяти свт. Питирима Тамбовского. Митрополит Питирим говорил, что это русский святой, наиболее широко известный во всем мире. Сергиенко Александра Порфирьевна — секретарь митрополита Сергия (Страгородского), мать Л.К. Колчицкой. Сергий о. — священник, студент Духовной семинарии. Сергий (Голубцов) (1906–1982) — епископ, позднее — архиепископ Новгородский и Старорусский, с 1967 г. на покое, сын профессора церковной археологии А.П. Голубцова, художник–реставратор по первой специальности. Студент Богословского института первого набора. Сергий (Страгородский) (1867–1944) — Патриарх Московский и всея Руси, богослов, подвижник благочестия.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010