В Страссбурге Шпенер пробыл до 1659 г. и, не оставляя своих богословских занятий, сам читал лекции по логике, метафизике и генеалогии. Сильное желание – послушать чтений знаменитого тогда ориенталиста Буксторфа (ум.1664) – заставило Шпенера отправиться в 1669 г. в Базель. Там он, между прочим, давал уроки по истории и географии. Потом, посетивши Фрейбург и Мимпельгард, Шпенер отправился в Женеву, где, по рекомендации Буксторфа, он был принят профессором богословия Антоном Легером, вальденским уроженцем. Здесь же он впервые познакомился с Иоанном Лабади, тогдашним проповедником в Женеве. Назидательные проповеди Лабади и его стремление к строгой нравственности и улучшению церковной жизни протестантов увлекали молодое поколение. Этого увлечения не чужд был в известной мере и Шпенер. Он перевел с французского на немецкий язык одно из аскетических сочинений Лабади под заглавием: «Von andächtigen Betrachlungen, wie solche christlich und gottselig angestellet und geübt werden sollen», – которое в 1667 г. напечатано было во Франкфурте-на-Майне, и вторым изданием в Берлине». И хотя Шпенер только однажды беседовал с Лабади в его доме, тем не менее он этим обратил на себя внимание многих и заслужил едва ли не справедливый упрек в подражании лабадистам в деле учреждения своих collegiorum pietatis. Из Женевы Шпенер хотел отправиться во Францию; но, заболевши ревматизмом и пролежавши в постели целых три месяца, он должен был оставить свое намерение. Ему удалось только побывать в Лионе, и затем он снова должен был возвратиться в Страссбург для продолжения своих занятий. Здесь тоже ему не пришлось оставаться долго: в 1662 г. он вытребован был графом фон Рапполштейн для сопровождения его в Штуттгарт на бракосочетание одной вюртембергской принцессы с князем восточной Фрисландии. Здесь он был представлен герцогу Эбергард и др. особам герцогской фамилии, и был принят очень благосклонно. Герцог вюртембергский хотел даже оставить Шпенера в своем владений навсегда: Шпенер, по воле герцога, отправился в Тюбинген, и там открыл свои чтения. Но из Тюбингена он вдруг получил вызов в Страссбург для занятия там проповеднической должности. Этот вызов смутил Шпенера, потому что он «попечение о душах» (Seelsorge) считал делом слишком ответственным. Шпенер искренно желал, чтобы Бог послал ему такое служение в церкви, которое бы не было соединено с трудным попечением о душах. Не смотря на то, Шпенер, после сильной внутренней борьбы с самим собою и по совету своих родных, решился принять на себя предлагаемое ему служение и прибыл в Страссбург. Но по приезде сюда Шпенер узнал, что предложенное ему место не было закреплено за ним, и потому он, в марте 1663 г., получил другое место проповедника, которое вполне соответствовало его желанию, потому что оно официально не возлагало на Шпенера попечения о душах и, вместе, давало ему досуг продолжать свои научные занятия. В то же время, Шпенер, после сдачи экзамена, получил степень доктора богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

В Швейцарии с жадностью читались сочинения: Арнта, Шпенера, Арнольда, Франке, графа Генгеля и пр. По примеру Франке, школы заведены были во многих местах; учреждение галльского сиротского дома, по словам Толюкка, сделалось для протестантов чем-то символическим, и почти обратилось в член исповедания веры (Herzog, ib. s 652). По всей Германии и даже в отдаленных северных городах – Копенгагене, Фленсбурге, Шлезвиге, Дронтгейме и др. (ib.) стали вводиться сиротские дома и молитвенные собрания, участие в которых принимали даже 8 – 14 летние дети. Интересное свидетельство о молитвенных собраниях подобного рода находится в одном письме, отрывок из которого помещен в сочинении: «Fortgesetze Sammlungen zum Bau des Reiches Gottes» (S. 1044). Там говорится, что «дети сами соглашаются между собою жить благочестиво, любить Иисуса и стремиться к Нему. Каждое утро и вечер они собираются в одно место для общей молитвы и пения. Некоторые из них молятся так усердно, что на них нельзя смотреть без удивления и слез. У них соблюдается такой строгий порядок, что если кто-нибудь позволить себе нескромность в собрании или даже – вне его, то виновный общим голосом исключается из членов собрания, как лицо, нарушающее взаимный договор и как человек беспорядочный. Виновный снова принимается в общество только тогда, если он, со слезным раскаянием, сознается в глупости своего поступка и даст публичное обещание исправиться. Подобные пиетистические корпорации детей состоять из 16, а иногда и более человек». Кроме Франкфурта, Лейпцига и Галле, рассадником пиетизма был еще Вюртемберг 63 . Пиетизм вюртембергский не был только отраслью галльского пиетизма. Он обязан своим происхождением самому Шпенеру. Последний, прежде чем увидел плоды насажденного им пиетизма в Галле, успел, чрез личные и письменные сношения с вюртембергским протестантским обществом, привлечь к себе в Вюртемберге значительную толпу молодых людей (Tholuck, Gesch. s. 42). Шненер, еще находившись в Тюбингене и будучи 27 лет от роду, успел приобресть себе такую добрую репутацию в Вюртемберге, что тогда уже поднят был вопрос о предоставлении ему места в Вюртемберге 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/p...

После окончания перемирия, союзники в отдельных сражениях одерживали победы над маршалами Наполеона. Но 15/27 августа последний нанес им крупное поражение под Дрезденом 14 . Союзники вынуждены были начать отступление, причем важнейшая дорога преграждена была корпусом маршала Вандамма. Его должны были подкрепить корпуса Сен-Сира и Мортье. Вследствие новых распоряжений, эти части туда не двинулись. 17 и 18 августа (ст. ст.) разыгралось большое сражение у селения Кульма (по-чешски – Хлумец). Главная роль выпала на долю русских войск, которыми непосредственно командовал герцог Евгений Вюртембергский, племянник императрицы Марии Феодоровны. Блестяще действовала русская гвардия, под начальством гр. Остерман-Толстого. Потеряв левую руку, он сказал: «Вот как я заплатил за честь командовать гвардией». Его заменил генерал А. С. Ермолов – начальник первой гвардейской дивизии, которой пришлось в этом бою принять на себя сильные удары многочисленного противника, чтобы дать возможность прочим войскам выбраться из гор на большую дорогу. Барклай-де-Толли вступил несколько позднее лично в командование всеми сосредоточившимися там войсками и не раз подвергался опасности. Император Александр и прусский король с высоты у Шлосберга наблюдали за сражением. Большое значение в выигрыше его имело своевременное появление в тылу французов, у деревни Ноллендорф, прусского корпуса ген. Фридриха Клейста. Французы были разбиты, Вандамм сдался. Барклай награжден был Государем Георгием I степени. Прусский король пожаловал Клейсту титул графа Ноллендорфского, всех же нижних чинов, участников сражения, наградил орденом Железного креста 15 . В середине октября Бавария, заключив в Риде договор с Австрией, объявила войну Франции. Оправившиеся союзники, усиленные подошедшей русской резервной армией, под командой гр. Бенигсена, перешли в наступление, двигаясь к Лейпцигу. Там же сосредоточивал свои силы Наполеон. В главной квартире союзников государь признал неудачным план сражения, разработанный Шварценбергом. Тот настаивал на нем. Государь с неудовольствием сказал ему: «Делайте с австрийской армией, что хотите; что же касается русских войск великого князя Константина Павловича и Барклая, то они двинутся на правую сторону Плейссы, где должны находиться, а не в другое место». Сражение подтвердило справедливость высказанного государем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИНЕУС [латиниз. Grynaeus] (наст. фамилия Гринер) Симон (ок. 1493, Ферингендорф, ныне земля Баден-Вюртемберг, Германия - 1.08.1541, Базель, Швейцария), нем. реформатский теолог, кальвинист. Сын крестьянина. Учился с Ф. Меланхтоном в школе г. Пфорцхайма. С окт. 1511 г. в ун-те г. Вены изучал медицину, математику, естествознание, философию. В 1515 г. получил степень магистра искусств и магистра философии. В ун-те познакомился с гуманистом Иоахимом Вадианом. С 1520 г. Г. заведовал лат. школой для переселенцев из Германии в г. Офене (Буде, ныне Будапешт). Помимо чтения лекций по лат. и греч. лит-ре Г. знакомил учеников со взглядами М. Лютера , в связи с чем доминиканцы обвинили его в ереси и поместили в тюрьму. Благодаря знакомствам в среде местной аристократии Г. был освобожден и переехал в г. Виттенберг (в 1523), где встретился с Меланхтоном и познакомился с Лютером. В 1524-1529 гг. Г.- профессор греч. языка в ун-те г. Гейдельберга, в связи с финансовыми трудностями он преподавал также арифметику, музыку, геометрию, астрономию. После встречи с А. Карлштадтом (в 1524) Г. пересмотрел свой взгляд на Евхаристию (склонился к версии У. Цвингли ). В 1524 г. он познакомился с И. Эколампадием , Т. Мюнстером . Через год состоялся диспут между Й. Бренцем и Г. относительно его изменившихся взглядов. В 1526 г. Г. получил должность профессора латыни, помимо преподавания в ун-те он изучал труды Аристотеля и Галена. В 1527 г. в б-ке аббатства Лорш Г. обнаружил 5 неизвестных книг Тита Ливия (из «Ab urbe condita»), к-рые затем включил в полное собрание сочинений и переиздал в 1530 г. с предисловием Эразма Роттердамского. Во время визита в Шпайер, где в 1529 г. был созван рейхстаг, Г. попытался вступить в спор с Й. Фабером (Венский епископ с 1531), противником Реформации. Фабер повелел арестовать Г., но с помощью Меланхтона ему удалось бежать. В мае 1529 г. по рекомендации Эколампадия Г. был приглашен в ун-т г.

http://pravenc.ru/text/168145.html

В Пруссии в результате давления либерального дворянства на кор. Фридриха Вильгельма III были проведены т. н. реформы Штейна-Гарденберга, к-рые позволили избежать революционной ситуации. Эдиктом от 9 окт. 1807 г. отменялась крепостная зависимость крестьян, устанавливался свободный переход наделов с возможностью покупать дворянские земли. Военная реформа (1807) позволила, используя систему обучения и призыва в армию на короткий срок, создать значительный армейский резерв (42 тыс. чел.). В 1808 г. было введено городское самоуправление. В 1809-1810 гг. прусским министром образования В. фон Гумбольдтом были заложены основы системы образования, действовавшие в Пруссии и Г. до 1933 г. Образование стало всеобщим и государственным, ун-ты были реорганизованы. В 1810 г. основан Берлинский ун-т. Финансовая реформа (1810-1812) была вызвана крайним дефицитом гос. казны. Произошли такие изменения как секуляризация собственности, введение налога на роскошь, модернизация системы налогообложения. К 1812 г. относится эдикт о равноправии евреев. Пруссия вынуждена была участвовать в кампании 1812 г. против России, однако после разгрома франц. армии прусская армия по приказу ген. Л. Йорка фон Вартенбурга в одностороннем порядке вышла из войны (30 дек. 1812), не дождавшись приказа короля. Объявив всеобщую мобилизацию (9 февр. 1813), Фридрих Вильгельм III вскоре отказался от союза с Францией. В Калише кор. Фридрих Вильгельм III и имп. Александр I выступили с совместным воззванием к немцам, обещая создание свободной и независимой Г. и принятие конституции (28 февр. 1813). После Калишского воззвания и «Призыва к немцам» (25 марта 1813) в Г. началась народно-освободительная война против наполеоновской оккупации. Разгром армии Наполеона под Лейпцигом (16-19 окт. 1813) ознаменовал конец франц. господства в Г. Рейнский союз распался. По итогам Венского конгресса было провозглашено образование Германского союза (8 июня 1815), к-рый объединил 39 нем. гос-в (в т. ч. 4 вольных города - Франкфурт, Гамбург, Бремен, Любек). Каждое нем. гос-во в составе союза сохраняло право на ведение самостоятельной внешней политики, что, однако, не должно было наносить ущерб др. членам союза. Возникавшие конфликты должен был решать Союзный сейм, созываемый во Франкфурте. Членами Германского союза стали также король Дании (на правах правителя Гольштейна) и король Нидерландов (как правитель Люксембурга). Союзный сейм состоял из уполномоченных Австрии, Пруссии, Саксонии, Баварии, Вюртемберга, мелких и мельчайших нем. гос-в и должен был принимать все решения единогласно. Его решения становились обязательными к исполнению лишь после санкции местного государя. «Союзный акт» закреплял несоразмерное представительство и влияние на решения Союзного сейма Пруссии и Австрии, с тем чтобы помешать установлению прусского или австр. преобладания в системе герм. гос-в.

http://pravenc.ru/text/529064.html

13 февр. 1937 г. в выступлении перед церковными комитетами министр по делам церкви Г. Керль (см.: ЦХИДК. Ф. 1240. Оп. 1. Д. 27. Л. 2-26) уничижительно высказывался о значении Христа для церкви и заявлял, что истинное христианство не зависит от апостольского вероисповедания, а представлено партией, народом и фюрером. Национал-социализм - «дело воли Бога Отца, к-рая являет себя в нем. нации», а фюрер - «глашатай нового Откровения». Заявление Керля вызвало возмущение в оппозиционных кругах. В открытом письме Д. заявил, что Иисус Христос - Сын Божий, а не символ, выдуманный людьми, «на этом постулате основывается наша вера. Отсюда мы черпаем стойкость в нашей жизни» (ЦХИДК. Ф. 1240. Оп. 1. Д. 27. Л. 2). Д. подчеркивал, что христианство не приемлет знака крови и высказывался против насильственного насаждения в школах национал-социалистского мировоззрения. В авг. 1937 г. Керль возбудил процесс против Д., обвинив его в оскорблении личности, но Д. был оправдан. После падения нацистского режима Д. занял ведущие позиции в Евангелической Церкви Германии. Он выступал за возвращение к консисториальным формам церковной организации. В 1945 г. Д. стал генерал-суперинтендантом церквей Берлина и Бранденбурга с титулом «епископ», работал в Мариенкирхе в Вост. Берлине. В том же году вступил в Христианско-демократический союз, продолжавший традиции христианско-демократической партии Центра периода Веймарской республики. В окт. 1945 г. в качестве члена Временного совета Евангелической Церкви Германии и епископа Берлина и Бранденбурга Д. составил (вместе с еп. Вюртемберга Т. Вурмом и М. Нимёллером) Штутгартское заявление (Stuttgarter Schulderklärung), текст к-рого был отправлен представителям Всемирного экуменического совета церквей и содержал следующие слова: «С большой болью мы говорим: нами были причинены бесконечные страдания многим странам и народам… Мы приносим покаяние и признаем, что мы не были достаточно мужественными, недостаточно усердно молились, недостаточно верили и любили…» (Die Schuld der Kirche.

http://pravenc.ru/text/171949.html

Спрятав акт о капитуляции себе под подушку, царь Александр крепко зевнул, упал на постель и заснул мёртвым сном. Наутро он бодро принимал депутацию перепуганных парижан. Русский император горел жаждой мести за сожжённую Москву. Но мстить он собирался совсем не так, как мстили бы европейские вандалы. Он решил наказать французов полным проявлением истинно православного великодушия. Капитуляция Парижа 31 марта 1814 года - Передайте парижанам, - сказал он депутации, - что я не вступаю в их стены в качестве врага, и что от них зависит иметь меня другом. Он действительно прикладывал все старания, стремясь предотвратить насилие победителей над побежденными. Совсем не так действовали войска союзников. Всюду, куда входили прусские и австрийские войска, оставалась выжженная земля, разграбленные и сожженные дома, обезображенные трупы. Народы, как известно, не прощают другим былого, но утраченного величия. Из всей нашей армии, увы, разбоями, грабежами и убийствами отличались только казаки. С той поры слова «пруссак» и «казак» стали для французов синонимами слов «насильник», «грабитель», «убийца». Но остальная русская армия соблюдала приказы государя и не чинила никакого вреда покорённым французам. Наполеон оказался в окружении вблизи собственной покорённой столицы. Александр не шёл ни на какие с ним переговоры, требуя одного - беспрекословной капитуляции. 19 марта (1 апреля) 1814 года в Париж вошли русская и прусская гвардейская пехота, кавалерия и артиллерия, батальоны австрийских гренадер и вюртембергский полк, общей численностью 35 тысяч человек. Русский император открывал торжественное шествие. При нём был будущий покоритель Кавказа генерал Ермолов. Победители вошли в грязное и вонючее Сен-Мартенское предместье. Лишь на Северном бульваре начали попадаться роскошные и богатые дома и улицы, вымощенные камнем. Из окон свисали белые простыни и скатерти, заменявшие собой роялистские знамена. С тех пор белый флаг стал символом капитуляции. Полковник Михаил Федорович Орлов заключил конвенцию с французским командованием о сдаче города союзникам, за что вскоре был произведен в генерал-майоры. В своих записках о капитуляции Парижа он писал: «Все улицы, по которым союзники должны были проходить, и все примыкающие к ним улицы были набиты народом, который занял даже кровли домов. Казалось, Париж не хотел иметь посредников между собою и новыми гостями своими; народ, содержавшийся двенадцать лет в страдательном повиновении, как будто в первый раз пользовался свободным употреблением воли и громко обнаруживал своим восторгом, что принимает на себя сделать императору Александру встречу, достойную великого города».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Такая настойчивая защита дела, в полной мере несправедливого, явно доказывала желание Наполеона нарушить согласие, препятствовавшее его намерениям, тем более что и на второе предложение Русского двора Наполеону подписать акт, в котором он обещал бы никогда не стремиться к восстановлению Польского королевства, император Французов отвечал, что хотя восстановление Польши и не входит в его политические предначертания, однако подписание подобного акта было бы несовместимо с его достоинством. К этому надо добавить, что в то же время по всей Франции и во всех подвластных ей и союзных с ней областях пополнялись армии, учреждались вновь целые полки, запасались оружие и военные снаряды, одним словом, велась подготовка к войне. Здесь вашему вниманию предлагаются точные данные о всех военных силах Наполеона во время его величайшего могущества, а также о той огромной части их, которую он под названием Великой армии предназначал для замышляемого им покорения России. В феврале 1811 года действующих Французских войск в соответствии со списками было: В Испании 305 245 человек. В Италии 47 846 человек. В Илларии и на Ионических островах 16 685 человек. В Голландии 22 823 человек. В Германии 47 250 человек. Во Франции 198 610 человек. Гвардии 37 302 человек. Итого 675 761 человек. С февраля 1811 года началось формирование этих войск, и к половине октября того же года оно было уже окончено, Французская армия состояла уже из 850 000 человек. Кроме того, Наполеон имел 337 000 человек вспомогательного войска из всех подвластных ему королевств. И из этого исполинского войска, численность которого доходила до 1 187 000 человек, император Французов в начале 1812 года создал так называемую Великую армию. Она состояла из 610 000 строевых, а с чиновниками и вообще со всеми людьми, относящимися к армии и имеющими название нестроевых, до 700 000 человек. В этом огромном ополчении принимали участие следующие народы: Французы, Итальянцы, Швейцарцы, Нидерландцы, Австрийцы, Венгры, Баварцы, Вюртембергцы, Саксонцы, Вестфальцы, другие разные народы Рейнского союза, Пруссаки, Поляки, Иллирийцы, Португальцы и пленные Испанцы.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

(Маренгоне) 11 ноября 1812 г. пришли мы снова в Смоленск, куда все так страстно стремились, надеясь здесь найти не только магазины, но и следовавшую за нами армию, которая могла бы нас защитить. Однако нас ожидало совсем обратное; вюртембергский отряд 40 , дотащивший сюда с неописуемым трудом несколько орудий, принужден был их здесь бросить из-за недостатка в лошадях, и теперь 2 пушки составляли всю его артиллерию. В Смоленске мы нашли два магазина; поделили спирт, немного хлеба и муки; но голод, очевидно, зашел так далеко, что никому и в голову не приходило приготовить из муки какое-нибудь кушанье, – все глотали ее сырой. Страшно было видеть, как многие, с черными, грязными лицами, пожирали муку из горсти, обсыпая ею свои длинные бороды. Количество беглецов все увеличивалось; они в беспорядке продирались между изголодавшимися солдатами везде, где только надеялись найти съестные припасы; вырывали силой, били друг друга, чтоб только овладеть добычей. Офицеры совершенно не могли водворить какой бы то ни было порядок среди этих озверелых от голода людей, они рисковали сами быть побитыми, даже сам Наполеон получил бы от этих несчастных ответ: «Надо же и пожрать наконец...» Город весь был наполнен больными и ранеными. He только громадные здания, но и уцелевшие от пожара домишки были превращены в больницы. Никаких повозок для раненых здесь нельзя было достать, и, таким образом, несчастные жертвы сражения должны были подвергнуться той же участи, как и их товарищи, оставленные в Вязьме, Москве и других городах. Но их судьба не была еще так ужасна, как тех, которых сбрасывали по дороге с повозок в снег, где они и умирали в страшных мучениях. Никто из них уж не увидал Смоленска. Первые могли еще иметь хоть какую-нибудь надежду на свое спасение, рассчитывая на сострадание неприятеля, о последних же никто не мог позаботиться, и они были предоставлены своей судьбе. Все теперь сосредоточилось в Смоленске и его окрестностях, и так как немногие пощаженные огнем дома были заняты большей частью больными, то в развалинах, на улицах, около Днепра, в испепеленных пригородах раскладывались огни, около которых пестрыми толпами располагалась армия в глубоком снегу, который нападал во время последнего перехода и теперь еще падал в громадном количестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Польский гарнизон из Орши увеличил собой нашу небольшую боеспособную армию, которая состояла почти из одной гвардии, и в этот же день остаток вюртембергской пехоты получил совершенно неожиданное приращение в виде целой гренадерской роты. Дело в том, что капитан Валлуа 251 с июля месяца оставался где-то, кажется, на Двине. Вытесненный со своей позиции русскими, он примкнул теперь к нам со своей командой, находившейся в полном составе и в наилучшем состоянии. He поддается описанию, сколько утешения и радости вызвало у нас прибытие этой роты и сколь печальное и подавляющее впечатление произвело на этих людей жалкое наше состояние и бессилие. Во всяком случае, остается удивительным, что мы в печальном нашем положении хоть раз получили радость и некоторое утешение, вызвав, однако, глубочайшую печаль в тех, кто были виновниками этой радости. При первой же остановке сберегавшиеся нами до сего времени знамена переданы были сильнейшим из этих гренадер. Один предпочел обернуть знамя вокруг своего тела, другой спрятал его в ранец, и, как при выступлении из Вязьмы, так и теперь, начальник отряда сказал мне, чтобы я приметил этих людей... Днем таяло, ночью слегка морозило, голодная нужда сделалась менее ужасной, ибо в Орше мы снова нашли съестные припасы и теперь можно было порой покупать кое-что. И тем не менее дальнейшее наше отступление мало изменилось в своем характере и спешности, когда мы получили в этой местности самые печальные вести. А именно, что Молдавская армия русских из Минска продвинулась на Борисов, захватила все магазины; генерал граф Витгенштейн с Двины идет на Березину, которую нам предстояло перейти, баварцы же бегут так же, как и мы... Мы спокойно тронулись дальше, так как казаки не беспокоили нас. Сжигание городов и усадеб днем давно прекратилось; зато по ночам деревни нигде не подвергались большему опустошению, чем здесь, близ Бобра 252 , и вплоть до Борисова. Подобно тому как в лагере при Чернишне мы постепенно растаскивали и сжигали деревню Тетеринку, так это делалось второпях и теперь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010