Луки, 23 – надпись на кресте, – то получится следующая таблица размещения этих фигур. Во всех этих памятниках ноги распятого Спасителя поставлены одна подле другой и прибиты двумя гвоздями; тернового венка нет. В кодексах – ахенском, трирском 2418 , готском, бременском, гильдесгеймском (миниатюра 14) и флорентинском – Спаситель в длинном колобии, в остальных памятниках – лентий на чреслах Иисуса Христа. Рукопись ахенская X в. 15.–16. 2. 5. 4. 1. 9.–3. 11. 12. 13. 14. Трирский кодекс Эгберта X в. 15.–16. 6. 4. 2.–1. 9. 3. 5. 11.–12. Бременское Евангелие 15.–16. 4. 2. 10. 1. 9. 3. 5. 11.–12. Готская рукопись Оттона III X в. 15. 23. 16. 19. 2. 4. 10. 1. 9. 5. 3. 20. 11.–12. Гильдесгеймская рукопись, изображение 20 4. 5. 6. 1.–21. Та же рукопись, изображение 14 15.---16. 4. 1. 5. 18.–22.–17. Гильдесгеймские врата X в. 4. 10. 1. 9. 5. Ахенский антипендиум 15. 23. 16. 10. 1. 9. Готский переплет 15. 23. 16. 10. 1. 9. Кодекс Раввулы 15. 23. 16. 4. 5. 10. 1. 9. 6. 7. 8. 11. 12. 13. Два авория в Чивидале и Ливерпуле VIIIIX вв. 15. 23. 16. 4. 10. 1. 9. 5. Сопоставление памятников разных времен позволяет в настоящее время не только определить основные черты западных распятий, но и наметить эпохи тех нововведений, которыми отличаются западные распятия от восточных. 1) Первоначальная форма креста на Западе та же, что и в памятниках византийских. В позднейших памятниках средневековья, по наблюдениям Отте, часто предпочитается крест commissa Т . В XII в. форма креста иногда принимает вегетативный характер – концы его разветвляются, как, например, на новгородских корсунских вратах. В XIII-XIV вв. крест является в виде древа жизни, в ветвях которого расположены пророки со свитками, сентенции, относящиеся к крестной смерти Иисуса Христа, и христианские добродетели, а в корне дерева пророк Моисей со свитком (lignum vitae in medio paradisi; lignum vitae afferens fruct.) или Иоанн Богослов со свитком апокалипсическим 2419 . Средоточием картины служит распятый на процветшем древе Спаситель. Общая основа этой композиции дана во многих памятниках письменности древнехристианских и средневековых, особенно восточных 2420 . Христианское искусство катакомб доставляет пример расцветшего креста во фреске катакомб Понтиана 2421 ; тот же мотив встречаем на ампулах Монцы 2422 , в скульптуре пещер инкерманских, в византийских миниатюрах 2423 , в византийско-русских металлических изделиях 2424 , в греческой резьбе 2425 , в русских миниатюрах и проч. Западному искусству принадлежит идея соединения этой формы с распятием Спасителя и дальнейшее развитие ее на основе средневековой символики. Надпись на кресте «J. N. R. J.», как мы уже видели, становится обычной в позднее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Турецкая армия, сама по себе имевшая весьма внушительный вид, вызывала еще больший страх новейшей боевой техникой, которой она была оснащена. Решимость Мехмеда начать штурм Константинополя весной 1453 г. была в значительной степени связана с недавними успехами его мастеров пушечного литья. Пушка была известна Западной Европе уже более ста лет, с тех пор, как немецкий монах Шварц изобрел огнестрельное оружие. Важность использования пушек во время осады была очень быстро оценена; однако опыт немцев во время осады Чивидале в Северной Италии в 1321 г. и англичан, осаждавших в 1347 г. Кале, был не особенно успешным: пушки оказались недостаточно мощными, чтобы причинить вред толстым каменным стенам. В течение следующих ста лет новый вид оружия применялся главным образом для того, чтобы рассеять неприятельское войско в поле или для разрушения сравнительно слабых укреплений. В 1377 г. венецианцы попытались использовать пушки во время военных действий на море против генуэзцев 141 . Но суда того времени не могли выдержать тяжелого веса орудий, а ядра, которыми тогда стреляли с кораблей, весьма редко были достаточно крупными, чтобы потопить вражеское судно, хотя и могли причинить ему серьезные разрушения. Султан Мехмед, которому интерес к наукам привил его придворный врач, итальянский еврей Джакопо из Гаеты, прекрасно понимал, как важно иметь артиллерию. Еще в самом начале царствования он приказал своим литейщикам попробовать отлить пушку калибром покрупнее 142 . Летом 1452 г. в Константинополе появился венгерский инженер по имени Урбан, предложивший императору свои услуги в качестве оружейного мастера. Константин, однако, не мог заплатить тех денег, на которые венгр рассчитывал; кроме того, у него не было необходимого для такой работы сырья. Тогда Урбан отправился из Константинополя к султану, который немедленно принял его и подробно расспросил. Когда венгр заявил, что может сделать пушку, способную разрушить стены самого Вавилона, султан предложил ему жалованье, вчетверо превышающее то, на которое тот рассчитывал, и снабдил всем необходимым для начала работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одна только нужда могла заставить людей привыкнуть к этим диким погорьям. Каменистые громады опускаются там одни на другие то крутым скатом, едва прикрытым зеленью или лесом, то голой стеною. Между ними прорыли себе и все глубже прорывают ложе гремучие потоки, редко выходя из неприступных скалистых берегов. Кое-где образовались в венце гор долины, но и они покрыты грядами высоких холмов, каменистых и крутых, скатывающихся в глубокие увалы. Долин, как мы их привыкли себе рисовать, вовсе нет. Человеку негде вольно разложиться со своим хозяйством; он должен занять или крутую покатость холма, или прижаться к утесу, или забиться в трущобу, и часто своими руками обделывать свою бедную ниву, будто грядку цветов. В ином месте он едва держится на ногах, вспахивая крутизну холма и рад еще, если эта крутизна может быть удобрена сажень на 15 или на 20 в длину. Он должен дорожить каждым шагом, и часто стоит в раздумьи у остатка леска, в овраге, сам не зная, им ли пожертвовать для нивы, или остаться без хлеба. С каждым годом его положение может перемениться: весенняя вода может его довольно плодородную ниву покрыть грудами каменьев, взрыть пласт чернозему, переломать до деревца всю его бедненькую рощу, или прикрыть его каменистое поле слоем земли, которая взрастит хлебное зерно там, где прежде не было и моха, запасти его целой скирдой топлива, нанести на его землю обломков деревьев, или отвести в другую сторону русло потока, на котором стояла мельница, его питавшая, разрушить его хижину, лишить его последней пары овец. Глядя па эти погорья и даже не зная о бедствиях, которым в них подвергается селянин, подумаешь невольно, что только одна неволя, одна нужда укрыться от неприятеля, приютиться хоть в бесприютьи, могла завести сюда человека и заставить его свыкнуться с природой. Всех словинов в этих погорьях во Фриуле можно считать около 19,000: приходу св. Петра Терчетского принадлежит около 7,200; к приходу Нимисскому – 3,700; к приходу св. Петра Словинского (S. Pietra dei Schiavi) – 7,400; кроме того, к приходу св. Леонарда – около 500 и к приходу города Чивидаля – около 200. Каждогодно рождается около 30–32 на 1000, и умирает из 1000 около 22–25.(По народной переписи 31 декабря 1871 г. всех славян в северной Италии (за исключением резьян) было около 27,000: из них 15,588 в уезде св. Петра (S. Pietro degli Schiavi); остальные же в уездах в Cividale, Tarcento и Gemona Точных данных о численности этих последних я не в состоянии сообщить теперь, так как у меня нет под рукою подходящих материалов; но число их будет во всяком случае не меньше 10,000 и не больше 12,000. Равным образом мне трудно было бы сообщить численное распределение славян не св. Петровского уезда по всем общинам и приходам; ибо только некоторые из них чисто славянские, другие же – смешанные, состоящие из славян и фурланов).

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Этот тип изображения на саркофагах проходит во многих других памятниках древней скульптуры. Таков он на золотой таблетке (V-VI вв.) оттоманского музея в Константинополе, и на эчмиадзинском переплете та же композиция, те же костюмы волхвов. На дверях церкви Сабины в Риме Богоматерь сидит на возвышении, вроде солеи, с шестью ступеньками, с Младенцем на руках. Перед Ним волхвы в туниках и фригийских шапках 923 . Автор специального рассуждения об этом памятнике называет его иконографическим дополнением саркофагов 924 , тесно связанным с ними характером стиля и композиций. Предания античного и древнехристианского искусства проходят в скульптуре вообще дальше, чем в мозаике и миниатюре; в частности, то же явление замечается и в изображениях поклонения волхвов на памятниках скульптуры, каковы: солунский амвон 925 , бляшка ватиканской библиотеки 926 (Иисус Христос и Богоматерь – без нимбов; Младенец – обнаженный, как в одной фреске из катакомб Каллиста 927 ), ларец флорентинский 928 (в левой руке Иисуса Христа четырехконечный крест), ларец, бывший на Парижской выставке 1867 г. 929 , ларец из собрания Солтыкова 930 , оклад миланского Евангелия (см. рис. 28), бронзовые медали – ватиканская 931 (над главой Иисуса Христа четырехконечный крест) и Пасквалини 932 , плита латеранского музея 933 , ларец венецианский XI в. (из Константинополя) 934 . В сходных чертах поклонение волхвов представлено было на кафедре Максимиана (волхвы коленопреклоненные), как это видно из описания Тромбелли 935 , на престоле Раткиса в Чивидале (три молодых волхва, три звезды, летящий ангел – путеводитель волхвов, за Богоматерью – женщина-служанка 936 , в скульптуре венецианского собора Св. Марка 937 ; на фляжках для иерусалимского елея в Монце (+ υλογα Κυρου τν γων Χριστο τπων) 938 : в центре Богоматерь с Предвечным Младенцем – Еммануилом ( μμανυηλ μεθ’ μν); по левую сторону – волхвы с ангелом, по правую – пастыри с ангелом; вверху над Богоматерью – лучезарная звезда, внизу – стадо. Общее расположение частей изображения, нимбы Еммануила (крестообразный) и Богоматери, присутствие ангелов отличают это изображение от катакомбного и ставят его в ряд памятников византийских. Перейдем к памятникам живописи, в ряду которых первое место принадлежит мозаикам Марии Великой (рис. 61).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

В горы словинов легче всего прийти из Чивидаля, поднявшись к св. Петру (S. Pietro) и далее вверх по потоку Надиже (Natisone), выходящему из высоких гор Серненицы и отделяющему своим теченьем северных словинов от южных (Поток Серненица берет свое начало не из высоких гор Серненицы, но довольно далеко от этой местности, на юго-запад от нее, возле деревни Briezja (Montemaggiore), почти на границе Италии и Австрии, но еще в Италии. Затем он течет на юго-восток, сначала отделяя Италию от Австрии, а впоследствии прорезывая австрийские владения. После двух изгибов, одного под Лугом (Lonch) к северо-востоку и, затем, под Кредою (Creda) решительно к югу, он промеж гор Меи (М. Mia) и Матаюра (М. Matajur) врезывается в Св. Петровский уезд Италии, разделяя его на две половины, западную (меньшую) и восточную (гораздо более значительную). Северных словинов от южных он вовсе не отделяет.). Я, впрочем, идучи с севера, из долины Резиянской, должен был выбрать другую дорогу. Начавши с вершин Тера, я прошел горы Словинские по направлению на юг к Надияче и св. Петру, и в Чивидале уже отдыхал от горной прогулки. По всему этому пути моим проводником был Тоне Бобец, резиянец, не раз уже проходивший эти горы. Как человек бывалый, он легко понял, чего ищу я, и, знаком будучи довольно хорошо с бытом народа, знакомил и меня с ним. Тем важнее была мне его помочь, что я не мог надеяться найти много образованных «домородцев» (патриотов) в краю, где итальянцы и фурланы прибрали к рукам всю власть, оставя за словинами только тягости сельского быта без надежд и часто без возможности помочь себе в самых необходимых нуждах. Только в селениях Тере (Lusevera) и Нимисе (Nimis) есть священники из природных словинов (Lusevera зовут славяне не Тер, но Бардо (Bardo), Тер (Ter) же служит неславянским названием для местности, известной под официальным именем Pradielis. В «Нимисе» (Nimis, по слав. Niemc) славян нет и, кажется, никогда их не было; но они есть немножко повыше в Романдоле (Romandolo), Чернее (Cergneu) и т.д.). Им-то и особенно Себастиану Адами, священнику нимисскому, обязан я за сведения о словинах, дополнив их только тем, что мог сам видеть или что было мне замечено моим проводником.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Vol. 154, 164.) Третье издание и бельгийской серии Corpus Chrismianorum: Chromatii Aquileiensis Opera/Cura et studio R. Etaix et J. Lemarié//CCSL 9a. Turnhout, 1974. 85 Chromace d’Aquilée. Sermons. T. I/Intr., texte critique, notes par J. Lemarié, OSB; Trad. par H. Tardif. Paris, 1969. (Sources Chrétiennes. Vol. 154.) P. 10–16. 87 Sichardus J. Chromatii doctissimi Episcopi Romani, in V et VI caput Matthaei dissertatio, atque in codem generc declamatio. Basiliae. 1528; I.ypsius M. Chromatii episcopi quotquot extant lucubraitiunculae. Lovanii, 1546. 88 Chromatii Aquileiensis Opera/Cura et studio R. Etaix et J. Lemarié//CCSL 9a. Turnhout. 1974. Spicilegium ad Chromatii Aquileiensis opera/Ed J. Lemarié et R. Etaix//CCSL. 9a (Supplementum) Turnhout, 1977. 89 Truzzi С. Zeno Gaudenzio Cromazio. Testi e contenuti della predicazione cristiana per le chiese di Verona. Brescia c Aquileia (360–410 ca.). Venegono Inferiore, 1985. P. 83. 90 Chromatii Aquileiensis Opera. Préface/Cura er studio R. Etaix et J. Lemarié//CCSL 9a. Turnhout, 1974. P. VII. 93 См.: Capelle В. Les homélies «De lectionibus evangeliorum» de Maximin I’Arien//Revue Bénédictine. Vol.40. 1928. P.65. 95 Spicilegium ad Chromatii Aquileiensis opera/Ed. J. Lemarié et R. Etaix//CCSL 9a (Supplementum) P. 642 и далее. 107 Хранится ныне в Берлине, Staatsbibliothek preussischer Kulturbesitz; издана в: Vogels H. J. Codex Rehdigeranus//Collectanea biblica latina. Vol. II. Roma, 1913; см. также Morin G. Lànnée liturgique à Aquilée antéricurement à l’époque carolingienne d’aprés le codex evangeliorum Rehdigeranus//Revue Bénédictine. Vol. 19. 1902. P. 1–12. 108 Хранится в Чивидале (Италия), Biblioteca del Musco Archelogico; издание литургических пометок см. в: De Bruyne D. Les notes liturgiques du codex Foroiuliensis//Revue Bénédictine. Vol. 30. 1913. P 208–218. 110 О празднике Рождества Христова см., например, фундаментальное исследование: Bolte B. Les origines de la Noël et l’Epiphanie. Louvain, 1932. 112 Из других патристических свидетельств, связывающих евангельские ясли с Евхаристией, укажем на текст младшего современника Хроматия, южногалльского пресвитера Евтропия: «Он полагается в скотной кормушке, так что наша пища возлежала там в особенном соответствии с образом, по написанному: " Плоть Моя истинно есть пища» ( Ин. 6.55 )» (Пресвитер Евтропий. Книга о подобии плоти греха. 12/Предисл., пер. с лат. и примеч. С. Кима//Богословские труды. Т. 42. 2009. С. 32).

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Молитвенник Гертруды (Чивидале, Италия. Cod. CXXXVI). Христос на троне, коронующий князя Ярополка и его жену Ирину Древнерусская книжная миниатюра имеет свойство влюблять в себя всех, кто начинает ею заниматься. Образовавшись «плоть от плоти» византийской книжной культуры, она развила собственные особенные черты и вошла в сокровищницу мирового искусства. Из-за татаро-монгольского нашествия, опустошившего в 1240 году Киев, мы потеряли огромное количество памятников великой культуры: от XI века до нас дошло лишь три иллюминированных манускрипта. С другой стороны, к XV столетию – веку возвышения Московской Руси – русское книжное искусство стало окончательно самобытным, успев вобрать в себя опыт лучших византийских, сербских и болгарских изографов. Именно поэтому мы ограничимся рассмотрением русской книжной миниатюры от раннего ее шедевра – Остромирова Евангелия (XI в.) до другого шедевра – Евангелия Хитрово (начало XV в.). Русских иллюстрированных книг XI–XIV веков сохранилось немного . Их легко перечислить и оттого нелегко, охарактеризовав, обобщить. Представляется разумным век за веком описать наиболее характерные манускрипты, указав исторический и культурный контекст эпохи, их породившей. Исключительное влияние на Русь и её культуру почти всегда имела Византия, поэтому мы будем говорить не только о Средневековой Руси, её истории и культуре, но и об истории и культуре Византии и её окраин, южных славян, а отчасти и Запада. При описании памятников культуры мы не вдавались в тонкие рассуждения об их датировках, авторстве и месте создания, принимая на веру положения, разделяемые большинством искусствоведов . Что же представляла собой рукописная книга XI–XIV веков? Напомним, что, как и сейчас, она состояла из скрепленных между собою тетрадок, вложенных в переплет. Материалом всех древнейших славянских книг и грамот служил пергамен – особым образом обработанная кожа животных, преимущественно телят. До XIII века пергамен привозили из Греции, по качеству он ничем не отличался от того, на котором сделаны лучшие греческие рукописи XI–XII веков; с XIII века пергамен изготавливался на Руси. Бумага вошла в оборот на Руси лишь с XV века. Для записи текста использовали чернила и гусиные перья. Практически все древнерусские рукописи орнаментально украшены. Заглавия (особый вид орнамента, предваряющий книгу, главу или статью книги) и начальные буквы писались киноварью – краской ярко-красного цвета. В самых роскошных русских книгах, таких как Остромирово Евангелие, Изборник Святослава, Мстиславово Евангелие, заглавия и начальные буквы писались золотом .

http://pravoslavie.ru/30762.html

Остромирово Евангелие апракос (Киев, 1056-1057; РНБ. F.n.I.5) Остромирово Евангелие (РНБ. F.n.I.5). Евангелист Иоанн с Прохором . Остромирово Евангелие (РНБ. F.n.I.5). Евангелист Лука Остромирово Евангелие (РНБ. F.n.I.5). Евангелист Марк Напрестольное Евангелие Софийского кафедрального собора в Новгороде. Текст записан диаконом Георгием по заказу новгородского посадника Остромира, родственника киевского князя Изяслава – сына святого Ярослава Мудрого. В Евангелии сохранились три миниатюры: святых евангелистов Иоанна Богослова, Луки и Марка . Миниатюры с евангелистом Матфеем не сохранилось. Одно из самых замечательных произведений искусства Киевской Руси, богато украшенное, наследующее византийскую манеру письма XI века. Изборник Святослава (Киев, 1073; ГИМ. Син. 1043) Изборник Святослава (ГИМ. Син. 1043). Миниатюра . Изборник Святослава (ГИМ. Син. 1043). Отцы Церкви. Фрагмент Дворцовый манускрипт, написанный для князя Святослава – сына святого Ярослава Мудрого. 266 двусторонних листов содержат «Вопросы и ответы» преподобного Анастасия Синаита, комментарии Святых Отцов на Новый Завет, сочинения по риторике, истории и т.п. Предполагается, что Изборник Святослава был списком сборника для болгарского царя Симеона. В Изборнике сохранились четыре миниатюры, изображающие святителей и преподобных (в обрамлении в виде храмов), а также изображение самого князя Святослава, подносящего книгу Христу. Молитвенник Гертруды; он же – Кодекс Гертруды, Трирская Псалтырь, Псалтирь Эгберта (Трир–Киев; Национальный археологический музей г. Чивидале, Италия. Cod. CXXXVI) Молитвенник Гертруды (Чивидале, Италия. Cod. CXXXVI). Богоматерь на престоле . Молитвенник Гертруды (Чивидале, Италия. Cod. CXXXVI). Апостол Петр История этого манускрипта весьма запутана. Изначально Трирский епископ Эгберт заказал рукописную Псалтирь для кафедрального собора в Трире, которая и была изготовлена немецкими монахами. Через какое-то время Псалтирь вошла в приданое польской княгини Гертруды, выданной замуж за киевского князя Изяслава. К Псалтири добавили листы с латинскими молитвами (Молитвенник Гертруды), и уже в Киеве в кодекс вшили пять миниатюр византийского письма. Эти миниатюры, по-видимому, оригинальны, так как на одной из них содержится изображение известной киевской иконы Божией Матери «Печерская».

http://pravoslavie.ru/30762.html

Стиль миниатюр Изборника – современник византийского искусства последней трети столетия. Изменчивость приемов, острота личностных характеристик, постоянное нарушение внешней статики обязательной внутренней взволнованностью, разностью жестов, нарочитой диспропорцией (особая хрупкость и узость фигур при нормальной величине голов), скошенными, мимолетными взорами, многообразием сочных живописных мазков, разноцветных прокладок под личное, пульсацией света, падающего с разных сторон, свидетельствует о принадлежности миниатюр к окрашенному индивидуальностью искусству последней трети XI в. 339 Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить монументальное внеличностное предстояние евангелистов Остромирова Евангелия божественному откровению с активным, лично осознанным поиском истины, который ведут Св. Отцы Изборника, понуждая к тому же зрителя. Среди близких аналогий стилю Изборника – фрески нартекса Софии Солунской, образы Минология (ГИМ, гр. 175). В качестве значимой стилистической характеристики миниатюр особо следует отметить обилие нежных, разбеленных цветовых оттенков в колорите, а также мотив «перемещения» в пространстве изображенных храмов, соответствующий новой динамической зрительной установке. Можно предполагать причастность к созданию этой рукописи греческих мастеров, появившихся в Киеве для строительства и украшения Успенской Печерской церкви и принесших в Киев новый стиль завершающей трети XI в. Разработанный в Изборнике тип орнаментального обрамления изображения храма встречается в древнейших русских рукописях дважды: в Юрьевом Евангелии 1119 г. 340 и в Кодексе Гертруды (Трирская Псалтирь, Кодекс Чивидале. Псалтирь Эгберта; Чивидале, Археологический музей), который имеет одну из самых запутанных историй бытования. Созданный в X в. епископом Эгбертом для собора в Трире, Кодекс попал на Русь вместе с Гертрудой, «княгыней ляховицей» 341 – невестой, а потом женой киевского князя Изяслава, наверное, во второй половине XI в. Здесь к тексту Псалтири, украшенному западно-европейскими миниатюрами, был присоединен так называемый Молитвослов Гертруды, также снабженный иллюстрациями. На миниатюрах рукописи Гертруда предстает перед нами уже вдовой (что свидетельствует об исполнении их после смерти князя Изяслава), вместе с уже женатым взрослым сыном Ярополком (Петром) и женой его Кунигундой. Совокупность сведений касающихся исторических лиц, изображенных в рукописи дает отправные точки для датировки миниатюр: они возникли после 1078 г., 342 но до 1086 г. После смерти Гертруды в 1108 г. рукопись возвратилась в Польшу к наследникам княгини и лишь около 1229 г. по завещанию попала к патриарху Аквилеи в Чивидале. Миниатюры: л. 9 об. – «Рождества Христово»; л. 10 – «Распятие»; л. 10 об. – «Спас на престоле с предстоящими»; л. 41 – «Богоматерь Печерская на престоле»; л. 5, открывающий молитвослов, – большой фигурный инициал «Петр, его жена и Гертруда у ног апостола Петра» – сопровождают листы, приплетенные к рукописи в Киеве (выполнены там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Спаситель с предстоящими ап. Петром и кн. Ярополком, вмч. Ириной и кн. Ириной. Книжная миниатюра. Кодекс Гертруды (Русь, 1078-1086). Чивидале, Национальный Археологический музей, Италия Ап. Петр с кн. Гертрудой, её сыном кн. Ярополком и невесткой кн. Ириной. Книжная миниатюра. Кодекс Гертруды (Русь, 1078-1086). Чивидале, Национальный Археологический музей, Италия Блгв. кн. Ярополк (во 2-м ряду справа). Фрагмент иконы " Все святые в земле Русской просиявшие " (монахиня Иулиания (Соколова), кон. 1920-х - нач. 1930-х гг. 65,3×53). Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры Молитвословия Тропарь, глас 4 Яко благоверен и праведен,/за любовь Христа Бога от своих си смерть приял еси, Ярополче,/страстотерпче святый, благоверный княже Волынский,/и пролиял еси кровь твою,/якоже прежде сродницы твой и страстотерпцы, Богоблаженнии Борис и Глеб,/ихже подвигом ревнуя благочестно,/Господеви взывал еси усердно:/даруй ми кончину, якоже братиям моим,/да и аз омыю грехи моя кровлю моею/и избавлюся мира сего тщетнаго и мятежнаго./Темже, днесь сошедшеся в память твою,/верою и любовию славим Господа,/укрепившаго Тебе в подвизе напрасныя смерти,/якоже бо агнец незлобивый,/от раба заколен еси,/и себе самаго жертву непорочну Господеви принесл еси,/Егоже моли, присноблажеенне,/спасти Отечество твое/и сыновом Российским спастися. Кондак, глас 3 Возсия днесь преславная память твоя,/благородне страстотерпче Христов, Ярополче Богомужне,/созывающи нас к похвалению Христа, Бога нашего./Темже, к тебе днесь притекающе,/с любовию взываем радостно:/блаженна земля, упитавшаяся кровьми твоими,/и свята селения, приимшая дух твой,/идеже в рай, нетленныя пищи наслаждался,/не забуди нас, воспевающих тя,/но присно поминай в молитвах твоих к Богу,/да избавимся от всех бед и скорбей,/инее присно память твою почитающи. Использованные материалы Редакция текста от: 13.03.2019 17:39:11 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/22559.html

   001    002    003    004   005     006    007    008