Пресс-конференция Волобаев Алексей Алексеевич, генеральный директор Центра изящных искусств на Волхонке, Задорожный Николай Васильевич, Директор Благотворительного фонда «Частный музей Русской иконы», протоиерей Леонид Калинин Протоиерей Леонид Калинин И. А. Шалина Святые благоверные князья Борис и Глеб. 1920-1930е годы. Собрание В.М.Момота (Москва) Святитель Николай, архиепископ Мирликийский с житием в восьми клеймах. Последняя треть XIX века. Собрание С.А. Ходорковского (Москва). Царские врата. Начало XVIII века. Русский Север. Собрание А.П. Бойцова (Москва). Верхний ряд иконостаса. Крест-Распятие с предстоящими в медальонах. Предстоящие: вторая половина XVIII века. Крест-Распятие: конец XVIII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-244-248,325. Евхаристия (Причащение хлебом). Фрагмент Царских врат. Первая половина XVII века; старообрядческая реставрация (врезок). Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-44. Иоанн Богослов из деисусного чина иконостаса. Конец XVII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-448. Явление Богоматери и святителя Николая пономарю Юрышу. Около 1600 года. Происходит из погоста Лядины Каргопольского района. Собрание Н.В.Задорожного (Москва). Верхняя часть двухрядной иконы Введение во храм. Первая половина XVII века. Русский Север. Собрание Н.В.Задорожного (Москва). Верхняя часть двухрядной иконы Введение во храм. Первая половина XVII века. Русский Север. Собрание Н.В.Задорожного (Москва). Архангел Гавриил из деисусного чина иконостаса. XVII век. Вологда. Собрание А.В.Ренжина (Москва). Воскресение – Сошествие во ад. XVII век. Собрание А.В.Новикова (Москва). Икона выносная двусторонняя. Богоматерь Умиление – Святитель Николай, архиепископ Мирликийский. Около сердины XVII века. Среднерусские земли. Дерево, темпера. Происхождение не установлено. Находилась в собрании В.С.Самсонова. Поступила в музей в сентябре 2007 года от вдовы коллекционера. Реставрирована до поступления в коллекцию. Инв. ЧМ-332. Икона выносная двусторонняя. Богоматерь Казанская – Святитель Николай, архиепископ Мирликийский. Вторая четверть XVII века. Музей русской иконы (Москва). Инв. ЧМ-511.

http://pravmir.ru/foto-okno-v-nebo/

поиск:   разделы   рассылка Ксения Лученко Церкви дана свобода, а людям дана Церковь Источник:  Татьянин день Донской монастырь и его некрополь – свидетели истории России последних четырех столетий, здесь захоронены герои нескольких войн, философы и священнослужители, покоятся мощи святителя Тихона и хранятся спасенные барельефы первого храма Христа Спасителя. Наместник монастыря епископ Павлово-Посадский Кирилл размышляет о том, каким должен быть музейный комплекс на территории монастыря, чтобы увековечить память об эпохе гонений и создать цельную картину российской истории, не обходя стороной проблемы ХХ-го века. – Владыка, Вы не раз говорили, что планируете создать в Донском монастыре три музеямузей Патриарха Тихона и новомучеников, музей истории обители и музей некрополя. Как Вы будете строить эту работу? – У нас, не только в Церкви, но и везде, по сусекам часто собирается немало интересного, ценного и важного, с чем нужно знакомить людей. В Церкви же ничто не может использоваться исключительно для любования. Экспонаты должны нести определенную просветительскую нагрузку. Поэтому, после того, как мы вынем на свет Божий все, что сейчас никак не систематизировано и хранится в монастыре под спудом, создадим подходящие помещения, структуру, которая будет обслуживать экспозиции, музеи начнут работать на просвещение людей. Вы спросите, почему именно эти музеи. Музей монастыря – это логично и ясно: Донской монастырь с огромной замечательной историей – один из древнейших на территории Москвы. Музей некрополя – это тоже понятно, потому что на сегодняшний день здесь находится более 2000 захоронений, в том числе родовые усыпальницы царей и князей грузинских, князей Голицыных, целая группа родственников Пушкина, мать Тургенева, бабушка Толстого, историк Ключевский, Чаадаев, около 70 героев войны 1812-го года, и множество других людей, славных великих делами, которые они совершили на благо России. Поэтому здесь самое место для исследования их жизни и творчества. Третий музей или третий раздел общего музея посвящен новомученикам и Патриарху Тихону, который проживал здесь под домашним арестом, и именно здесь, можно сказать, возглавлял штаб противления злу, которое нахлынуло после революции, и очень многих подмяло под себя. Патриарх Тихон был Предстоятелем Церкви и поэтому он возглавляет сонм российских новомучеников и исповедников. В этом музее мы будем говорить в целом о страдании, об исповедничестве православных людей, в первую очередь епископов, священников, мирян, которые пострадали в эти страшные времена.

http://religare.ru/2_76043.html

— Не последнее место во взаимоотношениях церковных организаций и культурных объектов занимает вопрос о передаче имущества. В частности, Литературный музей должен получить новые помещения, чтобы передать монастырю Нарышкинские палаты. Какова нынешняя ситуация? Принимают ли участие в решении этого вопроса власти города и Министерство культуры? М.С. Гомозкова: Вопрос о предоставлении помещений, которые бы соответствовали всем требованиям, а также статусу Литературного музея, был поставлен сразу, как только было принято решение о возвращении монастырских зданий Церкви, однако до сих пор нам не были предложены соответствующие варианты. К сожалению, Министерство культуры не располагает площадями, которые можно было бы передать музею, поскольку все «квадратные метры» находятся в ведении Росимущества. Этот вопрос может быть решен только совместными усилиями обоих министерств. Что же касается властей города Москвы, то они пока не принимают участия в судьбе музея, поскольку мы являемся организацией федерального подчинения. В настоящее время музей активно сотрудничает с известным российским историком Сигуртом Оттовичем Шмидтом, который предложил создать в Москве музейный квартал, где на небольшой территории были бы собраны культурные объекты. Такими районами по праву гордятся Берлин и Вена. Наиболее подходящим вариантом нам представляется историческое здание по адресу Арбат, 37, где сейчас располагается Московский окружной военный суд. Поблизости находятся мемориальная квартира А.С. Пушкина, куда он приехал после венчания, мемориальный дом-музей М.Ю. Лермонтова, дом С.Т. Аксакова, мемориальный дом-музей А.И. Герцена, музей А.Н. Скрябина, дом И.С. Остроухова, квартира писателя Андрея Белого. Мы подготовили и предоставили в соответствующие инстанции свои предложения, однако пока этот вопрос невозможно сдвинуть с мертвой точки. Епископ Меркурий: Должен заметить, что правительство Москвы изучает вопрос о возможном содействии в предоставлении Литературному музею достойных помещений, поскольку и музей, и монастырь находятся в историческом центре Москвы. Мы, со своей стороны, будем прилагать необходимые усилия, чтобы ускорить этот процесс. Будем надеяться, что решение будет найдено.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210524...

     Дискуссии о передаче Церкви храмовых зданий и священных предметов, изъятых у нее в эпоху «исторического материализма» мне приходится вести не первое десятилетие. И всегда этот спор развивается по одному и тому же сценарию, который воспроизводится вновь в связи с разговором о возвращении к своей первоначальной роли Исаакиевского собора. Поскреби «либерального гуманитарного антиклерикала» и почему-то каждый раз найдешь воинствующего антихристианского мракобеса. — Исаакиевский собор всегда принадлежал государству, причем тут РПЦ! — Тогда что вам не нравится? Государство решило передать его в пользование Церкви, как оно раньше и было. Собственник вправе решать, кому передать помещение. — Нас не спросили! Наше мнение важно! Атеистов не спросили! Это памятник культуры, принадлежащий всем нам. — В 1917 году верующих (и живых и мертвых, молившихся там с момента постройки) не спросили, должен ли собор быть закрыт, перед нами просто отмена прежнего неправового решения. — Исаакиевский собор – важнейший объект туристической инфраструктуры Санкт-Петербурга! В него ежегодно приходят миллионы гостей! — Исаакиевский собор прежде всего – храм. Он строился в таковом качестве. Но Церковь не запрещает туристам заходить в храмы, если они ведут себя подобающе. Никто не требует изъятия у Римско-Католической Церкви Собора Святого Петра в Риме на том основании, что туда приходят миллионы туристов. — Но государственный бюджет получал с туристической эксплуатации собора доход, а теперь этот доход получит Церковь! — Собор построен не для извлечения доходов от его туристической эксплуатации. Если государство хочет отказаться от этих доходов – это его как собственника, право, но, как известно, государственный контроль за турпотоком сохранится. — Исаакиевский собор – это музей! — Простите, музей чего? Музей Исаакиевского собора? Музей самого себя? Раньше там располагалось отделение музея атеизма. Это было по своему стройно – открыть музей атеизма в соборе и заявлять, что движение Маятника Фуко, демонстрирующее вращение земли, доказывает каким-то образом, что Бога нет. Но с атеизмом и гонениями на церкви у нас вроде покончено, а «Музей Исаакиевского Собора» вместо самого собора это явный абсурд.

http://pravoslavie.ru/100138.html

Летом 1954 года станция торжественно отмечала 100-летие со дня рождения ее основателя. При большом стечении гостей на могиле Н. А. Морозова в парке усадьбы был установлен памятник. Между тем интенсивное развитие научного центра продолжалось: возводились двух- и трехэтажные дома, лабораторные корпуса, речной порт, школа, больница, детский сад, клуб-лекторий. Постепенно на месте старой обветшавшей усадьбы поднялся благоустроенный городок. В 1956 году Президиум АН СССР принял решение преобразовать биостанцию " Борок " в Институт биологии водохранилищ (ИБВ), существенно расширив тематику работ. В целях сохранения здешних уникальных природных условий Иван Дмитриевич добился от Ярославского облисполкома объявления территории Борка и прилегающих к нему угодий заказником. Шли годы. Масштаб проводимых в Институте исследований неуклонно возрастал, в связи с чем в 1962 году ИБВ переименовали в Институт биологии внутренних вод (ИБВВ). Когда же в 1986 году страна проводила И. Д. Папанина в последний путь, институту присвоили его имя. В доме, где он жил, открыт мемориальный музей. Кроме ИБВВ, на территории поселка в настоящее время работают еще два научных учреждения - геофизическая обсерватория " Борок " и страховой документальный фонд Архива Российской Академии наук. Борок находится несколько в стороне от знаменитого " Золотого кольца " древних русских городов с их всемирно известными историческими памятниками, но, тем не менее, он тоже - уникальная историческая достопримечательность. Взять хотя бы тот факт, что в поселке, насчитывающем чуть более двух тысяч жителей, имеется пять музеев. Два из них - естественнонаучные: музей Природы и Музей-аквариум, три - мемориальные: уже упоминавшиеся музей Н. А. Морозова и музей И. Д. Папанина и недавно открывшийся музей выдающегося художника Федора Григорьевича Солнцева (1801-1892), чья родина - старинное село Верхнее-Никульское - находится рядом с Борком (о Ф. Г. Солнцеве " Московский журнал " писал в N 2 за 2003 год). С селом Верхне-Никульское тесно связано имя другого удивительного человека - архимандрита Павла (Груздева), служившего в здешнем храме Святой Троицы с 1960 по 1992 год.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

– Благодаря Александру Борисовичу вы научились ценить искусство? – Просто оно тоже было частью нашей жизни. Начиная с третьего класса, я одно время каждую неделю ходил в Исторический музей, как к себе домой. Так что можно сказать, что я вырос в стенах этого музея. Меня там знали многие сотрудники, и потом, когда я уже стал взрослым человеком, встречали с такой же радостью. Я сам ходил по залам, причем в отделе отца мне было не очень интересно – произведения из керамики и стекла в шкафах не очень вдохновляли мальчика. Другое дело – картины, оружие, древние костюмы, предметы быта разных сословий и прочие многочисленные ценности. Церковного там было мало, по понятным причинам. Почему-то мне очень запомнился портрет Емельяна Пугачева. Музей – это наглядная история в реальных предметах прошлого. Я всегда знал: музей – это ценно и важно, и когда сейчас слышу от интеллигентных, церковных людей: «Музей – это дело десятое», мне становится одновременно и грустно, и смешно. – Когда пришло понимание богословия иконы? – С отцом мы особо это не обсуждали, но понимание иконы как сакрального предмета, перед которым мы молимся, у меня было, естественно, с детства. Дома у нас были, конечно, разные иконы, и стояла фотография Владимирской иконы Божьей Матери. – Когда вы пришли работать в Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва, много ездили в экспедиции по деревням – собирали в фонд музея сохранившиеся иконы. Расскажите, пожалуйста, об особенно памятных экспедициях. – Расскажу о самой первой экспедиции – примерно в 1966–67-м годах, в подмосковное село Семеновское, недалеко от Сергиева-Посада, за иконами XVII века. Храм, в котором они находились, был официально закрыт, там не служили, но все-таки он сохранялся, ключи от него хранились у верующего человека. Но директор местной школы был ярым атеистом, и он сагитировал старшеклассников, чтобы они незадолго до Пасхи устроили в церкви погром. Мы, трое сотрудников музея, видели последствия – вырванные из иконостаса иконы, расколотые, побитые, были разбросаны по всему храму: их кидали, топтали ногами. Подростки бесновались в полном смысле этого слова. Церковь была ветхая, и они допрыгались до того, что на одного из этих школьников упала балка и убила насмерть. Веселье сразу же кончилось… Судьбу директора школы не знаю, а иконы власти решили передать в музей, чтоб не было никаких разговоров.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/31/kogda_...

294 Музеи Московского Кремля, инв. Ж-149. А. В. Силкин предположил, что шитая «Троица» была не пеленой, а хоруговью. Однако хоругви были несколько меньшего размера, возможно, это пелена с утраченной каймой под икону местного ряда. 296 В 1640 г. Михаил и Иван Гурьевы основали на Ямке рыбные промыслы, где в 1662 г. был построен каменный город, названный Гурьевым (см: Бахрушин 1954; а также: Силкин 1993 (1). С. 107–108). 297 Элементы этого динамизма сказались и в направленности крыльев среднего ангела в «Троице», и в клубящихся завитках волос Макария Желтоводского. 298 Несомненно вышли из мастерской И. Гурьева совершен-но однотипные с кремлевскими воздух «Положение во гроб» и два покровца «Агнец Божий» и «Богоматерь Знамение», хранящиеся в Рязанском музее (инв. 3500,3501 и 3502) и фелонь с шитым оплечьем (Там же, инв. 3452). Такое оплечье имеется и на фелонях в музее «Новый Иерусалим» (инв. 1224) и в Переславском музее (инв. 1825). См.: Силкин 1988. С. 154–155, 354, 355; Силкин 1993 (1).С. 107–108, 115–116, 13–16. 301 Кроме трех упомянутых, это плащаница 1698 г. переславского Никитского монастыря (Переславский музей, инв. 28); плащаница 1702 г. Новодевичьего монастыря (музей «Новодевичий монастырь», плащаница 1710 г. Владимиро-Суздальского музея (инв. В-2161). 302 Следует назвать: покровы с изображениями Сергия и Никона Радонежских (Сергиево-Посадский музей, инв. 2430 и 2424); Исайи и Леонтия Ростовских (Ростово-Ярославский музей, инв. и 922/753); Евфимия Суздальского (Владимиро-Суздальский музей, инв. СМ-1094); Антония Римлянина (Новгородский музей, инв. Пафнутия Боровского (ЦМиАР, кп-927); Александра Невского (ГРМ, инв. ДРТ-290) и Александра Свирского , ранее считавшегося вкладом царя Михаила Федоровича 1644 г. (ГРМ, инв. ДРТ-399; см.: Лихачева 1999. С. 270–273). Л. Д. Лихачева уточняет и дату покрова Александра Невского – 1695 г. (См.: там же. С. 278). 303 Кроме Музеев Московского Кремля, они хранятся в Муромском (инв. М-5643, М-5675, М-5710) и Кирилловском музеях (инв. 36/623 И 35/622).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

В соглашении о совместном использовании музей и монастырь прописали, что для богослужений музей отдает Михаило-Архангельский собор. А там в это время проходила выставка деревянных скульптур. Они занимали много места, мешали проводить службу, да и в большом количестве странно смотрелись в пространстве церкви. Музейщики оставили только несколько скульптур, а остальные убрали. Приехавшие в монастырь сотрудники других музеев назвали это решение директора музея вандализмом и возмутились тем, что большая часть выставки была перенесена в фонды. Даже грозились пожаловаться на Егорову. «Конечно, их тоже можно понять, — пытается объяснить логику поведения своих коллег-музейщиков Надежда Анатольевна. — 90 с лишним лет здесь существует музей. Все его знают и любят. Мы здесь обжились и чувствуем себя хозяевами. Но я говорю всегда, что князь Святослав ведь не строил музей, он возводил княжич монастырь. В храме должна совершаться служба, а не проходить выставка. Мои коллеги из нашего музея меня поддержали». Плененные святыни Отец Афанасий, продолжая эту мысль, говорит, что музейщики в советское время спасли очень много святынь Церкви, но сегодня пришло время, когда святыни нужно вернуть для того, для чего они были сотворены, — для поклонения. «Когда я захожу в запасники нашего музея, уж не говоря про Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею, и вижу эти темные комнаты со стеллажами, в которых, как в тюрьме, томятся живые для меня образы, мне хочется плакать. Это плененная святыня — очень по ней скорблю. И не один я». От слов отец Афанасий перешел к действиям. Михаило-Архангельский собор украсился святынями, которые много десятилетий хранились в музейных фондах, — подвесными паникадилами и подсвечниками XVI века. В притворе была повешена Владимирская икона Божией Матери XVII века. Надежда Анатольевна вспоминает, что этот образ столь удивительной красоты, что многие люди, входя в собор и видя эту икону, буквально замирали у нее. В музее хранится более 300 частиц мощей, и они были выставлены для поклонения верующих.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

3. Загорск, 1960. С. 170—174. 109 ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 202. 110 Вкладная книга Троице–Сергиева монастыря. С. 29. 111 В рукописи Стоглава РГБ, Троиц. 215 на л. 12 об. — 13 об. почерком начала XVII в. вписан текст письма царевича Федора Борисовича старцу Варсонофию Якимову, где тот сообщает, что ко дню памяти Сергия 25 сентября 1599 г. царь не сможет приехать по причине болезни. 112 Сергиево–Посадский музей–заповедник, 289. Л. 3—8 об., 21—23. 113 РГАДА, ф. 237 (Монастырский приказ), оп. 1, д. 27. Л. 2—7, 15 об. 114 Сергиево–Посадский музей–заповедник, 50. Л. 24 об. 115 Сергиево–Посадский музей–заповедник, 3. Описание иконы 44. 116 Сергиево–Посадский музей–заповедник, 41. Л. 18 об. 117 Сергиево–Посадский музей–заповедник, 2. Л. 44 об. 118 Сергиево–Посадский музей–заповедник, 805. Кн. 1. Л. 81—81 об. гробницу с надписью «Святая Троица» Ю. А. Олсуфьев позже расценил как «новую»: Олсуфьев Ю. Опись икон Троице–Сергиевой Лавры до XVIII века и наиболее типичных XVIII и XIX веков. Сергиев, 1920. С. 23. Но Олсуфьев повторил в своем описании овибочное утверждение прежних описей о вкладе этой иконы царем Иваном Грозным. 119 Изображения 6 гробниц из всего комплекта опубликованы в альбоме: Бал–дин В. И., Манушина Т. Н. Троице–Сергиева лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV—XVII вв. М., 1996. Илл. 411—416. 120 В современном виде расположение гробниц на Годуновском окладе таково. Верхний ряд: 1) Тимофей, 2) Три святителя, 3) Ульяния, 4) Вознесение, 5) Новозаветная Троица, 6) Сошествие во ад, 7) Еммануил, 8) Василий Парийский и Стахий, 9) Тит. Пары гробниц на боковых полях: 1) Петр — Павел, 2) Иоанн Богослов—Андрей, 3) митр. Петр — митр. Алексий, 4) Федор Стратилат—Леонтий Ростовский, 5) митр. Иона — царь Константин, 6) Сергий Радонежский — Феодот Анкирский, 7) Георгий — Глеб, 8) Борис—Мария Магдалина. Нижний ряд: 1) Варла–ам и Кирилл, 2) Анастасия и Устиния, 3) Михаил, 4) Богоматерь, 5) Спас Нерукотворный, 6) Иоанн Предтеча, 7) Гавриил, 8) Афанасий и Кирилл, 9) Ксения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Параллельно в 1922-1926 гг. на территории Н. м. м. продолжала существовать монашеская община: в 1924 г. в обители проживали до 180 монахинь, в 1925 г.- 145 ( Бойко. 2012. С. 106-107). В 1929 г. была закрыта последняя церковь - свт. Амвросия Медиоланского. Часть зданий была отдана под различные нужды: в кельях разместили ясли, общежитие Наркомпроса, прачечные, в трапезной устроили гимнастический зал. В 1926 г. музей в Н. м. м. был реорганизован в историко-бытовой музей, в к-ром хранилось собрание вещей XVI-XVII вв., преимущественно относящихся к эпохе стрелецкого движения. Постановлением от 30 сент. 1927 г. музей был передан из ведения Наркомпроса в ведение Московского отдела народного образования. В окт. 1929 г. музей был закрыт и вновь открылся в июле 1930 г. как Музей раскрепощения женщины. В сент. 1934 г. музей в Н. м. м. стал филиалом ГИМ. В 1939-1984 гг. в Н. м. м. жил и работал реставратор П. Д. Барановский . В 1944 г. «Лопухинский корпус» и надвратная ц. Преображения Господня были переданы Московской Патриархии для размещения в них Богословского ин-та и пастырско-богословских курсов ( Светозарский. 2012. С. 115-121). В дек. 1945 г. в ведение Московской Патриархии была полностью передана ц. Успения Пресв. Богородицы (освящена 29 дек.; см. ЖМП. 1946. 1. С. 18-22) с трапезными палатами. В послевоенные годы ГИМ принял участие в расселении жильцов (ок. 1 тыс. чел.), занимавших большинство зданий обители. Начиная со 2-й пол. 50-х гг. XX в. велись работы по комплексной реставрации архитектурного ансамбля Н. м. м. С 1964 г. при ц. Успения Пресв. Богородицы находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского. В 1982 г. в зап. части трапезной палаты был устроен храм во имя св. блгв. кн. Даниила Московского (перенесен из «Лопухинского корпуса», где был устроен как домовый митр. Крутицким и Коломенским Пименом (Извековым; впосл. патриарх). В 1988 г. в ц. Успения Пресв. Богородицы был установлен иконостас из разрушенного в 1936 г. храма Успения Пресв. Богородицы на Покровке. 1994-2018 гг.

http://pravenc.ru/text/2577819.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010