275 К первому периоду работы светлицы в доме боярина Дмитрия Годунова относится и другая плащаница, хранящаяся в Костромском музее (инв. 6087), а также хоругвь с изображением на одной стороне Святой Троицы, а на другой – апостола Филиппа, Ипатия и Димитрия Солунского (Там же, инв. 13941). См.: Маясова 1984. С. 34–37, ил. 1, 2 и с. 41. 276 Створки вложены Борисом Годуновым в 1601 г. к рублевской «Троице» (Сергиево-Посадский музей, а створки к «Троице» 1586 г. вклада Дмитрия Ивановича – в Ипатьевский монастырь (см.: Антонова, Мнева 1963, 547. С. 152–154, ил.49:51). 278 Плащаница до 1929 г. находилась в Костромском музее. Настоящее ее местонахождение нам неизвестно. 279 Интересно, в свою очередь, отметить, что н делах царицыной светлицы XVII в. значится несколько произведений шитья, выполненных специально для посылки в Астрахань: 3 июля 1640 г. «иконники Баженко Савин, Марк Матвеев знаменовали образ Богородицы Влади-мирской, что велено по государеву указу послать в Астра-хань»; 16 января 1641 г. «иконописец Федька Тимофеев знаменил под шитье около пелены Богородицы Одегитрея коймы, что послана в Астрахань, 6 дней» (Забелин 1901. С. 720). 281 Из той же мастерской вышли: хоругвь с изображением Троицы и Спаса Нерукотворного 1648 г. вклада Фетиньи в Новоспасский монастырь (Музей «Коломенское», инв. и Т-44), сударь «Богоматерь Воплощение» (Там же, инв. Т–11), набедренник с орнаментальным шитьем, вложенный в 1659 г. в Чудов монастырь (Музеи Московского Кремля, инв. ТК-1282). 282 В описях Архангельского собора других покровов с изображением князя Михаила Черниговского не упоминается. 283 Кирилло-Белозерский музей, инв. К мастерской Одоевских относится также покров на гроб Ивана Ивановича Одоевского 1629 г. (Сергиево-Посадский музей, ни». 2429), палица «Распятие» (кат. 125), покров «Кирилл Белозерский» (Кирилло-Белозерский музей, инв. 40/627, см.: Маясова 1989 (I). С. 222); а также напрестольная пелена «Похвала Богородицы» 1671 г. (Музей «Ново-девичий монастырь», инв. 750/8335, см.: Косицына 1995. С. 123–125).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Со времен патриарха Никона перед монастырскими воротами располагался гостиный двор. Сохранилось 2 здания гостиниц. Одно из них - краснокирпичное, в 2 этажа, с полуподвалом, построено в рус. стиле в 1891-1892 гг. (освящено 25 сент. 1893). В нояб. 1902 г. по просьбе архим. Владимира (Филантропова) разрешено построить новую 2-этажную каменную гостиницу (работы завершены в мае 1904). Также наряду с гостиницами у входа в Н. В. м. расположено 2-этажное каменное здание школы, построенное в 1895 г. по инициативе архим. Андрея (Садовского) по проекту архит. В. Е. Сретенского. С момента основания мон-ря перед его воротами размещались конный двор, экипажный сарай и др. хозяйственные постройки. В 1894 г. в связи со строительством здания школы эти деревянные корпуса были перенесены на новое место, к юго-западу от Н. В. м. В 1913 г. деревянные здания конного двора и коровника сгорели, были возведены новые, каменные. Шатер Воскресенского собора. Фотография. 2017 г. После закрытия Н. В. м. встал вопрос о дальнейшей судьбе монастырских зданий и ризницы. В Наркомате просвещения РСФСР сначала склонялись к мнению, что монастырские ценности проще перевезти в Москву и поместить в надежном хранилище. Однако вскоре было решено создать на территории монастырского ансамбля музей. 19 марта 1920 г. уполномоченные отдела по делам музеев Наркомпроса Н. Н. Померанцев, Е. И. Силин, Н. К. Жуков и А. В. Лядов подписали акт о том, что «находящееся в Воскресенске Московской губернии имущество бывшего Ново-Иерусалимского мон-ря перешло в ведение отдела по делам музеев Наркомпроса». 29 марта 1920 г. организован историко-художественный музей, находившийся в ведении Главмузея Наркомпроса РСФСР. 5 нояб. 1921 г. в бывш. Н. В. м. создан музей местного края, к-рый постановлением отдела по делам музеев Главнауки Наркомпроса РСФСР от 20 апр. 1922 г. объединен с историко-художественным в Государственный Новоиерусалимский художественно-исторический и краевой музей. В 1935 г. музей превращен в Опытно-показательный краеведческий музей Московской обл. После закрытия в том же году Московского областного музея в Москве значительная часть его коллекций была передана в Новый Иерусалим, музейные работники осуществляли методическое руководство краеведческими музеями Подмосковья. В центре их научной, экспозиционной и реставрационной работы всегда был ансамбль Н. В. м., они изучали историю его строительства, систематизировали коллекции.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Восстановление монастырской жизни происходило постепенно. После десятилетий забвения литургической жизни собор надо было серьезно восстанавливать. В нем не было ни иконостаса, ни солеи, ни амвона, в алтаре — только временный деревянный столик. И музей принимал активное участие в возрождении собора. Отец Афанасий вспоминает, что по молитве появлялись люди, которые готовы были пожертвовать деньги или физически помочь. Священник пересказывает разговор по телефону с владыкой Евлогием: «Афанасий, ты же говоришь, что у тебя паникадила нет». — «Да, владыко, вы видели». — «Брат мой, игумен Никон заменил на Афонском подворье паникадило, забери старое, оно роскошное». — «Благословите... А как привезти?» — «Да он привезет тебе». И действительно, привезли, а музейщики помогли повесить. Дом-башня для игумена Готовность прийти на помощь и взаимная выручка помогали музею и монастырю налаживать совместную жизнь. Братия в монастыре небольшая — наместник, иеромонах и два инока, но им тоже надо было где-то жить, вести хозяйство. Свободным помещениям взяться неоткуда. Под проживание монахов были выделены монастырские башни. Отец Афанасий уточняет, что на тот момент эти башни представляли собой полые кирпичные трубы, внизу — земляной пол, сверху — деревянная крыша. За год удалось их сделать пригодными для жизни. В этом помогали и состоятельные благодетели, и музейщики. В башне, где поселился отец-наместник, появились три этажа. На первом этаже расположились прихожая, туалет и кухня, на втором — келья, а на третьем — кабинет с обширной библиотекой старинных и современных церковных книг, которую отец Афанасий собирает уже много лет. Где-то надо было монахам хранить продукты питания. Тогда монастырь и музей написали заявление в Государственную инспекцию по охране памятников культурного наследия, чтобы разрешили приспособить подклеть колокольни, которая изначально и была для этого предназначена. Нужно было не просто получить разрешение, а сделать проект и согласовать его. «Нам всем приходилось терпеть, смиряться, — рассказывает Надежда Анатольевна. — Отец Афанасий понимал, что монастырю придется потесниться, что музей переводить некуда и надо уживаться в тех помещениях и на той территории, которые есть. Туристы к нам приезжали и приезжают разные, кто-то в шортах, кто-то с открытыми плечами. Конечно, в такой одежде не приходят в монастырь, но мы же не можем их не пустить, они же в музей пришли. Или дети шумной толпой бегают, когда приходят на экскурсии. И монахам все это приходится терпеть. Но мы всегда старались объяснять нашим посетителям, что у нас не только музей, но и действующий монастырь и что вести себя здесь надо соответствующе».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Михаило-Архангельский монастырь. Город Юрьев-Польский. ЖМП 10 октябрь 2018 /  9 января 2019 г. 16:06 Монастырь и музей под одной крышей Михаило-Архангельский монастырь в городе -Юрьев-Польский — это одновременно и обитель, и крупный историко-архитектурный комплекс, и художественный музей. Такое соседство не мешает ни музейщикам, ни монашествующим. Здесь туристы охотно участвуют в церковных службах, паломники с интересом разглядывают музейные экспозиции, а директор музея поет на клиросе. PDF-bepcuя Город Юрьев-Польский начинался с крепости, которую заложили по приказу его основателя — князя Юрия Долгорукова. А вокруг крепость обнесли земляными валами. Крепостные стены не сохранились, а вот земляные валы можно увидеть и сегодня. Они и окружают Михаило-Архангельский монастырь, основанный в XIII веке внуком Юрия Долгорукова князем Святославом Федоровичем. Как Петр Барановский спас монастырь После революции 1917 года обитель в самом центре города была закрыта, новая власть собиралась ее снести. Спас монастырь архитектор и реставратор Петр Барановский, предложивший открыть в монастырских помещениях музей. К тому времени в городе уже был небольшой краеведческий музей, который ютился в двух комнатках местной школы. Его экспонатами были художественные ценности и предметы быта, национализированные у местных помещиков и купцов, а также у церквей и монастырей. Этот музей в 1922 году и переехал в обитель. За прошедшие 90 с лишним лет музейная коллекция значительно выросла, сегодня это свыше 10 тыс. единиц хранения. Многие экспонаты не просто имеют федеральное значение, но и принадлежат федеральной казне. Музейный комплекс включает в себя несколько храмов, часовню, красивейшую шатровую колокольню XVII beka, двухэтажный Архимандритский корпус. Самый же известный «экспонат» юрьев-польского музея — это белокаменный Георгиевский собор XIII века, последний шедевр церковного зодчества домонгольской Руси, с уникальной каменной резьбой. Его диковинные звери и птицы, святые и ангелы, глядящие со стен, давно разошлись по всем каталогам древнерусской культуры Владимиро-Суздальской земли. Собор построил князь Святослав. Внутри собора хранится еще один уникальный экспонат — Святославов крест, который князь собственноручно вытесал из камня в память о своем чудесном спасении.

http://e-vestnik.ru/reports/monastyr_i_m...

— Можно ли говорить о сформировавшейся традиции иконописания в Московской духовной академии, сложившейся художественной школе ее иконописного факультета? — Наши студенты изучают разные стили и сами пишут по-разному. Но в большей степени, в том числе и в силу географического фактора, мы тяготеем к Московской школе эпохи ее расцвета, пришедшейся на XV-XVI столетия. В этом мы стараемся следовать вкусам и предпочтениям монахини Иулиании (Соколовой). В деятельности иконописного кружка она старалась не сужать рамки творческого интереса воспитанников, которые работали в различных традициях иконописания. Но ей самой ближе были изографы XV-XVI веков. Деятельность матушки Иулиании, ее учеников и последователей оказалась чрезвычайно важной для формирования восприятия, хорошего вкуса в отношении икон для большой части нынешнего духовенства. Ведь семинария в те годы была относительно небольшой, и в той или иной степени с деятельностью иконописного кружка знакомился примерно каждый третий студент. В учебном процессе пристальное внимание мы уделяем работе студентов в музейных собраниях, их знакомству с подлинниками древности. Ведь иначе нельзя постичь красоту работы автора с цветом и фактурой, переданное им при помощи цветового строя восприятие произведения целиком. Современное иконописание нередко страдает иллюстративностью: видно, что человек работал с иллюстрацией и репродукцией, а не с подлинниками, в результате чего его произведениям не хватает интересности в цвете и фактуре, а в целом — глубины. Все это приводит к упрощению и примитивизму иконы. Мы же хотим, чтобы икона не только была выполнена с соблюдением канонов, но и была особенной. И сегодня специалисты различают, какая икона принадлежит кисти нашего выпускника, притом уже заметны и подражания.  — В каких музейных собраниях работают ваши студенты, где чаще всего проходят копийную практику? — Таких мест множество: это и местные собрания — Церковно-археологический кабинет (музей Московской духовной академии) и Сергиево-Посадский государственный музей-заповедник. В Москве это Государственная Третьяковская галерея, Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, Государственный музей изоб­разительных искусств имени А. С. Пушкина, Музей Храма Христа Спасителя , Музей русской иконы. Прекрасные отношения у нас сложились с корпусом государственных музеев-заповедников в регионах: Переславле-Залесском, Ростове Великом, Ярославле, Вологде, Петрозаводске, Новгороде. Наших студентов за практической работой можно увидеть в Государственном музейном объединении «Художественная культура Русского Севера» в Архангельске, Кирилло-Белозерском государственном музее-заповеднике, собраниях Углича, Рязани и Смоленска. Украинские студенты работали и в киевских музеях.

http://patriarchia.ru/db/text/5743709.ht...

Файл 32139.jpg:   Размер: 1280x850, 1.09 MPix, 428 Kb. Дата: 2018-06-19, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (98) , (5) . Описание: Музей имени Андрея Рублева Богоматерь Воплощение с печерскими святыми, избранные святые, праздники и сюжеты из Печерского патерика. Первая четверть XVIII века. Вологда. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Файл 32140.jpg:   Размер: 799x1000, 0.8 MPix, 329 Kb. Дата: 2018-06-19, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (97) , (2) . Описание: Тверская Пресвятая Богородица. XIX (?) век. Дерево, левкас, золочение, темпера. 30,8 х 26,7 х 2,5 см. Смоленский государственный музей-заповедник. Файл 32207.jpg:   Размер: 600x741, 0.44 MPix, 141 Kb. Дата: 2018-07-05, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (86) , (1) . Описание: Икона Пресвятой Богородицы, находящаяся в селе Зайцево Тульского уезда, местночтимая. Кон. XIX - нач. XX в. Фотопечать. 22.8 х 16.7 см. Тульский областной краеведческий музей - филиал ГУК ТО " Объединение " Историко-краеведческий и художественный музей " . Файл 32251.jpg:   Размер: 462x619, 0.29 MPix, 154 Kb. Дата: 2018-07-12, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (104) , (2) . Описание: [Ильинская Тобольская.] Тобольская икона Божией Матери, чдтв. Покровский собор Тобольского Кремля. С сайта tobolsk-eparhia.ru : Икона Божией Матери, именуемая «Тобольской», есть точная копия, по изображению и размеру, с чудотворной иконы Божией Матери Ильинской, находившейся в Чернигове. Из Чернигова в Тобольск эта икона привезена в 1711 г. Митрополитом Иоанном Тобольским (Максимовичем), приехавшим по назначению на Тобольскую кафедру. Приснодева изображена в убрусе и короне, с Превечным младенце[...] Файл 32303.jpg:   Размер: 403x538, 0.22 MPix, 83 Kb. Дата: 2018-07-23, анонимно. Рейтинг изображения: 1 (89) , (2) . Описание: [Ильинская Тобольская.] Тобольская чудотворная икона Божией Матери/Н.Скосырев. Тобольск: Тип. Епарх. Братства, 1908. Отдельный оттиск, печать типографская. 16,7 х 10,9 см. Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник.

http://pravicon.com/icon-613-photo

В апсиде может быть помещена также композиция «Maiestas Mariae» (Богоматерь во Славе), к-рая является вариацией на тему визант. образов Богоматери с Младенцем на троне, причем в Каталонии этот сюжет объединяли с «Поклонением волхвов» (Санта-Мария-де-Кап-д " Аран в Тредосе, пров. Льейда; Санта-Мария-д " Анеу, пров. Льейда; боковая апсида Сан-Кирзе-де-Педрет близ Берги, пров. Барселона; Санта-Мария в Тауле, пров. Льейда). В основном «Maiestas Mariae» встречается в ансамблях ранней романики, что может быть связано с итал. влиянием и заимствованием ломбардских иконографических схем. В частности, расположение персонажей вокруг Богоматери в этих памятниках очень похоже на то, что можно видеть в апсиде базилики Сан-Винченцо-ин-Галлиано (ок. 1007) на окраине Канту близ Комо. Важной иконографической особенностью испан. фресок является изображение Чаши Грааля, к-рую держит Богоматерь. Самое раннее изображение Грааля можно видеть в ц. Сан-Пере-дел-Бургал близ Эскало (пров. Льейда; кон. XI - нач. XII в., Музей Каталонии), а более поздние - в ц. Сан-Климен в Тауле (пров. Льейда; 1123, Музей Каталонии), в ц. Санта-Эулалия в Эстаоне (пров. Льейда; сер. XII в., Музей Каталонии) и ц. Сан-Рома в Лес-Бонс (Андорра; 1164, Музей Каталонии). Стены нефов украшались циклами на сюжеты из ВЗ и НЗ, а на западной стене располагалась композиция «Страшный Суд». На ее иконографию оказали влияние иллюстрации к «Толкованию на Откровение Иоанна Богослова» мон. Беата Лиебанского. Христос во Славе. Роспись центральной апсиды ц. Сан-Климен в Тауле. 1123 г. (Музей Каталонии) Христос во Славе. Роспись центральной апсиды ц. Сан-Климен в Тауле. 1123 г. (Музей Каталонии) Все фрески раннего этапа романики находятся на территории Каталонии. Фрески, приписываемые мастеру из Педрета,- свидетельство ломбардского влияния на рубеже XI и XII вв. и работы приезжей артели в Каталонии в это время. Под именем «мастер из Педрета» следует понимать скорее целую школу, нежели одного мастера; разные произведения этой школы при различии в качестве исполнения обнаруживают иконографическое и стилистическое сходство с памятниками Ломбардии, в особенности с фресками ц.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

В соглашении о совместном использовании музей и монастырь прописали, что для богослужений музей отдает Михаило-Архангельский собор. А там в это время проходила выставка деревянных скульптур. Они занимали много места, мешали проводить службу, да и в большом количестве странно смотрелись в пространстве церкви. Музейщики оставили только несколько скульптур, а остальные убрали. Приехавшие в монастырь сотрудники других музеев назвали это решение директора музея вандализмом и возмутились тем, что большая часть выставки была перенесена в фонды. Даже грозились пожаловаться на Егорову. «Конечно, их тоже можно понять, — пытается объяснить логику поведения своих коллег-музейщиков Надежда Анатольевна. — 90 с лишним лет здесь существует музей. Все его знают и любят. Мы здесь обжились и чувствуем себя хозяевами. Но я говорю всегда, что князь Святослав ведь не строил музей, он возводил княжич монастырь. В храме должна совершаться служба, а не проходить выставка. Мои коллеги из нашего музея меня поддержали». Плененные святыни Отец Афанасий, продолжая эту мысль, говорит, что музейщики в советское время спасли очень много святынь Церкви, но сегодня пришло время, когда святыни нужно вернуть для того, для чего они были сотворены, — для поклонения. «Когда я захожу в запасники нашего музея, уж не говоря про Эрмитаж, Русский музей, Третьяковскую галерею, и вижу эти темные комнаты со стеллажами, в которых, как в тюрьме, томятся живые для меня образы, мне хочется плакать. Это плененная святыня — очень по ней скорблю. И не один я». От слов отец Афанасий перешел к действиям. Михаило-Архангельский собор украсился святынями, которые много десятилетий хранились в музейных фондах, — подвесными паникадилами и подсвечниками XVI века. В притворе была повешена Владимирская икона Божией Матери XVII века. Надежда Анатольевна вспоминает, что этот образ столь удивительной красоты, что многие люди, входя в собор и видя эту икону, буквально замирали у нее. В музее хранится более 300 частиц мощей, и они были выставлены для поклонения верующих.

http://pravoslavie.ru/118509.html

vk fb tw ok @ g+ lj Архипов С. Схватка русских с татарами, 12 век. 1916 Центральный военно-исторический музей артиллерии и войск связи vk fb tw ok @ g+ lj Суриков В.И. Княжий суд. 1874 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Иванов Сергей Васильевич. Съезд князей в Уветичах. 1910 Костромской областной музей изобразительного искусства Раздел 2. Московское Царство. Иоанн Грозный Отдельный раздел посвящен образу Ивана IV Грозного и драматическим событиям его царствования, к которым на протяжении второй половины XIX века обращался не только И.Е. Репин, но и многие другие живописцы академического направления и художники-реалисты, стремившиеся показать и значительные деяния царя, и трагические стороны его натуры. vk fb tw ok @ g+ lj Иванов С. Поход москвитян. XVI век. 1903 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Василий Блаженный. 1902 Новгородский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Василий Блаженный (фрагмент). 1902 Новгородский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече. 1889 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече (фрагмент). 1889 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. Увоз колокола. Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского вече (фрагмент). 1889 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Пукирев В.В. Иван Грозный на молитве. 1884 Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург vk fb tw ok @ g+ lj Шварц В.Г. Иоанн Грозный у тела убитого им сына. 1864 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Неврев Н.В. Кончина митрополита Филиппа. 1898 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Раздел 3. Герои Смутного времени. Первые Романовы Одной из центральных для русской исторической живописи стала тема любви к Отечеству. На выставке она представлена картинами на сюжеты об эпохе Смутного времени, преодоление которого началось с подвига гражданина Минина и князя Пожарского и завершилось вступлением на престол государя из рода Романовых.

http://pravoslavie.ru/139872.html

« " Небесный Нижний " — большой выставочный проект, приуроченный к 800-летию основания Нижнего Новгорода. В его организации также принимала участие Нижегородская митрополия. В рамках подготовки к этому событию было приобретено современное климатическое и выставочное оборудование. И, что особенно радостно, с открытием этой выставки начнет работу новое выставочное пространство в кремле», — отметил Олег Беркович. Экспонаты для выставки предоставили государственные, частные и церковные музеи, а также отдельные коллекционеры из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казани, Самары и Нижнего Новгорода. Среди ее участников наиболее значительные музеи Нижегородской области — Арзамасский историко-художественный музей, Балахнинский музейный историко-художественный комплекс, Городецкий историко-художественный музейный комплекс. Уникальные памятники поступят из Московского музея русской иконы, Собрания русских икон при поддержке Фонда апостола Андрея Первозванного, музея Московской духовной академии «Церковно-археологический кабинет», музея икон Пресвятой Богородицы при Патриаршем подворье в Исаково, Нижегородской государственной областной научной библиотеки имени В.И. Ленина. «Наш художественный музей впервые принимает столь масштабный проект. Значительную часть экспонатов для выставки предоставил Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Среди музеев-участников Государственная Третьяковская галерея, Государственный исторический музей, Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Более всего произведений будет представлено нашим Нижегородским государственным художественным музеем. В экспозиции жители и гости нашего города смогут увидеть Царские врата начала XV века круга Андрея Рублева из древнего собора Троице-Сергиева монастыря, напоминающие о важном историческом факте в жизни города — его посещении преподобным Сергием Радонежским», — рассказал Роман Жукарин, генеральный директор НГХМ.

http://patriarchia.ru/db/text/5833488.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010